Научная статья на тему 'К вопросу становления жанров малой прозы в кабардинской литературе 1920-1930-х годов'

К вопросу становления жанров малой прозы в кабардинской литературе 1920-1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФОЛЬКЛОР / МАЛАЯ ПРОЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темрокова Ирина Калчуковна

В статье анализируются ранний период формирования кабардинской литературы XX века и особенности становления жанров малой прозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления жанров малой прозы в кабардинской литературе 1920-1930-х годов»

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

Юрия Андреевича, - третья, «незарегистрированная в загсе» жена «опускающегося» доктора - является отражением его матери и в плане очередности. И Мария Николаевна, и Марина соотносятся с одной из жен Федора Павловича Карамазова - матерью Алеши. Пастернак обыграл очередность жен по отношению к мужу, прожигающему жизнь. Случай Юрия Живаго противопоставлен семейной ситуации его отца и Карамзина-старшего.

Таким образом, благодаря прототипам Марии Николаевны Живаго, относящимся к различным историческим эпохам и кодам, ее сын Юрий Живаго оказывается в аналогичной (наследуемой) связи с сыновьями женщин-прототипов: Иисусом Христом, Андреем Боголюбским и Алешей Карамазовым.

Литература и примечания

1. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 4. М., 2004. С. 6. Далее ссылки на это издание даются в тексте (в скобках указывается страница).

2. ЩегловЮ. Комментарии // Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М., 1995. С. 376.

3. Смирнов И. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб., 2009. С. 344.

4. Пастернак Б. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. М., 2004. С. 681.

5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 15. Л., 1985. С. 196.

6. Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996. С. 188.

7. Ключевский В. Сочинения: в 9 т. Т. 1. М., 1987. С. 325.

d. o. kutsaenko. genesis of mariya nikolaevna zhivago's image in b. l. pasternak's novel «doctor zhivago»

The article investigates prototypes, religious symbolism and functions of the image of protagonist's mother in B. L. Pasternak's novel «Doctor Zhivago».

Key words: novel «DoctorZhivago», symbolic image, prototype.

И. К. ТЕМРОКОВА

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ МАЛОЙ ПРОЗЫ В КАБАРДИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-1930-х ГОДОВ

В статье анализируются ранний период формирования кабардинской литературы XX века и особенности становления жанров малой прозы.

Ключевые слова: кабардинская литература, фольклор, малая проза.

В трудах ряда ученых-литературоведов рассматривается процесс становления и развития кабардинской литературы: этнофольклорные истоки и этапы эволюции прозаических жанров, роль русской классической и советской литератур в их формировании, художественный конфликт, образная система, поэтика стилей и другие вопросы. Назовем некоторые исследования: «Литература и писатели Кабарды» (1958) Х. Теунова; «Кабардинская советская проза» (1962) Л. Кашежевой; «Пути развития адыгских литератур» (1968) Х. Хапсирокова; «От богатырского эпоса к роману» (1974) Л. Бекизовой; «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) К. Шаззо; «Адыгский роман» (1987) Ю. Тхагазитова; «Динамика жанра (особое и общее в опыте современного романа)» (1989) К. Султанова; «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) А. Мусукаевой; «Слово и культура» (2003) А. Гу-това; «Вровень с веком» (2003) Р. Мамий; «Литература в потоке времени» (2008) Л. Бекизовой. В то же время наименее изученными остаются вопросы жанровой парадигмы и проблемно-тематической дифференциации жанров малой прозы в кабардинской литературе 1920-1930-х годов.

Это было время приобретения навыков художественного письма и поисков средств художественного осмысления и воссоздания действительности. В адыгском литературоведении справедливо отмечается, что связь литературы с фольклором пережила сложную эволюцию: от прямых заимствований тем и сюжетов до творческого переосмысления фольклора, дающего литературе новый импульс для художественного обогащения и развития жанров. По мнению А. Мусукаевой, «учеба носила, безусловно, творческий характер, хотя она проходила и не без издержек, не без механического перенесения некоторых ситуаций и образов из литератур более развитых или мотивов - из фольклора. И в то же время проза данного периода имела существенное отличие: в ней все чаще встречались емкие реальные образы современного человека» [1].

Малая проза в кабардинской литературе уже на самых первых этапах своего развития использует своеобразие и богатство фольклора, включая в арсенал как эпические, так и малые его жанры: хабар - рассказ, новелла, таурых - сказка и др. [2]. В «Истории адыгейской литературы» подчеркивается, что «общность произведений фольклора и

"Культурная жизнь Юга России" 88 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 1 (39), 2011

молодых адыгейских писателей <...> обнаруживалась не только на уровне идейного содержания, но и в организации сюжета, реализации жанровых и композиционных возможностей жизненного материала и освоении продиктованного этим материалом конфликта» [3].

