Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Тесаев ЗА, Баснукаев Х.У. — Хроника «Тарих Чачан», составленная Изнауром Несерхоевым (перевод и комментарии) // Исторический журнал: научные исследования. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/24540609.2021.1.35083 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=35083
Хроника «Тарих Чачан», составленная Изнауром Несерхоевым (перевод и комментарии)
Тесаев Зелимхан Адамович
младимй научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований А<адемии наук Чеченской
Республики
364001, Россия, республика Чеченская Республика, г. Грозный, бул. Ма. Эсамбаева, 13
amin.tesaev@gmail.com
Баснукаев Хасан Усманович
профессор, кафедра исламского права, Российский исламский университет имени Кунта-)&джи Киимева 364024, Россия, республика Чеченская Республика, г. Грозный, бул. Ма. Эсамбаева, 21
proekt.erdu@gmail.com Статья из рубрики "История этносов, народов, наций"
DOI:
10.7256/2454-0609.2021.1.35083
Дата направления статьи в редакцию:
16-02-2021
Дата публикации:
23-02-2021
Аннотация.
В статье впервые рассматривается один из списков хроники, имеющей условное название «Летопись выхода предков племени Нахчу из селения Нахчувана» (Н.С. Семенов). И.Н. Несерхоев - переписчик списка - именует хронику «Тарих Чачан»: данное название взято нами за основу. Х.У. Баснукаевым выполнен перевод текста рассматриваемого списка рукописи; З.А. Тесаевым составлены комментарии к переводу и проведено научное исследование посредством анализа содержания рукописи и его сопоставления с другими списками. Проведен сравнительный анализ данного варианта «Тариха Чачан» с ранее публиковавшимися материалами (Н. Семенов, П. Тахнаева, А. Салгириев и пр.). Публикация перевода и исследование содержания рукописи "Тарих Чачан" осуществлены впервые. В статье выявлены схождения, разночтения и новые
сведения по содержанию ряда других списков указанной хроники. В тексте рассматриваемого списка «Тариха Чачан» наблюдаются новые, ранее нигде не публиковавшиеся, детали в повествовании о личностях "калмыцкого хана" Навруз-хана, а также кавказских владетелей Кахара и Сураката. При этом наблюдается тождество вступительной части текста и основной сюжетной линии в списках вышеназванных авторов (Н. Семенова, П. Тахнаевой, А. Салгириева и пр.). Главный вывод: данный список хроники "Тарих Чачан" является дополнительным источником по средневековой истории Северного Кавказа.
Ключевые слова: Шам, Нахчуван, чеченцы, Изнаур Несерхоев, Навруз, Кахар, Сурак, Аргвани, Нашха, Дагестан
Рассматриваемая рукопись составлена (по датировке в тексте) в мае 1970 года известным чеченским ученым-богословом муллой Изнауром Несерхоевым (1881-1975) -учеником и последователем известного чеченского шейха Юсупа-Хаджи Байбатырова из Кошкельды (1860-1925). Текст оформлен на страницах фабричной тетради (80 листов в клетку; «Kartonazas fabrika №8»; дата производства отсутствует). Нумерация приводится как в оригинале.
Впервые вариант данного сочинения был опубликован Н. С. Семеновым, по-видимому, в 1895 году, с учетом и отображением разночтений в списках, хранившихся у Шахбулата Шахтемирова из Ножай-Юрта, Темурко Урусханова из Ярык-су-Ауха, муллы-Арсануко из
Цонтароя и кадия Ичкеринского наибства Шамиля Каратаева [9, с' 213-2221. в 2019 году А. М. Салгириевым был переведен и опубликован другой, обнаруженный нами несколькими годами ранее, список данной рукописи, хранившийся в библиотеке Изнаура Несерхоева |"7, с. ЗЗ-З51. Сканированная копия арабоязычного оригинала этого списка опубликована
[4, с. 73-761. в 2020 году нами был опубликован еще один, чеченоязычный, список (переписан и переведен с арабоязыного оригинала У. Чанкаевым в 1954 году), дополненный и хранившийся у Эвтарби Авторханова и переданный нам (ксерокопия) в 2017 году Акбулатом Турлаевым [12, с- 23-261.
Рассматриваемый в данной публикации список, переписанный Изнауром Несерхоевым (1881-1975), представляет собой более полный, отличный от всех предыдущих, список хроники (о происхождении чеченцев), получивший название «Тарих Чачан». Как и в других тенденциозных трудах подобного типа, в сочинении утверждается об арабском происхождении чеченцев, а также других кавказских племен, что, отчасти, объясняется религиозным влиянием на составителей рукописей. Восхваляются местные владетели, мифилогизированное происхождение которых возводится к мусульманским героям раннего средневековья. Отметим также, что нижеприведенный текст представляет собой предисловие и историческое повествование, при этом лингвистическое исследование, приведенное в полной версии рукописи, в статье нами не приводится, как и религиозно-философское предисловие автора. Далее - текст: «...
Это документ об истории Чачана... Я утверждаю, что происхождение чеченцев восходит к арабам. И в этом нет никаких сомнений из-за доказательств, указывающих на это. И хвала Аллаху, по воле Которого одним из доказательств является [л. 5] рукопись об
истории происхождения чеченцев от арабов, а именно - из племени Курайш Ложь
и подделка в данном документе не допускаются. В нем говорится:
"Мы, трое братьев, сыновья господина Фулана (-ь-^Л о^э) вышли в "определённую дату"
из Шама (о1^Л)...", и так до конца их рассказа, часть из которых были арабы и часть остальных - были гумуки Они писали обо всех своих происшествиях,
переселениях, обоснованиях и разделениях. И когда старший из них умирал, тот, кто помладше, продолжал писать то, что происходило в их дни. И слава Аллаху, Свят Он и Велик, по воле Которого у меня появилась возможность получить этот документ копия, выполненная с оригинала). после возвращения чеченцев из Сибири.
