Научная статья на тему 'К вопросу влияния культурологического подхода на профессиональную деятельность педагога'

К вопросу влияния культурологического подхода на профессиональную деятельность педагога Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Разина Наталья Александровна

In article the understanding of culture as the historical category expressing degree of is active-practical universality of the person is considered. The role of the general culture of the person in formation of itsprofessional pedagogical activity is considered. Influence of culture of the teacher on formation of the person of the pupil is analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of influence of the cultural urological approach on the professional. Activity of the teacher

In article the understanding of culture as the historical category expressing degree of is active-practical universality of the person is considered. The role of the general culture of the person in formation of itsprofessional pedagogical activity is considered. Influence of culture of the teacher on formation of the person of the pupil is analysed.

Текст научной работы на тему «К вопросу влияния культурологического подхода на профессиональную деятельность педагога»

Н. А. Разина

(г. Ставрополь, Россия)

К вопросу влияния культурологического подхода на профессиональную деятельность педагога

Человечество на пороге третьего тысячелетия подошло к рубежу, за которым открывается путь в ноосферу - сферу духа и разума. Дальнейшая эволюции планеты неизбежно будет направляться Разумом. Современные реалии свидетельствуют, что будущность мира в значительной мере зависит от возможностей человеческого интеллекта. Поэтому народ, видящий свои цели, просвещённый и постоянно добывающий новые знания, способный творчески воспринимать и решать жизненные проблемы, рано или поздно окажется в числе процветающих.

В настоящее время культура оказывает мощное воздействие не только на ход мирового общественного развития, но и на эволюцию человека. В свою очередь, культура испытывает огромное воздействие со стороны этого развития. Одним из существенных факторов, определяющих развитие культуры в наше время, является процесс интеграции общественной жизни. Характеризуя сущность культуры, необходимо подчеркнуть, что в основе её развития лежит исторически активная творческая деятельность человека. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности. Человек — созидатель культуры и её носитель.

Культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. Она - не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Она - вторая Вселенная, создаваемая человечеством.

Еще Альберт Швейцер мыслил: «Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при

© Разина Н. А., 2010

условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида».

Культура в современном состоянии характеризуется реальной творческой деятельностью людей.

Понимание культуры как исторической категории, выражающей степень деятельно-практической универсальности человека, уровень его развития как субъекта истории, может быть достигнуто не путём отвлечения от реальных - природных и социальных - условий существования человека, а лишь через установление его прямой связи с этими условиями, непосредственной зависимости от них. Культурное бытие человека неотделимо, таким образом, от его природного и общественного бытия. Сама универсальность человеческого развития, образующая действительную «меру» его культуры, непосредственно проявляется в том, насколько человек способен превратить природные и социальные условия в условия своего деятельного существования, в объективные предпосылки своего бытия как субъекта истории.

Значительный интерес представляет исследование взаимодействия категорий культуры и категорий философии, предпринятые киевскими философами в работе «Категории философии и категории культуры». Авторы рассматривают культуру как реальное обобщение природы и человеческой деятельности и анализируют последовательную цепь отношений «природа - практика - культура - категории философии». По их мнению, в различных по уровню развития культурах можно сгруппировать всё многообразие категорий и установить между ними отношения иерархии, которая определяется иерархическим и обобщающим характером культуры. Есть основание полагать, что диалектика взаимодействия познания и культуры имеет прямое отношение к пониманию преемственности в истории развития категорий.

Постановка человека в центр современной жизни требует выдвижения категории культуры как фундаментальной в системе социально-философских исследований. Человеческий фактор отражает, прежде всего, личностную сторону культуры, фокусирующую внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самодеятельности.

На обоснование культуры как социальной целостности повлияла идея о тождестве культуры и общества. Эта идея получила развитие в работах Э. С. Маркаряна. Он рассматривает культуру как функцию общества, как специфическую функцию общественной жизни людей, а выражаемый ею аспект социальной системы характеризует как функциональный. Подход Э. С. Маркаряна к разграничению понятий «общество» и «культура», как и его работы в целом, сыграли большую

роль в деле формирования культурологического аспекта исследования социальной жизни и становления предмета теории культуры.

