Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Тесаев ЗА, Сулейманов З.Ж — К вопросу состояния исследования нарратива Азди Вазара (1395-1460) // Genesis: исторические исследования. - 2022. - № 8. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.8.38654 EDN: WAEYGG URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38654
К вопросу состояния исследования нарратива Азди Вазара (1395-1460)
Тесаев Зелимхан Адамович
научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики; соискатель, Комплексный научно-исследовательский инстшугим. X И. Ибрагимова РАН
364001, Россия, г. Грозный, бул. М. А Эсамбаева, 13 amin.tesaev@gmail.com
Сулейманов Зелимхан Жалаудинович
научный сотрудник, Литературно-мемориальный музей А С. Сулейманова 366505, Россия, село Алхазурово, ул. А Шерипова, 10А
szeiimhan@mail.ru Статья из рубрики "История отдельных регионов России"
DOI:
10.25136/2409-868Х.2022.8.38654
EDN:
WAEYGG
Дата направления статьи в редакцию:
17-08-2022
Дата публикации:
24-08-2022
Аннотация: В статье рассматривается аннотация, составленная иорданским военным и исследователем - Абд-ул-Гани Хасаном аш-Шийшани (1924-2001), - к рукописи средневекового богослова и проповедника Азди Вазара, хранившейся в архиве шейха Бахала Толмирзи аз-Зандаки (1784-1884). Текст арабоязычного документа был отправлен в 1990 году письмом чеченскому этнографу и писателю А. С. Сулейманову, хранится в рукописном фонде одноименного музея. Согласно содержанию документа, Азди Вазар (1395-1460) родился в семье татарского офицера Вазара Андарби, учился в странах Востока и посетил Чечню с проповеднической целью. В тексте перечисляется
сорок восемь субэтнонимов, заявленных как перечень племен, известных Азди Вазару на момент его прибытия на родину. Приводится ряд топонимов, а также краткая справочная информация по религиозной картине и географическим границам края. Документ вводится в научный оборот впервые. Статья разделена на три части и представляет собой историю документа, комментарии автора публикации относительно отдельных моментов из аннотации и собственно текст перевода аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани. В некоторых моментах отражены дополнительные сведения, почерпнутые из собственного (Аш-Шийшани) чеченоязычного перевода арабской аннотации.
Ключевые слова: Ахмад Сулейманов, Абд-ул-Гани аш-Шийшани, Бахал аз-Зандаки, Азди Вазар, Чечня, чеченцы, аннотация, музей, Иордания, Сирия
В статье рассматривается письмо, написанное иорданским военным и исследователем чеченского происхождения Абд-ул-Гани Хасаном аш-Шийшани (1924-2001) известному чеченскому этнографу и писателю А. С. Сулейманову. Текст письма, согласно автору, составлен 12 мая 1990 года и представляет собой арабоязычную аннотацию (рис. 1) исторической рукописи и ее чеченский перевод (рис. 2), записанные на трех страницах.
Отметим, что в переписке оба исследователя состояли с 11 июня 1976 года [1, л 1-1 об,].
Судя по содержанию рассматриваемого источника, Абд-ул-Гани Хасан аш-Шийшани обнаружил в архиве шейха Бахала Толмирзи аз-Зандаки (похоронен в г. Эль-Кунейтра) рукопись, посвященную личности Азди Вазара (1395-1460), представленного в источнике как сына монголо-татарского офицера, богослова и проповедника, по происхождению - чеченца «из алан». В тексте перечислены географические границы, населенные пункты и «племена» чеченцев, а также краткая биография и родословная Азди Вазара.
Текст аннотации состоит из 34 строк арабского текста, написанного почерком насх с элементами рукаа. При переводе документа на русский язык некоторые имена и термины приведены нами в оригинальном написании в кавычках, помещенных в круглые скобки. В тексте оригинала чеченское выражение «наш народ» приведено в виде транслитерации и в переводе заменено нами на «чеченцы».
