Научная статья на тему 'К вопросу построения эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в сфере методического обеспечения образовательных программ ВПО'

К вопросу построения эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в сфере методического обеспечения образовательных программ ВПО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаталова Ольга Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования и использования учебных и учебно-методических произведений в системе управления интеллектуальной собственностью вуза. Рассмотрены вопросы управления объектами интеллектуальной собственности в целом, а также актуальные вопросы дифференциации авторских прав. Представленные в статье результаты имеют значение для научно-практических исследований по вопросам управления результатами интеллектуальной деятельности в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CONSTRUCTING THE EFFICIENT SYSTEM OF MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of forming and using the educational and educational-methodical works in the system of management of intellectual property of higher educational institution. It is dealt with the tasks of management of the objects of intellectual property on the whole, and as well as the actual questions of the differentiation of authors’ rights. The results presented in the article have significance for the scientific-practical research in the questions of management of the results of intellectual activity at the enterprise.

Текст научной работы на тему «К вопросу построения эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в сфере методического обеспечения образовательных программ ВПО»

УДК 338.24

О.М. Шаталова К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и использования учебных и учебно-методических произведений в системе управления интеллектуальной собственностью вуза. Рассмотрены вопросы управления объектами интеллектуальной собственности в целом, а также актуальные вопросы дифференциации авторских прав. Представленные в статье результаты имеют значение для научно-практических исследований по вопросам управления результатами интеллектуальной деятельности в организации.

Ключевые слова: эффективность, управление интеллектуальной собственностью, авторское право, результаты исследований и разработок.

Olga Shatalova TO THE QUESTION OF CONSTRUCTING THE EFFICIENT

SYSTEM OF MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article is devoted to the problem of forming and using the educational and educational-methodical works in the system of management of intellectual property of higher educational institution. It is dealt with the tasks of management of the objects of intellectual property on the whole, and as well as the actual questions of the differentiation of authors' rights. The results presented in the article have significance for the scientific-practical research in the questions of management of the results of intellectual activity at the enterprise.

Keywords: efficiency, management of intellectual property, author's right, results of research and developments.

Современное состояние рынка образовательных услуг, а также условия государственного регулирования образовательной деятельности в РФ предопределяют растущие требования к уровню и качеству методического обеспечения образовательных программ высшего профессионального образования (ВПО). В данных условиях все более востребованной становится эффективная организация процессов подготовки, экспертизы, издания и законного использования произведений, имеющих учебный и учебно-методический характер. Ведущим критерием эффективности этих процессов являются достаточность по составу и качественному уровню методического обеспечения учебного процесса, а также его доступность в образовательной среде вуза. При этом одной из ключевых задач становится формирование трудовых и экономических отношений, направленных на обеспечение интересов всех участников образовательного процесса в вузе и создание экономических стимулов к разработке и обнародованию методических материалов. Принимая во внимание правовой аспект данной задачи, следует отметить, что ее результативное решение должно основываться на оптимальных правоотношениях, связанных с созданием, охраной и дифференциацией интеллектуальных прав на методические разработки [3].

Основной источник регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности -Гражданский Кодекс РФ - достаточно определенно трактует ключевые позиции в отношении объектов интеллектуальной собственности: в первой части ГК РФ определяется общий правовой статус результатов интеллектуальной деятельности как объекта гражданских прав, четвертая часть ГК РФ содержит общее и специальное регулирование интеллектуальных прав. Авторское обобщение основных положений Гражданского Кодекса, являющихся, по нашему мнению, наиболее существенными в управлении результатами исследований и разработак ИР, представлено в таблице.

© Шаталова О.М., 2014

Таблица

Основные положения ГК РФ по вопросам правовой охраны результатов

исследований и разработок

Институты правовой Результаты интеллекту- Условия правовой охраны

охраны объектов ин- альной деятельности

теллектуальной соб-

ственности

1 X о Авторское право Произведения науки Регистрация произведения не требуется;

авторское право возникает с момента об-

« о народования либо при условии появления

ш о (Я в какой-либо объективной форме объекта

<я а д авторских прав (ст. 1255 ГК РФ)

<и к Программы для ЭВМ Возможна (по желанию правообладателя)

в СЗ регистрация в течение срока действия

* <и Базы данных исключительного права на программу для

ч ч о ЭВМ или на базу данных

с Изобретение Исключительное право на изобретение,

б £ к полезную модель или промышленный

Патентное право Промышленный образец образец признается и охраняется при ус-

н о ловии государственной регистрации соот-

м ^ ¡3 н Полезная модель ветствующих объектов, т.е. наличия па-

ч О £ 8 тента

<и И Ч <и Сведения любого характера, Установление собственником режима

5® Н о о в том числе о результатах коммерческой тайны в отношении объек-

а ю Л о Право на секреты интеллектуальной деятель- та ноу-хау; правовая охрана обеспечива-

