Научная статья на тему 'К вопросу выбора каналов подвижной наземной связи для оповещения'

К вопросу выбора каналов подвижной наземной связи для оповещения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
165
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАЛ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОПОВЕЩЕНИЕ / СВЯЗЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫДЕЛЕНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Туляков Ю. М., Бедник Д. О.

Предложен интерфейс взаимодействия сотовой связи и СПРВ при оповещении населения в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Туляков Ю. М., Бедник Д. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу выбора каналов подвижной наземной связи для оповещения»

His

К E S E А К С И

ТЕХНОЛОГИИ

К вопросу выбора каналов подвижной наземной связи для оповещения

Предложен интерфейс взаимодействия сотовой связи и СПРВ при оповещении населения в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: канал, чрезвычайная ситуация, оповещение, связь, взаимодействие, выделение, надежность.

Туляков Ю.М., Бедник Д.О.,

Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики

В настоящее время становится актуальной проблема оповещения населения. Для этого необходимо осуществить массовую рассылку предупредительных сообщений. Возможность оповещения можно организовать путем выделения широковещательных каналов в системах электросвязи.

Современные системы сотовой связи позволяют доставлять сообщения всем абонентам, находящимся в заданной зоне действия системы. Эта зона (территория) может быть ограничена одним сектором базовой станции, включать в себя несколько секторов или покрывать всю, обслуживаемую оператором сотовой связи, территорию.

В отличие от службы коротких сообщений (SMS — Short Message Service — служба коротких сообщений), ориентированной на передачу сообщения от абонента к абоненту, CellBroadcast (широковещательная рассылка сообщений) ориентирована на групповую рассылку сообщений в сфокусированной географической зоне.

Cell Broadcast (другие названия: Cell Info, сотовый индекс, широковещательная передача) представляет собой рассылку оператором GSM различной информации, отображаемой на дисплее сотового телефона.

Параметры широковещательного сообщения одинаковы как, для сети GSM (Global System for Mobile Communications — глобальная система мобильной связи), так и для сети UMTS (Universal Mobile Telecommunications System — универсальная мобильная телекоммуникационная подвижная система).

Количество каналов CellBroadcast определяется трехзначным цифровым идентификатором. Каждый канал может состоять из 15 страниц, каждая страница из 82 символов на латинице или 41 символе на кириллице.

Общая длинна одного канала (сообщения) 1230 символов на латинице или 615 символов на кириллице. Каждое сообщение имеет свой идентификатор, который указан на всех стра-

ницах одного сообщения. Используя эту информацию, MS/UE (Mobile Station — мобильная станция/User Equipment — абонентское оборудование) способна идентифицировать и игнорировать уже полученные сообщения.

Отличия доставки широковещательных сообщений заключаются в принципе построения этих сетей и главным образом — в основах реализации радиоинтерфейса.

Отличия доставки широковещательных сообщений заключаются в принципе построения этих сетей и главным образом — в основах реализации радиоинтерфейса. WCDMA это система множественного доступа с кодовым разделением каналов, т.е. биты информации преобразуются с последовательностью бит (импульсов), который называется чипом. Эта последовательность является кодом расширения. В результате этого формируется широкополосный сигнал. Скорость передачи, равная 3,84 Мчип/с, приводит к занятию полосы приблизительно в 5 МГц.

WCDMA поддерживает разные скорости передачи данных пользователя. Данные передаются фреймами длительностью 10 мс, в течение каждого из которых скорость передачи данных остается постоянной. Однако пропускная способность для передачи данных у пользователя может меняться от фрейма к фрейму.

WCDMA поддерживает два основных режима работы:

— частотное разделение дуплексных каналов (FDD — Frequency Division Duplex);

— временное разделение дуплексных каналов (TDD — Time Division Duplex).

В режиме FDD для восходящего и нисходящего каналов используются раздельные несущие с полосой частот 5 МГц, тогда как в режиме TDD только одна несущая с полосой частот 5 МГц используется для восходящего и нисходящего каналов с разделением прием-передача во времени. В WCDMA используется три типа:

— логические каналы;

— транспортные каналы;

To a question of a choice

of channels of mobile terrestrial communication for annunciator

Tulyakov Y.M., Bednik D.O.,

Volga-Vyatka Branch of Moscow Technical University of Communications and Informatics

Abstract

Proposed interyeys interaction of cellular communication and SPRV for warning the population in emergency situations.

Keywords: Channel, emergency notification, communication, selection, reliability.

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 1-2010

His

R E S E А К С 11

TECHNOLOGIES

— Физические каналы.

