Научная статья на тему 'В. И. Собольщиков - библиотековед и архитектор Императорской Публичной Библиотеки'

В. И. Собольщиков - библиотековед и архитектор Императорской Публичной Библиотеки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
955
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА / ИМПЕРАТОРСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / АРХИТЕКТУРА БИБЛИОТЕК / В. И. СОБОЛЬЩИКОВ / HISTORY OF LIBRARIANSHIP / IMPERIAL PUBLIC LIBRARY / NATIONAL LIBRARY OF RUSSIA / ARCHITECTURE OF LIBRARIES / V. I. SOBOL’SHCHIKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербак Надежда Львовна

Василий Иванович Собольщиков служил в Императорской Публичной библиотеке (ИПБ) в 1834-1872 гг. Свой путь в Библиотеке он начинал писцом, затем занимал должности казначея, библиотекаря, заведующего хозяйственной и строительной частями, руководил отделениями «Россика» и «Изящных искусств и технологий». ИПБ стала для него домом, лабораторией, строительной площадкой. Собольщиков написал первое отечественное руководство по библиотечному делу «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» (1859), став родоначальником отечественного библиотековедения. Он совмещал библиотечные занятия с архитектурно-строительными работами, приняв участие в создании уникального хранилища первопечатных изданий «Кабинета Фауста» и в постройке лучшего в России того времени читального зала Императорской Публичной библиотеки. Ему принадлежат многочисленные усовершенствования, облегчающие процесс обслуживания читателей.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

asily I. Sobo’lshchikov served in the Imperial Public Library (IPB) in 1834-1872. He started his way in the Library as a scribe, then held the posts of treasurer, librarian, head of economic and construction parts, and headed the departments of Rossica and Fine Arts and Technology. The IPB became his home, laboratory, and construction site. Sobol’shchikov wrote the first Russian library management manual, «On the Structure of Public Libraries and the Compilation of Their Catalogs» (1859), becoming the ancestor of Russian library science. He combined library classes with architectural and construction work, taking part in the creation of a unique repository of printed publications the «Cabinet of Faust» and in the construction of the best in Russia of that time reading hall of the Imperial Public Library. He owns numerous improvements that facilitate the process of serving readers.

Текст научной работы на тему «В. И. Собольщиков - библиотековед и архитектор Императорской Публичной Библиотеки»

УДК 02-051(=161.1)+027.54(470.23-25)(091)

Н. Л. Щербак

В. И. Собольщиков - библиотековед и архитектор Императорской Публичной библиотеки

Василий Иванович Собольщиков служил в Императорской Публичной библиотеке (ИПБ) в 1834-1872 гг. Свой путь в Библиотеке он начинал писцом, затем занимал должности казначея, библиотекаря, заведующего хозяйственной и строительной частями, руководил отделениями «Россика» и «Изящных искусств и технологий». ИПБ стала для него домом, лабораторией, строительной площадкой. Собольщиков написал первое отечественное руководство по библиотечному делу «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» (1859), став родоначальником отечественного библиотековедения. Он совмещал библиотечные занятия с архитектурно-строительными работами, приняв участие в создании уникального хранилища первопечатных изданий - «Кабинета Фауста» и в постройке лучшего в России того времени читального зала Императорской Публичной библиотеки. Ему принадлежат многочисленные усовершенствования, облегчающие процесс обслуживания читателей.

Ключевые слова: история библиотечного дела, Императорская Публичная библиотека, Российская национальная библиотека, архитектура библиотек, В. И. Собольщиков

Nadezhda L. Shcherbak V. I. Sobol'schikov - library scientist and architect of Imperial Public Library

Vasily I. Sobo'lshchikov served in the Imperial Public Library (IPB) in 1834-1872. He started his way in the Library as a scribe, then held the posts of treasurer, librarian, head of economic and construction parts, and headed the departments of Rossica and Fine Arts and Technology. The IPB became his home, laboratory, and construction site. Sobol'shchikov wrote the first Russian library management manual, «On the Structure of Public Libraries and the Compilation of Their Catalogs» (1859), becoming the ancestor of Russian library science. He combined library classes with architectural and construction work, taking part in the creation of a unique repository of printed publications - the «Cabinet of Faust» and in the construction of the best in Russia of that time reading hall of the Imperial Public Library. He owns numerous improvements that facilitate the process of serving readers.

