Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ (ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА) КОМПАНИИ'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ (ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА) КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ЦЕНА / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарева Е.В.

В статье отражены результаты факторных анализов прибыли двух компаний. Осуществлена оценка влияния на формирование прибыли отпускных цен, объема реализованной продукции, изменений в структуре и себестоимости. Предложены направления повышения прибыльности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ (ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА) КОМПАНИИ»

УДК 340

Е.В. Зубарева

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ (ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА) КОМПАНИИ

В статье отражены результаты факторных анализов прибыли двух компаний. Осуществлена оценка влияния на формирование прибыли отпускных цен, объема реализованной продукции, изменений в структуре и себестоимости. Предложены направления повышения прибыльности предприятия.

Ключевые слова: прибыль, цена, выручка от реализации продукции, себестоимость.

Финансовая надежность - сложная многомерная характеристика финансового состояния компании. Оценка финансовой надежности осложнена большим количеством показателей, ее определяющих. Интерпретация сложных зависимостей между параметрами, описывающих изучаемое явление, довольно трудоемка, вследствие различий в подходах к их толкованию. Стремление объяснить совокупность признаков путем выявления скрытых, обобщающих характеристик финансовой надежности компании обуславливает применение моделей факторного анализа. Факторный анализ - это метод оценивания размерности множества переменных. Анализ основывается на гипотезе, что все разнообразие и структура взаимосвязей между данными, которые определяют явление и подлежат измерению, обусловлена «скрытыми», но объективно существующими причинами - «факторами», которые невозможно непосредственно измерить. Соответственно, применение факторного анализа обеспечивает редукцию данных, объясняя множество признаков через малое количество факторов [1, с. 119].

Процесс получения финансового результата можно условно разделить на несколько этапов: обеспеченность ресурсами и эффективность их использования, сам процесс производства или реализации продукции и эффективность этого процесса, расчет финансовых результатов и определение эффективности хозяйственной деятельности. Далее сформированы факторные модели взаимосвязи валовой прибыли со всеми составляющими этапами формирования финансового результата на примере двух предприятий различных сфер деятельности.

На первом примере, используя прием элиминирования, определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации продукции на основе данных предприятия по производству мебели (таблица 1). Элиминировать означает устранить, исключить воздействие всех факторов кроме одного на величину результативного показателя [2, с. 296].

Таблица 1

Финансовые показатели мебельной компании

Показатель Корпусная мебель Мягкая мебель

2014 год 2015 год Изме нение +/- Темп прироста % 2014 год 2015 год Изме нение +/- Темп прироста %

Количество реализованной продукции, шт. 3470.00 2828.0 -642.00 -18.50 914.00 911.00 -3.00 -0.33

Средняя цена реализации, тыс. руб. 16.00 18.76 2.76 17.25 9.90 10.00 0.10 1.01

Выручка от реализации продукции без НДС, тыс. руб. 55520.0 53053.3 -2466.70 -4.44 9048.6 9110.0 61.40 0.68

Себестоимость 1 изделия, тыс. руб. 14.20 17.60 3.40 23.94 9.00 9.20 0.20 2.22

Себестоимость продукции, тыс. руб. 49274.0 49772.8 498.80 1.01 8226.0 8381.2 155.20 1.89

Валовая прибыль, тыс. руб. 6246.00 3280.50 -2965.50 -47.48 822.60 728.80 -93.80 -11.40

Доля в общем объеме продаж, % 79.15 75.64 -3.52 -4.44 20.85 24.36 3.52 16.87

© Зубарева Е.В., 2016.

1.Расчет общего изменения валовой прибыли (Д Р) произведен по формуле:

АР = Р1 — Р2=£ АР i (1 ),

где АР - изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период; Р1 - прибыль отчетного года; Р2 - прибыль прошлого года; i - факторы, влияющие на величину прибыли.

Изменение валовой прибыли от реализации корпусной мебели:

АР = 3280,5 - 6246,0 = -2965,5 тыс. руб.

Изменение валовой прибыли от реализации мягкой мебели:

АР = 728,8 - 822,6 = -93,8 тыс. руб.

Валовая прибыль предприятия в рассматриваемом периоде имеет негативную тенденцию, более сильно она проявляется в прибыли от реализации корпусной мебели.

2.Влияние на прибыль отпускной стоимости товара (АР^ рассчитано по формуле:

ДР1 = N-— N -_0 = Zр-g- — Zpo4i, (2)

где Zp 1q1 или N 1 - продажи в отчетном году в ценах отчетного года;

- продажи в отчетном году в ценах прошлого года;

- стоимость товара;

- количество товара.

Влияние на прибыль средней отпускной стоимости корпусной мебели:

APÍ = 18,76 * 2828,0 - 16,0 * 2828,0 = 7805,28 тыс. руб.

