Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ / ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЦЕПНОЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованов И.В.

Статья посвящена анализу методик проведения факторного анализа прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли часто основным средством оценки эффективности операционной деятельности. Успешность этой деятельности определяется множеством факторов, среди которых встречается специфика сферы деятельности предприятия, пороговые условия для входа в сегмент, тип стратегии и внешней политики организации, прочее. Факторный анализ прибыли от реализации продукции - это не сиюминутное решение всех проблем в ходе основной деятельности компании. Это всего лишь средство обнаружения тех самых ошибок, решение по их устранению должны исходить непосредственно от руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE FACTOR ANALYSIS OF PROFITABILITY OF THE ENTERPRISE

The article is devoted to the analysis of methods of factor analysis of the enterprise profit. Factor analysis of profits is often the main means of assessing the effectiveness of operating activities. The success of this activity is determined by a variety of factors, among which there are specificity of the scope of the enterprise, threshold conditions for entering the segment, the type of strategy and foreign policy of the organization, etc. Factor analysis of profits from the sale of products is not a momentary solution of all problems in the course of the company's core business. This is just a means of detecting those very mistakes, the decision to eliminate them must come directly from the manager.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 336

Голованов И. В. магистрант

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Статья посвящена анализу методик проведения факторного анализа прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли часто основным средством оценки эффективности операционной деятельности. Успешность этой деятельности определяется множеством факторов, среди которых встречается специфика сферы деятельности предприятия, пороговые условия для входа в сегмент, тип стратегии и внешней политики организации, прочее. Факторный анализ прибыли от реализации продукции - это не сиюминутное решение всех проблем в ходе основной деятельности компании. Это всего лишь средство обнаружения тех самых ошибок, решение по их устранению должны исходить непосредственно от руководителя.

Ключевые слова: факторный анализ, прибыль, доходы, операционная деятельность, себестоимость, цепной метод.

Golovanov I.V. graduate student Togliatti State University Russia, Togliatti THE QUESTION OF THE FACTOR ANALYSIS OF PROFITABILITY OF THE ENTERPRISE

Abstract: The article is devoted to the analysis of methods offactor analysis of the enterprise profit. Factor analysis of profits is often the main means of assessing the effectiveness of operating activities. The success of this activity is determined by a variety offactors, among which there are specificity of the scope of the enterprise, threshold conditions for entering the segment, the type of strategy and foreign policy of the organization, etc. Factor analysis ofprofits from the sale of products is not a momentary solution of all problems in the course of the company's core business. This is just a means of detecting those very mistakes, the decision to eliminate them must come directly from the manager.

Keywords: factor analysis, profit, incomes, operating activity, cost price, chain method.

Прибыль - это и есть цель формирования предприятия. От прибыли зависит насколько сплоченной, эффективной и организованной будет структура предприятия. Зачастую предприятие начинает работу с тщательно разработанным производственным планом, где пошагово указаны затраты на выпуск продукции и ее реализацию, уровень ожидаемой прибыли от этого и

приоритетные цели для затрат. Однако, далеко не всегда первичный анализ совпадает с реалиями на рынке, слишком много переменных факторов, которые могут повлиять буквально на все начиная от дохода и заканчивая отношением населения к деятельности организации.

Именно для этого необходим такой вид оценки операционной деятельности как факторный анализ прибыли. Он способен продемонстрировать предпринимателю реальное положение вещей. Опираясь на него, владелец организации принимает решение о смене курса для предприятия, диверсификации продукции, наращивания темпов производства и реализации или даже постепенной ликвидации компании. Доходы предпринимателя - во многом зависят от его стратегии и политики, и в выборе того самого курса как раз и поможет такой метод оценки, как факторный анализ прибыли.

«Анализ как метод оценки направлен на тщательное изучение факторов, которые оказывают влияние на основные сферы деятельности предприятия, в том числе и на источники дохода. Факторный анализ не стал исключением, его основная цель - продемонстрировать состояние операционной деятельности на сегодняшний день. В итоге от результатов факторного анализа зависит целый ряд управленческих решений, касающихся, в том числе резервов мощности предприятия. Факторы увеличения прибыли способны показать качественную разницу между несколькими управленческими решениями и в итоге продемонстрировать величину успеха или неудачи предпринимателя» [1].

«Факторный анализ прибыли проводится с помощью метода цепных подстановок, представляющего собой технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на объект изучения» [2].

Вахрушев В. О. в своей работе использовал следующую методику: «для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:

Пр = Вр - Ср - Ру - Рк, (1)

где Вр - выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

Ср - себестоимость реализации продукции, товаров, работ и услуг;

Ру - управленческие расходы;

Рк - коммерческие расходы.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:

ЛПр1 = (Вр1 - Ср0 - Ру0 - Рк0) - (Вр0 - Ср0 - Ру0 - Рк0), (2)

где Вр1, Вр0- выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного от предыдущего периода;

Ср0 - себестоимость продукции предыдущего периода.

Ру0 - управленческие расходы предыдущего периода.

Рк0 - коммерческие расходы предыдущего периода.

