К ВОПРОСУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Волошина Олеся Павловна. Должность: дознаватель. Место работы: отделение дознания отдела милиции №1 УВД по гор. Брянску.
Аннотация: Статья посвящена вопросам предупреждения насильственных преступлений против правосудия, совершаемых в отношении свидетелей и потерпевших: уяснению значения такой деятельности для практики раскрытия и расследования преступлений, анализу ее современного состояния, возникающих при ее осуществлении, проблемах и имеющимся недостаткам в предупредительной деятельности. Автором предложены конкретные направления, направленные на повышение эффективности правовой и иной защиты свидетелей и потерпевших.
Ключевые слова: безопасность свидетелей и потерпевших, предупреждение насильственных преступлений, совершаемых против свидетелей и потерпевших.
TO THE PROBLEM OF PREVENTION OF VIOLENT CRIMES AGAINST WITNESSES AND VICTIMS
Voloshina Olesya Pavlovna. Investigator of the Investigation Division of the Militia Department № 1 of the Bryansk Regional Internal Affairs Department.
Annotation: The article is devoted to the problem of violent crimes against justice committed towards witnesses and victims: the understanding the importance of such activity for the practice of the solution and investigation of crimes, the analysis of its current state, arising in the process of its realization, problems and drawbacks. The author suggests particular directions to the increase of the effectiveness of legal and other assistance for the witnesses and victims.
Keywords: security of witnesses and victims, prevention of violent crimes against witnesses and victims.
Еще в начале нового тысячелетия было констатировано, что насильственное воздействие на участников уголовного судопроизводства приобретает характер масштабной социально-правовой проблемы1. Среди участников процесса особый риск под-
1 Этот вывод содержатся в исследованиях целого ряда известных ученых (см., например: Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). - М.: Юрлитинформ, 2001). Подтверждается он и нашими новейшими эмпирическими ис-
вергнуться насилию испытывают граждане, привлеченные в процесс в качестве свидетелей и потерпевших. Это обстоятельство обуславливается особенностями их правового статуса, тем, что свидетели и потерпевшие, как правило, являются носителями ценной доказательственной информации а также и другими факторами субъективного и объективного свойства.
Посягательства, совершаемые в отношении свидетелей и потерпевших, обладают высокой общественной опасностью, поскольку влекут причинение существенного вреда не только правам и свободам отдельных индивидуумов и создают непосредственную угрозу надлежащему исполнению уголовного судопроизводства, но и вызывают более отдаленные последствия - подрыв в глазах населения авторитета суда и в целом государственной власти, рост отчужденности населения от правоохранительных органов государства в виду неверия в их возможность надлежащим образом осуществлять уголовное судопроизводство, продуцирование новых преступлений и др. Причем угрозы их безопасности проявляются не только со стороны представителей криминалитета. Стало едва ли не обыденным применения к ним недозволенных приемов воздействия со стороны лиц, в компетенцию которых входит раскрытие и расследование преступлений, что явилось следствием кадрового и материально-технического ослабление правоохранительных органов. В подавляющем в большинстве случаев такие насильственные акты должностных лиц, нетерпимые по своей сути, остаются безнаказанными2.
Сложившуюся ситуацию усугубляет и то, что насильственные преступления против свидетелей и потерпевших высоко латентны: данные официальной статистики о регистрации таких преступлений не отражают объективную картину распространенности таких преступлений. Так, по сведениям, полученным автором в ГИАЦ МВД РФ, начиная с 1997 года в стране ежегодно регистрируется считанные единицы преступлений, предусмотренных ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний», что убедительно опровергается результатами настоящего исследования, а также данным, полученными другими авторами: указанные преступления имеют массовое распространение.
