Научная статья на тему 'К вопросу регулирования развития аптечной службы (на примере Санкт-Петербурга и Улан-Батора)'

К вопросу регулирования развития аптечной службы (на примере Санкт-Петербурга и Улан-Батора) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
212
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНОЙ СЛУЖБЫ / РАЗМЕЩЕНИЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РАДИУС ОБСЛУЖИВАНИЯ АПТЕКИ / РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ АПТЕКАМИ / REGULATION OF THE PHARMACY SERVICES / LOCATION OF PHARMACIES / RADIUS OF THE SERVICES / DISTANCE BETWEEN PHARMACIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Карева Нина Николаевна, Баатар Бадамцэцэг

Изучение и обобщение литературных данных по теме позволило установить, что на всех этапах развития аптечной службы России (кроме настоящего времени), размещение аптек подлежало регулированию со стороны государства, а также то, что в современных условиях размещение аптечных организаций подлежит государственному регулированию в большинстве зарубежных стран. В ходе исследования определены радиусы обслуживания населения аптеками, число жителей, приходящихся на одну аптеку, по каждому административно-территориальному району С-Петербурга и Улан-Батора. Проведены картографический анализ всех районов Санкт-Петербурга и Улан-Батора и натурный эксперимент по шаговым замерам расстояния между аптеками на отдельном участке Cанкт-Петербургского района. Доказана ошибочность регулирования размещения аптек через радиус обслуживания и целесообразность регулирования через расстояние между аптеками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REGULATION OF PHARMACY SERVICES DEVELOPMENT (In regions of the Saint-Petersburg and Ulan -Bator )

Studying and generalization of literature data on a theme has allowed to establish, that at all stages of pharmacy services development in Russia (except present time), regulation of pharmacy location was mandated by State. In the course of research, radius of the service by pharmacies and a number of inhabitants per pharmacy in administrative division of S-Petersburg and Ulan Bator have been defined. The cartographical analysis of all regions of S-Petersburg and Ulan Bator and field observation by step-by-step gauging of distance between pharmacies at oneregion of S-Petersburg have been carried out. The inaccuracy of regulation pharmacy location through radius of service and expediency of regulation through distance between pharmacies have been proved.

Текст научной работы на тему «К вопросу регулирования развития аптечной службы (на примере Санкт-Петербурга и Улан-Батора)»

6. Пульмонология / Под ред. А.Г. Чучалина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 336 с.

7. Фокин А.А., Рачина С.А., Козлов С.Н. Исследования использования лекарственных средств: методология проведения и перспективы практического применения в России //

Клиническая фармакология и терапия. - 2009. - Т. 18. №1

- С.86-92.

8. World Health Organization. Adherence to long-tern therapies: evidence for action. Geneva: WHO, 2005.

Информация об авторах: 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии, e-mail: tarivanvik@gmail.com, Тарасенко Иван Викторович - докторант, к.м.н.

© КАРЕВА Н.Н., БААТАР Б. - 2012 УДК 614.27: 614.39

К ВОПРОСУ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И УЛАН-БАТОРА)

Нина Николаевна Карева, Бадамцэцэг Баатар (Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, ректор - д.ф.н. И.А. Наркевич; кафедра управления и экономики фармации, зав. - д.ф.н. И.А. Наркевич)

Резюме. Изучение и обобщение литературных данных по теме позволило установить, что на всех этапах развития аптечной службы России (кроме настоящего времени), размещение аптек подлежало регулированию со стороны государства, а также то, что в современных условиях размещение аптечных организаций подлежит государственному регулированию в большинстве зарубежных стран. В ходе исследования определены радиусы обслуживания населения аптеками, число жителей, приходящихся на одну аптеку, по каждому административно-территориальному району С-Петербурга и Улан-Батора. Проведены картографический анализ всех районов С-Петербурга и Улан-Батора и натурный эксперимент по шаговым замерам расстояния между аптеками на отдельном участке C-Петербургского района. Доказана ошибочность регулирования размещения аптек через радиус обслуживания и целесообразность регулирования через расстояние между аптеками.