Подход молодых кабардинских писателей к традициям устного народного творчества можно охарактеризовать как тенденциозный: он имел, скорее, практическое, а не художественное значение. Традиции фольклора не несут в себе отрицательных задатков, лишь нетворческое их использование является причиной возникновения инертных, художественно несостоятельных произведений. Как отмечают исследователи, в первых прозаических произведениях национальных литератур нередок прямой перенос из фольклора ситуаций, действий, образов. «И это неудивительно, ибо на первом этапе влияние фольклора на формирующуюся литературу наблюдается именно в виде наследования, часто как механическое перенесение его мотивов, форм, красок, тем и приемов» [4].

Не менее важным источником развития национальной литературы стала русская литература (классическая XIX века и советская), учившая навыкам реалистического изображения действительности, элементам психологического анализа, формирующим авторскую позицию. Подобный инокультурный опыт оказывал значительное влияние - творческое и весьма разнообразное. На первых порах оно тоже принимало форму подражания или учило отбору фактов и событий, впоследствии могущих стать художественным материалом (определить сюжетно-композиционное построение произведения, способствовать верному решению проблемы характера). Вопросы событийности, соотношения исторического факта и художественного вымысла, движения сюжета или углубленного психологизма не могут быть сразу решены и реализованы в зарождающейся литературе. Молодым писателям нужно определенное время, чтобы учеба приняла творческий характер.

Художественное освоение действительности приводит к появлению в кабардинской малой прозе активных участников революционных событий и Гражданской войны. В очерках и рассказах Дж. М. Налоева (1906-1937), З. Б. Максидова (1910-1937), С. М. Кожаева (1901-1937) и других писателей делались попытки отобразить многомерность исторических и социальных изменений в жизни народа. Малая проза активно разрабатывала проблему национально-освободительного движения, находила новые темы и новых героев - борцов за свободу.

Жанр очерка, будучи, как правило, информативно насыщенным, характеризуется своеобразной поэтикой. Молодые кабардинские писатели 1920-1930-х годов используют различные его формы: документальный и портретный очерки, путевые заметки, зарисовки, «письма» и др. Лирическое присутствие автора, композиционная завершенность произведения, частое использо-

вание художественной антитезы и символически значимых деталей - все это формирует очерк как специфичный жанр малой прозы. Стремление начинающих писателей в сжатой форме воссоздать историческую панораму, подчеркнуть достоверность исторических событий сказывается на организации как внутренней, так и внешней формы очерка. Смысловая насыщенность художественных деталей придает изображаемому необычную для очерковой формы семантическую глубину.

Нередко в жанрах малой прозы национальный герой предстает как результат авторского диктата, авторской заданности, что, естественно, ведет к абстрактно-романтическому воплощению характера. Аналогичная картина наблюдалась и во всех литературах народов Северного Кавказа. Относительно балкарской Ф. Урусбиева отмечает: «Рассказ носил романтическую окраску, использовал готовые сюжеты, яркие исключительные ситуации героического прошлого - революции, Гражданской войны» [5].

Романтизированный облик героя малой прозы 1920-1930-х годов (первые кабардинские литературно-художественные сборники «Первый шаг», «Новая сила», «Молодая сила» и др.), контрастность и риторика были следствием «неполноты» реализма: литература только формировалась, история и современность требовали воспевания и восхищения в романтическом ракурсе. Со временем герой приобретал типические черты; его действия и поступки уже не изображались односторонне.

В целом основная проблематика идеи, образы произведений малой прозы связаны с исторической действительностью начала XX века, с социальными преобразованиями в жизни народа, изображением классовой борьбы. Следует помнить о времени, в которое создавались эти произведения, об определенных нормативных установках для авторов, наконец, о штампах.

Итак, малая проза на первых этапах формирования несет естественные для своего времени элементы подражательности, схематизма, поверхностной трактовки событий, ситуаций и характеров. Многие произведения отличаются художественной незрелостью, однако именно они послужат основой дальнейшего развития национальной словесной культуры в произведениях прозаического жанра.

Литература

1.МусукаеваА. Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик, 1993. С. 12.

2. Бекизова Л. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.

3. История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 1. Майкоп, 1999. С. 152.

4. Мусукаева А. Х. Роль малой прозы в жанровом становлении национальных литератур // Малая проза: жанры, авторы, стили. СПб., 2008. С. 71.

5. Урусбиева Ф. А. Путь к жанру. Нальчик, 1972.С. 15.

i. k. temrokova. to the question of formation of the genres of small prose in kabardian literature in 1920-1930s

The early period of formation of Kabardian literature of the XX century, and the peculiarities of formation of the genres of small prose are analyzed in the article. Key words: Kabardian literature, folklore, small prose.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.