Научная статья на тему 'Акустический дискомфорт в городской среде (на примере городов Баку и Астрахань)'

Акустический дискомфорт в городской среде (на примере городов Баку и Астрахань) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2713
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / УРОВЕНЬ ШУМА / АКУСТИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АКУСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / NOISE POLLUTION / NOISE LEVEL / ACOUSTIC DISCOMFORT / PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STATE / ACOUSTIC MODE / SOCIAL AND SANITARY MEANING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гараева Хейранса Ризван Кызы

Исследовался уровень шума на улицах городов Баку и Астрахань и длительное воздействие шума на психоэмоциональное состояние людей разных возрастных категорий. Установлено, что городской шум достигает величин, представляющих опасность для здоровья населения. Превышение предельно допустимого уровня шума на примагистральной жилой территории составляет в среднем 1,5 раза. Наиболее значительные источники акустического дискомфорта в городской среде автои железнодорожный транспорт. Получена карта шумового загрязнения городов, определены общие направления шумозащитных мероприятий. В их основе лежит комплексный подход к решению проблемы: градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-конструкторские мероприятия, формирование общегородской системы зеленых насаждений, соблюдение санитарных норм и правил при проектировании и строительстве. Библиогр. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The noise level in the streets of Baku and Astrakhan and the continuous noise exposure on psychological and emotional state of people of different age groups have been examined. It has been stated that the urban noise raises the level which is rather dangerous for the health of people. The exceeding of the maximum permissible noise level on the near trunk-road inhabited territory is about 1.5 times. The most significant sources of acoustic discomfort in the urban environment are autoand railway transport. The map of noise pollution of the cities is formed, the general ways of noise protection measures are defined. They are based on the complex approach to the problem solution: town-planning, architectural, building constructive arrangements, the formation of the city system of green plantations, the observance of sanitary code and requirements at designing and building.

Текст научной работы на тему «Акустический дискомфорт в городской среде (на примере городов Баку и Астрахань)»

УДК [504.75.05:534.835.4](470.46+479.24)

Х. Р. Гараева

АКУСТИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ БАКУ И АСТРАХАНЬ)

Введение

В наши дни шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из самых опасных и неблагоприятных факторов, загрязняющих городскую среду и вредящих здоровью человека. Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и вызывается преимущественно средствами транспорта - городского, железнодорожного и авиационного. В настоящее время на магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повышенный уровень шумов способствует развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Именно поэтому представлялось важным измерение и сравнение уровня шума на улицах городов Астрахани и Баку, проведение социологических исследований о влиянии шума на психологическое состояние людей разных возрастных категорий, разработка методов исследования для оценки снижения уровня шума. Концепция благополучия состояния людей предполагает три подхода: 1) уменьшение шума в самом источнике шума; 2) ограничение распространения шума; 3) меры по звукоизоляции зданий для сведения к минимуму проникновения шума в помещения зданий.

Цели и задачи исследований

Главная цель работы - изучение уровня шума и его влияния на здоровье человека - достигалась в процессе решения ряда последовательных задач. Наиболее существенными из них являются: 1) методология оценки шумового загрязнения городской среды; 2) сравнительный анализ шумового загрязнения определенных районов двух городов - Баку и Астрахани; 3) выявление наиболее частых и опасных источников шума в городе; 4) оценка отношения к шуму жителей города и выявление длительного воздействия шума на психологическое состояние людей; 5) определение практических методов и рекомендации по снижению шума в городских условиях.

Шум и шумовое загрязнение

Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды человечество столкнулось с проблемой шумового загрязнения. Шум - один из основных факторов окружающей среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье жителей крупных городов. Шумом является всякий нежелательный для человека звук. Шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты [1].

По И. И. Дедю [2], акустическое или шумовое загрязнение - форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной - повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов.

Шум имеет определённую частоту, или спектр, выражаемый в герцах (Гц), и интенсивность - уровень звукового давления, измеряемый в белах (Б), но удобнее пользоваться кратными белу единицами - децибелами (дБ): 1 дБ = 0,1 Б [3, с. 192]. По Н. Ф. Реймерсу [4, с. 210], диапазон слышимых звуков для человека составляет от 0 до 170 дБ.

