Научная статья на тему 'К вопросу выбора политики развития центра Иркутска и реконструкции его улично-дорожной сети'

К вопросу выбора политики развития центра Иркутска и реконструкции его улично-дорожной сети Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
351
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / REGIONAL ECONOMY / TRANSPORT / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлов Александр Юрьевич

Исследованы проблемы организации дорожного движения в г. Иркутске. Сформулированы предложения по развитию центра г. Иркутска и реконструкции его улично-дорожной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CHOOSING DEVELOPMENT POLICY OF IRKUTSK CENTER AND ITS STREET AND ROAD NETWORK RECONSTRUCTION

The problems of traffic management in Irkutsk have been studied. Proposals how to develop the center of Irkutsk and reconstruct its street and road network have been made.

Текст научной работы на тему «К вопросу выбора политики развития центра Иркутска и реконструкции его улично-дорожной сети»

А.Ю. Михайлов

К ВОПРОСУ ВЫБОРА ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА ИРКУТСКА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЕГО УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Начиная с середины 1990-х гг., муниципальные власти Иркутска столкнулись с острыми проблемами организации дорожного движения (ОДД) и парковки в центральной части города, обусловленными рядом факторов, которые нельзя отнести только к чисто техническим. В последние годы ОДД и организация паркования в центральной части Иркутска была предметом многих публикаций. Анализ этих публикаций позволяет утверждать, что по концепции развития улично-дорожной сети (УДС) и схеме ОДД в центральной части города отсутствует единая точка зрения. Вместе с тем, уже скоро в рамках генерального плана Иркутска, который предполагается завершить в 2004 г., эту проблему придется рассматривать в полном объеме.

В 2001 г. уровень автомобилизации в городе составил 237 легковых автомобилей на 1000 жителей и превысил показатели, предусматриваемые пока еще действующим СНиПом 2.07.01 - 89. “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”. Поэтому реконструкция УДС, не отвечающей даже достигнутому уровню автомобилизации, должно стать одним из важнейших вопросов будущей градостроительной политики развития центральной части Иркутска.

Другая причина создавшегося положения в центре Иркутска - его особая роль в экономике города. Последнее десятилетие в городе быстро развивался так называемый третичный сектор (торговля, бытовые услуги, различные формы коммерции). Территориально третичный сектор фактически воспроизвел размещение торговых учреждений в Иркутске в канун Первой мировой войны. Таким образом, сложилось “торговое ядро" - функционально насыщенная территория площадью примерно 12-15 га, ставшая фокусом массового тяготения,

в том числе пользователей индивидуального транспорта (рис. 1). Территория торгового ядра постепенно разрастается и все более насыщается новыми объектами, фактически идет процесс, называемый в зарубежной градостроительной литературе термином urban regeneration. Организация транспортного обслуживания торгового ядра и реконструкции УДС усложняются требованиями сохранения культурного наследия Иркутска, получившего статус исторического города.

в)

Рис.1. Концентрация объектов массового тяготения в центре Иркутска (а) обуславливает распределение транспортных потоков (б), паркования (в) и участков исчерпания пропускной способности

В 1995-2001 гг. был проведен ряд транспортных обследований городского центра (ИрГТУ) и проектных работ, в том числе международный проект “Irkutsk City administration support for transportation and City Master Plan

modernization” (программа BISTRO TASIC) с участием французских экспертов из IARIF (Париж) и SERTU (Лион). Материалы обследований показали, что интенсивность движения в центральной части уже в 1995 г. превышала на разных участках улично-дорожной сети расчетную интенсивность генерального плана (расчетный срок - 2005 г.) на 50-350 %. По данным 1995 г. и последующих обследований суммарное количество автомобилей, паркуемых в центре, составляет 2200-2600 единиц. Обычно в расчетах средние показатели необходимой для одного паркуемого легкового автомобиля площади (брутто) составляют 20-25 м . Уже с 1995 г. суммарная площадь, необходимая для организации паркования в городском центре Иркутска (вся площадь 400 га), оценивается величиной 44 000-65 000 м . По результатам обследований в зоне тяготения Центрального рынка и ул. Урицкого находится 37 - 40% от всех паркуемых в городском центре транспортных средств. В сумме паркование в указанной зоне и зоне ул. С.Перовской дают 51 - 62% от всего количества припарковавшихся в центре транспортных средств.

При разработке генерального плана придется решать ряд принципиально новых задач, в том числе в области градостроительной политики по реконструкции городского центра Иркутска, в том числе по обслуживанию его торгового ядра. Для выполнения транспортного раздела нового генерального плана и, в частности, обоснования развития УДС потребуется задаваться целым рядом исходных показателей. К их числу будут относиться предполагаемый уровень автомобилизации населения, подвижность населения (включая владельцев индивидуального автомобильного транспорта), распределение пассажиропотоков между общественным пассажирским транспортом и индивидуальным автомобильным.

Другими важными исходными данными должны быть перспективные показатели развития инфраструктуры торговли и обслуживания городского центра. Действующие градостроительные нормативы предполагают расчеты количества мест паркования на основе таких показателей как: суммарные площади

торговых помещений; количество мест приложения труда в сфере обслуживания; количество обслуживающего транспорта (грузового и специального назначения). Для расчетов перспективной инфраструктуры общественного пассажирского транспорта необходимы: количественные показатели объемов предоставляемых услуг; суммарное тяготение населения по культурно-бытовым целям (количество посещений городского центра за сутки/год). В этой связи нужны дополнительные обследования центральной части Иркутска и разработка общей концепции развития центра города.