О личности шейха Бахала нам известно из данных, переданных доктором Ахмадом аз-Зандаки из Иордании. Шейх Бахал - он же Абд-ул-Ваххаб аз-Зандаки, сын Толмирза и внук Элмирза из рода Гойтуки общины Зандак. Шейх Бахал был женат на женщине по имени Совдат - дочери Байбетира аз-Зандаки. У них были сыновья: Хасан (он же Мирзак; 1804 г. р.), Мухаммад-Гази, Хаджи-Исмаил (1857 г. р.), Мухаммад Абд-ул-Ваххаб и Эфенди, - а также дочери Фатима, Аиша и Захра. Точная дата рождения шейха неизвестна, однако предполагается, что он родился в Чечне не позднее 1784 года, скончался - в 1880 или 1884 году. После покорения Имамата совершил хиджру (переселение) вместе со своими товарищами с Кавказа в Османскую империю, основал в Турции селение Бахал-Юрт. Позднее, где-то в 1875 году, переселился в Эль-Кунейтру (сирийская область Ал-Джавлан). Его дети остались жить в городе Эль-Кунейтра, сам шейх вернулся обратно и скончался в селе Бахал-Юрт.
В собственном чеченском переводе арабоязычной аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани в некоторых случаях приводит дополнительные вариации названий племен, упоминаемых Азди Вазаром. В частности, когда речь идет о племенах Асхой (№ 12 в списке), Барталой («20 № Март-нах («45 № ¿«¿1^1о), Нарт-нах («46 № ¿«¿Ь о^). Отметим, что
варианты «Март-нахаш» и «Нарт-нахаш», перечисляемые в нижеприведенном переводе
аннотации, представляют собой транслитерацию чеченских субэтнонимов (арабографическая передача форм множественного числа с постфиксом -аш ). При расшифровке наименований № 29 и 30 исследователь предлагает огласовку Гелой и Сийлой, соответственно. Название племени Мази-Гутой (№ 33) представлено еще одним вариантом арабографической передачи («^1о ¿г^Ь^с»). Кроме того, названия племен № 4 и 23 (К1ай-Нажой и Кхела-Д1ай, соответственно) упоминаются и рассматриваются в письме А.-Г. Х. Аш-Шийшани к А. С. Сулейманову от 20 октября 1990 года[2, с~ 29-30; 3' л-племя Тха-нах (№ 43) - в письме от 4 марта 1990 года [2, с- 28; 4 л- 3].
При упоминании Кахетии в чеченоязычном переводе аннотации читаем: «Страна, [в которой] они жили, [включала земли от области] Туш, [расположенной] к северу от
Куры» [5 л- 1 о6-].
В части, касающейся религии «огня мажуси» (религия магов, маздеизм), А.-Г. Х. Аш-Шийшани в своем чеченоязычном переводе аннотации делает следующий комментарий: «...магос ц1еран дин = Ц1ув делан динехь» (т. е. религия огня магов / «магос» - это религия бога Ц1ув) [5, л~ 1 об,]. Этот же вопрос ученый рассматривает и в письме А. С.
Сулейманову [4, л- 2; 2' с- 26-27]. Также в переводе аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани уточняется, что большинство храмов Чечни, исходя из данных Азди Вазара, к середине
XV века сохранилось в областях Нашха и Керста-Аккха [5, л- 1 об'].
Об исповедании на Кавказе «религии магов» в свое время писал Ал-Масуди (X в.)[6, с'
54]. И. Ф. Шопен утверждает о тождестве «веры Магов (огнепоклонство)» и «веры
Сабеенской» [7, с- 293, 294]. Наконец, Иосафат Барбаро в «Путешествии в Тану» (1-я пол. XV в.) упоминает «собеев» рядом с «кевертеями» и «асами» (т. е. кабардинцами и
центральнокавказской отраслью алан) [8, с'—Следовательно, свидетельства Азди Вазара подтверждаются источниками.
