Научная статья на тему 'ИСЛАМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ ЧЕБЕРЛОЙ: СТАНОВЛЕНИЕ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)'

ИСЛАМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ ЧЕБЕРЛОЙ: СТАНОВЛЕНИЕ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ШАРИАТ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЭТНОГРАФИЯ / ГАДА-ШЕЙХ / ТЕРМАОЛ / БЕРС-ШЕЙХ / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / НАСИЛИЕ / ЧЕМБЕРЛОЙ / ЧЕЧНЯ / ISLAM / ISLAMIZATION / SHARIA / LITERATURE / ETHNOGRAPHY / INFORMED SHEIKH TERMAL / BERS SHEIKH / CAUCASIAN WAR / VIOLENCE / CAMBERLEY / CHECHNYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шавлаева Тамара Магамедовна

В данной статье, написанной на основе полевых материалов автора с использованием некоторых литературных источников, обзорно рассматриваются вопросы, связанные с началом исламизации и установлением шариата в исторической области Чечни Чеберлой. Автор обращает внимание на сложности, с которыми столкнулись жители местности в периоды утверждения ислама. Отмечено, что в первое время чеберло-евском социуме складывалось мирное отношения к новой монотеистической вере. Между членами общества не было неприязни на почве религии, так как предпосылки для её утверждения имелись. По нашему мнению, к тому времени Верховный бог пантеона богов, называемый Дела, в этносознании чеченцев был уже приближен к Единому богу, поэтому также назывался Дела, а нормы обычного права, Адата, не сильно разнятся с нормами Шариата (Адат - свод законов обычного права; Шариат - свод Божественных законов для мусульман). При исследовании использованы методы этнографической науки, в частности, в течение длительного времени (с 1985 года) проводились опросы среди старожилов, мнения которых, в основном, сводились к тому, что мусульманская вера в Чеберлое утверждалась неприглядными методами. Насилие сохранило наглядность даже в довольно позднее время, при Имамате Шамиля, под поводом усиления шариата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шавлаева Тамара Магамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM IN THE HISTORICAL REGION OF CHECHNYA CHEBERLOI: FORMATION (ETHNOGRAPHIC MATERIALS)

This article, written on the basis of the author’s field materials using some literary sources, briefly discusses issues related to the beginning of Islamization and the establishment of Sharia in the historical region of Chechnya Cheberloy. The author draws attention to the difficulties faced by the inhabitants of the area during the establishment of Islam. It is noted that in the first time cheberloevsky society was formed peaceful relations to a new monotheistic faith. Among the members of the society there was no hostility on the basis of religion, as the prerequisites for its approval were available. In our opinion, by that time the Supreme God of the Pantheon of gods, called Dela, in the ethnic consciousness of the Chechens was already close to the One God, so also called Dela, and the norms of customary law, Adata, do not differ much from the norms of Sharia (ADAT - a set of laws of customary law; Sharia - the code of Divine laws for Muslims). The study used the methods of ethnographic science, in particular, for a long time (since 1985) conducted surveys among the old-timers, whose views were mainly reduced to the fact that the Muslim faith in Cheberloy was approved by unsightly methods. The violence has kept the visibility even in a rather later time, during the Imamate of Shamil, under the pretext of strengthening of the Shari’a

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ ЧЕБЕРЛОЙ: СТАНОВЛЕНИЕ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)»

ШАВЛАЕВА Тамара Магамедовна,

главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований

Академии наук Чеченской Республики, e-mail: tamara-shavlaeva@yandex.ru

ИСЛАМ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ ЧЕБЕРЛОЙ: СТАНОВЛЕНИЕ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)

Аннотация. В данной статье, написанной на основе полевых материалов автора с использованием некоторых литературных источников, обзорно рассматриваются вопросы, связанные с началом исламизации и установлением шариата в исторической области Чечни Чеберлой. Автор обращает внимание на сложности, с которыми столкнулись жители местности в периоды утверждения ислама. Отмечено, что в первое время чеберло-евском социуме складывалось мирное отношения к новой монотеистической вере. Между членами общества не было неприязни на почве религии, так как предпосылки для её утверждения имелись. По нашему мнению, к тому времени Верховный бог пантеона богов, называемый Дела, в этносознании чеченцев был уже приближен к Единому богу, поэтому также назывался Дела, а нормы обычного права, Адата, не сильно разнятся с нормами Шариата (Адат — свод законов обычного права; Шариат — свод Божественных законов для мусульман). При исследовании использованы методы этнографической науки, в частности, в течение длительного времени (с 1985 года) проводились опросы среди старожилов, мнения которых, в основном, сводились к тому, что мусульманская вера в Чеберлое утверждалась неприглядными методами. Насилие сохранило наглядность даже в довольно позднее время, при Имамате Шамиля, под поводом усиления шариата.