Насильственные преступления против правосудия, совершаемые в отношении свидетелей и потерпевших можно определить как общественно опасные умышленные противоправные деяния, совершаемые вопреки назначению правосудия, посредством применения физического и психического принуждения свидетелей, потерпевших и других лиц к выполнению установок воздействующих субъектов, квалифицируемые по ст. 302 и ч. 2 ст. 309 УК РФ. Их характеризует:
а) относительно-определенный круг лиц, способных быть субъектами преступлений;
б) обусловленность преступлений ситуационными факторами, проявляющимися в связи с проведением уголовно-процессуальной деятельности;
следованиями. Так, 98,3% опрошенных следователей, дознавателей и оперативных сотрудников МВД и 93,3% опрошенных судей признали проблему обеспечения безопасности и свидетелей актуальной. При этом 72,4% судей и 92,2% лиц другой указанной ранее категории опрашиваемых отметили неэффективность уголовноправовой охраны свидетелей и потерпевших.
2На пленарном заседании Общественной палаты РФ от 23 ноября 2007 года «О судебно-правовой реформе в Российской Федерации» было констатировано, что в настоящее время судебная защита потерпевших от преступлений, совершенных правоохранительными органами, прокуратурой и судьями практически исключена (Лупин-ская П.А. Высокое политическое значение уголовного судопроизводства // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА), 2008. - № 2. - 278).
в) специфическая мотивация преступного поведения;
г) целенаправленный выбор жертв посягательства;
д) стремление удовлетворить свои потребности посредством принуждения жертв к совершению деяний, противоречащих уголовно-процессуальной деятельности;
е) насильственный характер совершения;
ж) высокий уровень латентности;
з) социальные негативные последствия, которые не ограничиваются рамками причинения ущерба отдельным индивидам и конкретному уголовному судопроизводству;
и) возможность достижения высокой эффективности в их социальном предупреждении.
Закономерности, повышающие степень вероятности совершения насильственных актов против свидетелей и потерпевших, таковы: производство по уголовному делу в отношении лиц, имеющих высокий социальный статус либо значимость в криминальной среде; проведение уголовного процесса в отношений лиц, совершивших преступления организованного характера; высокое (эксклюзивное) доказательственное значение информации, которой располагает свидетель либо потерпевший; наличии у них каких-либо социальных связей с лицами, привлеченными к уголовной ответственности и лицами из их окружения; невысокий уровень их социальной адаптированности и наличие элементов асоциаль-ности (судимость, черты маргинальности и пр.) либо, напротив, наличие у свидетелей (потерпевших) высоких и устойчивых морально-нравственных убеждений и др.
Нельзя сказать, что вопросы обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства выпала из поля зрения ученых и законодателей. Так, только за последние годы принят ряд документов нормативного и организационного характера: в УПК РФ введен комплекс мер безопасности, применение которого ориентировано на свидетелей, потерпевших и иных лиц; принят Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; принята и реализована Государственная программа обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы и подготавливается к принятию аналогичная программа на последующий период; в системе МВД созданы специализированные подразделения по защите указанных категорий граждан. Однако проблема обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших все еще далека от своего решения.
Проведенные автором исследования позволило определить «узкие места» в предупреждении противоправных посягательств против свидетелей и потерпевших.
1. Можно констатировать несколько «запоздалую» реакцию в изучении проблем обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших со стороны представителей криминологической науки.
Значимость этой проблемы давно осознана учеными иных научных направлений. Так, уже с конца 70-годов прошлого века к освоению этой тематики активно приступили ученые-криминалисты. Среди них такие видные ученые, как Р.С. Белкин, Г.Г. Зуй-
ков, В.П. Колмаков, А.А. Шмидт, а несколько позже - В.В. Вандышев, В.Н. Карагодин, И.М. Лузгин, В.П. Лавров и их последователи. Не менее активны в этом отношении ученые в области уголовного права (И.С. Власов, М.А. Гаранина, Л.Д. Гаухман, П.Ф. Гришанин, А.С. Горелик, Г.В. Дашков, Л.В. Лобанова, Н.Г. Кадников, Ю.А. Красиков, Э.Ф. Побегайло, Ш.С. Рашковская, И.М. Тяжкова, М.Х. Хабибуллин, А.И. Чучаев и др.), а также представители уголовно-процессуальной науки (Л.В. Брусницын, Б.Я. Гаврилов, В.Н. Григорьев, А.Ю. Епихин, О. А. Зайцев, М.М. Курбанов, О.А. Малышева, Т.Н. Москалькова, С.П. Щерба и многие другие). В гораздо меньшей степени данная тема была отражена в работах криминологов. Так, те или аспекты рассматриваемой проблемы затрагивались в трудах таких криминологов, как С.Н. Абель-цев, С.А Алтухов, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, В.Н.Бурлаков, С.Е. Вицин, А.И. Долгова, Е.С. Жига-рев, В.И.Задорожный, К.Е.Игошев, С.Я. Лебедев, В.А. Плешаков. В 2005 году была опубликована работа монографического характера И.А. Бобракова «Охрана участников уголовного судопроизводства: криминологические и уголовно-правовые аспекты». В то же время до сих пор отсутствуют комплексные и целевые криминологические исследования насильственных преступлений против правосудия, совершаемых в отношении свидетелей и потерпевших. И это при том, что данные преступления наиболее опасны среди преступлений против правосудия, а их изучение и предупреждение составляет одно из приоритетных направлений современной уголовноправовой политики.