В нем говорится, что один из знатных людей первого столетия хиджры (622-718. - З. Т. ), бывший одним из сыновей господина Аббаса аль-Курайши (ул_.Л ^Ь-с ^.^^¿Л) и
[известный] по имени господин-^ Али аш-Шамий (у.. ^Лс), являлся правителем
Шама [, где управлял] по законам Ислама; а именно - местности Нахчуван (^(с!^^. Он скончался там (да помилует его Аллах) и оставил после себя трех сыновей:
господина Абу-ль-Хана ( (у. ...II ^ с1_аЛ , господина Рашид-Хана (у+_.Л с1>) и
господина Хамзат-Хана ( (у. .II Они переехали к своему дяде по имени
аль-Гази господин Хамзат (^(^(-¿Л у._.II который жил в городе Кагизман
(с1о>с15; г. Кагизман в Карсской области Турции. - З. Т. ). Они прожили там около десяти лет. В этом городе скончался один из братьев - господин [Хамзат-Хан ^ (да помилует его Аллах). Затем они переселились в Ардарум (^(^^ />эЛ где прожили несколько
лет^. Там умер один из братьев - господин Рашид-Хан (да помилует его Аллах). После этого господин Абу-ль-Хан вместе со своей семьёй и племянником (сыном покойного
господина Рашид-Хана переселились в Халаб в котором провели
некоторое время.
Господин Абу-ль-Хан был человеком, мыслящим очень тонко и глубоко, с мужеством, направленным в правильное русло, и оправдывающей себя ревностью (т.е. в разумной степени. - З. Т. )... и поэтому не смог смириться с [обязанностью] быть [чьим-то]
подвластным после того, как его отец [сам] был правителем-^12!. Он стал искать ненаселенные места с благородными (по-видимому, плодородными. - З. Т. ) землями. Услышав о красоте земель Дегасты (чеч. Дег1аста - Отчизна; имеет географическое определение - Кавказ от Эльбруса до Каспийского моря. - З. Т. ), он обосновался там
вместе с теми, кто были с ним^13^ Остановился он у берега реки Басхан Баксан,
чеч. Басха - река, приток Терека, вытекает с подножья горы Эльбрус и течет по территории современной Кабардино-Балкарской Республики. -З. Т. ) и обосновался
там^14!. Вскоре он покинул этот мир^15^ оставив трех сыновей и четырех дочерей^16!. Верные имена [л. 6] сыновей: господин Шам-Хан (у_.Л господин Али (^Лс
и господин Фахру-д-Дин (^(у-. ^^э Они выдали замуж своих сестёр
за правителей Абазуя Старший из них женился на дочери правителя^20!,
которого звали Сурхо (21](9£>.]. Затем между ними вспыхнула война^22^ и они ушли^23-к благодатной местности, которая называлась "Берег реки Аргун" (24](^1. ^ с^Ц, и проживали там на протяжении почти 20 лет^25^ В этот период умер Али (да помилует его Аллах), оставив сына Аргуна (^(с^Ц, который был назван [так] в честь реки, у которой они поселились-^27!.
Потом появился падишах племени калмыков (^^лЛс; т.е. монголов), имя
которого Навраз-Хан (с1>]3^). Его армия приблизилась к этой местности (т. е. к берегу Аргуна, в район «Шина Суьйран юкъ» - современный поселок Пригородный г. Грозный. -З. Т. ), и тогда Аргун, Шам-Хан и Фахр-уд-Дин ушли оттуда[28], опасаясь зла армии
того проклятого, к местности под названием Махкити Спустя несколько лет
армия [хана] достигла и этих мест1301. И тогда они были вынуждены снова переселиться
в другое место под названием Нашах (311(2.^-1. На тот момент в этих местах (во-видимому, в горах между Нашхой - область нынешнего Галанчожского района ЧР - и аулом Карада. - З. Т. ) не было даже села, не говоря уже о городе; за горами тоже не
было никаких поселений, кроме села Карад (321(^>э1. Жители этого села были по происхождению турками в данном контексте, по-видимому, подразумевается
тюркоязычность местного населения или его связь с географическим Тураном. - З. Т. ). Также они были мусульманами, как и эти переселенцы1331.
Затем1341 пришёл Суракат
к местности Хунзах (36-(е1>^>1, а его брат, Кахр (371(>^э1, - в Кильбах (¿1+15; Кильбах, или Гельбах, Чир-Юрт, - село в современном Кизилюртовском районе РД. - З. Т. ) со своими семьями и последователями из знатных коптов (381(^+аЛ1. Они обнаружили это место пустым, без следов развалин [прежних
строений!, и пригодным для жизни1391. Они отправили письма в другие страны и народам [с приглашением1, и там скопилось (и они собрали?) очень много народа из иудеев и христиан. Газиями т.е. военнослужащими, воинами. - З. Т. ) являются гумуки
(о^+э^лс; т.е. кумыки, чеч. г1умкий. - З. Т. ); андийцы (о^л^аЛ) и подобные им - из евреев (о^^); и кубачинцы (о^+^+и!; чеч. куьпчий. - З. Т. ). И остальные горные
поселения - из тургутов (401(чт!9с>Л1 и гумуков, курджийцев (о+^и!; чеч. гуьржий -грузины. - З. Т. ) и гаджарийцев (о+и^аЛ; чеч. г1ажарой - персы, азербайджанцы. - З. Т. ). Затем Суракат и Кахр стали правителями этих племен (текст выделен мной. - З. Т. )". Закончился мой сокращенный рассказ из истории Чачана. Аллах лучше знает, что происходило ранее».