Ключевые слова: ислам, исламизация, шариат, литературные источники, этнография, Гада-шейх, Термаол, Берс-шейх, Кавказская война, насилие, Чемберлой, Чечня.

SHAVLAEVA Tamara Magomedovna,

Chief Researcher Institute for Humanities Research, Academy of Sciences of the Chechen Republic

ISLAM IN THE HISTORICAL REGION OF CHECHNYA CHEBERLOI: FORMATION (ETHNOGRAPHIC MATERIALS)

Annotation. This article, written on the basis of the author's field materials using some literary sources, briefly discusses issues related to the beginning of Islamization and the establishment of Sharia in the historical region of Chechnya Cheberloy. The author draws attention to the difficulties faced by the inhabitants of the area during the establishment of Islam. It is noted that in the first time cheberloevsky society was formed peaceful relations to a new monotheistic faith. Among the members of the society there was no hostility on the basis of religion, as the prerequisites for its approval were available. In our opinion, by that time the Supreme God of the Pantheon of gods, called Dela, in the ethnic consciousness of the Chechens was already close to the One God, so also called Dela, and the norms of customary law, Adata, do not differ much from the norms of Sharia (ADAT — a set of laws of customary law; Sharia — the code of Divine laws for Muslims). The study used the methods of ethnographic science, in particular, for a long time (since 1985) conducted surveys among the old-timers, whose views were mainly reduced to the fact that the Muslim faith in Cheberloy was approved by unsightly methods. The violence has kept the visibility even in a rather later time, during the Imamate of Shamil, under the pretext of strengthening of the Shari'a.

Key words: Islam, Islamization, Sharia, literature, Ethnography, Informed Sheikh Termal, bers Sheikh, Caucasian war, violence, Camberley, Chechnya.

Первые сведения о религиозных верованиях чеченцев содержатся в мифах, поскольку мифы передают представления человека об окружающем мире. Источники свидетельствуют, что пантеон языче-

ских богов во главе с Верховным богом — Дела имел место в духовной культуре чеченцев [6, с. 65-67]. Как отмечает профессор Р. И. Сефербе-ков, пантеон и пандемониум сложился у народов мира с разложением первобытного общества

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

с его культом природы и переходом к классовому обществу [9, с. 155]. Не являются исключением в этом ряду и чеченцы, в т. ч. обитатели исторической области — Чеберлой. Создаётся впечатление, что перед началом проникновения ислама в Чечню (и в Чеберлой), Верховный бог -Дела был не просто выше по статусу в пантеоне богов, а уже сочетал в себе черты всех богов пантеона, т. е. Верховный бог Дела уже наиболее близко стоял к Единому богу. По этой причине у чеченцев Единый бог тоже называется Дела (так чеченцы и сегодня называют Единого бога). Таким образом, согласно логике, материальная почва для перехода к монотеистической религии в чеченском крае имелась, а вот почему ислами-зация Чечни затянулась, а в некоторых случаях даже принимала трагический характер, вызывает много вопросов.

В силу своей политической истории Чечня испытала в разные времена влияние многих культур и разных религий, в частности, иудаизма (через Хазарский каганат) и христианства (через Грузию и Византию), но в итоге вышло так, что под сильным влиянием многих факторов среди чеченцев окончательно утвердился ислам. Разные по взглядам исследователи обращали внимание на религиозные воззрения вай-нахов и вопросы их исламизации, к таковым относятся известные Российские историки А. П. Берже, К. Самойлов, А. Зиссерман, кавказские этнографы Б. К. Далгат, У. Лаудаев; наши современники М. Б. Мужухоев, С. Ц. Умаров, Т. Айтберов, а также философы А. Д. Яндаров, В. Х. Акаев, М. М. Керимов и многие другие. В трудах этих и других учёных трудно проследить единое мнение о времени принятия ислама чеченцами и ингушами, но совершенно понятно, что на сравнительно небольшой занимаемой ими территории, процесс был длительным, противоречивым и имел ряд особенностей. На это обстоятельство обратил внимание профессор философии М. М. Керимов [7].

