Экономист, 2004. - 527 с.
3. Гуляєва Н. Український ВНЗ може крокувати вперед // Синергія. Аналітичний журнал із менеджменту. - 2003.
- № 2 (6). - С. 46-47.
4. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент в системе образования: Метод. пособ. - К.: МАУП, 1999. - 176 с.
5. Концепція Державної інноваційної політики України // Світ. - № 11.
6. Концепція науково-технологічного та інноваційного розвитку України, схвалена Постановою Верховної Ради України від 13.07.1999 р. (№ 916 - XIV).
7. Магин В. А. Контекст модернизации высшего профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 39-41.
8. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті // Освіта. - 2002. - № 26. - С. 2-4.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ОК. 57000 сл. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.
10. Положення про порядок здійснення інноваційної діяльності в системі освіти України / Даниленко Л., Довби-щенко В., Мальований Ю., Ночвінова О. та ін. // Пед. газета. - 1999. - № 10 С.64.
11. Ситников А.П., Деркач А. А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. - М.: Луч, 1994. - 168 с.
12. Шкребтий Ю. Состояние и направления совершенствования системы подготовки кадров для отрасли физического воспитания и спорта в Украине / Шкребтий Ю. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М.: 1998. - Т.
2. - С. 492-493.
Надійшла до редакції 22.05.2007р.
К ВОПРОСУ ПЕРЕНОСИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК СПОРТСМЕНАМИ-ТУРИСТАМИ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Бершов С.И., Булашев А.Я., Марюхнич А.Е., Шальков Ю.Л., Каплина Л. И. Харьковская государственная академия физической культуры Харьковская медицинская академия последипломного образования
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности спортивного туризма и альпинизма, а также влияние различных двигательных режимов на маршруте для лиц старшей возрастной группы. У туристов старшей возрастной группы наиболее щадящим режимом движения является 20-25-минутные переходы с 10-12 минутами отдыха. Наиболее объективным критерием оценки функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовки является время восстановления показателей к исходным величинам.
Ключевые слова: спортивный туризм, альпинизм, двигательный режим, возрастной ценз, физические нагрузки.
Анотація. Бершов С.І., Булашев О.Я., Марюхнич А.О., Шальков Ю.Л., Капліна Л.І. Щодо питання пе-реносимості фізичних навантажень спортсменами-туристами старших вікових груп. В статті розглядаються деякі особливості спортивного туризму і альпінізму, а також вплив різних рухових режимів на маршруті для осіб старшої вікової групи. У туристів старшої вікової групи найбільш щадним режимом руху є 20-25-хвилинні переходи з 10-12 хвилинами відпочинку Найбільш об’єктивним критерієм оцінки функціонального стану кардіореспіраторної системи й © Бершов С.И., 2007;© Булашев А.Я., 2007;© Марюхнич А.Е., 2007;© Шальков Ю.Л., 2007; © Каплина Л.И., 2007
фізичної підготовки є час відновлення показників до вихідних величин.
Ключові слова: спортивний туризм, альпінізм, руховий режим, віковий ценз, фізичне навантаження. Annotation. Bershov S.I., Bulashev A.Y., Maryhnich A.E., Shalkov Y.L., Kaplina L.I. To the question of bearable of the physical loadings by the sportsmen-tourists of senior aged groups. Some peculiarities of sport tourism and mountain climbing under the influence of different moving routine on the route of the elder aged group. At tourists of the senior age group the most sparing mode of movement is 20-25- minute transitions with 10-12 minutes of rest. The most objective criterion of an estimation of a functional condition cardiorespiratory systems and physical preparation is time of restoration of parameters to initial sizes.
Key word: sport tourism, mountain climbing, moving routine, aged indecies, physical loading.
Введение.
Оздоравливающая роль физической активности является установленным фактом, хотя многие положения проблемы остаются в сфере изучения. Особое значение эта проблема приобретает в спортивном туризме и альпинизме, где высокий возрастной потолок занимающихся этими видами спорта [1, 2, б].
В таких видах спорта как туризм, альпинизм, скалолазание спортсмены продолжают активно ходить в походы, в горы в таком возрасте, в котором представители других спортивных специализаций давно уже прекратили активную спортивную деятельность. К примеру, если хоккеист или футболист при достижении 30-35-летнего возраста переходит на «тренерскую» работу, то турист пеших, лыжных, вод -ных, велосипедных походов, альпинист остается активным в своем туристском хобби, и переходя средний возрастной (45-50 лет) ценз. Феномен этот требует изучения, однако, можно предположить, что кроется он не столько в психологическом факторе, сколько в особенностях подготовки и переносимости физических нагрузок, а также ответной реакции организма на них [3, 5, В, 10].
