Научная статья на тему 'К вопросу поземельных отношений башкир на примере союза «Семи родов» накануне и после их присоединения к Русскому государству'

К вопросу поземельных отношений башкир на примере союза «Семи родов» накануне и после их присоединения к Русскому государству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / вотчинное право / Ясак / генеральное межевание / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / золотоордынский период / Русское государство / the Golden Horde's period / land relations / patrimonial right / yasak / General land surveying / Land use / Russian state

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буляков И. И.

В условиях отсутствия достоверных источников вполне логичным представляется обращение к документам более позднего периода, сведения из которых могут прояснить ситуацию применительно к вопросу земельных отношений в Башкирии в XIII первой половине XVI в. В статье делается попытка установления поземельных отношений внутри союза башкирских родов «Ете ырыу» («Семь родов») накануне и после их присоединения к Русскому государству. Доступные источники свидетельствуют о том, что пожалование земель царем союзу «Семи родов» носило формально-фиктивный характер, закрепив порядок землевладения, оформленный в прежний золотоордынский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Absence of reliable sources makes one refer to the documents of the later period which can clear up the situation with land relations in Bashkiria in the 13th the first half of the 16th centuries. In the given article there is made an attempt to analyze land relations in the union of the Bashkir families Ete yryou (Seven Families) before and after their joining the Russian state. Some sources testify that the tsar granted lands to the union only formally and this fixed the order of land ownership which had been used in the Golden Horde period.

Текст научной работы на тему «К вопросу поземельных отношений башкир на примере союза «Семи родов» накануне и после их присоединения к Русскому государству»

УДК 94(470.57)

раздел ИСТОРИЯ

К ВОПРОСУ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАШКИР НА ПРИМЕРЕ СОЮЗА «СЕМИ РОДОВ» НАКАНУНЕ И ПОСЛЕ ИХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ

© И. И. Буляков

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 9614.

E-mail: buljakow@mail.ru

В условиях отсутствия достоверных источников вполне логичным представляется обращение к документам более позднего периода, сведения из которых могут прояснить ситуацию применительно к вопросу земельных отношений в Башкирии в XIII — первой половине XVI в. В статье делается попытка установления поземельных отношений внутри союза башкирских родов «Ете ырыу» («Семь родов») накануне и после их присоединения к Русскому государству. Доступные источники свидетельствуют о том, что пожалование земель царем союзу «Семи родов» носило формально-фиктивный характер, закрепив порядок землевладения, оформленный в прежний золотоордынский период.

Ключевые слова: земельные отношения, вотчинное право, ясак, Генеральное межевание, землепользование, золотоордынский период, Русское государство.

Как и прежде, в современной России дела в земельной сфере обстоят не лучшим образом, и земельный вопрос продолжает оставаться одним из самых острых. При его решении необходимо учитывать некоторые особенности каждого отдельно взятого субъекта Федерации. В этих условиях прямой необходимостью становится обращение к истории поземельных отношений. В случае с Башкортостаном нельзя не учитывать то, что, согласно условиям присоединения к Русскому государству, башкиры сохранили за собой вотчинное право на занимаемые ими земли.

Тема земельных отношений в Башкортостане после присоединения башкир к Русскому государству в историографии достаточно хорошо освещена. Так, поземельные отношения в первые десятилетия после принятия башкирами русского подданства рассмотрены в работах А. И. Акманова «Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI - начало XX в.)» и Б. А. Азнабаева «Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.)». Оба автора отмечают, что башкирская вотчина в первые годы установления русской администрации в Башкирии развивалась на основе вотчинного права башкир. Условиями сохранения вотчинных земель за башкирскими родами являлись ясак, уплату которого они считали гарантией своих прав на землю, и военная служба [1-2].

Однако мало что известно о башкирском землевладении, поземельных отношениях башкирских родов в более ранний период, в период господства Золотой Орды и постордынских государственных образований. Объясняется это малым количеством сохранившихся до наших дней достоверных письменных источников. Так, например, в дореволюци-

онной и советской историографии специальные исследования, затрагивающие вопросы землевладения, землепользования на территории этнического проживания башкир в XIII - первой половине XVI в. отсутствуют. Все большее число современных авторов, которые так или иначе рассматривают историю башкир в золотоордынский период, признают, что земли башкирам были пожалованы в вотчину Чингисханом вследствие установления договорных отношений между ними; башкиры обязаны были платить за свои вотчинные угодья ясак непосредственно ханскому двору [3, с. 333-337; 2; 4].

