Научная статья на тему 'Проблемы доступности лекарственного обеспечения на примере города Иркутска'

Проблемы доступности лекарственного обеспечения на примере города Иркутска Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / MEDICINES / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PHARMACIES / DRUGSTORES / ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / AVAILABILITY OF DRUGS / DRUG SUPPLY / LOCATION OF PHARMACIES / АПТЕКИ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Рыжова О.А.

В РФ отсутствуют нормативы размещения аптечных организаций. Реальное состояние размещения аптечных организаций в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении. Целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска. Картографическим методом проведен анализ размещения аптечных организаций Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Проведенное исследование показало, что среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, составляет 2,4 тыс. человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Рыжова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of availability of medicines: the irkutsk example

In Russia, there are no standards for allocation of pharmacies. The real situation with pharmacies' allocation in populated areas remains vague and needs clarification. The purpose of this study was to evaluate the availability of drug supply in the city of Irkutsk. Cartographic method was used to analyze the distribution of pharmacies in Irkutsk across the economic zones and demographic sectors of the city defined by population density in the first half of 2013. The study showed that 1 pharmacy accounts for an average of 2.4 thousand people. n Russia, there are no standards for allocation of pharmacies. The real situation with pharmacies' allocation in populated areas remains vague and needs clarification. The purpose of this study was to evaluate the availability of drug supply in the city of Irkutsk. Cartographic method was used to analyze the distribution of pharmacies in Irkutsk across the economic zones and demographic sectors of the city defined by population density in the first half of 2013. The study showed that 1 pharmacy accounts for an average of 2.4 thousand people.

Текст научной работы на тему «Проблемы доступности лекарственного обеспечения на примере города Иркутска»

Проблемы доступности лекарственного обеспечения

42 Г, 01 41 ршшиим

МЕНЕДЖМЕНТ

О.А. РЫЖОВА к.фарм.н., ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России

НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

В РФ отсутствуют нормативы размещения аптечных организаций. Реальное состояние размещения аптечных организаций в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении. Целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска. Картографическим методом проведен анализ размещения аптечных организаций Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Проведенное исследование показало, что среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, составляет 2,4 тыс. человек.

Ключевые слова: лекарственные средства, аптеки, аптечные организации, доступность лекарственных средств, лекарственное обеспечение, размещение аптечных организаций

В Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и аптечных организаций, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов. В результате исследования выявлена необходимость изучения и разработки научно обоснованных принципов размещения аптечных организаций с целью повышения доступности и качества обеспечения населения лекарственными средствами.

С каждым годом количество аптечных организаций (АО) в РФ постоянно растет. До 2013 г. официальные власти в РФ описывали ситуацию с АО на розничном фармацевтическом рынке как благоприятную. В Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, в частности, отмечено: «...ситуация с физической доступностью ЛС для населения России развивается относительно благоприятно, что связано с увеличением количества аптечных учреждений и, соответственно, уменьшением количества человек, обслуживаемых одной аптекой (с 10 тыс. в 1992 г. до 2,7 тыс. в 2008 г.)» [1]. Альтернативное мнение о целесообразности уменьшения количества человек, обслуживаемых одной аптекой, было

высказано в докладе министра здравоохранения В.И. Скворцовой от 21.11.2013 «О состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг». В.И. Скворцова отметила: «В Российской Федерации аптечная организация одна в среднем приходится на 1 450 жителей, что в 2—5 раз выше по доступности по сравнению с большинством зарубежных стран. Таким обра-

Keywords: medicines, pharmacies, drugstores, availability of drugs, drug supply, location of pharmacies

In Russia, there are no standards for allocation of pharmacies. The real situation with pharmacies' allocation in populated areas remains vague and needs clarification. The purpose of this study was to evaluate the availability of drug supply in the city of Irkutsk. Cartographic method was used to analyze the distribution of pharmacies in Irkutsk across the economic zones and demographic sectors of the city defined by population density in the first half of 2013. The study showed that 1 pharmacy accounts for an average of 2.4 thousand people. O.A. RYZHOV, PhD in pharmaceutics, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Russia's Ministry of Health. THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF MEDICINES: THE IRKUTSK EXAMPLE.

