Научная статья на тему 'КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУВОРОВЦЕВ'

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будкина Екатерина Алексеевна, Жуков Евгений Сергеевич

В статье затронуты вопросы создания инновационного потенциала образовательной среды для достижения нового качества образования, развития творческого потенциала суворовцев, инновационного образовательного поведения педагогов и их компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будкина Екатерина Алексеевна, Жуков Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP CREATIVE POTENTIAL OF SUVOROV RESIDENTS

The article deals with the issues of creating the innovative potential of the educational environment to achieve a new quality of education, the development of the creative potential of Suvorov students, innovative educational behavior of teachers and their competencies.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУВОРОВЦЕВ»

Е.А. БУДКИНА, Е.С. ЖУКОВ

' : 1 =Г Ü ! 111 ;

* I I ТТ^ГГ ■ с 1 ш 1

E.A. BUDKINA, E.S. ZHUKOV

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

PERSONALITY TRAITS

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУВОРОВЦЕВ

USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP CREATIVE POTENTIAL OF SUVOROV RESIDENTS

Сведения об авторах: Будкина Екатерина Алексеевна - методист лаборатории инновационных образовательных технологий ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь. E-mail: ekamethodist@gmail. com);

Жуков Евгений Сергеевич - методист лаборатории технических средств обучения ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь. E-mail: jinshi@ yandex. ru).

Аннотация. В статье затронуты вопросы создания инновационного потенциала образовательной среды для достижения нового качества образования, развития творческого потенциала суворовцев, инновационного образовательного поведения педагогов и их компетенций.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, проек-тно-исследовательская деятельность.

Information about the authors: Ekaterina Budkina - Methodologist of the Laboratory of Innovative Educational Technologies of the Tver Suvorov Military School of the Ministjy of Defense of the Russian Federation (Tver. E-mail: ekamethodist@gmail. com); Evgeny Zhukov - Methodologist of the Laboratory of Technical Training Tools of the Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Tver. E-mail: jinshi@yandex. ru).

Summary. The article deals with the issues of creating the innovative potential of the educational environment to achieve a new quality of education, the development of the creative potential of Suvorov students, innovative educational behavior of teachers and their competencies.

Keywords: innovative educational technologies, design and research activities.

В период становления новой образовательной парадигмы, в основе которой лежат личност-но-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира, большое значение придаётся инновационным образовательным технологиям.

Сегодня, в мире высоких инновационных технологий, где ко-

личество информации постоянно растёт, умение находить её при наименьших потерях времени -жизненная необходимость. А те люди, которые при этом эффективно применяют информацию в своей деятельности, имеют другой, новый стиль мышления и принципиально иначе подходят к оценке возникшей проблемы. Как показывает практика, без инновационных технологий не-

возможно представить современную школу, перед которой стоит задача воспитать нестандартно мыслящую личность.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию обучающихся, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Целенаправленное развитие способностей обучающихся, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагают использование современных педагогических технологий.

Современный педагог обязан уметь работать с инновационными и высокотехнологичными средствами и инструментами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав обучающегося -право на доступное и качественное образование. Именно поэтому технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Тверское суворовское военное училище, развиваясь в инновационном режиме, реализует следующую цель: создание единой образовательной среды, направленной на достижение оптимального индивидуального развития, самоопределения и самореализации обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Использование педагогами училища современных технологий (таких, например, как технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов), педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); проблемное обучение; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения) не только способствует повышению привлекательности для суворовцев учебного процесса, но и позволяет обучающимся создавать межпредметные проекты высокого уровня технологической сложности. Реализуемые программы и проекты направлены на создание устойчивой системы работы с одарёнными и та-

лантливыми суворовцами в рамках образовательного пространства училища.

В рамках развития критического и творческого мышления, проектно-исследовательской деятельности суворовцев, поиска передовых идей применения инновационных технологий в образовательном процессе осуществляется взаимодействие Тверского суворовского военного училища с высшими учебными заведениями, научными институтами, наукоёмкими производствами, благотворительными организациями, такими, как НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России (г. Тверь), Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Г. К. Жукова, Фонд содействия развитию военному образованию (г. Москва), Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского».

Взаимодействие с данными организациями позволяет привлечь суворовцев к занятиям по передовым направлениям современной науки с привлечением высококвалифицированных специалистов, существенно повысить мотивацию суворовцев к научно-исследовательской и проектной деятельности, участию во всероссийских, всеармейских и международных конкурсных мероприятиях.