Концепция культуры, построенная на основе ключевого понятия «способ человеческой деятельности», сводит рассмотрение общества к модели деятельности, то есть фактическому структурированию общества, исходя из деятельности индивида. Сам субъект деятельности, согласно представлениям автора, не включается в культуру. Человек и его развитие в таком случае оказывается второстепенным звеном по отношению к способам, приёмам, средствам и вообще к «технологии» деятельности, то есть культура выступает только в предметной форме существования.

Среди различных подходов, связанных с анализом

взаимоотношений понятий «культура», более предпочтительной является концепция, развиваемая В. М. Межуевым. Автор включает в культуру все сферы человеческой деятельности, всё, что характеризует общественную жизнь людей, имеет, по его мнению, непосредственное отношение к культуре и может быть отнесено к разряду культурных явлений. «Культура, - пишет он, - и есть общество, ибо она охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между людьми, как субъектами деятельности».

Гуманизация социума и образования ставит задачу разработки аксиологической (ценностной) концепции культуры. Критики этого подхода считают, что с ним исчезает субъект культурно-исторического процесса, ибо он выносится за пределы культуры.

В антропологическом измерении культура предстаёт как путь человека к себе, своему предназначению, своей самореализации как свободного духовного существа.

В наше время особое значение приобретает роль культуры как «защитного механизма личности от утери внутренних опор человеческого бытия» (Л. П. Буева), от «экзистенциального вакуума», характеризующего жизнь многих современных людей.

В социально-антропологическом исследовании культуры сегодня всё большую роль играет рассмотрение так называемой «проектной культуры». Способом существования проектной культуры является постоянная разработка «культурных инициатив», основанных на ценностном выборе личности, предполагающем утверждение в жизни высоких гуманистических идеалов.

Нельзя не отметить, что интегративным признаком культуры является как раз наличие в деятельности и её результатах проявления сущностных сил человека. По этому признаку культуру можно определить как совокупность таких свойств (компонентов, сторон) деятельности людей во всех сферах общества и всех продуктов этой

деятельности в любой форме (идей, теорий, отношений, предметов, способностей и т. д.), которые выражают сущностные силы человека, меру приближённости индивидов в их общественной определённости к человеку как личности.

В свете такого определения выделяют уровень культуры - это степень развития сущностных сил членов общества, социализация групп, общества в целом; и прогресс культуры - это возрастание степени социальности индивидов, групп, общества как выражение их общественной сущности в соотношении с сущностными силами человеческого рода. При этом наиболее общим и концентрированным выражением таких сил является способность человека к всестороннему, гармоничному (целостному) развитию.

Благодаря культуре личность включается в общественную жизнь как яркая индивидуальность, желающая и способная вести с обществом равноправный диалог, а не бездумно исполнять общественные предписания.

Человек, владеющий культурой, способен осмыслить свои действия, поведение, критически оценить их, построить иерархию целей и средств их достижения. И сознательно воплощать их в жизнь. Только человек культурный способен к рефлексии.

Культура - не просто окружающая человека среда, она живёт в нём, способствует его вхождению в свой человеческий образ. Это особая его жизнь, но и отдельная от него, самостоятельно существующая в ином мире, в жизни других людей и культур, при этом остающаяся именно его индивидуальной человеческой сущностью. Таким образом, в культуре соединяются внутренний мир человека, взгляд вглубь себя и обращённость вовне, к иной культуре, в другие миры. Как говорил М. М. Бахтин, культура «естественной территории не имеет». Это не заповедная зона, она существует для всех.

