Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ МАСТЕРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна, Вакуленко Екатерина Гавриловна

В статье описаны проблемы изучения народного искусства как средства эстетического воспитания детей в процессе обучения в учреждении дополнительного образования с целью сохранения отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна, Вакуленко Екатерина Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ART AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article describes the problems of studying folk art of aesthetic education of children in the process of training in additional education institutions order to preserve the national culture.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук Тумасян Сусанна Васильевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Вакуленко Екатерина Гавриловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описаны проблемы изучения народного искусства как средства эстетического воспитания детей в процессе обучения в учреждении дополнительного образования с целью сохранения отечественной культуры.

Ключевые слова: профессиональное образование, народные мастера, декоративно-прикладное творчество, преемственность, народная традиция, эстетическое воспитание, дополнительное образование, народная культура.

Annotation. The article describes the problems of studying folk art of aesthetic éducation of children in the process of training in additional education institutions order to preserve the national culture.

Keywords: professional education, people masters, decorative and applied arts, continuity, folk tradition, aesthetic education, additional education, folk culture.

Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.

В.А. Сухомлинский

Введение. Народное искусство является одним из источников художественного образа природы.

В последнее десятилетие в нашей стране эстетическому воспитанию детей уделяется должное внимание. Отчасти, на наш взгляд, это связано с тем, что развитие творческих способностей детей, в том числе и школьников, и его нравственного воспитания в своем большинстве определяется и его развитием в старшем возрасте. Ежедневно окружающий мир ребенка охватывает большое количество вещей. Быт, явления природы, изделия народного искусства, которые встречаются детям ежедневно и являются первостепенными источниками формирования в его сознании отношения к окружающему миру. Из всего многообразия этого отношения можно, как пишет В.К. Скатерщиков, «выделить ту сферу человеческой деятельности, в которой эстетическое отношение к действительности выдвигается на первый план и выступает не только как одна из многих сторон этой деятельности, а как важнейший элемент ее сущности, как ее специфическое свойство. Этой сферой деятельности является искусство...».

Эстетическое воспитание детей при помощи средств народного искусства является способом трансляция опыта художественной практики, формирования у детей эстетических представлений об окружающем мире и способов действий.

Разнообразие окружающего мира и взаимосвязь изделий искусств становятся для детей источником художественного впечатления, которые находят свои отголоски в их практической работе. Изучая произведения искусства - работы в техниках графики, живописи, скульптуры и других, дети обучаются пониманию окружающего мира в художественных образах.

Народное искусство выделяется как особый вид среди изобразительного искусства и занимает особое место. Оно имеет свои отличительные особенности выразительных средств. Произведения народного искусства призваны не только нести эстетическую составляющую красоту форм и линий, но и гармонизацию красок цвета, что и делает этот вид искусства способом художественной выразительности. Также гармония красок и цвета текстиля, в вышивках, росписи по дереву, керамике указывают на гармоничность их форм и узоров изделий.

Изложение основного материала статьи. Одним из направлений декоративно-прикладного искусства является народное искусство, которое нашло яркое отражение в народных промыслах России. Знакомство детей с изделиями народного искусства дает им знание о многообразии цветов, оттенков и декоративной палитре, используемой мастерами народных промыслов в своих изделиях. В течение истории игрушки и бытовые предметы из природных материалов создавались и передавались из поколения к поколению в народной педагогике. Средствами народного искусства дети учатся видеть особые сочетания оттенков природы, разнообразие форм предметов, этапы изменения жизни.

При помощи методов исследования - многочисленных наблюдений, проведенных по изучению восприятия детей изделий народного искусства, анализ опросов, бесед с ними, разрешают сделать вывод о проявлении детьми живого интереса к произведениям народного искусства. Например, при выборе изготовления ковров мастер отдает предпочтение тому, который отличается фактурой, натуралистичностью материалов, орнаментов и образной художественной выразительностью.

При выборе изделий из керамических масс дети останавливаются на фантастических образах: сосуды в виде птиц, фигурки коней, птиц, животных и простые формы гончарной посуды. Особое впечатление оказывают на детей яркие и красочные узоры цветов, растений и птиц на кистевых росписях по дереву, декоративные жостовских подносах, расписной матрешке. Также особо детям нравится рассматривать резьбу на пряничных досках, где основу образной выразительности составляет графическое решение.

Также детям очень нравятся деревянные резные игрушки народных мастеров: медведи, птицы, олени, белочки. Со всеми этими и другими образцами народного искусства знакомятся дети на занятиях и выставках изделий народных мастеров.

Они не просто натуралистично копируют природу. Народные мастера создают свой собственный образный мир, где переплетаются сказочные образы, фантазия и традиционные приемы воплощения замыслов.

Мастера народного искусства связаны с природой, которая дает им потенциалы для регулярных наблюдений над растительным и животным миром, чьи образы потом применяются в творчестве. Одной из особенностей народного искусства являются продуманные образы с предельно лаконичными образами, которые формирует народный мастер с понятным и доступным восприятием.

