Научная статья на тему 'К вопросу сохранения отечественных традиций календарно-обрядовых праздников'

К вопросу сохранения отечественных традиций календарно-обрядовых праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ПРАЗДНИКИ / РЕЖИССУРА / РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / КУЛЬТУРА / РИТУАЛ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRADITIONS / HOLIDAYS / DIRECTING / DIRECTING THEATRICAL PERFORMANCES / CULTURE / RITUAL / EDUCATION / TECHNOLOGICAL PROGRESS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсин Станислав Олегович

В статье рассматривается проблема воздействия технического и информационного прогресса на развитие отечественных традиций. Рассматривается развитие дефиниции «праздник». Рассмотрено влияние календарно-обрядовых праздников и их традиций на жизнь человека. В статье говорится о снижении количества проводимых мероприятий в стране, и уровне их реализации. Рассматриваются причины этих изменений. Поднимается вопрос о модернизации средств современных образовательных методов будущих режиссеров театрализованных представлений. Затрагивается проблема глобальной людской разобщенности, связанной с активным участием телевидения и социальных сетей в жизни человека. Также в статье отмечается тема формирования личности режиссеров театрализованных представлений в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсин Станислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of this article is the impact of technical and information progress on the development of local traditions. It was held historiography of the definition «holiday». Considered the effect of calendar ceremonial celebrations and traditions in a person's life. In the article says about reducing the number of spent events in the country and the level of their implementation. Here address the issue of global human dissociation associated with the active participation of television and social networks in human life. The article also notes the theme of identity formation directors of theatrical performances at the university.

Текст научной работы на тему «К вопросу сохранения отечественных традиций календарно-обрядовых праздников»

технологии социально-культурного воспитания

к вопросу сохранения отечественных традиций календарно-обрядовых праздников

Станислав Олегович ЕВСИН,

аспирант кафедры педагогики и психологии московского государственного института культуры e-mail: stanislav.evsin@ya.ru

В статье рассматривается проблема воздействия технического и информационного прогресса на развитие отечественных традиций. рассматривается развитие дефиниции «праздник». рассмотрено влияние календарно-обрядовых праздников и их традиций на жизнь человека. В статье говорится о снижении количества проводимых мероприятий в стране, и уровне их реализации. рассматриваются причины этих изменений. поднимается вопрос о модернизации средств современных образовательных методов будущих режиссеров театрализованных представлений. Затрагивается проблема глобальной людской разобщенности, связанной с активным участием телевидения и социальных сетей в жизни человека. Также в статье отмечается тема формирования личности режиссеров театрализованных представлений в вузе.

Ключевые слова: традиции, праздники, режиссура, режиссура театрализованных представлений, культура, ритуал, воспитание, технический прогресс, информационные технологии.

The problem of this article is the impact of technical and information progress on the development of local traditions. It was held historiography of the definition «holiday». Considered the effect of calendar ceremonial celebrations and traditions in a person's life. In the article says about reducing the number of spent events in the country and the level of their implementation. Here address the issue of global human dissociation associated with the active participation of television and social networks in human life. The article also notes the theme of identity formation directors of theatrical performances at the university.

Key words: traditions, holidays, directing, directing theatrical performances, culture, ritual, education, technological progress, information technology.

В современной россии в связи с актуализацией технических инноваций в сфере искусства наблюдается заметное снижение духовно-нравственного качества театрализованных представлений. обусловлено это желанием современ-

ных руководителей творческими проектами (продюсерами, PR-менеджерами) привлечь на свои шоу как можно больше зрителей, которые, в свою очередь, диктуют тенденцию к упрощению и снижению уровня роли искусства.

Задача современного режиссера театрализованных представлений заключается в противостоянии идеям нравственного разрушения культуры и сохранении традиций значимых для людей и государства праздников. Формирование знаний о роли и влиянии праздников на массы должно протекать при обучении специалиста данной области в вузах культуры.

На наш взгляд, нужно обратить внимание на средства современных образовательных методов будущих режиссеров театрализованных представлений. Необходимо выработать образовательную стратегию, направленную на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в политкультурной среде и воздействующей на снижение роли праздничной культуры в общественной жизни страны.

