Научная статья на тему 'Об управлении интеллектуальной собственностью и инновациями в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля'

Об управлении интеллектуальной собственностью и инновациями в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная собственность / авторское право / произведения науки / инновации. / intellectual property / copyright / works of science / innovation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю.

В статье приведены результаты анализа практик правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в организациях образования и науки гуманитарного профиля. Выделены основные модели введения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в образовательный, научный и коммерческий оборот. Предложены пути повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью и инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About intellectual property management and innovation administration in scientific and educational institutions of humanitarian profile

The authors present the results of the analysis of practices of legal protection of results of intellectual activities in education and science organizations of humanitarian profile. The basic models of the introduction of intellectual activity results in the educational, scientific and commercial circulation are identified. The ways for raising effectiveness of intellectual property and innovation management are offered.

Текст научной работы на тему «Об управлении интеллектуальной собственностью и инновациями в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

М.Л. Пустыльник

Канд.хим. наук, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» [email protected]

Ю.Ю. Власова

Канд.пед. наук, зав. Центром управления инновационными проектами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Е-таИ:тпоуа^@тз^ао.

ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ИННОВАЦИЯМИ В НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

В статье приведены результаты анализа практик правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в организациях образования и науки гуманитарного профиля. Выделены основные модели введения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в образовательный, научный и коммерческий оборот. Предложены пути повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью и инновациями.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, произведения науки, инновации.

Лучшие мысли являются общим достоянием.

Луций Сенека, римский философ

Главным источником богатства и власти в постиндустриальном обществе выступают не машины, а интеллектуальные технологии.

Знания и права на них оказываются куда дороже технологических линий.

Дэниел Белл, автор теории постиндустриального общества

Сегодня никому не нужно доказывать, что знания - важнейший источник и движущая сила устойчивого развития. Закономерности развития

Как цитировать статью: Пустыльник М.Л., Власова Ю.Ю. Об управлении интеллектуальной собственностью и инновациями в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С.142-159.

общества знаний, его достижения и кризисы, вызовы, стоящие перед обществом и человеком-носителем и основным действующим лицом перманентной инновационной революции,широко представлены в научных теориях, концепциях и стратегиях. Одним из концептуальных вопросов, вокруг которого ломаются копья многие десятилетия, а может быть, и столетия, является соотношение общего и частного блага в науке и образовании. Безусловно, собственно знания - общее благо, полностью удовлетворяющее требованиям неисключительности и неконкурентности. Однако доступ к этим знаниям через каналы научных исследований, инновационную деятельность или образование далеко не равномерен как в России, так и в глобализированном мире,поскольку они являются конкурентным преимуществом и источником интеллектуального и имущественного неравенства. Ответы на вопрос, как сочетать принципы неисключительности и неконкурентности знания с необходимостью оплаты вознаграждения ученым, другим субъектам творческой деятельности, являются ключевыми при создании системы управления знаниями в отдельно взятых университетах, корпорациях или странах.

Общий подход, с которым трудно не согласиться, зафиксирован Всемирной организацией интеллектуальной собственности: «Обеспечивая баланс интересов изобретателей и широкой публики, система интеллектуальной собственности способствует созданию условий для процветания творчества и инноваций» [6].

Предметом данной статьи являются вопросы управления интеллектуальной собственностью в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля, введения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в образовательный, научный и коммерческий оборот (инновации).При этом мы исходим из гипотезы, что временное ограничение на неисключительность знания как результата интеллектуальной деятельности компенсируется повышением мотивации исследователя к постоянному обновлению знаний.

Этот вопрос, как нам представляется, существенно важен и актуализируется серьезными изменениями в сферах формального и неформального образования,усилением конвергенции теоретических, прикладных исследований и инноваций под влиянием экономических трансформаций и цифровой революции.

