Список литературы:
1. Большая Советская Энциклопедия.
2. Вернадский В.И. Избранные трактаты по истории науки. - М., 1981. -360 с.
3. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М., 1990. - Выпуск 2. - 32 с.
4. Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания в обучение. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 463 с.
5. Фейнман Р., Вайнберг С. Элементарные частицы и законы физики: пер. с англ. - М.: Мир, 2000. - 138 с.
К ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА
© Власова О.Г.*
Педагогический институт Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое
* Магистрант кафедры Педагогики. Научный руководитель: Кананчук Л.А., доцент кафедры Психологии и педагогики дошкольного образования, кандитат психологических наук.
знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание культуры бурятского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой и др. приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Обращение к культуре бурятского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания бурят, проживающих в районах Иркутской области. Бурятский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре. В Усть-Ордынском округе была принята Программа национального возрождения бурятского народа, которая поставила образовательные структуры и практических работников перед необходимостью решать такие задачи, как разработка комплекса мер по созданию реальных условий для возрождения и развития культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей бурятского народа, а также поиск оптимальных моделей и педагогических технологий воспитания, в том числе и дошкольников, путем приобщения к культуре бурятского народа.
В настоящее время накоплено значительное количество научных публикаций о культуре бурятского народа. Это труды историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов. Необходимо выделить также научные публикации, монографии и статьи местных исследователей, внесших весомый вклад в изучение различных аспектов культуры бурятского народа -Л.Л. Абаевой, Р.Д. Бадмаевой и др.
Приобщение к культуре народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Козлова С.А., Корнеева Е.И. и др. убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развития
детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пя-ти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций бурятского народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии воспитания дошкольников - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к культуре бурятского народа наиболее успешным, отвечающим потребностям этноса.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа».
Рассматривая проблему приобщения к бурятской культуре, мы ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации. Кроме того изучение языка, фольклора, народных игр, праздников, традиций способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность педагогической технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа.
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к культуре.
Предмет исследования - педагогическая технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа.
Технология реализации задач построена с опорой на исторический материал. Содержание программ предусматривает различные формы организации кружковой работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее доступны дошкольникам: «Краеведение», «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Традиции».
Программа по «Краеведению» Формирование бурятского этноса
Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Ал-
тан-ханов, сложившегося в конце XVI - начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.
К началу XVII век булагаты, эхириты и, по крайней мере часть хонгодо-ров, находились на определенной стадии этнической консолидации, а население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов.
Новый импульс происходившим в регионе этническим процессам дало появление первых русских поселенцев в Восточной Сибири.
К середине XVII века территории по обе стороны Байкала вошли в состав Российского государства. Часть бурят в этот период (с 1630-х по 1660-х гг.) переместилось в Монголию. Однако после нашествия хана Галдана началось обратное переселение, продолжавшееся с 1665 по 1710 гг.
В условиях российской государственности начался процесс социально-культурной консолидации различных групп и племён, исторически обусловленный близостью их культуры и диалектов. Важнейшее значение для развития консолидационных тенденций имело то, что в результате вовлечения бурят в орбиту новых хозяйственно-экономических и социально-культурных отношений у них стали складываться экономическая и культурная общности.
В итоге к концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.
Программа по изучению бурятской культуры Формирование бурятской культуры
Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культуру. С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые общеобразовательные школы, начала складываться национальная интеллигенция. До этого времени образование и наука были неразрывно связаны с буддийским духовным образованием.
Программа «Фольклор»
Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок.
Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры - эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Улигеры: «Абай Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Айдуурай Мэргэн», «Ерэнсэй», «Буху Хаара». Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители (улигершины). Известные улигершины: Маншуд Эмегеев, Пёохон Петров, Парамон Дмитриев, Альфор Васильев, Папа Тушемилов, Аполлон Тороев, Платон Степанов, Майсын Алсыев, Ким Макаров. Сказители легенд о Гэсэре назывались гэсэршинами.
Дуунууд - песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие.
Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т.д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей.
Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.
В результате нашего исследования по изучаемой проблеме мы пришли к выводу, что залогом стабильности общества, сохранения его духовного потенциала является преемственность ценностей старшего поколения, определяющих жизненный облик и поведение людей. Потеря связей с культурой своего народа ведет к «безжизненности возрастающих поколений». Становится востребованной задача воспитания у детей основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу. Передача культуры на уровне дошкольников возможна через моделирование педагогического процесса, содержательным компонентом которого является национальная культура изучаемая в составленных нами программах.
Список литературы:
1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалов / Под ред. Т.И. Оверчук. - М., 2004. - С. 13-22.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М., 2007.
3. Завельский Ю.В. Воспитание культурой. - М., 2002.
4. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения. - М., 1994.
5. Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой, Н.Л. Жуковской. - М.: Наука, 2004. -634 с.
6. Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
© Дроздов Д.А.*, Мельникова Т.А., Смелякова О.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец
В статье говориться о преимуществах использования компьютерных технологий для тестового контроля в обучении математике.
* Научный руководитель: Белых О.Н., доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук.