УДК 82-1/-9
М.П. Кочесокова
канд. филол. наук, доцент, кафедра русского языка для иностранных учащихся, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
КАБАРДИНСКАЯ ПРОЗА 1960-Х ГОДОВ: СПЕЦИФИКА ЖАНРА И СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация. В статье рассматривается специфика жанра кабардинской повести 1960-х годов, которой присуще создание характера героя в нескольких направлениях. Рассматриваются этапы формирования судьбы отдельного героя, процесс роста сознания и формирования его как личности.
Ключевые слова: кабардинская проза, герой, личность, нравственный облик, жизнь народа.
M.P. Kochesokova, Kabardino-Balkarian State University
THE KABARDIAN NOVEL OF 60S: THE SPECIFICS OF THE GENRE AND ESTABLISHING A NATIONAL
CHARACTER
Abstract. In this article is considered the specifics of the genre of the kabardian novel of 60s which is inherent a several key areas in the establishment of character of the hero, considered the stages of the formation of destiny individual hero, process of the growth of consciousness and formation as a personality.
Keywords: the Kabardian prose, hero, person, ethos, character (nature), life of the people.
Кабардинскую прозу периода 60-х годов ХХ века объединяет со многими другими национальными литературами стремление по-новому художественно освоить жизнь, время и героя. Как известно, 1960-е годы - это был период накопления разнообразного художественно-эстетического опыта. Данный период развития литературы получил высокую оценку в научных трудах адыгских ученых: Х. Бакова, Л. Бекизовой, А. Гутова, Р. Мамий, А. Мусукаевой, А. Сха-ляхо, К. Шаззо и др. Но многие задачи, на наш взгляд, остаются нерешенными и до сих пор.
В кабардинской литературе 1960-х годов интерес к жанру повести был вызван острейшими социально-нравственными проблемами действительности: повесть поставила важные и актуальные вопросы времени, и в творчестве каждого писателя они решались специфически.
При всей чувствительности к значительным общественным проблемам и при умении живо откликаться на них, в повести, как правило, выписан один сюжет и один герой, который мог бы отразить красоту и многообразие жизни. Главным при этом остается поэтическое «я» писателя. Например, лирическая повесть Р. Гамзатова «Мой Дагестан» (1969) сочетает в себе очерковость, публицистичность и психологизм одновременно. В ней сильна фольклорная поэтика, и, таким образом, это универсальное произведение.
Для литературы Северного Кавказа новаторским стало также появление автобиографической повести А. Кешокова «Вид с Белой горы» (1973), в которой преобладают личностное начало и субъективные формы повествования. Однако при этом не нарушаются привычные жан-рово-структурные формы прозы, которые значительно обогащают ее содержание. Ю. Тхагази-тов в связи с этим отмечает: «Рассматривая основные тенденции и пути развития жанра повести в кабардинской литературе, нельзя обойтись без исторических экскурсов, без диахронического среза уже потому, что без понимания процессов преемственности нельзя исследовать современное состояние повести и ее подлинной роли в развитии кабардинской литературы 1950-90-х годов» [2, 193].
Тематика кабардинской повести 1960-х годов разнообразна: историческая, социальная, философская, нравственно-психологическая и т.д.
Тема современной действительности занимает в повести ведущее место. Основной
проблемой жанра становится создание типического характера современника, чаще всего - деревенского жителя, разрешающего острые и насущные вопросы. Тип героя органично вписывается в художественную ткань произведения, являясь ее составной частью. Об этом, в частности, писал известный исследователь адыгской литературы Х. Хапсироков: «Образы, характеры и обстоятельства, литературный язык, самобытный стиль, характерный для той или иной нации, характер построения произведения, последовательность его частей - все это должно выступать как единое целое» [7, 186].
Одним из наиболее значительных в кабардинской прозе 1960-х годов является творчество А. Шогенцукова (1916-1995).
