Научная статья на тему 'К ВЫХОДУ НОВЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ (1974)'

К ВЫХОДУ НОВЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ (1974) Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВЫХОДУ НОВЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ (1974)»

УДК 628.191:628.39

Член-корр. АМН СССР проф. С. Н. Черкинский

К ВЫХОДУ НОВЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ вод ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ (1974)

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Новые Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, утвержденные в 1974 г., заменили собой одноименные правила, которые действовали с 1961 г. Основные идеи и организационные принципы, научно-практические рекомендации и их соответствие реальным задачам охраны водоемов от загрязнения определили прогрессивный характер и содержание правил, которые стали важной составной частью советского водно-санитарного законодательства. Годы, прошедшие после вступления в силу правил 1961 г., явились достаточной их проверкой практикой и проводившимися за это время научными исследованиями. Вместе с тем длительный срок практического использования правил при решении столь сложной и многогранной проблемы, как охрана водных ресурсов от загрязнения, давал основание поставить задачу пересмотра правил в целях совершенствования их и для устранения недостатков с учетом приобретенного практического опыта и новых достижений науки.

В 1970 г. по указанию Министерства здравоохранения СССР на базе секции гигиены воды и санитарной охраны водоемов проблемной комиссии «Научные основы гигиены населенных мест» была создана специальная комиссия для пересмотра правил в составе московских гигиенических институтов и кафедр коммунальной гигиены, представителей институтов санитарно-технического профиля (Всесоюзный научно-исследовательский институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологий, Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране вод), а также Министерства рыбного хозяйства и затем Министерства мелиорации и водного хозяйства

По предложению комиссии Министерством здравоохранения СССР был разослан (в адрес министерств здравоохранения союзных республик, отделов здравоохранения промышленных областей, • многих промышленных министерств и их проектных институтов, институтов и кафедр гигиенического, технического специального профилей, Госстроя и др.) запрос о необходимых изменениях в правилах 1961 г., желательных дополнениях и уточнениях, а также о замеченных научно-практических и редакционных ошибках и неоправдавшихся рекомендациях, которые из правил следовало исключить.

Систематизация и обсуждение полученных замечаний и предложений позволили установить следующее:

а) в целом научные и принципиальные основы правил и их структура, предусматривающая комплексный подход к рассмотрению задач охраны поверхностных вод от загрязнения, и наличие в правилах нормативных материалов, разработанных отдельными отраслями народного хозяйства и культуры для защиты своих интересов (здравоохранение, рыбное хозяйство), не вызвали возражений или критических замечаний. Лишь один из гидробиологов (проф. Г. И. Галазий) настойчиво предлагал нормативы устанавливать с учетом сохранения в воде водоемов видового состава всех гидробионтов и относить нормативы к составу сточных вод. Эти рекомендации отвергались на протяжении всего периода пересмотра правил как

1 Комиссия работала под руководством автора при участии К. И. Акулова, Н. П. Алек, сеевой, А. С. Гурвича, А. И. Жукова, В. Р. Лозанского, Н. А. Климкиной, Е. А. Мажа, ева, И. Л. Монгайта, Т. А. Николаевой, И. Д. Родзнллера, |Т. А. Соловьевой], Л. В. Степановой, Н. Н. Трахтман, Е. В. Файдыш, С. А. Фркдлянд. По отдельным вопросам привлекались н другие специалисты.

в комиссии, так и на широких научных совещаниях и советах из-за отсутствия теоретических и конкретных научных подходов к нормированию у гидробиологов и потому, что нормирование состава и свойств сточных вод не оправдало себя исторически, как не имеющее под собой научной основы, не обеспечивающее устойчивые условия охраны водоемов от загрязнения и неприемлемое по экономическим соображениям;

б) содержание в правилах технических условий отведения сточных вод в водоемы и указаний о порядке согласования и контроля условий спуска сточных вод в водоемы оправдано;

в) сделанные по тексту правил поправки и дополнения можно разделить на 3 группы: полезные, рекомендуемые к использованию; сомнительные, нуждающиеся в дополнительном обсуждении; совсем не рекомендуемые. '

Исходя из полученных данных, был составлен первый вариант новой редакции правил, который был представлен на секции научного совета «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» Госкомитета Совета Министров СССР по науке и технике в 1971 г. В соответствии с представленными комиссией тезисами было одобрено, что в основе проекта новых правил сохраняются следующие принципиальные положения правил 1961 г.:

