Научная статья на тему 'Экономический механизм регулирования системы водопользования в рамках устойчивого развития'

Экономический механизм регулирования системы водопользования в рамках устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харлова Ю. А.

In clause article problems and specificity of rational use of water resources for the majority of regions Rossiskoj of Federation are submitted. Also problems which decision will allow to create the economic mechanism of regulation of system of water use within the framework of steady development are put. This mechanism will help to provide not only requirements of the population and objects of economy for water resources on volume, a mode of water-submission and quality of water, but also will help to plan and make of the decision on questions of an effective utilization and protection of water objects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF SYSTEM OF WATER USE WITHIN THE FRAMEWORK OF STEADY DEVELOPMENT

In clause article problems and specificity of rational use of water resources for the majority of regions Rossiskoj of Federation are submitted. Also problems which decision will allow to create the economic mechanism of regulation of system of water use within the framework of steady development are put. This mechanism will help to provide not only requirements of the population and objects of economy for water resources on volume, a mode of water-submission and quality of water, but also will help to plan and make of the decision on questions of an effective utilization and protection of water objects.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм регулирования системы водопользования в рамках устойчивого развития»

УДК 33:628.1 Ю.А. Харлова СГГ А, Новосибирск

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РАМКАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Yu.A. Harlova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF SYSTEM OF WATER USE WITHIN THE FRAMEWORK OF STEADY DEVELOPMENT

In clause article problems and specificity of rational use of water resources for the majority of regions Rossiskoj of Federation are submitted. Also problems which decision will allow to create the economic mechanism of regulation of system of water use within the framework of steady development are put. This mechanism will help to provide not only requirements of the population and objects of economy for water resources on volume, a mode of water-submission and quality of water, but also will help to plan and make of the decision on questions of an effective utilization and protection of water objects.

Социально-экономические преобразования, проводимые в стране обусловили необходимость совершенствования системы управления использованием, восстановлением и охраной водных ресурсов на основе совершенствования экономического механизма регулирования системы водопользования. Основным моментом в процессе совершенствования организационно-экономического механизма водопользования является правильное определение целей, причин и проблем, связанных с системой водопользования и водопотребления.

Действующий механизм не является стимулирующим фактором рационального использования водных ресурсов. В связи с этим приобретает актуальность совершенствование системы водопользования на основе регламентирования самого процесса водопользования и выявление условий функционирования и анализ причин недостаточной эффективности основных элементов экономического механизма регулирования системой водопользования.

Вода является основой жизни. Однако до сих пор многие миллионы людей по всему миру страдают от нехватки воды. Вода имеет огромное значение для всех живых организмов на Земле. Она участвует во всех видах производственной деятельности. Нам не найти отрасль экономики, которая могла бы обойтись без воды или найти ей замену. Без нее невозможна работа промышленности, транспорта, строительства. Вода - источник энергии, наиболее надежный и дешевый теплоноситель. Интенсивное развитие отраслей экономики во многих странах стало существенно влиять на состояние водных ресурсов.

Проблема рационального использования и охраны водных ресурсов является одной из наиболее значимых экологических проблем для мирового сообщества. Хотя вода занимает 70 % поверхности Земли, только 2,5 % из них составляет пресная вода, а остальные 97,5 % - морская. При этом около 70 % пресной воды существует в замерзшем состоянии в ледниковом покрове, а оставшаяся часть содержится в глубоко в водоносном слое. В результате менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Уже сейчас почти треть мирового населения проживает в странах, испытывающих так называемый «водный стресс», то есть в странах, где потребляемый объем воды на 10 % превышает общий объем имеющихся запасов. Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2025 г. в условиях дефицита воды будут проживать каждые два из трех жителей Земли.

В некоторых регионах мира уже наблюдается острейшая конкурентная борьба между странами за водные ресурсы для орошения и производства электроэнергии. И такая борьба, по всей видимости, еще больше обострится по мере роста численности населения.

Водные ресурсы в силу своей специфичности не признают ни государственных, ни административных границ. Хозяйственная деятельность человека, сотни тысяч построенных водохранилищ, водохозяйственных и водоохранных сооружений, систем водоснабжения и водоотведения, противопаводковых и других систем превратили естественную гидрографическую сеть в единый сложный водохозяйственный комплекс, который требует для обеспечения национальной безопасности комплексного, научно обоснованного управления и эффективного использования водных ресурсов.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России за последнее пятнадцатилетие и в равной степени затронувшие все субъекты РФ отразились также на Западно-Сибирском регионе в целом и на бассейне Верхней Оби в частности. Эти изменения касаются масштабов потребления свежей воды и сброса сточных вод.

