Научная статья на тему 'Новый источник по истории Дагестана и Чечни XVII-XVIII вв'

Новый источник по истории Дагестана и Чечни XVII-XVIII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
682
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ЧЕЧНЯ / АРГВАНИ / ТУРУРАЛ (ТУРЛОВЫ) / СУРАКАТ. SHAKHBAN M. KHAPIZOV PHD (IN HISTORY) / DAGESTAN / CHECHNYA / ARGVANI / TURURAL (TURLOVS) / SURAKAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хапизов Шахбан Магомедович, Шехмагомедов Магомед Гаджиевич

Статья посвящена введению в научный оборот нового источника по истории Дагестана и Чечни XVII-XVIII вв., которое условно можно назвать продолжение «Тарих Аргвани». Вместе с тем, в данном источнике описываются и события, не имевшие прямого отношения к Аргвани, как-то возникновение антиколониального движения шейха Мансура (1785-1791). Основное внимание в источнике уделено земельному вопросу, а также выяснению принадлежности тех или иных спорных территорий, расположенных большей частью вдоль современной границы Дагестана и Чечни. Также источник позволяет уточнить некоторые спорные моменты социальной истории северного Дагестана, а именно выясняется, что в Аргвани правили представители фамилии Турурал (Турловых), т.е. боковой ветви аварских нуцалов, правивших в северной части горной Аварии и восточной части предгорной Чечни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хапизов Шахбан Магомедович, Шехмагомедов Магомед Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый источник по истории Дагестана и Чечни XVII-XVIII вв»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ XVII-XVIII ВВ.

Хапизов Шахбан Магомедович к.и.н., н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. markozul@mail.ru

Шехмагомедов Магомед Гаджиевич н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. Аннотация:

Статья посвящена введению в научный оборот нового источника по истории Дагестана и Чечни XVII-XVIII вв., которое условно можно назвать продолжение «Тарих Аргвани». Вместе с тем, в данном источнике описываются и события, не имевшие прямого отношения к Аргвани, как-то возникновение антиколониального движения шейха Мансура (1785-1791). Основное внимание в источнике уделено земельному вопросу, а также выяснению принадлежности тех или иных спорных территорий, расположенных большей частью вдоль современной границы Дагестана и Чечни. Также источник позволяет уточнить некоторые спорные моменты социальной истории северного Дагестана, а именно выясняется, что в Аргвани правили представители фамилии Турурал (Турловых), т.е. боковой ветви аварских нуцалов, правивших в северной части горной Аварии и восточной части предгорной Чечни. Ключевые слова:

Дагестан, Чечня, Аргвани, Турурал (Турловы), Суракат.

Shakhban M. Khapizov PhD (In History), Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation markozul@mail.ru

Magomed G. Sheykhmagomedov Researcher,

The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Annotation:

The article is devoted to the introduction of a new source on the history of Dagestan and Chechnya in the XVII-XVIII centuries into the scientific circulation. It can be conditionally called the continuation of "Tarih Argvani", since all the main events are recorded by the Argentines and are dedicated primarily to the history of this community. However, this source also describes events that were not directly related to Argvani, for example: the emergence of the anticolonial movement of Sheikh Mansur (1785-1791). The main focus of the source is on the land issue, as well as clarifying the ownership of certain disputed territories, mostly located along the modern border of Dagestan and Chechnya. The source also allows clarifying some controversial points in the social history of northern Dagestan. This refers to the board in Argvani the clan of Turural (Turlovs), i.e. the lateral branch of the Avar Nutsals. Turural ruled in the northern part of the mountain accident and the eastern part of the foothills of Chechnya.

Keywords:

Dagestan, Chechnya, Argvani, Turural (Turlovs),

Surakat

Среди средневековых дагестанских исторических сочинений немаловажное место занимает «Тарих Аргвани». В нем основное внимание уделено формированию общины сел. Аргвани, а также обстоятельствам, сопутствовавшим этому событию. Согласно сочинению, аргванинцы - потомки курайшитов, вышедших из Дамаска. Через территорию исторической области Курдистан и Армению они попали на Северный Кавказ и в итоге нашли пристанище в горном Дагестане. Здесь им, якобы, пришлось не только распространять ислам, но и столкнуться с аварскими нуцалами, среди которых выделяется Суракат.

