Научная статья на тему 'Кабинет самообразования в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина'

Кабинет самообразования в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ / ЧИТАТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КАБИНЕТ САМООБРАЗОВАНИЯ / NATIONAL LIBRARY OF RUSSIA / LIBRARY HISTORY / LIBRARY READERS / READER SERVICE / SELF-EDUCATION / CABINET OF SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михеева Галина Васильевна

Выполнение задач народнохозяйственного и культурного строительства, стоявших перед страной в 1930-е гг., неизбежно вынуждало библиотеки искать новые формы продвижения книги в широкие читательские массы. В этот период большое внимание уделялось повышению научного и культурного уровня населения. 8 октября 1933 г. было принято Постановление ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования. Основное содержание работы библиотек по участию в самообразовании читателей сводилось к повседневному руководству самообразовательным чтением, к периодическим консультациям по отдельным дисциплинам, к справочной и методической работе по организации самообразования и к агитационно-пропагандистской работе, направленной на расширение охвата лиц, стремящихся заниматься самообразованием. Принципиальное отличие от обычной разовой справочно-консультационной работы заключалось в систематичности и планомерности намеченной деятельности в этом направлении. Не осталась в стороне от решения поставленных задач и Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в которой был разработан специальный план практических мероприятий по реализации задач, намеченных Постановлением 1933 г. Центральное место в нем заняла организация в 1934 г. пункта помощи самообразованию в целях активного руководства чтением читателей, получившего наименование Кабинет самообразования. В статье впервые приводится подробная история создания и деятельности этого подразделения. Особенно нуждались в помощи читатели рабочие и служащие без высшего образования. Для них составлялись рекомендательные списки и картотеки, проводились консультации, выставки, читались лекции. Кроме того, развернулась работа в помощь самообразованию партийного, советского и хозяйственного актива. Стремление читателей заниматься в Кабинете самообразования под руководством опытных библиотекарей-консультантов было достаточно велико. Кабинет самообразования в Публичной библиотеке сохранялся как самостоятельное подразделение до конца 1956 г., выполнив поставленные перед ним задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fulfillment of the tasks of national economic and cultural construction facing the country in the 1930’s inevitably forced the libraries to seek new forms of promoting the book to the broad masses of readers. During this period, much attention was paid to improving the scientific and cultural level of the population. October 8, 1933 was adopted by the Resolution of the Central Committee of the CPSU (b) «On improving the cause of self-education». The main content of the work of the libraries on the participation in self-education of readers was reduced to the daily management of self-educational reading, to periodic consultations on individual disciplines, to reference and methodological work on organizing self-education and to advocacy work aimed at expanding the coverage of people seeking to engage in self-education. The principal difference from the usual one-time reference and consulting work consisted in the systematic and planned nature of the planned activity in this direction. Saltykov-Shchedrin State Public Library, in which a special plan of practical measures was developed to implement the tasks outlined in the 1933 Resolution, did not stand aside from the solution of the tasks set. The central place in it was taken by the organization in 1934 of an aid to self-education in order to actively guide readers’ reading, called the Cabinet of self-education. In the article the detailed history of creation and activity of this division is given for the first time. Particularly need of help readers workers and employees without higher education. For them, recommendatory lists and filing cabinets were drawn up, consultations, exhibitions, lectures were given. In addition, work has begun to help self-education of the Party, Soviet and economic assets. The desire of readers to study in the Cabinet of self-education under the guidance of experienced librarians-consultants was quite large. The Cabinet of self-education in the State Public Library was preserved as an independent subdivision until the end of 1956, having fulfilled the tasks assigned to it.

Текст научной работы на тему «Кабинет самообразования в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина»

УДК [025.5:027.54(470.23-25)]"1930/1956"

Г. В. Михеева

Кабинет самообразования в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Выполнение задач народнохозяйственного и культурного строительства, стоявших перед страной в 1930-е гг., неизбежно вынуждало библиотеки искать новые формы продвижения книги в широкие читательские массы. В этот период большое внимание уделялось повышению научного и культурного уровня населения. 8 октября 1933 г. было принято Постановление ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования. Основное содержание работы библиотек по участию в самообразовании читателей сводилось к повседневному руководству самообразовательным чтением, к периодическим консультациям по отдельным дисциплинам, к справочной и методической работе по организации самообразования и к агитационно-пропагандистской работе, направленной на расширение охвата лиц, стремящихся заниматься самообразованием. Принципиальное отличие от обычной разовой справочно-консультационной работы заключалось в систематичности и планомерности намеченной деятельности в этом направлении. Не осталась в стороне от решения поставленных задач и Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в которой был разработан специальный план практических мероприятий по реализации задач, намеченных Постановлением 1933 г. Центральное место в нем заняла организация в 1934 г. пункта помощи самообразованию в целях активного руководства чтением читателей, получившего наименование Кабинет самообразования. В статье впервые приводится подробная история создания и деятельности этого подразделения. Особенно нуждались в помощи читатели - рабочие и служащие без высшего образования. Для них составлялись рекомендательные списки и картотеки, проводились консультации, выставки, читались лекции. Кроме того, развернулась работа в помощь самообразованию партийного, советского и хозяйственного актива. Стремление читателей заниматься в Кабинете самообразования под руководством опытных библиотекарей-консультантов было достаточно велико. Кабинет самообразования в Публичной библиотеке сохранялся как самостоятельное подразделение до конца 1956 г., выполнив поставленные перед ним задачи.

Ключевые слова: Российская национальная библиотека, история библиотеки, читатели библиотеки, обслуживание читателей, самообразование, Кабинет самообразования

Galina V. Mikheeva Cabinet of self-education in Saltykov-Shchedrin State Public Library

The fulfillment of the tasks of national economic and cultural construction facing the country in the 1930's inevitably forced the libraries to seek new forms of promoting the book to the broad masses of readers. During this period, much attention was paid to improving the scientific and cultural level of the population. October 8, 1933 was adopted by the Resolution of the Central Committee of the CPSU (b) «On improving the cause of self-education». The main content of the work of the libraries on the participation in self-education of readers was reduced to the daily management of self-educational reading, to periodic consultations on individual disciplines, to reference and methodological work on organizing self-education and to advocacy work aimed at expanding the coverage of people seeking to engage in self-education. The principal difference from the usual one-time reference and consulting work consisted in the systematic and planned nature of the planned activity in this direction. Saltykov-Shchedrin State Public Library, in which a special plan of practical measures was developed to implement the tasks outlined in the 1933 Resolution, did not stand aside from the solution of the tasks set. The central place in it was taken by the organization in 1934 of an aid to self-education in order to actively guide readers' reading, called the Cabinet of self-education. In the article the detailed history of creation and activity of this division is given for the first time. Particularly need of help readers - workers and employees without higher education. For them, recommendatory lists and filing cabinets were drawn up, consultations, exhibitions, lectures were given. In addition, work has begun to help self-education of the Party, Soviet and economic assets. The desire of readers to study in the Cabinet of self-education under the guidance of experienced librarians-consultants was quite large. The Cabinet of self-education in the State Public Library was preserved as an independent subdivision until the end of 1956, having fulfilled the tasks assigned to it.

Keywords: National library of Russia, library history, library readers, reader service, self-education, Cabinet of self-education

Выполнение задач народнохозяйственного и культурного строительства, стоявших перед страной в 1930-е гг., неизбежно вынуждало библиотеки искать новые формы продви-

жения книги в широкие читательские массы. В этот период большое внимание уделялось повышению научного и культурного уровня населения. Немаловажную роль в деле при-

общения миллионов трудящихся к знаниям, к книге, к достижениям науки и техники играли библиотеки. Разные типы библиотек решали эти вопросы по-разному. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне - Российская национальная библиотека) в целях дифференциации обслуживания своих читателей создавала различные отраслевые филиалы [1-8] и кабинеты [9].

8 октября 1933 г. было принято Постановление ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования», в котором отмечались «рост культурных запросов... в широчайших массах рабочих и колхозников, в особенности рабочей и колхозной молодежи, тягу к овладению основами наук». Подчеркивалось, что «в Стране Советов имеется все необходимое, чтобы удовлетворить эту тягу взрослого населения к знанию, наряду с широкой сетью различных школ, и путем развития дела самообразования. Самообразование в нынешних условиях приобретает особо важное значение в силу своей гибкости и способности охватить самые различные слои и самые широкие массы» [10].