Влияние на прибыль средней отпускной стоимости мягкой мебели:

АР1 = 10,0 * 911,0 - 9,9 * 911 = 91,1 тыс. руб.

Рост на 17,25% средней цены на корпусную мебель при прочих равных условиях повлек увеличение прибыли на 7805,28 тыс. рублей. При росте средних цен на мягкую мебель на 1,01% предприятие получило прибыли больше на 91,1 тыс. рублей. Такая разница в увеличении прибыли от продажи корпусной мебели по сравнению с мягкой мебелью объясняется большой разницей в ценах за 1 изделие.

3.Влияние на прибыль изменений в объеме проданного товара (Р2 ):

АР2 = Р0к 1 — Р0 = Р0 ( к 1 — 1 ), (3)

где к 1 - коэффициент увеличения объема продаж товара в отпускной стоимости, определяемый по формуле: к 1 = ^р;

где - прибыль, полученная в прошлом году, в ценах и по себестоимости прошлого года; - продажи в отчетном году в стоимости прошлого года; - продажи в прошлом году в стоимости прошлого года; р - стоимость товара;

- количество товара.

Влияние фактора изменение объема продаж корпусной мебели на прибыль:

16,0 * 2828

к, = -= 0,815

1 16,0 * 3470

АР2 = 6246,0 * (0,815 - 1) = -1155,51 тыс. руб. 70

Влияние фактора изменение объема продаж мягкой мебели на прибыль:

9,9 * 911 К = „„ „„ , = 0,997 1 9,9 * 914

ДР2 = 822,6 * (0,997 - 1) = -2,47 тыс. руб.

На предприятии изменение объема продаж имеет отрицательное значение, как по производству корпусной мебели, так и мягкой мебели на 642 шт. и на 3 шт. соответственно, что привело к снижению валовой прибыли на 1155,51 тыс. руб. по корпусной мебели и на 2,47 тыс. руб. по мягкой мебели. Итак, на предприятии валовая прибыль уменьшилась на 1157,98 тыс. руб.

4.Влияние на прибыль изменений в структуре проданного товара (ДР3):

Л^з = Pi,о - РоК, (4)

где Р10 - прибыль, полученная от фактически проданного товара в отчетном году в ценах и по себестоимости прошлого года;

Р0 - прибыль, полученная в прошлом году, в ценах и по себестоимости прошлого года.

Анализ данных компании, приведенный в таблице 1 показывает, что удельный вес производства корпусной мебели уменьшился на 3,52%, а удельный вес производства мягкой мебели соответственно возрос на 3,52%. Итак, возрос удельный вес более рентабельных изделий и уменьшился удельный вес менее рентабельной продукции. Оценим влияние этих изменений на прибыль.

Корпусная мебель: ДР3 = 5090,4 - 6246,0 * 0,815 = -0,09 тыс. руб.

Мягкая мебель: ДР3 = 819,9 - 822,6 * 0,997 = -0,23 тыс. руб.

На предприятии произошло общее снижение валовой прибыли за счет данного фактора на 0,32 тыс. рублей.

5. Влияние на прибыль себестоимости товара (ДР4):

ДР4 = Si,o - 5i, (5)

где 51 - фактическая себестоимость проданного товара;

510 - фактическая себестоимость проданного товара за отчетный год в ценах и тарифах прошлого

года.

Корпусная мебель: ДР4 = 14,2 * 2828 - 49772,8 = -9615,2 тыс. руб.

Мягкая мебель: ДР4 = 9,0 * 911 - 8381,2 = -182,2 тыс. руб.

Как показывают расчеты, такой фактор, как себестоимость продукции, имеет негативное влияние на валовую прибыль. Себестоимость корпусной мебели выросла на 23,94%, что привело к уменьшению прибыли на 9615,2 тыс. рублей, а на мягкую мебель она выросла на 2,22%, что привело к уменьшению валовой прибыли на 182,2 тыс. рублей. Обобщим в таблице 2 влияние факторов на прибыль.

Таблица 2

Влияние производственных факторов на прибыль компании

Факторы, влияющие на прибыль Изменение прибыли, тыс. руб.