Так, при поддержке Фонда содействия развитию военного образования была модернизирована материально-техническая база дополнительного образования, проведено дистанционное обучение педагогов и суворовцев училища на базе учебно-методического комплекса «Геоскан. Пионер». Суворовцы вместе с педагогами обучались основным принципам пилотирования, программирования автоматизированного полёта, распознаванию образов на базе технологии нейронных сетей, фотограмметрии.

В рамках сотрудничества с НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России (г. Тверь) специалистами Центра проводятся занятия с суворовцами по вопросам математиче-

ского моделирования обнаружения забрасываемых источников радиоизлучения. Так, в ноябре 2019 года суворовец 10 класса Балабанов Василий выступил с докладом по вопросу оптимизации поиска и обнаружения забрасываемого источника помех при помощи ба-зово-корреляционной системы, элементом которой является беспилотное устройство, на научно-технической конференции в рамках III фестиваля «Юный робототехник». По итогам конференции доклад Балабанова Василия занял II место среди довузовских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

В рамках сотрудничества с Военной академией воздушно-космической обороны им. Маршала Г. К. Жукова суворовцы являются постоянными участниками международных научно-исследовательских конференций, проводимых академией («Суворовские чтения» и «Жуковские чтения»), где неизменно занимают призовые места.

В рамках сотрудничества с Тверским государственным университетом и Тверским государственным техническим университетом и при участии специалистов Тверского кванториума, компаний «Сканэкс» и «Лоретт» в 2019/2020 учебном году была осуществлена подготовка исследовательских работ к участию во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Двое суворовцев успешно прошли региональный и заочный этапы конкурса и стали участниками Научной смены образовательного центра «Сириус» в секциях «Беспилотный транспорт и логистические системы» и «Новые материалы».

Сотрудничество с Благотворительным фондом наследия Менделеева даёт суворовцам возможность участвовать в конкурсах, организуемых на базе ведущего естественнонаучного высшего учебного заведения России - Российским химико-технологическим универ-

ситетом имени Д. И. Менделеева. В рамках данного сотрудничества в 2019/2020 учебном году двое суворовцев Тверского суворовского военного училища стали победителями Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», семь суворовцев - победителями и призёрами Всероссийской научной практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук», пять суворовцев - победителями и призёрами Всероссийской научно-практической конференции «Человек - Земля - Вселенная».

В апреле 2020 года в рамках взаимодействия с Тверским отделением ПАО «Сбербанк» был создан учебно-информационный сайт «Тверская земля - память народа» (Ы^р://щу69. ги), представляющий собой собрание исследовательских и творческих материалов воспитанников Тверского суворовского военного училища, посвящённых вкладу Тверской (Калининской) области в Великую Победу.

В соответствии с реализацией программы развития училища и федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения одним из способов активизации творческого потенциала суворовцев в Тверском СВУ является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Овладение суворовцами научно-исследовательской и проектной деятельностью в училище выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях обучения.

В 5-6 классах (на этапе ранней предпрофильной подготовки) младшие суворовцы знакомятся с основами исследовательской и проектной деятельности по программе «Школа юного исследователя».

Для суворовцев 7-9 классов (этап предпрофильной подготовки) на базе инновационного образовательного центра училища функционируют детско-взрослые лаборатории, работа в которых чёт-

ко ориентирована на достижение практического результата - создание технологического или программного продукта, полезного для образовательного процесса училища.

Начиная с 10 класса (этап профильной подготовки), упор делается на научно-исследовательскую работу с военно-практической составляющей. Научными руководителями исследовательских и проектных работ обучающихся, кроме преподавателей училища, являются специалисты академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, а также преподаватели высших учебных заведений Тверского региона.

Формирование ключевых компетентностей и развитие личностных способностей суворовцев осуществляется в рамках программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.

С начала 2020/2021 учебного года в училище организована работа мастерской по созданию беспилотных летательных аппаратов в рамках дополнительных образовательных программ «Оператор малого беспилотного воздушного судна» и «Практическое применение современных беспилотных воздушных судов».

Круг задач мастерской: • обучение суворовцев основам пилотирования беспилотных ле-

тательных аппаратов различного типа;

• обучение основам конструирования и программирования беспилотных комплексов и систем, автоматизации полетов;

• обучение основам аэрофотосъёмки и метеорологических наблюдений;

• участие в соревнованиях операторов и конструкторов беспилотной техники всероссийского, всеармейского и международного уровней.