В этой связи, учитывая важность библиотечного дела как составной части идеологического фронта, самое пристальное внимание уделялось усилению роли библиотек в деле самообразования трудящихся. Особое значение работа библиотек в помощь самообразованию приобретала в связи с реализацией пятилетних планов развития народного хозяйства СССР, которое сопровождалось быстрым увеличением числа обучающихся в различных учебных заведениях и занимающихся самообразованием.

В январе 1934 г. Наркомпрос в целях выполнения этого Постановления разослал в библиотеки решение «Об участии библиотек в работе по самообразованию» [11] и инструктивно-методическое письмо Библиотечного управления «Об организации самообразовательных консультаций при библиотеках» [12]. Документы предписывали в спешном порядке развернуть в библиотеках работу в помощь самообразованию, выделив для этого специальные разделы книжного фонда и штабы для выполнения этих работ.

Во исполнение Постановления ЦК ВКП (б) библиотеки должны были, в первую очередь, организовать бесплатную консультационную работу в помощь самообразованию. В инструктивном письме четко оговаривались задачи этой консультационной работы:

.руководство чтением отдельных читательских групп для выработки у читателей коммунистического мировоззрения, для овла-

дения основами наук, для расширения политехнического кругозора, для освоения читателями техники своего производства, для выработки у читателей понимания и критического подхода к литературному наследству буржуазии и к современной литературе;

.руководство самостоятельной работой читателей по изучению различных отраслей знания, в первую очередь обществоведения и естествознания;

.помощь читателям в развитии навыков самообразовательной работы над книгой, помощь читателям в правильной организации их умственного труда;

.агитация и пропаганда самообразования среди широких масс трудящихся путем устройства бесед, лекций, докладов и с помощью других форм агитационно-пропагандистской работы [12, с. 95-96].

Основное содержание работы библиотек по участию в самообразовании читателей, таким образом, сводилась к повседневному руководству самообразовательным чтением, к периодическим консультациям по отдельным дисциплинам, к справочной и методической работе по организации самообразования и к агитационно-пропагандистской работе, направленной на расширение охвата лиц, стремящихся заниматься самообразованием. Принципиальное отличие от обычной разовой справочно-консультаци-онной работы заключалось в систематичности и планомерности намеченной деятельности в этом направлении.

В инструктивном письме отмечалась желательность создания в библиотеках особых кабинетов по самообразованию, при их отсутствии намеченная работа должна была вестись на абонементе и в читальных залах [12, с. 98]. Итогом должно было стать превращение неорганизованного чтения в чтение организованное, планомерное, самообразовательное. В целях руководства чтением рекомендовалось проводить эту работу не только в самой библиотеке, но и в цехах, общежитиях, бараках, в колхозах, избах-читальнях и пр. Для обеспечения нужными книгами читателей, занимающихся самообразованием, в библиотеках должны были быть созданы специальные выделенные подборки фонда по всем разделам естествознания и обществоведения, снабженные подсобным справочным аппаратом, в том числе программами чтения, рекомендательными списками литературы, критико-библиографическими журналами, программами заочных курсов и т. д.

Итогом проводимой библиотеками работы по самообразованию должны были стать:

.приближение самообразовательного чтения к определенным программам очной и заочной учебы, особенно при отсутствии кругов чтения, соответствующих подготовке и запросам читателей;

.дифференцированный подход к читателю, учет его социальных, возрастных, культурных, производственных особенностей с соответствующим отражением этих особенностей в плане чтения каждой группы читателей и отдельных читателей;

.содействие развитию у читателей навыков самостоятельной работы над книгой для того, чтобы консультация не превращалась в «натаскивание», «репетиторство», а помогала читателю самостоятельно проработать определенный материал и рационализировать свой умственный труд;

.связь консультации с продвижением книги (марксистско-ленинской, естественнонаучной и пр.), дополнение устной консультации книгой и книги - устной консультацией, библиографическая помощь читателю, занимающемуся самообразованием [12, с. 103].

Не осталась в стороне от решения поставленных задач и Публичная библиотека, в которой был разработан специальный план практических мероприятий по реализации задач, намеченных Постановлением 1933 г. Центральное место в нем заняла организация в Общем читальном зале (ОЧЗ) в 1934 г. пункта помощи самообразованию в целях активного руководства чтением читателей, получившего наименование Кабинет самообразования.