Keywords: history of librarianship, Imperial Public Library, National Library of Russia, architecture of libraries, V. I. Sobol'shchikov DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-180-185

13 (25) 1808 г., в Витебске, в семье купца, родился Василий Иванович Собольщиков -библиотековед, архитектор, сотрудник Императорской Публичной библиотеки (ИПБ). Его по праву считают «родоначальником русского библиотековедения». Он - автор таких трудов, как «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» (1859), «Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 г.» (1859). Собольщиков впервые в России высказал соображения о централизованном ведении каталогов с соблюдением единых правил и порядка каталогизации.

В первой из упомянутых работ Василий Иванович рассмотрел весь библиотечный производственный процесс, начиная от поступления книги в библиотеку и до выдачи ее читателю. Выявляя роль каталогов в качестве библиографического аппарата, используемого при работе с читателем, он подчеркивал одинаковую значимость алфавитного и систематического

каталогов. Собольщиков подробно изложил сущность «крепостной» расстановки фонда. Он предложил размещать тома по величине (формату), а для удобства поиска ввести специальный шифр, содержащий в себе обозначение номера зала, шкафа, стеллажа и книги на полке. «Крепостная» расстановка оказалась наиболее удобной для большинства библиотек того времени. Также он внес свой вклад в процессы организации каталогов, перейдя на карточную систему взамен книжной.

Все нововведения В. И. Собольщикова были в первую очередь направлены на усовершенствование работы ИПБ. В нее он пришел в 1834 г., и с этого момента до конца жизни Библиотека стала для него домом, лабораторией, строительной площадкой. Здесь он был писцом, экономом, казначеем, библиотекарем и архитектором.

По заданию директора ИПБ А. Н. Оленина, В. И. Собольщиков писал по древнерусским

образцам заголовки к библиотечным документам [1, с. 56]. В 1838 г. Собольщиков стал посещать в качестве вольного слушателя Рисовальные классы Академии художеств. За исполнение заданной ему Академией художеств задачи - «сделать проект публичной библиотеки для губернского города» - он получил звание свободного художника архитектуры. Его учителем в области искусства и архитектуры стал преподаватель Академии художеств, архитектор Министерства внутренних дел

A. М. Горностаев.

В это же время В. И. Собольщиков познакомился со своей будущей женой Н. И. Горностаевой, дочерью чиновника Департамента разных податей и сборов И. М. Горностаева и сестрой академика и профессора Академии художеств И. И. Горностаева, в дальнейшем многие годы бывшего сподвижником Соболь-щикова по строительным делам в Библиотеке. Семья Горностаевых стимулировала в нем интерес к истории искусства и архитектуре.

Судьба улыбнулась В. И. Собольщикову в период директорства в ИПБ Дмитрия Петровича Бутурлина (1843-1849 гг.) [2]. В октябре 1843 г. Собольщиков был переведен в подби-блиотекари с поручением приведения в порядок и описания эстампов и литографий [3, с. 97-98]. В течение трех лет он разобрал около 50 тыс. эстампов. По окончании этой работы Собольщиков перешел к описанию данной коллекции. Десятитомная опись была завершена им в 1848 г. В 1850 г. собрание эстампов вошло в состав Отделения изящных искусств и технологии. Заведующим этим отделением стал Собольщиков.

1 мая 1844 г. Д. П. Бутурлин назначил

B. И. Собольщикова «исправляющим должность „архитектора Библиотеки" с производством особого жалования по оной». Поводом для назначения послужила рекомендация А. Ф. Щедрина, архитектора Библиотеки в 1826-1835 гг. В период директорства Бутурлина в 1845-1846 гг. Собольщиков построил каменный флигель для служителей Библиотеки. Связь с семьей Бутурлина Собольщиков сохранил на многие годы.