«В настоящее время культура оказывает мощное воздействие не только на ход мирового общественного развития, но и на эволюцию человека. В свою очередь, культура испытывает огромное воздействие со стороны этого развития. Одним из существенных факторов, определяющих развитие культуры в наше время, является процесс интеграции общественной жизни. Характеризуя сущность культуры, необходимо подчеркнуть, что в основе её развития лежит исторически активная творческая деятельность человека. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности. Человек — созидатель культуры и её носитель.

«Мир культуры» - это «мир самого человека», от начала и до конца создаваемый им самим.

Культура как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил человека пронизывает собой все области человеческой деятельности.

Образование, являясь специфической деятельностью человека, всегда было представлено в социально-психолого-педагогических концепциях как кардинальная ценностная категория и реализовывалось в Российской общественно-государственной системе как общечеловеческая и национальная духовная ценность. Однако господствовавшие некоторое время во всех социальных сферах, в том числе и в образовании, технократические ориентации мышления привели к известной аксиологической дезориентации современного общества.

В учебных дисциплинах сильна логическая компонента, хотя она преобладает явно в ущерб историко-культурной и социокультурной составляющей. Образование утрачивает культурный, нравственный, личностный, предметно-деятельностный контекст и смысл. Это означает, что происходит разрыв образования и культуры, образования и жизни, и даже образования и науки. Образование уже длительное время существует при острейшем дефиците духовной культуры.

В этом смысле реализуется идея известного русского философа П. А. Флоренского о том, что именно культура есть среда, растящая и питающая личность. Последняя, ориентируясь на культурные, общечеловеческие ценности, может возвыситься над пространством деятельностей, коллективом и самим собой, в том числе, конечно, подняться до уровня коллектива или поднять коллектив до своего уровня.

Общая культура человека играет дополнительную роль в его профессиональной деятельности. Она, во-первых, воздействует на личность в целом, систему его ценностных ориентаций, помогает человеку осознать себя и роль своей деятельности в мире, во-вторых, является основой ряда чисто профессиональных решений междисциплинарного характера, и, в-третьих, обеспечивает формирование таких интегративных показателей человека, как его речь, степень развитости которой входит в профессиональную характеристику специалистов, работающих в системе человек-человек, стиль общения с людьми. Учителей, имеющих достаточно высокий уровень культуры, объединяет способность к самопознанию, что определяет в конечном итоге их высокий интеллектуальный уровень, нравственный, духовный потенциал. Их культура воздействует и на ученика, и на коллег, помогает им переосмыслить содержание собственной деятельности, заставляет отказаться от стереотипов.

Углубление содержания целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе предполагает детализацию и усложнение образовательных технологий. При таких технологиях учебновоспитательного процесса школа перестаёт быть системой средств и форм воздействия, а становится организацией жизнедеятельности учащихся.

Всё это, безусловно, может быть обеспечено общеобразовательной культурой самого педагога. Очевидно, между образованием и профессиональной деятельностью должно существовать определённое культурное соответствие. Если рассматривать культуру и способ деятельности как однопорядковые понятия, то, учитывая их взаимообусловленность, можно прийти к выводу, что субъект профессиональной деятельности должен иметь подготовку, ориентированную на формирование определённого способа деятельности в рамках определённой культуры.

Готовность к освоению новых идей, опыта, содержания образования, способность корректировать это новое для себя лично или в более широком масштабе, развивать его склонность к постановке новых задач и их решению - вот что отличает учителя современной школы и составляет цель системы обучения учащихся в разных её звеньях.

Одним из условий успешности её достижения остаётся профессиональная культура учителя. Причём процесс обогащения профессиональной культуры педагога никогда не должен прерываться.

Социум, в котором находится человек, постоянно пребывает в состоянии непрерывного изменения. В этой связи человек всегда стремится к возможно полной самореализации своей личности, достигаемой на основе её предварительных самоидентификаций и самоопределения.

Культура с максимальным эффектом «вписывает» идеалы в парадигму мышления человека, преобразует его мышление и помогает выявить способы материализации в практической деятельности этих идеалов, то есть «внедряет» научные знания в самого человека.