а) правила должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей всех отраслей народного хозяйства и культуры, в первую очередь заинтересованных в охране поверхностных водоемов от загрязнения, в связи с чем проблема охраны водоемов от загрязнения нуждается в комплексном рассмотрении и решении;

б) различие характера водопользования для питьевых и культурно-бытовых нужд населения и для многообразных народнохозяйственных целей (рыбохозяйственных, сельскохозяйственных, в частности животноводческих, и др.) делает обязательной дифференциацию задач и методов научного обоснования специальных требований, необходимых для каждого вида водопол ьзован и я;

в) критерием вредности поступающих в водоемы загрязнений вследствие большого социального значения проблемы охраны поверхностных вод от загрязнения могут служить лишь характер и степень ограничения какого-либо вида водопользования (питьевое, культурно-бытовое, рыбохо-зяйственное или др.) из-за специфического ухудшения качества воды водоемов;

г) в основу при решении вопроса о допустимости спуска сточных вод в водоем так же, как и вопроса об отнесении конкретного водоема или его участка к нуждающимся в первоочередной загрязненности, которая может создаваться или создалась ниже по течению у ближайшего пункта водопользования и которая требует водоохранных мероприятий;

д) в качестве масштаба для научно обоснованного суждения о допустимой степени ухудшения качества воды водоема после спуска сточных вод должны служить нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) промышленного или бытового загрязнения, которые должны соответствовать особенностям вида водопользования (питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного или др.);

е) комплексный подход к решению практических задач охраны водоемов от загрязнения на основе учета дифференцированных требований (ПДК) применительно к особенностям вида водопользования обеспечивается тем, что в случае использования водоема или его участка одновременно для различных видов водопользования при определении условий спуска сточных вод следует исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов качества (чистоты) воды поверхностных водоемов;

ж) заложенный в основу правил принцип научно обоснованного нормирования (ПДК) для конкретизации целей охраны водоемов от загрязнения неразрывно связан с расчетными методами, которые позволяют опре-

делить необходимый объем технологических и санитарно-технических мероприятий для предупреждения загрязнения водоема в каждом конкретном случае и прогнозировать состояние водоемов на отдаленную перспективу.

Указанные положения правил 1961 г. отражены в таких важных законах страны, как законы союзных республик об охране природы, закон об основах законодательства о здравоохранении и основы водного законодательства СССР. Нормативы, содержащиеся в правилах, нашли государственное признание в качестве важного;регулнрующего фактора в области охраны водных ресурсов страны. Научно-теоретические положения правил были обсуждены и одобрены на проходившем под руководством акад. Н. Н. Семенова совещании, посвященном проблемам охраны природных вод, созванном Академией наук СССР в конце 1972 г. В результате при обсуждении в научном совете «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» Госкомитета Совета Министров СССР пр науке и технике второго проекта пересмотра правил научный совет принял решение отметить положительную роль Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (1961) и одобрить инициативу Министерства здравоохранения СССР о пересмотре этих правил. Министерству здравоохранения СССР при окончательной доработке проекта новых правил предложено учесть рекомендации научного совета «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», которые, не изменяя прежнюю структуру правил (1961), в известной степени уточняли и дополняли основные положения, принятые в прежних правилах, и главным образом касались требований к условиям, допускающим спуск сточных вод в водоемы, а также порядка контроля за эффективностью технологических и санитарно-техни-ческих мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Так, раздел «Основные положения» был дополнен следующим абзацем, имеющим принципиальное значение: «Критерием загрязненности воды (водоема) является ухудшение ее качества вследствие изменения ее орга-нолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, рыб, кормовых и промысловых организмов в зависимости от видов водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов».

Расширен и уточнен п. 5, касающийся запрещения сброса в водоем неочищенных сточных вод с плавучих средств водного транспорта, а из п. 6, литера «а», где запрещалось сбрасывать сточные воды, которые могут быть устранены рационализацией технологии производства и водного хозяйства предприятия, исключено указание «с соблюдением технико-экономических условий», содержавшееся в прежних правилах. Наряду с этим п. 6 дополнен литерой «г», где запрещается сбрасывать в водоемы сточные воды, «содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК)». Этим оправданно подчеркнута решающая роль нормативов при решении основного вопроса о допустимости или об условиях допустимого сброса сточных вод в водоемы в интересах охраны последних от загрязнения. Значение этого требования усилено новым специальным абзацем п. 31 раздела V (технические условия отведения сточных вод в водные объекты) — «При отсутствии установленных нормативов к началу проектирования водопользователи должны обеспечить осуществление необходимых исследований для изучения степени вредности содержащихся в сточных водах веществ и обоснования для них ПДК в воде водных объектов». Этим должны руководствоваться институты промышленных министерств, разрабатывающие новые технологические процессы производства, и проектные организации, решающие вопросы канализования и отведения сточных вод промышленных объектов, а также контролирующие организации, осуществляющие предупредительный и текущий надзор в области охраны поверхностных вод от загрязнения.