Известный современный российский историк Я. З. Ахмадов отмечает: «.....По крайней

мере с 1У-У вв., в среду нахов начинают проникать ранние формы христианства, а с VII в. - и ислам. Это проблема наиболее развёрнуто исследована видным дагестанским исламоведом А. Р. Шахсаидовым. Первые шаги ислама на Кавказе относятся к VII - VIII вв. и связаны с арабскими завоеваниями. Процесс принятия ислама на территории Северо-Восточного Кавказа (Дагестан и Чечня) затянулся примерно на 900 лет» [3, с. 208-209].

По мнению профессора В. Х. Акаева, к моменту появления на территории Северного Кавказа завоевателя Тимура, в восточной Чечне

уже несколько веков существовали локальные мусульманские общины, имевшие экономические, культурные и духовные контакты с дагестанскими единоверцами [1, с. 15]. На основе археологических материалов, обнаруженных на территории Чечено-Ингушетии, С. Ц. Умаров считал, что мусульманство в качестве господствующей религии в республике утвердилось в XV- XVI вв. [12, с. 7].

В XVI - XVIII вв. мусульманское духовенство представляло собой новый и привилегированный слой социальной верхушки. Первые арабоязычные тексты в Чечне не поже XVI в. встречаются именно на стенах мечетей и надмогильных стелах мусульманских никрополей. Чеченцы, особенно равнинные, уже имели письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки», распространённом на Северном Кавказе и являвшемся языком межнационального общения [3, с. 269, 277, 279].

В данной статье мы попытались обратить внимание на некоторые вопросы исламизации в Чечне, которые особенно ярко отразились на примере средневекового общества Чеберлой.

По преданию, в Чеберлое были отдельные представители и семьи, которые очень рано приняли ислам, поскольку имели экономические, культурные и родственные связи с близлежащими обществами Дагестана, где ислам утвердился значительно раньше. Однако были и не принявшие ислам, несмотря на совместное проживание с соплеменниками и соседство с Дагестаном. Никакой неприязни между принявшими и ещё не принявшими ислам в обществе Чеберлой не было. Принятие ислама в тот период было на добровольной основе. Религия чеберлоевцев включала много реликтов адат-ных традиций, однако нормы обычного права, которые, в любом случае, соблюдались ими, не сильно разнились с теми нормами, что утверждало мусульманство. Основные расхождения имели место лишь в сфере семейно-брач-ных отношений, допускавшими брачные союзы между близкими родственниками, что воспринималось весьма болезненно среди чеченцев [13]. Представляется, что подобные явления имели место не только в Чеберлое.

На следующем этапе утверждения ислама отмечено появление распространителей религиозного учения, в частности, из них широко известны следующие — Пада-шейх, Термаол, Берс-шейх. Сами чеберлоевцы отдают предпочтение Пада-шейху, связывая именно с его именем начало официальной исламизации Чеберлоя. По преданию, шейх был выходцем из Шема (Сирия), его путь в Чеберлой пролегал

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

через Дагестан, преследуя благородные цели. Жил и похоронен в центре Общества Чеберлой

— Макажое. Пада-шейх был великим гуманистом, он не разрешал разрушать реликты старых верований, не насаждал новую веру. От него исходило сияние (нур), а прикосновение его руки снимало любую боль. В его времена к новой вере пришли не все чеберлоевцы, так как процесс принятия веры шёл естественным ходом [13].

Один из распространителей ислама - Тер-маол — прославился своей жестокостью, другой

- Берс — имел репутацию лояльного шейха. В народной среде Термаола не считали этническим чеченцем, но его эмиссары появлялись и в Чебер-лое, а применяемые им методы, наоборот, отталкивали людей от новой религии.

Правда, в настоящее время научной среде склоняются к мнению, что Термаол был выходцем из чеченского тейпа энкхаллой [2, с. 78].

