В.Ш. МАСЛЕННИКОВА
К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процессы реальной демократизации государства и общества требуют воспитательной политики с учетом новых факторов социализации личности и обострения необходимости модернизировать воспитательные институты социума в связи с новыми социальными реалиями: рынок, бизнес-среда, развитие центров экономической и социальной власти, видоизмененный набор причинных взаимосвязей.
Молодежь не может готовить себя к будущей жизни «вообще», в ориентациях на отвлеченные идеалы труда, сознательности, долга, добра, справедливости и т.п. Умение приспосабливаться к групповой деятельности, конструктивно строить жизненные планы, усваивать культурно-практические навыки вписываются в пространство современных организационных структур (корпорации, крупные предприятия, коммерческие организации). И, к сожалению, сегодня родители на стадии промежуточной социализации детей думают не о том, какими дети предстанут в будущем с точки зрения этического развития, а о том, где они будут работать, т.е. как им «жить и выживать». Для молодого поколения ориентациями жизненного опыта выступают деловое честолюбие, социальные и экономические амбиции, порождаемые сферой приоритетных интересов. Влияние бизнес-среды в том, что появляется деловой «формализм» поведения индивида, развивается предсказуемость реакций, которые имеют шаблонный характер, диктующий «оптимум» приемлемого поведения.
Поэтому задача педагогов состоит не только в назидательном этическом ракурсе, но и в распутывании этого «клубка» социальных отношений, помощи в осознании общественных потребностей, воспитании человека как достойного примера социальной ориентированности.
Новые критерии общественной свободы требуют пересмотра традиционной дихотомии: коллективное (общегрупповое) - индивидуалистическое. Молодежь формируется в демократическом социуме на основе персональной значимости и одновременно может отходить на позиции «отдельности», декомпозировать свою жизнь. Этот процесс, конечно, требует времени, однако уже в настоящее время дихотомия «социальное - индивидуальное» должна определять стратегическую линию образовательно-воспитательного процесса.
Исследование состояния воспитательной работы в современной системе образования, анализ концепции и программ воспитательной практики в регионах приводят к выводу, что эта работа ведется бессистемно. В реальности воспитательная функция многими институтами образования почти утрачена, что, в свою очередь, свидетельствует о его деформации в некоторых учебных заведениях. Социологические исследования позволяют выявить факторы, препятствующие возрождению системного характера воспитания, основные из которых - сохранение в российском обществе существенных признаков дикого капитализма и отсутствие необходимой идеологии. Речь должна идти не о возрождении радикальной «тоталитарной идеологии» и соответственно о тотальной завершенности программ воспитания, а об идеологии функционального и методического характера - в виде стратегических линий, целевых установок, программ развития, концепций и учений.
Другим острым вопросом становления новой общественной практики является проблема системообразующей идеи. Очевидно, что ни «общечеловеческие ценности», ни особенности «национальной идеи» не стали системообразующими факторами в самоопределении нового российского социума. Идея «конкурентоспособно-
сти» страны также носит, скорее, инструментальный характер и вряд ли может быть воспринята как главная. Общим идейно-политическим основанием сегодня может стать идея патриотизма и демократической гражданственности. Именно эта идея ближе всего менталитету и национальному характеру россиян.
В воспитательном процессе приходится постоянно учитывать влияние новых факторов. Образовательная сфера России, согласно Болонской декларации, находится в преддверии двухуровневой системы высшего профессионального образования. Это означает, что усилится прагматизация знания; во всяком случае, на это ориентирован бакалавриат (перспективы магистратуры еще не ясны). Соответственно и воспитание будет редуцироваться до инструментальных смыслов вместо ранее привычного следования абстрактным нормам и идеалам. Мы не должны избегать установок прагматизма, согласно которым методологией воспитания является теория «действия» и «развития» личности, опирающейся на конкретный социальный опыт. Предметом исследований может стать понятие «социализации ума», которое фиксирует объективность и необходимость приспособления человека к интересам окружающих, т.е. быть социально-ориентированными. Вслед за «прагматиками» можно утверждать: воспитание - это рост, развитие внутренних свойств и способностей человека. Роль социализирующего фактора в воспитании сводится не к системе внешнесоциальных воздействий, а к сочетанию индивидно-личностных устремлений и социальной ориентированности на социум.
Воспитание в новых социальных условиях предстает как важная составная часть становления и утверждения гражданского общества, реальной демократизации общественной жизни.
Недостаточная «укорененность» гражданского общества в России во многом объясняется тем, что в вялотекущем процессе воспитания люди еще далеко не осознали себя в качестве членов гражданской общности, не усвоили даже основных принципов гражданской культуры. Статус «гражданина воспитанного» означает уяснение личностью коммунитарного смысла человеческой активности, умение корректировать действия на основе понимания гражданской ответственности. Именно воспитанность людей позволяет им лучше «увязывать» в социальных отношениях свободу, частные инициативы и притязания, сочетать индивидуальные ориентации в совокупности общественных действий, рационально строить отношения с государственными институтами. Ведь не случайно девиз «К гражданственности - через образование» стал ныне одним из популярных в Европе.