Ключевые слова: регулирование развития аптечной службы, размещение аптечных организаций, радиус обслуживания аптеки, расстояние между аптеками.

ON THE REGULATION OF PHARMACY SERVICES DEVELOPMENT (IN REGIONS OF THE SAINT-PETERSBURG AND ULAN-BATOR)

N.N. Kareva, B. Baatar (Saint-Petersburg State Chemical Pharmaceutical Academy)

Summary. Studying and generalization of literature data on a theme has allowed to establish, that at all stages of pharmacy services development in Russia (except present time), regulation of pharmacy location was mandated by State. In the course of research, radius of the service by pharmacies and a number of inhabitants per pharmacy in administrative division of S-Petersburg and Ulan Bator have been defined. The cartographical analysis of all regions of S-Petersburg and Ulan Bator and field observation by step-by-step gauging of distance between pharmacies at oneregion of S-Petersburg have been carried out. The inaccuracy of regulation pharmacy location through radius of service and expediency of regulation through distance between pharmacies have been proved.

Key words: regulation of the pharmacy services, location of pharmacies, radius of the services, distance between pharmacies.

Одним из направлений государственной политики в области лекарственного обеспечения населения является совершенствование механизмов государственного регулирования. Один из аспектов государственного регулирования связан с развитием и размещением аптечных организаций на территории субъекта.

Аптечная служба как в России, так и в Монголии, в течение последних двух десятков лет развивалась стихийно без должного действия специфических входных барьеров.

Вышеизложенное позволяет считать вопрос регулирования размещения аптек актуальным для обоих государств.

Целью настоящего исследования является изучение размещения аптек в городах: Санкт-Петербурге и Улан-Баторе, которые являются одними из наиболее развитых, региональных рынков обоих государств.

Материалы и методы

Объектом исследования являлась организация размещения аптек Санкт-Петербурга и Улан-Батора по административно-территориальным районам. 824 аптеки Санкт-Петербурга и 475 аптек Улан-Батора составили генеральную выборку исследования.

Работа выполнена с применением современных методов: ретроспективного анализа, математико-статистических

методов исследования, картографического анализа, сравнительного анализа и натурного эксперимента.

Результаты и обсуждение

Для решения поставленных задач нами проведены изучение и ретроспективный анализ законодательных и нормативных документов России и Монголии по вопросу регулирования аптечной службы, а также изучен зарубежный опыт.

Изучение нормативных и законодательных документов в ретроспективе показало, что первым законом, положившим начало фармацевтической правовой базе на Руси, стал Указ Петра I от 22 ноября 1701 г. Указ преследовал цель - создать благоприятные условия для будущих владельцев аптек: устранить конкурентную торговлю лекарствами за пределами аптек, ввести аптечную монополию на количество аптек. Петровская монополия призвана была служить стимулом роста городской аптечной организации.

Сущность аптечной монополии сводилась к тому, что производство и продажа лекарственных препаратов должны были осуществляться только посредством аптек, причем в каждом районе города разрешалось открывать только одну аптеку, а на открытие другой аптеки требовалось разрешение владельца уже имевшейся. Это обстоятельство гарантировало аптекарям высокий и постоянный доход [1].

3869

1425

2819 2935 3224

2327 2327 2542

. І І І І І II

/ </ с/

&

а?

лр

С

Рис. 2. Количество жителей Улан-Батора, приходящихся на одну аптеку.

Установлено, что в России за период с 1701 по 1997 гг., вопрос размещения аптечных организаций регламентировался на каждом этапе развития аптечной службы, при этом менялся лишь один показатель - число жителей на одну аптечную организацию, а такой норматив, как радиус обслуживания одной аптеки, не изменялся. В последние 2 десятка лет размещение аптечных организаций в России не регулируется.

В Монголии вопросу регулирования размещения аптек значения не придавалось до 2011 г. В 2011 г. национальным стандартом ГОСТ 5260:2011 «Единые требования к аптечным организациям» утверждены 2 норматива: расстояние между аптеками, которое должно быть не менее 0,5 км, и число жителей, приходящихся на одну аптеку, должно составлять 5000 человек.