Всего в контексте чеченской географии в аннотации перечислено сорок восемь наименований племен, десять населенных пунктов, пять рек, три области (в том числе «Каристан Аккха»), две равнины (Сотай и Кешан-Аренаш), море Къазвин и архипелаг Нохчи-Г1айреш. В числе поселений упоминается «Аржун». Однако в чеченском переводе Аш-Шийшани слово читается неразборчиво: возможно, «Арчун» или «Аргун» - [5, л~ 1 об']. Там же называется поселение «Алан а вол» [5, л~ 1 об'], под которым, возможно, следует понимать Алан-Аул. Терки аннотации, по-видимому, - Тарки в составе современной махачкалинской агломерации.
Исходя из аннотации, Азди Вазар в первой половине XV века покидает столицу Золотой Орды - Сарай - и получает образование в мусульманских странах, после чего с проповеднической миссией посещает родину, где обнаруживает соплеменников в большинстве исповедующими христианство и религию «огня мажуси» (маздеизм). Надо полагать, что Азди Вазар, проживавший, согласно аннотации, в Сарае, жил в аланском (мусульмане-асы) квартале города, о котором пишет Ибн Баттута (XIV в.) [9, с- 306].
Ранее один из вариантов русскоязычного перевода аннотации без представления оригинала был опубликован в статье Д. А. Хожаева^^. Вместе с тем, арабский оригинал письма, а также сканы его чеченского перевода, хранящиеся в архиве Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова [5, л~ 1-2], публикуются впервые.
З. А. Тесаевым в 2018 году была издана монография («Чеченская «География» XV
века...») - обширный комментарий к содержанию чеченоязычного перевода рассматриваемой аннотации. Данный труд выступает в качестве разнодисциплинарного исследования исторической географии Чечни, подтверждающего, в первую очередь, достоверность представленной в аннотации историко-географической картины XV века (на Восточном Кавказе), заявленной как сведения, почерпнутые из труда Азди Вазара. В частности, один из наших текущих выводов, указывающий на существование в XV веке
целого архипелага у юго-западного побережья Каспия ———21-251, подтверждает данные Азди Вазара об островах Нохчи-Г1айреш в районе устья Терека и Сулака. То же касается вопроса исповедания христианства и религии магов [Иг с- 54-59, 1971. Кроме того, А. А. Дахо в 2020 году, опираясь на данные нарратива «Жахотан тептар» и собранного им полевого материала, также дает свой комментарий относительно термина Март-нах из перечня Азди Вазара, обращая внимание на то, что Март-нах как особая боевая единица-орден фигурирует при описании событий нашествия Тимура в 1395 году Î121. При этом ранее этот термин нигде не упоминался.
Перечисленные сведения, как и другие, опущенные нами, факты в совокупности выступают в пользу достоверности описанной Азди Вазаром картины, впрочем, как и существования пока еще не обнаруженного нами оригинала рукописи. Поиск источника усложняется обстоятельствами, связанными с разрушением и опустошением города Эль-Кунейтра (вследствие арабо-израильских войн 1967 и 1973-1974 гг.), где похоронен Бахал Толмирзи аз-Зандаки. Именно с этой личностью (архивом ученого) А.-Г. Х. Аш-Шийшани связывает первоисточник, на который он опирался при составлении своей аннотации. Не исключено, разумеется, что в будущем в частных архивах могут обнаружиться рукописные копии источника, однако на данном этапе исследование записей Азди Вазара ограничивается сведениями из аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани.
Интересно утверждение об аланском происхождении Азди Вазара. Современные исследования показывают, что с самого раннего этапа становления аланской культуры в ее этногенезе участвуют предки чеченцев.
В первую очередь, особого внимания заслуживает Бесланский могильник (некрополь Зилгинского городища), считающийся одним из «крупнейших среди памятников аланской
культуры Северного Кавказа раннего этапа (II-IV вв. н. э.)»[13, с- 1011. Ф. С. Дзуцев и В. Ю. Малашев называют его «опорным в изучении проблем формирования, развития и расцвета аланской культуры Северного Кавказа и понимании исторических процессов в регионе в первой половине I тыс. н. э.» [13, с- 1031.
