К ВОПРОСУ ВОЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА
© Ерохин И.Ю.*
Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон
Казачество играло и играет важную роль в ключевых аспектах жизни российского общества и государства. Оно является уникальной военно-этнической общностью, прошедшей путь от вольницы бунтарского этноса к стройной системе военно-государственного служения (система казачьих войск). Выявить основные аспекты организации военно-государственного служения казачества - является важной частью современных исторических исследований. В данном плане уже очень много сделано, но значительно больше еще только предстоит сделать.
Ключевые слова казаки, казачьи войска, казачьи доблести, военная служба, государственная служба, георгиевские награды, воинская слава, война.
Несмотря на огромное количество источников по истории казачьих войск и истории развития областей традиционного поселения казачества, большинство из них страдают существенным недостатком, - носят скорее описательный, нежели аналитический характер [3, 6, 7, 10-11]. Детально подробно описывают правовую систему казачества, земельный вопрос, факты участия казаков в боевых действиях и др. Нас же в отличии от данных источников будет интересовать именно вопрос трансформации самой структуры и идеологии казачьих войск под воздействием государственных институтов и властных органов, а в равной степени, и вопрос влияния института казачьих войск на элементы государства. Кроме того, многие из источников касаются деятельности лишь того или иного элемента компактного проживания казаков, той или иной общины, не затрагивая проблемы выявления общих тенденций и закономерностей.
Основные архивные материалы по исследуемому вопросу сосредоточены в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГДА), Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИ), Государственном архиве Ростовской области. Данные архивные фонды достаточно глубоко проработаны и изучены историками. Дальнейший их анализ и систематизация призваны углубить знания в области понимания истории и сути взаимоотношений казачества с Московской верховной властью, пролить свет на нюансы деятельности казачьих войск. В Государственном Военно-Политическом Архиве (ГВПА) хранятся документы военной коллегии, которая отвечала за взаимодействие государства с институтами казачества.
* Старший научный сотрудник, Р1Ш.
Центр Хранения Документации Новейшей Истории Ростовской области (ЦХДНИРО) содержит материалы по взаимоотношению большевистской партии и казачества в годы гражданской войны и последующие периоды мирного строительства. Огромное число материалов посвящено именно деятельности казачества в вопросах военного строительства и ратной службы, как важнейшего элемента казачьей государственной службы.
Если первоначально казачество зарождается и развивается как вольный, свободолюбивый и бунтарский этнос, то с течением хода исторического развития казачьей общности положение кардинальным образом меняется. В сознании казачества, его менталитете и идеологии происходят глубинные, необратимые трансформации. Отсчет этих процессов следует начинать вести с момента привлечения казачества к управлению государством через систему военной, гражданской и административных функций. Особое место в этой системе следует отдать системе ратного служения, - военной службе.
Древнейшая казацкая пословица гласит: «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться». И это утверждение вполне справедливо. К периоду заката царской династии Дома Романовых трудно найти более преданных трону слуг государевых, нежели тех из них, которые принадлежали к казачьему сословию.
При нашествии войск Наполеона на Россию в 1812 г. казаки вышли на службу поголовно, - от 17 до 60 лет включительно. Под водительством славного атамана войска Донского М.И. Платова [4], казаки в немалой степени способствовали победоносному завершению французской компании, вписав на страницы истории много ратных подвигов и воинских доблестей.
Казачьи части принимали активнейшее участие в Крымской войне 18531856 гг., русско-турецких войнах ХУП-Х1Х вв. В этот период за особые заслуги перед государством казаки наделяются особыми сословными привилегиями в виде освобождения от налоговых податей и наделения в вечное пользование земельными наделами от 30 десятин земли.
Уже в ранний период истории казачества появляются многочисленные художественные и литературные источники в признание заслуг этноса, воспевающие ратные доблести защитников земли Русской - казаков. В 40-х годах XVII в. увидела свет «Повесть об Азовском сидении донских казаков», наиболее значительный художественный документ. Историки дают очень высокую оценку данному источнику, говорят об исключительном воздействии Повести на эмоции, мысли и чувства. «Повесть отличается великолепным патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны приемы русских воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю изложения.» Интересно и то, что авторство Повести приписывается не простому человеку, а войсковому дьяку Федору Ивановичу Порошину.