Изучение зарубежного опыта по вопросу организации размещения аптек показало, что в большинстве зарубежных стран правила и нормы размещения аптек подлежат государственному регулированию. В разных странах в качестве нормативов выступают различные показатели: в частности, в Англии существуют определенные нормы расположения аптечных организаций, открытие аптек “дверь в дверь” не допускается, за этим следят органы местной власти, и они определяют, насколько необходима в том или ином районе дополнительная аптека. В Финляндии разрешают открытие аптеки только на месте бывшей аптеки; в Марокко основным критерием является расстояние между аптеками (которое может составлять от 200 до 500 м); в Португалии и Испании минимальное расстояние между аптеками не должно быть менее 250 м. В Германии число открываемых аптек зависит от числа врачей (на одну аптеку должно приходиться три врача). В Бельгии на одну аптечную организацию должно приходиться не менее 2 тыс. жителей, во Франции - не менее 2,5 тыс., в Хорватии и Венгрии - 5 тыс., в Швеции -10,4 тыс. жителей [2,3].

Таким образом, в большинстве стран размещение аптечных организаций регулируется, но по разным показателям.

Поскольку количество жителей, приходящихся на одну аптеку, являлось в России одним из ранее действовавших нормативов, а в Монголии - действующим в настоящее время, нами было рассчитано фактическое количество жителей, приходящихся на одну аптеку в Санкт-Петербурге и Улан-Баторе, что представлено на рисунках 1 и 2. Количество аптечных организаций, определенных и ранжированных нами в каждом из районов Санкт-Петербурга и Улан-Батора, представлено в таблицах 1 и 2. Статистические данные по количеству жителей в районах, по площадям районов Санкт-Петербурга и Улан-Батора получены из официальных порталов [5,6].

Наименьшее количество жителей на одну аптеку в Санкт-Петербурге приходится в Центральном районе - 2935, Кронштадтском - 3193, Курортном - 3750, Адмиралтейском - 3875 и Петроградском - 4706 человек. Наибольшее количество жителей на одну аптеку приходится во Фрунзенском

районе - 8265, Калининском - 8055 и Петродворцовом - 7980 человек. В среднем в Санкт-Петербурге количество жителей, приходящихся на одну аптеку - 5,7 тыс. Сравнительный анализ числа жителей, приходящихся на одну аптеку в разных районах города, не позволил выявить закономерности развития аптечной службы Санкт-Петербурга: нельзя утверждать, что в районах, где больше аптек, там меньше число жителей, приходящихся на одну аптеку, и наоборот.

Из рисунка 2 видим, наименьшее количество жителей на одну аптеку приходится в таких районах Улан-Батора как: Баянгол - 1425, Сухэ-Батор - 1691, Чингэлтэй и Налайх -2373 человек. Наибольшее количество жителей на одну аптеку приходится в районах: Багахангай - 3869, Багануур - 3224 и Хануул - 2935 человек.

В среднем в Улан-Баторе количество жителей, приходящихся на одну аптеку, - 2.5 тыс. Полученные результаты по Улан-Батору значительно ниже действующего норматива (5000 жителей на одну аптеку), что свидетельствует о необходимости внесения корректива в национальный стандарт Монголии.

Установлено, что в Улан-Баторе число жителей, приходящихся на одну аптеку, в 2,3 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, таким образом, можно сказать, что лекарственная помощь населению по этому показателю в Улан-Баторе более доступна.

Далее мы перешли к изучению второго норматива - радиуса обслуживания одной аптеки. Данные представлены в таблицах 1 и 2.

Видим, что наименьший радиус обслуживания одной аптеки С-Петербурга в Центральном районе - 0,258 км, Адмиралтейском - 0,329 км, Василеостровском -0,361 км, и Колпинском - 0,386 км. В Калининском районе - 0,468 км, Петроградском - 0,475 км,

375П 3854 ^6 ^ 5265 5317 5417 5806 5827 6145 6506 6818 7031

.. ............................I I I I I I і і |

7980 8055 8265

<?- " >” «Г % ' v ^

Рис. 1. Количество жителей С-Петербурга, приходящихся на одну аптеку.