зом, в стране не только нет дефицита аптечных организаций, но отмечается превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности.» [2].

При этом ни в Стратегии, ни в докладе министра здравоохранения нет понятия оптимального количества аптек, а также критериев, на которые можно ориентироваться при планировании размещения АО.

Прозвучавшее на 2-м съезде фармацевтов России предложение Минздрава о необходимости квотирования численности аптек и последующая реакция общественности и аналитиков показали полное отсутствие единства даже во мнении об имеющемся количестве аптек в России [3]. Дело в том, что подсчет количества аптечных организаций по количеству выданных лицензий не дает представления об истинном количестве аптек, обслуживающих население, т. к. в большинстве своем современные АО России представлены аптечными сетями (АС) с не учитываемым статистикой количеством аптек, филиалов аптек и аптечных пунктов.

Предположение, что рост количества АО снижает их рентабельность [4], тоже ничем не доказывается, т. к. большинство аптек считает эту информацию коммерческой тайной.

В большинстве стран мира с рыночной экономикой законодательно закреплено государственное регулирование размещения АО в зависимости от различных факторов, например от численности населения, обслуживаемого одной аптекой, расстояния между аптеками, профессионального образования владельца или числа работающих фармацевтов и т. п. (табл. 1) [5, 6]. В Советском Союзе нормативы размещения аптек были определены приказом МЗ СССР от 27.07.1978 №705 «О нормативах развития и принципах размеще-

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКА

РЕМЕШШМ

ИЮНЬ 2014

43

таблица г 1 Плотность аптечной сети в ряде стран Евросоюза в 2010 г.

Страна Количество жителей на 1 аптеку (тыс. чел.)

Дания 17,2

Швеция 10,4

Австрия 6,7

Великобритания 4,7

Чехия 4,4

Италия 3,4

Испания 2,2

Греция 1,2

таблица Г 2 Показатели размещения АО по административным округам Иркутска

Административный округ Количество АО Удельный вес АО, % Площадь округа, км2 Средняя площадь обслуживания АО, км2 Средний радиус обслуживания АО, м

Ленинский 50 19 104 2,04 720

Свердловский 81 31 49 0,60 380

Октябрьский 81 31 23 0,28 260

Правобережный 48 19 105 2,19 740

таблица гз Количество жителей, приходящихся на одну АО

Административ- Количество Удельный Количество

ный округ жителей вес коли- жителей на 1 аптеку

(тыс. человек) чества (%) (тыс. человек)

Ленинский 144 24 2,9

Свердловский 200 33 2,5

Октябрьский 147 24 1,8

Правобережный 115 19 2,4

Всего 606 100 В среднем по городу 2,4

ния аптек». В качестве норматива для расчета количества аптек в приказе установлено число жителей на 1 аптеку около 10 тыс. населения, при этом в городах радиус обслуживания аптеки не должен был превышать радиус обслуживания поликлиники, т. е. 1,5—2 км при пешеходном сообщении.

В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов 9-, 12-, 16-, 20-этажными зданиями плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах мог быть уменьшен до 0,5 км. Позднее приказом МЗ РФ от 28.07.1999 №294 «Об отмене подпункта 1.2 пункта 1 основных требований, предъявляемых к аптеке, обслуживающей население» эти нормативы были отменены, таким образом, с 1999 г. нормирование размещения АО в РФ отсутствует. Согласно российскому законодательству ответственность за принятие решения об открытии аптеки возложена на органы местного самоуправления (муниципалитеты), однако последние зачастую подходят к данному вопросу формально и не осуществляют разработку научно обоснованных программ формирования и развития структуры территориальной системы АО. Решением проблемы фактически занимаются владельцы новых АО, которые открывают аптеки методом проб и ошибок. В большинстве случаев эти решения бывают достаточно успешными, но иногда приводят к безвозвратным потерям. В настоящее время в административных органах Иркутска и Иркутской области

нет подразделения, в котором содержится полный перечень действующих АО. Это связано с тем, что многие АО существуют в виде АС и лицензируются как одна организация. Фактически каждая АС открывает аптечные пункты и филиалы аптек, которые не отражаются в реестре лицензий.

