Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / морская подготовка / физические нагрузка / оценка уровня здоровья / экс-пресс-метод профессора Г.Л. Апанасенко / professional training / maritime training / physical activity / health assessment / express method of professor G.L. Apanasenko

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — И.А. Ковалев

Оценка уровня здоровья обучаемых является важной задачей в процессе профессиональной подготовки курсантов и студентов морских специальностей. Это связано с необходимостью формирования у представителей морских профессий высоких физических показателей силы, выносливости, ловкости и общей стрессоустойчивости организма. Согласно требованиям образовательных стандартов, дисциплина «Физическая культура и спорт», а также занятия по общей физической подготовке, должны обеспечить у обучаемых формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Для реализации этих требований и эффективного построения учебного процесса необходимо иметь сведения о состоянии здоровья обучаемых. Это позволит регламентировать не только персональную физическую нагрузку, но и сформировать комплексный подход в реализации программы подготовки для обучаемых с разным уровнем здоровья и физических возможностей. В статье представлены материалы по оценке и определению уровня состояния здоровья контрольной группы курсантов мореходного факультета. Исследование проводилось на основе экспресс-метода профессора Г.Л. Апанасенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — И.А. Ковалев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ASSESSING THE LEVEL OF CADETS’ HEALTH

Assessment of the trainees' health level is an important task in the process of professional training of cadets and students of maritime specialties. This is due to the need for the formation of high physical indicators of strength, endurance, dexterity and general stress resistance of the body in representatives of marine profes-sions. According to the requirements of educational standards, the discipline “Physical culture and sports” as well as general physical training should provide students with the formation of the ability to maintain the proper level of physical fitness to ensure full-fledged social and professional activity. For the implementation of these re-quirements and the effective construction of the educational process, it is necessary to have information about the state of health of the trainees. This will allow to regulate not only personal physical activity, but also to form an integrated approach to the implementation of the training program for trainees with different levels of health and physical capabilities. The article presents materials on assessing and determining the level of health of the control group of cadets of the Faculty of Navigation. The research was carried out on the basis of the express method of Professor G.L. Apanasenko.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ»

УДК 378.17

И.А. Ковалев

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: kovalevigor56@mail.ru

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ

Оценка уровня здоровья обучаемых является важной задачей в процессе профессиональной подготовки курсантов и студентов морских специальностей. Это связано с необходимостью формирования у представителей морских профессий высоких физических показателей силы, выносливости, ловкости и общей стрессоустойчивости организма. Согласно требованиям образовательных стандартов, дисциплина «Физическая культура и спорт», а также занятия по общей физической подготовке, должны обеспечить у обучаемых формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Для реализации этих требований и эффективного построения учебного процесса необходимо иметь сведения о состоянии здоровья обучаемых. Это позволит регламентировать не только персональную физическую нагрузку, но и сформировать комплексный подход в реализации программы подготовки для обучаемых с разным уровнем здоровья и физических возможностей. В статье представлены материалы по оценке и определению уровня состояния здоровья контрольной группы курсантов мореходного факультета. Исследование проводилось на основе экспресс-метода профессора Г.Л. Апанасенко.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, морская подготовка, физические нагрузка, оценка уровня здоровья, экспресс-метод профессора Г.Л. Апанасенко.

I.A. Kovalev

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: kovalevigor56@mail.ru

TO THE ISSUE OF ASSESSING THE LEVEL OF CADETS' HEALTH

Assessment of the trainees' health level is an important task in the process of professional training of cadets and students of maritime specialties. This is due to the need for the formation of high physical indicators of strength, endurance, dexterity and general stress resistance of the body in representatives of marine professions. According to the requirements of educational standards, the discipline "Physical culture and sports" as well as general physical training should provide students with the formation of the ability to maintain the proper level of physical fitness to ensure full-fledged social and professional activity. For the implementation of these requirements and the effective construction of the educational process, it is necessary to have information about the state of health of the trainees. This will allow to regulate not only personal physical activity, but also to form an integrated approach to the implementation of the training program for trainees with different levels of health and physical capabilities. The article presents materials on assessing and determining the level of health of the control group of cadets of the Faculty of Navigation. The research was carried out on the basis of the express method of Professor G.L. Apanasenko.