Как известно, в основе любой физической деятельности, в том числе спорта, лежит адекватное нагрузке повышение обмена веществ и выделение энергии. При этом возрастающие обменные процессы (расщепление глюкозы, жировых соединений и пр.) неизменно сопровождаются появлением вторичных продуктов обмена (молочная и пировиноград-ная кислота, углекислый газ, азотистые соединения, ионы водорода и пр.), в свою очередь негативно действующих на ткани и процессы жизнедеятельности организма. Продукты обмена нейтрализуются повышенной оксигенацией (потреблением кислорода).
По способности организма в процессе физической нагрузки адекватно устранять вторичные продукты, не допуская их накопления, и можно судить о степени «тренированности» организма. В случаях, где все-таки накопление недоокисленных продуктов опережает их нейтрализацию, следует говорить о так называемом «кислородном долге», который характеризуется временем, необходимым
для восстановления соответствующего равновесия. Для этого необходим какой-то период времени, в течение которого происходит снижение или устранение физической нагрузки.
Там, где такой период «отдыха» организму не предоставляется (длительные высокие нагрузки без времени на восстановление), возможны более грубые нарушения обменных процессов со всеми отрицательными последствиями. В подобных случаях «большой спорт» не может считаться благоприятным или полезным. Таким образом, к оздоравлива-ющим видам физических нагрузок и спорта следует относить только такую физическую деятельность, которая в соответствующих паузах имеет достаточное время для нейтрализации накопившихся продуктов обмена [4, 7, 9, 11].
Таким требованиям отвечают, в частности, спортивный туризм и альпинизм. Организм человека практически в любом возрасте способен преодолевать большие физические нагрузки с энергозатратами до 3,5-5 тысяч килокалорий в сутки и больше, однако, при условии пауз покоя для восстановления. К примеру, режим движения с рюкзаком по 45-50
минут приемлем для лиц молодого возраста, у которых кислородная задолженность невелика. Для людей средней и старшей возрастной группы логичен режим движения с дополнительными одной-двумя остановками.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - изучить влияние различных режимов движения на маршруте на организм спортсменов-туристов старшей возрастной группы и определить критерии оценки функционального состояния кардиореспираторной системы и их физической подготовки.
Результаты исследований.
Исследование проведено на 12 участниках пеше-водного путешествия 4 категории сложности, средний возраст которых составил 46,6±3,8 лет. Изучению подлежали параметры кардиореспираторной системы: частота сердечных сокращений в 1 мин, частота дыхания, минутный объем дыхания (воздуха в литрах), систолическое давление (мм рт. ст.). По формуле Старра определялся сердечный систоличес-
Таблица 1 Параметры показателей гемодинамики и функции дыхания у туристов старшей возрастной группы с учетом физической нагрузки
П оказатели Исходные показатели (среднее) Режим движения Критерий Стью дента (1)
4 5 -50 мин 2 0-25 мин
Частота пульса (в м инуту) 82,4 118 ± 4,6 107 ± 2,8 < 0,05
Частота дыхания (в м инуту) 17,3 37 ± 3,1 26 ± 3,0 < 0,0 1
Минутный объем дыхания (воздух в литрах) 8,8 16,4 ± 1,4 10,3 ± 1,7 < 0,02
Сердечный выброс (мл) 1 3 ,5 42 ± 2,9 56 ± 2,7 < 0,0 1
М аксимальное систолическое давление (мм рт.ст.) 1 3 ,0 146,4 ± 4,3 13 1,9 ± 3,5 < 0,02
Таблица 2 Длительность компенсации кислородной задолженности у туристов старшей возрастной группы с учетом физической нагрузки (минуты)
П арам етры Режим движения 45-50 мин . Режим движения 20-25 мин . Критерий Стью дента (1)
Частота пульса 1 2,7 ± 3,3 7,8 ± 0,7 > 0,05
Частота дыхания 10,1 ± 2,0 7,1 ± 1,1 > 0,05
М инутны й объем дыхания 12,9 ± 2,2 6,9 ± 1 ,7 > 0,05
Сердечный выброс 1 6,6 ± 1,5 12,2 ± 1,4 > 0,05
кий выброс (мл). Измерения проводились в первые 4 суток выхода на маршрут. Параметры фиксировались с учетом режима движения: по 45-50 минут и 20-25 минут, попеременно. Условия движения были одинаковыми: таежная тропа без преодоления сложных препятствий.