Для РИД в гуманитарной сфере защита интеллектуальной собственности через механизмы и формы патентного права затруднена в силу их

априорной нематериальности. Механизмы охраны авторских прав подробно разработаны и широко используются в отношении произведений художественной литературы и искусства. Коммерческая ценность произведений науки в нашей стране пока существенно ниже. Отсутствие развитого рынка научных и образовательных услуг в сочетании с традициями открытости науки, в первую очередь, гуманитарной, и менталь-ности ее акторов также тормозят развитие практик правовой защиты произведений науки и введения их в коммерческий оборот.

В академической науке преобладающим стимулом является не вознаграждение, а признание приоритета; карьера академических ученых в значительной степени зависит от того, кто первым обнаружит и опубликует новый результат, от количества публикаций и цитирований. Последние три десятилетия ознаменовались существенными изменениями в управлении научными исследованиями и их результатами, чему послужили впечатляющие успехи университетов США в коммерциализации РИД после принятия Закона Бэя-Доула, регламентирующего передачу им исключительных прав на РИД, созданных с использованием государственного финансирования, и Федерального закона о передаче технологий (БТТЛ), согласно которому передача технологий - обязанность каждого научного работника государственной научной организации [9], [12].

Это направление развития исследовательских институтов и университетов принято и в России[1,ст.1298]. Для научных и образовательных организаций гуманитарного профиля использование механизмов института интеллектуальной собственности в системе управления инновациями и их коммерциализации существенно важно, особенно в условиях продолжающегося снижения бюджетного финансирования (1) и рынка научных и образовательных услуг.

Правовые основы регулирования интеллектуальной собственности

Основным нормативным актом, регулирующим права на результаты интеллектуальной деятельности как объект гражданских прав, является Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ). Ключевое значение для регулирования трудовых и финансово-экономических отношений в сфере научных исследований и инноваций в гуманитарной сфере имеет авторское право. По сравнению с другими институтами интеллектуальной собственности авторско-правовая охрана представляется наиболее адекватной для защиты РИД в науч-

ной и образовательной областях в силу таких факторов, как оперативность, дешевизна и демократичность. Для целей правовой охраны РИД в педагогической науке и образовании в качестве объектов авторского права наиболее широко применяются такие формы их выражения, как программы для ЭВМ, базы данных и произведения науки [1, ст. 1259].

Программа для ЭВМ - представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения науки[1, ст. 1261].

База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины [1, ст. 1260].

В соответствии с положениями ст. 1262 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных регистрируются в Роспатенте по желанию правообладателя.

К произведениям науки относятся творческие достижения, которые имеют свою внутреннюю структуру, форму и содержание и признаются таковыми в соответствующих областях научного и литературного творчества [10, с. 145]. Произведениями науки являются любые произведения, содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных данных о действительности, включая произведения научной литературы [10, с. 148].

В п.3 ст.1259 ГК РФ указано, что авторским правом охраняются любые произведения науки независимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения. Здесь следует разделять вопросы правовой охраны произведения и целесообразности его использования, которая и определяет ценность произведения как с научной, так и с коммерческой точек зрения.

Для эффективного введения РИД в научный, образовательный и коммерческий обороты существенно важным является соотношение имущественных и неимущественных прав авторов и правообладателей.

Автором РИД признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат[1, ст. 1228]. Авторские права реализуются через исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв.

Особой разновидностью объектов авторского права является служебное произведение - произведение науки, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей [1,ст. 1295]. Если локальными нормативными актами или условиями трудового договора не предусмотрено иное, то работодатель обладает исключительным правом на служебное произведение и юридической монополией на его использование, а работнику (автору) принадлежат личные неимущественные права, а также право на вознаграждение, размер и условия выплаты которого должны быть определены трудовым договором. Кроме того, признание, соблюдение и обеспечение личных неимущественных прав авторов РИД выполняют функцию нематериального стимулирования работников. Таким образом, оформление служебного задания работнику - один из легитимных механизмов закрепления исключительных прав на произведение науки за организацией-работодателем [1, ст.1296].

Исключительное право - имущественное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Определяет возможность использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально появляется у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (например, при создании произведения по служебному заданию).Исключительное право выступает ключевым объектом экономических интересов по отношению к объектам интеллектуальной собственности.