На этом данный список хроники («Тарих Чачан» И. Н. Несерхоева) завершается. В версии Н. С. Семенова и А. М. Салгириева, однако, читаем (продолжение): «Потом (после «Навруз-Хана». - З. Т. ) явился шах мутазилинов , по имени Таймасхан (в списке Арсануко - Темир-Хан, т. е. Тимур-шах. - З. Т. )... После. явился некто Темир-Султан-хан , шах мутазилинов, и завладел всем краем. Он предпринимал со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из
задуманного им достиг... Потом он возвратился из Сарисина[411 в Притеречный край и потом куда-то исчез. Войско его, сильно опечаленное, рассеялось. Большая часть этого войска поселилась на горах, в стране, называемой Награйни (буквально: [область1 меж двух рек. - З. Т. ), и после того в Награйни стали жить мутазилины (В списке муллы Арсануко: «Войска его (Темир-Султан-Хана), потеряв своего хана, рассеялись, и теперь живущие на пространстве от Сарисина до Койсу люди, не знающие своего происхождения, суть потомки их». - З. Т. ). Это было в 430 году (9.Х.1038-27.1Х.1039. -З. Т. ) после гиджрии.
Я, факир (т.е. бедный. - З. Т. ) Аргун, пятый [421 потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сураката и Кагара (Кахра, Кахара. -З. Т. ). Они были неверные, а я был мусульманин. Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака (т.е. «черный», или северный, Кайтаг. - З. Т. ), где стал имамом Шейх-Ахмат ,
получивший титул Зу-Сайфиль-Маслюли-Айшайхуль-Кабиру-Шагиду [431, прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом . Все они из дома пророка (корейши) - да будет над ними благословение и мир. Они распространили ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-Юрта. Кагара (Кахра. - З. Т. ) они убили^441, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли. Вскоре Шейх-Ахмат и Абдула были убиты (у муллы Арсануко:
«Шейх Ахмат и Абдулла были убиты в войне с Кагаром». - З. Т. ), остался один Абдул-Муслим, выступивший с своими войсками против Сураката, жившего в горах (у Арсануко: «жившего в Хунзахе». - З. Т. ). Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег все его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как Имам всего Дагестана и каждого мусульманина (у муллы Арсануко: «Сделался джайским князем». - З. Т. )[451. После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять
завладел потомок Сураката^461. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Божьего - да будет над ним благословение и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы (в сноске: «До земли осетин». - З.
Т. )[471, остался в их власти^481. Описанное произошло в 645 году после гиджрии (15^.1247-2^.1248. - З. Т. )».
Далее Н. С. Семенов пишет: «В конце рукописи Шамиля - кадия находится следующая приписка: «Эта летопись (надо подразумевать: составлена или переписана в год) появления нашего великого Имама Гази-Мухамеда гимрийского в 1244 году после гиджрии (14.VII.1828-2.VII.1829. - З. Т. ), который впоследствии, после третьего намаза
, в понедельник, 12 рабиуль-ахира 1248 года гиджрии^491, умер мучеником в рукопашном
бою во время сражения с неверными» [9, с- 219-2221.
Рассмотренный перевод списка хроники «Тарих Чачан» обнаруживает сведения, которые не известны из других списков, публиковавшихся ранее в материалах Х!Х-ХХ! вв. Подробности, касающиеся действий личностей «калмыцкого хана» Навруз-Хана, а также «братьев» Кахара и Сураката позволяют более детально рассматривать деятельность этих исторических фигур, а также событий, связанных с ними. В частности, это касается территории Чечни и Дагестана. Проведенный сопоставительный анализ позволяет заключить, что рассмотренный в статье список хроники «Тарих Чачан» - это более полный список хроники «Летопись выхода предков племени Нахчу из селения Нахчувана», хранившейся у ичкеринского кадия Шамиля Каратаева и опубликованной в 1895 году царским офицером Н. С. Семеновым с учетом разночтений списков Шахбулата Шахтемирова из Ножай-Юрта, Темурко Урусханова из Ярык-су-Ауха и муллы Арсануко из
Цонтароя [9, с- 213-2141.
В «Сказании об Аргвани» - амир [11, с- 171.
В списке Н. С. Семенова Аш-Шами носит титул «Сейедуль Умараи Султану Салатани» («Т. е. князь правителей и властелин властителей. Титул этот, - пишет Н. С. Семенов, -принадлежит арабским халифам и турецким султанам. В настоящем случае он употреблен, вероятно, для возвеличения предка Чеченцев»). Подобный же титул -«господин правителей, султан султанов» - в списке, переведенном А. М. Салгириевым
[7, с 34; 9' с- 2141. Поскольку в том же «семеновском» списке исход сыновей Аш-Шами состоялся из селения Нахчувана, можно считать, что Нахчуван был вотчиной этого господина либо центром некоего, вероятно, феодального, владения. Нахчуван - по-видимому, современный город Нахичеван (Коцакёй) Кагизманского района Карсской
области (вилайет) Турецкой Республики. В «Сказании об Аргвани» - «Нахшван»[11, сАбу Аль-Хан, или Абу Алхан; у Н. С. Семенова и Э. Авторханова - Абдул-Хан; у А. М. Салгириева - Абу-Хан, Абул-Хан; в «Сказании об Аргвани» - то же, Абу-л-Хан[7, с- 34; 9
с. 214; 11, с. 17; 12, с. 24!