Г. Е. Афанасьев и Д. С. Коробов, отмечая «значительность вклада кавказского субстрата в формирование аланского этноса» вследствие полученных данных по полеогенетике алан, пишут: «Любопытно, что самые древние образцы из рассмотренных на сегодняшний день - погребенные в подкурганных катакомбах Бесланского могильника II-IV вв. н. э. - в двух случаях относятся к гаплогруппе J1 (образцы А-80303 и А-80304) и в одном - к гаплогруппе Q1b1b1 (образец DA162, субклад Q-Y4000), которые в настоящий момент имеют наиболее широкое хождение среди нахо-дагестанских народов,
в рассматриваемом случае - среди чеченцев» [14, с—I891. Вышеуказанные образцы А80303 и А80304 (II-III вв.), взятые из мужских погребений в 36-й и 75-й катакомбах и
показавшие гаплогруппу J1-M267 + , - наиболее ранние из образцов [15, с-—181-1821. Другой образец - DA162 - указан в древе YFull как «аланский воин II-III в. н. э.» и оказался в непосредственной генетической ветке с чеченским тайпом (общиной) Шоной (Q-BZ5214)[161, а также в более отдаленном родстве с тайпами Гордалой, Энганой,
Хиндой, Агишбатой, Мазархой, Цеси и сваном Гвармиани из Местии в общей ветке Q-YР4055 [17].
Кроме того, Г. Е. Афанасьев и Д. С. Гатуев, выходя за рамки Кавказа, обращают внимание на результаты анализа палео-ДНК катакомбных захоронений Подгоровского могильника (аланская серия, VПI-IX вв.) в бассейне Дона. В частности, выявлена
гаплогруппа ^а-М410 + погребенного в катакомбе 10 [15, с 183], характерная для целого ряда чеченских тайпов. Это обуславливает необходимость углубления анализа ниже указанного субклада.
В. А. Кузнецов - археолог и алановед, один из главных специалистов по истории северокавказских алан - еще до начала ДНК-исследований на основании всестороннего анализа имеющихся данных археологии, истории и языка, пришел к выводу о генетической связи народов Северного Кавказа (в том числе чеченцев) с аланами, а также о близости катакомб Северного Кавказа и салтово-маяцкой культуры бассейна Дона. «Эти автохтонные племена, - отмечает исследователь, - генетически связанные с северокавказскими племенами предшествующих эпох раннего железа и бронзы, были тем этническим и культурным субстратом, который лег в основу аланской культуры Северного Кавказа» [18, с 132].
О. А. Мудрак, описавший основные памятники восточноевропейской руники салтово-маяцкой культуры (алано-булгарская археологическая культура сер. VIII - нач. X в.), отмечает ее широкое распространение в Хазарском каганате и факт использования для записи дигорского диалекта осетинского и чеченского языков. Это, по мнению исследователя, «может свидетельствовать о высоком социальном статусе носителей этих
языков» ———415—4161. На обломках меловых блоков крепостных стен отмечены
ШС 297 299 303
309, З14, 316, 337]. в частности, на записи в Маяцкое-6 обнаруживается предложение, звучащее на литературном чеченском языке следующим образом: «Вуо дин шуьйро зоьртала з!оь[малг санна]». О. А Мудрак переводит его: «Плохие лошади широковатые коре[настые] (как) чуч[ело]» [19, с- 303-304]. При этом в Саркеле (город возник в 834 или
837 году [20, с- 2981) был обнаружен горшок с надписью «налха» (сливочное масло), а находка в Маяцкое-13 - «лан» (подкова) - являет собой пример чеченской «ребусной
эпиграфики» [19 с- 316, 337].