Деятельность Кабинета находилась под постоянным вниманием руководящих органов. Так, при составлении плана на 1935 г. Наркомпрос рекомендовал Публичной библиотеке «усилить работу по самообразованию в соответствии с профилем Вашей библиотеки (организация справочных докладов, консультаций, выставки, циклы докладов, лекции, организация бесед по вновь выходящей литературе и полученной из заграницы и т. п. и т. п.)» [13]. Таким образом, работа по самообразованию тесно увязывалась с массовой работой Библиотеки. При этом Библиотека ставила перед собой задачу «активного продвижения марксистско-ленинской и технической книги; обеспечение читателю помощи в ориентировке в Библиотеке и литературе; организацию читателей в целях выявления их запросов и улучшения обслуживания читателя». Для решения этих задач только в 1935 г. было составлено 30 тематических списков новых поступлений, проведено 30 бесед по использованию каталогов и библиографических пособий,

оформлено 36 выставок новых поступлений. Занятия с читателями проводились, кроме того, в трех кружках [14].

Такая деятельность Кабинета самообразования продолжалась до начала Великой Отечественной войны, когда он был закрыт [15].

Возобновив в 1945 г. прерванную Великой Отечественной войной деятельность, Кабинет самообразования руководствовался приказом Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР (октябрь 1945 г.) и решениями Ленинградского горкома ВКП (б) (июль 1946 г.) и активизировал свою работу в помощь самообразованию читателей.

Основываясь на приказе Комитета по делам Культурно-просветительных учреждений в области работы библиотек в помощь самообразованию [16]. Кабинет самообразования в этот период был призван решать следующие задачи:

1. Оказывать читателям помощь в выработке марксистско-ленинского мировоззрения, в повышении их политического и общеобразовательного уровня.

2. Способствовать получению трудящимися общеобразовательных знаний (в первую очередь в объеме семилетней и средней школы).

3. Прививать читателям любовь к чтению, содействовать повышению культуры чтения [17, л. 31б].

Особенно нуждались в помощи читатели-рабочие и служащие без высшего образования. Таковых в год насчитывалось более 6 тыс. человек [18, с. 323]. На первых порах для них составлялись рекомендательные списки и картотека, проводились консультации, выставки, читались лекции. Кроме того, развернулась работа в помощь самообразованию партийного, советского и хозяйственного актива [19, л. 4].

В 1948 г. при Кабинете самообразования открылся читальный зал, и был выделен подсобный фонд (около 1500 ед. хр.) [17, л. 31а], включавший, главным образом, произведения классиков марксизма-ленинизма, общественно-политическую литературу, библиографические и справочные издания, прежде всего рекомендательного характера, литературу по вопросам самообразования.

Для решения поставленных задач Кабинет практиковал разнообразную совместную деятельность со специалистами Консультационно-библиографического отдела, Отдела обработки и каталогов, Отдела массовой работы, Отдела классиков марксизма-ленинизма. Различными услугами Кабинета самообразования в 1948 г. воспользовались 148 читателей самых разных

профессий и уровня образования: 41 учащийся, 28 рабочих, 23 служащих различных специальностей, 11 инженеров, 10 врачей, 8 педагогов, 7 военнослужащих, 6 техников со средним образованием и др. Из них 36 читателей имели высшее образование, 87 - среднее и 25 - незаконченное среднее образование [19, л. 4 об.-5]. Для читателей, занимающихся самообразованием, за этот год было составлено 45 планов чтения, проведены с помощью читателей-активистов три лекции по культуре чтения: «Как работать с общественно-политической книгой», «Как читать художественную литературу», «Как работать со словарями русского языка». В декабре 1948 г. в Кабинете была проведена читательская конференция, в которой приняли участие читатели, постоянно работающие в нем. Наряду с одобрением в целом работы Кабинета, читатели высказывали озабоченность большими очередями на входе в Библиотеку и невозможностью в связи с этим быстрого обращения к услугам Кабинета [19, л. 5-5 об.].