Вспомогательной формой внеурочной работы, предполагающей развитие у суворовцев познавательного интереса к научно-техническим достижениям российской и мировой науки, является созданный в училище в 2015 году музей занимательной компьютерной техники.

В сфере дополнительного образования с целью реализации военной составляющей образовательного процесса училища, предпрофильной и профильной подготовки суворовцев реализуются программы «Робототехника», «Первоначальная лётная подготовка», «Есть такая профессия -Родину защищать!».

Дополнительная образовательная программа «Робототехника» предполагает изучение основ конструирования и программирования, а также методов сбора, анализа и обработки информации.

Взаимодействие организаций высшего, дополнительного образования и инновационных предприятий при подготовке суворовцев к конкурсу «Большие вызовы»

Дополнительная образовательная программа «Первоначальная лётная подготовка» внедрена в образовательный процесс училища в целях эффективной организации профильной подготовки и создания конкурсной основы среди поступающих в авиационные училища Воздушно-космических сил.

В рамках программы суворовцами изучаются основы аэродинамики самолёта, конструкция самолёта, двигателя, авиационное и радиоэлектронное оборудование, воздушная навигация, авиационная метеорология, эксплуатация авиационной техники,авиационная медицина, радиотехническое обеспечение полётов и радиосвязь, теоретическая подготовка к полёту. Завершается обучение практической лётной подготовкой на авиационных тренажёрах и учебно-тренировочных самолётах.

Каждому суворовцу в ходе освоения данной программы дополнительного образования оказывается информационно-консультативная помощь в выборе высшего военно-учебного заведения Воздушно-космических сил для поступления; специальности, наиболее отвечающей его склонностям и способностям.

Программа дополнительного образования «Есть такая профессия - Родину защищать!» является авторской. Она реализована в научно-исследовательской работе «Проблемы создания единой системы непрерывной подготовки специалистов» и рекомендована к использованию в учебном процессе Тверского СВУ учебно-методическим отделом Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова и руководством Института непрерывного образования Тверского государственного университета.

В рамках освоения программы суворовцами изучаются история возникновения и развития Вооружённых Сил, причины побед и поражений армий, стратегия и тактика известных полководцев;

виды оружия в динамике их исторической эволюции; основы построения систем вооружения и военной техники всех видов и родов войск Вооружённых Сил России. Обучающимся предоставляется необходимая информация о военно-учебных и научно-исследовательских учреждениях Минобороны России.

Инновационный образовательный центр училища осуществляет методическую работу по развитию педагогов в режиме инновационной деятельности в рамках различных методических мероприятий: лекции, семинары, круглые столы, инструкторско-методические занятия. Проведение таких мероприятий способствует развитию профессиональных компетенций педагогов в инновационном пространстве образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, осмыслению собственного педагогического опыта.

Передовой опыт инновационной деятельности училища ежегодно транслируется на различных уровнях.

В 2019/2020 учебного году на базе училища были организованы занятия постоянно действующего городского семинара «Организация исследовательской и проектной деятельности в образовательной организации» для педагогов города Твери. На занятиях участники семинара узнали о том, как в училище организована работа с обучающимися в рамках исследовательской и проектной деятельности в Тверском СВУ, о реализуемых программах и проектах, которые направлены на создание устойчивой системы работы с одарёнными и талантливыми суворовцами в рамках образовательного пространства училища, о созданном в Тверском СВУ электронном банке данных достижений одарённых суворовцев «Талант». Педагоги города также увидели практический результат проектной и исследовательской деятельности суворовцев.

В январе 2020 года инновационный образовательный центр училища стал одним из организаторов практико-ориентированного семинара «Инновационные формы работы с педагогическим составом довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской федерации». Основной целью семинара было обобщение инновационного педагогического опыта работы с педагогическим составом довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе работы затрагивались вопросы создания инновационного потенциала образовательной среды для достижения нового качества образования, инновационного образовательного поведения педагогов, а также инновационных процессов и сотворческой стратегии развития довузовской образовательной организации.

В феврале-марте 2020 года 8 педагогов (6 работ) училища приняли участие в Фестивале инновационных педагогических идей среди педагогических работников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, который проводило Тульское СВУ (Конкурс ГУК). Е.Н. Ковалев, воспитатель учебного курса, стал победителем данного конкурса в номинации «Профессиональная ориентация».

Итак, училище сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности обучающегося, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс, использование современных технологий - это поиск эффективных форм работы с суворовцами, развитие их творческого потенциала. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.