Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ'

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / изобразительная деятельность / эстетическое воспитание / художественное образование / декоративно-прикладное искусство / лепка / аппликация / орнамент / педагогический феномен. / Preschool education / visual arts / aesthetic education / art education / arts and crafts / modeling / applique / ornament / pedagogical phenomenon

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Асадова В.Б.

Данная статья посвящена актуальным вопросам подготовки будущих учителей дошкольного образования к изобразительной деятельности в детском саду. В статье дан краткий обзор месту и роли учебного предмета «Методика обучения изобразительной деятельности» в эстетическом воспитании и художественном образований дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Асадова В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PREPARING FUTURE PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS FOR VISUAL ACTIVITIES IN KINDERGARTEN

This article is devoted to the topical issues of preparing future preschool teachers for teaching visual arts in kindergarten. The article provides a brief overview of the place and role of the educational subject “Methods of Teaching Visual Activity” in the aesthetic and art education of preschool children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Асадова В.Б. студент 1 курса магистратуры «Дошкольное образование» Туркестанский университет новых инноваций Научный руководитель: Абдуллаев С.Ф., д.п.н.

профессор

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам подготовки будущих учителей дошкольного образования к изобразительной деятельности в детском саду. В статье дан краткий обзор месту и роли учебного предмета «Методика обучения изобразительной деятельности» в эстетическом воспитании и художественном образований дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, изобразительная деятельность, эстетическое воспитание, художественное образование, декоративно-прикладное искусство, лепка, аппликация, орнамент, педагогический феномен.

Asadova V.B.

1st year master's student "Preschool education" Turkestan University of New Innovations Scientific supervisor: Abdullaev S.F., doctor of pedagogical sciences

professor

ON THE ISSUE OF PREPARING FUTURE PRE-SCHOOL

EDUCATION TEACHERS FOR VISUAL ACTIVITIES IN

KINDERGARTEN

Annotation. This article is devoted to the topical issues of preparing future preschool teachers for teaching visual arts in kindergarten. The article provides a brief overview of the place and role of the educational subject "Methods of Teaching Visual Activity" in the aesthetic and art education of preschool children.

Key words: Preschool education, visual arts, aesthetic education, art education, arts and crafts, modeling, applique, ornament, pedagogical phenomenon.

Подготовка будущих педагогов - наставников дошкольного образования, осуществляемая в рамках направления образования «Дошкольное образование» в педагогических институтах Узбекистана имеет комплексный характер. Она, кроме всего прочего, включает в себя художественное образование, эстетическое воспитание и методическую подготовку студентов, которые должны получить свою реализацию во взаимосвязи и взаимодействии на всех видах занятий, предусмотренных типовой учебной программой «Тасвирий фаолиятга ургатиш методикаси» (1), предусмотренной учебным планом в 3-м семестре в объеме 150 часов (30 лекционных, 30 практических и 90 часов самостоятельных занятий).

В целях обеспечения стабильной социально - духовной среды в обществе предусмотрено внедрение новых подходов по сохранению и широкой популяризации и развитию национальных ценностей и духовного наследия узбекского народа.

Как справедливо отмечает ведущей российский ученый в области художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста Т.С. Комарова: - «Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:

• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

• формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание

эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности;

• обучение основам создания художественных образов, формирование практических

навыков работы в различных видах художественной деятельности;

• развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции,

умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;

• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства (2,с 37)

Возросший за годы независимости интерес к богатейшему многовековому художественному наследию нашего народа, выдвинул в качестве актуальной важнейшую задачу углубленного изучения традиционных форм его материальной и духовной культуры как

педагогического феномена в деле воспитания гармоничной личности, в том числе и детей дошкольного возраста.

Как отмечают известные педагоги и ученые в сфере дошкольного образования, программирование эстетического воспитания имеет принципиальное значение, так как в программе реализуется идея всестороннего и гармонического формирования личности ребенка. В современных условиях, на наш взгляд, должно быть разработана универсальная программа, призванная установить общие принципы эстетического воспитания, объединяющая все виды художественной деятельности.

И в такой программе должны найти своё отражение следующие положения:

- в соответствии с целю всестороннего развития устанавливаются связи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим развитием;

- искусство как средство воспитания привлекается с первых месяцев жизни ребенка, на каждой ступени дошкольного детства реализуется последовательное приобщение детей к нему.