[4! В «Летописи чеченского рода Гендригойского» приводится несколько иная версия. Согласно ей, еще при жизни отца (Ахмат-хана, тогда как в «Тарих Чачан» он назван «[саййид] Али [аш-Шами]») его сыновья, имена которых также отличны, отправились в горы Дегасты, т.е. Кавказа. Начинается повествование следующим образом: «Извещаю вас, что род наш пошел из города Шеми, что лежит отсюда на юг в Ассирии. Градоначальником Шеми был богатый и могущественный человек по имени Ахмат-хан. Владел Ахмат-хан многими землями, было много людей ему подвластных. Лучшие женщины города были в его гареме. Но красой и гордостью его были три сына: старший
- Шамхан, средний - Сеид Али и третий - Абас» [6, с- 298!.
У Н. С. Семенова исход братьев из Нахчувана состоялся в 17-й день месяца Раджаб
63 года по хиджре [9, с 214], т. е. 25 марта 683 года. В «Летописи чеченского рода Гендригойского»: «Прослышали сыновья о великих и богатых горах на севере, о горах Дагестанских (имеются в виду Кавказские горы; чеч. Дег1аста. - З. Т. ). Задумали братья итти к этим горам, разведать, сколько верно говорят о горах Дагестанских. С тяжелой скорбью отпустил Ахмат-хан своих сыновей в далекое и неизвестное путешествие. Со многими людьми, с семьями своими выехали братья на север. Несколько лет шли братья - прошли от моря и до моря, шли по берегу моря и вышли за горы Дагестанские в неизвестную, незаселенную страну» [6, с- 298-299].
У. Н. С. Семенова - Гази-Гамзат; у А. М. Салгириева и Э. Авторханова - Хамзат-Гази [7, с. 34; 9, с. 215; 12, с. 24]. в «Сказании об Аргвани» (список Г): «дяди их Саййид ал Гази и Хамзат» [11' с 17!.
[7! В оригинале ошибка: имя Рашид-Хан мы исправляем на Хамзат-Хан (как это указано у Н. Семенова и А. Салгириева) [7, с- 34; 9, с- 215].
^ Можно прочесть как «арда Рум» и «Ардарум» - «земля Рум» (Византия) либо «Арзурум» (Эрзурум - областной центр в современной Турции). У Н. С. Семенова и А. М. Салгириева - Арзуман (отождествлен с Эрзурумом) [7, с 34; 9' с- 215]. В «Сказании об Аргвани» - «в сторону Рум» [11, с- 17]. У Э. Авторханова - Арзимаш [12, с- 24].
У Н. С. Семенова, А. М. Салгириева, Э. Авторханова и П. И. Тахнаевой - 6 ле[7, с-34; 9, с. 215; 11, с. 17; 12, с. 24!
В «Сказании об Аргвани» (списки В, Г): «и женой и сыном брата их Рашид-хана»[11 с. 17!
Халаб, или Халиб, возможно, Алеппо, но более вероятно - историко-географическая область на юго-восточном побережье Черного моря, где проживали халибы [5, с 304, 317, 371]. У Н. С. Семенова - «Галиб». Также читаем: «В рукописи Арсануко стоит:Халиб . Народ халибы , по свидетельству греческих и римских писателей, обитал на юго-
восточном прибрежье Черного моря» [9, ° 215]. Интерпретация Н. С. Семенова адекватна маршруту движения миграции героев рукописи. У А. М. Салгириева - «Халбар». В других списках, упоминаемых автором, - «Халоб». Исследователь отвергает вероятность тождества «Халаба» с сирийским Алеппо, отмечая очевидное несоответствие расположения города Алеппо относительно маршрута мухаджиров и указывая на
большую вероятность интерпретации Н. С. Семенова (переселенцев)^———341. В «Сказании об Аргвани» - Халабар (в унцукульском списке - Халабур)[11, с 171. У Э. Авторханова - Хабаб [12, с- 241.
В данном списке отсутствует упоминание о женитьбе племянника Абу-Хана,
оставшегося в Халибе, на дочери «князя неверных» Албулата (Ал-Булата)[7, с 34; 9 с'
В «Сказании об Аргвани» (унцукульский список): «сына Рашидхана, Мусу, мы
оставили там, женив на дочери неверного хана Альбулата» [11, с- 171. Согласно списку Н. С. Семенова, причиной исхода братьев из Нахчувана послужила смерть их отца и переход власти к «Омару-бену-Хасану-Шами» (Умар, сына Хасана). То же у А. М. Салгириева. В «Сказании об Аргвани» сообщается о преследованиях, которым подверглись сыновья Али аш-Шами, что и послужило причиной их исхода из Нахчувана
[7, с. 34; 9 с. 215; 11, с. 171. в данном предложении «Тариха Чачан» о нежелании Абу-ль-Хана быть чьим-то подвластным из-за своего благородного происхождения, возможно, речь идет об Альбулате или Умаре бин Хасане.
