Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
386
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ / ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ / ТУРИСТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILD-FRIENDLY ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ACCESSIBILITY OF TOURIST PLACES / ENVIRONMENT ACCESSIBILITY EVALUATION / TOURISTS WITH PRESCHOOL CHILDREN / CHILD-FRIENDLY TOURIST PLACES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афанасьева Александра Владиславовна, Филатова Мария Сергеевна, Гончарова Оксана Владимировна, Прохорова Ольга Викторовна, Солнцева Оксана Глебовна

Современная туристская отрасль характеризуется стремительным развитием и вовлечением в сферу своего влияния все более разнообразных сегментов потребителей услуг, в частности маленьких детей. Выступая, как правило, частью семейной туристической группы, дети становятся ее ключевым субъектом, интересы которого ставятся в основу выбора места и формата отдыха. Поэтому все большее количество туристических аттракций и дестинаций становится child-friendly, адаптируясь под потребности детской аудитории. Однако, при более детальном рассмотрении, многие объекты туристской индустрии, даже те, которые непосредственно создаются для детского отдыха, имеют ряд проблем в доступности их среды для туристов с маленькими детьми. Это ставит нас перед вопросом: какими качествами должна обладать среда туристского объекта (аттракции, туристского центра любого уровня), чтобы считаться child-friendly? Поэтому целью данной статьи является выявление параметров и изучение подходов к пониманию и оценке доступности среды туристского пространства для детей и туристов с детьми. На основе изученных подходов к оцениванию доступности среды, а также на основе изучения обратной связи по некоторым объектам, мы выделили ряд параметров, которые необходимо учитывать при оценки туристского пространства для потребностей туристов с детьми, в первую очередь младше 6 лет. Все показатели мы сгруппировали по видам доступности: информационной, архитектурно-планировочной, социокультурной, нормативно-правовой, транспортной, финансовой и пр. Полученные результаты являются основой для дальнейшей разработки комплексной и всесторонней методики оценки доступности туристской среды для туристов с маленькими детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Афанасьева Александра Владиславовна, Филатова Мария Сергеевна, Гончарова Оксана Владимировна, Прохорова Ольга Викторовна, Солнцева Оксана Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TOURIST SPACE ACCESSIBILITY EVALUATION FOR FAMILIES WITH PRESCHOOL CHILDREN

The modern tourism industry experiences rapid development and involves more and more diverse segments of tourism services consumers of, including small children. As a rule, children are key part of a family tourist group, and their interests influence significantly the choice a place and format for recreation. Therefore, an increasing number of tourist attractions and destinations are becoming child-friendly, adapting to the needs of the children’s audience. However, on closer examination, many objects of the tourism industry, even those that are directly created for children’s recreation, have several accessibility problems for tourist with little children. This puts us in front of the question: what qualities of the tourist facility environment (attraction, tourist center of any level) make it child-friendly? Therefore, the article is aimed at identifying the parameters and studying approaches to understanding and evaluating the environment accessibility for children and tourists with little children. Based on the existing approaches to evaluating the environment accessibility and using feedback on most popular in Russian tourists objects, we have identified a number of parameters that must be taken into account when assessing the tourist places for the needs of visitors with children, primarily under 6 years old. We grouped all indicators according to the types of accessibility: informational, architectural and planning, socio-cultural, regulatory, transport, financial, etc. The research results are the basis for the further developing an integrated and comprehensive methodology for assessing the tourist environment accessibility for tourists with small children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

локальное в глобальном: формула туризма

LOCAL IN GLOBAL: FORMULA FOR TOURISM

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10301

АФАНАСЬЕВА Александра Владиславовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат географических наук, доцент; [email protected]

ФИЛАТОВА Мария Сергеевна

Институт экономики и культуры (Москва, РФ); кандидат философских наук; [email protected]

ГОНЧАРОВА Оксана Владимировна

Армавирский социально-психологический институт (Армавир, Краснодарский край, РФ); кандидат биологических наук, доцент; [email protected]

ПРОХОРОВА Ольга Викторовна

Университет экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук; [email protected]

СОЛНЦЕВА Оксана Глебовна

Государственный университет управления (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; [email protected]

