_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
3. Нефедьева К.В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности / К.В. Нефедьева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 197. С. 89-93.
4. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г.А. Никулова, А.В. Подобных // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 369-387.
5. Цыпин А.П. Информационное обеспечение процесса построения исторических временных рядов социально-экономических показателей России / А.П. Цыпин, А.Г. Ковалев // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 50.
6. Цыпин А.П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel: Лабораторный практикум / Цыпин А.П., Фаизова Л.Р. - Оренбург: Изд-во: Оренбургский государственный университет. 2016. - 290 с. - ISBN 978-5600-01401-5.
7. Черняк Л. Инфографика: от истоков к современности / Л. Черняк // Открытые системы. СУБД. 2013. № 5. С. 52-55.
© Подгузов Д.А., 2016
УДК 519.876.5
А.О. Попов
студент 2 курса механико-математического факультета, СГУ имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация
А.С. Бердникова
студентка 2 курса механико-математического факультета, СГУ имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация
К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОГО ВЕБА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ ВУЗА
Концепция семантического веба возникла на заре интернета и была сформулирована автором стандарта HTML. [1] Позднее эта концепция была детально формализована и принята консорциумом Всемирной паутины. [2]
Основная идея концепции подразумевает надстройку метаданных над размещаемым на веб-страницах контентом. Эта надстройка должна детализировано описывать информацию на семантическом уровне. Реализация этой концепции в масштабах всей глобальной паутины позволит решать массу прикладных задач, спектр которых простирается от определения эквивалентности семантики текстуально отличающихся запросов, до поиска по пертинентности и автоматизированного синтеза выводов на основе совокупности данных.
Автор концепции признаёт, что до реализации концепции семантического веба ещё очень далеко. [3] Основной проблемой является малая распространённость средств семантической разметки. Зачастую, владельцы веб-ресурсов задумываются лишь о поисковой оптимизации размещаемой информации. [4] При этом если владельцы веб-ресурсов начнут активно использовать средства семантической разметки, пользоваться потенциальными благами этой разметки не получится в полной мере, т.к. ведущие поисковые машины имеют лишь частичную поддержку стандартов семантической разметки, либо вовсе предлагают собственные экспериментальные механизмы такой разметки. Получается замкнутый круг: механизмы извлечения и обработки метаданных не развиваются, т.к. нет достаточной базы размеченных данных, а совокупность размеченных данных медленно пополняется, т.к. не развиваются механизмы, которые эти данные могли бы извлекать и использовать.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Сайты вузов по сути своей являются мощными генераторами контента. Даже малоактивные вузы в конечном итоге будут развивать свои сайты из-за предъявляемых к официальным сайтам вузов требований (например, см. [5]). Более того, выпущенные Методические рекомендации [6] по сути уже содержат требования разметки информации в машиночитаемом формате.
Авторы предлагают пополнить перечень рекомендаций по публикуемой на официальном сайте вуза информации рекомендациями о семантической разметке информации. Так, к примеру, обязательная для размещения информация о каждом преподавателе может быть снабжена разметкой по семантической схеме Schema.org/Person; информация о структурных подразделениях вуза - по схеме Schema.org/Organization; расписание занятий, планируемые конференции, концерты и иные события жизни вуза - по схеме Schema.org/Event. Размещаемые на сайте вуза материалы, описанные в [7-9] несложно описываются различными подтипами Schema.org/CreativeWork.
Применение технологии семантической разметки на сайтах вузов позволит непрерывно и интенсивно развивать базу размеченных данных, что в свою очередь простимулирует развитие технологий семантического поиска.
В этой связи особо хочется отметить экспериментальный механизм Markup компании Google. Этот механизм ориентирован на семантическую разметку страниц сайта, но опирается не на внедрённые в разметку сайта элементы семантической разметки, а на структуру самой страницы (если быть точнее, то на пути XPath однотипных веб-страниц).
По мнению авторов, применение указанных технологий позволит официальным сайтам вузов быстро отвоёвывать позиции как в поисковых машинах общего назначения, так и в специализированных системах, например, Google Scholar. Это особенно важно, т.к. эти системы используются при построении мировых рейтингов вузов, таких как Webometrics.
Список использованной литературы:
1. Berners-Lee T. et al. Semantic web road map. - 1998.
2. Semantic Web // World Wide Web Consortium (W3C) URL: https://www.w3.org/standards/semanticweb/ (дата обращения: 2016-04-18).
3. Shadbolt N., Hall W., Berners-Lee T. The semantic web revisited //Intelligent Systems, IEEE. - 2006. - Т. 21. -№. 3. - С. 96-101.
4. Doctorow C. Metacrap: Putting the torch to seven straw-men of the meta-utopia //Retrieved June. - 2001. - Т. 10. - С. 2003.
5. Бессонов Л.В. Формирование требований к официальному сайту вуза на примере официального сайта СГУ / Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Москва, 2015. С. 105-108.
6. Приложение к письму Рособрнадзора от 25.03.2015 №07-675 «Методические рекомендации представления информации об образовательной организации ...»
7. Шаталина А.В., Бессонов Л.В. О подходе к задаче автоматизации проверки корректности и полноты входящих в ООП документов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-1. С. 68-71.
8. Бессонов Л.В., Тышкевич С.В., Панкратов Д.В. О подходе к формированию персональных страниц преподавателей на официальном сайте вуза // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. №11-1. С. 120-123.
9. Дмитриев П.О., Никулин Б.Л. Моделирование системы представления олимпиадных задач на сайте вуза // Новые задачи технических наук и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 апреля 2016 г., г. Пермь). Уфа: АЭТЕРНА. 2016. С. 26-28
© Попов А.О., Бердникова А.С., 2016