Жертвенность казачества при защите государственных интересов и целостности России хорошо известна отечественной исторической науке, общественности. Источники объективно свидетельствуют, что только «В период Первой мировой войны на полях сражений приняли участие более 300 тыс. казаков. Как то: 164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, и это без учета системы вспомогательных служб и запасных резервных частей» [3, 5, 8]. Находим обширные данные и об участии в этот период казачества и в широко развернувшемся партизанском движении.
Традиционным для казаков стало награждение высшими знаками воинской доблести Российской империи, - георгиевскими знаками отличия: наградным оружием, георгиевскими крестами, медалями. Ни одна другая историческая этно-социальная группа России не могла похвастаться столь внушительным перечнем списка наград [1]. В составе почти каждого казачьего войска имелись свои георгиевские кавалеры. Бермондт Павел Рафаило-вич (Уссурийское казачье войско), Болдырев Сергей Владимирович (хорунжий Донского полка), Якушов Никита Михайлович (урядник), Яицков Иван Васильевич, Юшкин Иван Иванович, Чижов Петр, Харитонов Дмитрий Лукич, Фролов Александр, Февралев Трофим Казьмич, Слепков Иван Евгра-фович, Сайко Иван и Илья (Кубанское казачье войско), Пантелеев Алексей Антонович, Мордвинцев Тимофей Петрович, Мельников Илья Васильевич, Лисунов Павел Иванович, Левшин Максим Агафонович, Куркин Парамон Самсонович, Кузнецов Роман Яковлевич, Королев Тимофей Иванович, Ко-лесов Терентий Матвеевич, Климов Федор Григорьевич, Каргин Андрей Захарович, Каргин Александр Иванович, Каргальский (Каргальсков) Георгий Дмитриевич, Ефимов Михаил Филиппович (Оренбургское казачье войско).
Но, даже среди этих прославленных воинов государства российского имелись свои легенды. Те, чьи подвиги поражали воображение и служили образцом для подражания, а мужество, стойкость и самоотверженность были безграничны. Первыми, кто за период Первой мировой войны получил знаки отличия Св. Георгия, были донские казаки.
Богаевский В., Агафонов О. [2] и мн. др. упоминают о первом георгиевском кавалере, получившем первый солдатский Георгиевский крест, приказном 3 -го Донского казачьего полка Козьме Фирсовиче Крючкове, уроженце станицы Усть-Хоперской, при столкновении с немецким разъездом получившем множество ранений, но мужественно выполнившем до конца свой солдатский долг. И первом офицере, получившем орден Св. Георгия - хорунжем 1 -го Донского полка Сергее Васильевиче Богоявленском, казачьем разведчике, проведшем глубокую разведку в немецком тылу (В. Богаевский).
И хотя данные о К.Крючкове разнятся, так В.Богаевский говорит о полученных им 11 ранениях, а О. Агафонов уже 16 ранениях лично Крючкова пикой и 11 ранениях его коня, это нисколько не умаляет заслуг отважного казака и не ставит под сомнения сам факт его воинской доблести.
Целая сотня казаков, возглавляемых есаулом Степаном Оленовым (тоже донцы) состояла полностью из одних Георгиевских кавалеров.
Георгиевские кавалеры часто избирались атаманами, к их мнению прислушивались при решении административных вопросов, активно привлекали к участию в местном самоуправлении, советовались с ними по тем или иным основополагающим вопросам жизни казачьего общества, они становились признанными авторитетами и лидерами казачьих станиц, хуторов. Все это убедительно доказывает преемственность военного и гражданского государственного служения казачества и роль первого в становлении государственности мировоззрения древнейшей исторической общности России.
