Научная статья на тему 'К вопросу теории развития системы налогообложения'

К вопросу теории развития системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоги / налогообложение / принципы налогообложения / социальное государство / иерархия / экономика / эволюция / методы налогообложения / закон / социально-экономическая политика / механизм / режим / налоговая политика / налоговая система / категория / tax / taxation / principles of taxation / the welfare state / hierarchy / economy / evolution / methods of taxation / law / socio-economic policy / mechanism / regime / tax policy / tax system / category

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инна Владимировна Липатова

Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями в политическом устройстве и с историческими вехами. Необходимость изучения вопросов развития принципов налогообложения возникла с необходимостью формирования и развития налоговой политики государства в условиях социально ориентированного рынка. В статье показана эволюция принципов налогообложения в условиях построения налоговой политики государства и формирования социально ориентированной налоговой политики государства. Выявлено, что важнейшим фактором, влияющим на эффективность налогообложения, является способность принимать различного рода решения и нести ответственность за их выполнение. Приведены различные точки зрения на классификацию и трактовки принципов налогообложения, а также анализ внедрения тех или иных принципов налогообложения на примере сложившейся практики налогообложения в Российской Федерации. Дана оценка влияния исполнения принципов на эффективность функционирования системы налогообложения. Определено, что все принципы современного функционирования экономических процессов должны быть ориентированы на проведение эффективной налоговой политики в условиях социально ориентированной экономики и применяться дифференцированно в зависимости от проведения государственной социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of development of the system of taxation in the social state

The Russian taxation system almost always took shape, developed and underwent some changes along with changes in the political structure and historical milestones. The need to study the development of the principles of taxation arose with the need to form and develop the tax policy of the state in a socially oriented market. The article shows the evolution of the principles of taxation in the context of building the tax policy of the state and the formation of a socially oriented tax policy of the state. It was revealed that the most important factor influencing the efficiency of taxation is the ability to make various kinds of decisions and be responsible for their implementation. Different points of view on the classification and interpretation of the principles of taxation are given, as well as an analysis of the implementation of certain principles of taxation on the example of the established practice of taxation in the Russian Federation. An assessment of the impact of the implementation of the principles on the effectiveness of the functioning of the taxation system is given. It has been determined that all the principles of the modern functioning of economic processes should be focused on conducting an effective tax policy in a socially oriented economy and applied differentially depending on the implementation of the state socio-economic policy.

Текст научной работы на тему «К вопросу теории развития системы налогообложения»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 33—40. Audit journal. 2022;(1): 33 — 40.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 657.22

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-33-40 NIION: 2017-0074-1/22-005 MOSURED: 77/27-021-2022-01-205

К вопросу теории развития системы налогообложения

Инна Владимировна Липатова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, lipinna1@yandex.ru

Аннотация. Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями в политическом устройстве и с историческими вехами. Необходимость изучения вопросов развития принципов налогообложения возникла с необходимостью формирования и развития налоговой политики государства в условиях социально ориентированного рынка. В статье показана эволюция принципов налогообложения в условиях построения налоговой политики государства и формирования социально ориентированной налоговой политики государства. Выявлено, что важнейшим фактором, влияющим на эффективность налогообложения, является способность принимать различного рода решения и нести ответственность за их выполнение. Приведены различные точки зрения на классификацию и трактовки принципов налогообложения, а также анализ внедрения тех или иных принципов налогообложения на примере сложившейся практики налогообложения в Российской Федерации. Дана оценка влияния исполнения принципов на эффективность функционирования системы налогообложения.

Определено, что все принципы современного функционирования экономических процессов должны быть ориентированы на проведение эффективной налоговой политики в условиях социально ориентированной экономики и применяться дифференцированно в зависимости от проведения государственной социально-экономической политики.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, принципы налогообложения, социальное государство, иерархия, экономика, эволюция, методы налогообложения, закон, социально-экономическая политика, механизм, режим, налоговая политика, налоговая система, категория

Для цитирования: Липатова И.В. К вопросу теории развития системы налогообложения // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 33 — 40. doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-33-40.

