Научная статья на тему 'Улигеры хори-бурят'

Улигеры хори-бурят Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
789
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ХОРИ-БУРЯТЫ / HEROIC EPIC / EPICAL TRADITION / KHORY-BURYAT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дашиева Лидия Данииловна

Рассматривается жанр бурятского героического эпоса улигер. Особенности музыкального ритма и формы улигера характеризуют эпическую традицию хори-бурят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the genre of the Buryat heroic epic named «uliger» is considered. The peculiarities of the musical rhythm and form of «uliger» characterizes the epical tradition of Khory-Buryat.

Текст научной работы на тему «Улигеры хори-бурят»

Л.Д. Дашиева УЛИГЕРЫ ХОРИ-БУРЯТ

Рассматривается жанр бурятского героического эпоса - улигер. Особенности музыкального ритма и формы улигера характеризуют эпическую традицию хори-бурят.

Ключевые слова: героический эпос; эпическая традиция; хори-буряты.

Одним из уникальных жанров устной поэзии бурят являются улигеры (бур. YльгэPнYYд), представляющие героические сказания - крупные эпические поэмы в стихах. Удивительно яркий мир бурятских улигеров, являющийся золотой сокровищницей мудрости и нравственно-эстетических идеалов народа, служит ценным источником по изучению традиционной духовной культуры бурят. Благодаря большому вниманию бурятских ученых к героическому эпосу, начиная с трудов Ц.Ж. Жамцарано [1], в настоящее время существуют публикации полных текстов выдающихся улигеров «Абай Гэсэр XYбYYн», «Аламжи мэргэн», «Еренсей», «Шоно батор» и др. Их исследованию посвящены работы бурятских историков, филологов, языковедов, религиоведов, фольклористов, культурологов. Однако отметим, что при всей разносторонности научных интересов крайне мало исследован музыкальный компонент западнобурятских улигеров; совсем не изучена музыка восточнобурятских улигеров хори-бурят [2-5].

Думается, что рассмотрение музыкальных особенностей улигеров не только должно раскрыть локальные различия, но и способствовать целостному описанию этого жанра бурятской традиционной культуры. В условиях угасшей живой традиции1 необходимо найти ключ к анализу на современном уровне вербального текста и музыкальной организации бурятских улиге-ров. К счастью, бурятская наука располагает фольклорными материалами, записанными в разное время разными собирателями. Вероятно, они могут стать основой реконструкции целостной художественной системы бурятского эпоса. В этой связи уникальную ценность имеют аудиозаписи улигеров, хранящиеся в фо-нограммархиве ИМБТ СО РАН (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН). Они были записаны в 1960-1970-е гг. бурятскими учеными П.Б. Балданжаповым, Д.С. Дугаровым, Г.О. Тудено-вым, Ц.-А. Дугар-Нимаевым, М.П. Хомоновым,

В.Ш. Гунгаровым, С.С. Бардахановой, Д. Д. Гомбоин и др. Безусловно, бережное отношение к неопубликованным источникам и спасение их от забвения является главной задачей бурятского эпосоведения и этномузы-кознания. Кроме того, актуальность исследования музыкальной организации улигеров очевидна. Ладоинто-национный и слогоритмический анализ улигерных напевов позволит их типологизировать, выявить общие и отличительные черты в регионально-диалектном плане.

Анализируя восточнобурятскую традицию, обратимся к редким записям улигеров хори-бурят из коллекции аудиозаписей П.Б. Балданжапова2. Замечательный ученый-монголовед, по происхождению хори-бурят (родился в селе Цаган-Оль Агинского Бурятского автономного округа Читинской области), Пурбо Балда-нович Балданжапов с ранней юности занимался собиранием улигеров, бурятских народных песен, пословиц,

поговорок и благопожеланий [6. С. 4]. Результатом экспедиционной работы стала публикация книги «Агын YльгэрнYYд» («Агинские улигеры»3) в 1961 г. [7]. В ней были изданы тексты трех улигеров, записанных от выдающегося хори-бурятского сказителя Галсанжамсо Тыхеева: «Боро соохор моритой Боронтуу мэргэн», «ЗYгы мэргэн хаанай Мижэд XYбYYH», «Уншэн сагаан ботогон». В фонограммархиве ИМБТ СО РАН хранятся аудиозаписи семи улигеров, из которых три («Баль-жан хатан», «Алтан Шаахай Мунгэн Шаахай хоер», «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан») были записаны П.Б. Балданжаповым в 1960 г. в селах Новая Заря и Красная Ималка Ононского района Читинской области от хори-бурятских улигершинов Гал-санжамсо Тыхеева и Лхасарана Бальчинова.