Ч о £ 3 производства ности в научно-технической ется через механизм дисциплинарной,

<3 й сфере, которые имеют дей- гражданской, административной, уголов-

Ч Я ствительную или потенци- ной ответственности

н £ альную коммерческую цен-

К ч ность в силу неизвестности

£ н 2 и 5 » ^ а <3 с§ их третьим лицам

Рч &

1 Идеи, концепции, принципы, Возможность правовой охраны исключе-

О И И (Я - методы, процессы, системы, на по определению;

3 С способы, решения техниче- автор (организация) имеют возможность

3 5 ских, организационных, обеспечения правовой охраны через ин-

Результат подлежап вой охран иных задач, открытия, факты ститут права на ноу-хау либо институт

авторского права

Рассматривая правовые институты регулирования отношений в сфере методического обеспечения образовательной деятельности, следует признать ключевое значение авторского права. Авторские права реализуются через исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв.

Исключительное право - имущественное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Определяет возможность использовать такой результат или такое

средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительное право выступает ключевым объектом экономических интересов применительно к объектам интеллектуальной собственности [5].

В организации процессов методического обеспечения образовательной деятельности не менее значимыми оказываются и вопросы признания личных неимущественных прав авторов результатов ИР, в том числе права авторства, право автора на имя, право на обнародование и т.д. Соблюдение и обеспечение этих прав выполняет в первую очередь функцию нематериального стимулирования и мотивации учебно-методической деятельности, направлено на обеспечение признания в научно-педагогическом сообществе и пр. В исследовании проблемы спецификации интеллектуальных прав на методические разработки учитываются также положения Гражданского Кодекса РФ о служебном произведении. В порядке ст. 1295 ГК РФ в отношении служебных произведений автору принадлежат неимущественные авторские права, работодателю принадлежит исключительное право. При этом автор произведения, относящегося к категории служебного, в случае использования организацией данного произведения приобретает право на вознаграждение, размер и условия выплаты которого должны быть определены договором между работодателем и работником. Следует учитывать, что с 2009 г. в правовом поле закреплена норма, согласно которой условия вознаграждения за создание служебного произведения могут быть предусмотрены «как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем» [4]. Министерством образования и науки РФ было подготовлено инструктивное Письмо № АП-105/07 от 9 февраля 2011 г. «Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек» [1], содержащее Методические рекомендации по закреплению за высшими учебными заведениями прав на использование произведений и иных объектов интеллектуальной собственности. Согласно Письму № АП-105/07 закрепление прав на использование произведений за вузами может быть осуществлено по двум вариантам:

1) через механизм закрепления прав на служебное произведение;

2) через механизм закрепления прав по договору.

1. Механизм закрепления прав на служебное произведение основан на использовании «установленной законодательством презумпции перехода прав на служебные произведения к работодателю (возможно только в отношении произведений, создаваемых работниками, работающими по трудовому договору)» [1]. При этом Методическими рекомендациями предписывается необходимость «документального подтверждения бесспорности факта принадлежности вузу прав на служебное произведение, созданное его работником», что достигается за счет:

— указания о наличии у работника (автора) соответствующих трудовых обязанностей;

— фиксирования в трудовом договоре либо в Приложении к нему факта принадлежности исключительных прав у работодателя на создаваемые работниками произведения, а также порядка выплаты вознаграждения работнику (автору), при этом в Письме Минобрнауки РФ указывается, что допустимым может считаться порядок, при котором «<...>заработная плата включает все вознаграждение за использование Работодателем любых служебных произведений»;

— наличие акта сдачи-приемки произведения для конкретизации правовых последствий в отношении конкретного созданного произведения.

Анализ регламентирующих данный вариант положений инструктивного Письма № АП-105/07 от 09 февраля 2011 г. позволяет заключить, что по большей части эти положения нацелены на минимизацию рисков утраты исключительных прав на методические разработки и рисков правовых споров по признанию методических разработок в качестве служебных произведений. В то же время, по нашему мнению, механизм закрепления исключительных прав на служебное произведение имеет ряд недостатков:

— не создает достаточных стимулов для авторских методических разработок; соответственно для исключения данного недостатка в вузе должен быть хорошо проработан ряд локальных нормативных актов, определяющих качественные требования к содержанию методических разработок, а также порядок вознаграждения авторам;

— существенно ограничен состав методических разработок, подпадающих под категорию служебного произведения;

— потенциальная угроза возникновения трудовых споров об обязанностях (тем более что в настоящее время не все вузы предусмотрели необходимые положения в трудовых договорах). Кроме того, в инструктивном Письме № АП-105/07 от 09 февраля 2011 г. указывается, что надежность рекомендуемых положений «к настоящему времени не проверялась судебной практикой, а в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. положений новой четвертой части ГК РФ возможны различные судебные толкования ее требований» [1].

