ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Т.Л. Стенина
В статье на основе аксиологического подхода теоретически обосновывается наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре проектной культуры личности. В качестве механизма формирования проектной культуры рассматривается восхождение личности к ценностям, реализация которых обеспечивает сохранение или изменение жизнедеятельности индивида, социальной общности и общества в целом.
Ключевые слова: проектная культура, аксиологический подход, ценностные ориентации
Formation on design culture of the person: the axiological aspect. In article on a basis axiological approach presence of a valuable component in structure of design culture of the person is theoretically proved. As the mechanism of formation of design culture the ascension of the person to the values which realisation provides preservation or change of ability to live of the individual, a social generality and a society as a whole is considered.
Key words: design culture, the axiological approach, valuable orientations
В гуманистической педагогике развитие культуры личности неразрывно связано с ее жизненным самоопределением и основано на гуманистических принципах, суть которых - признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов. В Концепции духовного становления российской ментальности Б.С. Гершун-ского социализация личности рассматривается как восхождение личности к более высоким результатам образовательной деятельности: от менталитета к культуре, профессиональной компетентности и, наконец, образованности [1].
Вслед за Е.В. Бондаревской мы выделяем три основных специфических подхода к культуре личности: аксиологический (ценностный), философ-ско-исторический (деятельностный),
философско-антропологический (лич-ностно-творческий). В данном контексте мы рассмотрим проблему формирования проектной культуры личности с точки зрения аксиологического подхода. Аксиологический подход трактует культуру как мир ценностей, то есть итог всего многообразия деятельности человека, совокупность материальных и духовных ценностей, сложную иерархию идеалов и смыслов, значимых для общества и человека.
В отечественной педагогике сегодня разрабатываются новые модели развития культуры личности обучаемых, в основу которых положены принципы оптимизации процессов духовно-нравственной социализации и индивидуализации, расширения инициатив всех участников образовательного процесса, построения целостного
образовательно-воспитательного пространства.
Основываясь на исследованиях философии, культурологии, педагогики, аксиологии, мы выделяем основные функции культуры личности.
- репродуктивно-трансляцион-ная, выражающаяся в сохранении и передаче следующим поколениям ценностей, норм, традиций, форм деятельности, выработанных в процессе развития общества, обеспечивающих целостность социального организма и его продолжение во времени;
- адаптационная, отражающая процессы социальной адаптации личности, формирование «Я-концепции»;
- регулятивная, обеспечивающая эффективность процессов саморегуляции личности;
- аксиологическая, направленная на ориентацию личности в мире ценностей, интериоризацию общечеловеческих ценностей. В данной функции культура личности раскрывается как система смысложизненных, ценностных ориентиров, следование которым придает значимость человеческой жизни.
- развивающая, формирующая потребности личности в саморазвитии и самосовершенствовании;
- прогрессивная, обеспечивающая восхождение личности, рождение новых форм индивидуального и общественного бытия в различных сферах жизнедеятельности.
Типология видов культуры личности насчитывает множество различных составляющих культуры личности, детерминированных сферами бытия, видами потребностей и спецификой человеческой деятельности. В современный научный оборот введены и широко используются понятия:
духовной, нравственной, физической, психологической, коммуникативной, информационной, аксиологической культуры личности.
Основой сущностного определения понятия «проектная культура» должно стать понятие культуры личности, дополненное в соответствии с особенностями такой специфической сферы деятельности как проектная деятельность.
Проблема формирования проектной культуры является актуальной для педагогики, ввиду ее инновационной сущности, соответствия потребности формирования новой модели специалиста социокультурного типа, становления его социальной компетентности.
Проектная культура способствует выявлению и развитию скрытых потенциалов личности, генерированию ин-новационых механизмов организации жизнедеятельности с целью решения социально значимых задач и регулирования социальных процессов.
Немаловажным аргументом актуальности проблем формирования проектной культуры личности является необходимость умения решать профессиональные задачи, используя не только специальные знания в той или иной области, но и учитывая социальные аспекты, в частности, состояние социально-экономической, экологической и других сфер развития общества.
Процесс формирования проектной культуры обусловлен влиянием самой социокультурной среды, тех ее институтов, в которых функционирует субъект, система образования как самый массовый институт социализации личности, играет здесь наиболее важную роль.
