Научная статья на тему '5. 2. Состояние обеспечения применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства'

5. 2. Состояние обеспечения применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1534
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ / ПОТЕРПЕВШИЕ / СВИДЕТЕЛИ / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / УГРОЗЫ / MEASURES OF STATE PROTECTION / VICTIMS / WITNESSES / PARTICIPANTS IN THE CRIMINAL JUSTICE / THREATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозовицкая Галина Петровна, Краснова Кристина Александровна, Дьяченко Наталья Николаевна

В Российской Федерации сформирована нормативная правовая база в области защиты прав потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в осуществлении уголовного судопроиз-водства. Авторы рассматривают проблемы, возни-кающие при применении мер государственной защи-ты в отношении участников уголовного судопроиз-водства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лозовицкая Галина Петровна, Краснова Кристина Александровна, Дьяченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF MEASURES OF STATE PROTECTION FOR VICTIMS, WITNESSES AND OTHER PARTICIPANTS IN THE CRIMINAL JUSTICE1All Russian scientifically-research institute MIA Russia leading research worker

The Russian Federation has formed legal framework to protect the rights of victims, witnesses and other persons who assist in the implementation of criminal proceedings. Authors consider the problems arising from the application of measures of state protection in the rela-tion of participants in criminal justice.

Текст научной работы на тему «5. 2. Состояние обеспечения применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

5.2. СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Лозовицкая Галина Петровна, к.ю.н., доцент. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. e-mail: lozgp@mail.ru Краснова Кристина Александровна, адъюнкт. Место учебы: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. e-mail: krasnova_vnii@mail.ru Дьяченко Наталья Николаевна. Должность: научный сотрудник. Место работы: Всероссийский научноисследовательский институт МВД России. e-mail: pilo-karpos@gmail.com Аннотация: В Российской Федерации сформирована нормативная правовая база в области защиты прав потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в осуществлении уголовного судопроизводства. Авторы рассматривают проблемы, возникающие при применении мер государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: меры государственной защиты, потерпевшие, свидетели, участники уголовного судопроизводства, угрозы.

PROVISION OF MEASURES OF STATE PROTECTION FOR VICTIMS, WITNESSES AND OTHER PARTICIPANTS IN THE CRIMINAL JUSTICE

Lozovitskaya Galina Petrovna, PhD in law, associate professor. Position: leading research worker. Place of employment: All-Russian scientifically-research institute of MIA Russia. Email: lozgp@mail.ru

Krasnova Kristina Aleksandrovna, postgraduate student. Place of study: All-Russian scientifically-research institute of MAI Russia. E-mail: krasnova_vnii@mail.ru Dyachenko Natalya Nikolaevna. Position: research worker. Place of employment: All-Russian scientifically-research institute of MIA Russia. E-mail: pilokarpos@gmail.com Annotation: The Russian Federation has formed legal framework to protect the rights of victims, witnesses and other persons who assist in the implementation of criminal proceedings. Authors consider the problems arising from the application of measures of state protection in the relation of participants in criminal justice.

Keywords: measures of state protection, victims, witnesses, participants in the criminal justice, threats.

Общий анализ современной ситуации в сфере обеспечения прав участников уголовного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что она остается непростой.

Как отмечено в Государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», ежегодно только по особо тяжким преступлениям около 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей и каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями

преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 года) обратил особое внимание на то, что правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений.

Зачастую противоправное воздействие на потерпевшего не оканчивается в момент совершения преступления, а продолжается на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. При этом в сферу противоправного воздействия вовлекается широкий круг лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также их родственники и близкие. По результатам проведенного научного исследования и опроса экспертов, лица, обладающие процессуальным статусом потерпевшего или свидетеля по уголовному делу, нередко получают угрозы с требованиями изменить показания либо отказаться от них, и даже становятся жертвами прямого насилия. При этом многие из них не обращаются в органы внутренних дел, опасаясь мести со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых либо иных заинтересованных лиц.

По данным статистики, меры государственной защиты исходя из необходимого объема применяются достаточно редко, особенно те, которые требуют значительных затрат и усилий. Так, в 2009 г. в России меры безопасности применялись в отношении практически всех категорий участников уголовного судопроизводства - 1575 (кроме гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей). Наибольшее количество подзащитных лиц оказалось среди потерпевших - 600, свидетелей - 487, близких родственников, родственников и близких лиц, на которых оказывается противоправное посягательство в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства - 328. Количество защищаемых лиц других категорий следующее: подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование прекращено - 135, заявителей, очевидцев или жертв преступлений либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступлений - 14, законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя - 6. Реже всего меры защиты применялись в отношении экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов - 5.

