Научная статья на тему 'Предложения по развитию торгового ядра центральной части города Иркутска'

Предложения по развитию торгового ядра центральной части города Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / REGIONAL ECONOMICS / TRANSPORT / ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чикалина Светлана Леонидовна

Рассмотрены различные приемы успокоения движения и методы обоснования положения зон успокоения движения. Проведен кластерный анализ улично-дорожной сети г. Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чикалина Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Various means of slackening traffic are described and arguments for setting slack traffic zones given. A cluster analysis of road networks in the City of Irkutsk is undertaken.

Текст научной работы на тему «Предложения по развитию торгового ядра центральной части города Иркутска»

i

а

ф

t

та

О

с

и

О

t

5

О

н

U

О

ю

ГС ^ <р i и О х со

X

и

X

□ Традиционная методика

| Предлагаемая методика

Рис. 5. Сравнение экономической эффективности и трудоемкости методов обследований транспортных потоков

Примечания

1 Михаилов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции

улично-дорожных сетей городов. Новосибирск, 2004.

2 Демиденко Е.З. Линейная и нелинейная регрессия. М., 1981.

С.Л. ЧИКАЛИНА

Иркутский государственный технический университет

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВОГО ЯДРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА ИРКУТСКА

В последние десятилетия уделяется большое внимание организации дорожного движения в центральных деловых районах (CBD — Central Business District’) крупных городов, особенно снижению транспортных нагрузок на центральные деловые районы, повышению безопасности и комфортности движения пешеходов, обеспечению приоритета общественного пассажирского транспорта. Для достижения этих целей широко применяется успокоение дорожного движения.

Примером насыщенного делового центра является центральная историческая часть г. Иркутска. Эта часть города насыщается объектами третичного сектора, особенно интенсивно развивается торговля. По результатам анкетирования населения (обследование проводилось сотрудниками Иркутского государственного технического университета в 2006 г.), до 60% всех поездок с культурно-бытовыми целями совершаются в центр. В пределах городского центра образовалось торговое ядро площа-

© С.Л. Чикалина, 2007

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

дью около 20 га, на которой одновременно паркуются 1000-1200 автомобилей. Пути совершенствования транспортного обслуживания этой зоны, методы организации дорожного движения в городском центре Иркутска являются объектом дискуссий. В этой связи осуществление мероприятий по успокоению движения в центре г. Иркутска представляется перспективным и максимально эффективным направлением в организации дорожного движения.

В настоящее время накоплен достаточный опыт применения различных приемов успокоения движения, но не разработаны методы обоснования положения зон успокоения движения, определения их размеров и границ. Данный вопрос еще не рассматривался в специальной литературе и периодике.

Наиболее объективный метод определения границ таких зон — использование формализованного описания улично-дорожной сети с выделением определенных функциональных классов улиц. В качестве параметров при

распределении улиц на классы были выбраны интенсивность транспортных потоков, в том числе интенсивность движения маршрутного транспорта, интенсивность пешеходных потоков, количество паркуемых транспортных средств, площади торговых объектов.

Для выполнения кластерного анализа использовался метод Уорда. Обозначим список улиц как 5 = {^, S2 ... 5к}. Такой список получают в результате выбора т объектов классификации X = {Х1, Х2 ... Хт}. В качестве меры сходства/различия между двумя объектами X/, хк е X в л-мерном пространстве применяется квадрат евклидова расстояния2:

^(х, ,хк) = X(Ц j (х,)-Ц j (хк ))2,

У=1

где |1у(х/), |ху(хк) — меры обладания j-м свойством соответственно /-го и к-го объектов.

Оптимальность классификации определяется двумя функционалами: внутриклассовым разбросом наблюдений /2(5) и мерой взаимной удаленности/близости классов /1(5). Расчеты ведутся по формулам

I Кластер 1 Кластер 2 - — - Кластер 3

Кластер 4 АЛ/ Кластер 5 Р Р Р Кластер 6

Классификация улиц центра г. Иркутска

Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)

К 1=1 у П1 (П1 — 1),-11

12 = 77П^ ^(Б, Б),

К(к -1) ,-1;>, '

где К — число классов в классификации; П1 — число объектов в классе I; d(Si, Sj) — евклидово расстояние между классами Si, Sj.

Был выбран вариант с шестью кластерами, каждый из которых был образован улицами с одинаковыми параметрами (рис.).

Содержательный анализ полученных кластеров позволил сразу выделить класс улиц «главные городские бульвары» и «бульвары (улицы смешанного использования)» (кластеры 1 и 2 соответственно). Городские бульвары (предложение PIARC3) — магистральные улицы, обслуживающие значительные транспортные потоки, но имеющие незначительную разрешенную скорость движения и разнообразную интенсивную застройку.

Кластер 6 — улицы, находящиеся рядом с пешеходными зонами, с доминированием функции паркования. Мы классифицировали их как парковочные улицы.

Кластер 3 — улицы с преобладанием движения общественного транспорта, соот-

ветствующие категории магистральных улиц городского значения.

Кластер 4 — второстепенные улицы, образующие зону успокоения.

Кластер 5 — пешеходные улицы.

Таким образом, получаем следующую схему организации дорожного движения в центральной части Иркутска: торговое ядро обслуживается городскими бульварами (ул. К. Маркса и Дзержинского); пешеходная зона (ул. Урицкого) пересекает городские бульвары и имеет в зоне пешеходной доступности улицы-парковки (ул. Литвинова и Фурье); зона успокоения движения формируется из сети улиц, расположенных между ул. Ленина и набережной Ангары.

Примечания

’ http://www.tft.lth.se/ artists/publ/D1_2app2.

pdf.

2 Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. М., 1974; Многомерный статистический анализ в экономике: учеб. пособие / Л.А. Сошникова, В.Н. Тамашевич, Г. Уебе, М. Шеффер; под ред. В.Н. Тамашевича. М., 1999.

3 PIARC: The urban road network design / Reference: 10.04.B, Routes/ Roads 1991. P. 45-84; PIARC: Urban road design and architecture / Reference: 10.08.B, Routes/Roads special issue II-1995. P. 51-126.

Н.В. МОСКВИТИНА

ассистент

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВАХ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИИ*

На современном этапе развития общества домашние хозяйства играют важную роль в экономике страны. В наибольшей степени это относится к сельским домохозяйствам, активное развитие которых связано с ухудшающимся социальным положением на селе и изменениями на сельском рынке труда.

Основоположниками теорий о домашнем хозяйстве были Г. Беккер, Т. Шульц, Дж. Колдуэлл, Дж. Минсер, А. Пигу, П. Са-муэльсон, А. Чаянов и др.

Домашнему хозяйству как статистической единице посвящены работы А.Г. Волкова, Г.И. Климантовой и др.

Проблемы уровня жизни, тенденций в доходно-расходных потоках домашних хозяйств отражены в работах В.И. Видяпи-на, В.М. Жеребина, Н.М. Римашевской, А.Н. Романова, А.Е. Суринова и др.

Изучению социально-экономических и трудовых вопросов, бюджетов времени в домашнем хозяйстве посвящены рабо-

* Издается в авторской редакции.

© Н.В. Москвитина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.