Основные практики распоряжения правами и введения объектов интеллектуальной собственности в образовательный, научный и коммерческий оборот

Далее мы в основном будем опираться на опыт деятельности в

сфере интеллектуальной собственности организаций высшего профессионального образования - классических и педагогических университетов, который представлен существенно шире в сравнении с организациями науки гуманитарной сферы. Это закономерный результат усилий государства, направленных на стимулирование научной и инновационной составляющей деятельности организаций высшего профессионального образования.

Очевидным фактом является необходимость управления интеллектуальной собственностью в организации: определение правил и принципов управления, создание эффективных правовых процедур охраны, защиты и коммерциализации РИД [18].

Политика университета в сфере интеллектуальной собственности должна быть направлена на:

• содействие свободному распространению идей и знаний, обеспечение максимальной открытости науки и доступности результатов научно-исследовательской деятельности;

• создание условий и стимулов для осуществления научно-исследовательской деятельности;

• создание условий для повышения качества образовательных услуг;

• создание системы четких правил, регламентирующих отношения по поводу РИД, создаваемых в университете;

• обеспечение возможностей коммерческого использования создаваемых в университете РИД;

• обеспечение справедливого распределения дохода, получаемого от использования создаваемых в университете РИД и распоряжения правами, между университетом и непосредственными создателями РИД;

• соблюдение прав авторов РИД на вознаграждение.

Выбор политики в области закрепления, распоряжения и защиты прав на РИД,которые принадлежат университету, имеет определяющее значение для стимулирования и мотивации инновационной активности [5, с.14].

В значительной части университетов такая политика, в той или иной степени подробности,разработана, созданы структуры, отвечающие за реализацию этой политики. Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [8];среди индикаторов- со-

здание, правовая охрана и коммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности.

Можно выделить две практики распределения исключительных прав на создаваемые в университетах РИД.

В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» практически на все РИД исключительные права закрепляются за авторами [16]. Университет устанавливает перечень тех видов РИД, в отношении которых исключительное право закрепляется за вузом. Это РИД, которые создаются в рамках выполнения работ по внешнему заказу или по заданию университета, университет также отставляет за собой безвозмездную неисключительную лицензию на использование материалов образовательного характера - рабочих программ, учебных пособий и т.п., создаваемых в рамках служебных обязанностей.

Более распространен приоритет закрепления исключительных прав на РИД за университетом (ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» [17], ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»[14], ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» [12], ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»^], ГАОУВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»[13]).

Выбор порядка закрепления исключительных прав зависит от многих факторов: стратегии развития университета, в частности, понимания, что использование интеллектуальной собственности должно быть, в первую очередь, направлено на реализацию целей содействия свободному распространению идей и знаний, обеспечения максимальной свободы научно-исследовательской и образовательной деятельно-сти[18];инновационной культуры и инфраструктуры, предмета объектов охраны, востребованности РИД в образовательной деятельности и коммерческого потенциала.

В целях определения основных видов охраняемых РИД и моделей их введения в образовательный, научный и коммерческий оборот нами проведен анализ локальных нормативных актов университетов, педагогических вузов, научных организаций по управлению инновационной деятельностью, интеллектуальной собственностью, веб-сайтов, результатов мониторинга эффективности деятельности вузов [8], открытых отчетов о результатах самообследования вузов, данных

Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (2)(далее - ЕГИСУ НИОКТР) [7].

Анализ видов зарегистрированных РИД, ограниченных тематическими рубриками Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ)«14.00.00. Народное образование. Педагогика» и «15.00.00. Психология»(см.табл.1) показал, что в 2015-2016 гг. по этой тематике создано и зарегистрировано 166 РИД - 1,3% от общего количества РИД, зарегистрированных в ЕГИСУ НИОКТР за тот же период по всем областям знаний (3).В целом эта цифра коррелирует с объемами бюджетного финансирования общественных и гуманитарных наук[15]. Организации науки существенно уступают организациям высшего профессионального образования в инновационной активности в части создания и регистрации объектов авторского и патентного права в области педагогических и психологических наук.

