УДК 94(470.57)
раздел ИСТОРИЯ
К ВОПРОСУ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАШКИР НА ПРИМЕРЕ СОЮЗА «СЕМИ РОДОВ» НАКАНУНЕ И ПОСЛЕ ИХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
© И. И. Буляков
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 229 9614.
E-mail: [email protected]
В условиях отсутствия достоверных источников вполне логичным представляется обращение к документам более позднего периода, сведения из которых могут прояснить ситуацию применительно к вопросу земельных отношений в Башкирии в XIII — первой половине XVI в. В статье делается попытка установления поземельных отношений внутри союза башкирских родов «Ете ырыу» («Семь родов») накануне и после их присоединения к Русскому государству. Доступные источники свидетельствуют о том, что пожалование земель царем союзу «Семи родов» носило формально-фиктивный характер, закрепив порядок землевладения, оформленный в прежний золотоордынский период.
Ключевые слова: земельные отношения, вотчинное право, ясак, Генеральное межевание, землепользование, золотоордынский период, Русское государство.
Как и прежде, в современной России дела в земельной сфере обстоят не лучшим образом, и земельный вопрос продолжает оставаться одним из самых острых. При его решении необходимо учитывать некоторые особенности каждого отдельно взятого субъекта Федерации. В этих условиях прямой необходимостью становится обращение к истории поземельных отношений. В случае с Башкортостаном нельзя не учитывать то, что, согласно условиям присоединения к Русскому государству, башкиры сохранили за собой вотчинное право на занимаемые ими земли.
Тема земельных отношений в Башкортостане после присоединения башкир к Русскому государству в историографии достаточно хорошо освещена. Так, поземельные отношения в первые десятилетия после принятия башкирами русского подданства рассмотрены в работах А. И. Акманова «Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI - начало XX в.)» и Б. А. Азнабаева «Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.)». Оба автора отмечают, что башкирская вотчина в первые годы установления русской администрации в Башкирии развивалась на основе вотчинного права башкир. Условиями сохранения вотчинных земель за башкирскими родами являлись ясак, уплату которого они считали гарантией своих прав на землю, и военная служба [1-2].
Однако мало что известно о башкирском землевладении, поземельных отношениях башкирских родов в более ранний период, в период господства Золотой Орды и постордынских государственных образований. Объясняется это малым количеством сохранившихся до наших дней достоверных письменных источников. Так, например, в дореволюци-
онной и советской историографии специальные исследования, затрагивающие вопросы землевладения, землепользования на территории этнического проживания башкир в XIII - первой половине XVI в. отсутствуют. Все большее число современных авторов, которые так или иначе рассматривают историю башкир в золотоордынский период, признают, что земли башкирам были пожалованы в вотчину Чингисханом вследствие установления договорных отношений между ними; башкиры обязаны были платить за свои вотчинные угодья ясак непосредственно ханскому двору [3, с. 333-337; 2; 4].
В условиях отсутствия достоверных источников вполне логичным представляется обращение к документам более позднего периода, сведения из которых могут так или иначе прояснить ситуацию применительно к интересуемой нас проблеме, а именно вопросу земельных отношений в Башкирии в XIII - первой половине XVI в.
Косвенную информацию содержит и фольклор. Большинством фольклористов и историков сегодня обсуждается вопрос о возможности и необходимости привлечения фольклорного материала в качестве источниковой базы исследовательских работ в условиях малочисленности письменных источников. Действительно, в любом жанре башкирского фольклора можно отыскать отражение исторической действительности. Так, А. С. Сальманов в ряде своих статей приходит к достаточно обоснованному выводу о необходимости привлечения башкирского устно-поэтического фольклора в качестве исторического источника [5, с. 232-233; 6, с. 188-189].
Исходя из вышесказанного, мы на основе доступных нам источников делаем попытку установления поземельных отношений внутри союза башкирских родов «Ете ырыу» («Семь родов») накануне и после их присоединения к Русскому
610
ИСТОРИЯ
государству. Согласно цели, мы преследовали задачи анализа обнаруженного нами в фондах РГА-ДА документа о земельном споре между кипчаками и бурзянами в начале XIX в.; поиска косвенных сведений о земельных отношениях внутри семиродного союза родов до принятия ими русского подданства из башкирских шежере и фольклора. В результате подобная работа позволит нам сделать определенные выводы по вопросам землевладения и землепользования в союзе «Семи родов», начиная с XIV в. до начала Генерального межевания башкирских земель.
Обнаруженный нами в РГАДА документ датируется 1802 г. и содержит текст искового заявления поверенного кара-кипчаков Каракузякова на землемера Ястребова и бурзянских башкир [7]. Суть иска сводилась к тому, что в ходе межевания общественных семиродных земель «бурзянской волости от башкирцов поверенной Рыскуль Мурза-ев выдумал подавать господину землемеру Ястребову объявление и подал будто бы посмежности господина Шипова по правой стороне начинавшася земля принадлежит им иссчисла семиродной земли ... и тем господина землемера умышленно явно оболгали. Что они бурзянцы особенно владеемую дачу никогда не имели и ныне не имеют, иметь им нет никакого резона. Потому что деды их предками нашими были припущенники ис человеколюбия...» [7]. В результате господин Ястребов размежевал в пользу бурзянских башкир угодья, никогда прежде им не принадлежавшие. Упомянутые в документе семиродные башкирцы, как следует из текста документа, - это представители родов кара-кипчак, бушман-кипчак, сувун-кипчак, санким-кипчак, тамъян, усерган и бурзян, оформившие межродовой политический союз, известный под названием «Ете ырыу». Окончательное утверждение названного союза, скорее всего, относится к золотоордынскому периоду. Во всяком случае в пользу данного утверждения говорят собственно башкирские шежере, которые фиксируют «жиде руг» («Ете ырыу» - «Семь родов») до присоединения башкир к Русскому государству [8, с. 151].