На сегодняшний день в Российской Федерации в целом сформирована нормативная правовая база в области защиты прав потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в осуществлении уголовного судопроизводства.

1. Основным нормативным правовым актом, устанавливающим систему мер государственной защиты данной категории лиц, является Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее - Федеральный закон № 119-ФЗ). Система мер государственной защиты включает в себя меры безопасности и меры социальной поддержки в отношении следующих категорий лиц:

1) потерпевший;

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ В Лозовицкая Г.П.

ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО Краснова К.А.

СУДОПРОИЗВОДСТВА Дьяченко Н.Н.

2) свидетель;

3) частный обвинитель;

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут применяться и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Кроме того, государственной защите подлежат близкие родственники, родственники и иные близкие лица, на которых оказывается противоправное воздействие.

2. Рамки международного сотрудничества в указанной сфере установлены Соглашением участников Содружества Независимых Государств по защите участников уголовного судопроизводства, которое позволяет эффективно вести совместную работу по их защите.

3. Функции по государственной защите прав потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства возложены на специальное подразделение, - Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, а также соответствующие центры и отделы органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации.

4. Положения Федерального закона № 119-ФЗ реализуются в ряде подзаконных нормативных правовых актов. Среди них:

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 792, утверждающее Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 г. № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

На осуществление мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц направлена Государственная программа «Обеспечение безопасности потер-

певших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 119-ФЗ основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Угроза как способ воздействия на указанных в Федеральном законе № 119-ФЗ лиц имеет разнообразные форму, структуру, содержание и самостоятельные исключительные свойства. Существуют различные виды угрозы: угроза взрыва, поджога, обстрела либо иной общеопасный способ; угроза разрушения коммуникаций, порчи жилища (либо иного повреждения чужого имущества); угроза незаконным лишением свободы; угроза похищением ребенка или иного близкого человека; угроза изнасилованием или иными насильственными действиями сексуального характера; угроза инициирования гражданских исков, возбуждения уголовных дел. Как показывает практика, наиболее распространенной является угроза применения физического насилия.

В действующем законодательстве отсутствуют критерии реальности угрозы. Не сложились они однозначно и в судебной практике. Полагаем, что реальность угроз должна оцениваться, исходя конкретных обстоятельств дела и восприятия ее в качестве реальной потерпевшим. Возможны различные варианты:

Первый вариант. Угроза может быть адресована лично потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства. При этом лицо, в адрес которого поступает угроза, может быть знакомо с угрожающим. Угроза может поступить и от неизвестного заинтересованного лица. Так, при рассмотрении уголовного дела по обвинению Д. и Ф. в разбойном нападении суд неоднократно откладывал судебное разбирательство из-за неявки потерпевшего. По вызову суда потерпевший сообщил, что ему звонили неизвестные лица и просили изменить свои показания. Этот разговор он воспринял для себя как опасность, поэтому отказывался явиться в судебное заседание. При таких обстоятельствах судом было вынесено постановление о применении мер безопасности в отношении потерпевшего, который в сопровождении охраны явился в судебное заседание и дал показания, изобличающие Д. и Ф. в совершении тяжкого преступления. Установлено, что подсудимый Ф. просил своих родственников поговорить с потерпевшим, адрес проживания и телефон потерпевшего ему стали известны из приложения к копии обвинительного заключения.

Второй вариант. Угрозы могут быть адресованы близким родственникам, родным и близким людям потерпевшего, свидетеля или иным участникам уголовного судопроизводства. Например, в одном из регионов России угрозы физической расправы в случае дачи показаний по уголовному делу поступали не только в адрес свидетеля А., но и высказывались в отношении его близких родственников - жены и матери. По факту угроз свидетель А. и его близкие Л. и О. были взяты под государственную защиту.

В то же время обращает на себя внимание выявленная закономерность: воздействие на потерпевших и

свидетелей, как правило, начинается с «мягких» способов (уговоры, подкуп). Как правило, свидетели и потерпевшие не обманываются на этот счет и прогнозируют, что в случае отказа от выполнения требований они могут подвергнуться более жестким способам воздействия. Действительно, при отказе выполнить предъявляемые требования происходит переход воздействующих лиц к более «жестким» способам принуждения свидетелей и потерпевших.

