Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская организация / эффективность / управление / medical organization / efficiency / management.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ярина Полина Александровна

В работе рассмотрены показатели эффективности управления деятельностью частных медицинских организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ярина Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT MEDICAL ORGANIZATIONS

В работе рассмотрены показатели эффективности управления деятельностью частных медицинских организаций

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 614.2

Ярина Полина Александровна Yarina Polina Alexandrovna

Студент магистратуры Student of magistracy

Томский университет систем управления и радиоэлектроники,

Томский государственный университет Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics,

Tomsk State University

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT MEDICAL ORGANIZATIONS

Аннотация: В работе рассмотрены показатели эффективности управления деятельностью частных медицинских организаций.

Abstract: The article discusses the indicators of the effectiveness of managing the activities of private medical organizations.

Ключевые слова: медицинская организация, эффективность, управление.

Key words: medical organization, efficiency, management.

Состояние здоровья является значимым компонентом оценки благосостояния населения, непосредственно коррелирующим с показателями деятельности медицинских организаций. Функционирование современных клиник предъявляет высокие требования к их руководству - в условиях перехода к рынку требуется не только большее проявление творческих инициатив, генерирование новых идей, но и в принятие большей ответственности за состояние оборудования, качество медицинских препаратов, квалификацию специалистов и т.д. Каждое управленческое решение должно оцениваться не только в аспекте финансового результата, но и формирования имиджа организации, способствующего укреплению его конкурентоспособности.

«Научные исследования и инновации» Это обусловливает возможность использования таких показателей как фондоотдача (определяемая отношением доходов от деятельности к стоимости основных фондов), эффективность использования трудовых ресурсов, исчисляемая по врачебному персоналу (например, отношение доходов к фактической численности), средняя себестоимость посещения врача или одной услуги и др. Так же для оценки могут быть использованы соотношение источников финансирования в общей структуре финансовых поступлений; рентабельность медицинских услуг; затраты на оплату труда и т. д. Однако данные показатели ориентированы преимущественно на исследование «внутренней» эффективности.

Приняв за основу модель Д. Нортона и Р. Каплана [1, с. 130], содержащую систему компонент, формирующих конкурентоспособность организации (пациенты, финансы, обучение и развитие, внутренние процессы), определим их взаимосвязь (Рис. 1) и приведем возможные показатели для оценки (Таблица 1).

Внутренние процессы

—► Удовлетворенность пациентов обслуживанием в клинике (повторное обращение) 4-

1

Достаточность финансирования (поддержание качества протекающих процессов)

1

Квалификация персонала

Качество Доступность

Рис. 1. Система сбалансированных показателей для оценки деятельности

медицинской организации

Международная научно-практическая конференция Таблица 1. Возможные показатели оценки деятельности медицинской

организации по выделенным составляющим

Категория Показатель [2, с. 1]

1. Финансы 1.1Рост объема оказанных услуг )

1.2 Производительность

1.3 Оценка качества труда персонала

1.4 Рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до реализации услуги пациенту)

1.5 Фонд заработной платы

1.6 Отсутствие просроченной кредитной задолженности

1.7 Постоянные и переменные издержки

1.8 Показатель среднего чека пациента (средняя стоимость услуг в расчете на одного пациента)

1.9 Доля доходов отплатных медицинских услуг

2. Пациенты 2.1 Удовлетворенность пациента качеством оказания медицинских услуг

2.2 Количество прикрепленных по полисам ОМС/ДМС пациентов

2.3 Количество жалоб пациентов

2.4 Количество постоянных клиентов

2.5 Влияние сезонности на услуги клиники

3. Персонал и кадровая политика 3.1 Укомплектованность клиники медицинским персоналом

3.2 Наличие у персонала необходимой квалификации, стажа и опыта работы

3.3 Количество сотрудников, повысивших свою категорию/квалификацию

3.4 Мотивация специалистов

3.5 Количество положительных отзывов на каждого специалиста

3.6 Показатель сохранения кадровой базы

3.7 Лояльность кадров (верность сотрудников целям и ценностям компании, осуществление деятельности, помогающей организации в осуществлении целей)