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от

продажи (ЛПр2):

ЛПр2 = (Вр1 - Ср1 - Ру0 - Рк0) - (Вр 1 - Ср0 - Ру0 - Рк0), (3) где Ср1 - себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода.

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (ЛПр3):

ЛПр3 = (Вр1 - Ср1 - Ру1 - Рк0) - (Вр1 - Ср1 - Ру0 - Рк0), (4) где Ру1 - управленческие расходы предыдущего и отчетного периода.

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (ЛПр4):

ЛПр4 = (Вр1 - Ср1 - Ру1 - Рк1) - (Вр1 - Ср1 - Ру1 - Рк0), (5) где Рк1 - коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

ЛПр = ЛПр1+ЛПр2+ЛПр3+ЛПр4, (6) «Подобная замена факторов позволяет определить степень влияния каждого фактора на прибыль в целом. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих прибыль. То есть, применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года» [3].

Рассмотрим влияние основных факторов по условным показателям таблицы 1.1.

Таблица 1 - Основные факторы, оказывающие влияние на прибыль

Показатели За предыдущий год По ценам и затратам предыдущего года на фактически реализованную По отчету

Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов), тыс.руб. £ qo X ^0 Ч, X ^ ч

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. X Здо X ^ ч

Финансовый результат (прибыль), тыс.руб. £ Ро qo X РоЧ X р, ч

Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж включает

этапы:

1. Рассчитывается общее изменение прибыли (АР) от реализации продукции в отчетном году (Р1) по сравнению с предшествующим годом (Р0):

АР = Р, - Р (7)

2. Определяется влияние изменения оптовых цен на продукцию и тарифов на услуги на величину прибыли:

АР, =14о Р - (^ -1)

Ар2 = Е зд -Е7 о ,1 (8)

где 70, 71 - цена единицы продукции в предшествующем и отчетном

году;

- количество продукции, реализованной в отчетном году.

3. А само влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяется по формуле:

- (^0

о

А 7о % (9)

где q0 - количество продукции, реализованной в предшествующем

году;

Р0 - прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.

4. Рассчитается влияние изменения структуры и ассортимента продукции на величину прибыли:

^ = (Е -Е Ро ,о) -АР, (10)

где АРд - это изменение прибыли в результате изменения объема реализации.

5. Определяется влияние изменения себестоимости продукции на величину прибыли:

Ара =Е ^о ,1 -Е (и)

где б0, б1 - себестоимость единицы продукции предшествующего и отчетного года.

«В соответствии с порядком формирования отчета о финансовых результатах чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели получаемой путем сложения. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом» [4]:

АПЧ = АВ - АС - АКР - АУР + АПрП - АПрУ + АДДО + АПрД - АПрР + АОНА -АОНО - АТНП, (12)

где В - выручка от реализации, С - себестоимость продукции, КР -коммерческие расходы, УР - управленческие расходы, ПрП - проценты к получению, ПрУ - проценты к уплате, ДДО - доходы от участия в других организациях, ПрД - прочие доходы, ПрР - прочие расходы, ОНА -отложенные налоговые активы, ОНО - отложенные налоговые обязательства, ТНП - текущий налог на прибыль.

Таким образом, при расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком.

«Итог факторного анализа на практике находит достаточно широкое

применение. В целом эта оценка показывает, как повлияли действия руководства предприятия на полученную прибыль. Это можно использовать в целях тестирования новой производственной программы, которая активно функционировала в течение одного операционного периода. В итоге это поможет оценить ее эффективность и принять решение о внедрении стратегии или ее отклонении. Находит сторонников и анализ влияния на прибыль изменений в себестоимости. Особенно это видно в случае массового производства, когда сырье и запасы приобретаются в огромных масштабах. В этом случае даже небольшая экономия может привести к огромному увеличению прибыли» [5].

Впрочем, не стоит считать, что итог факторного анализа важен исключительно для отдельных экономических агентов. Факторные доходы -это прекрасный пример взаимодействия разных сфер экономики. На микроуровне факторы, влияющие на доходы, важны для предпринимателя, однако, на макроуровне это важно для всей экономики государства. В целом факторные доходы - это общий позитивный результат для населения и экономических агентов, именуемых также домохозяйствами, которые получили его, предоставляя факторы производства для организации.

Использованные источники:

1. Пробин, П.С. Проблемы формирования количественных и качественных критериев КР1 и их влияние на итоговый финансовый результат / П.С. Пробин // Горизонты экономики. 2014. № 1 (13). С. 18-22.

2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006. 425 с.

3. Рокотянская, В.В. Сущность понятия рентабельность и основные пути повышения рентабельности промышленных предприятий // День науки: общеуниверситетская науч. конф. молодых учёных и специалистов: сб. материалов. М., 2015. С.199-204.

4. Чумаков, Е., Товкач С. Анализ прибыли предприятия. М.: ИЭПП, 2011. -268 с.

5. Экономические методы определения рентабельности в промышленности: Вопросы методологии рентабельности: учебник / под ред. В.Н. Масленникова. М.: Финансы и статистика, 1975. 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.