Согласно документу, спор возник в результате начала в регионе Генерального межевания башкирских земель. Вплоть до этого времени, как указывает истец, «землею все наши семиродные Башкирцы как издревли, також и поныне, то есть донынешня-го 1802го года, карыКипчатской, тамьянской, усяр-ганской, бушман кипчатской, сувунь кипчатской, санким кипчатской и Бурзянской имели владение без всякаго между собою формалнаго раздела, ... а единственно толко вовсе смещенности, яко черес-палосное владение ипользовались всеми принадлежащими выгодами» [7].
Подобный порядок землепользования в родовом союзе «Ете ырыу» подтверждают и различные варианты шежере названных башкирских родов,
подробно освещающих обстоятельства и условия принятия ими русского подданства. Одним из важных условий вхождения башкир в состав Московского государства являлось подтверждение их прежних вотчинных прав на занимаемые земли новым властителем - русским царем. Подобным образом в состав Московии вошел политический союз семи родов «Ете ырыу». Согласно шежере, представители означенных родов (от всех четырех кипчакских родов один представитель, от тамъян-цев, усерганцев и бурзянцев - по одному, итого четверо) «назвав себя подчиненными и подданными Его Величества падишаха и Великого князя Ивана, сына Василия, подали нижайшее прошение обмерить и дать <им> их земли и воды» [8, с. 156]. Однако, как следует из дальнейшего текста шеже-ре, писцы, посланные царем в Башкирию, лишь определили внешние границы вотчинных владений союза «Ете ырыу» без конкретного размежевания земель между родами, состоящими в названном политическом объединении. Вопросы землепользования общественными угодьями, скорее всего, должны были решаться на совместных йыйынах всех семи родов.
Возвращаясь к земельному спору между кипчаками и бурзянами в начале XIX столетия, стоит отметить, что этот случай не был единичным. Еще до присоединения к Русскому государству сюжет об осложнении межродовых отношений из-за споров за земли лег в основу широко известной башкирской легенды «Бабсак и Кусяк» [9, с. 180-185]. Таким образом, причины земельных тяжб между кипчаками и бурзянами кроются в предшествующем описываемым в легенде событиям историческом периоде. Как установлено Р. Г. Кузеевым, Р. З. Янгузиным, начало расселению бурзянцев в горно-лесной местности Южного Урала относится к VIII-IX вв. [10, с. 141; 11, с. 49]. К периоду же монгольских завоеваний относится миграция на Урал кипчакских родов, которые начинают теснить бурзянцев [10, с. 184; 11, с. 65]. В итоге неизбежны были военные столкновения и кровопролития между двумя родами. Ситуация более менее стабилизировалась с образованием военно-политического союза семи родов «Ете ырыу». Однако и после этого на почве земельных споров нередко происходили военные столкновения. Очередное усугубление отношений между кипчаками и бурзянами находит отражение в легенде «Бабсак и Кусяк».
Таким образом, как мы уже отмечали, в период вхождения семиродного союза в состав Русского государства царь Иван Васильевич подтвердил прежние вотчинные права (курсив наш. - И. Б.) данного политического образования. Распределение же угодий между родами осуществлялось согласно установившимся внутри союза нормам и обычаям. Данный акт знаменовал собой переход семиродного союза под сюзеренитет нового вла-
стителя - русского царя. Вследствие этого прежние земельные споры кипчаков и бурзян остались нерешенными, были законсервированы. С началом же Генерального межевания в регионе давний спор за земли между кипчаками и бурзянами возобновился и нашел свое отражение в обнаруженном и приведенном нами в отрывках документе из фонда РГАДА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акманов А. И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI - начало XX в.). Уфа, 2000. 208 с.
2. Азнабаев Б. А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.). Уфа, 2005. 230 с.
3. Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, 2009. 496 с.
4. Буканова Р. Г. Башкирия в составе Золотой Орды: По страницам забытой рукописи // Ватандаш. 2000. №»4. С. 107-109.
5. Сальманов А. С. Об использовании фольклорных источников в изучении этнической истории // Россия и Башкортостан. История отношений, состояние и перспективы. Уфа: Гилем, 2007. С. 232-233.
6. Сальманов А. С. К изучению башкирского фольклора как исторического источника // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность. Уфа: Гилем, 2007. С. 188-189.
7. РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 243.
8. Башкирские родословные. Вып. 1: Издание на рус. яз. / Сост. Р. М. Булгаков, М. Х. Надергулов. Уфа: Китап, 2002. 480 с.
9. Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды / Сост. Ф. А. Надршина. Уфа: БКИ, 1987. 576 с.
10. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. 572 с.
11. Янгузин Р. З. Башкирские племена (на башк. яз.). Уфа: Китап, 1998. 96 с.
Поступила в редакцию 01.10.2010 г. После доработки - 03.03.2011 г.