Научная статья на тему 'Развитие услуг подвижной связи в РФ в конце ХХ - начале ХХI века'

Развитие услуг подвижной связи в РФ в конце ХХ - начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ПЕЙДЖЕР / ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ В РОССИИ / СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин О.Б.

в статье исследованы современные направления развития подвижной связи по составляющим сегментам и место, занимаемое данными услугами в российских телекоммуникациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникин О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие услуг подвижной связи в РФ в конце ХХ - начале ХХI века»

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

О.Б. Аникин

РАЗВИТИЕ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ В РФ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА

DEVELOPMENT OF SERVICES FOR MOBILE COMMUNICATION IN RF AT THE END OF THE ХХ - AT THE BEGINNING OF THE ХХ! CENTURY

Аннотация: в статье исследованы современные направления развития подвижной связи по составляющим сегментам и место, занимаемое данными услугами в российских телекоммуникациях.

Ключевые слова: сотовая связь, пейджер, подвижная связь в России, спутниковая связь.

Abstract: in this article are investigated the modern trends of development in mobile communication on amounting segments and place held of these services in the Russian telecommunications.

Keywords: cellular communication, pager, mobile communication in Russia, satellite communications.

В конце ХХ - начале ХХ1 в. исключительно высокие темпы развития демонстрируют услуги подвижной связи, к которым относятся: системы персонального радиовызова (пейджеры) (в которых осуществляется односторонняя передача сообщений на абонентский цифровой приемник); системы подвижной радиосвязи (которые подразделяются на сухопутную, морскую и речную); подвижные сотовые системы; системы подвижной спутниковой связи. Доля услуг подвижной связи в общем объеме телекоммуникационных услуг России выросла с 0,3% в 1997 г. до 49,2% в 2006 г. и сократилась до 47,3% в 2009 г. и занимает сегодня первое место по данному показателю (см. рис. 1) [5, с. 503; 6, с. 44; 9, с. 169].

Системы персонального радиовызова (пейджеры) предлагают следующие виды услуг. Во-первых, это оперативная доставка адресатам сообщений. Необходимо отметить, что в среднем, от момента приема сообщения оператором до его передачи на пейджер проходит несколько минут, хотя при пиковом количестве абонентов в системе сообщения образуются очереди, что часто приводит к некоторой задержке передачи. При увеличении количества абонентов компании-операторы стараются уменьшить время доставки сообщений, для чего приобретают новые частоты, внедряют более высокоскоростные протоколы передачи данных, совершенствуют программное обеспечение своих систем.

Как правило, компании-операторы, предоставляющие пейджинговые услуги, проводят необходимые проверки и составляют карту зоны уверенного приема сообщений, хотя в местностях со сложным рельефом (например, в крупных городах с большим числом высоких зданий) возможно появление ошибок. В случае выхода абонента за пределы зоны передачи используется роуминг (от английского «roaming» -раскат), обеспечивающий дублирование сообщений у местного пейджингового оператора в определенных клиентом городах (если есть техническая возможность) [4, с. 66].

© О.Б. Аникин, 2012

60,0

50,0

40,0

К 30,0

ч

о

20,0

10,0

0,0

49 ,2 48 ,3

44 ,0 45 47 —< ,5 ► 47

32, 37 ,5 3 8,5

21, 2 8,4

1 4,6

0, з1

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

Источник: [5, с. 503; 6, с. 44; 9, с. 169].

Рис. 1. Доля услуг подвижной связи в общем объеме телекоммуникационных услуг России, %

Появление следующей услуги - автоматической передачи сообщений через интернет - самым тесным образом связано с дальнейшим развитием и широким распространением интернета. В данном случае пейджинговая компания-оператор сообщает клиенту адреса электронной почты, по которым можно послать сообщение в определенном формате, а также название серверов, где вводится сообщение. Большая часть пейджеров способна передавать сообщения в компьютер в режиме реального времени («on line»).

Следующий вид услуг - это защита передаваемой через пейджер информации. В России наибольшее распространение получили две разновидности данной услуги: первая заключается в применении защищенных каналов связи (применяется для государственной пейджинговой связи) и вторая заключается в том, что сообщения зашифровывают перед их передачей и отправляют на специальный дешифрующий пейджер [4, с. 67].