Таблица 1

Радиусы обслуживания аптек в Санкт-Петербурге

№ п/п Районы Площадь района (кв.км) Кол- во аптек Площадь обслуживания одной аптеки (км2) Радиус обслуживания одной аптеки (км)

1 Адмиралтейский 13,82 41 0,34 0,329

2 Василеостровский 14,64 36 0,41 0,361

3 Выборгский 115,38 68 1,70 0,735

4 Калининский 40,12 58 0,69 0,468

5 Кировский 48,00 62 0,77 0,495

6 Колпинский 106,00 30 3,54 1,063

7 Красногвардейский 56,83 60 0,95 0,550

8 Красносельский 115,00 44 2,61 0,911

9 Кронштадтский 19,35 13 1,49 0,688

10 Курортный 282,00 18 15,67 2,233

11 Московский 71,00 57 1,25 0,630

12 Невский 62,00 64 0,97 0,555

13 Петроградский 24,00 34 0,71 0,475

14 Петродворцовый 115,34 15 7,69 1,564

15 Приморский 109,87 71 1,55 0,702

16 Пушкинский 239,95 23 10,43 1,822

17 Фрунзенский 36,00 49 0,73 0,482

18 Центральный 17,00 81 0,21 0,258

ИТОГО 1439,00 824 48,86 3,944

Радиусы обслуживания аптек в Улан-Баторе

№ п/п Районы Площадь района (кв.км) Кол- во аптек Площадь обслуживания одной аптеки (км2) Радиус обслуживания одной аптеки (км)

1 Баянгол 29,50 115 0,26 0,3

2 Сонгино-Хайрхан 1200,60 86 13,96 2,1

3 Чингэлтэй 89,30 58 1,54 1,7

4 БаянзМрх 1244,10 78 15,95 2,3

5 Хан-Уул 484,70 32 15,15 2,2

6 Сйхбаатар 208,40 76 2,75 1,8

7 Багануур 620,20 8 77,53 4,9

8 Багахангай 140,00 10 14,00 2,1

9 Налайх 687,00 12 57,25 4,2

Итого 4704,40 475 9,91 1,77

Фрунзенском - 0,482 км, Кировском - 0,495 км, в этих районах радиус обслуживания одной аптеки меньше чем ранее действовавший норматив (не более

0,5 км). Наибольший радиус обслуживания жителей одной аптекой в пригородных районах: в Курортном районе - 2,233 км, Пушкинском -1,822 км, Петродворцовом - 1,564 км и Колпинском - 1,063 км.

Как видим из таблицы 2, наименьший радиус обслуживания одной аптеки в районе Баянгол - 0,3 км. Наибольший радиус обслуживания жителей одной аптекой в районе Багануур - 4,9 км; радиусы обслуживания в других районах равны:

Баянзурх - 2,3 км, Хан-Уул - 2,2 км,

Сонгино-Хайрхан и Багахангай - 2,1 км.

Полученные результаты свидетельствуют, что регулировать размещение аптечных организаций следует дифференцированно для каждого района с учетом особенностей и плотности населения.

Поскольку в некоторых странах регулируется расстояние между аптеками, нам представлялось интересным провести в Санкт-Петербурге

натурный эксперимент и осуществить замеры расстояний между аптеками. Эксперимент проводился на участке одного из районов, который застроен многоэтажными жилыми домами, с высотностью зданий от 9 до 18 этажей. Участок имеет развитую инфраструктуру, ограничен основными транспортными артериями, рядом с каждой аптекой, попавшей в наш эксперимент (на экспериментальном участке находятся 11 аптек), располагаются остановки общественного транспорта.

Выбранный нами для эксперимента участок, является типичным для Санкт-Петербурга.

В ходе натурного эксперимента, нами проведены шаговые замеры расстояния между всеми аптеками, находящимися на выбранном участке. С целью получения однородных результатов, шаговые замеры были переведены в метры (длина шага равна 0,71 м) [4].