В концепции проектной культуры Г.Л. Ильина, основанной на идее созда-
ния природосообразной культуры, высказывается положение о том, что «всякая попытка осмысления мира является по сути дела его проектированием, поэтому и социальное, и гуманитарное, и даже, естественно - научное познание могут быть поняты как различные формы проектирования - проецирования сущности человека на окружающий мир» [2].
Исследование множества определений проектной культуры личности в контексте философии, психологии и педагогики позволило нам определить структуру проектной культуры личности как интеграцию знаний, способностей, ценностей, целей, отношений, социальной активности и творческой проектной деятельности.
В современном человекознании существуют различные подходы и концепции, но общее направление развития теории ценностей обозначено утверждением приоритета общечеловеческого и гуманитарного начал в контексте различных культур. В исследованиях современных ученых (А.И. Арнольдова, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, А.В. Кирья-ковой, Г.А. Мелекесова и других) дается глубокий анализ теории ценностей. В их работах оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ориентации». Многие авторы трактуют ценность как благо, как предмет, явление, свойство, которое независимо от того, что знает о нем человек, как он к нему относится, играет положительную роль в его жизни. В конечном итоге, эта точка зрения приводит к утверждению о том, что ценностями являются вещи, явления, отношения, объективно способствующие общественному прогрессу, отвечающие его потребностям. Очевидно,
что предмет лишь в том случае влияет на поступки и действия человека, когда последний осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами. Ценность как регулятор социального поведения (именно в этом качестве она, прежде всего, интересует общественные науки) возникает лишь тогда, когда предмет реально влечет к себе человека, определяет цели его деятельности, подталкивает к определенным действиям.
В аксиологии понятие ценностных ориентаций рассматривается в двух аспектах: как процесс и как результат. Ценностная ориентация как процесс представляет собой проективные действия от замысла до результата: выбор цели, способов ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями [5]. В данном определении явно прослеживается взаимосвязь аксиологии и проектной деятельности. Ценностные ориентации, выполняя, в свою очередь, прогностическую и проектировочную функции, позволяют построить идеальную модель будущей деятельности, которая выступает как эталон саморазвития и самосовершенствования личности.
Учитывая влияние проектной культуры становление личности, нельзя не соотнести эти понятия в контексте аксиологии. Г.А. Мелекесов под ценностным самоопределением понимает процесс, в котором индивид осуществляет свой выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального и личностного статуса [6]. Важно для
исследования проблемы формирования проектной культуры личности с точки зрения аксиологического подхода понимание того, что становление и развитие ценностного сознания личности может быть осмыслено только в связи с такими существенными сторонами функционирования социального организма как практическая деятельность, детерминированная общественными интересами и потребностями и общественные отношения.
Из существующего многообразия определений социального проектирования мы выделяем трактовку В.И. Курбатова, как наиболее созвучную проблеме нашего исследования: «Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений с учетом субъективного фактора. В социальном проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных» [7, с. 45]. Проектируемые изменения полагаются на основе благих побуждений, в том смысле, что каждый проектировщик стремится сделать мир лучше. Таким образом, за полагаемыми изменениями стоят ценности людей, их представления о «лучшей жизни» (часто кажущиеся им настолько самоочевидными, что нет необходимости в рефлексии по их поводу). Полагаемые ценности и способы их развертывания в проект создают проектную культуру. Таким образом, мы можем выделить в структуре феномена проектной культуры личности мотивационно-ценностный компонент,
который определяется значимой ролью аксиологических установок субъекта в процессе проектирования: мыслимые и интериоризированные ценности проектной деятельности и достижимые в ней ценностные ориентации личности, отражающие сформированность ее мировоззрения. Мотивационно-ценност-ная сфера личности понимается в контексте нашего исследования феномена проектной культуры личности как совокупность потребностей личности, которые, в свою очередь, стимулируют ее социально активную деятельность. Мотивация деятельности личности характеризуется профессионально-прагматической направленностью и свидетельствует о приоритете профессионального самоопределения и самореализации.