Источники городского шума

Все звуки в окружающей среде подразделяют на естественные и антропогенные. Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые, в свою очередь, могут быть как производственными, так и непроизводственными: бытовые и уличные (табл. 1).

Таблица 1

Источники шума

Непроизводственные (коммунальные) шумы дБ Производственные шумы дБ

Нижний предел чувствительности уха 0 Типографии 74

Шёпот, шорох листьев 10 Машиностроительные заводы 80

Тиканье часов на расстоянии 1 м 30 Машинописное бюро 80

Обычный шум в доме 40 Токарный станок 90

Разговор средней громкости 50 Строительные предприятия 95

Уличные шумы 55 Металлургические заводы 99

Речь, шум в магазине 60 Листоштамповочный пресс 100

Легковые автомобили 77 Компрессорные станции 100

Автобусы 80 Газотурбинные энергоустановки 105

Железнодорожный транспорт 100 Дисковая пила 105

Воздушный транспорт 100 Пескоструйный аппарат 118

Гром 120 Реактивный двигатель 120

Болевой порог 130 Клепка рубка стали 130

Шумовая картина в городах

Основными источники антропогенного шума в городе являются автомобильный, рельсовый, воздушный транспорт и промышленные предприятия. Наибольшее шумовое воздействие оказывает автомобильный транспорт (60-80 %), интенсивность движения которого постоянно растет. В настоящее время наибольшие уровни шума - 85-95 дБ - отмечаются на магистральных улицах крупных городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час. В некоторых районах даже ночью уровень шума не опускается ниже 70 дБ (предельно допустимый уровень шума для ночного времени - 40 дБ). Остальная часть приходится на железнодорожный транспорт, заводы и фабрики [5, с. 391].

На территории современного города в результате хозяйственной деятельности, движения городского транспорта, работы промышленных предприятий и функционирования других объектов образуются шумовые поля, оказывающие негативное влияние на здоровье и комфортность проживания людей.

Наиболее мощным источником антропогенного шумового загрязнения в современном городе является транспорт. Акустические поля, создаваемые транспортными средствами, становятся причиной целого комплекса экологических и социально-экологических проблем. Так, например, до 70 % жилого фонда крупных городов находится в неблагоприятных с точки зрения шумового загрязнения условиях, а в домах, стоящих вблизи крупных дорог и автомагистралей, превышение нормативов достигает 20-30 дБ.

Уровень уличных шумов обусловливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зеленых насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ. Уровни звукового давления на магистралях с высокой интенсивностью движения транспорта достигают 90-100 дБА. От источника шума звуковая волна распространяется на прилегающие территории. Таким образом, возникают зоны акустического дискомфорта.

Уровень городского шума

Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Но к этому фону прибавляются всё новые децибелы, в результате чего уровень шума зачастую превышает 100 дБ. Если в 60-70 гг. XX столетия уровень шума на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью уровень шума не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он не должен превышать 40 дБ.

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается «громких звуков», то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 дБ. Уровень шума в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 дБ, становится для него непереносимым. Звук в 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.

По данным специалистов, уровень шума в больших городах ежегодно увеличивается примерно на 1 дБ. За последнее время средний уровень шума, производимого транспортом, увеличился на 12-14 дБ, вследствие чего проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту.

Борьба с шумом

Для предотвращения неблагоприятного воздействия шума на здоровье человека решающее значение имеют мероприятия по разработке гигиенических нормативов допустимых уровней шума и по устранению шума. За время изучения воздействия шума на людей были выработаны гигиенические нормативы: сила звука не должна превышать (по разным источникам) 30-40 дБ в ночное время у стен жилых зданий, 50 дБ - в дневное время, 70-80 дБ - норматив для рабочего места.

Основными методами для защиты от шума могут быть:

1) техническое устранение причин шумообразования (ослабление в источнике возникновения);

2) планировочное снижение уровня шума по пути его распространения;

3) организационные или административные мероприятия.

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука [6].