Данные представлены в таблице 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного эксперимента показывают большой разброс цифровых значений расстояний между аптеками, а именно

от минимального расстояния 79 шагов или 56,09 м (расстояние от аптеки А5 до А6) до максимального 1388 шагов или 985,48 м (расстояние от аптеки А7 до А10).

Таблица 2 Установлено, что в Санкт-Петербурге имеют место быть случаи, при которых аптеки открываются в непосредственной близости от других, что приводит к жесткой борьбе аптек за увеличение товарооборота, борьбе за клиентов и, в конечном счёте приводит к неисполнению требований законодательных и нормативных документов, в частности к нарушениям отпуска лекарственных препаратов по рецептам врачей.

Вышеизложенное позволяет считать целесообразным установление нижнего предела (не менее) расстояния между аптеками, которое будет способствовать интересам аптечного бизнеса. С другой стороны, фармация, как и все здравоохранение в целом, является социально-ориентированной отраслью и тесно связана с характером общественных отношений через доступность лекарственной помощи, следова-

Расстояния между аптеками (в шагах и в метрах)

Таблица 3

№ Расстояние № Расстояние № Расстояние

п/п в шагах в метрах п/п в шагах в метрах п/п в шагах в метрах

ЛЛ 505 358,55 АЛ 192 136,32 ЛЛ 293 208,03

ЛЛ 592 420,62 А2-А4 378 268,38 лл 613 435,23

ЛЛ 833 591,43 А2-А5 798 566,58 лл 631 448,01

ЛЛ 1168 829,28 АЛ 818 580,78 лл 650 461,5

ЛЛ 1159 822,89 А2-А7 844 599,24 лл 700 497

А1-А7 1152 817,92 АЛ 893 634,03 лл 579 411,09

ЛЛ 1038 736,98 А,Л 766 543,86 Л-А10 759 538,89

лл 933 662,43 А2-А10 593 421,03

А1-А10 279 198,09

в шагах в метрах в шагах в метрах в шагах в метрах

лл 445 315,95 лл 79 56,09 лл 96 68,16

лл 483 342,93 лл 185 131,35 лл 436 309,56

лл 531 377,01 лл 514 364,94 лл 381 270,51

лл 705 500,55 лл 453 321,63 А6-А10 1369 971,99

лл 586 416,06 АЛ- 1369 971,99

А4-А10 980 695,8

в шагах в метрах в шагах в метрах в шагах в метрах

А7-А8 321 227,91 лл 123 87,33 А9-А10 1197 849,87

А7Л 294 208,74 А8-А10 1298 921,58

А7-А10 1388 985,48

тельно, необходимо установить и верхний предел (не более) расстояния между аптеками.

На следующем этапе исследования нами по каждому

Рис. 3. Схема-карта месторасположения аптек на экспериментальном участке.

району Санкт-Петербурга был проведен картографический анализ, были составлены схемы-карты, фрагмент одной из которых представлен на рисунке 3.

Схема показывает, что в радиусе до 0,5 км (ранее дей-

ствовавший норматив) находятся 11 аптек.

Полученные результаты доказывают ошибочность регулирования размещения аптек через радиус обслуживания и целесообразность регулирования через расстояние между аптеками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротеева Н.Н. Аптечное дело в России в XVIII - начале XX в. // Вопросы истории. - 2008. - №2. - C.125-129.

2. Элиас М., Моника М., Том У Регулирование фармацевтического сектора в Европе // Серия публикаций Европейской обсерватории по системам здравоохранения.

- 2004. - С.218-220.

3. Mossialos E., Monique M. The regulation of pharmacies in six countries // Report prepared for the office of Fair trading, London, UK. - 2003. - January. - P.27-69.

Таким образом, на изучаемых территориях необходимо провести дальнейшие исследования с целью определения адекватных показателей по вопросу регулирования размещения аптек с учетом интересов общества и бизнеса в их взаимосвязи.

4. Информация об измерении расстояний шагами.