2. Указанное выше обстоятельство обусловило в какой то мере то, что в акценты в деятельности по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших сделаны на пресечение угроз, уже проявленных в отношении свидетелей и потерпевших. Это наглядно проявляется в содержании отмеченных ранее правовых актов. Как показывают наши исследования, положительный эффект в деятельности по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших достигается там, где уделяется пристальное внимание не только пресечению проявленных угроз и защите от них свидетелей и потерпевших, но и раннему их упреждению. Страх перед преступниками, отсутствие надлежащей гражданской позиции у значительной части свидетелей и потерпевших, зачастую приводят к тому, что пресечение совершенного в отношении них насильственного воздействия не способно нейтрализовать негативные последствия таких актов (свидетели как правило уже воспринимают негативные установки воздействующих лиц и вовсе не стремятся их изменить).
3. В настоящее время в правоохранительных органах
практически отсутствует система раннего упреждения насильственных посягательств на свидетелей и потерпевших. Деятельность по их защите носит реагирующий характер, осуществляется в «пожарном» порядке. Такое положение обусловлено целым рядом факторов, проистекающих: из общих организационных недостатков в раскрытии и расследовании преступлений (просчеты в стратегии и тактике этой деятельности, выборе необходимых сил и средств, отсутствии или недостаточности предупреждения посягательств на свидетелей и потерпевших и др.); недостатков в кадровом обеспечении (отсутствие у должностных лиц правоохранительных органов необходимых профессиональных и нравственно-
психологических качеств); недостаточности материального обеспечения процесса расследования; виктимности потенциальных жертв преступлений (чувство страха перед преступниками, недоверие к правоохранительным органам и др.); недостатков в правовом регулировании
(неясность, противоречивость и наличие пробелов норм уголовного права, уголовно-процессуального права) и правопримененительной деятельности (проявление компетентными органами непринципиального подхода в выявлении правонарушений, совершаемых в отношении свидетелей и потерпевших, совершаемых должностными лицами правоохранительных органов, и др.
Полагаем, что эффективность в предупреждении насильственных преступлений против свидетелей и потерпевших может быть достигнута лишь применением комплекса общесоциальных, специальных и индивидуальных мер, осуществляемого специализированными и неспециализированными государственными и негосудартвенными субъектами с использованием принципов координации деятельности таких субъектов, ориентации прежде всего на обеспечение безопасности граждан, вступивших в процесс в качестве свидетелей и потерпевших, на раннее выявление угроз их безопасности и своевременную их нейтрализацию и др.
Так, по нашему мнению, среди мер общесоциального предупреждения особо значимо направление, связанное с достижением подлинной независимости суда; только наличие авторитетного и справедливого суда, как универсального нравственного ориентира, способно открыть дорогу к духовнонравственному возрождению российского общества, его единению, преодолению коррупции, открытому диалогу населения и власти, росту общественного и обыденного правосознания, и, в итоге, преломить в благоприятную сторону ситуацию со стагнацией в экономике. Реализация мер специального предупреждения связана с оптимизацией организации уголовного судопроизводства, его кадровым укреплением и материально-техническим оснащением. В обеспечении безопасности свидетелей и потерпевших особо значимы меры индивидуального предупреждения, поскольку именно они имеют «точечную» направленность на потенциальных преступников, их жертв из числа свидетелей и потерпевших, а также на благоприятствующие преступлениям обстоятельства объективного характера.