Корпусная мебель Мягкая мебель Общее изменение

Отпускная стоимость +7805,28 +91,10 +7896,38

Объем реализации товара -1155,51 -2,47 -1157,98

Структура товара -0,09 -0,23 -0,32

Себестоимость товара -9615,20 -182,20 -9797,40

Всего -2965,50 -93,80 2789,30

Итак, по данным в табл. 2 можно сказать, что общий объем валовой прибыли от проданного товара уменьшился на 3059,3 тыс. рублей. На уменьшение валовой прибыли наиболее повлияло увеличение себестоимости продукции. За счет этого прибыль уменьшилась на 9797,4 тыс. руб. Вторым по величине фактором, негативно повлиявшим на прибыль, является снижение объема проданного товара. Влияние этого фактора привело к уменьшению прибыли компании на 1157,98 тыс. рублей. Также на прибыль повлияло негативно (на 0,32 тыс. руб.) изменение структуры выпуска товара. Существенно повлиял на валовую прибыль такой фактор, как рост отпускных цен. На предприятии влияние этого фактора обусловил рост прибыли на 7896,38 тыс. рублей. Таким образом, по результатам факторного анализа было оценено качество прибыли мебельного предприятия.

Рассмотрим второй пример: факторный анализ прибыли посредством использования системы рычагов. При использовании метода системы рычагов исследуется зависимость прибыли от четырех факторов:

1) уровня среднереализационных цен (в дальнейшем - цена);

2) объема реализации продукции в натуральном измерении (в дальнейшем - количество продукции);

3) уровня постоянных затрат;

4) уровня переменных затрат на единицу товара [3, с. 516].

Основные отличия метода системы рычагов от традиционного:

-во-первых, вместо структуры продукции во внимание принимаются два вида расходов: постоянные и переменные;

-во-вторых, влияние факторов рассчитывается не в абсолютном, а в относительном значении;

-в-третьих, изменяется порядок расчета факторов изменения прибыли. Сначала рассчитываются факторы формирования спроса на продукцию (цена и количество), а затем факторы формирования предложения продукции (постоянные и переменные расходы).

Связь со спросом и предложением продукции позволяет производить не только факторный анализ прибыли, но и микроэкономический анализ. В этом заключается основное преимущество метода системы рычагов по отношению к традиционному методу [4, с. 97].

Анализ прибыли проводится по следующим формулам:

/ ВЦК * %Ц\ _ ( %К\

%П = ±ВЦ * %Ц ± ВК * %К * (1 ± ) ± ВЕС * %FC + ВУС * %У (1 ± — К (6)

( %к\ - - ( %к\ , , %П = +ВЦ * %Ц 1 + — + ВК * %К + ВЕС * %FC + ВУС * %У 1 + — , (7)

~ V - юо/ ~ V _юо/

где - процентное изменение прибыли;

- процентное изменение цены продукции;

- процентное изменение количества продукции;

- процентное изменение постоянных расходов;

- процентное изменение переменных затрат на единицу продукции;

- ценовой рычаг;

- количественный рычаг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ценово-количественный рычаг;

- рычаг постоянных расходов;

- рычаг переменных затрат;

+ - показывает прямую зависимость показателя на изменение прибыли;

+ - показывает обратную зависимость показателя на изменение прибыли.

Далее представлены формулы для расчета рычагов:

В %П

ВЦ = 77 = тттт, (8)

П %Ц' ОД _ %П

п"-%к'

ВЦ _ В

ВК ~ мд'

мд %п

ВК = 1Г = 7^77' (9)

ВЦ в

ВЦК = -577 = 7777- (10)

FC %П

BFC = — =-, (11)

П %FC к 1

VC %П

wc = lT = %r (12)

где В - выручка (объем реализованной продукции в денежном измерении); МД - маржинальный доход, равный сумме прибыли и постоянных затрат; 7С - переменные затраты. Влияние цены на изменение прибыли рассчитывается по следующей формуле:

%ПЦ = ±ВЦ * %Ц, (13)

Или

%Пц = ±ВЦ*%Ц(1+^). (14)

Влияние количества продукции на изменение прибыли рассчитывается по формуле:

/ ВЦК * %Ц\ %ПК = ±ВК * %К (Ч + 100 ], (15)

Или

%ПК = ±ВК * %К. (16)

Основой для проведения факторного анализа прибыли методом системы рычагов служат формулы (6) и (7). В первом случае усиливается влияние фактора изменения количества продукции, во втором усиливается влияние цены на изменение прибыли [3, с. 199]. При этом совокупное влияние двух факторов на изменение прибыли не изменяется.

Влияние изменения постоянных затрат на изменение прибыли:

%nFC = +BFC * %FC, (17)

Влияние изменения переменных затрат на единицу продукции:

%К\

%ПУ = +BVC * %V

(1 + Töö)' (18)

Далее проведем факторный анализ прибыли и рассчитаем плановые показатели на 2015 год для организации, предоставляющей гостиничные услуги. Исходные данные приведены в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации услуг

Показатель 2014 год Плановые изменения показателя на 2015 год, % 2015 год (план)

Выручка, тыс. руб. 15923,5 - 17722

Общие расходы, тыс. руб. 15320,2 - 16834,1

Постоянные расходы, тыс. руб. 4023,9 +8,7% 4374

Переменные расходы, тыс. руб. 11296,3 - 12460,1

Прибыль, тыс. руб. 603,3 +47,17% 887,9

Маржинальный доход, тыс. руб. 4627,2 - 5261,9

Объем реализации услуг, тыс. койко-дней 70,47 +3,5% 72,93

Средняя цена, руб./л-день 225,97 +7,53% 243,0

Удельные переменные расходы, руб./л-день. 160,30 +6,58% 170,85

Используя исходные данные таблицы 3 рассчитаем необходимые показатели (систему рычагов), формулы для расчета которых приведены выше, и результаты расчета представим в таблице 4. В таблице также указаны взаимосвязи между рычагами.