Key words: professional training, maritime training, physical activity, health assessment, express method of professor G.L. Apanasenko.

Состояние здоровья для любого человека является основным критерием эффективности реализации его социальных и биологических функций, а также оно обеспечивает необходимые условия для профессиональной и духовной реализации личности. Общая оценка состояния здоровья современной молодежи вызывает серьезную тревогу и требует широкого исследования с применением современных методов.

Вместе с тем работа в море требует высоких физических показателей силы, выносливости, ловкости и общей стрессоустойчивости организма. Поэтому у курсантов и студентов морских специальности крайне необходимо формировать компетенции поддержания на должном уровне физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Кроме того, подготовка морских инженерных кадров и методика реализации морских образовательных программ строится, исходя из соответствующего уровня здоровья обучаемых [1-3].

Для достижения поставленной нами цели были решены следующие задачи:

1. В период подготовки к занятиям по физической культуре и спорту было проведено комплексное исследование и определение уровня здоровья выборочной группы курсантов мореходного факультеты согласно авторской методике.

2. На основе полученных в результате исследования материалов провели статистическую обработку и анализ полученных данных.

Основной целью проводимого исследования в рамках совершенствования образовательного процесса и методики преподавания дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Общая физическая подготовка» является отработка алгоритма определения уровня здоровья курсантов по критериям экспресс-метода по методике профессора Г.Л. Апанасенко [4].

Экспресс-система оценки уровня здоровья состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы, и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья в соответствии с рекомендациями представленной методики определяется итоговой суммой баллов. Каждому значению итоговой суммы баллов соответствует определенный статистический уровень условного состояния здоровья, что позволяет распределить всех практически здоровых лиц на пять уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Исследовательский материал и методы, использованные при проведении данных мероприятий, соответствуют общим рекомендациям по организации учебного процесса в высших учебных заведениях. За основу проведения исследования был взят экспресс-метод определения уровня соматического здоровья, предложенный профессором Г.Л. Апанасенко. Данный метод имеет высокий уровень апробации и позволяет с высокой точностью характеризовать уровень здоровья как отдельных обучаемых, так и физическое состояние в составе профессиональной группы. При проведении исследования для каждого курсанта в исследуемой группе был приготовлен индивидуальный лист, в который по мере проведения требуемых измерений вносились полученные данные.

Для оценки уровня здоровья измеряются в состоянии покоя:

- жизненная емкость легких (ЖЕЛ);

- частота сердечных сокращений (ЧСС);

- артериальное давление (АД);

- масса тела;

- длина тела;

- динамометрия кисти.

Затем выполняется функциональная проба (проба Мартинета). Учитывается время восстановления ЧСС в течение 3 минут.

На основании полученных данных рассчитываются показатели следующих индексов:

1. Индекс массы тела:

Масса тела, кг / (рост, м2), кг/м2

2. Жизненный индекс:

ЖЕЛ, мл / (масса тела, кг), мл/кг

3. Силовой индекс:

Сила кисти, кг / масса тела, кг, %

4. Индекс Робинсона:

(ЧСС пок, уд/мин) * (АД сист) / 100, усл. ед.

5. Функциональная проба (проба Мартинета).

Контрольные замеры и оценка показателей согласно предлагаемой методике производились в следующей последовательности:

- измерение пульса (ЧСС) в состоянии покоя проводилось после пятиминутного отдыха с интервалом в десять секунд с последующим пересчетом в уд/мин путем умножения полученного результата на шесть;

- организм подвергается кратковременной нагрузке путем выполнения 20 приседаний за 30 секунд, что соответствует установленному уровню нагрузки за короткий период при среднем темпе одно приседание за 1,5 с;

- непосредственно после выполненной нагрузки измеряется ЧСС за шесть секунд в положении стоя с последующим пересчетом в уд/мин путем умножения полученного результата на десять;

- далее испытуемый по 10-секундным отрезкам времени в течение трех минут продолжает измерять частоту пульса;

- все результаты замеров в соответствующей последовательности вносятся в индивидуальный контрольный лист.