По просьбе Д. П. Бутурлина в 1844 г. Собольщиков сделал проект его загородного дома на Каменном острове в старинном русском стиле [5, с. 174]. Однако основные работы по строительству развернулись только в 1869-1870 гг., уже после смерти Д. П. Бутурлина. В результате на Каменном острове (наб. р. Малой Невки, д. 17-18) появилось сооружение в лучших традициях русского деревянного зодчества. Обилие резных укра-

шений в проекте Собольщикова создавало ощущение сказочной русской старины [5, с. 175]. Историк петербургской архитектуры А. Л. Пунин писал об этой постройке: «Объемно-пространственная композиция здания, составленного из разновеликих объемов, и его резной декор, выполненные с большим мастерством и хорошим чувством материала свидетельствовали о вдумчивом изучении приемов народного творчества» [6, с. 218]. В 1920 г. дачу перепланировали, превратив в многоквартирный жилой дом. В полуразрушенном виде он сохранялся до 1975 г., когда и был разобран до основания.

Новый директор Библиотеки М. А. Корф, пришедший на смену Бутурлину, застал Библиотеку в запущенном состоянии. Во многих залах книги валялись на полу около топившихся печей [7]. 5 февраля 1851 г. Собольщикова назначили заведующим хозяйственной и строительной частью ИПБ, и он получил значительно большую свободу для всех переделок в ней. При этом он оставался заведующим Отделением изящных искусств и технологий. С 10 мая 1851 г. по 2 января 1852 г. Библиотека была закрыта для публики, и ее здание переделано и приведено в порядок. Руководил всеми работами В. И. Собольщиков [8, с. 317]. Были разобраны 24 голландские печи, помещавшиеся между книжными шкафами, и заменены 8 пневматическими печами, устроенными в подвальном помещении и в одинаковой степени распространявшими тепло по всему зданию. ИПБ была первым учреждением в России, использовавшим данную систему отопления [9, с. 6].

Особое внимание Собольщиков уделял пожарной безопасности. В его «Воспоминаниях...» боязнь пожара в Библиотеке описана с определенным налетом мистики: Собольщикову раз за разом снился кошмарный сон про возгорание в 6-й зале ИПБ. Проверка показала, что сон был пророческим: в одной из печей имелся серьезный дефект, едва не приведший к печальным последствиям [4].

Удаление голландских печей дало дополнительное пространство для Библиотеки. Было отделано запущенное прежде помещение в конце здания, в направлении к Толмазо-ву переулку (ныне переулок Крылова), а также приведен в порядок верхний темный этаж [8, с. 317].

В 1851 г. был сделан проход из приемной залы (Овальный зал 1-го этажа) в бельэтаж и устроена внутренняя железная спиральная лестница, соединившая первый и второй этажи. Любопытно, что такая же лестница,

но деревянная, существовала в Библиотеке изначально. Она была сделана в 1812 г., но в 1843 г. Д. П. Бутурлин, принимая ряд противопожарных мер, уничтожил ее [10].

По проекту Собольщикова читальный зал (ныне - читальный и выставочный залы Отдела рукописей) был переоборудован и снабжен эстрадой для дежурного [9, с. 8]. Чтобы в читальном зале не нарушалась тишина при ходьбе посетителей, был постелен ковер, а место вокруг эстрады дежурного устлано сукном [11, с. 87-88]. Главное хранилище Отделения рукописей состояло из двух отдельных залов. Они, благодаря Собольщикову, были соединены в один широкий зал путем пролома разделявшей их стены, превращенной в широкую арку. Были также заменены полы, выкрашена крыша, сделаны новые двери в залы и новые оконные рамы, отремонтированы шкафы, перестроены галереи [9, с. 9]. Во втором этаже между тремя залами архитекторов Росси и Щедрина были пробиты двери, что облегчало сообщение между отдельными частями книгохранилища. Фасады здания были выкрашены серого цвета известью, вместо прежнего белого, но колонны и барельефы оставались белыми, благодаря чему они стали более рельефно выделяться [8, с. 319].

Были украшены обе парадные лестницы. На парадной лестнице архитектора Е. Т. Соколова были установлены две печи в виде пьедесталов, несущих этрусские вазы. На парадной лестнице К. Росси также были установлены вазы [9, с. 9-10]. Статуи и бюсты были выбронзированы, пьедесталы под ними были стилизованы под мрамор [9, с. 10]. На краях шкафов были сделаны специальные галтели, для новых балюстрад на галереях поставлены 1800 балясин [9, с. 11].