В п. 9 уточнен и значительно расширен перечень сточных вод, на которые распространяются требования новых правил. Например, в перечень

включены сбросные воды орошаемых сельскохозяйственных территорий (в связи с чрезвычайно возросшей ролью орошения), в том числе обрабатываемых ядохимикатами, а в примечании к этому пункту впервые указано, что правила распространяются и на ливневую канализацию, отводящую атмосферную воду с промышленных площадок, товарно-сырьевых' баз и других территорий, сток которых может вызвать загрязнение водных объектов».

В п. 10 наряду с указанием, что условия спуска сточных вод в водные объекты определяются с учетом степени возможного их смешения и разбавления с водой водного объекта, включено очень важное добавление (литера «б») о необходимости учета «качества воды водоемов и водотоков выше места проектируемого сброса сточных вод», чем узаконена практика, опиравшаяся лишь на рекомендацию литературных источников.

В новых правилах, как и в прежних, определяется (п. 11), что «При рассмотрении условий спуска сточных вод в водоемы и водотоки и выдаче по ним заключения органы по регулированию использования и охране вод устанавливают, с учетом перспективы развития, для каждого отдельного объекта допустимое к сбросу со сточными водами количество вредных веществ (лимит по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей)». Расчет при этом производится в соответствии с требованиями настоящих правил к составу и свойствам воды водных объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного использования. Этим решительно отвергаются время от времени появляющиеся попытки ориентировать практику охраны водоемов от загрязнения на нормирование состава сточных вод или на так называемые предельно допустимые выбросы (ПДВ). Нетрудно убедиться, что это уже давно предусмотрено правилами, в которых «лимит» является синонимом ПДВ. Однако величина лимита ПДВ в действительности зависит, как вытекает из п. 11, от ряда условий, характерных для каждого отдельного случая спуска сточных вод (перспективы развития в районе объекта, различные требования к составу и свойствам воды водоема соответственно виду водопользования, особенности местных природных и санитарных условий), как это подчеркивается и указаниями пп. 31 и 42 правил. Поэтому рекомендация нормирования ПДВ противоречит крайнему разнообразию реально существующих условий спуска сточных вод в водоемы, а также научным представлениям и закономерностям, лежащим в основе современной теории и практики в области охраны водоемов от загрязнения. Нормирование ПВД неприемлемо и потому, что часто может быть причиной как превышения уровня загрязнения воды водоемов сверх норм, установленных ПДК, так и чрезмерных затрат, не оправданных интересами охраны водоемов от загрязнения.

Завершаются основные положения новых правил важным дополнительным п. 13, в котором «запрещается устройство выпусков и отведение сточных вод в водные объекты без регистрации и получения разрешения в органах по регулированию использования и охраны вод и без согласования с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и органами рыбоохраны». Этим указанием существенно усиливается система предупредительного надзора в области охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

В разделе II новых правил — «Нормативы качества воды для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения» — сохранены все указания и требования прежних правил и введен ряд дополнений.

К п. 18 дано примечание: «При сбросе сточных вод в водохранилища, расположенные в нижнем бьефе электростанций, работающих в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность действия сточных вод на расположенные выше пункты водопользования вследствие образования обратного течения при резкой смене режима работы электростанций или

прекращения ее работы». Кроме того, добавлен п. 19, согласно которому «при сбросе сточных вод в черте города (или любого населенного пункта) первым пунктом водопользования является данный город (или населенный пункт); в этих случаях требования, установленные к составу и свойствам воды водоема или водотока должны относиться к самим сточным водам». В примечании к этому пункту указано, когда может быть сделано исключение из этого требования. Указанные дополнения (к пп. 18 и 19) основаны на практическом опыте и результатах проведенных наблюдений.

