Е.А. БУДКИНА, Е.С. ЖУКОВ
' : 1 =Г Ü ! 111 ;
* I I ТТ^ГГ ■ с 1 ш 1
E.A. BUDKINA, E.S. ZHUKOV
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
PERSONALITY TRAITS
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУВОРОВЦЕВ
USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP CREATIVE POTENTIAL OF SUVOROV RESIDENTS
Сведения об авторах: Будкина Екатерина Алексеевна - методист лаборатории инновационных образовательных технологий ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь. E-mail: ekamethodist@gmail. com);
Жуков Евгений Сергеевич - методист лаборатории технических средств обучения ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь. E-mail: jinshi@ yandex. ru).
Аннотация. В статье затронуты вопросы создания инновационного потенциала образовательной среды для достижения нового качества образования, развития творческого потенциала суворовцев, инновационного образовательного поведения педагогов и их компетенций.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, проек-тно-исследовательская деятельность.
Information about the authors: Ekaterina Budkina - Methodologist of the Laboratory of Innovative Educational Technologies of the Tver Suvorov Military School of the Ministjy of Defense of the Russian Federation (Tver. E-mail: ekamethodist@gmail. com); Evgeny Zhukov - Methodologist of the Laboratory of Technical Training Tools of the Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Tver. E-mail: jinshi@yandex. ru).
Summary. The article deals with the issues of creating the innovative potential of the educational environment to achieve a new quality of education, the development of the creative potential of Suvorov students, innovative educational behavior of teachers and their competencies.
Keywords: innovative educational technologies, design and research activities.
В период становления новой образовательной парадигмы, в основе которой лежат личност-но-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира, большое значение придаётся инновационным образовательным технологиям.
Сегодня, в мире высоких инновационных технологий, где ко-
личество информации постоянно растёт, умение находить её при наименьших потерях времени -жизненная необходимость. А те люди, которые при этом эффективно применяют информацию в своей деятельности, имеют другой, новый стиль мышления и принципиально иначе подходят к оценке возникшей проблемы. Как показывает практика, без инновационных технологий не-
возможно представить современную школу, перед которой стоит задача воспитать нестандартно мыслящую личность.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию обучающихся, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Целенаправленное развитие способностей обучающихся, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагают использование современных педагогических технологий.
Современный педагог обязан уметь работать с инновационными и высокотехнологичными средствами и инструментами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав обучающегося -право на доступное и качественное образование. Именно поэтому технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
Тверское суворовское военное училище, развиваясь в инновационном режиме, реализует следующую цель: создание единой образовательной среды, направленной на достижение оптимального индивидуального развития, самоопределения и самореализации обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Использование педагогами училища современных технологий (таких, например, как технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов), педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); проблемное обучение; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения) не только способствует повышению привлекательности для суворовцев учебного процесса, но и позволяет обучающимся создавать межпредметные проекты высокого уровня технологической сложности. Реализуемые программы и проекты направлены на создание устойчивой системы работы с одарёнными и та-
лантливыми суворовцами в рамках образовательного пространства училища.
В рамках развития критического и творческого мышления, проектно-исследовательской деятельности суворовцев, поиска передовых идей применения инновационных технологий в образовательном процессе осуществляется взаимодействие Тверского суворовского военного училища с высшими учебными заведениями, научными институтами, наукоёмкими производствами, благотворительными организациями, такими, как НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России (г. Тверь), Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Г. К. Жукова, Фонд содействия развитию военному образованию (г. Москва), Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского».
Взаимодействие с данными организациями позволяет привлечь суворовцев к занятиям по передовым направлениям современной науки с привлечением высококвалифицированных специалистов, существенно повысить мотивацию суворовцев к научно-исследовательской и проектной деятельности, участию во всероссийских, всеармейских и международных конкурсных мероприятиях.
Так, при поддержке Фонда содействия развитию военного образования была модернизирована материально-техническая база дополнительного образования, проведено дистанционное обучение педагогов и суворовцев училища на базе учебно-методического комплекса «Геоскан. Пионер». Суворовцы вместе с педагогами обучались основным принципам пилотирования, программирования автоматизированного полёта, распознаванию образов на базе технологии нейронных сетей, фотограмметрии.
