Научная статья на тему 'К вопросу правового мониторинга трудового кодекса Республики Казахстан'

К вопросу правового мониторинга трудового кодекса Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НЕДОСТАТКИ И ПРОБЕЛЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бужигитова Роза Егешевна

В статье рассмотрены некоторые направления развития трудового законодательства в свете социальной модернизации Казахстана и содержатся предложения по совершенствованию трудового законодательства в рамках правового мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового мониторинга трудового кодекса Республики Казахстан»

№ 4 (32) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Бужигитова Роза Егешевна,

ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК

к ВОПРОСУ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Ключевой задачей социально-экономической модернизации Казахстана является поиск оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ.

Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Это регулирование направлено на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав свобод в сфере труда. Но трудовые отношения не статичны, и в связи со сменой различных социально-экономических условий также претерпевают постоянные изменения. В связи с этим нуждается в изменениях действующее законодательство нашей страны.

В Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее - ТК РК), принятый 15 мая 2007 года, были внесены изменения и дополнения 28 различными законами. При этом следует отметить, что многие поправки носили редакционный характер, изменения претерпели одни и те же статьи или главы.

Законом Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 566-1У «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» изменения и дополнения внесены в 96 статей. Закон направлен на совершенствование правового регулирования трудовых отношений с учетом международных стандартов труда, а также повышение существующих форм и методов социального партнерства и обеспечение прав работников. Внесенные в ТК РК Законом изменения и дополнения усиливают нормы, предупреждающие нарушения трудовых прав как работников, так и работодателей, исключают противоречия, выявленные в ходе применения норм трудового законодательства, делают их более точными, конкретными, исключающими неоднозначность их трактовки.

Вместе с тем, на наш взгляд, имеются недостатки и пробелы трудового законодательства. Некоторые нормы показали свою неэффективность и требуют корректировки.

В силу пункта 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223 «О национальных реестрах идентификационных номеров» «до 1 января 2013 года используются идентификационный код Общего классификатора предприятий и организаций, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код». Таким образом, с введением индивидуальных идентификационных номеров (ИИН) с 01.01.2013 г. использование РНН и СИК прекращается.

Между тем согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 28 ТК РК трудовой договор должен содержать:

«1) реквизиты сторон:

фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работодателя - физического лица, адрес его постоянного места жительства и сведения о регистрации по месту жительства, наименование, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика;

полное наименование работодателя -юридического лица и его местонахождение, номер и дату государственной регистрации работодателя - юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика;

фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работника, адрес его постоянного места жительства и сведения о регистрации по месту жительства, наименование, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего его личность; индивидуальный идентификационный номер, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код».

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

В этой связи в целях устранения противоречий и приведения их в соответствие необходимо скорреспондировать указанные нормы.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 29 ТК РК «запрещается заключение трудовых договоров на определенный срок в целях уклонения от предоставления гарантий и компенсации, предусмотренных для работников, с которыми трудовой договор заключен на неопределенный срок».

Вместе в тем согласно подпункту 12) пункта 1 статьи 28 ТК РК одним из обязательных условий трудового договора, составляющих его содержание, являются гарантии и компенсационные выплаты независимо от срока договора. Даже если трудовой договор будет заключен на срок менее года, он должен содержать все условия, регламентированные в статье 28 ТК РК, включая гарантии и компенсации.

На основании изложенного представляется необходимым исключить вышеуказанную норму.

В статье 45 ТК РК предусмотрены случаи временного перевода работника на более легкую работу по состоянию здоровья на срок, указанный в медицинском заключении. Согласно пункту 2 этой статьи «в связи с травмой, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей, работодатель обязан до восстановления трудоспособности или установления инвалидности, либо установления утраты профессиональной трудоспособности, временно перевести работника на более легкую работу либо освободить его от работы с выплатой возмещения вреда согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан, а также условиям трудового, коллективного договоров».

В пункте 6 Инструкции по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК от 12 марта 2004 г. № 243, установлено, что медицинское заключение о временном переводе по состоянию здоровья на другую работу, является обязательным для исполнения работодателем. Обязанность перевода закреплена и в пункте 2 статьи 45 ТК РК.

Однако правоприменительная практика показывает, что по причине различного толкования

данной нормы действия работодателя могут привести к вынужденному увольнению работника либо переводу на низкооплачиваемую работу, понижению в должности, что может явиться коррупциогенным фактором, способствующим совершению правонарушения со стороны работодателя. Редакция действующего кодекса содержит понятие «тяжелые работы». Во избежание разночтений при применении указанной нормы полагаем необходимым законодательно регламентировать понятие и дефиницию «легкая работа».