TAXES AND TAXATION

Original article

Principles of development of the system of taxation in the social state

Inna V. Lipatova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, lipinna1@yandex.ru

Abstract. The Russian taxation system almost always took shape, developed and underwent some changes along with changes in the political structure and historical milestones. The need to study the development of the principles of taxation arose with the need to form and develop the tax policy of the state in a socially oriented market.

© Липатова И.В., 2022

The article shows the evolution of the principles of taxation in the context of building the tax policy of the state and the formation of a socially oriented tax policy of the state.

It was revealed that the most important factor influencing the efficiency of taxation is the ability to make various kinds of decisions and be responsible for their implementation. Different points of view on the classification and interpretation of the principles of taxation are given, as well as an analysis of the implementation of certain principles of taxation on the example of the established practice of taxation in the Russian Federation. An assessment of the impact of the implementation of the principles on the effectiveness of the functioning of the taxation system is given.

It has been determined that all the principles of the modern functioning of economic processes should be focused on conducting an effective tax policy in a socially oriented economy and applied differentially depending on the implementation of the state socio-economic policy.

Keywords: tax, taxation, principles of taxation, the welfare state, hierarchy, economy, evolution, methods of taxation, law, socio-economic policy, mechanism, regime, tax policy, tax system, category

For citation: Lipatova I.V. Principles of development of the system of taxation in the social state // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 33-40. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-8058-20221-33-40.

Различные виды человеческой деятельности могут быть направлены на реализацию не только разных, но и взаимоисключающих целей. Неизбежно возникает проблема иерархии целей и видов деятельности, решением которой может быть построение и реализация так называемого «дерева целей», когда одна глобальная цель структурируется, расчленяется на множество подцелей, связанных с решением имеющейся проблемы. Таким образом, в этих условиях значимым принципом построения налоговой политики становится принцип целевого управления.

Принцип целевого управления предполагает сознательное устранение причин и условий, порождающих негативные процессы в системе налогообложения. Соответственно, важнейшим фактором, влияющим на эффективность налогообложения, является способность принимать управленческие решения и нести ответственность за их выполнение.

Мерилом прав и ответственности, средством согласования интересов государства, общества и отдельно взятых граждан является закон. Одним из важнейших принципов, на которых строится налоговая политика, должен стать принцип законности.

В академическом аспекте законность можно трактовать как многогранное институциональное явление, определяющее процесс государственно-правовой формы развития общества посредством воплощения идей социальной справедливости и общечеловеческих ценностей, правовых идеалов свободного демократического общества и правового государства путем строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами общественных отношений действующего законодательства

[15, с. 546—562]. Так, например, С.А. Авакьян в своей работе «Конституция России: природа, эволюция, современность» отмечает, что законность начинается тогда, когда любые органы начинают с соблюдения Конституции и следования ей [1, с. 212—213]. Несколько иначе трактует законность Д.А. Ягофаров в работе «Категории и понятия общей теории государства и права», утверждая, что законность — это социально-правовое явление, представляющее собой принцип, метод и режим реализации правовых норм, содержащихся в законах, и основанных на них подзаконных актах, характеризующее наличие в государстве законодательства, а также эффективную защиту действий Конституции и соответствующих ей других законов [17]. В то же время С.А. Комаров определяет законность как режим, принцип, метод, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативных правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или общества в целом [6]. Исследователи Ф.М. Раянов, Р.Г. Минниахметов и Д.А. Пономарев отмечают, что практически в каждом из определений понятия «законность» выделяется то главное, что и образует основу законности, а именно строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права участниками общественных отношений [13]. В.В. Лазарев подчеркивает, что это присуще законности любого исторического периода [8].