Адам Шогенцуков - автор многих поэтических сборников и прозаических произведений. Он стал основоположником кабардинской лирической прозы. Основные поэтические произведения Адама Шогенцукова вошли в известные сборники стихов и поэм: «Песни сердца» (1951), «Здравица дружбы» (1957), «Беспокойное сердце» (1958), «Восхождение» (1959), «От сердца к сердцу» (1962), «Предгорье» (1966), «Огни на вершинах» (1968), «Свежесть гор» (1974), «Дороги» (1981), «Избранное» (1999) и др. Его прозу составили повести, открывшие новую страницу адыгской прозы: «Весна Софият» (1955), «Назову твоим именем» (1970), «Светлое окно» (1984).
Исследователи не раз отмечали, что герой А. Шогенцукова - его современник, стремительно вторгающийся в жизнь, в события; он - борец, активно действующий во многих сферах общества. Для Шогенцукова-художника важнее всего изображение красоты и величия человеческого характера. Он понимает психологию героя, проникая в его внутренний мир, выделяя и акцентируя в нем все прекрасное.
Обращение А. Шогенцукова-поэта к прозе не случайно: многие его стихотворения можно охарактеризовать как небольшие, но философски содержательные поэмы.
Первые прозаические произведения этого автора появляются в печати в 1940-х годах: рассказы «Гнев» (1939) и «Первый шаг» (1941). Талантливо и смело проза А. Шогенцукова вошла в литературу в 1955 году повестью «Весна Софият», которая наследовала лучшие традиции кабардинской литературы, ее художественные достижения и, в то же время, наметила пути развития национальной прозы.
В повести «Весна Софият» А. Шогенцуков поставил перед собой художественную задачу раскрыть процесс становления характера девушки, которой приходится преодолевать немало трудностей. Духовная эволюция Софият Баговой находится в центре внимания писателя, но его интересует и новое отношение к труду, новое понимание жизни, то есть автор отражает создает совершенно иную концепцию личности. Логическим продолжением повести «Весна Софият» становится его повесть «Назову твоим именем» (1970), интересная усложнением и углублением реалистической художественной структуры произведения.
О положении женщины в обществе, о ее судьбе, о постоянном стремлении её стать полноправной хозяйкой жизни повествуют также многие поэты и писатели Северного Кавказа: К. Хетагуров, К. Мечиев, Х. Теунов, А. Кешоков, К. Кулиев и др.
Кабардинская повесть 1960-х годов развивает центральную тему современности - изображение нравственного облика молодого человека, его духовного роста, его поисков и свершений. Таковы повести С. Кушхова, А. Налоева, Х. Кауфова, С. Мисрокова, П. Мисакова и др. Исследователь Л. Бекизова, изучая особенности творчества адыгских писателей 60-х годов XX века, справедливо отмечает: «Они возьмут на вооружение философию образа, выявят преемственную связь современной героики с героикой традиционной. Взаимодействие эпических и литературных традиций особенно наглядно проявится в типизации образа современника, то есть в самих формах "воплощения эстетического идеала"» [1, 117].
Остановимся на творчестве писателя П. Мисакова - тонкого исследователя человече-
ского характера, этапов его эволюции в современных условиях, нравственных поисков и душевных переживаний. Определяя движение сюжета произведений, писатель достоверно воссоздает жизненные ситуации, сложные обстоятельства, в которых живут, страдают и радуются его герои. Но главным в его прозе остается изображение процесса формирования и развития человеческого характера.
Творчество П. Мисакова привлекает нас, прежде всего, повестями, но необходимо отметить также, что он - мастер коротких рассказов. Именно в этом жанре, где он пытается изобразить «мгновения человеческой жизни», писатель делает настоящие художественные открытия, например, в рассказах «Человек добрый» и «Запах краски».
В своём рассказе «Человек добрый» одну из тем социалистического реализма - борьбу с тунеядством и ленью - П. Мисаков решает своеобразно. Популярную в советские времена народную мудрость «кто не работает, тот не ест» писатель расширил до общечеловеческих масштабов. Знаменитый рассказчик на селе Жамбот решает образумить лодыря Балу. Делает он это не штрафом и не выговором, а народным словом - рассказывает парню легенду. Так, в рассказе появляется еще одна самостоятельная малая форма - «рассказ в рассказе». И эта форма существует по своим законам, хотя и служит общей задаче рассказа.