Таблица 1

Виды РИД, зарегистрированных в ЕГИСУ НИОКТР по кодам рубрик ГРНТИ 14.00.00, 15.00.00

Организации Произведения Базы Програм- Объекты Итого

науки данных мы для ЭВМ патентного права

Научные органи- - 1,2% - 5,4% 6,6%

зации

Педагогические - 3,6% 4,2% 3,0% 10,8%

вузы

Классические 0,6% 3,0% 18,1% 1,8% 23,5%

университеты

Технические 0,6% 1,2% 12,7% 7,2% 21,7%

университеты

Другие вузы - 26,5% 1,8% 4,8% 33,1%

Другие органи- - - 1,8% 2,4% 4,2%

зации

Итого: 1,2% 35,5% 38,6% 24,7%

Объекты патентного права составляют примерно четверть РИД, остальное - объекты авторского права, в т.ч. программы для ЭВМ (38,6%), базы данных (35,5%), произведения науки (1,2%).

На рисунке показано распределение видов охраняемых РИД - объектов авторского права всех 36 педагогических вузов России, предста-

вивших в Минобрнауки России мониторинговые данные для оценки эффективности своей деятельности [8] за 2015 год. Основными видами охраняемых объектов авторского права являются базы данных и программы для ЭВМ.

рограммы для ЭВМ; 47,0%

Рис. Виды охраняемых объектов авторского права педагогические вузы России, 2015 г.)

Количество РИД, регистрируемых как произведения науки, незначительно, несмотря на то что основные результаты научно-исследовательской и образовательной деятельности университетов представляются в форме монографий, статей, словарей, справочников, учебников, учебно-методических комплексов и т.п. Это является, по нашему мнению, скорее данью традиции, чем осознанным и обоснованным выбором. РИД в форме произведения науки не подлежат государственной регистрации[1, п.4 ст.1259].Фактом, подтверждающим их авторско-правовую охрану, может служить доступная с 2014г. государственная оперативная и бесплатная регистрация РИД в ЕГИСУ НИОКТР, которая заключается в оформлении информационной карты, содержащей уникальный регистрационный номер и реквизиты, необходимые для постановки объекта интеллектуальной собственности на учет в качестве нематериального актива. Для закрепления исключительных прав достаточно оформить служебное задание на создание произведения,провести оценку его стоимости и поставить на бухгалтерский учет организации [4].

Базы данны; 48,5%%

Произведе ния науки;

4,5%

Рассмотрим основные модели введения РИД в образовательный, научный и коммерческий оборот.

Использование РИД научно-образовательного назначения для собственной образовательной деятельности

Введение РИД во внутриуниверситетский оборот осуществляется через издание на собственной базе научной и учебно-методической литературы, журналов, создание открытых онлайн-курсов в целях обеспечения образовательного процесса по основным и дополнительным образовательным программам.

Формирование эффективной системы методического обеспечения образовательной деятельности на основе норм авторского права, в том числе правовых норм в отношении служебных произведений, способствует:

- постоянному совершенствованию новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения и развитию информационно-образовательной среды,

- исключению риска незаконного использования созданных в университете учебных и учебно-методических РИД,

- развитию потенциала университета за счет рационального использования интеллектуальных ресурсов,

-созданию привлекательности и конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Все это способствует коммерциализации разработок авторов-сотрудников университета за счет увеличения объема платных образовательных услуг, создает предпосылки для продвижения образовательных программ и научно-методических комплексов на внешние рынки.

Закрепление неимущественных авторских прав на научно-методические разработки за сотрудниками университета создает дополнительные материальные (выплата вознаграждения) и моральные стимулы, формирует благоприятную среду для инновационной деятельности, повышает правовую грамотностт сотрудников и студентов университета в вопросах авторского и патентного права.

