№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Царенко Марина Владимировна,
старший преподаватель Казахстанско-Российского университета, магистр юриспруденции
законодательство о труде республики казахстан и киргизской республики в условиях становления многоукладной экономики
Республика Казахстан и Кыргызская Республика в настоящее время находятся на стадии освоения и использования положительного опыта, выработанного отечественной и мировой практикой в области формирования рыночной модели механизма хозяйствования, что в корне меняет суть и характер всех общественных отношений, в том числе и трудовых отношений, что отражается в действующем законодательстве. В указанных странах с конца 80-х годов прошлого века начались коренные преобразовательные процессы в экономике, праве и политике - командно-административная экономика уступила место рыночной многоукладной экономике, закрепились демократические процессы, началась правовая реформа.
Многоукладная экономика, предполагает наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство); она установилась не «сразу», это длительный и поэтапный процесс, и для его постепенного развития и укрепления, коренным образом менялось действующее законодательство, в том числе и трудовое.
«Трудовые отношения являются важной частью социально-экономической жизни общества, а проблемы законодательства о труде не оставляют равнодушными всех ее участников. В течение последних лет казахстанское законодательство о труде претерпело ряд существенных изменений, вызвавших как положительные, так и негативные последствия. Тем не менее, в настоящее время трудовое законодательство находится в состоянии развития и совершенствования. При этом практика показывает, что неразрешенных правовых проблем в сфере трудовых отношений, которые следовало бы учесть при разработке Трудового кодекса, достаточно много. Трудовой кодекс позволил бы максимально систематизировать все правовые рычаги в сфе-
ре трудовых отношений. Его эффективность и всеобъемлемость во многом зависит от того, насколько будет учтен при его разработке накопившийся опыт» [1, с. 3].
Целью трудового законодательства Республики Казахстан и Киргизской Республики является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудом, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда. Задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей.
В условиях рыночных отношений между трудом и капиталом существуют определенные противоречия. Они еще больше обостряются в период экономического кризиса, спада производства, усиления конкуренции на рынке труда.
Известно, что предприниматель стремиться получить наибольшую прибыль за счет удешевления рабочей силы, удлинения рабочего времени, уменьшения оплаты труда, снижения затрат на обеспечение безопасных условий труда.
Работник же нуждается в сохранении за ним постоянного рабочего места, получения достойного вознаграждения за труд, своевременного получения заработка, обеспечения безопасных условий труда и других социально-трудовых гарантий, которые должны найти отражение в законодательстве.
Е.Н. Нургалиева справедливо отмечает, что «изменения в экономическом фундаменте общества, связанные с переходом к многоукладной экономике, вызвали несомненное усиление преобразующей роли права как основного регулятора рыночных отношений, поскольку право закрепляет такие отношения, которые соответствуют объективным потребностям рынка и создает предпосылки для проявления инициативы и
предприимчивости его участников. В то же время кризис экономики, переживаемый нашими государствами, отказ от командно-бюрократической системы управления обществом повлекли за собой неприемлемость в создавшихся условиях республиканского законодательства, механически воспроизводившего общесоюзное. в этих условиях перед государствами СНГ ставится невиданная ранее задача - сформировать действенную правовую базу рыночной экономики, создать по существу новую систему права, отвечающую потребностям правового цивилизованного государства. в частности, коренные преобразования отношений собственности и обусловленные ими изменения в социальной структуре общества потребовали существенной перестройки и создания новой системы законодательства о труде, адекватно отражающей изменения в социально-экономической и политической обстановке в этих государствах» [1, с. 4]. В связи с отмеченным, перед наукой трудового права возникает проблема переоценки ценностей, отказа от постулатов и идеологических догм, идущих, от реалий сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит определению места и роли трудового законодательства в регулировании нарождающихся экономических отношений, определению сферы его действия, унификации основных принципов правовой регламентации труда на предприятиях различных видов собственности.
В Республике Казахстан трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом от 15 мая 2007 года № 251-Ш (далее - ТК РК) [2]. В Кыргызской Республике - Трудовым Кодексом, введенным в действие Законом КР от 4 августа 2004 года N 107 [3].