Учитывая вышесказанное, мы поставили перед собой цель такого построения содержания занятий по рисованию, где бы все виды рисования (предметное, сюжетное и декоративное) были соотнесены между собой и могли «работать» друг на друга. Системообразующими элементами в рисовании должны были стать, на наш взгляд, средства художественной выразительности, живописи и рисунка - линия, композиция, цвет.(1 фото)

Фото 1. Дет. сад №54. Урок рисования ведёт магистр В. Асадова

Как подчеркивает узбекский ученый Ш. Т. Хасанова, исходя из местных условии, что некоторые изобразительные задачи, поставленные

программой, более специфичны для какого-то одного вида рисования (для предметного - обучение изображению форм предметов, для декоративного - обучение передаче цвета и цветовых соотношений в рисунке), но они же являются общими для всех других его видов.(3,с2) Так, для предметного рисования специфичными будут задачи, направленные на овладение детьми изображением формы предметов. Особый упор мы сделали на народное декоративно - прикладное искусство Узбекистана, в частности Бухары. Художественное ремесло Бухары представляет собой уникальный феномен национального искусства. Исследование этой к настоящему времени малоисследованной темы в сравнительном контексте социально-политических и художественных процессов играет важную роль в установлении общей периодизации развития традиционного искусства Узбекистана. Эффективность исследования, а также весь круг вопросов, связанных с глубоким анализом орнаментальной системы художественного ремесла Бухары Х1Х-ХХ веков зависит от раскрытия исторической динамики развития художественного ремесла Бухарского региона, выявлению роли и значения орнамента в формировании локальных особенностей традиционных центров. (Фото 2)

Фото 2. Дет. сад №54. Урок декоративного рисования. В. Асадова

Школа орнаментального искусства Бухары и прежде привлекало внимание учёных. Но так как исследования носили преимущественно этнографический характер, они практически не касались анализа его художественного и смыслового значения. И использование уникального искусства орнамента Бухары как педагогического феномена в эстетическом

воспитании и художественном образовании дошкольников имеет свою актуальность в педагогике Узбекистана.

Мы полагаем, что, если в каждом виде рисования направлять внимание ребенка на решение специфических для данного виде задач, постепенно усложняя их (и, разумеется, не забывая о решении других задач, являющихся общими для всех видов рисования), то это может дать более высокий результат в обучении декоративной и изобразительной деятельности. При этом нами соблюдался принцип систематичности и последовательность и его составные компоненты: взаимосвязь; последовательность и постепенность; повторность; временное соотнесение программных задач; жизненность программного материала.

На основании выделенных положений нами было разработано и проверено содержание обучения разным видам рисования детей старшего дошкольного возраста, особенно орнаментов и узоров прикладного искусства Бухары. Дидактическая последовательность обучения строилась на следующих принципах:

Обучения детей передаче формы орнаментов и предметов и величинных соотношений их частей. На этих занятиях мы вели детей от изображения предметов округлых форм к изображению предметов сложной прямолинейных форм, затем к изображению предметов сложной конфигурации.

Далее обучение детей композиционному построению рисунка (с одновременным закреплением и расширением умений, при обретенных при обучении изображению формы предметов и передаче цветовых отношений в рисунке).

Очень важно обучение детей передаче цвете и цветовых соотношений в рисунке (во взаимосвязи с обучением другим средствам художественной выразительности). На занятиях мы знакомили детей со способами передачи цвета в рисунках образцов народного декоративно-прикладного искусства, а затем к творческому использованию цвета в собственных рисунках.

Весь процесс обучения декоративному рисованию мы условно подразделили на два этапа. На первом этапе доминирующей была работа над овладением формой орнаментов и узоров, на втором - композицией. На первом - преобладали занятия предметного рисования, на втором -сюжетного.

В целом результаты нашего исследования показали, что содержание занятий по рисованию, основанное на взаимосвязи всех его видов, способствовало эстетическому обогащению детей, овладению ими средствами художественной выразительности я умелому применению этих средств в своих рисунках.

Использованные источники: 1. Программа «Тасвирий фаолиятга ургатиш методикаси» (методика обучения изобразительной деятельности) - Т.: 2023

2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.» М.: «МОЗАИКААСИНТЕЗ»2006

3. Ш.Т.Хасанова. Тасвирий фаолиятга ургатиш (обучение изобразительной деятельности) - Т.: Тафаккур 2020

4. Дустова, Дилдора Собиржановна, and Сайфулла Файзуллаевич Абдуллаев. "Взаимосвязь педагогического и художественно-творческого компонента в системе эстетической подготовки учителя начального образования." PEDAGOGS jurnali 1.1 (2022): 84-86.

5. Абдуллаев Сайфулла Файзуллаевич, Муродова Муясар Хикматовна МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ // Universum: общественные науки. 2022. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/metodicheskie-osobennosti-metodov-obucheniya-risovaniyu-po-pamyati-i-predstavleniyu (дата обращения: 04.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.