Также особенность изделий народного искусства отражается в их красочности и декоративности. Почерк произведений отдельного народного мастера отличается. В своих работах известный исследователь народного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народные мастера выделяют орнаментальные и сюжетные изображения. В сюжетных композициях отмечаются изображения животных и птиц, а в орнаментальных - растительный мир. Это прекрасный пример связи художника и окружающего мира природы.

Из всего многообразия русских народных промыслов хохломская, гжельская роспись, дымковские игрушки разносторонне воздействуют на развитие чувства, ума и характера ребенка. Поэтому эти народные промыслы приоритетны у педагогов, кто ставит своей задачей раскрыть не только стиль и характер творчества, но и суть - откуда появился образ для этого творчества. Одной из форм вовлечения детей к художественной деятельности является декоративная художественная деятельность, которая имеет широкий диапазон - от рисования по мотивам промыслов до изготовления сувениров. От выбора промысла зависит характер образа и участие ребенка в конкретной работе. В такой художественной деятельности педагог реализует свои идеи, что содействует эстетическому воспитанию детей.

Декоративно-прикладное искусство наполнено особым содержанием, которое представляется в разных видах народного искусства. Но практическое усвоение декоративных приемов выполнения изделий может происходить с усвоением навыков выполнения зарисовок и рисунка, а также с изготовлением объемных форм. Поэтому зачастую художественная деятельность обучающихся организуется таким образом, чтобы при ознакомлении с народным искусством, выполнялась творческая работа по росписи и лепке изделий. Отсюда мы видим, декоративная художественная деятельность тесно связана с лепкой, аппликацией, рисованием. Как показали наши исследования в процессе этой деятельности дети получают знания и умения. Особо развиваются художественные способности - творческое воображение, эмоциональная отзывчивость, оценочное отношение.

Целью организации художественной деятельности обучающихся является обеспечение творческой работы, направленной на развитие художественных способностей детей, образного мышления, которое способствует пониманию и восприятию природы, и приобщению к народному искусству, помогает закрепить полученные навыки изобразительной деятельности.

Эстетическое восприятие образов природы предполагает наличие не только художественной и материальной среды (изделия изобразительного и прикладного искусства), но и базы, обеспечивающей контакт и наблюдение объектов в природе. В Московском детском эколого-биологическом центре имеется такая база: зимний сад, учебно-опытный участок, центр аквариумистики, музей природы, музей палеонтологии, мини-зоопарк, конюшня (лошади, пони). Таким образом, художественное восприятие окружающей природной среды организовано надлежащим способом. Здесь значимо заинтересовать детей, открыв все многообразие красоты природы. В связи с этим, занятия по изобразительной деятельности предваряет использование ресурсов базы Центра: дети посещают конюшню перед занятием о Дымковской лошадке, с ними проводится экскурсия по учебно-опытному участку с рассказом о цветах и деревьях перед занятием по растительному орнаменту и узорам Хохломы и т.д. Творческие занятия дают возможность детям почувствовать себя в роли художника, мастера народного промысла, отразить в своей работе эстетическое восприятие и чувствование окружающего мира. Это дает возможность детям развивать изобразительные навыки, творческую инициативу, самостоятельность, любовь к народному искусству и родному краю. Занятия рисованием способствуют обучению детей и восприятию окружающего мира.

Художественно-практическая деятельность, которая имеет своей целью раскрыть образ природы через народное искусство, строится на основе следующих принципов:

1. Принцип деятельности. Каждый урок становится для ребенка миром открытий новых знаний.

2. Принцип креативности. Педагог как образец идеала личности постоянно стимулирует и хвалит творческое начало и предприимчивость ребенка, организовывает условия, в которых все дети ощущают себя художниками и воплощают все творческие идеи.

3. Принцип связи восприятия и художественно-практической деятельности на занятиях. Педагог вовлекает детей в процесс восприятия, проводя познавательную и эмоциональную линии, которые являются основой для реализации замысла творческой работы.

4. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, к природе.

В основе разработок практических занятий находятся темы, которые представляют образ природы наглядным и доступным. Можно предложить следующий перечень объектов природы и творческих подходов:

• Растения (цветы, листья и т.д.), растительный орнамент - декоративная роспись, мотивы хохломской росписи.

• Цветы - мотивы гжельской росписи.

• Лошадь - лепка дымковской игрушки, мотивы дымковской росписи.

• Птица - лепка каргопольской игрушки, мотивы архангельского пряника.

Варианты творческих заданий из собственного опыта работы предлагаются ниже.

Творческое задание «Растительный орнамент в декоративно-прикладном искусстве».

Выполняется путем оформления картонной тарелки красками. Выполняется узор и орнамент: узор,

отображающий тематику времени года, природную полосу России, формы и строение растений. Творческое задание стимулируется и воодушевляется рассказом и демонстрацией творческих работ, разъяснением понятия орнамента и рассказом об истории орнамента, а также проводится проблемный поиск о растительном орнаменте.