Большое значение в борьбе с шумом имеют архитектурно-планировочные и строительные мероприятия. Для защиты от шума необходимы новые решения по использованию материалов со звукоизоляцией и звукопоглощающими свойствами при проектировании зданий, производственного оборудования, транспортных средств [7].

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: рациональная застройка магистральных улиц, увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов [8].

В тех случаях, когда технические способы не обеспечивают достижения требований действующих нормативов, необходимо ограничение длительности воздействия шума и применение противошумов.

Организационные меры направлены на предотвращение или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов.

Большое значение имеют административные меры. К ним относятся ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах, и т. д.

Шумовая болезнь

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности и от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на людей различное действие. В первую очередь страдают нервная, сердечно-сосудистая системы и органы пищеварения. Существует зависимость между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, уровнем шума и длительностью проживания в шумных городских условиях. Установлена также тесная корреляция факторов снижения слуха и роста артериального давления. Следовательно, городской шум можно отнести к факторам риска возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Рост болезней наблюдается после проживания в течение 8-10 лет при воздействии шума с интенсивностью выше 70 дБ. Под воздействием шума ослабляется внимание, снижается физическая и умственная работоспособность.

Патологическому действию шума наиболее подвержены органы слуха человека, и расстройство здоровья напрямую связано с нарушениями в слуховой деятельности. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. Под воздействием шума от 85-90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы - головная боль, головокружение, звон в ушах, тошнота, чрезмерная раздражительность. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза. Все это -результат работы в шумных условиях [9].

Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторной деятельности, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма. Количество нервно-психических заболеваний выше у лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях [10].

Шум, как внешний фактор, угнетает иммунные реакции организма, снижает его защитные функции. Более высокая заболеваемость простудными и инфекционными заболеваниями (на 20-50 % выше, чем обычно) наблюдается при уровнях шума, приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Влияние шума на человека

Уровень шума, дБ Источник звука Влияние на самочувствие при длительном воздействии

0-40 Шум в квартире при закрытых окнах Нормальное состояние

40-80 Шум улицы, работающий пылесос Звон в ушах, психологический дискомфорт, нарушения пищеварения

80-120 Работающий телевизор, магнитофон, аудиоплеер Головная боль, раздражительность, временные нарушения слуха

120-160 Дискотека, рок-концерт, шум двигателей взлетающего самолета Головокружение, травмирование ушных клеток, потеря ориентации в пространстве

Свыше 160 Грохот взрыва, извержение вулкана Лопаются барабанные перепонки, возможна контузия и даже смерть

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Таким образом, шум провоцирует появление всех самых ярких заболеваний индустриального общества и оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека.

Результаты исследований и их обсуждение

Работа проводилась по плану кафедры «Зоология позвоночных и биоэкология» биологического факультета Бакинского государственного университета в 2008-2010 гг.

Для оценки современного состояния шумового загрязнения городской среды с целью выяснения его воздействия на организм человека были выбраны два прикаспийских города -Баку и Астрахань. Исследовались уровни шума на различных категориях улиц, выявлялись последствия длительного воздействия шума на психологическое состояние людей разных возрастных категорий. Измерение уровня шума проводилось при помощи цифрового шумомера марки БТ-805 с ноября 2008 г. по февраль 2010 г. (по сезонам). Для этого были выбраны расчетные точки определенных участков в г. Баку: 1) примагистральная улица Захида Халилова;

2) дворовая площадка дома № 1, кор. 535 по ул. Алескера Алекперова; 3) железнодорожный вокзал по улице Дилары Алиевой, 230. Для сравнительного анализа были выбраны соответствующие улицы в г. Астрахани: 1) примагистральная ул. 11 Красной Армии; 2) дворовая площадка дома № 2 по ул. 11 Красной Армии; 3) магистральная улица Академика Королёва;

4) ул. Анри Барбюса; 5) строительный участок по ул. Куликова, 78, кор. 1-12; 6) железнодорожный вокзал по ул. Вокзальная 1 (табл. 3, 4).

Таблица 3

Уровень шума на разных объектах г. Баку

— Уровень шума, дБ Объект Весна 2009 г. Зима 2010 г.