Российская Федерация является федеративным государством, и поэтому защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Установление совместного ведения в этой сфере связано с тем, что защита прав и свобод человека и гражданина, защита законных прав и интересов общества, государства и людей в полной мере возможна только тогда, когда в ней участвуют государственные органы не только федерального уровня, но и уровня субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что именно структуры государственной власти субъектов Российской Федерации и органы управления муниципальными образованиями ближе всего стоят к специфическим нуждам населения, именно они могут наиболее точно выбрать неотложные и необходимые для защиты прав населения меры и средства. В то же время такие меры могут приниматься лишь в строгом соответствии с регулированием прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, регулированием вопросов защиты интересов общества и государства, которое осуществляется органами государственной власти в соответствии с п. «б» ст. 71 Конституции [7]. В этих условиях налоговая политика в России должна рассматриваться в единстве федерального и регионального компонентов, причем налоговая деятельность в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должна строиться на основе общегосударственных стандартов и принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством в целом.

Руководствуясь системным подходом, рекомендуется при реализации федеральными органами положений законодательства о налогообложении брать за основу результаты анализа соответствующих предпосылок развития экономики в целом. Предпосылка — это необходимость и возможность разработки осуществления и повышения эффективности соответствующих программ, проектов, мероприятий по развитию сфер и отраслей экономики.

Практика показывает, что в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции мировых экономик экономическая стабильность функционирования всех хозяйствующих субъектов, независимо от их форм собственности и уровня капитализации, является в современных условиях одной из главных гарантий обеспечения эффективного развития экономики России в целом, в том числе обеспечения высокого уровня ее конкурентоспособности в мировом сообществе.

Кроме того, высокий уровень экономической стабильности хозяйствующих субъектов, основы российской экономики, является одним из главных гарантов обеспечения общественно-политической стабильности в обществе, гарантией стабильного роста социального благосостояния российского народа, что находит свое подтверждение в последних решениях, принятых руководством страны, в части увеличения расходов на социальные нужды населения.

Налоговая политика государства осуществляется на основе исходных положений теории налогов и налогообложения как науки. Данные положения реализуются посредством применения принципов налогообложения.

Эти принципы являются основополагающими требованиями, правилами и положениями, лежащими в основе системы налогообложения. Часть таких принципов определена нормативными правовыми актами, другие выводятся путем толкования налогового законодательства. Некоторые имеют общеотраслевой или отраслевой характер. Основные принципы налогообложения закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, в том числе:

• законоустановленные налоги, сборы и взносы должны уплачивать все должностные лица на основании признания всеобщности и равенства налогообложения;

• налогообложение не может быть дискриминационным и осуществляться неодинаково, руководствуясь определением критериев социального, расового, национального, религиозного и иного подобного характера. Не допускается также устанавливать ставки налогов, сборов и налоговых льгот дифференцированно в зависимости от места происхождения капитала, формы собственности или гражданства физических лиц;

• налогообложение должно иметь экономическое и социальное обоснование. Оно не может препятствовать осуществлению членам общества своих конституционных и иных законодательных прав;

• никто не может устанавливать обязанность гражданам уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не установленные Налоговым кодексом РФ, или в ином порядке, определенном НК РФ.

Еще в XVIII в. к главным принципам налогообложения А. Смитом были отнесены всеобщность, справедливость, определенность, удобность и экономичность [14].

Последователь А. Смита в России Н.И. Тургенев писал, что подданные государства соразмерно своему доходу по установленным правилам должны давать средства к достижению цели общества [16].

С развитием экономических и общественных отношений принципы налогообложения совершенствовались, дополнялись и изменялись. В работе «Налоги и налоговая система Российской Федерации» под редакцией Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой выделены экономические, юридические и организационные принципы налогообложения [9]. Исследуя данные принципы, можно отметить следующее.

При обосновании данных критериев, как правило, предъявляемых к принципам налогообложения, выделяются юридический и экономический подходы.

С юридической точки зрения принципы налогообложения существуют в регламентирующих правовых рамках.

Экономические принципы налогообложения представляют собой базисные положения, характеризующие процесс налогообложения как экономическое явление. К ним относятся:

• принцип справедливости, который предусматривает социально справедливые налоговые отношения в государстве, т.е. налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями;

• принцип соразмерности, который предполагает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства. Этот принцип основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков и включает требования пропорциональности, обоснованности, допустимости.