Особую культурную реальность и пространство развития человека наблюдают в детстве. С точки зрения социального статуса именно на этот период (с рождения до восемнадцати лет) приходится основной этап социализации человека - это период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Направленность и достижения человека социализирующегося связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделены стадии и соответствующие им приобретения человека, такие как: стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития - субъект, личность, индивидуальность, так и во внешнем - адаптивность, интегрированность, индивидуализированность: единство внутреннего и внешнего

содержания определяет стратегию развития - сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны, прежде всего, с

культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и

экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. В логике описанных выше стадий социализации устанавливают следующие содержательные изменения культурогенеза детства -

адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, -отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во

взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

Ребёнок, овладевая взрослым, овладевает культурой. При этом взрослый выступает как носитель культурных образцов, как посредник, призванный интерпретировать культуру в складывающуюся картину мира ребёнка в контексте детского миропонимания.

Движущими силами развертывания сущности человека выступает разрешение противоречий психологического плана - неравновесность образа мира и образа жизни; социального плана - обострение противостояния социальной и индивидуальной субъектности (возможности и способности к индивидуально или социально значимому действию); педагогического плана - возможность перехода педагогического воздействия в самовоздействие.

Механизмами смены основных этапов развёртывания индивидуальной сущности человека выступает его творческая способность изменять окружающее в большей степени, чем самого себя, и рефлексивная способность видеть себя в соотнесённых ситуациях

прошлого, настоящего и будущего. В первом случае речь идёт о проблематизации и творчестве, во втором - о диалоге и рефлексии.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребёнка, взрослого, культуры. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребёнка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребёнка во

взаимодействии (при посредничестве) со взрослым. Важно учесть два специфических условия: во-первых, ребёнок изначально социален (т. е. максимально «зависим», нуждается во взрослом), во-вторых,

перманентный процесс социализации в школьном возрасте

характеризуется определённой социальной незрелостью ребёнка

(несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объёма социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребёнку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Освоение культуры осуществляется ребёнком при посредничестве взрослого. На этом этапе начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детско-взрослые отношения.

Усвоение культуры характеризует достигнутый и достигаемый уровень персоногенеза, когда ребёнок овладевает взрослым как представителем культуры. Взрослый на этом этапе обеспечивает ребёнку развитие на границах актуальной (нижняя граница пересечения мира ребёнка и мира культуры) и потенциальной (верхняя граница пересечения мира ребёнка и мира культуры) зон развития.

Присвоение культуры связано с репродукцией культурных образцов и вообще содержания культуры во всех сферах жизнеосуществления ребёнка. Культуротворчество характеризует высший уровень развития ребёнка и содержательно связано с функционированием воображения в процессе творческой активности ребёнка и созданием субъективно или объективно нового содержания культуры.

Завершённость культурогенеза и его качество напрямую зависят от характера фасилитации взрослыми развития ребёнка. Это связано с тем, что творчество детей - процесс открытия ребёнком новых смыслов осваиваемых культурных ценностей; при этом смена этапов рассматривается как линейная и дискретная траектория развития ребёнка, достижение последних двух - присвоение культуротворчества -невозможны без специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого, чему предшествует педагогическое воздействие в процессе образования; а также необходимо знать, что социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Следовательно, миссия образования на современном этапе его развития - организация специальной деятельности по переводу социальной ситуации развития ребёнка в педагогическую ситуацию. Подобная деятельность часто определяется как социально-педагогическая, выходящая за пределы базового образовательного пространства. Она связана с интеграцией воспитательных сил общества в целях образования и развития личности ребёнка.

Таким образом, в современных условиях развития образования меняется его основная парадигма: образование рассматривается как человекообразование, доминирующим принципом в работе педагога выступает принцип человекосообразности - единства природосообразности и культуросообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.