ьа Ні ьа Ні

Улица Захида Халилова около Бакинского государственного университета 70-82 74-85 68-79 71-83

Дворовая площадка дома № 1, кор. 535 по ул. Алескера Алекперова 54-67 63-72 47-59 58-65

Железнодорожный вокзал по ул. Дилары Алиевой, 230 79-85 83-90 77-82 81-84

Примечание. Ь0 - диапазон 30-100 дБ; И1 - диапазон 60-130 дБ.

Таблица 4

Уровень шума на разных объектах г. Астрахани

Г од/сезон 2008 2009 2010

Зима Весна Лето Осень Зима

Уровень шума, дБ Объект "— ¿с н ¿с н ¿с н ¿с н ¿с н

Дворовая площадь д. № 2 по ул. 11 Красной Армии 51-59 63-68 55-67 64-71 58-63 65-70 54-60 64-69 48-56 61-66

Улица 11 Красной Армии 61-75 67-78 65-80 69-82 63-76 69-81 62-74 66-77 62-70 68-79

Улица Академика Королёва 59-80 68-81 69-82 71-84 65-85 88-90 61-79 69-80 60-78 70-81

Улица Анри Барбюса 71-80 73-81 71-82 76-83 74-83 78-84 69-79 71-83 68-79 73-80

Строительный участок по ул. Куликова, 78 62-70 65-73 63-75 68-79 67-81 71-79 64-71 68-74 59-67 62-75

Железнодорожный вокзал по ул. Вокзальная, 1 77-82 79-84 78-85 81-86 78-81 81-86 77-83 80-85 76-80 79-87

Для понимания воздействия шума на психологическое состояние людей, проживающих в жилых массивах, которые прилегают к исследуемым улицам и территориям, было проведено исследование и сравнительный анализ по следующим показателям: отношение к уровню шумового фона людей, принадлежащих к разным возрастным категориям; оценка длительного воздействия шума на психологическое состояние людей, определение остроты слуха у людей разных возрастных категорий. Среди респондентов были выделены 3 возрастные группы: 12-18 лет, 19-40 лет, 41-70 лет, которые затем были опрошены по двум специально разработанным социологическим анкетам (табл. 5, 6) и протестированы в эксперименте для определения остроты слуха (табл. 7).

Таблица 5

Отношение городских жителей к шумовому загрязнению

Вопросы 12-18 лет 19-40 лет 41-70 лет

1. В какой обстановке Вам было бы комфортно? а - 4, б - 1, в - 5 50 % - на банкетах 40 % - дома 10 % - на учебе а - 12, б - 6, в - 2 60 % - дома 30 % - на работе 10 % - на банкетах а - 9, б - 6, в - 0 60 % - дома 30 % - на работе

2. Как Вы предпочитаете слушать музыку? а - 0, б - 7, в - 3 70 % - громко 30 % - средне а - 3, б - 5, в - 12 60 % - средне 25 % - громко 15 % - тихо а - 4, б - 2, в - 9 60 % - средне 26.5 % - тихо 13.5 % - громко

3. Устаёте ли Вы от шума? а - 4, б - 1, в - 5 50 % - никогда 40 % - иногда 10 % - всегда а - 12, б - 5, в - 3 60 % - иногда 25 % - всегда 15 % - всегда а - 6, б - 9, в - 0 60 % - всегда 40 % - иногда

4. Пользуетесь ли Вы предметами, которые издают громкие звуки? а - 3, б - 2, в - 5 50 % - да 30 % - по нужде 20 % - нет а - 13, б - 2, в - 5 65 % - по нужде 25 % - да 10 % - нет а - 6, б - 5, в - 4 40 % - по нужде 33.5 % - нет 26.5 % - да

5. В каком месте (по отношению к шумовому фону) вы предпочли бы жить? а - 2, б - 3, в - 5 50 % - в городе 30 % - в пригороде 20 % - в деревне а - 4, б - 14, в - 2 70 % - в пригороде 20 % - в деревне 10 % - в городе а - 10, б - 4, в - 1 67 % - в деревне 26.5 % - в пригороде 6.5 % - в городе