В рассматриваем предупреждении нельзя не затронуть предупредительное значение уголовного закона. В этом отношении его возможности далеко не исчерпаны. Считаем, что требуется законодательное совершенствование норм Общей части, предусматривающих назначение виновному наказания, освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст.ст. 73, 75, 76, 78, 80, 81, 82, 83, 85, 90-92 УК РФ) таким образом, чтобы при их применении подлежал учету вопрос об обеспечении безопасности потерпевшего, свидетеля, иного участника уголовного судопроизводства. Определенной гарантией безопасности участникам процесса явилось бы введение в ч. 1 ст. 63 УК РФ нового обстоятельства, отягчающего наказание: «Совершение неправомерного постпреступного воздействия на потерпевшего, свидетеля либо иного участника процесса с целью воспрепятствования осуществлению уголовного судопроизводства», и др. Конечно же, требует исключения из диспозиции ст. 302 УК РФ формулировка «с ведома или молчаливого согласия следователя», поскольку она не соответствует положениям уголовного закона (ч. 4 ст. 34 УК РФ), сложившимся в уголовном праве правилам квалификации преступ-
лений и препятствует практическому использованию указанной статьи.
Таким образом, предупреждение насильственных преступлений против свидетелей и потерпевших, обеспечение безопасности указанных лиц, можно определить в качестве одной из важнейших задач в деятельности по раскрытию и расследованию уголовных дел.
Список литературы:
1. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). - М.: Юрлитинформ, 2001.
2. Лупинская П.А. Высокое политическое значение уголовного судопроизводства // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА), 2008. - № 2. - 278.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Волошиной Олеси Павловны по теме «К вопросу предупреждения насильственных преступлений против свидетелей и потерпевших»
Представленная научная статья имеет актуальность и практическую значимость. Проблема преодоления насильственного воздействия на свидетелей и потерпевших злободневна не только для России, но всего мирового сообщества. Однако в нашей стране она особенно остра в виду того, что значительная часть населения имеет весьма невысокий уровень правосознания, придерживается укоренившихся в веках установок разрешать социальные конфликты с позиции силы, но не правовыми способами.
Судя по рецензируемому материалу, он имеет итоговый характер, подводит черту в исследованиях автора, посвященных проблемам обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших. Основной лейтмотив статьи -обоснование необходимости раннего предупреждения неправомерного воздействия на свидетелей и потерпевших. Автор совершенно обоснованно формулирует тезис о том, что деятельность по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших не может быть эффективной без осуществления системы мер, направленных на раннее упреждение преступлений, совершаемых в отношении таких лиц, своевременной нейтрализации факторов, благоприятствующих таким преступлениям.
Нельзя не отметить то, что в статье, имеющей узкую предметную направленность (что отрадно), автор касается многоплановых явлений и процессов современной действительности, указывая на их ту или иную связь с рассматриваемой проблемой, что свидетельствует об ее широком научном кругозоре.
В то же время в содержательном отношении обращает на себя внимание то, что первая часть статьи (касающаяся постановки проблемы, недостатков в анализируемой предупредительной деятельности) несколько доминирует над второй (завершающей) частью, которая имеет несколько более тезисный («свернутый») характер.
Впрочем отмеченный недочет не препятствует моей положительной оценке статьи Волошиной О.П. по теме «К вопросу предупреждения насильственных преступлений против свидетелей и потерпевших». Считаю, что ее работа выполнена на достаточно высоком научном уровне, обладает элементами новизны, является значимой в научном и практическом отношениях и может быть опубликована в журнале Издательского дома Медиа-Вак.
Начальник кафедры уголовного права и криминологии
Брянского филиала
Московского университета МВД России. д.ю.н., профессор Бобраков И.А.