Логические каналы обеспечивают услуги передачи данных на MAC (Media Access Control — уровень управления доступом к среде) уровне. Для различных видов услуг по передаче данных, предоставляемых MAC уровнем, определены свои логические каналы. Каждый тип логического канала определяется видом передаваемой информации. Логические каналы делиться на две группы: каналы управления и каналы передачи.

Транспортные каналы делятся на: выделенные каналы и общие каналы. Общие каналы предоставляют свои ресурсы всем пользователям или группе пользователей ячейки. Выделенные каналы доступны только одному пользователю.

Рассмотрим основные транспортные каналы.

Широковещательный канал (BCH — Broadcast Channel) является транспортным каналом, по которому передаётся специальная информация для всей сети или только для данной ячейки (соты). Данные, которые передаются по этому каналу — это коды случайного доступа и слоты доступа в ячейке, типы методов разнесения передачи, используемые в других каналах для этой ячейки. Чтобы все пользователи ячейки могли получить эти данные, то этот канал передаётся с высокой мощностью и низкой фиксированной скоростью.

Прямой канал доступа (FACH — Forward Access Channel) — нисходящий транспортный канал управления терминалами, работающими в данной ячейке. Этот канал может использоваться для передачи (пакетов) данных пользователя.

Канал вызова (PCH) — это нисходящий транспортный канал, по которому передаётся пейджинговое (поисковое) сообщение, когда сети необходимо установить связь с абонентским устройством.

Канал случайного доступа (RACH) — это восходящий транспортный канал, по которому передаётся информация от терминала с базовой станции. Основная задача этого канала — это передача запросов на установление соединения. Однако этот канал может использоваться для передачи небольших объемов пакетированных данных от терминала в сеть.

Общий восходящий пакетный канал (CPCH — Common Packet Channel) — это восходящий транспортный канал, предназначенный для передачи пакетированных данных от пользователя в восходящем направлении.

Совмещенный канал (DSCH — Downlink Shared Channel) — это нисходящий транспорт-

High technologies in Earth space research № 1-2010

ный канал, предназначенный для передачи пользователю выделенных данных, а также управляющей информации. Этот канал может использоваться несколькими пользователями.

Транспортные каналы на низшем уровне отображаются (накладываются) на физические каналы. Физические каналы поддерживают работу транспортных каналов с переменной скоростью. Физический канал управления передаёт информацию о том, какие транспортные каналы являются активными в данном фрейме.

Физические каналы являются основным физическим ресурсом, который определяется кодом и несущей частотой.

Сети персонального радиовызова (СПРВ), или пейджинговые сети (paging — вызов), — это сети односторонней мобильной связи, обеспечивающие передачу коротких сообщений из центра системы (с пейджингового терминала) на миниатюрные абонентские приемники (пейджеры). В них так же возможно организовать широковещательные каналы. Вызов абонента, т.е. адресация сообщения, может осуществляться одним из трех способов:

— индивидуально;

— нескольким абонентам (общий вызов);

— группе абонентов (групповой вызов).

В первом случае вызов адресуется конкретному абоненту по его индивидуальному номеру, во втором — нескольким абонентам с последовательной передачей их индивидуальных номеров, в третьем — вызов адресуется одновременно группе абонентов по общему групповому номеру. Сообщения, подлежащие передаче, также вводятся в систему одним из трех способов: голосом через ТС и оператора пейд-жинговой связи; через ТС с тональным набором — сообщение набирается на клавиатуре телефонного аппарата (ТА) и проходит сразу на пейджинговый терминал (ПТ) минуя оператора; через ТС с ПК с набором сообщения на пульте компьютера и выходом также непосредственно на ПТ. Основная отличительная особенность

пейджинговой связи, имеющая качественный характер, — асинхронная передача информации, когда сообщение передается не в момент его выдачи отправителем, а в порядке очереди с аналогичными сообщениями других отправителей, хотя практически задержка от момента получения сообщения до его передачи в эфир невелика, обычно она не превышает нескольких минут.

В сочетании с краткостью сообщений, передаваемых, как правило, только в одну сторону, обеспечивается весьма эффективное использование канала связи, по меньшей мере, на два порядка более эффективное (по числу обслуживаемых абонентов), чем в сотовой связи, даже с учетом повторного использования частот в последней. В результате пейджинг оказывается технически проще и экономичнее сотовой связи, т.е. в конечном итоге значительно дешевле для абонента.