Праздник как феномен культуры давно стал объектом научных исследований. В античные времена праздник рассматривался как явление, обладавшее мощной стабилизирующей функцией, влияющей на укрепление религиозных, нравственных и государственных норм. Размышления о значимости праздников мы находим в работах Платона, Аристотеля, Геродота, которые в своих трудах уже говорят о празднике как о явлении, поднимающем уровень физического здоровья, нравственного совершенствования и помогающем сохранить традиции и передавать их следующим поколениям.

Исследуя дальнейшее развитие дефиниции «праздник», мы можем заметить, что в период Средневековья оно частично преобразуется в понятие «ритуал». В этот период знаковая культура занимает значительно место в жизни людей, и особое внимание уделяется культам, мифам, обрядам и т.д.

Однако, проведя анализ развития дефиниции «праздник» в дальнейшем и обратившись к отечественным теоретикам, таким как: М.М. Бахтин, С.М. Гуревич, В.Я. Пропп, А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев и др., мы видим, что праздник выражается в зрелищно-игровых формах культуры, сохраняя за собой функцию передачи традиций другим поколениям.

Отсюда мы делаем вывод, что праздник - это, с одной стороны, - время исполнения ритуально-игровых действий, позволяющих наладить общение между людьми разных возрастных групп и должностных положений, а с другой - сохранение традиций.

В период глобализации и информатизации культуры, именно традиции, являются той живой нитью, которая связывает между собой поколения. Вопросы изучения и сохранения традиций широко освещены в научной литературе по самым разным отраслям гуманитарного знания, таким как антропология, этнология, эортология, культурология, религия, философия культуры и др.

Проблемы традиций широко освещены в работах A.B. Захарова, Л.Г. Ионина, И.П. Ильина, Б.В. Маркова, B.C. Стенина, В.Н. Фурса. Большой вклад в определении роли и места традиций в русской культуре внесли H.A. Бердяев, Ю.М. Лотман и П.Л. Чаадаев.

На наш взгляд традиции обладают следующими функциями: духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание, чувство коллективизма, этическое и эстетическое воспитание и др. С точки зрения праздничной культуры мы

считаем, что традиции выступают регулятором взаимоотношений в обществе, обеспечивают тесную связь между прошлым и настоящим. Задача режиссера театрализованных представлений адаптировать традиции к современной среде, с помощью игровых действий и инновационных элементов.

А теперь обратимся к истории массовых театрализованных представлений и праздников. Для примера, мы приведем небольшой перечень старорусских ка-лендарно-обрядовых праздников:

- Кузьминки - праздник встречи зимы;

- Колядки, Святки - праздник солнцеворота;

- Масленица - проводы зимы;

- Аграрные обряды, приуроченные к великому посту;

- Пасха;

- Праздник Красной Горки;

- Радуница - день повиновения умерших;

- Юрьев день - праздник наступления настоящего весеннего тепла;

- Праздник Стрелы;

- Семик (праздник русской березки) - праздник весенне-летнего календарного периода и т.д.

Теперь обратимся к современным реалиям праздничных дней. Масштабное влияние принимают следующие праздники: Новый год, Международный женский день, Праздник Победы в Великой Отечественной войне, День России, День народного единства.

Если внимательно просмотреть приведенный нами выше перечень календар-но-обрядовых праздников (это не считая христианско-обрядовых) и сравнить его со списком нынешних, отмечавшихся в современной России мероприятий, мы увидим явное снижение количества праздников в стране, которое способствует значительному отклонению вектора сущности праздника от его функции, как сохранение традиций и передачи их другим поколениям.

Причины подобных изменений, на наш взгляд, хорошо отражены в книге Л.Н. Лазаревой «История и теория праздников», читаем: «Социально-экономические потрясения в государственном пространстве обуславливают перекодировку праздничных форм и направлений, изменение праздничного календаря. одни праздники уходят в прошлое (иногда этому содействуют государственные акты), другие меняют смысловое поле, третьи по законам эволюции превращаются в зрелище, игру, потеху. Появляются новые праздники, обслуживающие эстетические вкусы формирующихся новых классов и социальных групп» [2].

