Международная научно-практическая конференция
УДК 614.2
Ярина Полина Александровна Yarina Polina Alexandrovna
Студент магистратуры Student of magistracy
Томский университет систем управления и радиоэлектроники,
Томский государственный университет Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics,
Tomsk State University
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT MEDICAL ORGANIZATIONS
Аннотация: В работе рассмотрены показатели эффективности управления деятельностью частных медицинских организаций.
Abstract: The article discusses the indicators of the effectiveness of managing the activities of private medical organizations.
Ключевые слова: медицинская организация, эффективность, управление.
Key words: medical organization, efficiency, management.
Состояние здоровья является значимым компонентом оценки благосостояния населения, непосредственно коррелирующим с показателями деятельности медицинских организаций. Функционирование современных клиник предъявляет высокие требования к их руководству - в условиях перехода к рынку требуется не только большее проявление творческих инициатив, генерирование новых идей, но и в принятие большей ответственности за состояние оборудования, качество медицинских препаратов, квалификацию специалистов и т.д. Каждое управленческое решение должно оцениваться не только в аспекте финансового результата, но и формирования имиджа организации, способствующего укреплению его конкурентоспособности.
«Научные исследования и инновации» Это обусловливает возможность использования таких показателей как фондоотдача (определяемая отношением доходов от деятельности к стоимости основных фондов), эффективность использования трудовых ресурсов, исчисляемая по врачебному персоналу (например, отношение доходов к фактической численности), средняя себестоимость посещения врача или одной услуги и др. Так же для оценки могут быть использованы соотношение источников финансирования в общей структуре финансовых поступлений; рентабельность медицинских услуг; затраты на оплату труда и т. д. Однако данные показатели ориентированы преимущественно на исследование «внутренней» эффективности.
Приняв за основу модель Д. Нортона и Р. Каплана [1, с. 130], содержащую систему компонент, формирующих конкурентоспособность организации (пациенты, финансы, обучение и развитие, внутренние процессы), определим их взаимосвязь (Рис. 1) и приведем возможные показатели для оценки (Таблица 1).
Внутренние процессы
—► Удовлетворенность пациентов обслуживанием в клинике (повторное обращение) 4-
1
Достаточность финансирования (поддержание качества протекающих процессов)
1
Квалификация персонала
Качество Доступность
Рис. 1. Система сбалансированных показателей для оценки деятельности
медицинской организации
Международная научно-практическая конференция Таблица 1. Возможные показатели оценки деятельности медицинской
организации по выделенным составляющим
Категория Показатель [2, с. 1]
1. Финансы 1.1Рост объема оказанных услуг )
1.2 Производительность
1.3 Оценка качества труда персонала
1.4 Рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до реализации услуги пациенту)
1.5 Фонд заработной платы
1.6 Отсутствие просроченной кредитной задолженности
1.7 Постоянные и переменные издержки
1.8 Показатель среднего чека пациента (средняя стоимость услуг в расчете на одного пациента)
1.9 Доля доходов отплатных медицинских услуг
2. Пациенты 2.1 Удовлетворенность пациента качеством оказания медицинских услуг
2.2 Количество прикрепленных по полисам ОМС/ДМС пациентов
2.3 Количество жалоб пациентов
2.4 Количество постоянных клиентов
2.5 Влияние сезонности на услуги клиники
3. Персонал и кадровая политика 3.1 Укомплектованность клиники медицинским персоналом
3.2 Наличие у персонала необходимой квалификации, стажа и опыта работы
3.3 Количество сотрудников, повысивших свою категорию/квалификацию
3.4 Мотивация специалистов
3.5 Количество положительных отзывов на каждого специалиста
3.6 Показатель сохранения кадровой базы
3.7 Лояльность кадров (верность сотрудников целям и ценностям компании, осуществление деятельности, помогающей организации в осуществлении целей)
3.8 Индекс удовлетворенности сотрудников (насколько сотрудники довольны работой в клинике)
3.9 Средняя заработная плата персонала клиники (в сравнении с заработной платой по региону)
«Научные исследования и инновации»
4. Технологии 4.1 Оснащенность медицинской организации необходимым оборудованием, компьютерной техникой
4.2Наличие у персонала защитных средств, санитайзеров, перчаток и прочих необходимых расходных материалов
4.3 Использование современных подходов в диагностике и лечении пациентов
4.4 Регулярная проверка технического состояния оборудования
4.5 Соблюдение технических норм состояния помещений, регулярное проветривание, санитарная обработка после каждого пациента
5. Внутренние процессы 5.1 Среднее время ожидания пациента в очереди у кабинета врача
5.2 Соответствие целей организации и её возможностей
5.3 Показатель качества работы клиники (сколько людей удалось проиноформировать о заболеваниях на ранней стадии, количество пациентов, которым удалось вылечиться и др.)