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная туристская отрасль характеризуется стремительным развитием и вовлечением в сферу своего влияния все более разнообразных сегментов потребителей услуг, в частности маленьких детей. Выступая, как правило, частью семейной туристической группы, дети становятся ее ключевым субъектом, интересы которого ставятся в основу выбора места и формата отдыха. Поэтому все большее количество туристических аттракций и дестинаций становится child-friendly, адаптируясь под потребности детской аудитории. Однако, при более детальном рассмотрении, многие объекты туристской индустрии, даже те, которые непосредственно создаются для детского отдыха, имеют ряд проблем в доступности их среды для туристов с маленькими детьми. Это ставит нас перед вопросом: какими качествами должна обладать среда туристского объекта (аттракции, туристского центра любого уровня), чтобы считаться child-friendly? Поэтому целью данной статьи является выявление параметров и изучение подходов к пониманию и оценке доступности среды туристского пространства для детей и туристов с детьми. На основе изученных подходов к оцениванию доступности среды, а также на основе изучения обратной связи по некоторым объектам, мы выделили ряд параметров, которые необходимо учитывать при оценки туристского пространства для потребностей туристов с детьми, в первую очередь младше 6лет. Все показатели мы сгруппировали по видам доступности: информационной, архитектурно-планировочной, социокультурной, нормативно-правовой, транспортной, финансовой и пр. Полученные результаты являются основой для дальнейшей разработки комплексной и всесторонней методики оценки доступности туристской среды для туристов с маленькими детьми Ключевые слова: доступность среды, оценка доступности среды, туристы с детьми дошкольного возраста, child-friendly туристические пространства

Для цитирования: Афанасьева А.В., Филатова М.С., Гончарова О.В., Прохорова О.В., Солнцева О.Г. К вопросу оценки доступности туристского пространства для семей с детьми дошкольного возраста // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №3. С. 7-26. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10301.

Дата поступления в редакцию: 4 августа 2020 г. Дата утверждения в печать: 6 сентября 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10301

Alexandra V. AFANASIEVA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected] ORCID iD: 0000-0002-2331-4032

Maria S. FILATOVA

Institute of Economics and Culture (Moscow, Russia) PhD in Philosophy; e-mail: [email protected]

Oksana V. GONCHAROVA

Armavir Social Psychological Institute (Armavir city, Krasnodar region, Russia) PhD in Biology, Associate Professor; e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4534-3862

Olga V. PROCHOROVA

University of Economics and Management (Simferopol, Rep. of Crimea) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Oksana G. SOLNTSEVA

The State University of Management (Moscow, Russia)

PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

ORCID iD: 0000-0001-6810-8868

ON THE TOURIST SPACE ACCESSIBILITY EVALUATION FOR FAMILIES WITH PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The modern tourism industry experiences rapid development and involves more and more diverse segments of tourism services consumers of, including small children. As a rule, children are key part of a family tourist group, and their interests influence significantly the choice a place and format for recreation. Therefore, an increasing number of tourist attractions and destinations are becoming child-friendly, adapting to the needs of the children's audience. However, on closer examination, many objects of the tourism industry, even those that are directly created for children's recreation, have several accessibility problems for tourist with little children. This puts us in front of the question: what qualities of the tourist facility environment (attraction, tourist center of any level) make it child-friendly? Therefore, the article is aimed at identifying the parameters and studying approaches to understanding and evaluating the environment accessibility for children and tourists with little children. Based on the existing approaches to evaluating the environment accessibility and using feedback on most popular in Russian tourists objects, we have identified a number of parameters that must be taken into account when assessing the tourist places for the needs of visitors with children, primarily under 6 years old. We grouped all indicators according to the types of accessibility: informational, architectural and planning, socio-cultural, regulatory, transport, financial, etc. The research results are the basis for the further developing an integrated and comprehensive methodology for assessing the tourist environment accessibility for tourists with small children. Keywords: accessibility of tourist places, environment accessibility evaluation, tourists with preschool children, child-friendly tourist places

Citation: Afanasieva, A. V., Filatova, M. S., Goncharova, O. V., Prochorova, O. V., & Solntseva, O. G. (2020). On the tourist space accessibility evaluation for families with preschool children. Service and Tourism: Current Challenges, 14(3), 7-26. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10301. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 4 August 2020 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 6 September 2020 the author(s).