Основной подход к расчету величины тарифов пейджинговых компаний зависит от предполагаемого срока подключения клиента: чем больше срок обслуживания клиента, тем меньше он платит за единицу времени. При этом верхним пределом абонентской платы за пейджер будет, примерно, 50% от уровня затрат клиента за сотовый телефон за тот же период времени. Таким образом, мы получаем зависимость между стоимостью услуг пейджинговой и сотовой связи, когда происходящее понижение тарифов на мобильную сотовую связь во всем мире и, в т.ч. в России, заставляет снижать абонентскую плату и за пользование пейджером. В Европе используется другой подход к формированию тарифов за абонентское обслуживание пейджера, когда абонент платит только за звонки в операторскую пейджинговую службу.

Несмотря на то, что пейджер передает сообщения только в одном направлении, он получил достаточно широкое распространение в мире и в РФ, там, где необходима передача вызовов и небольших сообщений. Пейджер начал применяться в России, начиная с 1994 г. В 2000 г. в Москве уже было около 35 пейджинговых компаний, которые обслуживали около 200 тыс. абонентов, а в России в 2000 г. насчитывалось 506,5 тыс. абонентов. Получается, что услугами пейджинга в России в то время пользовалось менее 1 абонента на каждые 100 жителей. В ведущих странах по количеству абонентов пейджинговых сетей в Сингапуре и Южной Корее в 2000 г.

было, соответственно, 38 и 31 абонент на каждые 100 жителей [4; 7, с. 127; 9].Однако, развитие пейджинга в России было приостановлено в результате быстрого распространения в то время сотовой связи, которая, в том числе, дает возможность передавать сообщения (причем, без ограничений, характерных для пейджеров), то есть заменяет пейджер. В конце 2009 г. в РФ услугами систем персонального радиовызова пользовались только 1,7 тыс. абонентов, что свидетельствует о завершении эры пейджеров в нашей стране [8, с. 119].

Наиболее распространенными из транкинговых систем связи (ТСС) или систем радиального действия в России были радиально-зоновые системы связи типа «Алтай» (которой пользовались руководящие сотрудники государства), появившиеся в начале 50-х годов ХХ в., и система МРТ1327 (которая отличается большей пропускной способностью и удобством для пользователя), которые и стали предками современной сотовой связи в России.

Сотовая связь представляет собой разновидность высокоподвижной радиосвязи, отличающейся массовостью обслуживания абонентов на ограниченной территории. Исторически сложилось так, что сотовая связь постепенно расширила сферу обслуживания телефонной сети общего пользования (ТфОП). Термин «сотовая связь» -это общепринятое сокращенное наименование услуги, получаемой с помощью развернутых сотовых сетей для осуществления подвижной связи, выполненных на базе соответствующих систем [3]. Сотовый вариант построения сети позволил многократно увеличить емкость сетей подвижной связи по сравнению с существовавшими ранее сетями радиальной структуры, в которых не осуществлялось переключение управления при переходе абонента из одной сотовой ячейки в другую (так называемая процедура «hand-off»).

Первыми операторами сотовой связи в России в начале 1992 г. стали компания «Московская сотовая связь» (МСС), которая выбрала аналоговый стандарт NMT-450, и аналогичная ей (по выбранному стандарту) компания в Санкт-Петербурге. Этот стандарт связи тогда использовали скандинавские страны и ряд восточноевропейских государств. В большей же части Европы применялся цифровой стандарт GSM, имеющий немало преимуществ перед NMT (в частности, по качеству передачи данных, по международному роумингу) [2]. Поэтому понятны критические высказывания (появившиеся после принятия стандарта NMT) о том, что не следовало внедрять в РФ уже технологически устаревший стандарт (что автоматически увеличивало наше отставание в использовании мобильной связи), когда во всем мире уже шел процесс цифровизации телекоммуникаций. Выделенный Министерству связи России участок в диапазоне 450 МГц был важным этапом начала освоения сотовой связи в РФ. Использование данного диапазона экономило существенные финансовые средства, так как требовалось в четыре-пять раз меньше базовых станций за счет возможности организации более крупных сот. Дальнейшее совершенствование стандарта NMT-450 позволило расширить спектр услуг, предоставляемых абонентам. В 2007 г. в РФ было 48,8 тыс. пользователей стандарта NMT-450, среднегодовой темп сокращения числа пользователей которого составляет около 35-37% [7, с. 127]. Сегодня, в условиях повсеместного распространения цифровых систем, доля аналогового стандарта NMT продолжает сокращаться.

