равны ВЭУ однако, если провести расчет на ближайшие годы, то благодаря экономии топлива ветрогенератор будет иметь намного большее преимущество (даже с учетом расходов на доставку оборудования и строительство на северной территории).
Таблица 1
Параметры ДГУ ГПУ ВЭУ
Производитель Caterpillar Caterpillar Vestas
Марка С15 G3412 V27-225
Мощность, кВт 328 360 225
Стоимость машины в базовой комплектации, руб. 2 250 000 4 200 000 5 936 000
Эксплуатационные расходы 227 262 636 131 320 088
Расход топлива на кВт-ч (при 100% нагрузке) 0,22 97,7 -
Вид топлива ДТ Газ -
Стоимость топлива, руб./ед. 32 2,515 -
Топливные затраты на выработку 300 кВт-ч 2 112 245, 716 -
Средняя наработка за год, ч. 8400
Годовые затраты на топливо, руб. 17 740 800 2064010 -
Средние затраты в 1 год эксплуатации 20 218 062 6 900 141 6 256 088
Таким образом, внедрение технологий возобновляемой энергетики, при разумном использовании, может оказать заметную помощь в энергообеспечении районов со слабой топливной базой, плохими транспортными условиями и слабом развитии электрических сетей.
К ВОПРОСУ УЧЕТА ШУМОВОГО ФАКТОРА ПРИ ПРИНЯТИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
© Перцева И.И., Германова Т.В.*
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Тюмень
В данной статье рассмотрена проблема разработки генеральных планов городов с учетом такого экологического фактора как шумовое воздействие. Основным источником шума на территории городов является автотранспорт, поэтому особое внимание уделено установлению границ красных линий с целью соблюдения санитарных нормативов по уровню шума на селитебных территориях.
Объективное развитие города влечет за собой уплотнение сложившейся застройки и освоение прилегающих к городу территорий. Основным
* Доцент кафедры Промышленной теплоэнергетики, кандидат технических наук.
видом градостроительной документации о планировании развития территории города согласно Градостроительному кодексу РФ [1], определяющим стратегические направления и условия формирования среды жизнедеятельности является генеральный план.
Современные социально-экономические условия порождают столкновение интересов частных и общественных (население). Это проявляется в уплотнении застройки в центральной части городов, строительство зданий, не вписывающихся в общую архитектурную композицию районов, незаконное самовольное строительство объектов с последующим узакони-ванием и т.д.
Генеральный план должен быть средством реализации основных потребностей населения города и обеспечения его безопасного проживания с санитарно-эпидемиологической точки зрения. Таким образом, немаловажное значение при разработке генеральных планов городов является оценка экологической ситуации.
Зачастую главный акцент при характеристике экологической ситуации города остается за химическим загрязнением атмосферного воздуха. Однако немаловажное негативное воздействие на состояние здоровья населения городов оказывает шумовая обстановка.
Источниками шума в городах являются: автотранспорт, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, производственные объекты и коммунально-бытовые объекты. Преобладающим же источником интенсивного и длительного шума на значительной площади городской территории является автотранспорт. Для примера: по данным материалов обоснования проекта Генерального плана города Перми (Том 1) [2] в целом по городу более 60 % территории жилой застройки находится в зонах с повышенным уровнем шума. Такая ситуация характерна для большинства городов России.
Таким образом, мероприятия по защите населения от повышенного уровня шума должны в обязательном порядке предусматриваться на стадии планирования развития городской территории. При этом в генеральном плане должны быть рассмотрены конкретные предложения по шумо-защите для конкретных территорий, а не расплывчатые общие фразы.
Уровень шума на городских улицах и прилегающих территориях зависит от интенсивности и структуры транспортных потоков, дорожных условий, характера озеленения и застройки. Так, например, увеличение интенсивности движения на магистральной улице в 2 раза приведет к увеличению создаваемого ее уровня транспортного шума на порядка 3 дБА [4], аналогичное количественное увеличение интенсивности движения на второстепенной менее загруженной улице приведет уже к значительному ухудшению акустической ситуации на прилегающей территории.
Учет экологических факторов, в том числе и шумового, при принятии градостроительных решений достаточно сложен. Однако при грамотной оценке принимаемых градостроительных решений возможно в лучшем случае не ухудшение сложившейся шумовой обстановки на территории города (в редких случаях - ее улучшение), так как ежегодное увеличение автотранспортного парка влечет за собой объективное увеличение шумовой нагрузки на территорию города. Поэтому особое внимание следует уделять грамотному проектированию улично-дорожных сетей города.
Улично-дорожная сеть (УДС) составляет часть городской территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспорта и пешеходов, прокладки различных сетей инженерного оборудования, размещения зеленых насаждений [9].