Таким образом, под влиянием многих факторов будет осуществляться модернизация и эволюция праздничной культуры и задача режиссеров театрализованных представлений - сохранить и показать народу традиции его страны.

Но, к сожалению, со снижением количества проводимых мероприятий в стране понизился и уровень их реализации. На наш взгляд, технические возможности вытеснили возможность развития образного мышления режиссеров. Лидерами зрительских развлечений стали видеопроекции и экраны. Отсюда мы видим рост интереса к шоу следующего типа: световое шоу «Круг света», «Лазерное шоу», светомузыкальное шоу «АртМосСфера» и т.д. Утратили свою значимость такие мероприятия, как международный фестиваль фольклорного искусства, фестиваль народного творчества в России, физкультурные парады и т.д.

Приведем пример из книги А.Д. Силина «Дорога на площадь. Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках»: «Когда-то в Ленинграде на набережных Невы для школьников было организовано грандиозное ночное представление «Алые паруса», созданное по специальному сценарию и поставленное профессиональными режиссерами. В Неву входила яхта с алыми парусами - символ юношества, романтики, в светлое небо (белые ночи!) летели тысячи воздушных шаров, к которым были привязаны записочки с пожеланиями... В последние годы это мероприятие выродилось в формальное, проходящее без души, увлечения и логики» [4].

Мы считаем, что специфика работы современного режиссера заключается не в апробации многочисленных методов в процессе реализации проекта, а допуская возможность меньшего использования света и цвета, видеоматериала и лазеров, приоритет отдавать мысли, сюжету, конфликту и поиску художественного образа.

Сегодня, в эпоху глобальной людской разобщенности, связанной с активным участием телевидения и социальных сетей в жизни человека, это необходимо. Тенденция к снижению качества создаваемых представлений, на наш взгляд, также вызвана повышенной увлеченностью Интернетом. Театр как социокультурный институт теряет свою актуальность. В связи с доступностью большого количества разной информации повысился порог зрительских потребностей. Задача современного режиссера заключается в том, чтобы удивить и привлечь на своё представление как можно больше зрителей, но не мыслью и содержанием, а формой и спецэффектами.

Чтобы избежать в дальнейшем подобного регресса театрализованных представлений, мы должны обратиться к образовательной политике вуза. Именно здесь закладываются необходимые компетенции, и происходит формирование личностных качеств режиссера. Задача педагогов высшей школы заключается в последовательности учебно-познавательной деятельности студентов. Учитывая большое количество источников массовой информации, необходимо сформировать у зрителей более ценностное отношение к отечественной культуре и научить студентов бережно относиться к классическим формам и жанрам театрализованного представления, при умелом использовании возможностей технических средств и технологий, сохраняя общий гуманистический смысл театрализованного представления.

Безусловно, в период рыночных отношений режиссер должен отвечать современным требованиям постановки представления, но он не должен забывать об историческом предназначении театрального искусства: сохранение традиций, которые способствуют патриотическому воспитанию молодого поколения и воспитанию духовно-нравственных качеств людей в целом.

Таким образом, мы считаем, что задача вузов заключается в воспитании будущих режиссеров театрализованных представлений современными средствами, инновационными методами и способами, сохраняя при этом чувство патриотизма, любви к традициям своей страны, для создания массовых театрализованных представлений и праздников, которые являются одной из самых действенных форм политического, эстетического и этического воспитания народа.

Список источников

1. Генкин Д.М, Конович A.A. Массовые театрализованные праздники и представления: Учеб.-метод. пособие. - М., 1985. - 57 с.

2. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учеб. пособие / Челябинская государственная академия культуры и искусств. - 3 изд. - Челябинск, 2010. - 6 с.

3. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. - СПб.: Нестор, 2003. - 165 с.

4. Силин А.Д. Дорога на площадь. Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. - М.: Типография «Наука», 2013. - 69 с.

5. Черниченко В.И., Христидис Т.В. Педагогика высшей школы: теория воспитания. - МГУКИ, 2009. - 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.