Предание о смерти Термаола, которое приводит первый чеченский этнограф У. Лаудаев, гласит, что он попрощался с народом и добровольно похоронил сам себя живым, так как не вынес издевательств и насмешек детей, изображавших в своих играх применяемую им практику счёта трупов - выставлять верх ногами каждый тысячный труп [8, с. 55]. Такое предание, мягко говоря, вызывает некоторое недоумение. Невероятно, чтобы дети посмели глумиться над человеком, который позволял себе, как пишет автор, за день «заготовить» до трёх тысячи трупов за непослушание. В любом случае, это не так. По отрывочным информациям, посмертное заявление было обнародовано ближайшим окружением Термаола с целью, чтобы скрыть истинную причину его смерти, а также смягчить ненависть врагов и сохранить доброе имя как распространителя ислама [13].

Значительный вклад в исламизацию Чечни внёс Берса-шейх (1561-1624/27 гг.) из чеченского селения Курчалой. Исследователь З. А. Тесаев пишет, что на протяжении семи лет нохч-мохкоевского цикла (1577-1584 гг.) Берса-шейх держал оборону в пределах родовых земель и, дождавшись своего часа, распространил Ислам на территории всего дистрикта Нохчмохк. В 1592 году состоялся Жайский поход Берса, представленный 2-м Ансалтинским и Хунзах-ским рейдами. В 1598/99 г. Берса-шейх организовал Макажойский поход, завершив исламизацию дистрикта Чеберлой. Наконец, после 1599 года в результате принятия Ислама республиканской властью в лице Мехк-Кхела состоялся самый главный и судьбоносный - Аргунский поход Берса в Нашху, Майсту и Малхисту, разрушивший языческий институт жречества ...

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

[11, с. 231]. Таким образом, Берс-шейх уничтожил институт жречества, однако эти действия в Нохчмохке и Чеберлое не сопровождались кровопролитием. Насколько нам известно из полевых материалов, особых осложнений при проповеднике ислама Берса-шейхе в Чеберлое также не возникало.

Из вышеизложенного следует, что в конце

XVI — начале XVII в. Макажойский (Макажой — духовно-административный центр Чеберлоя) поход Берса-шейха завершил, в общем, ислами-зацию общества Чеберлой, во всяком случае, другой религии, конкурирующей с исламской, здесь не было.

Такие сёла Чеберлоя как Хой, Кезеной, Макажой и другие были основаны в военно-стратегических целях, об этом свидетельствуют множество укреплений оборонительного характера. В социальной сфере не оставались в стороне и вопросы духовного характера. Так, исследователь З. А. Тесаев сообщает, что начале

XVII века возвышается личность Гази Алдамова (Алдама Г1еза), который состоял в родстве с выдающимся предводителем Чечни Виса Тинае-вым (Туьнин Вуьса). Главный Совет старейшин Чечни - Мехка-кхел, заседавший в исторической области — Нашаха, уполномочил Гази Алдамова руководить Чеберлоем. В числе приближённых Гази Алдамова, наряду с другими, был мулла Хучбар Бауди, приглашённый чеченцами для обучения и познания религиозной науки [10, с. 46-47].

Известный профессор археологии, академик РАЕН М. Х. Багаев отметил, что самая ранняя надмогильная плита (чурт), найденная на древнем могильнике у селения Гачалк (Ножай-Юртовский район), датирована 990 годом хиджры, что соответствует 1582 году. Как пишет М. Б. Мужухоев, датированных стел на этом могильнике встречено примерно две третьих от общего их числа. Это позволило археологу датировать погребения под плитами без арабских надписей и дат самым началом XVI века. На могильниках же у селений Хой, Мака-жой, Кезеной, Тазбичи, Дышни, Боторч, Нижний Кокадой, и др. обнаружены чурты уже Х-Х1Х вв [4]. Поясним, что из приведённых сёл, Хой, Макажой, Кезеной входят в общество Чеберлой.

Как отмечает исследователь памятников средневековой архитектуры Чечни Л. Ильясов, жители Чеберлоя одними из первых среди чеченцев приняли ислам. И, вероятно, поэтому здесь не сохранилось, в отличие от других районов Чечни, склеповых захоронений. Но тот факт, что здесь очень много склеповидных надгробий,

говорит о том, что они были распространены в своё время и на этой территории [5, с. 344].