Новым в тексте правил является и п. 21, хотя на основе экспериментально-теоретических исследований методика пользования нормативами при одновременном загрязнении водоема несколькими веществами с одинаковым лимитирующим признаком вредности уже была дана в примечании к приложению № 2 прежних правил. В дальнейшем положенный в основу этой методики принцип суммации действия был экспериментально и практически подтвержден, чем ей было дано более общее принципиальное и математическое выражение. Включенный в текст новых правил п. 21 гласит: «При поступлении в водные объекты нескольких веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности и с учетом примесей, поступивших в водоем или водоток от вышерасположенных выпусков \ сумма отношений этих концентраций (С,, С2и ...Сп) каждого из веществ в водном объекте к соответствующим ПДК не должна превышать единицы» (приводится формула).

Наконец, в п. 20 этого раздела указывается, что «состав и свойства воды водоема и потока в пунктах питьевого и культурно-бытового водопользования ни по одному из показателей не должны превышать норма* тивы, приведенные в приложениях № 1 и 2». При этом в новых правилах табл. 2 существенно расширена на основе исследований последних лет и вместо 90 нормируется более 400 веществ, встречающихся в промышленных сточных водах. В табл. 1, касающейся общих требований к качеству воды, существенному изменению подверглись лишь нормативные требования в отношении возбудителей заболеваний — наряду с общим требованием: «Вода не должна содержать возбудителей заболеваний» впервые введено нормативное указание, что «отсутствие содержания в воде возбудителей заболеваний достигается путем обеззараживания биологически очищенных бытовых сточных вод до коли-индекса не более 1000 в одном литре при остаточном хлоре не менее 1,5 мг/л».

Некоторые изменения и дополнения внесены в раздел III новых правил, касающийся качества воды водных объектов, используемых для рыбохо-зяйственных целей. Так, изменена редакция п. 24, в котором указано, что состав и свойства воды рыбохозяйственных водоемов и водотоков должны удовлетворять рыбохозяйственным требованиям в зависимости от возможных условий смешения и дополнительно введен в текст правил п. 27, где впервые определяется необходимость учета возможности одновременного загрязнения воды несколькими веществами с одинаковым лимитирующим признаком вредности на основе принципа суммации действия — точно так, как это принято для водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (п. 21).

Существенно увеличен в приложении № 3 перечень вредных веществ, ПДК которых установлены применительно к воде рыбохозяйственных водоемов (с 16 до 68). Общие требования к составу и свойствам воды рыбохозяйственных водоемов (приложение № 3) в общем остались прежними, за исключением температуры воды.

В разделе V новых правил, касающемся технических условий отведения сточных вод в водные объекты, сохранены все основные рекомендации и требования, содержавшиеся в прежних правилах. Как было отмечено, п. 31 дополнен важным указанием, что при отсутствии установленных

1 Последнее не предусматривалось в прежних правилах (1961).

нормативов к началу проектирования водопользователи должны обеспечить осуществление необходимых исследований для изучения степени вредности содержавшихся в сточных водах веществ и обоснования для них ПДК в воде водных объектов соответственно виду водопользования.

Заслуживает внимания и п. 32, в котором подчеркнуто, что при решении вопроса канализования, очистки и обезвреживания промышленных сточных вод следует рассмотреть целесообразность использования сточных вод в системах оборотного и повторного водоснабжения предприятий или цехов, использования очищенных сточных вод одних предприятий для технического водоснабжения других предприятий, а также использования для этого очищенных и обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод. Значение этих указаний усиливается п. 43, литеры «а» и «б», раздела VI новых правил.

В п. 38 сделано существенное добавление, что необходимое уменьшение содержания в отводимых сточных водах примесей вредных веществ может производиться не только любым проверенным в практике методом очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод, но и «любым методом изменения технологии производства, способствующим уменьшению поступления в сточные воды загрязняющих веществ». Несколько пунктов этого раздела прежних правил были исключены как потерявшие практическое значение или в измененной редакции отнесены к другим разделам новых правил.

Правила согласования условий отведения сточных вод в водные объекты (раздел VI) существенно изменены, во-первых, потому, что в соответствии с основным законодательством они должны осуществляться не только органами по регулированию использования и охране вод (Министерство мелиорации и водного хозяйства), но и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (Министерство здравоохранения СССР) и органами рыбоохраны (Министерство рыбного хозяйства) и, во-вторых, в целях приведения новых правил в соответствии с новыми СНиП Госстроя СССР. Кроме того, расширен п. 43 добавочными указаниями, что при согласовании проекта или при рассмотрении вопроса о соответствии условий отведения сточных вод действующего предприятия наряду с другими должны представляться «материалы, подтверждающие проработку вопросов использования стоков предприятия в оборотном и повторном водоснабжении», а также вопроса о возможности использования сточных вод в техническом водоснабжении данного или других предприятий. Впервые включено указание о предоставлении материалов, «подтверждающих необходимость использования в технологии производства новых реагентов и материалов». Дополнительно включен п. 46 о том, что согласованию с органами по регулированию использования и охране вод подлежат все работы, производимые в самих водоемах (расчистка и углубление русла, прокладка любых трубопроводов и др.), а также размещение береговых устройств для приема любых сточных вод судов водного транспорта и типы судов, предназначенных для сбора сточных вод от объектов водного транспорта, и др.