_ © 2020 the Author(s)

ícc^ ® ©) Thisworkislicensed undertheCreativeCommonsAttribution4.0lnternational

(CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Актуальность статьи обусловлена двумя важными трендами развития современной туристской отрасли: изменением структуры туристского потока, в котором важное место занимают дети и расширением спектра и иерархии туристских пространств, в том числе предназначенных для детей. При этом как теоретики, так и практики в отрасли туризма давно осознали тот факт, что маленькие дети сегодня стали не просто частью туристского потока, именно они непосредственно влияют на выбор родителями места для отдыха, именно их запросы и потребности становятся ключевыми в организации отдыха и путешествия. Другими словами, при выборе дестинации турист с ребенком, особенно дошкольного возраста, будет опираться на такие критерии как наличие удобств для детей в отеле, детского меню в ресторане, аттракций и развлекательно-познавательных программ в месте отдыха. Как правило, туристы с детьми в первую очередь думают о том, что полезного может принести отдых именно их детям. При этом туристы с детьми обычно тратят денег больше за счет питания, аренды детского транспорта, посещения развлекательных зон, игрушек и сувениров. Именно поэтому многие дестинации разного уровня вводят в свою пространственную и сервисную среду удобства и разнообразные туристско-экс-курсионные продукты для детей. Таким образом, не только растут масштабы детского туризма, но и его значение в маркетинге ([15, 16]).

С другой стороны, многие муниципалитеты уделяют внимание дизайну городского пространства, реализуя положения Конвенции ООН о правах ребенка, которая помимо прочего включает право на предоставление мест для игр и досуга, а также право детей иметь право голоса в развитии сообщества [17]. Инклюзивность, безопасность и обустроенность городской среды для детей сегодня рассматривается как критерий устойчивости развития, в том числе и туризма.

В современный обиход уже прочно вошел термин child-friendly (иногда kid-friendly) environment, который характеризует доступность и удобство туристского

пространства для детей и туристов с детьми.

В некоторых публикациях туристы с маленькими детьми относятся к категории маломобильных, а туристические продукты для них - к области доступного туризма [20, 23, 24, 25, 28]. Доступный туризм (или туризм «для всех») означает «постоянные усилия по обеспечению доступности туристических направлений, продуктов и услуг для всех людей, независимо от их физических ограничений, инвалидности или возраста» [28]. Его также можно понимать как набор «средств и услуг (включая физическую среду, транспорт, информацию, связь), которые позволяют людям с особыми потребностями доступа, постоянными или временными, наслаждаться отпуском и досугом без особых препятствий или проблема »[28].

Туристы с маленькими детьми действительно ограничены в мобильности - они нуждаются в пандусах и парковках для колясок и детского транспорта, в обустроенных туалетах и комнатах матери и ребенка, выдвигают повышенные требования к безопасности среды и квалификации персонала. Но если вопросы доступной среды и доступного туризма, предполагающие инклюзию в туристскую активность людей с ограниченной мобильностью, занимают важное место в стратегических документах и стандартах, то вопросы child-friendly среды пока рассматриваются только в контексте индустрии гостеприимства и развлечений, но не туризма (например, есть требования к безопасности детских площадок и игровых зон, парков и аттракционов, веревочных парков и пр., однако такие объекты как правило востребованы жителями близлежащих районов .

При этом на практике уже можно найти широкий спектр туристских и экскурсионных продуктов, предназначенных для детей и туристов с детьми.

Глубокое понимание потребностей детской аудитории в туризме можно найти в крупных тематических парках, таких как Disneyland или Universal Studios, где применены не только успешные дизайнерские и сервисные решения, такие разнообразные образовательные и развлекательные

программы для детей, детские клубы и событийные мероприятия, зоны отдыха для родителей с грудными детьми и пр., но и такие мелочи, как два глазка во входной двери в номере в отеле (один на уровне глаз ребенка), детские тапочки и пр.

Практика создания удобного для детской аудитории пространства получила широкое распространение в гостиничной сфере. Многие отели давно имеют оборудованный номерной фонд, детское меню в ресторанах, услуги заказа молока перед сном, полотенца и тапочки для детей, анимационные программы и детские клубы. Например, сеть отелей на Карибских островах ведет тесную кооперацию с международной детской телевизионной образовательной программой «Улицей Сезам» для того, чтобы их учреждения, да и дестинации в целом были более привлекательные для детской аудитории. В Турции, Португалии, Кипре и ряде других популярных пляжных дестинациях, привлекающих семейных туристов с маленькими детьми, многие отели предлагают для детей широкий спектр мероприятий, таких как футбол, раскрашивание футболок, магические шоу, вечеринки для сна, показы мод, походы, шоу дельфинов и тюленей. Во многих странах сертификация отельных предприятий включает оценку удобств и услуг для детской аудитории и семей с маленькими детьми.