В рамках сотрудничества с НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России (г. Тверь) специалистами Центра проводятся занятия с суворовцами по вопросам математиче-
ского моделирования обнаружения забрасываемых источников радиоизлучения. Так, в ноябре 2019 года суворовец 10 класса Балабанов Василий выступил с докладом по вопросу оптимизации поиска и обнаружения забрасываемого источника помех при помощи ба-зово-корреляционной системы, элементом которой является беспилотное устройство, на научно-технической конференции в рамках III фестиваля «Юный робототехник». По итогам конференции доклад Балабанова Василия занял II место среди довузовских организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В рамках сотрудничества с Военной академией воздушно-космической обороны им. Маршала Г. К. Жукова суворовцы являются постоянными участниками международных научно-исследовательских конференций, проводимых академией («Суворовские чтения» и «Жуковские чтения»), где неизменно занимают призовые места.
В рамках сотрудничества с Тверским государственным университетом и Тверским государственным техническим университетом и при участии специалистов Тверского кванториума, компаний «Сканэкс» и «Лоретт» в 2019/2020 учебном году была осуществлена подготовка исследовательских работ к участию во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Двое суворовцев успешно прошли региональный и заочный этапы конкурса и стали участниками Научной смены образовательного центра «Сириус» в секциях «Беспилотный транспорт и логистические системы» и «Новые материалы».
Сотрудничество с Благотворительным фондом наследия Менделеева даёт суворовцам возможность участвовать в конкурсах, организуемых на базе ведущего естественнонаучного высшего учебного заведения России - Российским химико-технологическим универ-
ситетом имени Д. И. Менделеева. В рамках данного сотрудничества в 2019/2020 учебном году двое суворовцев Тверского суворовского военного училища стали победителями Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», семь суворовцев - победителями и призёрами Всероссийской научной практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук», пять суворовцев - победителями и призёрами Всероссийской научно-практической конференции «Человек - Земля - Вселенная».
В апреле 2020 года в рамках взаимодействия с Тверским отделением ПАО «Сбербанк» был создан учебно-информационный сайт «Тверская земля - память народа» (Ы^р://щу69. ги), представляющий собой собрание исследовательских и творческих материалов воспитанников Тверского суворовского военного училища, посвящённых вкладу Тверской (Калининской) области в Великую Победу.
В соответствии с реализацией программы развития училища и федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения одним из способов активизации творческого потенциала суворовцев в Тверском СВУ является научно-исследовательская и проектная деятельность.
Овладение суворовцами научно-исследовательской и проектной деятельностью в училище выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях обучения.
В 5-6 классах (на этапе ранней предпрофильной подготовки) младшие суворовцы знакомятся с основами исследовательской и проектной деятельности по программе «Школа юного исследователя».
Для суворовцев 7-9 классов (этап предпрофильной подготовки) на базе инновационного образовательного центра училища функционируют детско-взрослые лаборатории, работа в которых чёт-
ко ориентирована на достижение практического результата - создание технологического или программного продукта, полезного для образовательного процесса училища.
Начиная с 10 класса (этап профильной подготовки), упор делается на научно-исследовательскую работу с военно-практической составляющей. Научными руководителями исследовательских и проектных работ обучающихся, кроме преподавателей училища, являются специалисты академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, а также преподаватели высших учебных заведений Тверского региона.
Формирование ключевых компетентностей и развитие личностных способностей суворовцев осуществляется в рамках программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
С начала 2020/2021 учебного года в училище организована работа мастерской по созданию беспилотных летательных аппаратов в рамках дополнительных образовательных программ «Оператор малого беспилотного воздушного судна» и «Практическое применение современных беспилотных воздушных судов».
Круг задач мастерской: • обучение суворовцев основам пилотирования беспилотных ле-
тательных аппаратов различного типа;
• обучение основам конструирования и программирования беспилотных комплексов и систем, автоматизации полетов;
• обучение основам аэрофотосъёмки и метеорологических наблюдений;
• участие в соревнованиях операторов и конструкторов беспилотной техники всероссийского, всеармейского и международного уровней.
Вспомогательной формой внеурочной работы, предполагающей развитие у суворовцев познавательного интереса к научно-техническим достижениям российской и мировой науки, является созданный в училище в 2015 году музей занимательной компьютерной техники.