Кабинет самообразования в конце 1949 г. был подвергнут проверке специально назначенной внутрибиблиотечной комиссии. По ее предложению, в целях дальнейшей дифференциации обслуживания читателей Публичной библиотеки на контрольных листах и бланках требований читателей, занимавшихся в Кабинете, стал ставиться штамп «самообразование» [17, л. 31а]. Была также отмечена недостаточная связь работы Кабинета самообразования с другими отделами Библиотеки, обслуживающими читателей. Рекомендовалось провести специальный семинар для работников всех отделов по организации и методике самообразовательной работы и разработать специальное положение о самообразовательной работе в Публичной библиотеке [17, л. 31б-31в]. Повышенное внимание при этом уделялось подобной работе в филиалах Библиотеке, прежде всего в Колхозном филиале.

В 1950 г. в связи с переводом ОЧЗ на Фонтанку, д. 36 и организации там самостоятельных отраслевых читальных залов в новом здании был также открыт специальный зал самообразования (на 20 мест) [18, с. 324]. Это событие было отмечено в прессе [20].

Сфера читательских интересов лиц, посещавших Кабинет самообразования, была обширной: изучение основ марксизма-ленинизма, подготовка к сдаче экзаменов на аттестат зрелости и поступлению в разнообразные вузы, изучение иностранных языков, подготовка докладов и сообщений в различных кружках [21]. Особым спросом пользовалась методическая литература по самообразовательной работе с книгой. Только за 1949 г. было выдано подобной литературы

около 2 тыс. ед. хр. [19, л. 39].

Стремление читателей заниматься в Кабинете самообразования под руководством опытных библиотекарей-консультантов было достаточно велико. Так, в 1952 г. в Кабинете самообразования занимались 220 постоянных читателей, которые посетили это подразделение Библиотеки 5021 раз, им было выдано 9388 книг и 4165 номеров газет, проведено 245 индивидуальных бесед и 738 консультаций (среди них 227 - по математике, 98 - по немецкому языку, 85 - по английскому языку, 77 - по литературе, 48 - по основам марксизма-ленинизма и др.). Читатели получили также 1975 библиографических справок, для них было организовано 17 выставок [22, л. 19-19 об.].

Цифры эти менялись год от года несущественно. Так, в 1953 г. Кабинет самообразования (к этому времени часто употреблялось название «Зал самообразования») посетили 3887 учащихся и 8383 рабочих и служащих, в 1954 г. эти цифры соответственно составили 3861 и 7366. Всего посещаемость за 1954 г. составила 11 227 человек (при общей посещаемости ОЧЗ 609 379 человек, т. е. около 2%) [23, л. 55].

По Кабинету самообразования в 1954 г. было выдано 779 библиографических справок [23, л. 59]. В том же году регулярно проводились индивидуальные беседы по вопросам самостоятельной работы над книгой, за год было проведено 330 подобных бесед. Кроме того, проводились консультации по русскому и иностранным языкам, литературе, математике, физике, химии. Такие консультации за 1954 г. были проведены для 1275 человек. Большим вниманием пользовалась выставка по самостоятельной работе с книгой, особый интерес вызывали планы чтения по разнообразным темам, к которым за год обратились 529 читателей [23, л. 61].

Следует отметить постоянную связь сотрудников Кабинета самообразования с его читателями. Почти в каждом годовом отчете Кабинета отмечалось, сколько читателей окончило среднюю школу, поступило в вузы, при этом не просто указывались цифровые сведения, но приводились конкретные фамилии с указанием, сколько раз в течение года тот или иной успешно сдавший экзамены читатель посетил Кабинет самообразования [17, л. 33-35].

Кабинет самообразования характеризовался частой сменяемостью кадров и откомандированием на временную работу в нем сотрудников, работавших постоянно в других подразделениях Библиотеки. Так, в конце 1940-х гг. в нем некоторое время работали М. Т. Жигачева, С. И. Чухман, В. С. Гаври-ленко и др. Не обошли стороной это подраз-

деление и события 1950-1951 гг., связанные с аттестацией сотрудников Публичной библиотеки, по сути - с идеологической чисткой ее рядов. Руководившая Кабинетом в 1949-1951 гг. М. С. Жигалина не прошла аттестацию 1951 г. В аттестационном листе отмечено, что «работая зав. кабинетом самообразования, т. Жигалина допустила засоренность фонда и каталога идеологически вредной литературой, тем самым не выполнила решений партии по идеологическим вопросам». Вывод был следующим: «Оставление на работе в ГПБ нецелесообразно» [24, л. 15].