Таблица 4

Результаты расчета системы рычагов

Условное обозначение Взаимосвязь между рычагами Полученное значение

ВЦ BK+BVC 26,394

ВК ВЦ-BVC; BFC+1 7,670

ВЦК ВЦ/ВК 3,441

BFC ВК-1 6,670

BVC ВЦ-ВК 18,724

Используем формулу (7) для проведения факторного анализа:

41 ,1 1 = 2 6,394 * 1 ,5 3 (1 + —) + 1 ,61 * 3,5 - 6,61 * 8,7 - 18,72 4 * 6,58 * (1 + —) ,

V юо/ V юо/

47,17 = 205,7 + 26,85 - 58,0 - 127,48.

Прибыль от реализации услуг планируется увеличить на 47,17%. В том числе, за счет следующих факторов:

- Уровень цены: + 205,7%;

- Количества реализованных койко-дней: + 26,85%;

- Уровень постоянных затрат: - 58%;

- Уровень переменных затрат на единицу продукции: - 127,48%.

Сравним результаты факторного анализа прибыли по системе рычагов и методом цепных подстановок. Способ цепных подстановок позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Расчет методом цепных подстановок:

П2014 = 70,47(2 2 5,97 - 160,3) - 40 2 3,9 = 603,3 тыс. руб.

П2015 = 72,93(2 43 - 170,85) - 43 74 = 887,9 тыс. руб.

Прибыль планируется увеличить на 284,4 тыс. руб. или на 47,17% за счет следующих факторов: Объем реализации койко-дней:

ДПК = 72,93(225,97 - 160,3) - 4023,9 - 603,3 = 765,41 - 603,3 = +162,11 тыс. руб., или на + 26,85%.

Цены на услуги:

ДПЦ = 72,93(243 - 160,3) - 4023,9 - 765,41 = 2007,41 - 765,11 = +1242 тыс. руб., или на + 205,7%.

Переменные затраты на единицу товара:

ДП7 = 72,93(243 - 170,85) - 4023,9 - 2007,41 = 1238 - 2007,41 = -769,41 тыс. руб., или на - 127,48%.

Постоянные затраты:

ДГ^С = 72,93(243 - 170,85) - 4374 - 1238 = -350,1 тыс. руб. или на - 58%.

Итак, результаты факторного анализа прибыли рассмотренными методами (системы рычагов и цепных подстановок) полностью совпадают.

Приведенные методики факторного анализа прибыли позволяет показать альтернативный подход к этому вопросу, который дополняет и расширяет возможности предприятия в проведении экономического анализа и позволяет принять более правильные управленческие решения. При традиционном методе факторного анализа важной его частью являются управленческие решения по ассортименту продукции. При методе системы рычагов ассортимент продукции не анализируется, однако он позволяет принять верные решения относительно таких важных задач, как дифференциация расходов и спрос на продукцию. Таким образом, существуют различные методы факторного анализа, которые актуальны для анализа различных предприятий. Определение влияния различных факторов на финансовый результат, на наш взгляд, очень важная часть экономического анализа, так как предоставляет возможность принимать обоснованные управленческие решения, и в дальнейшем оптимизировать работу предприятия и его финансовые результаты.

Библиографический список:

1.Пихтарева А.В., Скворцова Т.Н. Значение факторного анализа при определении резервов увеличения прибыли компании // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 2-2 (24). - С. 114-121.

2.Вечканова В.Е. Факторный анализ абсолютных и относительных показателей прибыли от продаж // В мире научных открытий Материалы III Всероссийской студенческой научной конференции. - 2014. - С. 293-298.

3.Говорова К.А., Ширяева Н.В. Факторный анализ прибыли от продаж // Экономика и социум. - 2014. - № 42 (13). - С. 515-517.

4.Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Хабаровск, -2015. - С. 198-202.

5.Коробейникова Л.С., Хасанай Е. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации // В сборнике: Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций. - 2015. - С. 96-99.

ЗУБАРЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант института экономики и менеджмента, Балтийский Федеральный университет имени И. Канта, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.