Все эти факты коррелируют с сообщением в «Ашхарацуйц» (VII в.), приписываемой Анании Ширакаци, о причерноморском племени «нахчамат-иан-к», название которого было увязано К. П. Паткановым с самоназванием чеченцев (нахча, нахчи)[21, с~ 37, 38;
22, с. 14-15]. Пожалуй, на сегодняшний день не остается сомнений в том, что это мнение абсолютно верно.
Внимания также заслуживает утверждение о службе отца Азди, Вазара Андарби, в татарской армии. Не считая достоверных сведений об аланах в армии ханов Золотой
Орды [23, с- 245; 24, с- 156"1, имеется как минимум один источник, прямо указывающий на участие чеченцев в войнах на стороне хана Тохтамыша (1380-1395) - рукопись генерал-майора Султана Казы-Гирея. Чеченцы в перечне народов, состоящих в войске хана,
фигурируют первыми после собственно «татарских» племен [25, с' 497"1. Далее - текст аннотации: «.
АЗДИ ВАЗАР
Историк из алан [и] из чеченцев Азди («^¿¿!») - сын Вазара («.¿э»), сына Андарби («^.лЛ»), сына Ади («^¿!»). Вазар - отец Азди - был аланским («^¡^1») военным предводителем, сражался в рядах татар («,ЬЛ»). Он проживал в столице Татарии -Сарае («^1^»). Отцы и деды Азди Вазара по происхождению принадлежат к чеченскому народу.
Их [область] пребывания [располагались] на северном берегу реки Кур («_>1Л»), а также на берегах реки Алзан («с1>ЛЛ») от области Кахети («^¿+>1:111») вплоть до обществ («^¿¿») страны Азербайджан. Их границы на севере - [это] прилегающие районы Дарьяльского («^Ь») прохода вместе с истоками реки Терек («^>+Л») вплоть до впадения устья реки в море Къазвин («ц^э>э»). [Также в их владения входили] большая часть территорий Сотай («^Ьэ^Л») и [районы], расположенные между рекой Терек на юге и до реки Дон («иэлЛ») и прилегающие территории к дельте реки Идал («^¡») - реки Фолг1а (т. е. Волга. - З. Т. ). Страна и города чеченцев от севера: Мажар («,1эо»), Дади Кей («^¿Ь ^.5») = крепость Баланжар («>эД|»), Балх («¿-11|»), Малка («Ш1о»), Нашха («¿.^¡»), Макажа («чэ5Ьо»), Аржун («о^-.!»), Алан-Аул («и^1 ^э!»), Килбах («¿1+15»), Терки («^5^») и устья реки Терек у моря Къазвин. И Кешан-Ареш («>^+5 ^о!»), и Нохчи-Г1айреш
Учился и получил образование историк Азди Вазар в столице Татарии (Сарае). Родился Азди Вазар во времена войн с Тимуром (буквально: Тимуриды. - З. Т. ) в 1395 году и умер в 1460 году, прожив примерно 65 лет.
Азди Вазар посетил исламские страны - Египет («^о»), Иран («01^1»), Османскую («яи1о^аЛ») империю и другие [государства] для приобретения знаний. И пытался распространить Ислам на землях своих предков. Однако, если верить преданиям, ему не удалось [добиться успеха], поскольку большая часть чеченцев исповедовала христианство и поклонялась огню мажуси («,1Л ^^э-элЛ»). Но, несмотря на это, Азди Вазару удалось распространить свои идеи и рукописи среди представителей своего народа.
Дошли до нас старинные документы о чеченцах, хранившиеся в горных селениях Нашхи. В древности и в новое [время] чеченцы опирались на мозг I арш (= священников, жрецов) селения Нашха и горной области Каристан Аккха («>.^>5 чэ!») в определении идентичности (или менталитета. - З. Т. ) [народа], [о чем сообщается] в записях, составленных Азди Вазаром.