[131 По списку Э. Авторханова: «Там, оставив Абдулхана одного (в Хабабе. -З. Т. ), это семейство переселилось; тогда этот брат женился на дочери неверного (христианского) князя Албулата, ушел в какое-то пустое (необитаемое) место» [12, с- 241.
У Н. С. Семенова: «Там он построил несколько каменных башен». У А. М. Салгириева - то же [7, с- 34; 9 с- 2151. в «Сказании об Аргвани»: «построили укрепления и дома». Там же: «Здесь родился сын, имя его Б.схан, данное потому, что так называлась река» [11, с-171. У Э. Авторханова: «Там была небольшая речка под названием Басхан. Они остановились на горе Бештав, а у его сына Элиха родилась дочь. Девочку они назвали Бештав, [а1 гору оставили этой девочке. С именем этой горы (?) они остановились у
берега реки Басхан» [12, с- 241.
Согласно Н. С. Семенову, ему было 90 лет; у А. М. Салгириева - 60 [7, с- 34; 9 с- 2161.
[161 У Н. С. Семенова и А. М. Салгириева уточнены имена сестер: Захида, Фатима, Хабиса (у А. М. Салгириева - Хасиба; в унцукульском списке «Сказания об Аргвани» -Хабсат), Зайнаб (в списках Б и Г «Сказания об Аргвани» вместо Хабисы упоминается
Джаниса) [7, с- 34; 9 с- 216; 11, с- 181. у э. Авторханова: Захидат, Петимат (Фатима),
Хажата, Зайнаби [12, с- 241.
[1711 А с-сайид Али. То же, что и «господин Али». У Н. С. Семенова - «Сеид-Али»; у А. М. Салгириева - «Саййид^али» [7, с- 34; 9 с 2161.
В «Сказании об Аргвани» - Факр ад-дин. Там же сообщается об Абу-ль-Хане: «Он умер 90 лет от роду. Эти записи - от Абу-л-хана...» [11, с- 181.
У Н. С. Семенова Шам-Хан от первого лица утверждает: «В 153 году после гиджрии (770 г. - З. Т. ) я выдал сестер своих замуж за князей Абазака и у них взял жену, дочь
Сурхая» [9, с- 2161. в «Сказании об Аргвани»: «После смерти их отца Абу-л-хана он (Шам-Хан. - прим. авт. ) выдал своих дочерей за амиров Абизик, и сам он женился на дочери одного из этих амиров». В унцукульском списке: «Я, бедный, второй Шамхан...» [11, с- 181. Абазуй, Абазак, Абизик - по-видимому, земли абазин (горы и предгорья к западу от
Эльбруса). Н. С. Семенов полагает, что это Абхазия, уточняя, что в нее «.летописец включает Кабарду» [9, с- 216].
В «Сказании об Аргвани»: «.сам он (Шам-Хан. -З. Т. ) женился на дочери одного из этих амиров». В списке Д: «она Азас, дочь Сурхая»; в унцукульском списке - Азай -Ш-1 с 18!. То есть Шам-Хан женился на дочери Сурхо по имени Азай.
[21] Сурхо, Сурхи, Сурхай. У А. М. Салгириева - «Сур-1али» [7, с- 34; 9, с- 216; 12, с- 24].
В «Сказании об Аргвани»: «Затем между ними начались раздоры и тяжбы (в списке Д: «из-за этих сестер, отданных им». - З . Т. ), и убил тогда мой слуга одного из их братьев. (Д: «его имя Муртузали». - З. Т. )» [11, с 18!.
^^ В «Сказании об Аргвани»: «.поэтому мы были вынуждены уйти из Б.схана.». В унцукульском списке: «Все наше имущество осталось в горах Бишду, а название горе дано по имени дочери нашей сестры». В списке Д: «все наше имущество осталось на горе Б.схана» [11, с- 18, 19].
[24] Аргун - река в Чеченской Республике. В «Сказании об Аргвани»: «.на место близ речки, где построили крепкие дома из-за страха перед амирами Абизика» [11, с- 19].
[25!! Н. С. Семенов пишет: «В рукописи Арсануко стоит: Сеид-Али остался жить в ауле Чечен . Аул этот существует и теперь; он лежит на левом берегу Аргуна, верстах в 15 от
г. Грозного» [9, с- 216]. у а. М. Салгириева также утверждается об основании здесь села Г7, с. 34!.
Согласно унцукульскому списку «Сказания об Аргвани», Аргун родился «на третий год» Г11, с. 19!.
[27] У Н. С. Семенова уточняется, что Фахр-уд-Дин (Фахруддин) поселился в местности «Байна-Саврайни», о котором исследователь пишет: «Название Байна-Саврайни мне неизвестно, но в рукописи Арсануко вместо него стоит другое - Сюрин-корт (вечерняя вершина).» [9, с- 216!. У А. М. Салгириева: «.посреди Саврайна (или Сурайна)» [7, с- 34].
Согласно списку Н. С. Семенова, Шам-Хан «.ушел вНашах » сразу после переселения Фахр-уд-Дина в «Байна-Саврайни», т. е. еще до упоминания «Навруз-Хана»
[9, с- 216!. То же у А. М. Салгириева[7, с' 34]. Надо полагать, версия, приводимая в рассматриваемом списке, как нам представляется, более верна. Таким образом, в результате действий «Навруз-Хана» Аргун и Шам-Хан покинули аул «Чечен», а Фахр-уд-Дин - «Шина Суьйран юкъ».