2. Механизм закрепления прав по договору имеет некоторые преимущества. Во-первых, он дает возможность закрепления прав на произведения вне зависимости от того, является ли автор штатным сотрудником вуза. Во-вторых, исключаются риски возникновения трудовых споров. В-третьих, данный механизм предоставляет организации больше возможностей контролировать качественный уровень произведения. В четвертых, только через договорные механизмы может быть расширен состав произведений, включаемых в состав учебно-методических комплексов. Однако в документе [1] указывается на недостаток - возможные проблемы с согласованием условий использования произведений. При этом следует отметить, во-первых, проблемы разграничения прав на произведение между автором и организацией, во-вторых, проблемы согласования стоимости этих прав. Разграничение прав на произведение может быть реализовано тремя способами: 1) через заключение договора о передаче исключительного права на произведение; 2) через заключение договора об исключительной лицензии; 3) через заключение договора на неисключительную лицензию.

Проблема согласования стоимости прав на произведение имеет две составляющих: во-первых, правовую; во-вторых, экономическую и организационно-управленческую. В правовом отношении при согласовании стоимости исключительных прав на произведение могут иметь значение следующие варианты: безвозмездный характер правоотношений; единоразовое вознаграждение; вознаграждение (роялти) в определенной договором доле от дохода вуза в связи с использованием произведения. С юридической точки зрения важно, чтобы размер и характер вознаграждения (либо безвозмездный порядок передачи исключительного права на произведение) были указаны в договоре, поскольку в противном случае договор будет считаться незаключенным.

В решении проблемы согласования стоимости авторских прав ведущее место занимают задачи экономического и организационно-управленческого характера. В том числе следует отметить следующие задачи, имеющие общий характер для любых образовательных учреждений:

— обоснованный выбор подходов к расчету сумм материального вознаграждения авторов;

— уточнение внутренних регламентов по оплате и нормированию труда преподавателей;

— обеспечение доступности произведений, в том числе формирование информационной системы и базы данных электронных учебных изданий;

— обеспечение публичности процедур закрепления прав на произведения и вознаграждения авторов;

— формирование действенной системы контроля уровня обеспеченности учебно-методическими комплексами, состава и качества произведений;

— формирование высокопрофессиональной и объективной внутренней экспертизы качества произведений.

Таким образом, рассмотренные правовые и управленческие аспекты организации процесса обеспечения учебными и учебно-методическими материалами образовательной деятельности вуза позволяют сделать следующие выводы. В основе построения эффективной системы методического обеспечения образовательной деятельности лежит комплекс правовых норм, регулирующих возникновение и дифференциацию авторского права, в том числе правовых норм в отношении служебных произведений. Система методического обеспечения должна строиться на основе принципа обеспечения баланса интересов. Это достигается, в том числе, за счет обоснованного выбора способа закрепления прав на использование и обнародование произведения, уточнения внутренних норм по оплате труда, формирования локальных регламентов о составе и качественном уровне учебных и учебно-методических разработок.

Эффективность системы учебно-методического обеспечения образовательной деятельности будет обеспечиваться в случае, если связанные с данной системой издержки покрываются за счет таких факторов, как удовлетворение основным требованиям к уровню методического обеспечения, предъявляемым со стороны регулятора образовательной деятельности и общества в целом, внедрение новых образовательных технологий и дистанционных форм обучения, исключение риска незаконного использования созданных в вузе учебных и учебно-методических разработок третьими лицами [1], развитие потенциала вуза за счет рационального использования интеллектуальных ресурсов [2]. В целом эффективную систему учебно-методического обеспечения образовательной деятельности следует рассматривать как непременное условие устойчивого развития вуза и ключевой фактор его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ № АП-105/07 от 09 февраля 2011 г. «Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек».

2. Капырин П.А., Шленова М.Ю. Управление инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 2. - С. 46-52.

3. Лемещенко П.С. Институциональная теория фирмы: учебное пособие / П.С. Лемещенко [и др.]. - Минск: Издательский центр БГУ, 2005 . - 118 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86879

5. Шаталова О.М. Инфраструктура и инструменты управления в системе промышленного освоения технологических инноваций: монография / О.М. Шаталова [и др.]. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ , 2013. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.