Некоторые племена, упомянутые в записях Азди Вазара:
1 - Адой («2 ,(«^¿1 - Аздой («3 ,(«^¿¿1 - Шейшой («4 ,(«>9^+^ - К1ай-Нажой («>9^Ь
5 ,(«>Ц> - Д1айхой («6 - Хой («7 ,(«>9.> - Саккхой («8 ,(«>^931_^ - Садой
(«9 ,(«^¿1-^ - Ваной («10 ,(«>9^ - Малхой («11 ,(«>9.эЛо - Нашой («12 ,(«>9^|Ь - Асой («13 ,(«>9^! - Аной («14 ,(«>9Л - Г1ойт1ой («15 - Артой («16 ,(«>9^! - Мартой
(«17 ,(«>9о1_ю - Ц1ер-Саккхой («18 ,(«>¡3 >э.э1_^ - Мед-Адой («19 ,(«л_+о ^¿! - Назрой
(«20 ,(«>э,> - Бартой («21 ,(«>90..! - Ар-Ваной («22 ,(«>эЛЭ,>! - Шар-Ваной («23 ,(«>эЛэ.>^| - Кхела-Д1ай («24 ,(«Д+э - 1адой («25 ^«^¿^ - 1едой («26 ,(«1>эл+с - Г1ун-Дукъой («27 ,(«>9.ээ^9.с - Ташхой («28 - Сартой («29 ,(«>9^1.^ - К1елой («30 ,(«>9.1+? -
Селой («31 ,(«1>э1+^ - Суберой («32 ,(«>э.>+!9^ - Шардой («33 ,(«^¿,>1-^ - Мази-Г1ут1ой («34 ,(«>9.^9^01_о - Вандалой («35 ,(«>9^^ - Кештой («36 ,(«>¿-^+5 - Албаз-Дукъой («37 ,(«>^¿>++1! - Аршой («38 ,(«>9^1.! - Сиброй («39 ,(«>э.>++^ - Нахшо («40 ,(«9^>Ь -Нахаш («41 ,(«^1.^ - Ахшой («42 ,(«>9^>! - Вахш («43 ,(«^>э - Тха-нах («44 ,(«¿1^ -
Бай-нах («45 ,(«¿1^11 - Март-нахаш («46 - Нарт-нахаш («47 - Авхаш
(«48 ,(«^1>эТ - Нохашин («ц.^^^»).
Есть еще некоторые имена, которые находятся в процессе удостоверения подлинности и тщательного изучения. Я собрал [эти сведения], проникшие [в Иорданию] из Турции и Сирии, из [личных] записей Толмирзи Бахала Аз-Зандаки («^^л!^
Собрал и упорядочил Абд-уль-Г1ани Хасан аш-Шийшани.
[Роспись] 12/05/1990 года».
Рисунок 1. Аннотация А.-Г. Х. Аш-Шийшани
ft Jff^ri ííy ¿ту' П .
(¡íLl-íl «,,**.<* üíirt^"^
í/j ïjïWLK* iïry ** - Л&МИЧуИмЛ^Ц.