Для определения периода восстановления организма после кратковременной нагрузки фиксируется (в минутах и секундах) момент, когда пульс стал равен исходному уровню. Умножая подсчитанное количество ударов на цифру шесть, обследуемый получает количество сердечных сокращений за одну минуту. Для повышения точности эксперимента замеры основных физических показателей производились несколько раз, и в случае значительного расхождения показаний за основу принималось их осредненное значение.

Таким же образом определялись и другие показатели физического уровня здоровья обучаемых с индивидуальной фиксацией данных. В качестве средств измерений в ходе исследования применялись сертифицированные приборы и устройства.

Суммируя баллы по всем пяти показателям и сопоставляя их со шкалой, испытуемый определяет уровень своего физического здоровья. Суммарная оценка уровня здоровья представлена на рисунке.

Уровень здоровья

7 6 5 4 3 2 1 0

1его; 3

=

низкии ниже среднего средним выше среднего высоким

Оценка результатов исследований

После получения результатов исследования проведены их изучение и анализ с применением метода математической статистики. Общая оценка уровня здоровья определялась как сумма баллов по показателям.

Методика количественной экспресс-оценки уровня физического здоровья основана на показателях антропометрии (длина тела, масса тела, динамометрия), а также на данных о состоянии сердечно-сосудистой системы. После получения каждого показателя определяется общий балл,

который оценивается по уровню физического здоровья: 3 балла и менее - низкий, 4-6 - ниже среднего, 7-11 - средний, 12-15 - выше среднего, 16-18 - высокий уровень здоровья.

Всего в исследовании приняли участие 15 курсантов. Все студенты были отнесены к категории подростков, их средний возраст составлял (18,3 ± 0,5) года. Численные результаты исследования приведены в таблице.

Таблица сводных результатов оценки уровня здоровья контрольной группы

Показатель Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Показатель 1 <= 18,9 19,0-20,0 20,1-25,0 25,1-28,0 > 28,0

(индекс массы тела)

Баллы -2 -1 0 -1 -2

Показатель 2 <= 50 51-55 56-60 61-65 > 65

(жизненный индекс)

Баллы -1 0 1 2 3

Показатель 3 <= 60 61-65 66-70 71-80 > 80

(силовой индекс)

Баллы -1 0 1 2 3

Показатель 4 >= 111 110-95 94-85 84-70 < 70

(индекс Робинсона)

Баллы -2 -1 0 3 5

Показатель 5 >= 180 179-120 119-90 89-60 < 60

(время восстановления)

Баллы -2 1 3 5 7

Общая оценка уровня здоровья <= 3 4-6 7-11 12-15 16-18

Анализируя приведенные данные, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство курсантов (73,3%) показали уровень здоровья не ниже среднего, что может свидетельствовать о хорошей физической подготовке.

2. Проведенные исследования позволяют выявить у курсантов возможный спектр анатомических, антропометрических, морфологических и иных изменений, зачастую комбинированных, которые необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки [5].

3. Перспектива дальнейших исследований будет заключаться в определении уровня здоровья у группы курсантов после прохождения ими плавательной практики для получения сравнительных характеристик имеющегося на момент обследования уровня здоровья.

Литература

1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты / Международная морская организация. - Лондон: ИМО, 2013. - 413 с.

2. Белов О.А., Белова Е.П. Инженерное образование как фактор развития техники и технологий // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Десятой национал. (всерос.) науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2019. - С. 106-108.

3. Белов О.А., Толстова Л.А. Моделирование процесса обучения курсантов для формирования навыков технической эксплуатации // Вестник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2016. - № 3 (16). - С. 78-81.

4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 243 с.

5. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 30. -С.11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.