К концу 1940-х - началу 1950-х гг. в целом в стране, да и в самом Ленинграде, была восстановлена библиотечная сеть и фонды массовых библиотек, которые могли успешно выполнять функции организации самообразовательного чтения. Изменились и читатели Публичной библиотеки. Рост образовательного и культурного уровня населения в целом уже не ставил столь остро задачу перед Публичной библиотекой принимать активное участие в самообразовании своих читателей на основе собственных фондов. Перед Библиотекой встала задача обеспечения консультационной и методической помощи массовым библиотекам как основному звену в организации самообразовательного чтения.

Так постепенно в Библиотеке утвердилось мнение о том, что деятельность Кабинета самообразования необходимо более тесно объединить с обслуживанием читателей на отраслевых пунктах Общих читальных залов, что и стало реализовываться с 1954 г. Например, в 1956 г. ряд статистических сведений уже приводился в общем виде для зала текущей периодики и Кабинета самообразования и составил 38 757 посещений, в том числе 11 509 человек (30 %) были рабочие и служащие и 27 248 человек (70%) учащиеся [25, л. 20]. Выдача литературы из подручного фонда Кабинета в 1956 г. составила 16 349 ед. хр. [25, л. 23].

Кабинет самообразования в Публичной библиотеке сохранялся как самостоятельное подразделение до конца 1956 г. Затем некоторое время функционировал как методический центр по руководству работой в помощь самообразованию. Впоследствии эти функции соответственно приобрели отраслевые пункты ОЧЗ, а в части руководства чтением сторонних читателей - Научно-методический отдел Библиотеки.

Так завершилась деятельность одного из кабинетов Публичной библиотеки, который полностью выполнил поставленные перед ним в соответствии с требованиями времени задачи и стал основой подготовки методистов, успешно руководивших деятельностью массовых библиотек по самообразовательному чтению.

Список литературы

1. Шилов Л. А. Публичная библиотека и Духовная академия: книги и люди // Шилов Л. А. Очерки по истории Российской национальной библиотеки. Санкт-Петербург, 2008. С. 105-122.

2. Шилов Л. А. Библиотека молодежи - филиал Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде // Шилов Л. А. Очерки по истории Российской национальной библиотеки. Санкт-Петербург, 2008. С. 177-206.

3. Матвеева И. Г. Библиотека Вольного экономического общества и Государственная Публичная библиотека // Книга: исслед. и материалы. 2015. Сб. 104/105. С. 80-94.

4. Матвеева И. Г. Сельские филиалы ГПБ. 11^: ИИр: // nlr.ru (дата обращения: 10. 11. 2017).

5. Михеева Г. В. «Библиотека всемирной литературы» - IV филиал Публичной библиотеки в Ленинграде // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2015. № 1 (22). С. 68-81.

6. Михеева Г. В. VI филиал Публичной библиотеки: опыт совместной работы научной и массовой библиотек // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 84-90.

7. Михеева Г. В. Детская библиотека во Дворце пионеров - VII отделение Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 34-41.

8. Михеева Г. В. Филиал Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в ЦПКиО им. С. М. Кирова // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 4 (29). С. 15-18.

9. Михеева Г. В. Кабинет новой иностранной литературы // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 2 (31). С. 96-99.

10. Об улучшении дела самообразования: постановление ЦК КПСС, 8 окт. 1933 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1898-1988 гг. Москва, 1985. Т. 6. С. 88.

11. Об участии библиотек в работе по самообразованию // Сборник директив по библиотечной работе. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Ленинград, 1935. С. 90-91.

12. Об организации самообразовательных консультаций при библиотеках // Сборник директив по библиотечной работе. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Ленинград, 1935. С. 95-104.

13. Отдел архивных документов Российской национальной библиотеки (ОАД РНБ). Ф. 2. Оп. 19/1. 1935 г. Ед. хр. 9. Л. 3 об.

14. ОАД РНБ. Ф. 2. Оп. 1. 1934 г. Ед. хр. 564. Л. 10.

15. Макаров Б. В кабинете самообразования // Смена. 1940. 12 окт.

16. Библиотекарь. 1946. № 1. С. 1.

17. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 97. Оп. 4. Ед. хр. 182. Л. 31-35.

18. История Государственной ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1963. 436 с.

19. О АД РНБ. Ф. 2. Оп. 32/12. 1948 г. Ед. хр. 10. Л. 4-39.