6. Любите ли Вы находиться в шумных местах (стадион, дискотека, большие компании) а - 7, б - 1, в - 2 70 % - да 20 % - иногда 10 % - нет а - 1, б - 8, в - 11 55 % - иногда 40 % - нет 5 % - да а - 1, б - 10, в - 4 67 % - нет 26.5 % - иногда 6.5 % - да

7. Какие звуки для Вас предпочтительнее? а - 6, б - 4 60 % - шум города 40 % - шум леса а - 17, б - 3 85 % - шум леса 15 % - шум города а - 14, б - 1 93.5 % - шум леса 6.5 % - шум города

8. Ощущаете ли Вы потребность в тишине? а - 1, б - 5, в - 4 50% - нет 40% - иногда 10% - да а - 6, б - 1, в - 13 65 % - иногда 30 % - да 5 % - нет а - 11, б - 1, в - 3 73.5 % - да 20 % - иногда 6.5 % - нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 5

Вопросы 12-18 лет 19-40 лет 41-70 лет

9. У Вас дома есть комнатные растения? а - 3, б - 4, в - 3 40 % - немного 30 % - много 30 % - нет а - 2, б - 15, в - 3 75 % - немного 15 % - нет 10 % - много а - 5, б - 8, в - 2 53.5 % - немного 33 % - много 13.5 % - нет

10. Вы легко засыпаете под действием шума? а - 6, б - 3, в - 1 60 % - легко 30 % - с трудом 10 % - не засыпаю а - 3, б - 11, в - 6 55 % - с трудом 30 % - не засыпаю 15 % - легко а - 4, б - 6, в - 5 40 % - с трудом 33 % - не засыпаю 27 % - легко

11. Как Вы реагируете на внезапный шум? а - 6, б - 4 60 %- тревожно 40 %- спокойно а - 10, б - 10 50 % - тревожно 50 % - спокойно а - 10, б - 5 66.5 % - тревожно 33.5 % - спокойно

12. Как влияет дома на Вас шум, распространяющийся из ближайшего к Вашему дому строительного участка, завода, железнодорожного вокзала? а - 3, б - 6, в - 1 60 % - никак 30 % - нервничаю 10 % - сильно напрягает а - 6, б - 7, в - 7 35 % - сильно напрягает 35 % - никак 30 % - нервничаю а - 4, б - 4, в - 7 47 % - сильно напрягает 26.5 % - нервничаю 26.5 % - никак

13. Какой транспортный шум раздражает Вас больше всего? г - 7, в - 3, а - 0, б - 0 70 % - от грузовиков 30 % - от самолетов а - 2, б - 1, в - 6, г - 11 55 % - от грузовиков 30 % - от самолетов 10 % - от автомобилей 5 % - от поездов а - 2, б - 3, в - 3, г - 7 46.5 % - от грузовиков 20 % - от самолетов 20 % - от поездов 13.5 % - автомобилей

14. Вы согласны с утверждением, что шумовой фон влияет на остроту слуха? а - 7, б - 2, в - 1 70 % - да 20 % - нет 10 % - не думаю а - 15, б - 1, в - 4 75 % - да 20 % - не думаю 5 % - нет а - 12, б - 1, в - 2 80 % - да 13.5 % - не думаю 6.5 % - нет

Таблица 6

Влияние шума на психологическое состояние городских жителей

Как влияет шум на Ваше психологическое состояние? (выберите не более 4 ответов) Количество голосов Общее количество, %

12-18 лет 19-40 лет 41-70 лет

1. Ухудшение настроения 4 8 3 33

2. Плохая сосредоточенность 6 13 9 62

3. Ухудшение сна 2 6 8 35,5

4. Повышенная раздражительность 5 13 6 53

5. Трудности взаимопонимания 7 5 3 47

6. Общая слабость 1 5 9 33

7. Снижение работоспособности 1 7 4 27

8. Быстрая утомляемость 3 11 7 46

Таблица 7

Определение остроты слуха у городского жителя

Порядок выполнения работы: 1. Приближайте к уху ручные часы до тех пор, пока не услышите звук (2 раза). 2. Приложите ручные часы плотно к уху и постепенно отводите от уха до тех пор, пока не исчезнет звук (2 раза). 3. Каждый раз измеряйте расстояние между ухом и часами (в см). 4. Вычислите среднюю величину 2-х показателей. 5. Все данные занесите в таблицу