Основные требования к законности установления налоговых платежей следующие:

• налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;

• при установлении налогов должен соблюдаться принцип определенности, т.е. должны быть четко определены все его элементы;

• акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

Организационные принципы определяют основные идеи построения налоговой системы,

структурных взаимодействий и ее развитие. К ним относятся:

• принцип единства, означающий, что должны быть единая закономерность и нормативно-правовая база системы налогообложения на всем экономическом пространстве государства;

• принцип регулируемости, заключающийся в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые отношения могут быть оперативно усовершенствованы. Этот принцип направлен не на эволюционную, а на революционную инновационную рационализацию налоговой системы для развития экономических отношения страны;

• принцип стабильности, предусматривающий создание стабильных условий налогообложения для развития экономики, а именно: несмотря на определенную подвижность, налоговая система должна быть достаточно стабильной, чтобы эта система мало подвергалась каким-либо изменениям и дополнениям;

• принцип налогового федерализма — основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, который наделяет различные уровни государственной власти налоговыми полномочиями и ответственностью.

Совокупность представленной системы принципов налогообложения неокончательна и небесспорна. На сегодняшний день экономическая наука не определила окончательную систему принципов налогообложения и не выработала единообразного подхода. В то же время в основе системы принципов налоговой политики социального государства главенствуют задачи исключения социальной несправедливости, усиления солидарности, ускорение социального развития, обеспечение равных условий для всестороннего развития человека.

Комплексный анализ понимания сущности и классификации принципов налогообложения, исследование всевозможных подходов к их формированию позволяют сделать следующие выводы.

Само понятие «принцип» происходит от латинского слова imperatives — безусловное требование, абсолютное определенное правило. Принципы налогообложения всегда были предметом исключительного внимания со стороны общества и государства, так как от них зависело социально-экономическое благополучие каждого гражданина.

Фундаментальные основы разработки принципов в сфере налогообложения были сформулированы в работах А. Смита, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ и других классиков экономической и социальной науки.

Так, А. Смит сформулированным им принципам налогообложения дал следующее определение: «Понятие справедливости как сообразности размеров налогообложения с размерами получаемых доходов налогоплательщиками и одинаковой обязанности граждан уплачивать налоги и сборы; понятие определенности как необходимости предельного определения размера всякого налога, а также способа его уплаты и времени его уплаты; понятие удобства для налогоплательщика как требования взимания налога наиболее удобным для налогоплательщика способом; понятие дешевизны как требования того, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с взиманием соответствующего налога и сбора» [14].

Указанные принципы являются наиболее общими направлениями построения государственной налоговой политики в социальном государстве.

Принцип справедливости, сформулированный А. Смитом, развивали в своих работах такие известные в России ученые, как С.Ю. Витте, И.И. Янжул, Н.И. Тургенев и др.

На базе разработанных А. Смитом принципов налогообложения известный немецкий экономист А. Вагнер предложил следующую классификацию:

• административно-технические принципы (принципы налогового управления): определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек уплаты;

• финансовые принципы организации налогообложения: достаточность и эластичность (подвижность) налогообложения;

• народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения, правильная комбинация различных налогов в налоговой системе;

• этические принципы (принципы справедливости): всеобщность и равномерность налогообложения.

Немецкий экономист И. Ланг в 1993 г. обобщил классические и современные принципы налогообложения, такие как справедливость, экономичность, удобство, дешевизна и наглядность или практичность.

У. Хасси и Д. Любик сформулировали свои основы налогообложения, среди них: доступная простота, ясность и четкая понят-

ность; изъятие протекционистских подходов к налогообложению; формирование и увеличение бюджета за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов и налога на прибыль корпораций; справедливость; модернизация механизмов учета инфляции и регулирование цен; развитие методов, форм и средств эффективного администрирования налогов и механизма налогообложения.