Первый нормативно-правовой акт, всецело регулировавший трудовые отношения в РК был принят 21 июля 1972 года [4] в КР - 23 мая 1972 года [5]. Оба этих документа именовались Кодексом законов о труде и не имели существенных различий. В переходный к рынку период в КЗоТ КазССР и Киргизской ССР вносились незначительные изменения, которые практически не сыграли существенной роли в регламентации трудовых отношений. Не решил всех проблем и новый закон о труде в РК [6] и Трудовой кодекс КР от 1 января 1998 года [7], хотя ряд новелл был направлен на отказ от жесткого централизованного регулирования и предоставление права самим сторонам договорных отношений улучшать условия труда посредством заключения индивидуальных и коллективных договоров. В указанных актах не нашли решения проблемы, от которых зависит не только социальная защита работников, но и дальнейшее развитие экономики страны. Ведь известно, что экономика напрямую зависит именно от эффективности, качества про-
изводительности трудового процесса. И от того, насколько полно и цивилизованно урегулированы отношения между участниками трудовых отношений, зависит уровень развития экономики в целом. Государство, в котором четко не расписаны «правила» игры в сфере труда и производства, не может рассчитывать на успех.
По вопросам социальной защиты, например, наблюдалось игнорирование многих позиций, касающихся труда наемных работников. По казахстанскому законодательству, в частности, согласно ст. 66 КЗоТ РК, пособия по беременности и родам выплачиваются за счет работодателя. Как показывала практика, не всегда работодатели выплачивали и эту сумму, а порой и не в состоянии ее выплачивать.
Н.С. Сабристова и A.A. Карандашева справедливо отмечали по этому поводу, что «работодатели так же, как и государство, должны заботиться о своих наемных работниках - о женщинах, о молодежи, об инвалидах. Но обычно в таких случаях большая часть денежных обязательств возложена на работодателя. A ведь работодатели также являются гражданами страны и нуждаются в поддержке государства, которое возлагает на них непосильную ношу. Думается, закрепляя определенные льготы, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, несовершеннолетних, государство исходит из нравственных начал трудового законодательства, из интересов общества, которые, безусловно, не всегда совпадают с интересами работодателей, и тогда на помощь приходит закон, который, в свою очередь, обязывает последних считаться с интересами общества» [8].
Пробелы в регламентации трудовых отношений привели к массовым нарушениям трудовых прав работников, в частности, многие работодатели вместо трудового договора стали оформлять соглашения с работником как гражданско-правовой договор.
Не секрет, что заключение гражданско-правового договора выгодно работодателю, ибо он, заключая гражданско-правовой договор, не обязан применять к работнику нормы трудового законодательства, устанавливающие ряд льгот и гарантий, как то: оплачивать больничные листы, соблюдать порядок увольнения, не привлекать к сверхурочным работам с нарушением порядка привлечения и оплаты труда и многое другое. В будущем следует пересмотреть правовые институты договорных отношений по труду, выбрать конкретный объект регулирования, например, несамостоятельный либо наемный труд, и установить, что все случаи использования в возмездном порядке чужого труда рассматриваются в качестве трудовых отношений и регулируются трудовым законодательством [9].
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
С.Б. Серикбекова в связи с этим предлагала все гражданско-правовые договоры, предметом которых является труд человека, как то: договор подряда, договор поручения и авторский договор заказа именовать трудовыми и порядок их заключения, исполнения и прекращения регулировать трудовым законодательством [10, с. 24]. С подобным подходом соглашались большинство ученных в сфере трудового права, однако с принятием новых трудовых кодексов РК и КР эта проблема не была решена. Новые Трудовые кодексы указанных двух республик не охватили все социально-трудовые отношения, возникающие в сфере труда [11].
Так, Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 1 июля 2004 года [3] нуждается в новых дополнениях и изменениях в защиту прав наемных работников. В.Г. Брейво отмечает: «На практике существуют многочисленные факты грубых нарушений трудовых прав работников, связанных с незаконным отправлением их в отпуск без содержания по инициативе работодателя, тогда как эта норма была упразднена в 2004 году, необоснованным предупреждением всех работников об увольнении при реорганизации предприятия и учреждения, вопреки требованиям ст. 77 ТК КР, «принуждения работника к увольнению по собственному желанию» под угрозой, что он мо-
жет быть уволен работодателем по отрицательным мотивам, а также другими ограничениями трудовых и социальных прав наемных работников» [12, с. 69]. В связи с этим предлагается дополнить ст. 82 ТК КР отдельной частью «Заявление работника об увольнении, написанное по принуждению работодателя, может быть признано органами по рассмотрению трудовых споров недействительным». Необходимо также дополнить ст. 85 ТК КР следующим содержанием: «Если в результате реорганизации произошло сокращение определенного числа рабочих мест, то предупреждаются о высвобождении только те работники, рабочие места которых сокращены». На практике очень часто встречаются случаи, когда предупреждаются о высвобождении все работники предприятия, что на наш взгляд является грубым нарушением.