Возраст Расстояние (в см) Средние значения (в см) Средняя величина

1 (к уху) 2 (от уха)

12-18 лет 8 8 9 10 10 9 8 9 10 8 14 15 16 15 13 12 10 13 14 12 8,9-13,4 11,15

19-40 лет 10 15 10 8 15 15 13 12 10 12 19 14 12 13 9 8 10 8 9 9 13 10 14 10 19 16 14 15 16 14 20 19 14 16 21 17 16 20 15 17 11,55-15,8 13,67

41-70 лет 9 10 12 12 14 12 15 10 15 16 9 16 12 8 17 13 12 8 15 16 10 19 13 17 23 16 24 19 25 20 12,6-17 14,9

Данные исследования психоэмоционального состояния городских жителей (см. табл. 6) показали, что длительное воздействие шума оказывает непосредственное влияние на психологическое состояние: респонденты отмечают жалобы на снижение внимания (62 %), быструю

утомляемость (46 %), замечают в себе раздражительность (53 %), ощущают трудности взаимопонимания (47 %), ухудшение настроения (33 %), нарушение сна (35,5 %), снижение работоспособности (27 %) и общую слабость (33 %). Таким образом, исследование показало, что шумовое загрязнение атмосферы в городской среде значительно отражается на здоровье человека.

В результате исследования было установлено, что уровень шума на улицах в весеннее и летнее время года превышает его уровень осенью и зимой. На больших магистральных улицах г. Астрахани, таких как ул. Анри Барбюса и Академика Королёва, отмечаются максимальные уровни шума - от 85 до 90 дБ, которые превышают предельно допустимые нормы в 1,5 раза. В г. Баку на ул. Захида Халилова также отмечается высокий уровень шума, достигающий весной 85 дБ, что также является недопустимым. На примагистральной улице 11 Красной Армии уровень шума изредка поднимается до 82 дБ, когда по улице проезжают тяжёлые грузовые машины, но в общем обстановка на этой улице, благодаря меньшей плотности автомобильного транспорта, спокойная. В среднем уровень шума колеблется между 65-75 дБ. Уровень шума во дворах домов, прилежащих к улицам 11 Красной Армии (г. Астрахань) и Алескера Алекперова (г. Баку), ниже по сравнению с уровнем шума на магистральных улицах. Здесь максимумы уровня шума достигают 65-70 дБ в весенне-летнее время года - в основном за счет шумов, создаваемых самими людьми (громкая музыка, детские крики и т. д.). На строительном участке по ул. Куликова (г. Астрахань) высокий уровень шума наблюдался во время интенсивного строительства домов - 75-81 дБ. Из всех исследованных объектов особо следует выделить Железнодорожные вокзалы Баку и Астрахани. Здесь круглый год наблюдается максимальный уровень шума с диапазоном 85-90 дБ, превышающий предельно допустимые нормированные стандарты уровня шума.

Заключение

Таким образом, исследованиями установлено: городской шум достигает величин, представляющих опасность для здоровья населения, поэтому в крупных городах постоянно увеличивается число людей, высокочувствительных к воздействию шума, и, как следствие, употребление лекарственных средств от бессонницы. Особенно неблагоприятно совместное воздействие химического загрязнения атмосферы и шума, что характерно и для г. Баку, и для г. Астрахани. Результаты исследований шума от автотранспорта и железнодорожного транспорта, которые являются наиболее значительными источниками загрязнения в наших исследованиях, показали, что интенсивность и структура транспортных потоков на авто- и железнодорожных магистралях города создают различия в уровнях шума не только у источника, но и на жилой территории, прилегающей к магистралям. Высокая интенсивность движения, уровень шума на примагистральной территории и, как следствие, наиболее неблагоприятный акустический режим в целом наблюдается на улицах Анри Барбюса, Академика Королёва (г. Астрахань), Захида Халилова (г. Баку) и улицах, прилежащих к железнодорожному вокзалу (в г. Баку - ул. Дилары Алиевой, 230, в г. Астрахани - ул. Вокзальная, 1). Дополнительный акустический дискомфорт создается в местах размещения остановок общественного транспорта, особенно страдают от этого жильцы зданий, расположенных рядом.

Высокие уровни шума создаются на площадях города, где происходит скопление транспортных средств, а жилая застройка находится в непосредственной близости от проезжей части. Расчеты показали, что превышение предельно допустимого уровня на примагистральной жилой территории в целом по городу составляет в среднем 1,5 раза. Плотность и характер жилой застройки, близость ее к магистралям, а также протяженность и плотность улично-дорожной сети, интенсивность движения транспорта и уровни создаваемого ими шума определяют численность горожан, проживающих в условиях акустического дискомфорта. Число жителей, проживающих на примагистральных территориях в зоне воздействия шума, высоко.

Железнодорожный транспорт в городской черте является виновником акустического дискомфорта в районе улиц Вокзальная (г. Астрахань) и Дилары Алиевой (г. Баку). Здесь допустимые уровни в ночное время выше в 1,5-2,0 раза.

В результате исследований и замеров получена карта шумового загрязнения города, разработаны общие направления шумозащитных мероприятий. В их основе лежит комплексный подход к решению проблемы: градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-

конструкторские мероприятия, формирование общегородской системы зеленых насаждений, соблюдение санитарных норм и правил при проектировании и строительстве. Реализация комплекса мероприятий по городу в целом и по отдельным районам позволит существенно улучшить акустический режим города, особенно в проблемных, критических зонах, повысить комфортность условий проживания населения, снизить степень неблагоприятного влияния шума на самочувствие, работоспособность и здоровье жителей города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суворов Г. А., Лихницкий А. М. Импульсный шум и его влияние на организм человека. - Л.: Медицина, 1975.

2. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинёв: Гл. ред. Молдав. Совет. энцикл., 1990. - 408 с.

3. ЧескинМ. С. Внимание: шум. - Л.: Лениздат, 1978. - 189 с.

4. Реймерс Н. Ф. Природопользование. - М.: Мысль,1990. - 639 с.

5. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.

6. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник / под ред. С. В. Белова. -М.: Машиностроение, 1989. - 368 с.

7. Справочник проектировщика. Защита от шума / под ред. Е. Я. Юдина. - М.: Стройиздат, 1974. - 425 с.

8. Градостроительные меры борьбы с шумом / Г. Л. Осипов, Б. Г. Прутков, И. А. Шишкин, И. Л. Кара-година. - М.: Стройиздат, 1975. - 215 с.

9. Артамонова В. Г., Шаталов Н. Н. Профессиональные болезни. - М.: Медицина, 1996. - 432 с.

10. Шум и шумовая болезнь / Е. Ц. Андреева-Галанина, С. В. Алексеев, Е. Н. Кадыскина, Г. А. Суворов. -Л.: Медицина, 1972. - 302 с.

Статья поступила в редакцию 11.02.2010

ACOUSTIC DISCOMFORT IN URBAN ENVIRONMENT (BY THE EXAMPLE OF BAKU AND ASTRAKHAN)

Kh. R. Garaeva

The noise level in the streets of Baku and Astrakhan and the continuous noise exposure on psychological and emotional state of people of different age groups have been examined. It has been stated that the urban noise raises the level which is rather dangerous for the health of people. The exceeding of the maximum permissible noise level on the near trunk-road inhabited territory is about 1.5 times. The most significant sources of acoustic discomfort in the urban environment are auto- and railway transport. The map of noise pollution of the cities is formed, the general ways of noise protection measures are defined. They are based on the complex approach to the problem solution: town-planning, architectural, building constructive arrangements, the formation of the city system of green plantations, the observance of sanitary code and requirements at designing and building.

Key words: noise pollution, noise level, acoustic discomfort, psychological and emotional state, acoustic mode, social and sanitary meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.