Большое внимание формированию принципов в налогообложении уделяли экономисты И.М. Александров, C.B. Барулин, E.H. Евстигнеев, В.А. Кашин, М.В. Романовский и О.В. Врублевская, В.Г. Пансков, А.Б. Паскачев, Д.Г. Черник и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что традиционно все принципы налогообложения разделяются на три основные группы: экономические, юридические и организационные.

Важнейшие экономические принципы включают соблюдение устойчивости налогового законодательства на протяжении длительного периода функционирования экономической системы. В соответствии с этим принципом каждый гражданин обязан также принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам. В основу принципа заложена основная идея — кто получает больше доходов и благ от государства, тот обязан больше платить налогов, желательно по прогрессивной шкале. Социальный принцип учета интересов налогоплательщика определяется на базе двух принципов А. Смита — определенности и удобства; рыночный принцип хозяйственной независимости базируется на недопущении ущемления интересов организаций и граждан посредством препят-ствования их законной деятельности и развитию; экономический принцип эффективности предполагает возможность экономического роста и развития крупного, среднего и малого бизнеса.

К основным юридическим принципам относятся: принцип нейтральности, который предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговыми законами; принцип обязанности каждого гражданина уплачивать установленные налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации; принцип вновь введенного законом налога не распространяется на налоговые отношения, действовавшие до даты ввода его в действие.

Основные организационные принципы включают: очень значимый принцип стабильности, который обеспечивает устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во време-

ни, а это означает устойчивое и бесперебойное функционирование любой налоговой системы в течение многих лет; системный принцип единства налоговой системы, который не допускает установление налогообложения, ограничивающее свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов в пределах регионов Российской Федерации; регулятивный принцип подвижности или эластичности налогообложения, который обеспечивает условия оперативно изменять налоговое бремя в соответствии с важнейшими нуждами общества в связи с инфляцией или из-за колебаний цен на энергоресурсы и др.; оптимизационный принцип исчерпывающего перечня налогов, который предполагает ограничения в действиях законодательных региональных и местных органов власти при установлении ими дополнительных налогов.

Основные принципы налогообложения в нашей стране, как было ранее указано, закреплены в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.

Ряд отечественных экономистов предлагают совершенствовать действующие принципы налогообложения. Так, И.М. Александров [2], наряду с отраженными в НК РФ основными принципами, выделяет такие специфические принципы, как: однократность обложения налоговыми платежами объектов; обязательность уплаты налога налогоплательщиками; исключительная безвозмездность отчисления части дохода налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня государственного управления; добровольность уплаты налога; прогрессивность взимания налога; дифференцированность взимания налога; сбалансированность финансовых интересов государства и налогоплательщика; оптимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Полезные рекомендации изложены в работе «Налоговая политика России» [3], авторы которой предлагают добавить в НК РФ следующие принципы: однократность обложения — исключение практики двойного налогообложения; стабильность элементов налогообложения — неизменность в течение не менее трех лет; непревышение совокупного предельного уровня налоговых изъятий на каждый конкретный стратегический период времени.

Немецкий ученый В. Окенфельз главными принципами организации социального порядка в государстве, создающими условия для гармонии рыночных отношений и социального государства, называет общую соли-

дарность, всеобщее благо государства, субси-диарность и их сочетание [10].

Свою точку зрения по этому вопросу представляет С.Г. Пепеляев, считающий, что налогообложение должно иметь общественно возмездный характер, а не только безвозмездный, декларируемый государственной системой [12].

Принципы, предлагаемые отечественными и зарубежными учеными, а также принципы, имеющие законодательную основу (закрепленные в НК РФ), ориентированы на реализацию фискальной функции налогов и в меньшей степени обладают социальными характеристиками.

О.В. Калинина выдвигает идею своеобразной иерархии системы налоговых принципов. По ее мнению, систему принципов следует отображать в иерархической зависимости с разбиением на четыре блок-уровня: базовые системные принципы; общие принципы налогообложения; производные принципы налогообложения и специфические социальные принципы [5].