Являясь интенсивным источником шумового воздействия, транспортные потоки УДС города в федеральных и региональных нормативно-правовых актах РФ не имеют установленного санитарного разрыва, как, например, для линий железнодорожного транспорта [7], а согласно СанПиН [8] санитарный разрыв устанавливается только для автомагистралей.
При этом сеть городских улиц и дорог является одним из основных элементов планировочной структуры города и должна обеспечивать допустимые уровни шума. Ширину улиц и дорог следует устанавливать с учетом различных требований, в т.ч. и требований защиты населения от шума [9].
Однако зачастую данное требование не учитывается при установлении красных линий - линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения [1].
Являясь основной линией градостроительного регулирования, красная линия не должна подвергаться переносу в сторону уменьшения расстояния, отведенного под УДС, что практикуется при лоббировании интересов частных застройщиков, заинтересованных в отводе большей территории под строительство. В результате чего, сокращаются расстояния от застройки до проезжей части улиц и, как следствие, наблюдаются превышения санитарно-гигиенических нормативов по уровню шума для нормируемых объектов.
Тенденцией современного строительства является высотное строительство жилых зданий с расположением на первых двух-трех этажах нежилых строений. Однако шумовое воздействие распространяется не только в горизонтальной плоскости, но также и по вертикали. Поэтому важно, чтобы не только первые этажи зданий вблизи нагруженных транспортных артерий города были предусмотрены под нежилое использование, но также жилые
помещения (спальни и детские) были ориентированы на противоположный фасад (во двор) от источника шума (улицы).
Часто архитекторы-планировщики и градостроители осознают необходимость проведения мероприятий по защите городов от шума лишь в той степени, в какой эти мероприятия могут быть осуществлены без ущерба для эстетической функции архитектурно-планировочных решений.
Как известно, наибольшую шумовую нагрузку испытывает первая линия застройки, прилегающая к улице, внутриквартальный уровень шума значительно ниже. Поэтому наиболее оптимальным решением в части обеспечения благоприятной шумовой обстановки является использование зданий как экранов либо переориентация жилых помещений по отношению к источнику шуму, как было описано выше.
Тем не менее при разработке генеральных планов городских территорий с интенсивным автомобильным движением следует предусматривать максимальный разрыв между проезжей частью, жилой застройкой и объектами системы образования, здравоохранения и т.п.
Таким образом, подводя итог нашей обзорной статьи, хотелось бы отметить, что разработанные нормативно-правовые акты в области требований обеспечения благоприятной среды проживания населения могут не использоваться в полной мере при разработке генеральных планов городов. Некоторые недостатки существующей нормативной базы могут быть устранены при разработке градоэкологических рекомендаций (в т.ч. и по защите от шумового воздействия) для каждого города с учетом особенностей его развития. При этом важное значение приобретает общественный контроль за принимаемыми градостроительными решениями.
Список литературы:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 N 190-ФЗ (ред. от 30.11.11): федер. закон: [принят Госдумой 22 декабря 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г.]. - Российская газета, 2004.
2. Решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205. Материалы обоснования проекта Генерального плана города Перми. Том 1.
3. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. Государственный комитет по СССР по делам строительства. - М.: Московский печатник, 1994. - 21 с.
4. МГСН 2.04-97. Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях.
5. ГОСТ 23337-78. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий.
6. РДС 30-201-98. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ.
7. СНиП 2.07.01-89* - Планировка и застройка городских и сельских поселений, Москва, 2001 г.
8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, зарегистрирован в Минюсте РФ, регистрационный № 10995 от 25.01.2008 г.
9. Руководство по проектированию городских улиц и дорог. - М.: Строй-издат, 1980.
ИНСОЛЯЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ
© Пешкичева Н.С.*, Германова Т.В.*
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Тюмень
В статье рассмотрена проблема уплотнительной застройки городов, с точки зрения соблюдения нормативных расстояний до близлежащих зданий, которые отображены в соответствующих документах. А также приведен пример состояния жилой застройки в г. Тюмени.
В современном мире темп урбанизации продолжает набирать обороты. С ростом промышленного производства растут города, уплотняется существующая застройка. В 2002 году, когда резко вырос спрос «на недвижимость в освоенных и близких к центру районах», появился термин уплотнитель-ной застройки. Уплотнительная или точечная застройка - строительство новых зданий или сооружений в исторически сложившемся жилом микрорайоне, обычно на месте зелёных зон. Точечная застройка большей частью воспринимается как фактор отрицательного характера, создающий серьезные неудобства для граждан, проживающих в близлежащих домах, в результате ущемления их прав на комфортное проживание, а также отрицательно сказывается на экологических характеристиках затрагиваемого пространства. Наиболее часто встречающийся вид уплотнительной застройки - это строительство нового, не предусмотренного ранее объекта в исторически сложившемся жилом квартале.
Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографиче-
* Аспирант.
* Доцент кафедры Промышленной теплоэнергетики, кандидат технических наук.