Результаты проведенных В. И. Собольщи-ковым работ высоко оценили известные архитекторы А. П. Брюллов, К. А. Тон и А. И. Кракау [9, с. 12].

Открытие Библиотеки для публики после ремонта стало для М. А. Корфа настоящим праздником. 8 декабря 1851 г. состоялось торжественное освящение здания в присутствии почетных членов и корреспондентов Библиотеки [8, с. 319-320]. 25 марта 1852 г. М. А. Корф в докладной записке в Министерство Императорского двора особо отметил деятельность Собольщикова по ремонту Библиотеки [12]. Воссоздание Библиотеки осуществлялось на средства, вырученные от продажи дублетов (в 1852 г. она принесла в казну ИПБ 19 776 р.) [13, с. 14].

Собольщиков был изобретателен и в отношении читающей публики. В частности, он

придумал специальные витрины, которые вращались вокруг своих горизонтальных осей, не изменяя положение расположенных на них книг, так что зрители, оставаясь на одном месте, могли осмотреть довольно много изданий.

Для хранения эстампов в Отделении изящных искусств и технологии (ныне - помещение Русского фонда) Собольщиков придумал низкие шкафы с выдвижными полками.

Директор ИПБ М. А. Корф уделял много внимания созданию Отделения «Россика». Работа по его организации была поручена В. И. Собольщикову. Именно он первым составил систематический каталог «Россики».

В 1850-е гг. одной из угловых комнат нижнего этажа Библиотеки долго не могли найти достойного применения. По мере упорядочения фондов было решено сосредоточить здесь все имеющиеся инкунабулы. В 1857 г. по инициативе библиографа и книговеда Р. И. Минцлова архитектором И. И. Горностаевым под руководством В. И. Собольщикова была воссоздана обстановка монастырской библиотеки XV в. - «Готическая зала» («Кабинет Фауста») [16]. Работы были закончены в конце 1857 г., 22 января 1858 г. Зал инкунабул был торжественно открыт [15, с. 59]. Узкая комната с одним окном, находившаяся рядом с «Кабинетом Фауста», стала дополнением к средневековому залу. В нее поместили произведения знаменитых издателей - Альдов и Эльзевиров [14, с. 12]. Когда в Библиотеку однажды приехал министр Императорского двора, граф А. В. Адлерберг, он долго не мог поверить уверениям М. А. Корфа, что столь роскошные интерьеры обошлись Библиотеке всего в 2200 р. [4].

В 1851 г. преподаватель Училища гражданских инженеров А. К. Красовский в книге «Гражданская архитектура» сформулировал основы рационализма в архитектуре: строительство здания в первую очередь должно было учитывать потребности его будущих посетителей [17]. Собольщиков разделял подобные идеи и пытался воплотить их при постройке нового читального зала ИПБ.

В 1858 г. читателей в Библиотеке стало уже так много, что в прежний читальный зал они не могли поместиться. Это хорошо понимал М. А. Корф, который поручил В. И. Собольщикову составить проект нового читального зала на 200-250 читателей [4]. В объяснительной записке к планам постройки нового зала Собольщиков, в частности, указывал на необходимость улучшения входа читателей в Библиотеку, устройства во дворе пристройки с залом для

чтения рукописей и редких книг, перестройки парадной лестницы и др. [18, с. 62].

В 1859 г. Собольщиков «вследствие высочайшего повеления» был командирован для изучения архитектурного облика и системы библиотечного обслуживания библиотек крупнейших городов Европы.

В 1860 г. постройка нового зала была начата. 29 июня совершена закладка - без большого торжества, но в живописной обстановке. В основание был положен специальный камень с надписью, повествующей о данном событии [18, с. 33].

4 ноября 1862 г. читальный зал открыли для читателей. По своему удобству он уступал лишь ротонде Британского музея, имея перед ней ряд преимуществ, заключавшихся в большой комнате для художников, помещении для справочной библиотеки и подъемнике книг из нижнего этажа на два верхних.

В этот же период происходили изменения и в интерьерах, и в наружных частях здания [19, с. 135].