Говоря о значении гражданского общества в контексте воспитательного процесса, необходимо, во-первых, отметить значимость местного сообщества как действующей в пределах самоуправляемой территории первичной ячейки гражданского общества. Местное сообщество отличается от населения данной территории, понимаемого как статистическая совокупность, наличием у каждого из его членов и всех их, вместе взятых, осознания своих прав и возможностей влиять на ход жизни в нем, ответственности за ведение общих дел. А выработка таких качеств требует определенного воспитания, осуществление которого на местах происходит в условиях непосредственного участия жителей в воспитательном процессе, что повышает его эффективность, что можно отметить в Чебоксарах, в Республике Чувашия и в конкретных учебных заведениях. Во-вторых, в трактовке гражданского общества необходимо делать упор не только на «частный интерес», индивидуализм, но и на коммунитарную традицию, в которой подчеркивается значимость для граждан заинтересованности в общих проблемах и делах. С точки зрения сторонников этой традиции, солидарность, доверие и терпимость -основные качества, необходимые для согласованного взаимодействия членов
гражданских ассоциаций. Такое гуманистическое понимание гражданского общества ориентирует воспитательный процесс на более свойственный россиянам менталитет с его представлениями о соборности, коллективности, взаимной поддержке и т.д.
Гражданское сознание современного студенчества нуждается в глубоком исследовании. По социологическим и педагогическим наблюдениям, оно находится на весьма низком уровне. Респондентов привлекает высокий заработок и развлечения (80-90%). Некоторые включаются в маргинальные и экстремистские молодежные группировки и т.д. Что привлекает студенчество к конкретной деятельности? Прежде всего широкие возможности общения (разнообразные встречи, приемы гостей из других городов, поездки в зарубежье и т.д.). Студентам хочется иметь в своей общественной деятельности видимые перспективы профессионального роста и получения управленческого опыта. Также значимы возможности получения социального престижа (освещение в СМИ, участия в конкурсах, публичные поощрения). Воспитанность - не фактор вступления студентов в институты гражданского общества, но следствие работы в них. Образовательные учреждения могут и должны сыграть ключевую роль в становлении и развитии гражданского общества в России. Для этого требуется формирование интеллектуальных устремлений и высоких нравственных норм. Поэтому составная часть воспитания - формирование нравственного сознания, так как этические основы, выработанные человечеством, более прочны, чем политические концепции, чем бездумная логика «покорения» природы, бессмысленный прагматизм в межличностных отношениях современных людей. При этом необходима моральная реконструкция нового социального опыта молодежи, ее новых контактов, понимание тенденций развития этических норм в соединении с моральной практикой. «Новая этика» как воспитание обновленных добродетелей должна опираться на конкретные закономерности развития социума, в котором этические ориентации являются и наследием «отцов», и результатом того, что рождается сегодня.
Воспитание молодого поколения преследует цель отстоять ценности конкретного общества, определенных периодов его развития и одновременно освободиться от негативного наследия предрассудков прошлого. Речь идет о масштабной задаче формирования обновленной природы человека. На основе положительных народных традиций воспитания личности в современных условиях вместо прежней идеологизации воспитательной работы (либо «функциональной», либо «методической») следует развивать ее гуманистический потенциал в направлении уникальности и своеобразия индивидов; самоосуще-ствления ранее противостоящих компонент воспитательного процесса на условиях равновесия строгости и терпимости, творчества и осмотрительности, спонтанности проявлений и общественного спокойствия.
Воспитательная работа должна базироваться на «средовом подходе» - одном из ведущих в социальной педагогике. Он предполагает формирование в учебном заведении «воспитывающей среды», создающей условия для развития профессиональной компетентности личности, ее социальной и творческой самореализации. Здесь особое значение приобретает формирование таких качеств, как чувства личной гражданской и профессиональной ответственности, способности к самоконтролю и самооценке, рефлексии, ориентация на выбор здорового образа жизни, культура общения, толерантность. Структура «воспитывающей среды» включает: коммуникативно-поведенческое окружение; научно-исследовательскую среду; событийное окружение; предметно-эстетическое окружение; здоровьесберегающую среду; информационную среду. Подобная плюралистическая структура «сред» подчеркивает неоднозначную зависимость воспитания личности от новой социально-экономической реальности социума. Это означает,
что воспитание - не только педагогический аспект в работе с молодежью. Оно в значительной степени зависит от ситуации в социуме, социально-экономических и социально-политических реалий, которые могут вести к смене воспитательной парадигмы, что и наблюдается в современном обществе. Поэтому этот процесс происходит неоднозначно и противоречиво: от крайностей готовить только интеллектуалов, которые усваивают профессиональные знания и интерес которых сосредоточивается на сугубо утилитарных, меркантильных целях, до реального опыта подготовки интеллигенции с ее идеей служения обществу, народу.
Конечно, можно прямо уповать на время и жизненные реалии, а можно и нужно каждому, посвятившему свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, самому выбрать направление воспитательной деятельности, адекватной современным требованиям общества и личности. В этом главная наша задача.
МАСЛЕННИКОВА ВАЛЕРИЯ ШАМИЛЬЕВНА родилась в 1940 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет. Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Область научных интересов -теория социальной работы, современная идеология воспитания, социальная педагогика, культура личности.