Серьезной проблемой является изменение организации дорожного движения (ОДД) в связи с пуском в эксплуатацию нового моста через Ангару (рис.2). При введение нового моста через Ангару в створе 5-ой Советской связка улиц 3-го Июля - Ленина составляет наикратчайший путь следования транзита через городской центр, что может привести к перегрузке узла Ленина-3-го Июля -Седова. Кроме того, это может привести к росту транзитного движения в центре вообще. Кроме сугубо технических проблем (возможность существенной реконструкции ул. Ленина на участке от ул. К. Маркса до ул. Тимирязева), такое транзитное движение нежелательно с позиций сохранения городской исторической среды в охранной зоне Крестовоздвиженской церкви.

Рис. 2. Проблемы организации движения в центральной части Иркутска при вводе в действие нового моста через Ангару: а - возможный эффект образования транзитного движения на новый мост центр города; б - желательное перераспределение транспортных потоков на периферию городского центра

В рассматриваемом контексте представляется интересным проанализировать новейшие мировые тенденции в области градостроительства и проектирования транспортных систем городов. За последние годы взгляды на цели и методы проектирования УДС и ОДД претерпели революционные изменения. Главными проблемами признаны чрезмерная зависимость населения от индивидуального автомобиля, перегруженность городов и в особенности их центров автомобильным транспортом. В 1995 г. Мировая дорожная ассоциация (PIARC) провела специализированный ХХ Мировой дорожный конгресс (XX World Road Congress), посвященный проблемам транспортной планировки городов. Методические документы PIARC последних лет и труды ХХ Конгресса выделяют следующие важнейшие направления совершенствования транспортных систем городов:

• снижение интенсивности движения автомобилей в центрах городов;

• приоритет общественного транспорта и других видов транспорта большой вместимости (HOV - high occupancy vehicles);

• политика в области организации паркирования;

• взаимодействие между улично-дорожной сетью и городской средой.

Аналогичные приоритеты в области реконструкции УДС cформулирова-

ны в специальных документах Института транспортных инженеров США (ITE), посвященных проблемам перегрузки городов автомобильном транспортом.

Указанные выше приоритеты несомненно следует учитывать в проектных решениях. Прежде всего, следует стремиться к улучшению условий транзитного движения на периферии центра Иркутска. Для этого можно использовать ориентированные по направлению центр - ул.5 Советская (т.е. новый мост через Ангару) улицы: Дек.Событий, К.Либкнехта, Партизанская, Байкальская). В качестве канала транзита предлагается использовать связку улиц одностороннего движения К.Либкнехта -Дзержинского -Ф.Каменецкого и ул. Дек. Событий (с изменением направлений движения) Предлагаемая зона пропуска транзита - бывшая граница Куйбышевского и Кировского районов и северная граница городского центра (набережная и ул. Сурнова). Представляется, что такое

решение транзитной связи новый мост через Ангару (в створе 5-ой Советской) - мост через Ушаковку (у Знаменского монастыря) позволяет максимально использовать существующую сеть и требует наименьших реконструктивных мероприятий.

В настоящее время распространенный вид мероприятий ОДД - "успокоение движения" (traffic cаlming), сочетающий технические и архитектурнопланировочные решения. Согласно определению Института Транспортных Инженеров (ITE) успокоение движения является “комбинацией физических мер, которые уменьшают негативный эффект использования автомобилей, и улучшают условия для других пользователей улицы”. Основным задачами этих мер названы:

• улучшение условий проживания;

• учет и приоритет требований, которые предъявляются пользователями городской территории (работа, проживание, рекреация);

• создание безопасных и привлекательных улиц;

• снижение негативных эффектов от автомобильного транспорта (прежде всего шум и загрязнение);

• создание благоприятных условий для пешеходов.

Успокоение движения достигается как изменениями уличной сети, так и техническими мероприятиями. Прежде всего, при создании зон успокоения (calming zones) выводится транзитное движение. Для этого используется принцип превращения в пределах зон бывших сквозных улиц в тупиковые, петлевые, кольцевые и т.д. С этой же целью вводят ограничение скорости движения, что одновременно позволяет резко уменьшить количество конфликтов между транспортом и пешеходами. Вводятся определенные ограничения на паркование. Обслуживание зон возлагается на общественный транспорт, который получает приоритет. Поэтому возможны сочетания, например, пешеходного движения и трамвайных линий, или пешеходного движения и автобусных маршрутов. Организация пространства улиц, их благоустройство и дизайн обеспечивают приоритет движения пешеходов и стимулируют снижение скорости движе-

ния транспортных средств. В том числе допускается снижение пропускной способности УДС или некоторых ее участков.

Наиболее походящим местом устройства зоны успокоения является бульвар Гагарина - самая популярная рекреация в центральной части Иркутска. Такой прием ОДД позволит сочетать транспортное обслуживание территорий, прилегающих к набережной с мерами, предотвращающими транзитное движение по набережной Ангары.

Сформулированные выше предложения следует рассматривать в общем контексте с возможной перспективной схемой ОДД всего городского центра Иркутска. Автор считает, что схема ОДД в центральной части города должна преследовать следующие важнейшие цели:

• вытеснение транзита на периферию городского центра;

• мероприятия по снижению интенсивности движения на улице К.Маркса и в зоне торгового ядра;

• увеличение плотности маршрутной сети общественного транспорта и обеспечение приоритетных условий его движения;

• формирование сети внеуличных стоянок транспорта в пределах пешеходной доступности торгового центра (200 - 400 м).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.