Использование РИД при выполнении работ, оказании услуг научно-образовательного характера на возмездных условиях

Коммерциализация университетом исключительных прав на РИД

собственными силами может осуществляться по следующим каналам:

- выполнение фундаментальных и прикладных исследований по заказу научных фондов-грантодателей и иных заказчиков;

- научный и образовательный консалтинг для организаций и граждан;

- осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в рамках коммерческих курсов повышения квалификации;

- коммерческое распространение научной и учебно-методической литературы, периодических изданий в электронном виде через электронные платформы и сервисы и в бумажном виде, например, по технологии Print-On-Demand (POD) (4).

Эффективность управления этими видами деятельности в немалой степени зависит от реализации политики в сфере интеллектуальной собственности, существенным образом влияет на гармонизацию трудовых отношений, создание инфраструктуры и стимулов к инновационной деятельности.

Передача права пользования РИД по лицензионным договорам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной модели университет-правообладатель осуществляет коммерциализацию РИД, предоставляя неисключительное или исключительное право использования РИД другой стороне (лицензиату) на основании лицензионного договора [1, ст. 1235, 1236].Лицензионный договор может быть как возмездным (5),так и безвозмездным. В последнем случае университет может предоставить право на использование РИД, созданных с привлечением бюджетных средств, любым лицам на определенных условиях (неисключительная лицензия) или на условиях открытой лицензии. Открытая лицензия и лицензия на безвозмездной основе могут предоставлять часть способов использования РИД бесплатно, а часть - за вознаграждение. Таким образом, достигается максимально широкий доступ к новым знаниям и одновременно этот подход может использоваться университетом как часть маркетинговой политики по продвижению бренда университета, конкретных РИД и их авторов.

Особой формой лицензионного договора является издательский лицензионный договор, по которому на издателя возлагается обязанность по использованию произведения. Порядок и условия за-

ключения издательского лицензионного договора регламентированы положениями ст.1286, 1287 ГК РФ. Как правило,издательский лицензионный договор заключается с автором (авторским коллективом).

Наличие исключительных прав на произведение дает основание организации-работодателю заключать лицензионный издательский договор с издателем. За автором сохраняются все неимущественные авторские права, а также право как на вознаграждение от организации -работодателя, так и на долю средств, поступающих от лицензиара. Этот договор может служить основой установления партнерских отношений автора, организации и издательства, направленных на повышение качества издаваемой учебной литературы, ее совместное продвижение и обучение педагогических кадров.

Создание на базе РИД малых инновационных предприятий

Данная форма коммерциализации РИД стала активно развиваться с 2009 г. в связи с принятием федерального закона № 217 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»[3].

Порядок создания малых инновационных предприятий (МИП) образовательными организациями высшего профессионального образования и функционирования этих предприятий регулируется дополнительно федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 13, ст. 103) [2].

Количественный и качественный анализ МИП, созданных педагогическими вузами, был проведен на основе данных информационной системы Минобрнауки России «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы»[20] и открытых отчетов о результатах самообследования вузов. На1 октября 2016г.19 педагогических вузов России создали 57 МИП, вложив РИД в уставные капиталы хозяйственных обществ (6).Доля малых инновационных предприятий, созданных педагогическими вузами, составляет 2,2% от их общего количества при университетах. Данные мониторинга МИП [20] не позволяют оценить количественно эффективность этой деятельности университетов, поскольку не содержат сведений о динамике развития стартапов, объемах привлеченных инвестиций, доходности.

Отметим некоторые МИП, использующие РИД в сферах педагогики и/или психологии (см.табл.2). Так, при Томском государственном педагогическом университете созданы три МИП на базе инновационных технологий обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста - «Педагогический дизайн и методическая разработка дополнительных средств обучения иностранным языкам в школе игрового развивающего характера», «Игровое обучающее средство (пособие) для развития социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредством сюжетных картинок»,«Технология организации работы групп кратковременного пребывания детей в возрасте от 5 до 11 лет». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева внес в уставные капиталы МИП ООО «Дар -КГПУ» и ООО «Клиника современных коррекционных и развивающих технологий» исключительные права на изобретения «Способ обучения и диагностики обучаемости» и «Способ коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Таблица 2

Примеры малых инновационных предприятий, созданных при педагогических вузах России путем внесения РИД в уставный капитал (7)

