Научная статья на тему 'К вопросу профилактики социально-негативного поведения студентов средствами физической культуры и спорта'

К вопросу профилактики социально-негативного поведения студентов средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / RELATION TO PHYSICAL EDUCATION / SOCIO-BEHAVIORAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д., Ключников А.В.

Формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями должно осуществляться за счет поддержки проявления интереса личности к двигательной деятельности, поиска методов индивидуального подхода с учетом особенностей их характера. Коррекция поведенческих деформаций должна проходить посредством методов и приемов физической культуры, способной противостоять негативным влияниям социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д., Ключников А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the need for regular physical activities must be carried out through the support of vigorous interest of the person to motor activity, identifying methods of individual approach taking into account the peculiarities of their character. Correction of behavioral strain must pass through the methods and techniques of physical training that can resist the negative influences of the social environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу профилактики социально-негативного поведения студентов средствами физической культуры и спорта»

УДК 796.001

Д. Г. Кузьмичева, В. Д. Кузьмичев, А. В. Ключников

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ключевые слова: физическая культура, социально-негативное поведение, отношение к занятиям физической культурой.

Формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями должно осуществляться за счет поддержки проявления интереса личности к двигательной деятельности, поиска методов индивидуального подхода с учетом особенностей их характера. Коррекция поведенческих деформаций должна проходить посредством методов и приемов физической культуры, способной противостоять негативным влияниям социальной среды.

Keywords: physical culture, socio-behavioral deformation, relation to physical education.

Formation of the need for regular physical activities must be carried out through the support of vigorous interest of the person to motor activity, identifying methods of individual approach taking into account the peculiarities of their character. Correction of behavioral strain must pass through the methods and techniques ofphysical training that can resist the negative influences of the social environment.

Введение

Присособление человека к требованиям общества является основным условием социализации личности. Отклонения в поведении, нарушения социальных норм и правил подрастающего поколения является предметом пристального внимания ученых в области социальной психологии и педагогики [1].

Физическая культура является эффективным средством профилактики и коррекции социально-негативного поведения подрастающего поколения [2,3]. Рациональное сочетание адекватных интересам и потребностям молодежи средств, методов и педагогических приемов в процессе занятий физической культурой в сочетании с физкультурно-спортивной работой во внеурочное время позволит вовлечь их в активную двигательную деятельность, способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, и как следствие, позитивной направленности личности [2].

Целью нашей работы являлось исследование физического статуса студенток как одного из факторов профилактики социально-поведенческих деформаций личности.

Материалы и методы исследования

В исследовании, проводившемся в 20132014 уч. г. приняли участие девушки 1-го курса КНИТУ в количестве 63 человек.

Исследование предрасположенности студенток к реализации различных форм отклоняющегося поведения было проведено по методике СОП (склонность к отклоняющемуся поведению), разработанной в 1992 году Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Результаты и их обсуждение

Анализ предрасположенности к проявлению различных форм девиантного поведения студенток 1 курса показал, что почти у половины испытуемых наблюдалась слабо выраженная форма. Этот вывод подтвердился при анализе шкал: склонности к нарушению норм и правил (55,6%), склонности к ад-

диктивному поведению (57,1%), склонности к насилию и агрессии (60,3%), слабости волевого контроля эмоциональных реакций (61,9%), склонности к де-линквентному поведению (65,1%). Слабая выраженность форм девиантного поведения, при наличии определенных условий эти тенденции могут перерасти из слабо выраженных в сильно выраженные.

Проведенный анализ физического состояния и физической подготовленности студенток 1 курса показало наличие у 33,3% студенток нарушений опорно-двигательного аппарата, у 28,6% - нарушения сердечно-сосудистой системы, у 25,4% -болезни органов пищеварения, 20,6% страдают миопией. Частые респираторные заболевания отмечаются у 68,3% студенток.

Что же касается уровня физической подготовленности, то по 5-и тестам результаты распределились следующим образом (табл. 1):

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студенток КНИТУ

Показатели Основная n=28 Подготовительная n= 35 Р

Бег 30, м,с 5,8±0,16 6,3±0,08 >0,05

Челночный бег 4х10, м, с 12,1±0,03 13,5±0,03 <0,01

Прыжки в длину с места, см 151,0±3,96 141,5±2,1 <0,05

Подъем туловища сидя за 30 с. 20,7±0,81 18,1±0,33 <0,05

Гибкость 12,3±0,55 10,4±0,75 <0,05

В прыжках в длину с места основная группа также незначительно опережает подготовительную группу (р< 0,05), но в оценочной таблице физической подготовленности обе группы имеют низкий уровень с оценкой 1. Показатели быстроты (т.е. подъем туловища в сед за 30 сек.) аналогичны выше перечисленным показателям: у основной группы он равен 20,8±0,71, у подготовительной группы 18,1±0,33; р< 0,05. В оценочной таблице этот пока-

затель занимает низкий уровень с оценкой уровня физической подготовленности ниже 50%.

И, наконец, тест на гибкость показал небольшое различие у основной и подготовительной групп (р< 0,05). Интегральная оценка уровня физической подготовленности по тесту «гибкость» ниже среднего уровня и равна 2 баллам (табл. 2).

Таким образом, подводя итог тестированию, можно сделать вывод, что уровень физической подготовленности студенток характеризуется как оченьнизкий (ниже 50%) с интегральной оценкой в 8 баллов. Соответственно, что при такой низкой физической подготовленности и состоянии здоровья отношение студенток к занятиям физической культурой и спортом будет индифферентным или отрицательным.

Литература

1. Кабачков В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта [Текст]: монография /В. А Кабачков, В. А. Ку-ренцов. - М.: ФиС, 2012. - 215 с.

2. Галицын, С.В. Теоретические аспекты оптимизации физического состояния и профилактики негативного поведения подростков различных типологических групп в процессе физкультурно-спортивной деятельности /С.В. Галицын //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (35). - С. 32-36

3. Лифанов А.Д., Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В.Д. Лифанова // Учение записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. - №4 (110). - С. 76 - 79.

4. Ноговицын Р.С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. - т.16. -№15. - С.244 - 249.

5. Ключников А.В. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / А.В. Ключников, Е.М. Софронова, Д.Г. Кузьмичева и др. // Вестник Казанского технологического университета. 2013. - т.16. - №11. - С. 312 - 314.

© Д. Г. Кузьмичева - доц. кафедры физического воспитания и спорта КНИТУ fizvosp@kstu.ru; Д. Г. Кузьмичев - ст. преп. той же кафедры; А. В. Ключников - заместитель начальника лицея ГУО «Лицей при ГИИ», klyuchnikov_av@mail.ru.

© D. G. Kuzmicheva - the senior lecturer of department "Physical culture and sport" of KNRTU, fizvosp@kstu.ru; V. D. Kuzmichev - the senior teacher of the same department; A. V. Klyuchnikov - the deputy chief of lyceum«Lyceum at the GEI», klyuchnikov_av@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.