Кроме сообщений, предназначенных конкретным абонентам или группам абонентов, в пейджинговых системах обычно организуется своеобразный общий информационный канал, содержащий оперативную информацию о биржевых новостях, погоде, обстановке на дорогах и т.п. Сети персонального радиовызова предоставляют услуги удобного и относительно дешевого вида мобильной связи, но с существенным ограничением, связь является односторонней. Поэтому пейджинг удачно дополняет сотовую связь, но никак не заменяет обычного голосового общения. СПРВ получили в мире довольно широкое распространение — в целом того же порядка, что и сети сотовой связи, хотя их распространенность в разных странах существенно различается.

Пейджинговый протокол FLEX является синхронным, основанный на периодически повторяющейся передаче 15 циклов (с 0го по 14ый) в течение часа. Каждый цикл (см. рис. 1) длительностью 4 мин., состоит из 128 фреймов (кадров).

Рис. 1. Структура формата FLEX

His

ТЕХНОЛОГИИ

РИс. 2. Схема интерфейсного взаимодействия систем подвижной наземной связи при широковещательной рассылки экстренных сообщений

Кадр начинается с блока синхронизации. Кроме элементов синхронизации в этом блоке содержатся данные о номере цикла, пакета, скорости передачи информации в последующих (информационных) блоках и другая служебная информация. За блоком синхронизации передаются 11 информационных блоков (от 0го до 1010), т.е. пбл. = 11, каждый длительностью 1бл. = 160 мс. В первых блоках содержится служебная информация о числе адресов, времени и т.д., затем следуют адреса пейджеров и информация (векторное поле) о том, где, в каких блоках, располагается передаваемое сообщение для соответствующего адреса, его длина и тип. Оставшиеся блоки используются

для передачи самих сообщений. Причем указанные типы передаваемой информации не привязаны к границам блоков.

Информационные блоки передаются кодовыми словами, подобными КС формата POC-SAG — БЧХ (32,21,1) длиной n = 32 бит и с числом информационных бит m = 21 бит. Количество КС в блоках зависит от скорости передачи — B, которая в протоколе FLEX может иметь три значения: 1600; 3200; 6400 бит/с. С учётом кодовой скорости гпс=0,625 чисто информационная скорость соответственно составит соответственно: 1000; 2000; 4000 бит/с.

Для создания системы оповещения предлагается организовать единый интерфейс пере-

дачи сообщений. Структурная схема взаимодействия такого интерфейса с системами сотовой связи (стандарты GSM и WCDMA) и пейд-жинговой связи (СПРВ) изображена на рис. 2. Из центра передачи экстренных сообщений (ЦПЭС) сообщения передаются в интерфейс, с помощью которого осуществляется не только распределение сообщений по системам передачи, но и дублирование, и взаимное резервирование сотовой связи и пейджинговой связи. Из множества используемых каналов в стандарте WCDMA для организации широковещательной передачи данных можно использовать транспортный канал ВСН. В СПРВ для широковещательной передачи необходимо каждому приемнику присвоить дополнительный номер, на который будут пересылаться широковещательные сообщения.

Литература

1. Маковеева М.М., Шинаков Ю.С. Системы связи с подвижными объектами. — М.: "Радио и связь", 2002. — 440 с.

2. Туляков Ю.М. Системы персонального радиовызова. — М.: "Радио и связь", 1988. — 168 с.

VII Customer Strategy & Management Convention

ИННОВАЦИИ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПРОДАЖИ

19-20 октября Рэдиссон Славянская Москва, Россия

Loyalty World Forum

Ключевые темы:

* Как оптимизировать взаимоотношения с клиентами вне зависимости от отрасли и размера бизнеса предприятия?

* Как разработать стратегию CRM проекта?

* Как внедрять технологии и обеспечивать поддержку CRM-проектов?

* Как слышать ваших клиентов и понимать их поведение, управлять взаимоотношениями с ними?

* Как собирать точные данные о клиентах?

* Как повышать уровень удовлетворенности и лояльности?

* Как внедрять программ лояльности в компаниях розничного сектора?

* Как оптимизировать работу отделов продаж?

* Как обеспечить единство понимания и взгляда на клиента во всех отделах компании.

* Как автоматизировать работу маркетинговых подразделений?

* Как оптимизировать работу клиентоориентированной сервисной службы?

* Как сервис клиентов трансформировать в продажи?

* Как сегментировать и наоборот интегрировать информацию о клиентах из различных источников для определения наиболее прибыльных сегментов клиентской БД?

* Как работать с претензиями клиентов?

* Как оптимизировать работу контакт-центра в рамках единого процесса обслуживания клиентов?

* Как, когда и в каком объеме внедрять системы самообслуживания для клиентов?

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 1-2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.