Как в России, так и за рубежом открываются учреждения музейного типа, ориентированные на детскую аудиторию, и в которых важной является развлекательная функция, а не научная и коммуникационная, например, музеи сказочных персонажей (Бабы-яги, мышки, Деда Мороза и пр.), солидные музеи предлагают широкий ассортимент детских программ и квестов - например, Дарвиновский музей, Музей железнодорожного транспорта, Третьяковская галерея работают с дошкольниками, у них есть как разовые мероприятия, так и систематические образовательные программы. При музее железнодорожного транспорта в Москве действует детская игровая комната, посвященная железнодорожной тематике, в которой малыши могут проектировать с помощью моделей

поездов и железнодорожного полотна свои транспортные системы. Павильон МЦД в Москве также дает возможность детям дошкольного возраста управлять в кабине машиниста скоростным поездом, а заодно знакомиться с достопримечательностями столицы, в том числе с помощью VR-очков). Парковые зоны и пространства также вводят в эксплуатацию По крупным городам в России и за рубежом разработаны экскурсии для родителей с детьми старше 5 лет, в них заложены приемы работы с детьми этого возраста, и таким образом дети вовлекаются в процесс экскурсионного познания сегодня намного раньше. Сегодня разработаны мобильные приложения, оживляющие процесс познания: есть широкий спектр аудиоэкскурсий и квест на платформе Qwixi Tour, в том числе рассчитанный на детскую аудиторию и родителей с детьми [2, 6].

Однако при этом при детальном рассмотрении выявляется ряд противоречий в организации туристского пространства, ставящих под сомнение доступность среды даже тех объектов и аттракций, которые изначально планируются для семейной и детской аудитории. Самой наболевшей темой для туристов с детьми является стоимость некоторых услуг, цена на которые в подчас в разы завышена -например, стоимость маленькой бутылки воды (а бутилированная вода более крупным объемом не продается на территории) в Сочи-Парке составляет 100 рублей, что в пять раз превышает цену в сетевых магазинах в городе. Других источников питьевой воды в парке нет, и это становится большой проблемой для родителей в жаркое время года, которая вызывается и добавляется к проблеме очередей у аттракционов. И если позиция Сочи-парка объясняется тем, что большинство таких объектов зарабатывает не на входных билетах, а на сопутствующих услугах, то стоимость таких продуктов как сладкая вата и вареная кукуруза в государственном Московском зоопарке, которая три раза выше, чем в разгар курортного сезона в пляжных дестинациях страны, объясняется слабо. При этом это наиболее доступные по цене продукты питания, а учитывая

размеры объекта, посетитель с ребенком проведет здесь весь день, и средний чек посещения такого объекта составит полторы - две тысячи рублей. Этот же вопрос касается так называемых музеев с развлекательной функцией - музеи сказочных персонажей, роботов, экспериментариумы и пр., где названия учреждений наталкивают родителя на мысль об их образовательной пользе. Однако стоимость, по данным отзывов посетителей на гугл-картах, сайтах Отзовик.ру и Трипадвайзор, часто не соответствует содержанию, например, билет в музей Робототехники на ВДНХ (Москва) стоит около 500 рублей на человека (около 1500 на семью), при этом представляет собой небольшую экспозицию, посвященную роботам, большая часть из которых не работает, а у работающих собирается очередь. Информационное и экскурсионное сопровождение в базовую стоимость не входит, и предусмотрено по предварительной записи.

Проблемой при посещении больших пространств в городах, таких как парки или упомянутый выше Московский зоопарк, становится и передвижение детей с родителями. Маленькие дети быстро устают, и без использования детского транспорта посещение крупного парка чаще всего ограничивается одной детской площадкой. Если же добираться до объекта общественным транспортом, то брать с собой детский велосипед и даже самокат крайне неудобно. В некоторых объектах даже запрещено передвигаться на велосипедах и самокатах, даже детских. Решением данной проблемы мог бы стать прокат детского транспорта в парковых зонах и крупных объектах, однако если он и есть, то обходится родителям довольно дорого.