А.Е. Криштопа характеризуя «Сказание об Аргвани» как историко-публицистическое сочинение, датирует его оформление XVI веком [2, с. 28]. Однако, как следует из самой хроники, ее автором является именно хаджжи 'Али, сын Хасана ал-Аргуни. Нисба ал-Аргуни связана с известным в Дагестане древним селением Аргвани (ныне Гумбетовский район Дагестана; арабская письменная форма Аргун). В тексте «Тарих Аргвани» указано, что ал-Аргуни в 1740-х гг. отправился в хадж. В Мекке и окрестностях он прожил около шести лет и на обратном пути задержался в Сирии. В Дамаске он прожил один год и как следует из текста сочинения, изучал причины и обстоятельства переселения его предков из Сирии в Ар-гвани. Вернувшись на родину, он вскоре написал сочинение, в котором изложил свое видение истории своего родного селения. Написано сочинение в 1165 г.х. (начался 19.11.1751 г.) [5, с. 22-23].

Вернулся он из хаджа, вероятно в 1750 г., поскольку мы имеем сведения о том, что в этом году он занимал должность кадия в селении Чиркей. В Фонде восточных рукописей имеется рукопись «Хашийа 'ала шарх Чарпарди», которая переписана в 1164 г.х. (начался 30.11.1750 г.) Мухаммад-Султаном сыном Гази-Мухаммада из Мехельты во время учебы у кадия Чиркея - Али сына Хасана из Аргвани. Также нам удалось выявить памятную запись, согласно которой он умер в 1173 г.х. (начался 24.08.1759 г.). Итак, хаджжи 'Али б. Хасан ал-Аргуни, ал-Авари (ум. 1759-60) - средневековый дагестанский ученый, известный своими сочинениями по исламскому праву и истории. Назир ад-Дургели называет его выдающимся ученым-правоведом, автором нескольких трудов по «вопросам мусульманского права и другим наукам» [4, с. 53], однако, к сожалению, исследователям не удалось выявить ни одного его сочинения.

Поскольку само сочинение «Тарих Аргвани» было подробно исследовано и переведено выдающимся дагестанским востоковедом А.Р. Шихсаидовым, но, к сожалению, еще пока не опубликовано, мы не будем обращаться к данной теме, ожидая выхода в свет данного исследования. Но вместе с тем, должны указать, что нам удалось выявить ранее неизвестный источник - своего рода продолжение хроники «Тарих Аргвани».

Публикуемый источник был обнаружен авторами во время археографических изысканий в горных районах Дагестана в 2014 г., а именно в сел. Заната Шамильского района среди коллекции рукописей местного жителя Магомеда Исламова. Сочинение написано на арабском языке (рис. 1-4) каламом на листах ученической тетради без обложки (формат 20x16,5 см). В тетради записаны тексты нескольких дагестанских хроник: «Дербент-наме», «Тарих Дагестан», «Тарих Аргвани», опубликованная нами «История Анкратля» и др. Текст (всего 4 страниц) данного источника записан размашистым насхом, синими чернилами.

В конце текста имеется записка переписчика: «Все это передалось в виде записей от прежних отцов до наших дней. Завершилось в пятницу раджаба 1365 года (месяц начался 1.06.1946 г.) рукой немощного Мухаммада ал-Занати». Это алим из сел. Заната Кодочил Му-хаммад (ум. 1952 г.), который, как видно, помимо изучения религиозной литературы проявлял интерес к истории родного края. В колофоне одной из хроник, переписанных Кодочил Мухаммадом, он замечает: «Я по мере сил постарался собрать эти хроники (таварих) с разных мест, в том числе из областей (вилайа) Гидатль и Хунзах. Однако многие из них содержали в себе ошибки». Видимо, данный источник также был скопирован им из другой рукописи.

