Научная статья на тему 'К юбилею Ирины Михайловны тяжковой'

К юбилею Ирины Михайловны тяжковой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею Ирины Михайловны тяжковой»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2011. № 5

К ЮБИЛЕЮ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ТЯЖКОВОЙ

Ирина Михайловна Тяжкова (до замужества Черных) родилась 1 августа 1931г. в г. Ленинграде, где проходил службу ее отец, Михаил Иванович Черных.

Черных Михаил Иванович (1900 г. р.), уроженец Воронежской области, после Октябрьской революции в 17 лет пошел служить в Красную армию и впоследствии окончил Военно-инженерную академию. на Великую Отечественную войну Михаил Иванович уходил уже в звании полковника, в отставку после долгих лет службы вышел в звании генерал-майора.

Мама Ирины Михайловны, Серафима Александровна Зерчанинова, родилась в 1907 г. в семье священника, расстриженного перед Октябрьской революцией за распевание на улице песни «Интернационал». Серафима Александровна была единственной дочкой в семье, помимо нее у родителей было пятеро сыновей. Один из них впоследствии стал отцом Юрия Зерчанинова (1930 г.р.), выпускника юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 1954 г., известного спортивного журналиста, заведующего отделом публицистики журнала «Юность».

Ирина Михайловна, как и ее двоюродный брат, была связана с журналистикой: будучи аспиранткой Московского университета, она окончила двухгодичные курсы при доме журналиста. Знания, полу-

ченные на этих курсах, впоследствии помогли ей, когда она работала редактором государственного издательства «Юридическая литература».

Ирина Михайловна была в семье единственным ребенком. Когда ей исполнилось три года, родители переехали в Москву.

По признанию Ирины Михайловны, она не была отличницей: окончила школу с несколькими тройками. Но очень любила читать художественную литературу. Этому занятию она посвящала все свободное время, поэтому нередко не успевала выучить уроки, за что получала двойки. К следующему уроку серьезно готовилась, получала пятерку и вновь погружалась в свое любимое занятие — чтение.

Во время Великой Отечественной войны, в декабре 1941 г. Ирина Михайловна вместе с мамой Серафимой Александровной, работавшей заведующей абонементом в Библиотеке им. В.И. Ленина, отправилась в эвакуацию в г. Ташкент. Ехали целый месяц в вагонах-теплушках вместе с другими сотрудниками библиотеки и их семьями. В этом же эшелоне эвакуировали ценные книги и документы, хранившиеся в фондах Ленинки. Неоднократно эшелон обстреливали с воздуха, поезд останавливался, все выскакивали из вагонов и врассыпную бежали прятаться в канавы. Потом возвращались в вагоны и ехали дальше. Вернулись из эвакуации в 1943 г. в середине учебного года, поэтому среднюю школу Ирина Михайловна окончила лишь в 1950 г., будучи 19-летней. Стать юристом она решила еще в 8 классе, чтобы, по ее словам, «бороться за справедливость».

В год окончания школы Ирина Михайловна поступила в Московский юридический институт (МЮИ). К тому времени двоюродный брат Ирины Михайловны — Юрий Зерчанинов, который был на один год ее старше, уже окончил первый курс юридического факультета МГУ. Ирине Михайловне очень хотелось окончить институт одновременно с Юрием, поэтому она решила поступать в МЮИ, где срок обучения тогда составлял 4 года.

Ирина Михайловна с особым чувством вспоминает свои студенческие годы. Ее курс был многочисленным — 400 человек. Занимались в два потока. В одной группе с Ириной Михайловной учились известные в настоящее время юристы—специалисты в области уголовного права Л.Д. Гаухман и О.Ф. Шишов, а также нынешний заведующий кафедрой административного права юридического факультета МГУ профессор А.П. Алёхин. Однокурсником Ирины Михайловны был Л.П. Дербенёв, ставший спустя годы автором текстов популярных песен, исполнявшихся звездами советской, а позднее российской эстрады.

В первую же сессию Ирина Михайловна получила тройку по истории государства и права у Зиновия Михайловича Черниловского (впоследствии автора знаменитого учебника по всеобщей истории государства и права, переиздававшегося в течение нескольких десятилетий, разработчика положений новой Конституции РФ, заведующего кафедрой ВЮЗИ-МГЮА). Перед экзаменом кто-то из студентов сказал

Ирине Михайловне, что нужно писать шпаргалки, иначе не сдать. Она так и сделала. На экзамене, подготовившись к ответу, ждала своей очереди, однако З.М. Черниловский, тогда еще молодой 35-летний преподаватель, принимал экзамен очень медленно, подолгу спрашивая студентов. Устав от ожидания, Ирина Михайловна решила заглянуть в шпаргалку и убедиться, все ли верно она написала. И конечно же была замечена З.М. Черниловским. Когда она вышла отвечать, ее ответ он практически не слушал и поставил тройку. Было обидно, но что делать — сама виновата.