В популярном российском курорте Красная Поляна, где существует много активностей для детей, детских зон («Парк чудес», «Хаски-Ленд» и пр.), трасс, обучающих программ, где действует детский клуб и прокат велосипедов, скейтов, лыж и сно-убордов для детей, а также разработаны и обустроены несложные экотропы, которые могут осилить новички и дети, также есть ряд препятствий, усложняющих пребывание туристов с детьми. В частности, на ряде

станций канатной дороги в силу ее пропускной способности и спроса часто формируются большие очереди (в несколько сот человек), и туристы простаивают иногда по несколько часов с мающимися и уставшими детьми, в том числе и грудного возраста. В данном случае не продуманы механизмы управления туристским потоком и нет зон для отдыха туристам с детьми. Как правило, вблизи станций функционируют бары или небольшие по вместимости рестораны. И когда внезапно приближается грозовой фронт с дождем и резким похолоданием, канатная дорога по технике безопасности перестает работать, и оставшимся в очереди туристам просто некуда деваться, а небольшие рестораны не могут вместить всех желающих согреться и укрыться от дождя.

Еще одной проблемой является обустройство удобств для матерей с грудными детьми. Широкий общественный резонанс приобрела история с молодой матерью, кормившей грудью ребенка в одном из залов Третьяковской галереи, которой сделала замечание смотрительница. С одной стороны, в отличие от европейского общества, российские граждане неоднозначно относятся к кормлению грудью в общественных местах, но с другой - единственное место, где молодая мать могла уединиться с ребенком для кормления в музее- это туалет.

Наряду же с указанными претензиями и несоответствию базовым требованиям аудитории, посетители говорят о том, что в некоторых музеях «нельзя трогать руками экспонаты, нельзя залезать на макеты, детям скучно». Но в данном случае музейное учреждение не всегда может пойти навстречу своим посетителям, ведь возможность «потрогать» напрямую зависит от условий сохранения и экспозиции конкретного экспоната. К тому же, в музейной и экскурсионной коммуникации многое зависит не только от организации пространства и экскурсовода, но и от посетителя, его интересов, умения и желания вовлекаться в коммуникационный процесс.

Например, в музейной теории и практике управления на сегодня сложились две противоречивых точки зрения. При-

верженцы первой точки зрения говорят о том, что современный потребитель меняется, меняется его возраст, предпочтения, больше внимания уделяется ощущениям и впечатлениям, и меньше - знаниям. Поэтому важно давать посетителю то, в чем он нуждается - эмоции и впечатления. Многие музеи, идущие по этому пути, проводят иммерсионные экскурсии, используют мобильные приложения с дополненной реальностью, разрабатывают квесты и игры, проводят театрализованные представления. Именно под такие музеи маскируются сегодня учреждения вроде «Дома Великана», «Дома вверх ногами», «Музея Бабы-Яги», «Музея домовых и пр.», которые есть практически в любом посещаемой туристами дестинации. Приверженцы же другой точки зрения отстаивают право музея оставаться храмом знаний и науки, а не превращаться в парк развлечений [1, 3]. Увеличивающаяся детская аудитория посетителей музеев все больше обостряет этот конфликт точек зрения. И поэтому многие музеи ищут компромиссные решения, разрабатывая продукты для маленьких детей, сохраняя при этом профиль научной организации.

Все это заставляет задуматься над вопросом: какими качествами должна обладать среда туристского объекта (аттракции, туристского центра любого уровня), чтобы считаться child-friendly?

Поэтому целью данной статьи является выявление параметров и изучение подходов к оценке оценки доступности среды туристского пространства для детей и туристов с детьми.

Для этого рассмотрим существующие взгляды на понятие и параметры child-friendly среды в российской и зарубежной науке, а также изучим существующие методики оценивания туристского пространства с точки зрения доступности для детей.

Изучение опыта предшественников

В российской научной мысли вопросы детского туризма занимают особое место, однако в большинстве публикаций все в поле зрения попадают школьники, тогда как вопросы организации отдыха туристов с детьми младше 6 лет остаются без внимания. Вопросы доступности среды

для детей как правило рассматриваются с точки зрения потребностей детей с ограниченными возможностями [9]. В практике проектирования туристских пространств, наоборот, все большее внимание уделяется детскому сегменту потребителей. В музеях вводятся программы для детей старшего дошкольного возраста, в тематических пространствах и в объектах туристической инфраструктуры все больше внимание уделяется сервисной детской среде, расширяется сегмент детских экскурсий, увеличивается спектр и качество туристической полиграфической продукции для детей. Детский сегмент становится драйвером инновационного развития отрасли, стимулирование разработку и реализацию инновационных туристических и экскурсионных продуктов и пространств.