Позднее, в период Кавказской войны, в Чеберлое часто происходили восстания некоторой части населения. Мощные протесты чебер-лоевцев объясняются причинами объективного характера. Будучи сравнительно благодатным уголком в горной местности, сочетающей хорошие ландшафтные условия, в Чеберлое издавна хорошо была поставлена агрокультура, было развито животноводство, пчеловодство, а также имелись производственные единицы - кузнечные, черепичные и другие. Чеберлой притягивал не столько духовных спасителей, сколько желающих установить здесь экономическое господство под лозунгами религии. Такие действия разрушали установившийся хозяйственный уклад жителей, которым наносили ощутимый экономический ущерб, их теснили с насиженных мест в целях военной дислокации, у них отбирали родовые земли для передачи военным чинам. Так, исходя из полевых материалов, известно, что конная дружина Имамата портила покосы, заставляла освобождать нужные им участки, загружала местное население обязанностями. Красивых девушек, особо не церемонясь, уводили в жёны. Жители края были поставлены в теснённые условия. Мирных тружеников не устраивали установившиеся на родной земле жестокие порядки. Над противниками беспощадного правления учиняли кровавые расправы, а хутора, где они проживали, сжигали дотла. Такое положение вещей в Имамате преподносили, как кару от Всевышнего за нежелание чеберлоевцев жить по нормам религии.

Таким образом, и как территория, прилегающая к Дагестану, области раньше принявшей ислам [14], и как часть чеченского общества, древнее общество Чеберлой издавна было знакомо с традициями исламского учения.

Предание доносит, что на первых порах принятие ислама в Чеберлое происходило на добровольной основе, а сам процесс не вносил неприязни на религиозной основе между членами общества. Отмечается также, что религия содержала много реликтов ранних верований. Особое предпочтение отдаётся великому гуманисту Иада-шейху, положившему начало официальной исламизации в Чеберлое. Пада-шейх похоронен в Макажое - духовном центре Чебер-лоя..

Отношение к религии в этом крае усложнялось, когда ревнители религии прибегали к методам принуждения. Жестокая деятельность проповедника ислама Термаола отзывалась и в Чеберлое. Подобные действия, на наш взгляд,

вносили отталкивающий от новой веры негатив. На следующем этапе исламизации, деятельность Берса-шейха несколько сняла это напряжение и внесла позитив, в частности, Чеберлое при нём исламизация завершилась без особых осложнений.

То, что произошло в период Кавказской войны, проявившееся в некотором противостоянии имаму Шамилю, являлось следствием жестокой политики Имамата, которая выражалась в его неограниченной власти, насилии над жителями, наносимом экономическом ущербе, притеснении территорий, внесении чуждых элементов культуры, но при этом прикрываемые предписаниями шариата, закреплёнными в Коране, якобы, не соблюдаемыми чеберлоев-цами. Однако подобные действия шли в противоречие не только с интересами жителей тех мест, но и с религиозными ценностями.

Как мы отметили выше, на момент проникновения мусульманской религии в обществе Чеберлой царило адатное право, которое, по сути, не сильно разнилось с новой религией. Обычное право, по своей строгости, далеко не уступало шариату и держало все сферы социальной жизни в рамках требовательных правил. Верховный бог, называемый Дела, к тому времени уже воспринимался приближённо к Единому богу, об этом свидетельствует тот факт, что Единый бог у чеченцев называется также Дела (в настоящее время тоже). Согласно логике, в чеберлоевском обществе даже не было веских причин для противостояния монотеистической религии.

Сложности, возникавшие в процессе исламизации и установлении шариата, были связаны с варварскими методами ревнителей ислама, которые, как правило, сопровождались грабежом населения.

Фактически, Кавказская война (1834-1859 гг.) началась намного позже завершения исламизации в Чеберлое (к середине XVII в.), а про-тестные выступления некоторой части населения, по сути, было против разрушения хозяйственного уклада и материальной культуры, попыток установления неограниченной власти в крае.

Библиографический список:

[1] Акаев В. Х. Ислам в Чеченской республике. М.: Логос, 2008. - 83 с.

[2] Акаев В. Х. Берс-шейх - первый проповедник ислама среди чеченцев//ж. Вайнах, № 9, 2014. - С. 74-79.

