Научная статья на тему 'Управление финансовыми результатами организации'

Управление финансовыми результатами организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1776
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT OF FINANCIAL RESULTS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS / МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА / METHODS OF FINANCIAL ANALYSIS / ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА / TECHNIQUES OF FINANCIAL ANALYSIS / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Лилия Ильдаровна

В статье анализируются теоретические и методические основы анализа финансовых результатов коммерческой организации. Рассматриваются сущность, методы и приемы финансового анализа в коммерческой организации. Дается определение сущности управления финансовыми результатами коммерческой организации. Приводится факторный анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации. В современных условиях коммерческие организации при преодолении кризисной ситуации сталкиваются с проблемой обеспечения управления финансовыми результатами организации, которые являются определенными индикаторами стабильного образующегося превышения доходов над расходами. Деятельность каждой коммерческой организации направлена на получение прибыли, она же является источником её процветания и развития. Основным из главных критериев оценки эффективности деятельности организации является получение прибыли и также ее максимизации. Прибыль, выступая в системе оценочных величин, является постоянным объектом текущего и долгосрочного управления коммерческой деятельностью организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление финансовыми результатами организации»

2. Батуева Д.И. Эффективность деятельности органов исполнительной власти в системе государственных закупок региона: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2014. 24 с.

3. Белов В.Е. Мамедова Н.А. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. Москва: Норма, 2011. С. 139.

4. Единая информационная система в сфере закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ Рязанова Л.И. Email: [email protected]

Рязанова Лилия Илъдаровна — магистрант, кафедра финансового менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань

Аннотация: в статье анализируются теоретические и методические основы анализа финансовых результатов коммерческой организации. Рассматриваются сущность, методы и приемы финансового анализа в коммерческой организации. Дается определение сущности управления финансовыми результатами коммерческой организации. Приводится факторный анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации. В современных условиях коммерческие организации при преодолении кризисной ситуации сталкиваются с проблемой обеспечения управления финансовыми результатами организации, которые являются определенными индикаторами стабильного образующегося превышения доходов над расходами. Деятельность каждой коммерческой организации направлена на получение прибыли, она же является источником её процветания и развития. Основным из главных критериев оценки эффективности деятельности организации является получение прибыли и также ее максимизации. Прибыль, выступая в системе оценочных величин, является постоянным объектом текущего и долгосрочного управления коммерческой деятельностью организации.

Ключевые слова: управление финансовыми результатами коммерческой организации, методы финансового анализа, приемы финансового анализа, факторный анализ.

MANAGEMENT OF FINANCIAL RESULTS OF THE ORGANIZATION

Ryazanova L.I.

Ryazanova Liliya Ildarovna - Undergraduate, CHAIR OF FINANCIAL MANAGEMENT KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G.TIMIRYASOV, KAZAN

Abstract: the article analyzes theoretical and methodological foundations of the analysis of the financial results of commercial organizations. Discusses the nature and methods of financial analysis in commercial organizations. The definition of an entity managing financial results of commercial organizations. Is factor analysis of financial results of commercial organizations. In modern conditions commercial organizations in overcoming the crisis situation are faced with the challenge of managing the financial results of the organization, which are defined indicators of a stable and resulting excess of revenues over expenses. The activities of each commercial organization aimed at making a profit, it is the source of its prosperity and development. The main of the main criteria for evaluating the effectiveness of the organization is profit and its maximisation. Profit acting in the system evaluation variables is a constant target current and long-term management of commercial activities of the organization.

Keywords: management of financial results of commercial organizations, methods of financial analysis, techniques of financial analysis, factor analysis.

УДК 658.14.012

Рассмотрев теоретические концепции по управлению финансовыми результатами организации можно сделать вывод о том, что главным образом, необходимо проанализировать и обозначить актуальность финансового анализа в разрезе пользователей финансовой информации и главных субъектов, а после анализировать и раскрывать процесс проведения финансового анализа в организации [1, с. 172].

Вывод состоит в том, что благополучная финансовая деятельность организации неосуществима без рационального управления финансовыми ресурсами и получаемых положительных финансовых результатов. Таким образом, организация должна применять необходимые методы финансового управления, в базу которых входит учет разнообразия факторов применения финансовых ресурсов и одновременная оценка системы определенных показателей, которые характеризуют финансовое состояние организации. Нельзя забывать, что одной из главных задач любой организации является поиск резервов увеличения эффективности применения имеющихся видов ресурсов.