При обработке результатов учитывались как исходные данные, так и время восстановления показателе. Достоверность в группах оценивалась по критерию (1) Стьюдента.
В целом (табл. 1) изучаемые параметры гемодинамики и функции дыхания к моменту окончания движения и первые 1-2 минуты отдыха, как оказалось, были существенно лучше при укороченном графике перехода. В первую очередь это касалось меньшей частоты дыхания и потребления кислорода, а также более высокого ударного сердечного выброса (р<0,01).
При этом, как показали выполненные замеры (табл. 2), кислородная задолженность при укороченном, т.е. щадящем режиме движения, компенсируется в течение 7-9 минут отдыха.
Выводы.
1. У туристов старшей возрастной группы наиболее щадящим режимом движения является 2025-минутные переходы с 10-12 минутами отдыха.
2. Наиболее объективным критерием оценки функционального состояния кардиореспиратор-ной системы и физической подготовки является время восстановления показателей к исходным величинам.
Перспективой дальнейших исследований видим в изучении других проблем переносимости физических нагрузок спортсменами-туристами старших возрастных групп.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Миррахимов М.М. Горы и резистентность организма. -М.: Наука, 1970.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. -М.: Физкультура и спорт, 1983.
3. Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода. -М.: Физкультура и спорт, 1957. -334 с.
4. Васильева В.Е., Дешин Д.Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. -М.: Физкультура и спорт, 1968.
5. Власов А. А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. -М.: Советский спорт, 2001. -2001. -78 с.
6. Кандор И.С., Салтынский Е.И. Акклиматизация и заболеваемость человека в холодном климате. Физические факторы внешней среды. “ М., 1960. -с. 365-375
7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -208 с.
8. Под. ред. Газенко О. Г. Физиология человека в условиях высокогорья. Руководство по физиологии. “ М.: Наука, 1987. -520 с.
9. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -304 с.
10. Раскин А. А. Физиология альпиниста //Ежегодник советского альпиниста. -М.: Физкультура и спорт, 1948.
11. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. “ изд. 2. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
- 144 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО БАСКЕТБОЛУ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ 11-12 ЛЕТ
Бессарабов Н.С., Горбуля В.Б. Запорожский национальный университет
Аннотация. В данной статье рассматривается анализ физических средств, которые применяются для проведения уроков по баскетболу с глухими и слышащими школьниками. Проведен эксперимент и обоснование подбора упражнений на уроках по баскетболу, направленных на коррекцию двигательной сферы глухих детей в возрасте 11-12 лет.
Ключевые слова: глухие дети, общеразвивающие упражнения, двигательные действия, баскетбол, физическая подготовка.
Анотація. Бессарабов Н.С., Горбула В.Б. Особливості проведення уроків з баскетболу з глухими дітьми віком 11-12 років. В даній статті розглядається аналіз фізичних засобів, які застосовуються для проведення уроків з баскетболу з глухими і такими, які чують, школярами. Проведений експеримент і обґрунтування підбору вправ на уроках з баскетболу, спрямованих на корекцію рухової сфери глухих дітей віком 11-12 років.
Ключові слова: глухі діти, загальнорозвиваючі вправи, рухові дії, баскетбол, фізична підготовка. Annotation. Bessarabov N.S., Gorboula V.B. Features of conducting basket-ball lessons with deaf children by age 11-12 years. The analysis of physical facilities which are used for conducting lessons on basket-ball with deaf and hearing schoolboys is examined in the given article. The experiment and ground of selection of exercises on the lessons on basket-ball, directed on correction of motive sphere of deaf children in age 1112 years, is conducted.
Keywords: deaf children, generaldeveloping exercises, motive actions, basket-ball, physical preparation.
Введение.
Играм в системе физического воспитания подрастающего поколения отводится важное место. Главное, что определяет их удельный вес в системе физического воспитания, заключается в их ценности как комплекса, требующего одновременного проявления разнообразных двигательных действий, физических, моральных и волевых качеств. Игровая деятельность предъявляет высокие требования к функциям зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий является также положительным фактором.
Вместе с тем, увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение игровой обстановки, большая самостоятельность действий не позволяют точно дотировать и регулировать физическую нагрузку.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета.
Формулирование целей работы.
С целью разработки методики проведения уроков по баскетболу и их влияние на формирование двигательных способностей у глухих школьников в возрасте 11-12 лет был проведен эксперимент с двумя группами глухих детей и третьей контрольной группой слышащих детей.