[3] Ахмадов Я. З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

изучающих историю родного края. М.: Мир дому твоему, 2001.- 424 с.

[4] Багаев М. X. Когда чеченцы приняли ислам? // Газ. «Вести республики». 2007. 5 сентября.

[5] Ильясов Леча. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М.: [Пантеори], 2004. - 384 с.: ил.

[6] История Чечни с древнейших времён до наших дней: В 2 т. Т. I. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. - 828 с.

[7] Керимов М.М. Ислам в контексте традиционной культуры чеченцев /Под редакцией В.Х. Акаева / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 44. Ростов н/Д., 2007. - 120 с.

[8] Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис, 1872. - 407 с.

[9] Сефербеков Р. И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана.(типология, характеристика, персонификация). Махачкала: ДИНЭМ, 2009. - 411 с.

[10] Тесаев 3. А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара. Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. - 256 с.

[11] Тесаев 3. А. Институт «Мехк-Дай» в истории Чечни (XVI - 1-я треть XIX в.). Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. -688 с.

[12] Умаров С. Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный: Чеч-Инг. кн. Изд-во, 1985. - 32 с.

[13] Шавлаева Т.М. Полевые материалы автора (ПМА), 1985, 1987.

[14] Шихсаидов А.Р. Ислам средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала: ИИЯЛ Даг-ФАН СССР, 1969. - 252 с.

Bibliograficheskij spisok:

[1] Akaev V. H. Islam v CHechenskoj respub-like. M.: Logos, 2008. - 83 s.

[2] Akaev V. H. Bers-shejh - pervyj propoved-nik islama sredi chechencev//zh. Vajnah, № 9, 2014. - S.74-79.

[3] Ahmadov YA. Z. Istoriya CHechni s drevnejshih vremen do konca XVIII veka: Posobie dlya izuchayushchih istoriyu rodnogo kraya. M.: Mir domu tvoemu, 2001. - 424 s.

[4] Bagaev M. H. Kogda chechency prinyali islam? // Gaz. «Vesti respubliki». 2007. 5 sentya-brya.

[5] Il'yasov Lecha. Teni vechnosti. CHech-ency: arhitektura, istoriya, duhovnye tradicii. M.: [Panteori], 2004. - 384 s.: il.

[6] Istoriya CHechni s drevnejshih vremyon do nashih dnej: V 2 t. T. I. Groznyj: GUP «Knizh-noe izdatel'stvo», 2008. - 828 s.

[7] Kerimov M.M. Islam v kontekste tradi-cionnoj kul'tury chechencev /Pod redakciej V.H. Akaeva / YUzhnorossijskoe obozrenie Centra sis-temnyh regional'nyh issledovanij i prog-nozirovaniya IPPK YUFU i ISPI RAN. Vyp. 44. Rostov n/D., 2007. - 120 s.

[8] Laudaev U. CHechenskoe plemya // Sbornik svedenij o kavkazskih gorcah. Vyp. VI. Tiflis, 1872. - 407 s.

[9] Seferbekov R. I. Panteon yazycheskih bozhestv narodov Dagestana.(tipologiya, harak-teristika, personifikaciya). Mahachkala: DINEM, 2009. - 411 s.

[10] Tesaev Z. A. CHechenskaya «Geo-grafiya» XV veka, sostavlennaya po dannym uche-

nogo-bogoslova i puteshestvennika Azdina Vazara. Groznyj: AO «IPK «Groznenskij rabo-chij», 2018. - 256 s.

[11] Tesaev Z. A. Institut «Mekhk-Daj» v istorii CHechni (XVI - 1-ya tret' XIX v.). Groznyj: AO «IPK «Groznenskij rabochij», 2019. - 688 s.

[12] Umarov S. C. Evolyuciya osnovnyh tech-enij islama v CHecheno-Ingushetii. Groznyj: CHech-Ing. kn. Izd-vo, 1985. - 32 s.

[13] SHavlaeva T.M. Polevye materialy avtora (PMA), 1985, 1987.

[14] SHihsaidov A.R. Islam srednevekovom Dagestane (VII-XV vv.). Mahachkala: IIYAL Dag-FAN SSSR, 1969. - 252 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.