Творческое задание «Растительный орнамент. Хохлома».

Так же как в творческом задании по теме о растительном орнаменте, хохломской узор и орнамент выполняется путем оформления картонной тарелки, которая имеет желтый фон. На учебно-опытном участке Эколого-биологического Центра перед занятием обучающиеся посещают место, где растут рябины. Путем наблюдения дерева на участке и ветки рябины в кабинете и поэтапным выполнением рисунка «рябины» на

картонной тарелке по мотивам хохломской росписи растительного орнамента, обучающиеся узнают и закрепляют ботанические знания о строении дерева, его плодов, названия элементов росписи: криуль, травинка, ягодка.

Творческое задание «Цветочные мотивы».

Перед началом творческой работы обучающиеся находятся в царстве растений - тропической теплице Эколого-биологического Центра или на цветущих клумбах участка. Творческая работа выполняется по мотивам гжельской росписи узором «голубая роза». Роспись этим узором может украсить и открытку, и тарелку, и декоративную поделку.

Творческое задание «Образ лошади».

Данная творческая работа выполняется по мотивам дымковской игрушки - лошадки, коня. Путем лепки из пластилина выполняется праздничная лошадка; путем рисования выполняется рисунок по мотивам дымковской росписи. Вдохновение для творчества обучающиеся черпают не только от изделий народного искусства, но и от просмотра документального фильма о жизни лошадей.

Творческое задание «Образ птицы».

Зоопарк Эколого-биологического Центра дает возможность говорить о птицах и выполнять творческую работу по мотивам, например, архангельских пряников. Сама история изготовления пряников и обычаи, с ними связанные, позволяют детям увлечься творчеством. Образ птицы всегда рассматривается как символ света. Поэтому работы, выполненные в технике пластилинографии, отличаются душевностью и яркостью.

Как видно, все творческие задания предваряет непосредственный контакт с природным объектом, рассказ о народном промысле. Результатом служит вдохновленная творческая работа, в которой многие элементы носят самостоятельные черты маленького художника.

Выводы. Таким образом, для эстетического воспитания детей в учреждении дополнительного образования мы знакомим их с изделиями, в которых в единой целое складываются назначение, форма и цвет. К этому можно отнести и образ природы: красивый, хрупкий, мудрый, разный, цветной.

В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к окружающему миру, большой смысл отдается реализации его художественных творческих потребностей. Она имеет главное значение, так как эта потребность появляется при необычной эмоциональной связи с окружающим миром. В этом случае за формой изделий, их декоративностью и явлений обучающиеся открывают для себя внутреннее содержание, вызывающее у них положительные отклики. При достаточном богатстве таких впечатлений у детей проявляется желание реализовывать полученные знания в своих практических работах и впечатления в создаваемых им самим образе объекта природы.

Литература:

1. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. - Краснодар: Традиция, 2009. - 144 с.

2. Горяева Н.А., Первые шаги в мире искусства. Программа. - М., 2011.

3. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре XX - XXI век / М.А. Некрасова. - М., 2003. - 254 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Умаров Марат Файзуллаевич

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

БАКАЛАВРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты внедрения и применения информационных технологий в процесс обучения бакалавров-энергетиков на примере гуманитарной дисциплины «История (История России, Всеобщая история)». Автором в статье раскрывается применение современных образовательных технологий и средств обучения, которые позволяют выстраивать процесс обучения во внеаудиторных условиях, обеспечивая тем самым обучение «из любой точки - в любое время», а также повышать заинтересованность обучающихся в процессе обучения, активно развивать коммуникативные умения, делая в то же время образовательный процесс более творческим и интересным.

Ключевые слова: информационные технологии, бакалавры-энергетики, видеоконференция, дебаты, ролевая игра, облачные технологии, документы Google, дидактическая игра.

Annotation. The article discusses methodological aspects of the introduction and application of information technologies in the process of bachelor-energy education on the example of humanitarian discipline «History (History of Russia, Universal History)». The author of the article discusses the application of modern educational technologies and teaching tools that allow to structure the learning process outside of the classroom conditions, thereby ensuring learning from «any point - at any time» and also to increase the interest of the learners in the learning process, actively developing their communication skills, while at the same time making the educational process more creative and interesting.

Keywords: information technologies, bachelor-energy, videoconferencing, debate, role play, cloud technology, Google documents, didactic game.

Введение. События, происходившие во всем мире в период с января по июнь 2020 года, показали технические возможности применения информационных технологий во время объявления всемирной пандемии, карантина в масштабах всей страны, какой-либо чрезвычайной ситуации (несвязанной с войной). Предприятия и организации по возможности переходили на работу в дистанционном режиме, переводя работу в онлайн. Не остались в стороне и образовательные учреждения, которые в кратчайшие сроки освоили дистанционное обучение.

Применение современных образовательных технологий и средств обучения позволяет выстраивать процесс обучения во внеаудиторных условиях, обеспечивая тем самым обучение «из любой точки - в любое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.