Сформулированные ею базовые принципы налогообложения включают: целеполагание; стратегическую направленность; множественность и целостность; связность; устойчивость; интегрированность и структурированность. При этом принципам можно дать следующие определения. Так, целеполагание предусматривает наличие единства всех элементов системы налогообложения главной цели функционирования системы. Принцип стратегической направленности включает необходимость ориентированности системы налогообложения на достижение стратегических целей на долгосрочный период. Принцип множественности и целостности предусматривает соблюдение требования целостности к налоговой системе, увязывающей составляющие элементы системы. Принцип связности налоговой системы предполагает учет устойчивых и неустойчивых связей ее элементов с внешней средой. Принцип устойчивости рассматривается как учет способности системы налогообложения возвращаться в состояние необходимого равновесия после воздействия на нее внешних негативных факторов. Принцип интегрированности и структурированности предусматривает учет условий функционирования системы налогообложения, обладающей структурой и иерархичностью ее построения, в этой системе могут выделяться соответствующие данным условиям подсистемы, имеющие обособленные полномочия и

определенную необходимую самостоятельность по принятию управленческих решений.

Согласно позиции О.В. Калининой, общие принципы налогообложения, лежащие в основе построения и развития налоговой системы государства, включают: всеобщность и равенство; социальную справедливость; определенность налога; экономическую приоритетность; монопольность. Перечисленным общим принципам налогообложения рекомендуются следующие понятия. Принцип всеобщности и равенства налогообложения учитывает положение о том, что любой гражданин уплачивает установленные действующим законодательством налоги в соответствии с фактической способностью налогоплательщика к его уплате. Принцип социальной справедливости налогообложения предполагает, что и по ставкам, и по режимам налогообложения любой налог должен быть социальным и экономически обоснованным, приемлемым и справедливым для разных налогоплательщиков социального государства.

К производным принципам налогообложения О.В. Калинина относит три подгруппы принципов, применяемых в сфере регулирования налоговой политики и налогового администрирования. В условиях формирования и развития налоговой системы рекомендуется рассматривать такие принципы, как: целенаправленность; единство; рациональность; централизация и единоначалие. Указанным принципам предлагается дать следующее определение. Принцип целенаправленности предусматривает требование о том, что доходы от налогов и сборов должны целенаправленно поступать в бюджеты различных уровней налоговой системы. Принцип единства учитывает требования установления единой законодательной базы налогообложения на всей территории государства. Принцип рациональности предполагает оптимизацию рациональности организационно-правового построения налоговой системы. Принцип централизации и единоначалия предусматривает учитывать, что главнейшие функции управления налоговой системой сосредотачиваются на федеральном уровне государственного управления.

В сфере налоговой политики предусматриваются принципы: стабильности; гибкости; согласованности; актуальности. Данным принципам можно дать следующие формулировки. Принцип стабильности включает требования постоянства и стабильности в течение определенного периода времени всех элементов налогообложения. Принцип гибкости обусловливает важнейшие требования проведения налоговой

политики, которая должна быть мобильной, динамичной и способной реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. Принцип согласованности учитывает взаимоувязку и однонаправленность принимаемых управленческих решений, одобрение и поддержание налоговых программ органами государственного управления. Принцип актуальности предполагает учет соответствия налоговой политики текущей социально-экономической ситуации государства.

Основными принципами налогового администрирования являются следующие: законность; экономичность; запрет налоговой дискриминации; однократность обложения; территориальность налогообложения; презумпция правоты; простота и доступности; информированность.

0.В. Калинина рассматривает также специфические (социальные) принципы: равномерность; сбалансированность; принцип социального развития. Формулировки содержания специфических принципов рекомендуются следующие. Принцип равномерности предполагает, что налоговая нагрузка в налоговой системе должна равномерно распределяться между налогоплательщиками одной категории граждан. Принцип сбалансированности предусматривает обеспечение сбалансированности налоговой системы с социальным и экономическим развитием страны. Принцип социального развития предполагает учет требований о том, что налоговая система должна способствовать постоянному улучшению уровня и качества жизни населения страны.