r4-j .ií'tl А ^ L+ji r>/ii Ш -L -XJf^/Л Л X ** .ч1л -
.'Ij^H-rt ¿IIJ-ÍÍ A^Í^ jjf^— .fJÍjfit«^ wX^Hii'ft
J« .K-y/»—rV«- -<4dJiJ¿ ïiLfU *
C*/*J* y-v пул- Co/fLatf Jf^ij-Лг*
Л.И-П- •JOr-J /'г/'1- ñtffit*--fb&íje-ticit*
(j)яJp .H* - Ь»rtilS Yí'iJíXkíSyí Jjk-
гИ-гуй-л ¡XtLfic*. Kj IZ-VHICL.. Ciya-ti-ljM.-
^í^—^/f. n • ■• -i^¿w-fta. ,%. iZa^jf
^»/teH^íf : Í ( -X* J4,4J^i f
ÎdTrti-kïi'. jfrpft - JH*. .** -- - Д П 4 —.. Мл J ^ui'rt y'. ,J, «I
fí»*. .иЦиЦу.^- . fl^jfuA fítjfiLpjtM. ^tmWCM,^)
Tf^Jí-^jf ¿C-k-uOi**. ■ ti. ¿Í-Al J^^^-J^^K-JÎ - "frUU^j«,
W^^Mt ftftiiAf Kl^CUtS — J Ï^W
tfyfy i ¡..s^/í' j ЧЛ* CÍíj1 ¿í
•irçIV*.*- ' HJ}*• /jft^-nÁW* г^Д-д-ХДу!..!^.! Jtt A liU-4-w*
JAI* - /ljjfí-ф /■njiíf -мГ К
/Ш*6 JiffS «¡fojm^* Ы, ■
'A+JW-- ^ ■ JU,VL,V fiy ¿/i^r»■'^At+'lW'X МЧЛЦА
jH-itdXé íí^J-iK.- jpa-rij- titfC-j^-jt- fu-nr.K*
(riMsac ¿ift-fp- t tffófyt-^A-н*- J^U^CH«) Asf«.** fi^UgjyjM^ -fP* A AriMHk. Ji^+.+i,
J^CJL^JTkUtr W-ri-J faiH^Ji*. f/jt. •"■•b ¿II /¿te fi
- ¿í»*?* V- ¿fjllub'
Рисунок 2. Чеченоязычный перевод аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани Библиография
1. Рук. фонд Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова. Ед. хр. 91.
2. Тесаев, З. А., Сулейманов, З. Ж. Этнологические сведения о чеченцах в переписке Абдул-Гани Хасана Аш-Шийшани и Ахмада Сулейманова // Lingua-universum. 2018. № 2. С. 24-31.
3. Рук. фонд Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова. Ед. хр. 93.
4. Рук. фонд Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова. Ед. хр. 92.
5. Рук. фонд Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова. Ед. хр. 94.
6. Караулов, Н. А. Сведения арабских географов IX и Х веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1908. Вып. 38. С. 1-130.
7. Шопен, И. Ф. Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей. СПб., 1866. 502 с.
8. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост. В. Аталиков. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. 304 с.
9. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских / Сост. В. Г. Тизенгаузен. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1884. 588 с.
10. Хожаев, Д. Аланский историк из чеченцев // Газета «Республика». 1991, 14 февраля / В кн.: Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2009. Вып. 2. 552 с.: ил.
11. Тесаев, З. А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара. Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. 256 с.
12. Дахо, А. А. «Март-нах»: кто они? // Lingua-universum. 2020. № 3. С. 63-69.
13. Дзуцев, Ф. С., Малашев, В. Ю. Бесланский могильник - опорный памятник аланской культуры Северного Кавказа II-V вв. н. э. // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Том II / Отв. ред.: А. Г. Ситдиков, Н. А.
Макаров, А. П. Деревянко. Казань: Отечество, 2014. С. 101-103.
14. Афанасьев, Г. Е., Коробов, Д. С. Северокавказские аланы по данным палеогенетики // Этногенез и этническая история народов Кавказа. Материалы I Международного нахского научного конгресса (г. Грозный. 11-12 сентября 2018 г.). Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. С. 180-191.
15. Афанасьев, Г. Е., Гатуев, Д. С. Генетические исследования алан II-IX вв. // Материалы Международной научной конференции (Грозный, 18-21 апреля 2016 г.). XXIX Крупновские чтения. Грозный, 2016. С. 181-183.
16. Ветка Q-BZ5214 [Электронный ресурс] // YFull. URL: https://www.yfuM.com/tree/Q-BZ5214/ (дата прохождения: 18.08.2022).
17. Ветка Q-YP4055 [Электронный ресурс] // YFull. URL: https://www.yfuM.com/tree/Q-YP4055/ (дата прохождения: 18.08.2022).
18. Кузнецов, В. А. Аланские племена Северного Кавказа // Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Издательство АН СССР, 1962. № 106. 162 с.: ил.