Основным источником водоснабжения в бассейне Верхней Оби остаются поверхностные водные объекты, доля которых составляет 80 %. Свыше 52 % забора свежей воды из водных объектов бассейна Верхней Оби приходится на Кемеровскую область, в том числе из поверхностных источников - 52 %, подземных вод - 48 %. Это обусловлено конечно же наличием в Кемеровской области большого количества промышленных объектов, являющихся крупными водопользователями. В Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях доля подземных вод составляет от 12 до 36 %, в Республике Алтай - 73 %.

В Новосибирской области в связи с интенсивным использованием существует напряженная водохозяйственная обстановка на реках Омь, Иня (нижняя), Бердь, Издревая, дефицит водных ресурсов в бассейнах рек Обь-Иртышского междуречья, высокая загрязненность водных объектов, особенно в черте г. Новосибирска. По степени загрязнения вода подразделяется на

классы. Большинство водных объектов Новосибирской области по качеству воды относятся к 3, 4 классам: от загрязненной до очень грязной.

Состояние и проблемы использования водных ресурсов общие для большинства регионов РФ:

- Постоянный или вероятный (95 % обеспеченности) дефицит водных ресурсов для удовлетворения суммарных потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах на водохозяйственных участках.

- Дефицит водных ресурсов для нужд питьевого водоснабжения.

- Неудовлетворительное экологическое состояние водных объектов и качества их водных ресурсов.

Из всего вышеперечисленного можно определить следующие задачи:

1. Необходимо усовершенствовать экономический механизм управления водопользованием.

2. Выявить возможность экономического обоснования и регулирования системой водопользования с помощью нового организационно экономического механизма управления водопользованием с использованием принципов технического регулирования.

3. Предложить использование показателей экономической оценки водноресурсного потенциала.

4. Предложить основные положения, позволяющие классифицировать водные объекты в зависимости от видов водопользования с учетом их экологического статуса.

5. Обосновать методологические основы применения данного механизма в сфере водопользования, позволяющих реализовать основные положения Водного Кодекса РФ.

6. Разработать и опробовать на примере Новосибирской области такой механизм, который позволит обеспечить достаточный уровень финансирования водохозяйственной и водоохраной деятельности.

Создание механизма управления системой водопользования поможет решить такие проблемы, как:

- Улучшение экологического состояния водных объектов, повышение защищенности природных ресурсов и окружающей среды;

- Обеспечение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах по объему, режиму водоподачи и качеству воды;

- Разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

- Разработка нормативов предельно допустимого вредного воздействия (ПДВВ) на водные объекты.

- Разработка механизма эффективного водопользования.

Этот механизм поможет обеспечить не только потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах по объему, режиму водоподачи и

качеству воды, но и поможет планировать и принимать решения по вопросам эффективного использования и охраны водных объектов.

В этой ситуации выход из кризисного состояния возможен только при реализации конкретных взаимосвязанных мероприятий с использованием и применением нового организационно-экономического механизма рационального водопользования в рамках общенациональной программы действий, рассчитанной на достаточно долгий период, с участием государственных органов власти, органов местного самоуправления, водопользователей, общественности и всех заинтересованных сторон.

При этом главными экологическими требованиями к водопользователям должны быть:

- Недопустимость ухудшения состояния водного объекта;

- Применение оборотных и замкнутых систем водоснабжения;

- Недопустимость использования подземных вод питьевого качества в технических целях, без обоснования исключительности такого использования соответствующим проектом, получившим положительное заключение экологической экспертизы;

- Недопустимость сокращения особо охраняемых природных территорий при реализации водопользования, а также водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Переход на рыночные отношения в водном хозяйстве должен быть обеспечен, в первую очередь, соответствующей корректировкой водного и налогового законодательства. При этом финансовые отношения между государством (собственником) и водопользователем должны носить неналоговый, двусторонний характер, в соответствии с которым собственник предоставляет в пользование водные объекты и несет бремя содержания их в состоянии, пригодном для водопользования, а водопользователь берет на себя обязанности исполнять требования Водного кодекса Российской Федерации и вносить плату за пользование водными объектами.

Действенным элементом экономического механизма в водном хозяйстве должно стать также страхование, направленное на повышение гарантий защиты интересов государства, юридических и физических лиц путем предупреждения убытков в процессе пользования водными объектами или в результате неблагоприятного воздействия водной стихии, а также компенсации их последствий. Основными видами страховых рисков в водном хозяйстве являются: риск ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций при авариях; риск утраты или повреждения имущества; риск убытков при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с пользованием водным объектом.

Наиболее важным в настоящее время является также принятие федеральных законов, обеспечивающих введение в действие эффективных механизмов государственного управления использованием и охраной водных объектов. На законодательном уровне должно быть установлено, что

собираемые средства от платежей за пользование водными объектами должны целевым назначением направляться на реализацию соответствующих целевых программ.

© Ю.А. Харлова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.