В условиях отсутствия достоверных источников вполне логичным представляется обращение к документам более позднего периода, сведения из которых могут так или иначе прояснить ситуацию применительно к интересуемой нас проблеме, а именно вопросу земельных отношений в Башкирии в XIII - первой половине XVI в.

Косвенную информацию содержит и фольклор. Большинством фольклористов и историков сегодня обсуждается вопрос о возможности и необходимости привлечения фольклорного материала в качестве источниковой базы исследовательских работ в условиях малочисленности письменных источников. Действительно, в любом жанре башкирского фольклора можно отыскать отражение исторической действительности. Так, А. С. Сальманов в ряде своих статей приходит к достаточно обоснованному выводу о необходимости привлечения башкирского устно-поэтического фольклора в качестве исторического источника [5, с. 232-233; 6, с. 188-189].

Исходя из вышесказанного, мы на основе доступных нам источников делаем попытку установления поземельных отношений внутри союза башкирских родов «Ете ырыу» («Семь родов») накануне и после их присоединения к Русскому

610

ИСТОРИЯ

государству. Согласно цели, мы преследовали задачи анализа обнаруженного нами в фондах РГА-ДА документа о земельном споре между кипчаками и бурзянами в начале XIX в.; поиска косвенных сведений о земельных отношениях внутри семиродного союза родов до принятия ими русского подданства из башкирских шежере и фольклора. В результате подобная работа позволит нам сделать определенные выводы по вопросам землевладения и землепользования в союзе «Семи родов», начиная с XIV в. до начала Генерального межевания башкирских земель.

Обнаруженный нами в РГАДА документ датируется 1802 г. и содержит текст искового заявления поверенного кара-кипчаков Каракузякова на землемера Ястребова и бурзянских башкир [7]. Суть иска сводилась к тому, что в ходе межевания общественных семиродных земель «бурзянской волости от башкирцов поверенной Рыскуль Мурза-ев выдумал подавать господину землемеру Ястребову объявление и подал будто бы посмежности господина Шипова по правой стороне начинавшася земля принадлежит им иссчисла семиродной земли ... и тем господина землемера умышленно явно оболгали. Что они бурзянцы особенно владеемую дачу никогда не имели и ныне не имеют, иметь им нет никакого резона. Потому что деды их предками нашими были припущенники ис человеколюбия...» [7]. В результате господин Ястребов размежевал в пользу бурзянских башкир угодья, никогда прежде им не принадлежавшие. Упомянутые в документе семиродные башкирцы, как следует из текста документа, - это представители родов кара-кипчак, бушман-кипчак, сувун-кипчак, санким-кипчак, тамъян, усерган и бурзян, оформившие межродовой политический союз, известный под названием «Ете ырыу». Окончательное утверждение названного союза, скорее всего, относится к золотоордынскому периоду. Во всяком случае в пользу данного утверждения говорят собственно башкирские шежере, которые фиксируют «жиде руг» («Ете ырыу» - «Семь родов») до присоединения башкир к Русскому государству [8, с. 151].

Согласно документу, спор возник в результате начала в регионе Генерального межевания башкирских земель. Вплоть до этого времени, как указывает истец, «землею все наши семиродные Башкирцы как издревли, також и поныне, то есть донынешня-го 1802го года, карыКипчатской, тамьянской, усяр-ганской, бушман кипчатской, сувунь кипчатской, санким кипчатской и Бурзянской имели владение без всякаго между собою формалнаго раздела, ... а единственно толко вовсе смещенности, яко черес-палосное владение ипользовались всеми принадлежащими выгодами» [7].