Подобным образом неправомерное воздействие на потерпевших и свидетелей позволяет достичь максимального эффекта: опасаясь за свою жизнь, здоровье, благополучие, они вынуждены принимать требования воздействующих лиц. «Мягкими» способами воздействия преступники достигают своих целей более чем в 1/3 изученных нами случаев.

По нашим исследованиям, более чем в каждом пятом случае воздействие осуществлялось на жертв преступления и потенциальных свидетелей до приобретения ими уголовно-процессуального статуса потерпевшего либо свидетеля. В основном, противоправное воздействие оказывалось на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства лицами, в отношении которых проводилось уголовное преследование (75,6%). Остальными субъектами воздействия выступали их близкие, родственники, соучастники преступления, а также иные заинтересованные лица.

По изученным нами материалам установлена основная цель данных лиц - уничтожить доказательственную базу преступлений. Как правило, показания потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, специалиста и перевод переводчика имеют приоритетное значение для судебного разбирательства, а иногда являются единственным допустимым доказательством по уголовному делу.

В перечне мер предупреждения насильственных посягательств на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства важное место отводится уголовно-правовым средствам. УК РФ закрепляет в качестве уголовно-наказуемых следующие виды угроз:

1) угроза убийством (ст.ст. 119, 296, 309 УК РФ);

2) угроза причинением вреда здоровью (ст.ст. 119, 296, 309 УК РФ);

3) угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст.ст. 309, 318, 321 УК РФ);

4) угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья (ст.ст. 309, 318, 321 УК РФ);

5) угроза уничтожением или повреждением чужого имущества (принадлежащего самому лицу или его близким) (ст. 296, 309 УК РФ);

6) - шантаж (ст. 309 УК РФ);

7) угроза совершения взрыва, поджога (ст. 205 УК РФ);

8) угроза совершения иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 205 УК РФ).

По данным официальной статистики в 2009 г. было выявлено 69 преступлений, совершенных в отношении участников уголовного судопроизводства. Из них: 33 преступления против правосудия (глава 31 УК РФ), 13 преступлений - против личности (главы 16-20 УК РФ), 4 - против собственности (глава 21 УК РФ), 2 - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), и 1 - было предотвращено на стадии

приготовления (покушения). Каждое второе выявленное преступление было совершено в отношении лиц, участвующих по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким преступлениям (33 факта).

Территориальная распространенность преступлений, связанных с воздействием на защищаемых лиц, следующая. Наибольшее количество посягательств было зарегистрировано в Ростовской области (15 зарегистрированных фактов), Оренбургской области (10), Калининградской области (5) и Пермском крае (4). В Брянской, Ивановской, Мурманской, Свердловской областях и Республике Башкортостан было выявлено 3 аналогичных факта. При этом, «лидером» по преступлениям в отношении участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким преступлениям, также стала Ростовская область (12).

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря принятые за последние годы нормативные правовые акты, подробно регламентирующие права участников уголовного судопроизводства на государственную защиту, в правоприменительной деятельности существует ряд проблем.

Во-первых, в Федеральном законе № 119-ФЗ отсутствуют четко обозначенные критерии, на основании которых могут применяться меры безопасности (например, объективность, реальность угроз).

Во-вторых, лишь немногие из российских граждан знают о том, что в отношении них могут быть применены меры государственной защиты, предусмотренные Федеральным законом № 119-ФЗ. Из-за низкой информированности граждане не могут воспользоваться даже тем минимумом правовых возможностей, который предусмотрен в действующем законодательстве.

В-третьих, Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает права заявителя на ознакомление с материалами проверки его обращения, если он намерен оспаривать решение об отказе в возбуждении уголовного дела; не предоставляет возможности ознакомления потерпевшего с материалами уголовного дела до окончания предварительного расследования и предоставления ему копии постановления следователя о продлении срока такого расследования.

В-четвертых, потерпевший не вправе участвовать в принятии решения об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), хотя в некоторых случаях подобное участие могло бы способствовать обеспечению его личной безопасности.

На основании вышеизложенного полагаем, что система мер по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства требует дальнейшего совершенствования по обозначенным нами основным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.