Для комплексной оценки могут быть использованы такие коэффициенты как [3, с. 10]:
• качество медицинской помощи, определяемые как число случаев полного соблюдения стандартов лечения из числа всех оцениваемых случаев оказания медицинской помощи (экспертный контроль);
• медицинская результативность - соотношение всех случаев оказания медицинской помощи и достигнутых результатов;
• коэффициент удовлетворенности пациентов - отношение числа пациентов, удовлетворенных оказанной медицинской помощью к общему числу случаев оказания медицинской помощи;
• коэффициент соотношения фактических расходов к плановым;
• коэффициент интенсивности деятельности организации и степень выполнения плана.
Приведенные показатели могут выступать в качестве базисных для оценки управленческих решений, служить для определения стратегии развития (причем как для частных, так и государственных медицинских учреждений).
Международная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Каплан Р., Нортон Д.: Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию - URL: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/norton1 .pdf (дата обращения: 11.01.2020).
2. Система показателей эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учрежденийМартынчик С. А., Филатенкова С.В.-URL /http: //vestnik.mednet.ru/content/view/161/3 0/lang,ru/ (дата обращения: 11.01.2020).
3. Электронный ресурс: Отдельные вопросы экономики для студентов // Экономика здравоохранения: «Организация труда медицинского персонала как фактор повышения эффективности работы» - Электрон. данные -URL:http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-zdrav/ekonomika-zdrav-24-3.html (дата обращения: 11.01.2020).
4. Агапова Т. Н. Сравнительный анализ источников информационного обеспечения оценки бизнеса / Т. Н. Агапова, Н. Д. Ильенкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 2. - С.72.
5. Югай М.Т «Медицинский менеджмент: миссия выполнима». Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
6. Снегирева Ю.Ю. Перспективы развития рынка платных медицинских услуг в российской системе здравоохранения / Ю.Ю.Снегирева, Н.А.Ломакина, А.Б.Зудин Электрон.- С. 3-20. - .№2. -[Электронный ресурс] // Труд и социальные отношения. 2016. Доступ из научной электронной библиотеки elibrary.ru
7. Мельник И.А. Классификация моделей здравоохранения. Мировой опыт С.93- № 2. -становления систем здравоохранения [Электронный ресурс] // Аспирант. 2016. Доступ из научной электронной библиотеки elibrary.ru -Электронная версия печатной публикации -100.
8. Обущенко Т.Н. Проблемы финансирования медицинской помощи [Электронный -103. - С. 98- №2. -ресурс] // Вестник волжского университета им.
«Научные исследования и инновации» В.Н. Татищева. 2014. - Электронная версия печатной публикации -Доступ из
научной электронной библиотеки elibrary.ru.
9. Мальковская Е.В. Оценка эффективности организации системы здравоохранения: мировой опыт [Электронный ресурс] // Социально-экономические исследования, - С.66-70. - № 13. -гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2017.
10. Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения: уроки для России [Электронный ресурс] //Социальные аспекты здоровья населения. - Электрон. данные - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/lang1467193 (дата обращения: 28.12.2020).
© П.А. Ярина, 2021