Известно, что хоринская эпическая традиция многообразна - изредка встречаются образцы речитативного исполнения от начала до конца улигера4. В связи с этим особый интерес представляет улигер «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан», записанный от хоринского улигершина Лхасарана Бальчинова. Из полевого дневника П. Б. Балданжапова узнаем, что сказитель слышал этот улигер в селе Будалан Агинского аймака Читинской области. Очевидно, унаследованная традиция напевного стиля является аналогом западнобурятской формы исполнения. Для доказательства необходим сравнительный анализ мелодики, ритмофор-мул, ладовой организации, архитектоники улигеров эхирит-булагатов и хори-бурят.

Анализ ритмической организации хори-бурятского улигера «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан» позволил выделить две ритмоформулы (десяти- и семислоговую). Начальные строки улигера реализованы в десятислоговой ритмоформуле (далее РФ), состоящей из инициальных двух восьмых и одной четвертной длительностей, шести восьмых и заключительной четвертной длительности. Вторая РФ - семислоговая РФ, включающая шесть восьмых и четвертную длительность, стабилизируется в процессе пения сказителя. По-видимому, вторая ритмоформульная структура улигерного напева подтверждает выводы известного бурятского филолога Г. О. Туденова, установившего закономерности силлабического строения бурятского улигерного стиха, основу которого составляет семисложник. В нем ритмические акценты, падающие на второй, четвертый и седьмой слоги, совпадают со словесными ударениями всех трех слов в строке [8. С. 154]. В результате анализа и подсчета количества слогов улигеров, включающих около 43226 стихотворных строк, исследователь установил, что группа семисложника составляет 95% всех стихов и выдвинул мнение об изоритмической системе бурятского улигер-ного стиха. Безусловно, семислоговая РФ характерна не только для улигера, но и для других жанров тради-

ционной музыки бурят, например кругового танца ёхор, исследованию которого посвящена работа автора статьи [9]. На мой взгляд, анализ музыкального ритма и определение ритмических моделей улигерного поющегося стиха с учетом особенностей бурятского фольклорного стихосложения станут ключом к объяснению феномена семислоговой структуры в бурятской улигерной системе.

Как уже было отмечено выше, восточная хори-бурятская улигерная традиция неоднородна - помимо напевного стиля представляет сочетание прозаического рассказа, стихов и песенных разделов - монологов персонажей или героев улигера, именуемых туурээлгэ (туурээлгэ от туурээхэ - «говорить речитативом; рассказывать, клянясь и напевая») [10. С. 448]. По мнению Д. С. Дугарова, это слово неизвестно ни одному из бурятских племен, кроме хори-бурят, но оно издавна бытует у тунгусов, в частности эвенков, «... в языке которых слово «туурээн» означает «слово, имеющее волшебную силу», «волшебное слово» [11.

С. 370]. Вероятно, структура хори-бурятских улигеров имеет сходство с героическими сказаниями эвенков нимнгаканами.

Уточняя жанровую специфику туурээлгэ, исследователи отмечают устойчивые стихотворные формулы непереводимого содержания, насыщенные звукоподражаниями голосам птиц, животных, природных явлений. По-видимому, устойчивый поющийся стих туурэ-элгэ, реализованный в мелодико-ритмических формулах, значительно отличается от речитативных напевов западных эхирит-булагатских и унгинских улигеров.