Рассмотренные принципы, по нашему мнению, ориентированы на проведение эффективной налоговой политики в условиях социально ориентированной экономики. Тем не менее, они должны применяться дифференцированно в зависимости от проведения государственной социально-экономической политики. Не рекомендуется к любому случаю налогообложения применять всю совокупность рассмотренных принципов. Следует в первую очередь руководствоваться принципами, установленными действующим законодательством. Рекомендуется также детальнее характеризовать принцип справедливости. Этот принцип должен быть основополагающим в социально ориентированной экономике.

Список источников

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран: монография. Ставрополь, 2004.

3. Барулин C.B., Макрушин A.B., Тимошенко В.А. Налоговая политика России. Саратов: Сателлит, 2004.

4. Боброва A.B. Теоретико-методологические основы формирования социально ориентированной налоговой системы России: монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.

5. Калинина О.В. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики российской федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2002'

8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. М., 1994.

9. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой. М., 2014.

10. Окенфельз В. Социальное католическое учение и экономический порядок // Politeeko-nom. Российско-германский журнал по экономической теории и практике. 2000. № 2 (13). С. 65—71.

11. Паскачев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика: монография / под ред. Ф.К. Садыгова. М.: Изд-во экономико-прав, лит., 2004.

12. Пепеляев С.Г. Налоги. Реформы и практика: монография. М.: Статут, 2005.

13. Раянов Ф.М, Минниахметов Р.Г. Пономарев Д.А. Право и законность в демократическом обществе. М., 2004.

14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2011.

15. Теория государства и права. М., 2000.

16. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. М.: Статут, 1998.

17. Ягофаров Д.А. Категории и понятия обшей теории государства и права: учеб. пособие. Екатеринбург, 1995.

References

1. Avakyan S.A. Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. M., 1997.

2. Aleksandrov I.M. Tax systems in Russia and foreign countries: monograph. Stavropol, 2004.

3. Barulin S. V., Makrushin A. V.Timoshenko V.A. Russian tax policy. Saratov: Satellite, 2004.

4. Bobrova A.B. Theoretical and methodological foundations for the formation of a socially oriented tax system in Russia: monograph. Ekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2007.

5. Kalinina O.V. Principles and methods of socially oriented development of the tax policy of the Russian Federation: dis. ... cand. economy sciences. M., 2012.

6. Komarov S.A. General theory of state and law. M., 1996.

7. Commentary on the Constitution of the Russian Federation. M., 2002.

8. Lazarev V.V. General theory oflaw and state: textbook. M., 1994.

9. Taxes and the tax system of the Russian Federation: textbook. allowance / ed. B.H. Aliev, Kh.M. Musayeva. M., 2014.

10. Okenfels V. Social Catholic teaching and economic order // Politeekonom. Russian-German Journal of Economic Theory and Practice. 2000. No. 2 (13). pp. 65-71.

11. Paskachev A.B. Analysis and planning of tax revenues: theory and practice: monograph / ed. F.K. Sadygov. M.: Publishing house of economic rights, lit., 2004.

12. Pepelyaev S.G. Taxes. Reforms and practice: monograph. M.: Statute, 2005.

13. Rayanov F.M., Minniakhmetov R.G. Po-nomarev D.A. Law and legality in a democratic society. M., 2004.

14. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. Moscow: Eksmo, 2011.

15. Theory of state and law. M., 2000.

16. Turgenev N.I. Experience in the theory of taxes // At the origins of financial law. M.: Statute, 1998.

17. Yagofarov D.A. Categories and concepts of the general theory of state and law: textbook. allowance. Yekaterinburg, 1995.

Информация об авторе

И.В. Липатова — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового контроля и казначейского дела.

Information about the author

I.V. Lipatova — candidate of economic sciences, associate professor of the department of financial control and treasury.

Статья поступила в редакцию 27.12.2021; одобрена после рецензирования 25.01.2022; принята к публикации 15.02.2022. The article was submitted 27.12.2021; approved after reviewing 25.01.2022; accepted for publication 15.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.