Учредитель Наименование МИП Сведения о правоустанавливающих документах на РИД учредителя

Вид РИД Наименование

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» ООО «Малое инновационное предприятие «Открытие» Программа для ЭВМ «Игровой программно-аппаратный комплекс «Солнечный замок»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» ООО «Центр молодежного инновационного творчества «Образование» База данных «Информационно-образовательная система «Педагогические технологии»

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» ООО «Инновационные процессы в образовании» Программа для ЭВМ «Электронный сетевой профессиональный портфолио учителя иностранных языков»

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» ООО «Психоло-го-педагогические инновационные технологии» Ноу-хау «Технология интеллектуально-творческих развивающих игр для детей»

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» ООО «Пункт и пиксель» Изобретение «Способ психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций»

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ООО «Центр инновационного комплектования школ» Изобретение «Способ исследования цветового зрения человека»

Практики создания вузами МИП носят пока единичный характер, однако, они указывают важное и перспективное направление коммерциализации инновационных педагогических и психологических программ, методик, технологий.

В целом более половины педагогических университетов России участвуют в создании, выявлении, регистрации РИД и управлении правами на РИД, используют РИД при создании малых инновационных предприятий, практикуют заключение лицензионных договоров; при этом только 17% педвузов имеет коммерческий доход от предоставления права использования РИД другим учреждениям и организаци-ям[7], [8], [20] (рисунок 2).

Рис. 2. Результаты деятельности педвузов России по охране и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в педагогических вузах России (2015 г.)

Заключение

Анализ состояния института правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в России и правоприменительных практик для целей инновационного развития организаций образования и науки гуманитарного профиля позволяет выделить следующие основные тенденции:

1. Практики правовой охраны и введения РИД гуманитарного профиля в образовательный, научный и коммерческий оборот начали активно развиваться в последнее десятилетие. Основными факторами, определившими положительную динамику, явились новации правового регулирования, в том числе,в части закрепления исключительных прав на произведения науки, созданные по государственному заказу, за исполнителем, и усиление государственного администрирования инновационной деятельностью.

2. Базы данных и программы для ЭВМ - основные виды объектов правовой охраны РИД гуманитарного профиля. Доля регистрируемых объектов авторского права в виде произведений науки начала увеличиваться после запуска ЕГИСУ НИОКТР. Этот вид охраняемых объектов авторского права может стать доминирующим при регистрации монографий, статей, словарей, справочников, учебников, учебно-методических комплексов и т.п.

3. Выделены основные модели введения РИД в образовательный, научный и коммерческий оборот: а)использование РИД образовательными организациями гуманитарного профиля в собственной научной и образовательной деятельности и при выполнении работ (услуг) на коммерческих условиях; б) заключение лицензионных договоров на передачу прав пользования РИД; в) создание малых инновационных предприятий.

4. Для целей коммерциализации РИД, созданных в организациях образования и науки государственного сектора и имеющих рыночные перспективы или перспективы использования для собственных нужд, предпочтение отдается закреплению исключительных имущественных прав за организациями-работодателями авторов РИД.

5. Определены основные цели создания в организации эффективной системы управления объектами интеллектуальной собственности: а) обеспечение широкого доступа к новым знаниям и повышение мотивации к их постоянному обновлению; б) участие в формировании

экосистемы инноваций; в) гармонизация трудовых отношений, г) повышение конкурентоспособности на рынках научных и образовательных работ (услуг).

Комментарии

(1)Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в 2014 г. по общественным и гуманитарным наукам в организациях академической науки и других научных организациях составили 2,9% и 1,5% (соответственно) всех средств, выделяемых на науку [15].

(2) Цифровой депозитарий результатов исследований и разработок - ЕГИСУ НИОКТР, созданный в 2013 г., благодаря своему государственному статусу и функциональным возможностям является одним из важнейших источников информации о количестве и видах охраноспособных РИД, создаваемых в стране. В системе в обязательном порядке регистрируются сведения о работах, финансируемых из средств бюджета; размещаются полнотекстовые отчеты и/или рефе-ративно-библиографические сведения об их результатах. Для охраноспособных РИД в системе размещаются реферативные описания, указываются правообладатели и предполагаемые способы охраны и использования имущественных прав. В систему также заносятся сведения о государственной регистрации РИД в Роспатенте и способах их использования в коммерческих целях: лицензирование, отчуждение и залог исключительного права, внесение РИД в уставной капитал организаций.