Каждый автор дает свое определение понятию метод финансового анализа. Например, А.Д. Шеремет под методом финансового анализа понимает «диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии». С.Е. Барнгольц методом финансового анализа называет «способ системного, комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и динамику хозяйственного развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации». Н.В Дембинский под методом экономического анализа понимает «всестороннее, органически взаимосвязанное изучение деятельности предприятий, организаций, объединений с целью повышения эффективности управления на основе объективной оценки результатов этой деятельности, уровня технического, организационного и экономического развития предприятия, выявления и максимальной мобилизации имеющихся внутрихозяйственных резервов» [3, с. 96].

Осуществление метода финансового анализа определяет создание его характеристик. Необходимо выделить несколько из них, которые состоят в следующем:

1. Применение системы установленных показателей, которые характеризуют финансово-хозяйственную деятельность организации;

2. Изучение факторов, которые могут повлиять на изменение результатов финансово -хозяйственной деятельности;

3. Исследование и измерение взаимосвязи между показателями, которые входят в осваиваемую систему;

4. Определение взаимосвязи между результативными признаками и факторами для повышения эффективности работы рассматриваемого субъекта хозяйствования.

А.Д. Шеремет также включает в данный перечень такую характеристику как выбор показателей для оценки рассматриваемых явлений и процессов, которые зависят от их содержания [4, с. 30].

На основе вышесказанного можем сделать вывод, что каждый определенный метод финансового анализа возможно использовать только в аспекте применения конкретной методики исследования, которая должна определять форму и алгоритм его применения.

Таким образом, неформализованные методы отвечают за финансовое состояние организации, о её платежеспособности и ликвидности, о кредитоспособности и об инвестиционном потенциале организации.

Формализованные методы помогают оценить, как влияют определенные факторы на итоговый показатель, с помощью уравнения регрессии дать прогнозный анализ показателям, а также выявить оптимальное решение для использования производственных ресурсов.

Можем сказать, что в экономической литературе есть много авторских классификаций методов и приемов финансового анализа, которые имеют, как и сходство, так и различия между собой. Различия - это в основном из-за того, что классификация исполняется по разным основаниям и нет ясного разграничения между понятиями «приемы» и «способы» анализа. Также присутствуют различия в содержании понятий «формализованные» и «неформализованные» методы, это дает трудность в определении какие способы относятся к какой группе. И наконец, сущность классификации методов финансового анализа определена теоретической, либо практической значимостью.

Управление финансовыми результатами организации - это комплекс определенных мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями организации, которые реализуются в установленном порядке ответственной структурой для решения задач по восстановлению, расширению и укреплению финансов [5, с. 258].

В каждом уставе организации описаны задачи по управлению финансовыми результатами -это улучшение финансовых результатов или увеличение прибыли организации [9, с. 455].

К основным задачам по улучшению финансового результата организации можно отнести:

• Оптимизация доходов - распределение прибыли, соотношение прибыли и налогов;

• Оптимизация затрат - выявление резервов, оценка размеров и структуры, рекомендации по снижению.

• Выявление дополнительных доходов организации;

• Совершенствование расчетов с поставщиками - повышение денежной составляющей в объеме продаж;

• Реструктуризация активов организации - обеспечение и выбор рационального соотношения текущих активов;

• Улучшение финансовых взаимоотношений с дочерними организациями [6, с. 163].

Итак, можно сделать вывод, что к основным объектам при управлении финансовыми результатами организации можно отнести:

• Управление активами - деятельность, которая связанна с формированием имущества организации.

• Регулирование финансовых результатов производственной деятельности - определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, ценообразования, налогообложения, распределения затрат и т.д.

Используемые в настоящее время положения по бухгалтерскому учету предлагают употребление такого подхода к понятию выручки, как понятие момента получения выручки. Другими словами, выручка считается тогда, когда организация может документально подтвердить реальность и законность проделанных сделок, присутствие фактического перехода выгод и рисков от владельцев продукции к покупателю; способность безошибочно определять размер экономических выгод и определить расходы, которая организация получает при совершении сделок и связанные с получением выручки [2, с. 134].