20. В новом помещении: Кабинет самообразования // Веч. Ленинград. 1950. 13 нояб.

21. Выставка «Занимательная наука» открылась в Кабинете самообразования при Публичной библиотеке // Вечерний Ленинград. 1950. 4 нояб.

22. ОАД РНБ. Ф. 2. Оп. 34/19. 1950 г. Ед. хр. 9. Л. 19-19 об.

23. ОАД РНБ. Ф. 2. Оп. 38/7. 1954 г. Ед. хр. 4. Л. 55-61.

24. ОАД РНБ. Ф. 10/1: Л. д. М. С. Жигалиной. Л. 15.

25. ОАД РНБ. Ф. 2. Оп. 40/7. 1956 г. Ед. хр. 7. Л. 20-23.

References

1. Shilov L. A. Public library and Theological Academy: books and people. Shilov L. A. Essays on history of National library of Russia. Saint Petersburg, 2008. 105-122 (in Russ.).

2. Shilov L. A. Youth Library - Branch of State Public Library in Leningrad. Shilov L. A. Essays on History of National library of Russia. Saint Petersburg, 2008. 177-206 (in Russ.).

3. Matveeva I. G. Library of Free Economic Society and State Public Library. Book: research and materials. 2015. 104/105, 80-94 (in Russ.).

4. Matveeva I. G. Rural branches of State Public Library. URL: http: // nlr.ru (accessed: Nov. 14. 2017) (in Russ.).

5. Mikheeva G. V. «Library of World Literature» - IV branch of Public Library in Leningrad. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2015. 1 (22), 68-81 (in Russ.).

6. Mikheeva G. V. VI branch of Public Library: experience of joint work of scientific and mass libraries. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2015. 4 (25), 84-90 (in Russ.).

7. Mikheeva G. V. Children's Library in Palace of Pioneers -VII Department of M. E. Saltykov-Shhedrin State Public Library. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2016. 3 (28), 34-41 (in Russ.).

8. Mikheeva G. V. Branch of M. E. Saltykov-Shhedrin State Public Library in S. M. Kirov Central Park. Bul. of

Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2016. 4 (29), 15-18 (in Russ.).

9. Mikheeva G. V. Cabinet of new foreign literature. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2017. 2 (31), 96-99 (in Russ.).

10. On improving cause of self-education: Resolution of Central Committee of CPSU, Oct. 8. 1933. Communist Party of Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of Central Committee, 1898-1988. Moscow, 1985. 6, 88 (in Russ.).

11. On participation of libraries in work on self-education. Collection of guidelines for library work. 2nd ed., corr. and add. Moscow; Leningrad, 1935. 90-91 (in Russ.).

12. About organization of self-educational consultations at libraries. Collection of guidelines for library work. 2nd ed., corr. and addl. Moscow; Leningrad, 1935. 95-104 (in Russ.).

13. Department of Archival Documents of the National Library of Russia (DAD NLR). F. 2. Op. 19/1. 1935. N. 9. 3 r. (in Russ.).

14. DAD NLR. F. 2. Op. 1. 1934. N. 564. 10 (in Russ.).

15. Makarov B. In study of self-education. Smena. 1940. Oct. 12 (in Russ.).

16. Librarian. 1946. 1, 1 (in Russ.).

17. Central State Archive of Literature and Art of Saint Petersburg (CSALA Saint Petersburg). F. 97. Op. 4. N. 182. 31-35 (in Russ.).

18. History of M. E. Saltykov-Shhedrin State Public Library. Leningrad, 1963. 436 (in Russ.).

19. DAD NLR. F. 2. Op. 32/12. 1948. N. 10. 4-39 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. In new room, study of self-education. Vechernij Leningrad. 1950. Nov. 13 (in Russ.).

21. Exhibition «Entertaining Science» was opened in Cabinet of Self-education at Public Library. Vechernij Leningrad. 1950. Nov. 4 (in Russ.).

22. DAD NLR. F. 2. Op. 34/19. 1950. N. 9. 19-19 r. (in Russ.).

23. DAD NLR. F. 2. Op. 3 /7. 1954. N. 4. 55-61 (in Russ.).

24. DAD NLR. F. 10/1: P. f. of M. S. Zhigalina. 15 (in Russ.).

25. DAD NLR. F. 2. Op. 40/7. 1956. N. 7. 20-23 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.