Ниже мы приводим перевод исследуемого нами источника, который записан сразу после «Тарих Аргвани» после отрывка, повествующего о том, что нуцалам, сидевшим в Хунза-хе принадлежали земли от реки Яси (Аксай) до «Нахшу» (Галанчожский район Чечни на границе с Ингушетией).

Перевод текста:

[1] И я бедный Абубакр сын Хамзатали сына Магди сына Хамза сына Али сына Хангиши сына Тавби сына Ханбулата сына Умара сына Шамсудина сына Шахвали (Шагьвали) сына Мухаммада и все они из Аргвани. 27 [человек] являются [моими] прежними предками. И было их три брата по отцу, и были у них 9 дядей. Среди них было 2 правителя не из их рода.

[2] Это были 2 брата из мехельтинцев (мелъел). И они были из рода Сураката. В один день (однажды) ишак вернулся домой с отрезанными ушами и мы разузнали, что это сделал Амирали, и он был неверным (?). Они убили его в своем же доме и сбежали в Аймаки, где прожили 10 лет. Затем ушли в Азайну, где также остановились на 3 года. Затем в Алиюрт, который находился в стороне Мичика (Мичикъ), где обосновались и построили себе жилища. И это было так.

Я Са'ид (Саг1ид), сын Сайида, сына Умара, сына Абдулвали находился в Мичике вместе со своими отарами (овцами) рядом с Лабу сыном Абдулвали ал-Аргвани. В это время между Лабу и Сасалу произошла ссора по поводу земли - участка, на котором мы находились. И тогда мы отправились к правителю Хунзаха для разрешения спора. Правителем [Аргвани] в это время был Шагьвали и он определил, что право на участок принадлежит Лабу сыну Аб-дулвали ал-Аргвани. Затем еще случился спор вторично, по поводу права на гору Цанта (Ц1ант1а) и право таким же образом получил Лабу и Рос. И это - владения моих предков. Затем Рос отдал Юсуфу сыну Хамза ал-Аргвани - Цанта, Мечколо (Меч1коло) и участок Ла-

Том. 1. № 2. 2018

бу. Затем Салимхан купил за деньги (г1арац) и три бурки у Лабу ал-Аргвани и она оставалась в руках Салимхана до тех пор, пока аргванинцы не выкупили ее у Салимхана за 30 овец. Сейчас же эта земля принадлежит аргванинцам и спор, таким образом, был разрешен и продолжает оставаться таковым.

[3] И вся гора принадлежала Аргуну - правителю Аргвани. И те горы не ушли из его рук, кроме как продажей и покупкой. И время это [когда она] была в руках Амирали ал-Мехелти. И это произошло в 1110 году (начался 9.07.1698 г.).

И со времен Сураката - правителя Аваристана, горы аргванинцев не облагались каким-либо налогом. Я бедный Мухаммадхаджи сын Абдулкадира сына Мусы сына Муртазали сына Чергеса ал-Аргвани // будучи с Булатом, а он являлся рабом правителя Султанхана и был он [в то время] пожилым стариком и когда правители Авара захотели получит налог с гор Аргвани, с чем те не согласились и ничего не хотели давать. И они нашли эти тетради (даф-тар) в руках правителя Султанхана и тогда они [правители Авара] согласились с тем, чтобы не брать какой-либо харадж после того, как увидели эти записи, так как аргванинцы были коренными по происхождению и исконно населяли эти земли. И заключили соглашение таким образом. И не стали брать с них что-либо. Произошло это в 1190 году (начался 20.02.1776 г.).

Я бедный Голо (Гъоло) сын Хана сына Байкура (Байкъур) сына Зирара ал-Аргвани в один из дней сотворенных Аллахом, а это была пятница благословенного месяца мухаррам, отправился в Мехельту к правителю (амир) - Мусе и он мне показал эту тетрадь и это ишки (?) и прочитал мне ее содержание. И я захотел переписать оттуда то, что записано предками. И я отдал тому, кто ее переписал 1 куруш (къуруш), серебряное кольцо и васат1а (?) из серебра. И переписчиком был Амир сын Мусы ал-Мехельти и оставил его в руках правителя [4] переписав его так, как его составил прежние отцы. И в то время войска русских были рассеяны везде, всюду и говорили, что «следует забрать оружие у мужчин и снять шаровары с женщин». И так продолжалось 6 лет, после чего между ними и жителями Чачан произошла битва и войска русских убежали. И весь Дагестан оставался, как и раньше. И мне в то время было 93 года. Это произошло в 1195 году (начался 27.12.1780 г.).