На 4 курсе Ирину Михайловну вызвали в деканат и предложили пересдать этот предмет, поскольку за весь период обучения других троек у нее не было, и четверок — не больше двух-трех. Пересдачу принимал О.И. Чистяков, за три года до этого сам окончивший МЮИ. Олег Иванович дал вопросы, Ирина Михайловна села готовиться, но вскоре поняла, что на пятерку вряд ли ответит. И тут, обращаясь к ней, Олег Иванович спросил: «Какую вы хотите получить оценку?». Ирина Михайловна, не задумываясь, ответила: «Четыре». Тогда преподаватель, улыбнувшись, сказал: «Ладно, четверку я вам поставлю, а сказали бы «пять», стал бы спрашивать». На этом экзамен закончился.

Хорошо запомнился Ирине Михайловне экзамен по криминалистике, который принимал выдающийся ученый-криминалист, профессор Абрам Ильич Винберг. Вопрос достался несложный — «Алкогольное отравление», и Ирина Михайловна бойко стала отвечать: «При приеме алкогольных напитков у человека возникает подавленное настроение, а затем наступает эйфория...». Экзаменатор остановил: «А вы сами когда-нибудь были в состоянии опьянения?». Услышав отрицательный ответ, сказал: «Тогда все понятно» и добавил: «Вы знаете, все бывает как раз наоборот!». Вот так Ирину Михайловну подвело отсутствие жизненного опыта. «Ну хорошо, — сказал профессор, — если вы без подготовки сможете ответить мне на один вопрос, поставлю оценку». И задал весьма сложный вопрос об определении группы крови. Но Ирина Михайловна этот вопрос хорошо знала и ответила без запинки, получив за экзамен «отлично».

В студенческой среде в послевоенные годы, как и сейчас, очень быстро возникали и передавались из уст в уста различные шутки-прибаутки, в том числе про преподавателей. По словам Ирины Михайловны, в то время широкую известность среди студентов МЮИ получила песня о своей alma mater со словами: «Московский юридический, протезно-косметический, немножечко лирический, а в общем — институт!». В этой песенке смешались и студенческий юмор, и самоирония, и совсем невеселая правда жизни. «Протезно-косметическим» институт называли потому, что практически половина его студентов и преподавателей были изувечены войной, ходили с протезами, вторую же половину составляли молоденькие девушки.

Популярной среди студентов была хулиганская песенка, переделанная из известной в то время песни М. Исаковского «Летят перелетные птицы», строка которой «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» с легкой руки кого-то из студентов стала ззвучать так: «Не нужен нам Мейер Турецкий и Куцова нам не нужна!».

Пусть не обидится на меня за эти строки профессор юридического факультета МГУ, глубоко уважаемая мною Э.Ф. Куцова, у которой я и сама училась в конце 80-х гг., но из песни слов не выкинешь, тем более что студенты, как мне думается, имели в виду не столько процессуалиста Элеонору Федоровну Куцову и преподававшего уголовное право Мейера Вульфовича Турецкого, сколько олицетворяемые ими юридические дисциплины. Студентам тех лет, как, впрочем, и нынешним, хотелось смеяться, влюбляться, гулять вечерами, а не сидеть за учебниками и грызть гранит науки...

В учебном плане МЮИ было предусмотрено шесть государственных экзаменов, которые сдавались по всем основным отраслям советского права, а также по теории, однако защита дипломной работы не предусматривалась. Успешно сдав государственные экзамены, Ирина Михайловна в 1954 г. окончила юридический институт с отличием и была рекомендована для поступления в аспирантуру, но поступила уже в аспирантуру юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (слияние МЮИ и факультета произошло как раз в 1954 г.) наряду еще с восемью выпускниками.

После успешной сдачи вступительного экзамена в аспирантуру, как вспоминает Ирина Михайловна, она возвращалась домой вместе с сокурсником Юлием. Когда проходили мимо телеграфа, она решила дать телеграмму родителям и сообщить им радостное известие. Но Юля сказал: «Сиди! Я сам отправлю» и отправил телеграмму сам. Приехавшие позднее родители сообщили, что были крайне удивлены содержанием присланной телеграммы и ничего не поняли. Они подали Ирине Михайловне телеграмму, и она прочитала: «Равных не имею!».

Научным руководителем Ирины Михайловны стал В.Д. Мень-шагин, принявший заведование кафедрой уголовного права в 1954 г. после А.Н. Трайнина.

В молодые годы помимо чтения и журналистики Ирина Михайловна увлекалась туризмом, несколько раз встречала рассвет на горе Ай-Петри в Крыму. Окончила курсы кройки и шитья.