Благодаря факторному анализу можем дать оценку тому, на какую определенную сумму меняется прибыль от воздействия какого-либо фактора [8, с. 382].

Факторный анализ необходимо проводить в несколько этапов. Сперва рассматривается влияние выручки на прибыль от продаж [7, с. 641]. Расчет можно провести двумя способами:

ДП (Bp) = (Вр1 - Вр0) * ПО / Вр0, (2) где ПО / ВрО - рентабельность продаж предыдущего периода,

ДП (Bp) = ПО * Вр1 / ВрО - ПО, (3) где Вр1 и Вр0 - выручка от продажи (нетто), соответственно, предыдущего и отчетного периода;

ПО - прибыль от продаж предыдущего периода.

А на втором этапе рассчитывается влияние полной себестоимости на прибыль от продаж.

ДП (СС) = Вр1 * (СС1 / Вр1 - ССО / ВрО), (4) где СС1 / Вр1 и ССО / ВрО - затраты на один рубль продаж продукции в отчетном и предыдущем периодах.

Третий этап заключается в выявлении уровня коммерческих расходов (расходов на продажу) на прибыль от продаж:

ДП (КР) = Вр1 * (КР1 / Вр1 - КРО / ВрО), (5) где КР1 / Вр1 и КРО / ВрО - доля коммерческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах.

Четвертый этап заключается в выявлении изменения уровня управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:

ДП (УР) = Вр1 * (УР1 / Вр1 - УРО / ВрО), (6) где УР1 / Вр1 и УРО / ВрО - доля управленческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно [7, с. 643].

Рассмотренные модели факторного анализа финансовых результатов помогают определить причины уменьшения прибыли организации и незамедлительно принять эффективные управленческие и экономические решения.

Список литературы / References

1. БариленкоВ.И., БердниковВ.В., БородинаЕ.И. Экономический анализ. М.: Эксмо, 2О1О. 352 с.

2. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ: учебное пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2ОО3. 222 с.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2ОО7. 215 с.

4. Вахрушина Н. Создание системы управления дебиторской задолженностью // Финансовый директор № 5. Май. 2ОО5. С. 3О-43.

5. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2014. 348 с.

6. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. С. 222.

7. Ковалев В.В., Ковалев В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2014. 880 с.

8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 424 с.

9. Когденко В.Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 573 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учаева Т.Л. Email: [email protected]

Учаева Тина Лорановна — студент, кафедра государственного управления и финансового контроля, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: на сегодняшний день проблеме государственного контроля предпринимательской деятельности уделяется большое внимание. Государственный контроль представляет собой один из важных инструментов административно—правового регулирования предпринимательства. Усиление государственного контроля, а также содействие развития предпринимательской деятельности, организационные формы государственных органов с субъектами частного бизнеса, значительные сдвиги с целью изменений в механизме, аппарата управления, а также государственные и рыночные механизмы регулирования, все это, сегодня, является основными задачами государственного контроля предпринимательской деятельности. Ключевые слова: государственный контроль, предпринимательство, общество, деятельность.

IMPROVEMENT OF STATE CONTROL OF BUSINESS Uchaeva T.L.

Uchaeva Tina Loranovna - Student, DEPARTMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND FINANCIAL CONTROL

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: to date, the issue of state control of business is given a lot of attention. State control is one of the important tools of administrative - legal regulation of business. Strengthening of state control, and the promotion of business development, organizational forms of public authorities by private business, significant changes with a view to changes in the mechanism of management personnel, as well as state and market regulation mechanisms, all this, today is the main task of state control of business activity.

Keywords: state control, entrepreneurship, society, activity.

УДК 330.35

Создание определенных условий, которые обеспечивают функционирование экономики в участии предпринимателей в международном разделении труда, а также оптимальных выгод от этой ситуации, является целью государственного контроля предпринимательской деятельностью. [1]

В сфере предпринимательской деятельности, государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдениями за тем, чтобы соблюдать требования за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, при осуществлении данной деятельности.

Задачи государственного контроля за предпринимательской деятельностью состоят в следующем:

• Создание условий для различных видов конкуренции на рынке, а также перемещение товаров на внутреннем и внешнем рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.