Безусловный интерес представляет проблема происхождения туурээлгэ. Признавая туурээлгэ феноменом тюрко-монгольского эпоса, Д.С. Дугаров предполагает, что «туурээлгэ в хоринский эпос пришли из древних шаманских мистерий, обыгрывавших в лицах и ярко красочных и эффектно разрисованных масках первобытные мифы» [4. С. 519.] Очевидно, специальное изучение генезиса бурятских улигеров позволит выяснить природу туурээлгэ и рассмотреть глубинные связи эпоса с шаманством. Кроме того, необходим целостный сравнительный анализ эхирит-булагатских и хори-бурятских улигерных напевов, подразумевающий ладоинтонаци-онный, метроритмический, композиционный аспекты, а также проведение параллелей с эпосом тюркомонгольских и тунгусо-маньчжурских народов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В течение XX в. постепенно исчезают улигерные традиции, уходят из жизни сказители улигершины, а вместе с ними богатейшее поэтическое

искусство. Последним из восточнобурятских сказителей был Рэгзэн Эрдынеевич Эрдынеев (1909-2005) [12]. Во время музыкальнофольклорной экспедиции студентов и преподавателей НГК им. М.И. Глинки в Еравнинский район Республики Бурятия (село Усть-Эгита) в 2003 г. сделана аудиозапись хори-бурятского улигера «Хухэльдур мэргэн и его сын Хурзык-Тэзэ» (Коллекция А 193 хранится в Архиве традиционной музыки при НГК им. М.И. Глинки) [13].

2 Пурбо Балданович Балданжапов (1921-1991) - известный востоковед, автор более 40 трудов, посвященных изучению истории и культуры

монголов, тувинцев и бурят. Круг его научных интересов был связан с исследованием монгольских исторических сочинений, источников индо-тибетской медицины, истории культуры народов Центральной Азии.

3 Запись и обработка текстов, комментарии, вступительная статья на бурятском языке принадлежат П.Б. Балданжапову. В 1999 г. его женой,

Д. Д. Дарижаповой, было осуществлено второе дополненное издание этой книги на бурятском языке [14].

4 На эту форму хори-бурятских улигеров указывает М.Н. Намжилова в книгах «Хоринские улигеры» и «Улигеры хори-бурят» [15-16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жамцарано Ц.Ж. Образцы народной словесности монгольских племен. Эпические произведения эхирит-булагатов: тексты. Л., 1930. Т. 1,

вып. 1.

2. Дашиева Л.Д. Метроритмические особенности эпических напевов бурят // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы

Междунар. науч. симп. Улан-Удэ, 1998. С. 56-59.

3. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: Учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 188 с.

4. Дугаров Д.С. Напевы бурятских улигеров // Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос. М.: Восточная литература, 1995. С. 505-519.

5. Дугаров Д.С., Шейкин Ю.И. О музыке эхирит-булагатского эпоса // Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица

Агуй Гохон / Сост. М.И. Тулохонов. Новосибирск: Наука, 1991. С. 35-52.

6. Ванникова Ц.П. П.Б. Балданжапов // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. Вып. 4.

С. 3-9.

7. Балданжапов П.Б. Агинские улигеры. Улан-Удэ, 1961. 127 с.

8. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение: Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 167 с.

9. Дашиева Л.Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: Дис. ... канд. искусствоведения.

Новосибирск, 2007. 268 с.

10. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 804 с.

11. Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. Т. 1, Кн. 1. С. 336-404.

12. Улигершин Рэгзэн Эрдынеев: Библиографический указатель / Сост. Х.Р. Лупсанова. Сосново-Озерское: Ярууна, 2004. 59 с.

13. Кондратьева Н.М., Новикова О.В. Об итогах музыкально-этнографической экспедиции в Еравнинский район РБ // Народная культура Сибири: Материалы XII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2003. С. 85-86.

14. Дарижапова Д.Д. Аман зохёолой баялигЬаа. Улаан-Удэ: Буряад унэн, 2007. 112 с.

15. Намжилова М. Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 121 с.

16. Улигеры хори-бурят / Отв. ред. Ц.-А. Дугар-Нимаев; вступ. ст., пер. и прим. М.Н. Намжиловой. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988. 175 с. Статья представлена научной редакцией «Культурология» 26 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.