Затем я, бедный Хасан сын Хаджи ал-Аргвани увидел имама в Алды и я в то время находился в возрасте 60 лет. Я отправился к нему. Это был высокий мужчина. Его голову покрывали длинные волосы, доходившие ему до пояса. Он был праведным человеком, жил на воде. Между ним и неверными произошло сражение. Они схватили его и люди не знали, где он находится. Они уничтожили его и скрыли от людских глаз.

Все это передалось в виде записей от прежних отцов до наших дней. Завершилось в пятницу раджаба 1365 года (месяц начался 1.06.1946 г.) рукой немощного Мухаммада ал-Занати.

О Аллах наставь мусульман на благое и сделай нас из числа богобоязненных праведников!

Анализ данного источника приводит нас к мнению, что автора данной хроники к ее написанию побудил спорный статус некоторых земель Аргвани, обладание которыми необходимо было легитимизовать с помощью обращения к истории данного вопроса. Данный источник позволяет уточнить происхождение правившей в Аргвани фамилии амиров, которые принадлежали к «роду Сураката» и были родственны с амирами Мехельты. Это говорит о принадлежности амиров Аргвани к фамилии Турловых. В дальнейшем эта фамилия, судя по документу, хранившемуся в коллекции известного алима Мансура Гайдарбекова, вымерла в результате эпидемии холеры. Поскольку данный документ представляет значительный интерес в свете поднятого здесь вопроса, приводим основную его фабулу:

«Причина составления данного письма следующая: сыновья покойного эмира Биакая умерли от холеры и династия их прекратилась. Тогда жители села Аргвани потребовали собрать «(больших людей» на «<бо» и посоветоваться относительно магалы и хараджа, которые (ранее) обязано было отбывать население этим ханам, а также о наследстве (их). Поэтому ««большие люди» этого ««бо» собрались и ликвидировали данное ханство, и магалу, и прочее. А наследство мы оставили игалинскому Биакаю, так как из всех возможных наследников мы не нашли (никого) другого. И мы возложили на него также все спорные вопросы относительно сыновей хана и их долгов» [3, с. 198].

Указанные события, возможно, имели место в самом конце XVII века. После них общественной жизнью в Аргвани руководила родственная группа Баг1арилал (авар. - «Красновы»). Однако, ей был необходим документ, позволявший претендовать на принадлежность к высшему сословию. Этим обусловлено появление в середине XVIII века исторического сочинения, приписывавшего последним основание Аргвани и принадлежность к роду курайши-тов. В этом же сочинении имеется еще один явно вымышленный пассаж о том, что их предки вели газийские походы против нуцала Сураката, которому приписывается совершение ряда злодеяний. Это должно было возвысить в глазах консервативного мусульманского населения род Баарилал и принизить «потомков Сураката», у которых они оспаривали власть. Например, в «Тарих Аргвани» Баарилал приписывается происхождение от «газиев из Ша-ма», а нуцалам и Турловым - от «нечестивца Сураки». Таким образом, «Тарих Аргвани» был создан для обоснования претензий на власть со стороны определенной династии. Таковы же, на наш взгляд, причины создания исторического сочинения «Тарих Дагестан».

Список литературы:

1. Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники XVII в. Махачкала, 2006.

2. Криштопа А.Е. Дагестан в XIII - начале XV вв. Москва, 2007.

3. Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Вып. II. Махачкала, 1975.

4. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых (Нузхат ал-азхан фи тараджим 'улама' Дагистан) / пер. с араб., комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. М., 2012.

5. Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий: исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.