Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ'

К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний детский аутизм / особенности детей с аутизмом / организация образовательной деятельности / early childhood autism / features of children with autism / organization of educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Польшакова И.Н., Шарофова А.Д.

Аутизм является сложным нарушением развития, которое требует особого подхода и специальной подготовки. Организация образовательной деятельности требует особых методов применения в соответствии с образовательными потребностями аутичных детей. Наиболее эффективным способом в работе с аутичными детьми является поведенческая терапия, главной задачей которой является предоставление ребенку возможности наиболее полноценно участвовать в общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Польшакова И.Н., Шарофова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THEORETICAL ANALYSIS OF THE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH EARLY CHILDHOOD AUTISM

Autism is a complex developmental disorder that requires a special approach and special training. The organization of educational activities requires special methods of application in accordance with the educational needs of autistic children. The most effective way to work with autistic children is behavioral therapy, the main task of which is to provide the child with the opportunity to participate fully in public life.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»

К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ

АУТИЗМОМ

Польшакова И.Н., Шарофова А.Д.

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Аннотация. Аутизм является сложным нарушением развития, которое требует особого подхода и специальной подготовки. Организация образовательной деятельности требует особых методов применения в соответствии с образовательными потребностями аутичных детей. Наиболее эффективным способом в работе с аутичными детьми является поведенческая терапия, главной задачей которой является предоставление ребенку возможности наиболее полноценно участвовать в общественной жизни.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, особенности детей с аутизмом, организация образовательной деятельности

ON THE ISSUE OF THEORETICAL ANALYSIS OF THE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH EARLY CHILDHOOD AUTISM

Polshakova I.N., Sharofova A.D.

North Caucasus Federal University, Stavropol

Abstract. Autism is a complex developmental disorder that requires a special approach and special training. The organization of educational activities requires special methods of application in accordance with the educational needs of autistic children. The most effective way to work with autistic children is behavioral therapy, the main task of which is to provide the child with the opportunity to participate fully in public life.

Keywords: early childhood autism, features of children with autism, organization of educational activities

Аутизм - сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо [Янушко 2004]. Детский аутизм ежедневно диагностируется у людей по всему миру с периодичностью в каждые 20 минут, ежегодно число детей, заболевших аутизмом, увеличивается на 13%, согласно данным Всемирной организации здравоохранения. Более 10 миллионов человек во всем мире страдает аутизмом, причем чаще данное заболевание встречается у лиц мужского, а не женского пола.

Целью нашей работы является теоретический анализ существующих подходов в организации образовательной деятельности аутичных детей, направленных на коррекцию нежелательного поведения и повышение самостоятельности.

Определение детского аутизма впервые было выделено Л. Каннером в 1943 году [Kanner 1943]. Ранний детский аутизм представляет собой вариант аномального развития, при котором нарушения в социальном взаимодействии, поведении и общении ребенка наблюдаются с первых дней его жизни.

К вопросу теоретического анализа особенностей психологического сопровождения...

Основными факторами и причинами детского аутизма являются:

1. Генетические нарушения

2. Нарушения развития ЦНС

3. Различные инфекционные и токсические факторы

4. Нарушение аминокислотного обмена

5. Изменения объема щитовидной железы.

Изначально в постановке вопроса об обучении аутичных детей преобладало мнение об исключительно неблагоприятном исходе данного процесса. Такой категоричный подход был обусловлен результатами ранних исследований, исходя из которых большая часть индивидов, имеющих аутизм, по достижению зрелого возраста нуждались в стационарной помощи. Тем не менее, впоследствии на практике было установлено, что ранняя диагностика заболевания и последующее вмешательство, структурированные образовательные и поведенческие подходы обеспечивали лучшие результаты, отличные от ранее проведенных исследований. Из этого можно сделать вывод, что выбор наиболее эффективного способа ведения и коррекции поведения ребенка с данным синдромом имеют большое влияние на исход его состояния [Volkmar 2009].

Наиболее эффективным способом в работе с аутичными детьми является поведенческая терапия, с помощью которой дети не только имеют возможность освоить элементарные бытовые вещи, но и могут обучиться таким навыкам, как письмо, чтение, счет. Главной задачей такой терапии является предоставление ребенку возможности наиболее полноценно участвовать в общественной жизни. Процесс обучения обязательно должен происходить в структурированной обстановке, так как для аутичных детей очень важно соблюдение четкой последовательности событий и режимных моментов, в таком случае ситуация становится для них обыденной и облегчает процесс адаптации в обществе [Улумбеков 2002].

Визуальные опоры, при правильном применении, позволяют улучшить качество жизни учащихся с аутизмом, дают возможность обучаться различным навыкам. Визуальные опоры были успешно использованы для обучения детей с аутизмом различных навыков, включая грамотность, кулинарные навыки, формирование желаемого поведения и многие другие [Bryan&Gast 2000].

Визуальное расписание также является одним из приемов обучения аутичных детей, представляющий собой систему, которая наглядно показывает, что и в какой последовательности будет происходить.

Расписание - не жестко закрепленная рутина, оно должно все время меняться. Его основная задача состоит в том, чтобы развивать у аутичного ребенка самостоятельность и гибкость, предупреждать о предстоящих изменениях, способствовать снижению тревоги и генерализации навыков, а также облегчать переходы от одного вида деятельности к другому. [Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И., 2018].

На начальном этапе обучения аутичному ребенку требуется постоянное сопровождение, так как новая обстановка может вызвать негативную реакцию. Эти дети очень болезненно воспринимают критическую оценку, поэтому при обучении нужно создавать ситуации успеха в тех сферах деятельности, в которых дети наиболее сильны. Поведенческий подход предполагает использование подкрепления, например, если ребёнок выполнил задание, то в качестве поощрения он может поиграть в любимую игрушку или в компьютер [Бойченко 1999].

В результате введения расписаний дети с РАС показывают значительную положительную динамику относительно своих начальных показателей. Это убеждает в том, что последовательное использование расписаний в работе с детьми младшего школьного возраста облегчает процесс научения и адаптации, способствуя смягчению поведенческих нарушений и более легкому приспособлению к изменению привычной ситуации, а также

Польшакова И.Н., Шарофова А.Д.

позволяет более успешно участвовать в организованной учебной деятельности вместе с другими детьми [Шарова, 2015].

В свою очередь, психотерапевтическая работа с детьми аутистами и их семьями преимущественно направлена на коррекцию поведения ребенка, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним [Башина 1993].

Таким образом, организация структурированного процесса образовательной деятельности ведет к социальному приспособлению более трети детей с ранним детским аутизмом, происходит формирование навыков и умений, необходимых для успешной социализации в обществе других людей. Такой подход создает возможность участия аутичных детей в общественной жизни, настолько полноценно, насколько это представляется возможным.

Литература

1. Аутизм / под. ред. проф. Э. Г. Улумбекова. М.: Гэотар-мед, 2002.

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. М., 1993. С. 154-165.

3. Бойченко А. Заколдованные принцы. А вы боитесь быть счастливыми? // Московский комсомолец, 1999. 5 августа. С. 3.

4. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. -СПб.: Сеанс, 2018. - 202 с., ил., 130 с.

5. Шарова Ю.А. Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 3. С. 11-20.

6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теровипф, 2004.- 136 с.

7. Bryan,L.&Gast, D. (2000). Teaching on-task and on-schedule behaviors to high functioning children with autism via picture activity schedules. Journal of Autism and Developmental Disorders, 30, 553-567.

8. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child. 1943. Vol. 2. P. 217.

9. Volkmar F, Wiesner L. A practical guide to autism. Hoboken: Wiley, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.