Подобный порядок землепользования в родовом союзе «Ете ырыу» подтверждают и различные варианты шежере названных башкирских родов,

подробно освещающих обстоятельства и условия принятия ими русского подданства. Одним из важных условий вхождения башкир в состав Московского государства являлось подтверждение их прежних вотчинных прав на занимаемые земли новым властителем - русским царем. Подобным образом в состав Московии вошел политический союз семи родов «Ете ырыу». Согласно шежере, представители означенных родов (от всех четырех кипчакских родов один представитель, от тамъян-цев, усерганцев и бурзянцев - по одному, итого четверо) «назвав себя подчиненными и подданными Его Величества падишаха и Великого князя Ивана, сына Василия, подали нижайшее прошение обмерить и дать <им> их земли и воды» [8, с. 156]. Однако, как следует из дальнейшего текста шеже-ре, писцы, посланные царем в Башкирию, лишь определили внешние границы вотчинных владений союза «Ете ырыу» без конкретного размежевания земель между родами, состоящими в названном политическом объединении. Вопросы землепользования общественными угодьями, скорее всего, должны были решаться на совместных йыйынах всех семи родов.

Возвращаясь к земельному спору между кипчаками и бурзянами в начале XIX столетия, стоит отметить, что этот случай не был единичным. Еще до присоединения к Русскому государству сюжет об осложнении межродовых отношений из-за споров за земли лег в основу широко известной башкирской легенды «Бабсак и Кусяк» [9, с. 180-185]. Таким образом, причины земельных тяжб между кипчаками и бурзянами кроются в предшествующем описываемым в легенде событиям историческом периоде. Как установлено Р. Г. Кузеевым, Р. З. Янгузиным, начало расселению бурзянцев в горно-лесной местности Южного Урала относится к VIII-IX вв. [10, с. 141; 11, с. 49]. К периоду же монгольских завоеваний относится миграция на Урал кипчакских родов, которые начинают теснить бурзянцев [10, с. 184; 11, с. 65]. В итоге неизбежны были военные столкновения и кровопролития между двумя родами. Ситуация более менее стабилизировалась с образованием военно-политического союза семи родов «Ете ырыу». Однако и после этого на почве земельных споров нередко происходили военные столкновения. Очередное усугубление отношений между кипчаками и бурзянами находит отражение в легенде «Бабсак и Кусяк».

Таким образом, как мы уже отмечали, в период вхождения семиродного союза в состав Русского государства царь Иван Васильевич подтвердил прежние вотчинные права (курсив наш. - И. Б.) данного политического образования. Распределение же угодий между родами осуществлялось согласно установившимся внутри союза нормам и обычаям. Данный акт знаменовал собой переход семиродного союза под сюзеренитет нового вла-

стителя - русского царя. Вследствие этого прежние земельные споры кипчаков и бурзян остались нерешенными, были законсервированы. С началом же Генерального межевания в регионе давний спор за земли между кипчаками и бурзянами возобновился и нашел свое отражение в обнаруженном и приведенном нами в отрывках документе из фонда РГАДА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акманов А. И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI - начало XX в.). Уфа, 2000. 208 с.

2. Азнабаев Б. А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.). Уфа, 2005. 230 с.

3. Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, 2009. 496 с.

4. Буканова Р. Г. Башкирия в составе Золотой Орды: По страницам забытой рукописи // Ватандаш. 2000. №»4. С. 107-109.

5. Сальманов А. С. Об использовании фольклорных источников в изучении этнической истории // Россия и Башкортостан. История отношений, состояние и перспективы. Уфа: Гилем, 2007. С. 232-233.

6. Сальманов А. С. К изучению башкирского фольклора как исторического источника // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность. Уфа: Гилем, 2007. С. 188-189.

7. РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 243.

8. Башкирские родословные. Вып. 1: Издание на рус. яз. / Сост. Р. М. Булгаков, М. Х. Надергулов. Уфа: Китап, 2002. 480 с.

9. Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды / Сост. Ф. А. Надршина. Уфа: БКИ, 1987. 576 с.

10. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. 572 с.

11. Янгузин Р. З. Башкирские племена (на башк. яз.). Уфа: Китап, 1998. 96 с.

Поступила в редакцию 01.10.2010 г. После доработки - 03.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.