«Рассказ в рассказе» или обрамление - популярный прием для народных литератур, который обеспечивает национальный колорит. В рассказах «Запах краски», «На пасеке» и в других имеет место быть внезапное начало и недосказанность в конце. Писатель видит свою задачу в том, чтобы показать, что события в сфере чувств - не менее значительны, чем события истории. Он создаёт «рассказ - настроение», основанный на субъективном опыте рассказчика. П. Мисаков не берет на себя роль некой последней инстанции, он лишь дает возможность читателю увидеть и домыслить все самому.
В своих произведениях данному автору удалось объединить личное и общественное начала и, тем самым, преодолеть односторонний подход к жизни, характерный для предшествующего литературного процесса. Проза П. Мисакова насыщена многообразием композиций, достоверностью характеров и богатством поэтики.
П. Мисаков вошел в литературу и как поэт, а его лирическое, поэтическое мышление стало основой для интонационной прозы. Первое крупное прозаическое произведение П. Мисакова - повесть «Груши цветут» (1968) - посвящено жизни колхоза, делам и интересам молодежи. Основная тема повести - формирование характера главной героини. Сильный и волевой образ Мадинат стал открытием национальной прозы, а сама повесть «Груши цветут» засвидетельствовала о явных перспективах Мисакова-прозаика.
Кабардинская проза 1960-х годов характеризуется созданием характера геров в нескольких направлениях: одни писатели стараются раскрыть социальную суть характера, другие исследуют сложные психологические ситуации в лирической прозе. Мисакову-прозаику же удалось соединить в своих текстах оба пути рождения национального характера. Ему свойственна своеобразная «техника» выявления сути человеческого характера: его художественные методы и приемы направлены на изображение единства общественного и индивидуального, на тесное переплетение психологического «я» характера с общественной ролью героя.
В 1970 году вышла в свет книга П. Мисакова «Королева долины», которая свидетельствовала о творческих перспективах автора, о новом качественном обогащении национальной прозы и о ее больших художественных возможностях. Писатель чутко уловил повышенное общественное внимание к психологии современного героя, к его поведению в многообразных и сложных жизненных ситуациях, к проблеме человеческих взаимоотношений. П. Мисакова привлекает обычная житейская коллизия, быт, который не отличается ни драматической насыщенностью, ни глубокой значимостью. Но за этим каждодневным бытом скрывается глубокое душевное переживание, которое способствует настоящему внутреннему движению сюжета.
Художественные открытия жанра повести в кабардинской литературе 1960-х годов говорят о больших возможностях национальной прозы. Сам жанр претерпевает значительные изменения: поверхностное и описательное изображение действительности, прямолинейная трактовка событий и поступков героев, наблюдавшиеся в первых повестях, сменяется художественным обобщением, строгим отбором фактов и, главное, аналитическим подходом к ним.
Поступательное историческое движение жизни народа, а также этапы формирования судьбы отдельного героя находятся теперь в неразрывном единстве, а сам процесс роста сознания героя и формирования его как личности представляется результатом непрерывного художественного развития.
Список литературы:
1. Бекизова Л. Литература в потоке времени. - Черкесск, 2008. -413 с.
2. Мисаков П.Т. Королева долины: повести и рассказы. - Нальчик: Эльбрус, 1970. -
190 с.
3. Мисаков П.Т. Груши цветут // Мисаков П.Т. Королева Долины: повести и рассказы. -Нальчик: Эльбрус, 1970. .
4. Шогенцуков А.О. Весна Софият: повесть. - Нальчик: Эльбрус, 1955. - 200 с.
5. Шогенцуков А.О. Назову твоим именем: повесть. - Нальчик: Эдьбрус, 1970. - 182 с
6. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: (опыт теорет. истории: эпос, литература, роман). - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 261 с.
7. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. - Черкесск: Ставропол. кн. изд-во, Карачаево-Черкес. отд-ние, 1970. - 267 с.