(3) Период анализа ограничен 9 ноября 2016 года.

(4) POD - новые экземпляры печатаются по запросу потребителя.

(5) Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) (п.5 ст. 1235 ГК РФ).

(6) По данным Реестра учёта уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, в 3-м квартале 2016 года в России функционировало 2582 МИП научно-образовательной сферы [20].

(7) Сведения приводятся в соответствии с данными информационной системы Минобрнауки России «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы» [20].

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: По состоянию на 5 октября 2016 г. Новосибирск: Норматика, 2016. 576 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. - 31.12. - 2012. № 5976(303). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 09.11.2016).

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ // Российская газета. - 04.08. - 2009. № 4966(142). URL: https://rg.ru/2009/08/04/int-dok.html (дата обращения: 09.11.2016).

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» / Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63465/ (дата обращения: 09.11.2016).

5. Близнец И.А. Политика университетов в сфере интеллектуальной собственности // Международный правовой курьер. - 2014. - № 3. - С. 11-15.

6. Всемирная организация интеллектуальной собственности: офиц. сайт http://www.wipo. int/portal/ru/ (дата обращения: 09.11.2016).

7. Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [Электронный ресурс]. URL: http://rosrid.ru/ (дата обращения: 09.11.2016).

8. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] // URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 09.11.2016).

9. Каблов Е.Н. Россия на рынке интеллектуальных ресурсов [Электронный ресурс] // Эксперт. - 2015. - № 28. URL: http://viam.ru/news/2408 (дата обращения: 09.11.2016).

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: учебно-практический комментарий /Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2016. 912 с.

11. Концепция управления деятельностью в области интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет, отдел интеллектуальной собственности и трансфера технологий: офиц. сайт. URL: http://www.unipat.spbu.ru/ Russian/policy.html (дата обращения: 09.11.2016).

12. Леонов И.Ф. Политика университетов зарубежных стран в вопросах интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет, отдел интеллектуальной собственности и трансфера технологий: офиц. сайт. URL: http://www. unipat.spbu.ru/Russian/policy.html (дата обращения: 09.11.2016).

13. Московский городской педагогический университет [Официальный сайт]. URL: https:// www.mgpu.ru/ (дата обращения: 09.11.2016).

14. О порядке подачи заявок на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности: Приказ от 20 марта 2012 г. № 1674 [Электронный ресурс] // ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена: офиц. сайт. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/nauka/1309238153/1333976313/ (дата обращения: 09.11.2016).

15. Основные показатели развития научных организаций, входящих в систему государственных академий наук [Информационно-статистический материал. Минобрнауки России] / Статистика науки и образования. Вып.1. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. URL: http://www.csrs. ru/archive/stat_2016_academy/academy_2016.pdf (дата обращения: 09.11.2016).

16. Положение об интеллектуальной собственности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: офиц. сайт. URL: https://www.hse.ru/ docs/109614047.html (дата обращения: 09.11.2016).

17. Положение об организации работы в области создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности в МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.phys.msu.ru/rus/news/

latest/poloz_intel.pdf (дата обращения: 09.11.2016).

18. Рекомендации по управлению интеллектуальной собственностью в Российских научных организациях и организациях высшего образования [Электронный ресурс]. ФГБНУ РИЭПП, 2015. 48 c. URL: http://минобрнауки.рф/intellect_maket_color_02.pdf (дата обращения: 09.11.2016).

19. Сошенко И.И. Коммерциализация образовательных разработок в гуманитарном ВУЗе (из опыта работы ТГПУ) // Научно-педагогическое обозрение: науч. журнал. - 2015. - № 1. - С. 81-89.

20. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Информационная система Минобрнауки России]. URL: https://mip.extech.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.