Самым распространенным стандартом сотовой связи в РФ является GSM. В 2004 г. в России было 66,8 млн. абонентских устройств стандарта GSM, что соответствовало 5,3% от числа устройств данного стандарта во всем мире. Это больше, чем в США или Индии (37,7 млн.), но меньше чем в Китае (287,9 млн., т.е. 22,7% - это 1 место в мире). В РФ прирост числа абонентских устройств стандарта GSM с 2000 г. (2,4 млн. - 0,5% от общего числа пользователей данного стандарта в мире) по 2004 г. составил 27,8 раза, а в Китае за тот же период увеличение составило только 3,5 раза. В 2009 г. число абонентских устройств стандарта GSM в России составило уже 227,4 млн.

(что соответствует 98,7% от всех стандартов сотовой связи, используемых в РФ), демонстрируя среднегодовой прирост на уровне 15-18% [1; 8, с. 119].

Динамику общего количества подключенных абонентских устройств сотовой связи в России можно проследить на рис. 2. Максимальный темп роста числа подключаемых абонентских устройств сотовой связи пришелся на 1996 г., когда он составил 150,5% к показателю 1995 г. Начиная с 2002 г. наметилась устойчивая тенденция к сокращению темпов роста. В 2009 г. он составил всего 15,5% к уровню 2008 г., то есть в 9,7 раза меньше, чем в 1996 г. Минимальный темп роста был отмечен в 2007 г., когда он составил только 10,8% [5, с. 503; 6, с. 89; 7, с. 127; 9, с. 194].

8 т К

и

и «

О

и о н

0 и

и я

ч 5

1

г а <и н о П и

250,00

200,00

150,00

100,00

50,00

0,00

230,5

Годы

Источник: [5, с. 503; 6, с. 89; 7, с. 127; 9, с. 194].

Рис. 2. Количество подключенных абонентских устройств сотовой связи в России, млн. шт.

Уровень проникновения сотовой связи в России имеет схожую с вышеприведенной динамику (см. рис. 3).

В течение 2005-2009 гг. темп роста числа подключенных терминалов сотовой связи на 100 человек населения колебался в пределах от 74,2% в 2005 г. до 11% в 2007 г. Такая тенденция изменения количества подключенных абонентских устройств сотовой связи и уровеня проникновения сотовой связи в России объясняется приближением числа пользователей сотовой связи в России к уровню естественного насыщения.

Доля услуг подвижной связи (которые включают системы персонального радиовызова (пейджеры); системы подвижной радиосвязи (подразделяются на сухопутную, морскую и речную); подвижные сотовые системы; системы подвижной спутниковой связи) в общем объеме телекоммуникационных услуг РФ находятся в последние годы на уровне 47-49%, занимая первое место по данному показателю. Такая высокая доля данного вида услуг объясняется возможностью использования сотовой и спутниковой связи вместо традиционной проводной связи, предлагая при этом сохранение мобильности абонентов, кроме того, данные виды связи не имеют ограничений, характерных для проводной телефонии (наличие очереди на подключение, высокой стоимости подключения), а также могут предложить дополнительные услуги, которых нет в проводной телефонии (передача изображений, текстовой информации, видео, доступ в Интернет).

<я X X

И м - R

¡5 и

5 за it 15

2 о

а н ч о

к а

W я

13 S

* I

а

«

н

н

3

R S

X

«

4

V

W «

Я

a

а о

ч

V

Т о о

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

162,4

140,

120J

Г108,6

К'49,7

0,1 2,2/

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [5, c. 503; 6, c. 89; 7, c. 127; 9, c. 194].

Рис. 3. Число подключенных терминалов сотовой связи на 100 человек населения РФ (на конец года), шт.

Литература

1. Аверин С. Обзор мирового рынка сотовой связи. Итоги 2004 года. Часть 2 // http:www.sotovik.ru.

2. Голышко А. Как зарождалась сотовая связь // Радио. 2000. № 10.

3. Голышко А. На подступах к цифровой сотовой связи // Радио. 2000. № 11.

4. Ергебеков Г. Услуги пейджинговой связи // Радио, 1999, №2.

5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010, с. 503.

6. Связь в России. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2006, с. 89.

7. Связь в России. 2008: Стат. Сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008, с. 127.

8. Связь в России. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010, с. 119.

9. Транспорт и связь в России: Статистический сборник / Госкомстат России. -М.: Госкомстат России, 2001, с. 169.

Е.А. Быкова

РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА АПК

THE DEVELOPMENT AND REGULATION OF GRAIN MARKET APK

Аннотация: административные и экономические методы регулирования зернового рынка оказываются не эффективными, в результате его участники несут большие потери. Автор статьи рассматривает возможности регулирования рынка зерна с участием государства, для этого рассматривает тенденции теории развития зернового рынка, предлагает типологизацию зерновых рынков по уровню их развития,

© Е.А. Быкова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.