УДК 556:504 (571.14)
М.А. Креймер, П.В. Кужельная СГГ А, Новосибирск
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УРБАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
M.A. Kreymer, P. V. Kuzhelnaya SSGA, Novosibirsk
GEOECOLOGICAL ASSESSMENT OF CHANGES IN WATER USAGEDURING NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION URBANIZATION PROCESS
The laws of Novosibirsk agglomeration development are considered. The author shows what causes efficiency decrease as concerns water usage management on the urbanized territory. The principal scheme of a complex geoecological analysis and water objects protection measures are substantiated. Priority problems of geoecological estimation of changes in water usage on the urbanized territory are highlighted.
Процессы урбанизации способствуют эффективности экономики, но создают геоэкологические проблемы. Среди различных природных объектов в процессе урбанизации водный фактор в большей мере претерпевает изменения, когда нарушается рациональное использование и контроль с целью сохранения для нынешних и будущих поколений людей продуктивной природной среды [1].
В Новосибирской области процессы урбанизации получили ускорение с начала зарегулирования режима стока воды реки Оби, вследствие перекрытия ее русла платиной Новосибирской ГЭС. Формирование Новосибирского водохранилища завершилось в июне 1959 г., которое относиться к числу
-5
крупнейших, и имеет объем 8 860 млн. м воды, протяженность достигает 240 км, ширина местами до 20 км.
С образованием Новосибирского водохранилища изменилась производственная инфраструктура в части энергетики и транспорта. В результате урбанизации в Новосибирское водохранилище попадает слишком большое количество различных отходов, которые делают воду непригодной для питья и существования многих водных организмов. Вода стала загрязняться биогенными элементами которые, попадая в водохранилище с канализационными стоками, отходами промышленности, поверхностными стоками с территорий города, садоводческих обществ вызывают «цветение воды» - увеличение численности микроскопических водорослей, способных к фотосинтезу бактерий. По данным ежегодных обзоров подразделений Росгидромета и Роспотребнадзора состав и свойства в реке Оби и её притоках изменились в худшую сторону.
С 1956 г. численность населения города Новосибирска увеличилась в 1,6 раза. Количество питьевой воды, подаваемой через централизованную систему водоснабжения, увеличилось в 10 раз. Одновременно существенно
изменилось качество воды для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования в Верхнем Приобье.
Имеющиеся различные научные материалы по водопользованию в Новосибирской агломерации, оценивающие ситуацию как экологическую и санитарно-гигиеническую проблему недостаточны [2, 3]. Необходим
комплексный геоэкологический подход, изучающий состав, строение, свойства, процессы, протекающие в физических и геохимических полях атмосферы, гидросферы, педосферы и их взаимосвязи. Водная среда относится к важнейшим жизнеобеспечивающим ресурсам и поэтому подвержена влиянию антропогенных факторов.
Анализ геоэкологической эффективности водоохранных мероприятий является важным этапом в пространственном анализе территорий, так как управление водопользованием осуществляется на уровне субъекта федерации, а планирование - на федеральном уровне. Для согласования интересов различных водопользователей предусматривается разработка Схемы комплексного использования и охраны водных объектов по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации [4].
Применение геоэкологического подхода обусловлено наличием множества различных водопользователей в бассейне одной реки. Различные интересы водопользователей на протяженном участке реки и её притоков были гармонизированы в 50-е годы в СССР на основе Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами [5]. Система гармонизации была построена на следующих принципах:
1. Вопросы охраны водоемов от загрязнения должны рассматриваться с точки зрения социального значения проблемы - необходимости создания благоприятных условий водопользования в интересах здоровья населения и развития народного хозяйства.
2. Изменения состава и свойств воды в водоемах, происходящие под влиянием спуска сточных вод, сами по себе еще не определяют вредности сточных вод, если не ограничивают безопасное и целесообразное водопользование.
3. Критерием вредности поступающих в водоемы сточных вод (или, что то же, основанием для признания загрязнения водоема) могут быть лишь характер и степень ограничения водопользования, которые возникают или могут возникнуть в результате спуска сточных вод.
4. Не может быть единого критерия вредности сточных вод, поскольку различен характер водопользования (для хозяйственно-питьевых и культурнобытовых целей, для разнообразных народнохозяйственных нужд). Вследствие этого неизбежной является дифференциация методов исследования и определения специальных требований.
5. Гигиеническим критерием вредности поступающих в водоемы сточных вод должна служить степень ограничения хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, которая возникает (или может
возникнуть) в связи с загрязнением воды, создающим опасность для здоровья населения или ухудшение санитарных условий жизни [6].
Этих принципов в настоящее время недостаточно, так как за прошедшие 50 лет увеличились масштабы водопользования, в худшую сторону изменился состав сточных вод, по берегам рек возросло число населенных пунктов, для которых необходимо соблюдение требований санитарных правил в створах водопользования. Поэтому становится актуальным развитие новых принципов водоснабжения, которые бы учитывали геоэкологическую оценку изменения водопользования и были направлены на сохранение реки как главной артерии биосферы. При этом объекты биосферы являются первичными водопользователями, население - вторичными, а промышленность, по действующим нормативам обеспечивается водными ресурсами в последнюю очередь.