Известно, что процесс мотивации тесно связан с ценностным сознанием личности, отражающим значимостные отношения человека и многообразные условия его жизнедеятельности, содержание мотива обнаруживается через наличие той ценности или системы ценностей, на которую ориентируется личность. Потребности, как самые глубоко заложенные источники отношения человека к действительности, являются, одновременно пусковым механизмом жизнедеятельности, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуждений человека. Потребность - это основа формирования цели человеческой деятельности и движущая сила в достижении поставленной цели.
«Система общественных потребностей, в конечном счете, преломляется в задаче формирования и развития определенного культурного типа личности, жизнедеятельность которого
должна способствовать развитию всех общественных отношений» [8].
Известно, что системообразующим элементом развития аксиологического потенциала личности выступает теория возвышения потребностей А. Мас-лоу, отражающая общеисторическую тенденцию расширения материальных и духовных потребностей людей вместе с прогрессивным развитием производительных сил и производственных отношений. Опираясь на теорию возвышения потребностей А. Маслоу и рассматривая их как стремление к потреблению ценностей и благ, реализация которых обеспечивает сохранение или изменение жизнедеятельности индивида, социальной общности и общества в целом, мы можем высказать предположение о том, что осознание субъектом имеющейся социальной потребности (значимой для социума проблемы), перешедшее в интерес, формирует мотив его поведения, ориентацию, установку, побуждает к деятельности. Тем самым формируется новая потребность уже высшего порядка - реализовать первую потребность, решив социально-значимую проблему проектным методом. Взаимосвязь между потребностями и деятельностью является определяющей в понимании роли и места ценностных ориентаций субъекта в процессе проектирования как проекции социально-значимых ценностей на его деятельность, уровень проектной культуры определяется составом потребностей индивида и соответствием их потребностям социума.
Теория возвышения потребностей получила педагогическую интерпретацию в исследованиях педагогов (В.Г. Алексеевой, А.А. Вершининой, А.В. Кирьяковой и др.) в связи с построением теории ориентации личности в мире
ценностей. Целью образования, как одного из самых важных социальных институтов, определяющих развитие личности, является вооружение субъекта такими способами удовлетворения присущих ему потребностей, которые обладают максимальной ценностью и для развития общества и для реализации сущностных сил субъекта. Это положение обуславливает необходимость организации специальных условий для того, чтобы вооружить субъекта образования необходимой для ориентации информацией, научить постоянному поиску знаний о предмете его потребностей.
Все вышеизложенное является теоретическим обоснованием включения мотивационно-ценностного компонента в структуру проектной культуры личности.
Основные функции проектной культуры личности обусловлены развивающимися в обществе социальными инновациями: их содержанием и направленностью. Исходя из анализа структуры проектной культуры личности в процессе нашего исследования были выделены следующие функции проектной культуры: познавательная, гуманистическая, аксиологическая, коммуникативная, и акмеологическая. Многоплановость функций проектной культуры объясняется тем, что в процессе проектирования личность, будучи субъектом проектирования,самосов ершенствуется:: происходит восхождение личности к потребностям высшего порядка, вслед за этим формируются ценностные ориентации, появляется интерес и побуждение к социально значимой деятельности, формируются коммуникативные навыки; успешная реализация собственной идеи повышает самооценку и рождает стремление
к самосовершенствованию и достижению высших результатов.
Аксиологическая функция является отображением ценностных ори-ентаций субъекта проектирования на объект проектирования, в этом случае источником проектной идеи служит ценностная система создателя проекта. Педагогическая проекция теории возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса формирования проектной культуры личности как процесс формирования отношения к миру через приобретение личностного смысла, развития интереса, мотивации. Развитие новых моти-вационных отношений опредмечивает потребности, личности в проектной деятельности, можно обеспечивает успешность процесса формирования ее проектной культуры.
Литература:
1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации в системе обоснования ценнос-
тей и целей образования / Высшее образование в России. - 2003. - №10. - С.3-7.
2. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы / Образовательные технологии. - 2008. -№ 3. - С.110-119.
3. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики. Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - С.222 - 240.
4. Луков В. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках / Знание. Понимание. Умение. - 2001. - № 1. - С. 93-100.
5. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании / Высшее образование в России. -2007. - № 12. - С.59-64.
6. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие: Монография / Г.А. Мелекесов. - М.: МПГУ- 2002. - 256 с.
7. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 412 с.
8. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. Издание второе. -Пб.: Петрополис. - 2003. - 368 с.