В 1957 г. окончила аспирантуру. Весь аспирантский выпуск 1957 г., по выражению Ирины Михайловны, «разбежался» без защиты диссертации, поскольку тогда было введено требование обязательной публикации научных работ соискателями ученой степени кандидата или доктора наук. Защита диссертации Ириной Михайловной была отложена и по другой причине. В 1958 г. вступил в действие новый общесоюзный акт — Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, давший толчок реформе уголовного законода-

тельства во всех республиках, завершившейся в России принятием в 1960 г. нового Уголовного кодекса. Ирине Михайловне необходимо было изучать новое уголовное законодательство и новую судебную практику: писать диссертацию по еще не «обкатанному» законодательству было, по ее словам, бессмысленно.

В 1957 г. Ирина Михайловна поступила на работу в издательство «Юридическая литература», где проработала три года в отделе уголовного права. В 1960 г. она перешла на работу в ведущий юридический журнал «Советское государство и право», где до 1963 г. выполняла обязанности заведующей отделом уголовного права и уголовного процесса. Опыт редактора пригодился ей впоследствии при работе над кафедральными учебниками по уголовному праву.

работая в редакции журнала, Ирина Михайловна занималась научными исследованиями. В марте 1963 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Преступления против правосудия» и уже с осени того же года по приглашению Г.А. Кригера приступила к работе на юридическом факультете МГУ, хотя до января 1964 г. работала без оформления, на общественных началах.

В момент прихода Ирины Михайловны на кафедру уголовного права ситуация там была довольно сложная: практически все доценты кафедры трудились над своими докторскими диссертациями — Ю.М. Ткачевский, Г.А Кригер, Б.А Куринов, Н.Ф. Кузнецова, В.С. Орлов. При этом работали без поступления в докторантуру, «без отрыва от производства». Однако, как замечает Ирина Михайловна, если лекции и семинарские занятия они еще проводили, то другую педагогическую нагрузку старались передать более молодым преподавателям.

Замечу, что в то время кафедра уголовного права не испытывала недостатка в студентах: в 60-70-е гг. ежегодно по кафедре защищалось 70—75 дипломных работ (сейчас почти в три раза меньше). В год у Ирины Михайловны доходило до 100 курсовых работ, на которые надо было написать рецензии. Вопрос о неравномерном распределении педагогической нагрузки на кафедре уголовного права даже стал предметом рассмотрения на одном из партсобраний факультета. но Ирина Михайловна на нагрузку не жаловалась: добросовестно и увлеченно проводила семинарские занятия, руководила курсовыми и дипломными работами, участвовала в написании кафедральных учебников по уголовному праву.

По истечении 8-летнего срока работы преподавателем Ирину Михайловну перевели на должность доцента. В этом статусе она продолжала работать вплоть до 2003 г., когда стала профессором кафедры.

Отмечу еще один интересный факт. В начале 60-х гг. профессорско-преподавательский коллектив кафедры уголовного права был преимущественно мужским: до прихода Ирины Михайловны в 1964 г. там работала только одна женщина — доцент Н.Ф. Кузнецова. Вдвоем они работали 12 лет, когда в 1976 г. на кафедру пришла защитившая

кандидатскую диссертацию в 1975 г. выпускница МГУ М.Н. Голод-нюк. В настоящее время наука уголовного права не рассматривается больше как сфера интересов главным образом представителей сильного пола, и кафедра уголовного права и криминологии наполовину состоит из женщин.

Студентами Ирины Михайловны были нынешние доценты юридического факультета МГУ М.А. Лушечкина (кафедра криминалистики) и H.H. Белокобыльский (кафедра уголовного права и криминологии). Как вспоминает М.А. Лушечкина, Ирина Михайловна была одним из любимейших преподавателей. Она никогда не требовала от студентов простого, формального пересказа текста учебника или закона, студенты сразу учились применять теорию и закон для решения практических задач. Ирина Михайловна учила думать, ее семинары всегда были очень живыми, насыщенными и интересными. На семинарские занятия стыдно было прийти неподготовленным, потому что она относилась к своей работе очень добросовестно и сама всегда была на высоте. Ирина Михайловна была очень доброжелательна к студентам, что делало атмосферу ее семинаров свободной, ненапряженной. У нее можно было отвечать, не боясь ошибиться, потому что она умела очень деликатно поправить. При этом Ирина Михайловна была требовательной и справедливой в оценках.