Считаем также, что и в РК и в КР необходимым материально поддержать мать в случае, когда она уходит в отпуск по уходу за ребенком на весь период декретного отпуска (до трех лет), хотя бы на уровне минимальной заработной платы, установленной государством.
Все вышеперечисленные меры позволят защитить трудовые права работников в условиях многоукладной экономики.
Список литературы
1. Нургалиева Е.Н. Механизм правового регулирования трудовых отношений в условиях многоукладной экономики: Дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.05 СПб., 1993. - 280 с.
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III // СПС «Параграф».
3. Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 года N 107 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.08.2012 г.) // СПС «Параграф».
4. Кодекс законов о труде Казахской ССР от 21 июля 1972 года (утратил силу) // СПС «Параграф»
5. Кодекс законов о труде Кыргызской ССР от 23 мая 1972 года // СПС «Параграф».
6. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года № 493-1 «О труде в Республике Казахстан» (утратил силу) // СПС «Параграф».
7. Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 октября 1997 года № 70 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.02.2003 г.) (утратил силу) // «Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» 1998 г., № 1, ст. 1.
8. Сабристова Н.С., Карандашева A.A. Актуальные вопросы действующего трудового законодательства. Вестник КАСУ, №3, - 2005 // www.vestnik-kafu.info
9. Куренной А.М. Трудовое право на пути к рынку. - М.: Дело, 1995
10. Серикбекова С.Б. Индивидуальные договоры о труде в условиях рыночной экономики. Автореферат дисс... к.ю.н., Алматы, 2004. - 30 с.
11. Кравченко К., Ли Ю. Анализ проекта Трудового кодекса РК / Юрист № 7, 2004.
12. Брейво В .Г. Некоторые вопросы совершенствования законодательства о труде в условиях рынка. Трудовое право Кыргызской Республики: современное состояние, проблемы правоприменения, опыт международно-правового регулирования труда: Материалы научно-прак. конф. (16 декабря 2010 год). - Б.: Нур-Ас, 2011 - 356 с.
Осы мацалада автор Казацстан Республикасы мен Цыргыз Республикасы ецбек зацнамасыныц кепцурылысты экономиканыц цурылу жагдайындагы даму мэселелер!н царастырады.
Автормен бол жэне зацнаманыц дамуыныц нег1зг1 кезецдер1 туралы ецбекте цара, ал да нормативтт-цщыцтыцтыц ецбектщ цатынастарын Казацстан Республикасы мен Кыргыз Ре-спубликасында ецбек цатынастарды реттейтт нормативтт-цуцыцтыц акттерте талдау жа-сай отырып, ецбек зацнаманыц дамуы жэне цуруыныц нег1зг1 кезецдер1
ТYйiн свздер: ецбек зацнамасы, нарыцтыц экономика, ецбек цатынастары, ецбек шарты, жумыскер, жумыс берушi.
В настоящей статье автор рассматривает вопросы становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и Киргизской Республики в условиях становления многоукладной экономики. Автором рассмотрены основные этапы становления и развития законодательства о труде, а также проделан анализ нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения в Республике Казахстан и Киргизской Республике.
Ключевые слова: трудовое законодательство, рыночная экономика, трудовые отношения, трудовой договор, работник, работодатель.
In this article the author examines the formation and development of the labor legislation of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic in the making of a mixed economy. The author describes the main stages in the development of labor law, as well as make an analysis of laws and regulations governing labor relations in the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic.
Keywords: labor law, market economy, labor relations, employment contract, the employee, the employer.
марина владимировна царенко,
Каза^-Ресей университетшщ ага о^ытушысы, зац MaracTpi
Кеп тэсщщ экономиканыц калыптасуы жаFдайындаFы ^азакстан Республикасыныц жэне ^bipFbo Республикасыныц ецбек туралы зацнамасы
царенко марина владимировна,
старший преподаватель Казахстанско-Российского университета, магистр юриспруденции
Законодательство о труде Республики Казахстан и Киргизской Республики в условиях становления многоукладной экономики
Szarenko Marina Vladimirovna,
senior teacher of the Kazakhstan-Russian university, master of law
Labor legislation of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic in the making of a mixed economy