Таким образом, реальное состояние размещения АО в населенных пунктах остается неясным и нуждается в уточнении, поэтому целью данного исследования явилось изучение доступности лекарственного обеспечения на примере Иркутска.

Картографическим методом нами был проведен анализ размещения АО Иркутска в зависимости от экономических зон и демографических секторов по плотности населения по состоянию на I полугодие 2013 г. Размещение АО было нанесено на карту по районам Иркутска на основании данных справочной системы «Дубль-ГИС», а также данных, предоставленных некоторыми АС и полученными методом описания. Всего на территории Иркутска с населением 606 тыс. человек было выявлено 260 АО. Далее был проведен анализ размещения АО по административным округам Иркутска и рассчитано среднее количество АО в округе, средняя пло-

щадь, обслуживаемая одной АО, и средний радиус обслуживания (табл. 2). Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что АО размещены по округам неравномерно. Наибольший удельный вес аптек и наименьшая площадь, обслуживаемая одной АО, приходится на Свердловский и Октябрьский округа. Это связано с близостью центра города, хорошим транспортным сообщением, большим количеством медицинских организаций и торговых центров. Количество аптек в Ленинском и Правобережном округах на 60% меньше, чем в центральных районах города, а обслуживаемая площадь почти в 10 раз больше, чем в центре города. В таблице 3 показано распределение количества жителей, приходящихся на 1 аптеку, по городским округам. Из данной таблицы видно, что наибольшее количество жителей на одну аптеку приходится в Ленинском округе. В Свердловском и Правобережном округах количество жителей, приходящихся на одну аптеку, соответствует среднему показателю по городу. Наименьшее количество жителей на одну АО приходится в Октябрьском округе — 1,8 тысяч человек, где проживает 24% населения города, но в этом районе расположен 31% АО.

44 12 01 41 pemeDuum

МЕНЕДЖМЕНТ

кроме того...

Московским врачам начнут давать премии за раннее выявление рака

В московских поликлиниках введут премии врачам, которые выявили у пациента рак на начальных стадиях. Такие премии предусмотрены для различных специальностей: терапевтов, гастроэнтерологов, пульмонологов и пр. Об этом рассказал газете «Известия» заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. В настоящее время определением величины премий занимается московский фонд ОМС — ему поручено разработать механизм поощрения врачей, поскольку с 2015 г. рак в России будут лечить за счет средств фонда. Пока две трети раковых заболеваний в России обнаруживают уже на третьей и четвертой стадии, когда вылечить болезнь тяжело или практически невозможно. «Фонд должен проанализировать, какая сумма может остаться, если те больные, у которых рак выявляется на третьей и четвертой стадии, начнут лечиться на первой и второй стадии. Эта сумма и может быть передана на премирование врачей», — рассказал Печатников. В регионах подобная практика уже существует, например в Красноярском крае. Там терапевт получает прибавку к зарплате, если он найдет у пациента признаки рака, направит того к онкологу и его опасения подтвердятся. Болезнь могут заподозрить и другие специалисты, считает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. «Например, стоматологи часто первыми замечают рак гортани. Рак кожи вообще часто может увидеть невооруженным глазом любой специалист, но у нас много людей умирает от этого заболевания, потому что оно выявляется на последней стадии. Поэтому первичное звено — поликлиники — должно более внимательно относиться к человеку и, если возникают подозрения, отправлять его на исследования», — объяснил он. Эксперты считают, что дело не только в мотивации врачей. Проблема заключается в том, что россияне не любят проходить диспансеризацию, ведут нездоровый образ жизни и даже в случае серьезного недомогания не спешат обратиться к врачу. Кроме того, есть риск, что врач в погоне за деньгами будет пугать пациентов раком и отправлять на всевозможные исследования, даже если медицинских оснований для этого нет.