Собольщиков предлагал перестроить вход в Библиотеку, ссылаясь на то, что старые гранитные съезды для экипажей у главного подъезда не оправдали своего назначения. Таким образом, он задумал перестройку фасада здания самого К. Росси. В 1862 г. с разрешения императора были сняты четыре плоских скульптурных рельефа на выступающей части фасада здания, а на их местах сделаны квадратные окна. На каждом выступе фасада со стороны площади было сделано по три окна и по одному окну на выступах со стороны Невского пр. и ул. Садовой. Благодаря этому темный третий этаж получил естественное освещение. Были уничтожены гранитные съезды и переделана парадная дверь [20, с. 60].

Вместо прежнего входа через ворота с Садовой улицы читатели стадии входить с Алек-сандринской площади. Прежде прямо пред посетителями Библиотеки открывалась перспектива роскошной лестницы, теперь лестница была разобрана, а новая лестница размещена в пристройке к старой лестничной клетке. Такая планировка выглядела не так торжественно, как прежде, но вызывалась необходимостью, так как без этого невозможно было устроить вход в новый читальный зал. При новом расположении лестницы новый читальный зал и «зал барона Корфа» соединялись широким аванзалом, составляющим верхнюю площадку новой лестницы.

Новый читальный зал представлял собой помещение в 34 х 17 м, покрытое коробчатым сводом, с пятью громадными окнами, по-

мещенными с правой стороны от входа. Окна были подняты очень высоко, их подоконники находились на высоте около 2,5 м, за счет чего было достигнуто прекрасное естественное освещение зала. Поперек зала рядами расположили столы для читателей с принадлежностями для письма и с удобными плетеными стульями. На столах для чтения расставили газовые лампы с абажурами. Всего в читальном зале было установлено 50 подобных ламп. Пространство зала освещалось также газовыми бра с матовыми шарами.

Для отопления нового строения при участии Собольщикова сделали специальные пневматические печи. Зимой из душников шла теплота; вечером, когда зажигали газ, печь не отапливалась и переставала действовать на душники, в результате чего они начинали давать свежий холодный воздух [18, с. 37-38]. Двери в читальный зал были устроены так, что открывались в обе стороны и сами собой закрывались без шума. Пол застлан ковром из гуттаперчи, смешанной с опилками пробкового дерева. На этом ковре не слышно было шума шагов.

Шкафы располагались в два яруса с галереей, в них помещались шесть тысяч томов, составляющих библиотеку читального зала. Для полок в шкафах Собольщиков ввел новые опоры в виде подвижных медных лопаточек, которые вставлялись в скважины, расположенные по всей высоте шкафа. Взамен переносных лестниц для доставания книг с верхних полок, на уровне чуть выше метра, был сделан широкий выступ, по которому было удобно ходить.

Вдоль шкафов оставались проходы, отделенные от остального пространства зала решетками и предназначенные для служебных помещений библиотекарей; в середине левой части зала находилась обширная возвышенная кафедра, где дежурные библиотекари выдавали книги.

В новом читальном зале и соседних с ним помещениях могли заниматься 250 читателей.

В читальном зале висели две картины дрезденского художника К. Ф. Рейхерта. Против входа, в глубине читального зала, можно было увидеть портрет императора Александра II, написанный Рейхертом в 1862 г. специально для нового читального зала. На картине император изображен в мундире лейб-гвардии конного полка. Он опирается рукою на подписанный им акт освобождения крепостных. По вечерам портрет освещался особым газовым рожком с ревербером [18, с. 38].

В 1863 г. на галерее верхнего яруса шкафов в зале была помещена вторая работа К. Ф. Рейхерта. Картина «Первый оттиск», или как ее называли «Гутенберг и его товарищи», посвящена первому моменту книгопечатания. На ней первопечатник Иоганн Гутенберг в присутствии Иоганна Фуста (ростовщика) и Петера Шеффера (наборщика в печатне) читает первый печатный лист. 19 июня 1861 г. император подарил картину Библиотеке [21, с. 110, 115].

К читальному залу примыкал кабинет для художников, в последнем по стенам помещались шкафы с художественными изданиями, а посередине - широкий стол, удобный для работы с изданиями большого формата. Для дам архитектор рядом с читальным залом устроил отдельную комнату, где читательницы с помощью двух женщин из числа обслуживающего персонала могли воспользоваться принадлежностями дамского туалета.