До введения в действие Закона Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 566-IV «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» в случае отказа работника от прохождения медицинского освидетельствования на определение состояния алкогольного опьянения он не мог быть привлечен к мерам воздействия со стороны работодателя. Закон установил право работодателя на расторжение трудового договора с работником в случае его отказа от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, подтвержденного соответствующим актом (статья 54 ТК РК).

Однако данное право распространяется лишь на случаи отказа работника от прохождения медицинского освидетельствования. На практике часты случаи, когда работник не отказывается, но реализация права работодателя на расторжение трудового договора с работником, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов), в том числе в случаях употребления в течение рабочего дня веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения (их аналогов), как это предусмотрено подпунктом 7) пункта 1 статьи 54 ТК РК, трудно осуществима.

Согласно действующему законодательству освидетельствование на предмет установления факта нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения осуществляется наркологическими диспансерами. Нахождение работника в состоянии опьянения может быть обнаружено в конце рабочего дня. Для освидетельствования его необходимо доставить в специализированное учреждение, график работы которого, как правило, совпадает с

№ 4 (32) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

графиком работы работодателя. Поэтому провести освидетельствование работника не представляется возможным.

В этой связи необходимо предусмотреть как на законодательном, так и подзаконном уровнях возможность проведения медицинского освидетельствования медицинскими работниками работодателя либо медицинской организации, находящейся поблизости.

Законом Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 566-^ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» продление ежегодного оплачиваемого трудового отпуска исключено. Если раньше в статье 108 рассматривались случаи и порядок перенесения или продления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков, то теперь лишь случаи и порядок перенесения. Тогда как в пункте 4 статьи 105 ТК РК указано, что оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск

переносится, продлевается, прерывается в случаях и порядке, установленных в статьях 108 и 109 настоящего Кодекса.

Кроме того, в статье 114 ТК РК регламентировано, что «предоставление, перенесение, продление отпуска либо отзыв из отпуска оформляются актом работодателя».

В целях устранения коллизии в нормах ТК РК в пункте 4 статьи 105 и в статье 114 следует исключить слова «продлевается» и «продление».

В целом, можно утверждать, что действующий Кодекс обеспечивает эффективное правовое регулирование трудовых отношений в условиях рынка. Однако быстро меняющиеся общественные отношения, а также необходимость их учета требуют дальнейшего совершенствования трудового законодательства в целях своевременного реагирования на те или иные экономические и социальные изменения.

2

Список литературы

1. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

2. Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 566-^ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан».

Бул мацалада Казацстанды злеуметтгк жацгырту тургысынан ецбек зацнамасы дамуыныц кейб1р багыттары царастырылган жэне цуцыцтыц мониторинг ЖYргiзу барысындагы ецбек зацнамансын жетiлдiру бойынша усыныстар орын алган.

ТYйiн свздер: КазацстанРеспубликасы Ецбек кодексте енгiзiлген взгертулермне толыцтырулар; ецбек зацнамасыныц кемшiлiктерi мен олцылыцтары; цуцыц цолдану практикасыныц мониторингi; ецбек зацнамасын жетiлдiру.

В статье рассмотрены некоторые направления развития трудового законодательства в свете социальной модернизации Казахстана и содержатся предложения по совершенствованию трудового законодательства в рамках правового мониторинга

Ключевые слова: изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан, недостатки и пробелы трудового законодательства, мониторинг правоприменительной практики; совершенствование трудового законодательства.

The article discusses some ways of development of labor legislation in the context of social modernization of Kazakhstan, and contains proposals for improving labor law within the legal monitoring

Keywords: Cnanges and additions to the Labor Code of the Republic of Kazakhstan, weaknesses and deficiencies of the labor legislation, monitoring of law enforcement practice, improvement of labor legislation.

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

0

Роза Егешкызы БYжiгiтова,

КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгы талдау жэне ^¥^ьщтьщ мониторинг секторыныц жетекшi гылыми ^bi3MeTOepi

^азакстан Республикасы Ецбек кодексiн к;¥Кык;тык; мониторингiлеу мэселелерi

Бужигитова Роза Егешевна,

ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК

К вопросу правового мониторинга Трудового кодекса Республики Казахстан

Buzhigitova Roza Egeshevna,

leading research fellou sectors of the Center of legal monitoring Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan

To the question of the legal monitoring of the Labor Code of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.