19. Мудрак, О. А. Основной корпус восточноевропейской руники // Хазарский альманах. М., 2017. Т. 15. С. 296-416.
20. Артамонов, М. И. История хазар. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. 522 с.: ил.
21. Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / Текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К. П. Патканов. СПб., 1877. XXVIII, 84, 26 с., 2 л. карт; 24.
22. Гумба, Г. Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н. э.) / Г. Д. Гумба; науч. ред. Т. А. Ачугба; рец. Я. З. Ахмадов, И. И. Цвинария; АНА, АбИГИ им. Д. И. Гулиа. Сухум: Абгосиздат, 2016. - 544 с.
23. Золотая Орда в источниках: в 5 томах. Т. III. Китайские и монгольские источники / Пер. с кит. яз., сост., ввод. стат. и комм. Р. П. Храпачевского. М., 2009. 336 с.
24. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. II. Извлечения из персидских сочинений / Сост. В. Г. Тизенгаузен, А. А. Ромаскевич, С. Л. Волин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 305, [3] с.
25. Гребенец, Ф. С. Курганы в окрестностях станицы Змейской (Терского казачьего войска) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1915. Вып. 44. С. 494-523
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Известно, что Россия уже не одно столетие развивается как многонациональная и многоконфессиональная держава, в которой на бескрайних просторах проживают различные этнические группы. Президент РФ В.В. Путин справедливо отмечает, что «для огромной многонациональной России принципиальное, решающее, можно сказать, значение имеют солидарность людей, чувство сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и за будущее». В этой связь вызывает актуальность изучение истории различных народов, населяющих нашу страну.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является письмо, написанное иорданским военным и исследователем чеченского происхождения Абд-ул-Гани Хасаном аш-Шийшани. Автор
ставит своими задачами проанализировать текст письма, который представляет собой представляет собой арабоязычную аннотацию (рис. 1) исторической рукописи и ее чеченский перевод (рис. 2), записанные на трех страницах, а также выявить о б с то я те льс тв а на писания те кс та .
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать рукопись, найденную в архиве шейха Бахала Толмирзи аз-Зандаки (похоронен в г. Эль-Кунейтра) и посвященную личности Азди Вазара (1395-1460). Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 25 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена как опубликованными документами, так и материалами из рукописного фонда Литературно-мемориального музея А. С. Сулейманова. Из привлекаемых автором исследований укажем на труды В.А. Кузнецова, Г.Е. Афанасьева и Д.С. Гатуева, в центре внимания которых различные аспекты этнической истории Северного Кавказа. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, использование различных источников и исследований в известной мере способствовало решению с то я щих пе ре д а в то ро м з а да ч .
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется историей Северного Кавказа, в целом, так и его этносами, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что в приводимом тексте Азди Вазара «перечислены географические границы, населенные пункты и «племена» чеченцев, а также краткая биография и родословная Азди Вазара». В работе показано, что в изучаемом тексте « перечислено сорок восемь наименований племен, десять населенных пунктов, пять рек, три области (в том числе «Каристан Аккха»), две равнины (Сотай и Кешан-Аренаш), море Къазвин и архипелаг Нохчи-Г1айреш». Автор обращает внимание и на вопрос происхождения Азди Вазара: «Современные исследования показывают, что с самого раннего этапа становления аланской культуры в ее этногенезе участвуют предки чеченцев».
Однако основная задача статьи - это все же познакомить читателя собственно с текстом письма, письмо, написанного иорданским военным и исследователем чеченского происхождения Абд-ул-Гани Хасаном аш-Шийшани известному чеченскому этнографу и писателю А. С. Сулейманову.
В целом, на наш взгляд, представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, знакомит читателя с одной из малоизвестных страниц истории чеченского этноса и может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования». К работе есть и отбельные замечания: так, автор пишет Азди Вазар, однако общепринято указывать его как Аздин Вазар. Впрочем, возможно авторское обозначение связано с чеченским написанием Оьзди, в пер.: «благородный».