В1 остальном сохранены все указания прежних правил.

Существенно расширен раздел VII о порядке контроля за эффективностью очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод за счет введения следующих дополнений: к п. 47, лит «г» — о необходимости производства анализов воды водоема или водотока выше и ниже спуска сточных вод, у первых пунктов водопользования, согласованных с органами по регулированию использования и охране вод, санитарно-эпидемиологической службы и рыбоохраны; весьма важного п. 48, в котором на основании многолетнего опыта и исследований указывается, чуо «оценка результатов спуска сточных вод должна быть сделана с учетом степени превышения расхода воды водотока в период отбора проб для анализа по сравнению с принятыми в соответствии с п. 37 расчетными гидрологиче-

скими условиями». Недоучет этого требования нередко приводил к переоценке гигиенической эффективности осуществленных мероприятий по охране водоемов от загрязнения. Значение контроля, предусмотренного новыми правилами, усилено специальным п. 51, в котором подробно перечислены те случаи и обстоятельства (систематическое нарушение нормативных требований и ПДК, массовая гибель рыбы и пр.), при которых контролирующие органы обязаны потребовать прекращения сброса сточных вод, снижения объема или уменьшения концентрации вредных веществ в сточных водах.

Вопросы охраны водных объектов от загрязнения радиоактивными веществами (раздел IV) рассмотрены в самом общем виде (пп. 28, 29 и 30), поскольку в п. 28 сделана ссылка на нормативы радиационной безопасности (НРБ-69), утвержденные главным сайитарным врачом СССР.

Кратко сформулирована и ответственность за нарушения правил с указанием, что лица, виновные в этом, несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. - ,

Сравнительная характеристика новых Правил охраны поверхностных вод от загрязнения (1974) и прежних (1961) позволяет признать, что научные и практические основы советской системы охраны вод не только проверены опытом многолетнего их использования в обширной области практической деятельности, но и получили дальнейшее развитие и будут впредь еще более успешно служить выполнению общегосударственной задачи охраны водных ресурсов страны от загрязнения в современных условиях научно-технического прогресса.

Поступила 28/VI11 1974 г.

УДК 614.73:628.314

П. Е. Шкодич, М. П. Грачева, Ю. П. Тихомиров, В. В. Байковский

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ДЕКАНЦЕРОГЕНИЗАЦИИ СТОЧНЫХ ВОД

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова

В борьбе со злокачественными новообразованиями важную роль игра-ют^мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения внешней среды канцерогенными веществами. В последние годы этот вопрос стал привлекать все большее внимание как у нас в стране, так и за рубежом.

Многие авторы изучали в лабораторных условиях эффект деканцеро-генизации растворов полициклических ароматических углеводородов при применении хлора, УФ-лучей, озона, кислорода, радиоактивного излучения и других агентов (Н.Н. Трахтман и М. Д. Манита; Р. Д. Габович и соавт.; Graf и Nothhafft; Mariconi и соавт., и др.).

Вместе с тем вопросы деканцерогенизации сточных вод изучены пока совершенно недостаточно. Одной из первых работ по этому вопросу является публикация Wedgwood и Cooper. Авторы обратили внимание на недостаточное снижение (на 64%) содержания канцерогенных углеводородов в бытовых сточных водах после очистки их на коммунальных станциях. По их мнению, причиной этого является малая скорость окисления канцерогенных углеводородов при биологических' процессах. Заслуживают внимания исследования Н. Я. Янышевой и соавт., посвященные оценке парового и биохимического методов деканцерогенизации сточных вод предприятий нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. По их данным, содержание канцерогенного углеводорода бенз(а)пирена (БП) уменьшалось всего лишь в 2 раза. После прохождения стоков данного производства через сооружения биохимической очистки содержание БП снижалось в 3—6 раз. Аналогичные результаты были получены и К. П. Ершовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.