Проведенное исследование показало, что физическая доступность ЛС для населения в Иркутске в целом выглядит относительно благоприятно, и среднее количество населения, приходящееся на 1 аптеку, оказывается ниже показателей Стратегии. Однако в последние годы в Иркутске, так же как и в целом по России, наблюдается тенденция к сокращению производственных аптек и АО, осуществляющих отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов (ЛП). Так, на 600 тыс. населения в городе имеются только 4 муниципальные производственные аптеки и 4 аптеки, отпускающие наркотические и психотропные ЛП.

Например, в самом крупном и удаленном микрорайоне города — Ново-Лени-но нет ни одной аптеки, изготавливающей ЛП по индивидуальным рецептам и отпускающей наркотические и психотропные ЛП. Рецепты на экстемпораль-ное изготовление ЛП принимаются аптеками готовых лекарственных форм и передаются в производственные аптеки в других районах города, что, безусловно, удлиняет время обслуживания рецепта и снижает качество лекарственной помощи населению. Кроме того, в данной сфере существуют проблемы, обусловленные: + неравномерным распределением аптек по городу, высокой концентрацией АО в центральных районах и практически полным отсутствием в районах малоэтажного строительства. + кадровым дефицитом в фармацевтических организациях. Последнее подтверждается ранее проведенными нами исследованиями [7]. Методом наблюдения было обследовано 25

аптек крупных аптечных сетей Иркутска с целью выявления квалификации аптечных работников, производящих отпуск ЛП.

В момент отпуска ЛП за первым столом были зафиксированы 53 специалиста, из них 23, т. е. почти 40%, оказались консультантами, которые занимаются отпуском ЛП. В 8 из обследованных аптек при двух рабочих местах работал 1 провизор или фармацевт, а вторым был консультант, в 5 — только консультанты, а в вечернее время и в выходные дни в аптеках нередко оказываются специалисты без бейджа, определить профессию и квалификацию которых не представляется возможным.

Привлечение консультантов к отпуску ЛП руководители АО объясняют постоянно растущим кадровым дефицитом, связанным с тем, что быстрый рост АО требует больше фармацевтических специалистов, чем их могут подготовить высшие и средние образовательные учреждения. Вполне понятно, что консультанты не могут обеспечить требуемое качество обслуживания больных. Таким образом, проблема размещения АО в населенных пунктах РФ в настоящее время абсолютно не изучена, отсутствуют цели предполагаемых действий по сокращению или увеличению количества АО. Не разработаны критерии, определяющие доступность и качество лекарственной помощи населению, и методические подходы к их реализации. Нам представляется целесообразным введение научно обоснованных принципов размещения АО с целью повышения доступности и качества обеспечения населения ЛС.

ИСТОЧНИКИ

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 №66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». http://wwwgarant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/#review.

2. Доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой о состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг. http://government.ru/meetings/8325.

3. Материалы Всероссийского съезда фармацевтических работников. http://pharmcongress.ru/committee/.

4. Широкова И.Р. Аптечная розница: в поиске новых решений. Ремедиум, 2012, 8: 24-30.

5. Колбовская А.И., Игнатьева Н.В. Аптеки ЕЭП: единство в многообразии. Ремедиум, 2013, 11: 55-58.

6. Cost-containment policies in public pharmaceutical spending in the EU. http://www.abda.de/fileadmin/assets/ZDF/ZDF_2010/ABDA_ZDF_2010_engl.pdfa.

7. Рыжова О.А. Анализ соблюдения требований надлежащей аптечной практики субъектами обращения ЛС. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра, 2011, 3(79): 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.