В «Сказании об Аргвани» после упоминания переселения мухаджиров к реке Аргун и рождения (на третий год) у Саййида Али сына (Аргуна) сообщается: «В нем жил Саййид Али (в списке В: «Фахр ад-дина мы устроили между двумя укреплениями». - З. Т. ), я же (т.е. Шам-Хан. - З. Т. ) поселился в Н.х.ша. Это было в 213 г.х». В сноске П. И. Тахнаева сообщает: «В списках В, Г - «и я построил укрепления»; Д - «здесь я нашел слепого человека по имени Ф.ш., у него было много людей, они бежали, боясь меня , когда я построил там укрепления и сделал его своим местом жительства»; в унцукульском списке - «слепого человека по имени Наш-Наш, у него было много своих детей» [11, с- 19]. У А. М. Салгириева: «Саййид-Али поселился у берега этой (Аргуна. -З. Т. ) реки. А
Фахруддину мы избрали место посреди Саврайна (или Сурайна). А я (Шам-Хан. -З. Т. )
стал жить в Нашхе, построив там башню (крепость). Это было в 213 г. х.» [7, с- 341. в чеченоязычном списке («Тарих Чачан») Э. Авторханова: «Я и Шамхан отправились в
Нашху, построили там укрепленную башню в 313 году [после} хиджры Пророка» [12, с-
[291 Махкеты - село в современном Веденском районе ЧР, которое, однако, образовалось лишь в 1840-е гг. По Н. С. Семенову в «Махкеты» (вероятнее всего, Мехельты) переселились Аргун (сын господина Али, или Саййида-Али) и Фахр-уд-Дин, Шам-Хан уже умер, а его сын, «Гамзат» (т. е. Хамзат; у А. М. Салгириева - Хамзат-Хан), жил в «Нашахе» в своей башне. В Мехельтах Фахр-уд-Дин и Аргун «прожили десять лет». При этом в обеих версиях (Семенова и Салгириева) утверждается, что, покидая плоскость,
Аргун оставил (либо разделил) равнинные земли своим братьям [7, с- 34; 9 с- 217, 2181. в «Летописи чеченского рода Гендригойского» также «Махкеты»: «.И основали братья селение Махкеты, что значит "пришедшие к желаемой земле". 10 лет прожили братья в селении Махкеты. И во всех их делах было благополучие. Род их увеличивался и стало братьям тесно жить в одном селении. И решили они искать другое место, удобное для поселения, для посевов и скотоводства. И нашли они большую реку, на которой один из братьев, Сеид-Али, основал селение, и назвал реку и селение по имени сына своего -Аргун. Третий брат Абас, после долгого исследования местности, основал селение Нашхай, в верховьях реки Аргуна. Нашхай - страна, откуда вышли гендригойцы». А также: «Старший брат, Шамхан, владел селением Махкеты. После основания этих трех селений было основано еще одно - Гордали, по имени сына Шамхана. Кроме этих
четырех селений, больше никого в те времена в Северном Дагестане не было» [6, с- 2991. В «Сказанииоб Аргвани» - «Махинта». П. И. Тахнаева отмечает в сноске: «В унцукульском списке - "Мах^ида", в списке Е - "Махкеты"». Согласно «Сказанию.» (списки В, Г) Аргун и Фахр-уд-Дин жили здесь «.10 лет, но у них не было укреплений» [11, с. 191
[301 В данном списке опущены сведения о возникновении села Аргвани современного Гумбетовского района РД. У Н. С. Семенова читаем: «Однажды мы (Хамзат - сын Шам-Хана. - З. Т. ) с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун переселился на это место и там образовался большой аул, названный Аргуном . Фахруддин не остался там, а
перешел на жительство ко мне в Нашах» [9, с- 2181. В списке у А. М. Салгириева в «Аргуне» остались жить оба: Аргун и Фахр-уд-Дин. «Аргун остался жить на той горе, -сообщается в списке, - совсем скоро там возник большой аул, которому дали имя Аргун.
А Фахруддин, передумав, переселился ко мне, в Нашху» [7, с- 34, 351. Следует отметить, что название селения Аргун написано через гортанный звук г , который не передается кириллицей, а арабской графикой отражается буквой (¿). Гумбетовский аул Аргвани на чеченском называется «Аьр^ана», что наиболее близко к оригинальному звучанию названия села Аргун из рукописи («Арг!ун»). Нет сомнений в том, что это одно и то же село.
Вероятно, селение Нашах, или область, позднее получившая название Нашха. У Н. С. Семенова утверждается, что Шам-Хан ушел в «Нашах» сразу после поселения Фахр-уд-Дина в «Байна Саврайни». В Нашхе, согласно этому списку, им была построена каменная башня и это «.было в 213 году после гиджрии», т. е. в 828/829 г. Здесь Шам-Хан скончался, после чего «.в Нашахе образовалось тринадцать колен» [9, с- 216-2171. в
«Сказании об Аргвани» читаем: «Затем Шам-хан умер в Н.х.ш. После его смерти там осталось 13 фамилий» -Ш"—с—19]. У А. М. Салгириева: «Затем в Нашхе от них образовалось 13 тайпов» [7, с- 34]. У Э. Авторханова: «Затем скончался Шамхан; после постройки башни они разделились на 13 тайпов» [12, с- 24].