В 1988 г. мне самой довелось слушать лекции И.М. Тяжковой по Общей части уголовного права (семинары в нашей группе вела проф. Н.Ф. Кузнецова), которые всегда были насыщены примерами из судебной практики. Причем эти примеры извлекались ею подобно фокуснику, достающему из своей шляпы один предмет за другим. Со стороны казалось, что она очень легко это делает: фабулы уголовных дел излагались кратко, по существу, а далее давалась собственная оценка. При этом Ирина Михайловна никогда не заглядывала в свои записи (лично я такого не помню), свободно, в доступной для понимания начинающего студента форме рассказывала о самых сложных проблемах уголовного права. Конечно, для этого нужно обладать талантом преподавателя и быть, безусловно, высококвалифицированным юристом.

Замечу, что многие мои коллеги-преподаватели, с которыми я общалась в разное время (профессора Б.С. Волков, Ю.А. Красиков и др.), в один голос утверждали, что Ирина Михайловна хороший методист. Первоначально я не могла понять смысл этого выражения. Почему методист? Мне казалось, что этот сухой канцеляризм совершенно не отражает лекторских качеств Ирины Михайловны.

Проработав на факультете почти 15 лет, я напросилась к Ирине Михайловне на ее лекцию, которую она читала в порядке замены другого преподавателя. Кстати, Ирина Михайловна всегда откликалась на просьбы заменить отсутствующего во время болезни или командировки преподавателя, пусть молодого. И даже сама предлагала помощь.

Во время лекции Ирина Михайловна придерживалась четкой методики, характеризующейся определенной последовательностью подачи материала: она начинала с определения какого-либо понятия, затем давала характеристику его признаков, далее следовало рассмотрение дискуссионных вопросов, разбирались случаи из судебной практики. Студенты постепенно вовлекались в процесс рассмотрения сложных уголовно-правовых проблем, сами этого не замечая, при этом движение шло от простого к сложному. Одновременно шло закрепление материала, обращение к тому, что студентам уже известно. Весь материал лекции был настолько упорядочен, настолько к месту приводились примеры и удачны были отступления, что я еще раз восхитилась педагогическим талантом Ирины Михайловны и поняла действительный смысл выражения «хороший методист».

У Ирины Михайловны много учеников, защитивших под ее руководством кандидатские диссертации: М.А. Гаранина, В.А. Самсонов, Э.А. Коренькова, Д. Зайдиева, А. Шурдумов, Ш. Насрутдинова, Н.П. Мусали, М.А. Атальянц и др. Среди них адвокаты, следователи, судьи, работники научных учреждений России и зарубежья. Насколько мне известно, многие из них поддерживают с Ириной Михайловной отношения и после защиты: звонят, присылают семейные фотографии, спрашивают совета. Многим кандидатам и докторам юридических наук Ирина Михайловна дала «путевку в жизнь», выступая оппонентом по их диссертациям.

В 2001 г. И.М. Тяжковой было присвоено звание заслуженного преподавателя МГУ, что стало высокой оценкой ее многолетней педагогической деятельности: Московскому университету Ирина Михайловна отдала 46 лет своей жизни, пройдя путь от преподавателя до профессора. В 2003 г. она защитила докторскую диссертацию по теме «Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые с использованием источников повышенной опасности».

Ирина Михайловна всегда очень много работала: над учебниками, комментариями, статьями... Ей всегда доставались самые тяжелые участки работы — самые проблемные главы учебников, которые никто не хотел брать, и самые «сложные» аспиранты, например иностранцы, плохо владеющие русским языком, чьи статьм Ирине Михайловне приходилось лично редактировать, вспоминая издательскую практику. Любую порученную ей работу она выполняла на высоком уровне, с блеском. Как-то она призналась, что любит работать ночами и сидит подолгу, до трех часов утра. Итогом этих бессонных часов стали многочисленные научные, учебные и методические работы по уголовному праву, которые ежегодно издаются и переиздаются.

Профессор Н.Ф. Кузнецова всегда очень тепло отзывалась об И.М. Тяжковой, говорила, что она — «душа кафедры», «все уравновешивает». Это действительно так. Ирина Михайловна очень мягкий, добрый, скромный, отзывчивый, щедрый и сопереживающий человек.

В то же время она человек сильный и умеющий держать удары судьбы. В ней сочетаются принципиальность и душевная теплота.

Уйдя на пенсию в июне 2010 г., Ирина Михайловна продолжает работать: она согласилась стать автором нескольких глав и соредактором нового кафедрального учебника по Общей части уголовного права, выход которого должен состояться в 2011 г., юбилейном для Ирины Михайловны году. Но на этом она не останавливается: одна из первых на кафедре она подготовила рукопись новой главы о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства для учебника по Особенной части уголовного права России, выход которого запланирован на 2012 г.

Дорогая Ирина Михайловна, спасибо Вам за Вашу мудрость, чуткость, такт, понимание и поддержку, за радость непрекращающегося общения с Вами. Поздравляя Вас со славным юбилеем, от всей души желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия, бодрости духа и оптимизма.

Н.Е. Крылова, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.