3.8 Индекс удовлетворенности сотрудников (насколько сотрудники довольны работой в клинике)

3.9 Средняя заработная плата персонала клиники (в сравнении с заработной платой по региону)

«Научные исследования и инновации»

4. Технологии 4.1 Оснащенность медицинской организации необходимым оборудованием, компьютерной техникой

4.2Наличие у персонала защитных средств, санитайзеров, перчаток и прочих необходимых расходных материалов

4.3 Использование современных подходов в диагностике и лечении пациентов

4.4 Регулярная проверка технического состояния оборудования

4.5 Соблюдение технических норм состояния помещений, регулярное проветривание, санитарная обработка после каждого пациента

5. Внутренние процессы 5.1 Среднее время ожидания пациента в очереди у кабинета врача

5.2 Соответствие целей организации и её возможностей

5.3 Показатель качества работы клиники (сколько людей удалось проиноформировать о заболеваниях на ранней стадии, количество пациентов, которым удалось вылечиться и др.)

Для комплексной оценки могут быть использованы такие коэффициенты как [3, с. 10]:

• качество медицинской помощи, определяемые как число случаев полного соблюдения стандартов лечения из числа всех оцениваемых случаев оказания медицинской помощи (экспертный контроль);

• медицинская результативность - соотношение всех случаев оказания медицинской помощи и достигнутых результатов;

• коэффициент удовлетворенности пациентов - отношение числа пациентов, удовлетворенных оказанной медицинской помощью к общему числу случаев оказания медицинской помощи;

• коэффициент соотношения фактических расходов к плановым;

• коэффициент интенсивности деятельности организации и степень выполнения плана.

Приведенные показатели могут выступать в качестве базисных для оценки управленческих решений, служить для определения стратегии развития (причем как для частных, так и государственных медицинских учреждений).

Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Каплан Р., Нортон Д.: Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию - URL: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/norton1 .pdf (дата обращения: 11.01.2020).

2. Система показателей эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учрежденийМартынчик С. А., Филатенкова С.В.-URL /http: //vestnik.mednet.ru/content/view/161/3 0/lang,ru/ (дата обращения: 11.01.2020).

3. Электронный ресурс: Отдельные вопросы экономики для студентов // Экономика здравоохранения: «Организация труда медицинского персонала как фактор повышения эффективности работы» - Электрон. данные -URL:http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-zdrav/ekonomika-zdrav-24-3.html (дата обращения: 11.01.2020).

4. Агапова Т. Н. Сравнительный анализ источников информационного обеспечения оценки бизнеса / Т. Н. Агапова, Н. Д. Ильенкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 2. - С.72.

5. Югай М.Т «Медицинский менеджмент: миссия выполнима». Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

6. Снегирева Ю.Ю. Перспективы развития рынка платных медицинских услуг в российской системе здравоохранения / Ю.Ю.Снегирева, Н.А.Ломакина, А.Б.Зудин Электрон.- С. 3-20. - .№2. -[Электронный ресурс] // Труд и социальные отношения. 2016. Доступ из научной электронной библиотеки elibrary.ru

7. Мельник И.А. Классификация моделей здравоохранения. Мировой опыт С.93- № 2. -становления систем здравоохранения [Электронный ресурс] // Аспирант. 2016. Доступ из научной электронной библиотеки elibrary.ru -Электронная версия печатной публикации -100.

8. Обущенко Т.Н. Проблемы финансирования медицинской помощи [Электронный -103. - С. 98- №2. -ресурс] // Вестник волжского университета им.

«Научные исследования и инновации» В.Н. Татищева. 2014. - Электронная версия печатной публикации -Доступ из

научной электронной библиотеки elibrary.ru.

9. Мальковская Е.В. Оценка эффективности организации системы здравоохранения: мировой опыт [Электронный ресурс] // Социально-экономические исследования, - С.66-70. - № 13. -гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2017.

10. Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения: уроки для России [Электронный ресурс] //Социальные аспекты здоровья населения. - Электрон. данные - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/lang1467193 (дата обращения: 28.12.2020).

© П.А. Ярина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.