[32!! По-видимому, селение Карада современного Тляратинского района Республики Дагестан. Н. С. Семенов считает, что это Карата (современный Ахвахский район РД). В опубликованной им версии также читаем: «В то время на горах, кроме аулов Аргуна и Карата , других не было». В сноске автора также сообщается: «В той же рукописи (муллы Арсануко. - З. Т. ) рядом с названными аулами стоит еще Нашах» [9, с 218]. То же у А. М. Салгириева [7, с- 35]. в «Сказании об Аргвани»: «В той области было в то время только два селения - Куруда и Аргуниб» [11, с' 20!. Там же: «Не было построено в области гор иного селения, кроме селения Аргуни, если не считать селения Куруда, владельцем и основателем которого был человек из рода Хайбара (в сноске П. И. Тахнаева пишет: «В списке Д - переписано из записей Большого Шамхала ал-Иргани с
текста Али Хаджияв ал-Иргани» [11, с 22]. Таким образом, согласно данной хронике, на горном пространстве в 111 км (от аула Нашах до Карада) в годы правления Навруз-Хана было лишь три крупных поселения-города: Нашах, Аргвани и Карада. Об отсутствии населенных пунктов вообще речи не идет хотя бы потому, что в хронике упоминается Махкеты/Мехельта.
^З3 В «Летописи чеченского рода Гендригойского» читаем: «Основав эти селения и укрепив свой род в богатой стране, ими открытой, братья известили своих родственников в городе Шеми, и с того времени стали переселяться и другие роды племени Нохча
(чеченцы). Записываю это в году 430-м от появления Магомета» [6, с 299]. ^З4 У Н. С. Семенова и А. М. Салгириева - «тогда же» [7, с- 35; 9 с- 218!.
^З5 Суракат (Сурак, Сурак-хан, Суррокъат, Сукрат) - основатель династии хунзахских нуцалов [9, с. 218, 219, 221; 10, с. 105; 11, с. 22; 13, с. 98, 102!.
Хунзах - административный центр современного Хунзахского района РД. ^ Кахр (Кахар, Кагар) Р, с- 35; 9, с- 218, 221].
^З8 У Н. С. Семенова читаем: «Тогда же пришли в Авар (в Аварские горы) ханы Кабатийские Суракат и Кагар . Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте. Это было в 370 году после гиджрии». Далее в сноске: «В рукописи Арсануко. оба князя называются братьями. Некоторые сведения о Суракате и Кагаре, по крайней мере, о
первом из них, называемом Сураке , имеются в дагестанских летописях.» [9, с 218-219]. В «С ка з а нии о б А ргв а ни»: «В это в ре мя по я в илис ь а мир А в а рис та на и бра т е г о с о
стороны реки из Чирюрта. Оба они кяфиры, из иудеев» [11, с 20!. У А. М. Салгириева: «Тогда же пришли "кибтийские" князья Суракат и Кахар, Суракат поселился в Аваре (так
называется эта гора), а Кахар - в Чир-юрте. Это случилось в 370 году хиджры» [7, с- 35!.
^З9 В «Сказании об Аргвани»: «Они построили в этих местах многочисленные и сильные укрепления. Они нашли в этих местах рудники золота, серебра и железа, оба они жили в таком состоянии 112 лет». В списке Е той же хроники: «Тогда же пришли в Аварию (Аварские горы) ханы Катабийские Сукрат и Кагар. Сукрат поселился в Аварии, а Кагар
- в Чири-Юрте. Это было в 370 году после хиджры» [11, с- 201.
[401 Тургуты (ч^е^Л), или торгуты, - монгольское племя ойратской группы. М. Агларов указывает на участие монголов, чеченцев и кумыков в этногенезе андийцев [1, с- 231.
[411 В списке А.М. Салгириева имеется следующая запись: «А Сарисин лежит между двумя холмами, между Абзаком и Кармуком» [7, с- 351.
[421 На этом месте Н. С. Семенов делает дельное замечание: «Явная ошибка. Отец Аргуна Сеид Али, брат Шам-Хана - представитель третьего поколения, поэтому Аргун является представителем четвертого, а не пятого поколения. Ошибка, по всей вероятности, принадлежит позднейшему списывателю рукописи, введенному в заблуждение тем, что выше рассказ ведет от представителя четвертого поколения Гамзата, сына Шам-хана. Таким же путем проникли, должно быть, в рукопись и все хронологические ошибки» [9, с- 220-2211.
[431 У Н. С. Семенова: «Владетель обнаженного места, старик преклонных лет и мученик за веру» [9, с- 2211.
[441 Нам неоднократно приходилось сталкиваться с употреблением в хрониках глагола «убили» в случаях, когда в действительности речь шла о поражении «убитого», а не его гибели. К примеру, в рукописи Султана-Казы-Гирея утверждается, что в 1362 году чеченцы «убили Мамакая» (Мамая), тогда как в действительности речь шла о его
поражении [3, с 4(497)1. То же можно сказать и об утверждениях об «убийстве» Кагара и Сураката.
[451 В «Сказании об Аргвани» читаем: «Затем появился ислам со стороны восхода солнца в 900 г. х. (1494 г.), начиная от Гарахайдака вместе с известным шейхом Ахмадом, Абдаллахом и Абд ал-Муслимом, при них был посох Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует» [11, с- 211.
[461 По-видимому, речь идет о старшем сыне Сурака, Байре [13, с- 1021.
[471 В «Сказании об Аргвани»: «вплоть до границ Б.сса». И далее: «Образовалось много селений, которые обложили хараджем в пользу амиров Хунзака» [11, с- 221.