В последние годы в России кардинально изменилось отношение общества к использованию поверхностных вод. Произошла полная перестройка структуры управления водными ресурсами, вступила в силу новая нормативно-правовая база водопользования, введен жесткий многоступенчатый контроль за загрязнением водоемов. Однако они сохраняют сложившиеся методические подходы, которые эффективны для не урбанизированных территорий.
Необходимо, на наш взгляд, обновление принципов регулирования водопользования с учетом комплексных геоэкологических подходов. В то же время сами геоэкологические подходы должны развиваться на основе опыта, полученного при разработке и применении Схем комплексного использования и охраны водных объектов. В последней редакции документа Схема разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод
[7].
Помимо целей, определенных в нормативно-методических документах, Схема должна содержать анализ эффективности выполнения ранее установленных норм антропогенной нагрузки на водные объекты и мероприятий по их охране. Для этого предлагается решение трех взаимосвязанных задач (табл. 1).
1. Эффективность соблюдения санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных норм по данным мониторинга;
2. Достаточность территориальной организации водоохранных зон и зон санитарной охраны для обеспечения санитарно-гигиенических и экологических требований;
3. Надежность инженерных расчетов норм предельно допустимых воздействий на водные объекты и норм предельно допустимого сброса сточных вод.
На основании оценки эффективности соблюдения санитарногигиенических и рыбохозяйственных нормативов принимается решение:
а) О сохранении нормативов ПДВВ или изменении модели водопользования [8];
б) Об изменении размеров водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения [9, 10];
в) Об уменьшении числа водопользователей и совершенствовании технологии по уменьшению содержания в сточных водах химических ингредиентов и других негативных факторов [11];
г) О совершенствовании гидрографического и водохозяйственного районирования.
Таблица 1. Принципиальная схема комплексного геоэкологического анализа
и обоснования мероприятий по охране водных объектов
Аналитические задачи
1 2 3
Эффективность соблюдения санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных норм по данным мониторинга Достаточность территориальной организации водоохранных зон и зон санитарной охраны для обеспечения санитарногигиенических и экологических требований Надежность инженерных расчетов норм предельно допустимых воздействий на водные объекты и норм предельно допустимого сброса сточных вод
П ланируемые цели исследования:
1. Целевые показатели качества воды в водных объектах 2. Квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод 1. Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов 2. Основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод 1. Водохозяйственные балансы 2. Лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод 3. Предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов
В аналитической части Схемы необходимо предусмотреть следующие цели исследования:
1. Целевые показатели качества воды в водных объектах с учетом гидрографического и водохозяйственного районирования;
2. Основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод на основе геоэкологических закономерностей;
3. Водохозяйственные балансы между смежными водохозяйственными районами;
4. Лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод по критерию сохранения состава и свойства воды водных объектов;
5. Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
6. Предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов по совокупности инженерных и геоэкологических мероприятий.
Без единых геоэкологических принципов нельзя обеспечить выполнение положений Схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Поэтому одной из важных задач Схемы является обоснование межотраслевых принципов водопользования, в то же время единых для различных субъектов федерации, расположенных в одном бассейновом округе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010
года [Электронный ресурс]. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 31.05.2004 г., № 742-р. - Режим доступа:
http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_90598.html
2. Оценка состояния водоснабжения и водоотведения. Информационнометодическое письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10.04.2006 г, № 0100/4037-06-32 // Консультант плюс.
3. Рекомендации «круглого стола» на тему: «О проблемах обеспечения
безопасности питьевого водоснабжения населения» [Текст] // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2006. - № 3. - С. 59-62.
4. Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 // Консультант плюс.
5. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами № 379 -61 [Текст]. М.: Минздрав СССР, 1961.
6. 6 Черкинский, С.Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы [Текст] / С.Н. Черкинский. - 5-е изд, перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1977. - 224 с.
7. Методические указания по разработке схем комплексного использования и
охраны водных объектов [Электронный ресурс]. Утверждены приказом МПР РФ от 4 июля 2007 г. № 169. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 10 августа 2007 года, регистрационный № 9979. - Режим доступа:
http://www.m№r.gov.ru/Шes/part/2484_169.doc.
8. Российская Федерация. Правительство. О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Постановление Правительства РФ [от 30 дек. 2006 г. № 881] // Консультант плюс.
9. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.crc.ru.
10. Российская Федерация. Правительство. О водоохранных зонах водных объектов и их защитных полосах. Постановление Правительства Российской Федерации [от 23.11.1996 г., № 1404] // Рос. газ., 1996. - 11 дек.
11. Инструкция об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) [Электронный ресурс]. Утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. № 675. - Режим доступа: http://www.sibtechnadzor.ru/.
© М.А. Креймер, П.В. Кужельная, 2008