В сфере дополнительного образования с целью реализации военной составляющей образовательного процесса училища, предпрофильной и профильной подготовки суворовцев реализуются программы «Робототехника», «Первоначальная лётная подготовка», «Есть такая профессия -Родину защищать!».
Дополнительная образовательная программа «Робототехника» предполагает изучение основ конструирования и программирования, а также методов сбора, анализа и обработки информации.
Взаимодействие организаций высшего, дополнительного образования и инновационных предприятий при подготовке суворовцев к конкурсу «Большие вызовы»
Дополнительная образовательная программа «Первоначальная лётная подготовка» внедрена в образовательный процесс училища в целях эффективной организации профильной подготовки и создания конкурсной основы среди поступающих в авиационные училища Воздушно-космических сил.
В рамках программы суворовцами изучаются основы аэродинамики самолёта, конструкция самолёта, двигателя, авиационное и радиоэлектронное оборудование, воздушная навигация, авиационная метеорология, эксплуатация авиационной техники,авиационная медицина, радиотехническое обеспечение полётов и радиосвязь, теоретическая подготовка к полёту. Завершается обучение практической лётной подготовкой на авиационных тренажёрах и учебно-тренировочных самолётах.
Каждому суворовцу в ходе освоения данной программы дополнительного образования оказывается информационно-консультативная помощь в выборе высшего военно-учебного заведения Воздушно-космических сил для поступления; специальности, наиболее отвечающей его склонностям и способностям.
Программа дополнительного образования «Есть такая профессия - Родину защищать!» является авторской. Она реализована в научно-исследовательской работе «Проблемы создания единой системы непрерывной подготовки специалистов» и рекомендована к использованию в учебном процессе Тверского СВУ учебно-методическим отделом Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова и руководством Института непрерывного образования Тверского государственного университета.
В рамках освоения программы суворовцами изучаются история возникновения и развития Вооружённых Сил, причины побед и поражений армий, стратегия и тактика известных полководцев;
виды оружия в динамике их исторической эволюции; основы построения систем вооружения и военной техники всех видов и родов войск Вооружённых Сил России. Обучающимся предоставляется необходимая информация о военно-учебных и научно-исследовательских учреждениях Минобороны России.
Инновационный образовательный центр училища осуществляет методическую работу по развитию педагогов в режиме инновационной деятельности в рамках различных методических мероприятий: лекции, семинары, круглые столы, инструкторско-методические занятия. Проведение таких мероприятий способствует развитию профессиональных компетенций педагогов в инновационном пространстве образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, осмыслению собственного педагогического опыта.
Передовой опыт инновационной деятельности училища ежегодно транслируется на различных уровнях.
В 2019/2020 учебного году на базе училища были организованы занятия постоянно действующего городского семинара «Организация исследовательской и проектной деятельности в образовательной организации» для педагогов города Твери. На занятиях участники семинара узнали о том, как в училище организована работа с обучающимися в рамках исследовательской и проектной деятельности в Тверском СВУ, о реализуемых программах и проектах, которые направлены на создание устойчивой системы работы с одарёнными и талантливыми суворовцами в рамках образовательного пространства училища, о созданном в Тверском СВУ электронном банке данных достижений одарённых суворовцев «Талант». Педагоги города также увидели практический результат проектной и исследовательской деятельности суворовцев.
В январе 2020 года инновационный образовательный центр училища стал одним из организаторов практико-ориентированного семинара «Инновационные формы работы с педагогическим составом довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской федерации». Основной целью семинара было обобщение инновационного педагогического опыта работы с педагогическим составом довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе работы затрагивались вопросы создания инновационного потенциала образовательной среды для достижения нового качества образования, инновационного образовательного поведения педагогов, а также инновационных процессов и сотворческой стратегии развития довузовской образовательной организации.
В феврале-марте 2020 года 8 педагогов (6 работ) училища приняли участие в Фестивале инновационных педагогических идей среди педагогических работников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, который проводило Тульское СВУ (Конкурс ГУК). Е.Н. Ковалев, воспитатель учебного курса, стал победителем данного конкурса в номинации «Профессиональная ориентация».
Итак, училище сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности обучающегося, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс, использование современных технологий - это поиск эффективных форм работы с суворовцами, развитие их творческого потенциала. "