Научная статья на тему 'К вопросу социокультурной адаптации бакалавров'

К вопросу социокультурной адаптации бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / БАКАЛАВРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елясина Н.М.

Автором рассматривается проблема социокультурной адаптации и формирования навыков межкультурного взаимодействия бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу социокультурной адаптации бакалавров»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 371

Н.М. Елясина

старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур Тольяттинского государственного университета

Тольятти, РФ

К ВОПРОСУ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ БАКАЛАВРОВ

Аннотация

Автором рассматривается проблема социокультурной адаптации и формирования навыков межкультурного взаимодействия бакалавров.

Ключевые слова

социокультурная адаптация, бакалавры, социально-культурная деятельность.

Общее экономическое пространство ставит перед высшей школой задачу подготовки бакалавров, владеющих навыками межкультурного диалога и способных передавать свой толерантный взгляд на мир, умение адаптироваться к новой социокультурной ситуации, преодолевая ксенофобию и нетерпимость [1].

Ряд специалистов (В.И. Андреев, А.Л. Бусыгина, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Т. Лихачев и др.) исследуют процессы формирования психолого-педагогической компетентности. В работах Т.Н. Астафуровой, Е.Ю. Долматовской, Е.Н. Солововой, И.И. Халеевой рассматриваются пути формирования межкультурной компетенции. Анализ указанных выше источников позволяет говорить о том, что проблема моделирования применительно к социокультурной адаптации и формированию навыков межкультурного взаимодействия бакалавров не нашла пока своего рассмотрения.

В контексте изучения социокультурной адаптации справедливо утверждение А.Н. Леонтьева о том, что «индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно» [2]. Вот почему социокультурная адаптация и навыки межкультурного взаимодействия с представителями других культур могут и формироваться, и корректироваться в течение жизни [3].

В плане социокультурной адаптации большое значение уделяется социально-культурной деятельности, целью воспитания которой является формирование определенных качеств личности. Эти качества имеют три основные формы проявления: рациональную (познание и анализ объектов окружающего мира), эмоциональную (оценка объектов и процессов) и деятельностно-поведенческую (принятие решений и их реализация в конкретных жизненных ситуациях) [4]. Но все эти формы отражают, естественно, и ту этническую, и национальную культуру, к которой принадлежат бакалавры [5]. Способность к социокультурной адаптации обеспечивается высокой лабильностью понимания бакалаврами фактов и событий окружающей жизни, позитивным самоотношением, коммуникативной активностью, устойчивой потребностью в самореализации и самоактуализации; успешным осознанно контролируемым взаимодействием и поведением в инокультурном окружении [6].

Социокультурная ситуация личностного развития бакалавров подразумевает многообразные проявления их творческой активности, направленные на освоение традиций, ценностей и норм разных культур и обеспечиваемые их личностными качествами. С другой стороны, освоение нового общественного опыта и традиций определяется параметрами психолого-педагогической поддержки. При этом основное содержание и формы их деятельности обусловливаются как структурно-функциональными, так и содержательными характеристиками [7].

Список использованной литературы: 1. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2015. - №4 (13). - С. 66-69.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

2. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997. - 365с.

3. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №2 (24). - С. 389-395.

4. Апанасюк Л. А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №3. - С. 10-15.

5. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.

6. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - С. 154-162.

7 Апанасюк, Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - №12 (110). - С. 153-157.

© Елясина Н.М., 2016

УДК 377.5

Е.А. Кедровских

Заведующий отделением Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций обучающихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.

Ключевые слова

Компетенции, оценивание, балльно-рейтинговая система контроля, самооценивание, взаимоконтроль.

Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: обучающиеся, преподаватели, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.

Однако, каждый преподаватель оценивает знания обучающихся исходя из своих интуитивных представлений. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога - это их возможное травмирующее влияние на ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.