Построенный Собольщиковым новый читальный зал был восторженно принят современниками. Музыкальный и художественный критик В. В. Стасов восклицал: «Взгляните, какие благородные пропорции у всего вместе, какое гармоническое распределение масс, какие изящные формы этих громадных пяти окон, равняющихся каждое целым воротам, какое удачное распределение выступов и углублений, какой веселый, здоровый и вместе общий вид целого, какое превосходное отношение размеров в ширину и вышину!» [22, стб. 142].

Р. И. Минцлов писал: «После Британского музея... это есть единственная читальная зала, которая выстроена собственно с целью чтения» [15, с. 51-52].

Сегодня корпус Собольщикова воспринимается как очередной этап строительства комплекса зданий Библиотеки, логичный и закономерный. Его главный архитектурный труд - новый читальный зал - функционирует и радует потомков.

Список литературы

1. Голубева О. Д., Михеева Г. В. 1811-1843. Алексей Николаевич Оленин // История Библиотеки в биографиях ее директоров. Санкт-Петербург, 2006. С. 51-77.

2. Михеева Г. В. 1843-1849. Дмитрий Петрович Бутурлин // История Библиотеки в биографиях ее директоров. Санкт-Петербург, 2006. С. 79-93.

3. Коновалова М. Н. История каталогизации фондов Российской национальной библиотеки, 1795-1917 гг. / под-гот. к печати, коммент. Г. В. Михеевой; науч. ред. Г. В. Михеева, Р. С. Гиляревский. Санкт-Петербург: Рос. нац. б-ка, 2014. 303 с. URL: http: // vivaldi. nlr. ru (дата обращения: 28.02.2019).

4. Собольщиков В. И. Воспоминания старого библиотекаря // Ист. вестн. 1889. Т. 38, № 10/11. URL: http: // libr-34. ucoz. ru (дата обращения: 28.02.2019).

5. Собольщиков В. И. Загородный дом г. Бутурлина в С.-Петербурге // Зодчий. 1882. № 10. С. 174-175.

6. Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга, вторая половина XIX в. Ленинград: Лениздат, 1981. 255 с.

7. Голубева О. Д., Михеева Г. В. 1849-1861. Модест Андреевич Корф // История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005. Санкт-Петербург, 2006. С. 94-135.

8. Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814-1914. Санкт-Петербург, 1914. 481, XXVI с.

9. Отчет Императорской Публичной библиотеки за

1851 г. Санкт-Петербург, 1852. 49, 26 с.

10. Отдел архивных документов (ОАД РНБ). Ф. 1. Оп. 1. 1916. Ед. хр. 131. Л. 37.

11. Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. Санкт-Петербург, 1852. 140 с.

12. ОАД РНБ. Ф. 1. Оп. 1. 1852. Ед. хр. 2. Л. 1 об.

13. Отчет Императорской публичной библиотеки за

1852 г. Санкт-Петербург, 1853. 112 с.

14. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1857 г. Санкт-Петербург, 1858. 152 с.

15. Минцлов Р. И. Прогулка по Санкт-Петербургской Императорской Публичной библиотеке. Санкт-Петербург, 1872. 64 с.

16. Зверева И. С. За дверью «Кабинета Фауста»: история Отдела редкой книги Рос. нац. б-ки // Книжная старина: сб. науч. тр. / РНБ. Санкт-Петербург, 2015. С. 5-103.

17. Красовский А. К. Гражданская архитектура: части зданий. Санкт-Петербург, 1851. 587 с.

18. Корф М. А. Императорская Публичная библиотека в эпоху перехода в ведомство Министерства народного просвещения: крат. очерк ее прошедшего и настоящего. Санкт-Петербург, 1863. 72 с.

19. Голубева О. Д. В. И. Собольщиков: жизнь и деятельность одного из первых теоретиков библ. дела в России в XIX в. Санкт-Петербург: Рос. нац. б-ка, 2001. 200 с.

20. Острой О. С. Василий Иванович Собольщиков (1808?-1972) // Острой О. С. Архитекторы Императорской Публичной библиотеки. Санкт-Петербург, 2000. С. 54-69.