[481 В «Сказании об Аргвани»: «В его (потомка Сурака, «Хана Зака». -З. Т. ) руках оказалось правление Аваристаном. Род его был многочисленным, и власть переходила от одного к другому, и все амиры Хунзака были из рода Сураката. В их руках оказался весь Дагестан вплоть до Н.хшина. Они брали с жителей, когда они обосновались на горах, харадж за горы, овец, скот, исключая гору селения Аргун, а это была гора святых. вплоть до горы Кирбит (в унцукульском списке: «горы авлиев вплоть до горы
Цанта». - З. Т. ).» [11, с 221.
[491 Известны месяца Раби -уль-Авваль и Джумаада-ль-Ахыра . Если речь идет о первом месяце, то указанная дата соответствует 9 августа 1832 года; если о втором - 6 ноября 1832 года.
М/ г*1
■ Г*¿Ь /Же 7 <и)2 (У
¡и '
у^/у* ^ (¿^Л^Л
<>¿11/90
С/^^Р¿>¿¿¿1}<£¿>¡^(2 >
у№
Библиография
1. Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002. 304 с.
2. Виноградов В.Б., Чокаев К.З. Древние свидетельства о названиях и размещении нахских племен // Известия (ЧИНИИИЯЛ). Археолого-этнографический сборник. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1966. Т. VII. Вып. I. С. 42-88.
3. Гребенец Ф.С. Курганы в окрестностях станицы Змейской (Терского казачьего войска) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1915. Вып. 44. С. 494-523.
4. Извещение // Таллам. 2020. №1(18). С. 73-76.
5. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д: Изд. «Русская энциклопедия». Ростовский-на-Дону филиал, 1990. 400 с.
6. Костерин А. По Чечне. Путевые наброски // Перевал. Сборник № 2. М.: Государственное издательство, 1924. С. 288-306.
7. Салгириев А. М. Летопись об исходе чеченцев из Нахчувана (перевод и
комментарии) // Таллам. 2019. №2(17). С. 33-35.
8. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. II. Извлечения из персидских сочинений / Сост. В.Г. Тизенгаузен, А.А. Ромаскевич, С.Л. Волин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 305, [3] с.
9. Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб.: Тип. А. Хомского и Ко, 1895. XVIII, 488 с.
10. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. 726 с.
11. Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий: исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана); Институт востоковедения РАН. М.: «Восточная литература», 2012. 485 с.: ил.
12. Тесаев З.А. Рукопись Авторхановых (текст, комментарии) // Таллам. 2020. №1(18). С. 23-26.
13. Шихсаидов А.Р. Дагестанские исторические сочинения / Сост. А.Р. Шихсаидов, Т.М. Айтберов, Г.М.-Р. Оразаев. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 302 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Хроника «Тарих Чачан», составленная Изнауром Несерхоевым (перевод и комментарии) // Исторический журнал: научные исследования. Историки редко могут использовать копии документа, разбросанные по времени почти на полтора столетия. Возникающие при этом сложности сопряжены не только с необходимостью хорошо знать язык оригинала, богатство его словарного состава, а также динамику использования и понимания лексики. Заслуга автора заключается во внимательном и тщательном сравнении разных копий, выяснении разночтений. Эти разночтения и являются, фактически, предметом исследования. Актуальность статьи определяется тем, что она посвящена проблемам зарождения отдельных народов в процессе освоения новых земель, формирования их языка и культуры. Эти проблемы в последние годы привлекают все больше внимания исследователей. Доказательством этого процесса являются интересные, богатые по содержанию и выдвигаемым проблемам издания, появляющиеся в научных центрах РФ. Новизна работы определяется не только выбором источника, но и привлечением сопоставительного метода. Исследование проведено на конкретном материале одного источника, который имел несколько различных копий, которые несколько раз опубликованы. В данном случае анализируется опубликованные арабоязычный и чеченоязычный оригиналы. Они сравниваются со списком хроники о происхождении чеченцев, получивший название «Тарих Чачан» И. Н. Несерхоева. В этом сочинении утверждается арабское происхождение чеченцев и других кавказских племен, но приводятся такие подробности, которые касаются действий «калмыцкого хана» Навруз-Хана, Чечни и Дагестана, монгольского племени ойратской группы. Таким образом, приведено мнение об участии монголов, чеченцев и кумыков в этногенезе андийцев. Данная статья написана в лучших традициях отечественного источниковедения и содействует развитию генеалогии восточных родов и фамилий, показывает хорошее знание местной топонимии, хронологии и других наук. Но главное внимание уделено проблеме возникновения народов Кавказа, показано зарождение межнациональных взаимоотношений. При сопоставлении разных копий автор,
фактически к каждому слову или словосочетанию дает примечание, значительно расширяющее информационное поле. Некоторые комментарии показывают, что автор обладает широким кругозором и обширными познаниями в разных вспомогательных дисциплинах и умело использует их в своем повествовании. Упоминая некоторые географические названия, потому что обязательно указывает, как эта местность называется в начале XXI в. и в какой стране она находится. Автор выявляет, как проникли в рукопись хронологические ошибки. Стиль, структура, содержание статьи соответствует научному стилю, обогащенному обширными цитатами из арабского языка. Библиографический список демонстрирует хорошее знание исторической и современной литературы. Проведенная автором работа может стать поучительным образцом источниковедческого анализа. Статью рекомендую опубликовать, что будет способствовать развертыванию новой ступени дискуссий о происхождение народов Кавказа.