Георгиевские наградные традиции были ярким проявление признания факта героического государственного служения казачества. Революционные события и чехарда гражданской войны прервали их на длительное время. Но, само казачество было очень благодарно государству за факты признания его ратных заслуг, всегда помнило о них и с бережной трогательностью относилось к истории, традициям наградной системы, как важного признака единства его с государством.
Белые армии, считавшие себя правопреемниками традиций старой русской армии, очень быстро вернулись к идее георгиевских награждений. Солдатскими Георгиями - крестами и медалями за проявленное отличие рядовые участники из состава Белой Гвардии награждались вплоть до 1922 г. В армиях ген. Деникина и Врангеля офицеры георгиевских наград не удостаивались, но в армии генерала Колчака широко практиковалось награждение Георгиевским оружием.
Наряду со старыми царскими наградами Белое Движение внедряет собственный список наград, тем самым подчеркивая государственное значение своей освободительной миссии. Многие из новых наград продолжают носиться на георгиевской ленте. Это крест Партизанского отряда полковника Чернецова, установленный в 1918 г. приказом Донского Атамана, Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода, Крест «Степного Похода». На соединенной георгиевской ленте совместно с национальной кубанской (зелено-малиновой) носились крест и медаль, учрежденные Кубанской Радой, - «За спасение Кубани» и «За освобождение Кубани». Все это должно было свидетельствовать о том, что воинская миссия Белого Движения носит государственный характер, сохранят преемственность государственных традиций российской императорской армии.
На принципиально государственных позициях стояли лидеры Белого Движения, - генерал Н.Н. Духонин, командир Георгиевского полка Добровольческой армии К.К. Кириенко, генерал-лейтенант В.Л. Покровский, генерал от инфантерии А.П. Кутепов, генерал-лейтенант А.М. Ионов (с 26 февраля 1918 г. являвшийся Атаманом Семиреченского казачьего войска), генерал-лейтенант А.П. Филимонов (с 12 октября 1917 г. - войсковой атаман Кубанского казачьего войска), начальник Новочеркасского военного учили-
ща (до начала февраля 1918 г.) П.Х. Попов, командующий территориями Российско-Восточной Окраины генерал-лейтенант Г.М. Семенов, генерал-атаман А.М. Назаров, основатель Белого Движения Востока генерал-лейтенант А.И. Дутов, генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов, родоначальник движения белых партизанских отрядов, полковник В.М. Чернецов, командующий 1 -м армейским корпусом вооруженных сил Юга России, генерал-лейтенант Б.И. Казанович, первый командир пехотного полка Дроздовской дивизии, полковник М.А. Жебрак-Русанович, генерал М.Г. Дроздовский, основатель Добровольческой Армии М.В. Алексеев и мн. др.
Список литературы:
1. Агафонов А.И. Донские казаки. Грудь в крестах. Из истории Пожалований, наград и знаков отличия донского казачества. XVI - начало XX вв. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ 2009. - 551с.: ил.
2. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. - М.: Воениздат, 1995.
3. Алмазов Б. Военная история казачества. - М.: Яуза; Эксмо, 2008.
4. Венков А.В. Атаман Войска Донского Платов. - М.: Вече, 2008. - 477 с.
5. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914-1918 гг. -М., 1914.
6. Галушко Ю. Казачьи войска России. - М., 1993.
7. Гордеев А. История казачества. - М.: Вече, 2006. - 636 с.: ил.
8. Елисеев Ф. Казаки на Кавказском фронте 1914-1917 гг. - М.: Воениздат, 2001.
9. Казаки, казачество, казачьи войска // Воен. энцикл. - Петербург, 1913. -Т. 11.
10. Казачьи войска. - СПб.: Тип-я В.Д.Смирнова, 1909. - 496 с.
11. Трут В.П. Военная энциклопедия казачества / В.П. Трут, Г. Курков. -М.: Яуза; Эксмо, 2009. - 701 с.
ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ
© Самединов Т.С.*
Ташкентский государственный институт востоковедения, Республика Узбекистан, г. Ташкент
Статья посвящена историческому осмыслению культурно-гуманитарных отношения народов Центральной Азии и Китая. Показано что
* Студент.