21. Асварищ Б. И. Карл Фридрих Рейхерт в России // Россия-Германия: контакты и взаимопонимания XVIII-ХХ вв. Москва, 1994. С. 109-116.

22. Стасов В. В. Иван Иванович Горностаев: докл., чит. в собр. Петерб. архитект. о-ва 3 дек. 1874 г. // Стасов В. В. Собр. соч. Санкт-Петербург, 1894. Т. 2. Стб. 139-150.

References

1. Golubeva O. D., Mikheeva G. V. 1811-1843. Alexei Niko-laevich Olenin. History of Library in biographies of its directors, 1795-2005. Saint Petersburg, 2006. 50-77 (in Russ.).

2. Mikheeva G. V. 1843-1849. Dmitrii Petrovich Buturlin. History of Library in biographies of its directors, 1795-2005. Saint Petersburg, 2006. 78-93 (in Russ.).

3. Konovalova M. N.; Mikheeva G. V. (publ., comment., sci. ed.); Gilyarevskiy R. S. (sci. ed.) History of cataloging of

collections of National Library of Russia, 1795-1917. Saint Petersburg: Nat. Libr. of Russia, 2014. 303. URL: http: // vivaldi. nlr. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

4. Sobol'shchikov V. I. Memories of old librarian. Hist. vestnik. 1889. 38 (10/11). URL: http: // libr-34. ucoz. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

5. Sobol'shchikov V. I. Mr. Buturlin' country house in Saint Petersburg. Zodchii. 1882. 10, 174-175 (in Russ.).

6. Punin A. L. Architectural monuments of Saint Petersburg, second half of 19th century. Leningrad, 1981. 255 (in Russ.).

7. Golubeva O. D., Mikheeva G. V. 1849-1861. Modest Andreevich Korf. History of Library in biographies of its directors, 1795-2005. Saint Petersburg, 2006. 94-135 (in Russ.).

8. Imperial Public Library for 100 years, 1814-1914. Saint Petersburg, 1914. 481, XXVI (in Russ.).

9. Report of Imperial Public Library for 1851. Saint Petersburg, 1852. 49, 26 (in Russ.).

10. Department of Archival Documents of National Library of Russia (DAD NLR). F. 1. Op. 1. 1916. № 131. L. 37 (in Russ.).

11. Guide to Imperial Public Library. Saint Petersburg, 1852. 140 (in Russ.).

12. DAD NLR. F. 1. Op. 1. 1852. № 2. L. 1 rev. (in Russ.).

13. Report of Imperial Public Library for 1852. Saint Petersburg, 1853. 112 (in Russ.).

14. Report of Imperial Public Library for 1857. Saint Petersburg, 1858. 152 (in Russ.).

15. Mintslov R. I. Tour through Saint Petersburg Imperial Public Library. Saint Petersburg, 1872. 64 (in Russ.).

16. Zvereva I. S. At door of «Faust's Cabinet»: history of Rare Book Department of Russian National Library. Book antiquity: coll. of proc. Saint Petersburg, 2015. 5-103 (in Russ.).

17. Krasovskii A. K. Civil architecture: part of buildings. Saint Petersburg, 1851. 587 (in Russ.).

18. Korf M. A. Imperial Public Library in era of transition to Ministry of Public Education: short past and present essay. Saint Petersburg, 1863. 72 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Golubeva O. D. V. I. Sobol'shchikov: life and work of one of first theorists of libr. science in Russia in 19th century. Saint Petersburg: Nat. Libr. of Russia, 2001. 200 (in Russ.).

20. Ostroi O. S. Vasily Ivanovich Sobol'shchikov (1808?-1972). Ostroi O. S. Architects of Imperial Public Library. Saint Petersburg, 2000. 54-69 (in Russ.).

21. Asvarishch B. I. Karl Friedrich Reichert in Russia. Russia-Germany: contacts and mutual understanding in 18th-20th centuries. Moscow, 1994. 109-116 (in Russ.).

22. Stasov V. V. Ivan Ivanovich Gornostaev: report to Saint Petersburg Architectural Society in 1874, 3 Dec. Stasov V. V. Collected works. Saint Petersburg, 1894. 2. 139-150 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.