Топография: [сайт]. URL: http://miltop.narod.ru/Distance/

other.htm (дата обращения: 20.09.2011).

5. Официальный портал администрации С-Петербурга. Информация о районах: [сайт]. URL: http://www.gov.spb.ru/ gov/admin. (дата обращения: 24.10.2011).

6. Официальный портал администрации Улан-Батора. Информация о районах [сайт]. URL:http://ulaanbaatar.mn/ content/view/4S8/238/ (дата обращения: 18.02.2011).

Информация об авторах: 19737б г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д.14,

Карева Нина Николаевна - д.ф.н., профессор; Баатар Бадамцэцэг - аспирант, e-mail: bbadam@inbox.ru

ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ

© ЧЕРКАСОВ С.В., СЕМЕНОВ А.В. - 2012 УДК 579.264 + 616.34

МИКРОБНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛАКТОБАКТЕРИЙ

Сергей Викторович Черкасов1, Александр Васильевич Семенов1-2 ('Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН, директор - член-корр. РАН, акад. РАМН, д.м.н., проф. О.В. Бухарин, лаборатория по изучению механизмов формирования микробиоценозов человека, зав. - к.м.н., доц. С.В. Черкасов; 2Оренбургская государственная медицинская академия, ректор -д.м.н., проф. В.М. Боев, кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии, зав. - член-корр. РАН,

акад. РАМН, д.м.н., проф. О.В. Бухарин)

Резюме. Изучено влияние ассоциативных микроорганизмов различных таксонов на антагонистическую активность лактобактерий. Исследование проведено на микроорганизмах, выделенных из женского репродуктивного тракта, кишечника, пробиотиков и продуктов питания. Установлена выраженная способность Bifidobacterium spp. и грампозитивной кокковой флоры стимулировать, а Candida spp. ингибировать проявление антагонизма Lactobacillus spp. Показана возможность участия ассоциативных микроорганизмов в поддержании колонизационной резистентности организма хозяина. Стимуляторы антагонизма предложено использовать для получения новых биопрепаратов, повышающих защитный потенциал нормофлоры и эффективность пробиотиков.

Ключевые слова: колонизационная резистентность, антагонизм, Lactobacillus, ассоциативные микроорганизмы, пробиотик, пребиотик.

MICROBIAL REGULATION OF ANTAGONISTIC ACTIVITY OF LACTOBACILLI

S.V. Cherkasov1, A.V. Semenov1'2 ('Orenburg Institute for Cellular and Intracellular Symbiosis of the RAS; 2Orenburg State Medical Academy)

Summary. The influence of associative microorganisms of various taxons on the antagonistic activity of lactobacilli has been studied. The research was performed on microorganisms, isolated from the female reproductive tract, the intestines, probiotics and food products. There has been revealed stable ability of Bifidobacterium spp. and grampositive coccal flora stimulate, and Candida spp. inhibit the manifestation of antagonism of Lactobacillus spp. The possibility of involvement of associative microorganisms in maintaining colonization resistance of the host has been shown. Stimulators of antagonism are proposed to use for development of new biopreparations, that enhance the protective ability of normal flora and the efficiency of probiotics.

Key words: colonization resistance, antagonism, Lactobacillus, associative microorganisms, probiotic, prebiotic.

В природных условиях бактерии обитают не обособленно, а в составе сообщества, поэтому свойства бактерий, следовательно, и их функции в присутствии других микроорганизмов, могут изменяться, что диктует необходимость в исследовании свойств микроорганизмов при межмикроб-ных взаимодействиях. Антагонизм - тип симбиотических отношений между организмами, в результате которых один из участников взаимодействий (антагонист) получает селективное преимущество в борьбе за выживание за счет

конкурентных свойств: высоких ростовых и адаптационных возможностей, продукции антибиотических веществ. Антагонистические свойства бактерий являются одним из механизмов колонизационной резистентности биотопа [14], а также используются при получении противоинфекцион-ных средств.

Исследование антагонизма в условиях межмикроб-ных отношений позволило нам обосновать положение, что антагонистическая активность (АА) штамма - результат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.