Вопросы оценивания доступности среды имеют важнейшее значение во всех аспектах современной отрасли планирования и управления туристической сферой.

В западной теории и практике child-friendly environment рассматривается достаточно широко, преимущественно с точки зрения дизайна среды, городского планирования ([10, 13, 26 и др.]), в поведенческом и потребительском аспектах ([14, 15, 17, 19, 21]), а также с позиций а также проектирования отдельного вида туристских пространств. Особое место вопросы доступности среды для детей занимают в возрастной психологии, педагогике и в отрасли гигиены и физического здоровья, ведь свободное передвижение и физическая активность детей разного возраста должна обеспечиваться в том числе удобностью и безопасностью среды пребывания.

Ряд авторов использует термин «городские открытые пространства», который включает в себя множество «открытых» пространств с твердым покрытием, таких как уличные пейзажи, пешеходные дорожки и площади, а также зеленые зоны с преобладанием растительности, в том числе парки, сады, леса, уличные деревья и игровые площадки, доступные для детей [12, 13, 14].

Все больше авторов за рубежом говорит о необходимости формирования

child-friendly среды, о том, что дети имеют такое же «право» на город, как и взрослые граждане, но они проигрывают в ставках городской пространственной справедливости. Архитектурная среда с упором на автомобили, стандартная позиция городского планирования, которая видит детей только лишь в специально отведенных территориях, сегодня активно критикуется и во многом пересматривается как городскими властями, так и общественностью [10, 11, 13, 26, 27].

На международном уровне вопросы формирования сhild-friendly среды поддерживается Инициативой ЮНИСЕФ и OOH-Habitat под названием «Города, доброжелательные к детям» (Child Friendly Cities Initiative). Она заключается в помощи, оказываемой местным органам власти в реализации Конвенции ООН о правах ребенка. При этом, вопросы формирования сhild-friendly среды в крупных городах в контексте этой инициативы тесно перекликаются с вопросам устойчивого развития городских пространств и их озеленения, и как следствие улучшения качества жизни всех горожан. Например, концепция уличного дизайна Woonerf (т.н. «живых двориков») пришедшая из Нидерландов, предполагает обеспечение приоритета ве-ломобильного транспорта и пешеходного движения над автомобильным, что делает безопасной городскую среду и доступной для детей. Эта концепция была адаптирована в Великобритании (домашние зоны или общие улицы), Швеции и многих других странах. Все это свидетельствует о том, что при правильной расстановке приоритетов государственный сектор уделяет больше внимания созданию благоприятной для детей туристической среды с точки зрения доступного туризма.

Как видим, понятие доступности среды для детей в западной научной мысли сводится преимущественно к вопросам планирования городского пространства.

Однако вопросы доступности туристских пространств для детей широко изучаются азиатскими авторами. Например, Song, H.; Park, C.; Kim, M. поднимают вопрос о необходимости разработки комплексной стратегии развития дестинаций

с учетом потребностей маленьких детей. Они относят туризм с маленькими детьми и для маленьких детей к видам доступного туризма, и отмечают, что и туристская среда дестинаций должна рассматриваться с позиций доступности, а задачей государственного сектора должно стать улучшение условий и услуг с учетом потребностей маленьких детей [24, 25]. Khoo-Lattimore C. и Yang Z., подчеркивают, что при проектировании помещений и услуг для детей младшего возраста необходимо применять комплексный подход, учитывая доступность, возможность взаимодействия с другими детьми, безопасность, гигиену, размер комнаты и размер персонала для программ, ориентированных на детей. [18, 28].

Рассмотрим более подробно работу Song, H.; Park, C.; Kim, M., изучивших до-сутпность среды города Сувон для маленьких детей [24, 25].

«Сувонская крепостная стена» — фортификационное сооружение в городе Сувон (пров. Кёнгидо, Респ. Корея) в 30 километрах к югу от Сеула - сегодня популярная туристская аттракция, в том числе у детей, посещающих ее преимущественно с образовательными целями. Сувон посещает много детей младше 6 лет, и город признан ЮНИСЕФ городом с благоприятной для детей средой. К тому же, город Сувон, в котором расположена крепость Хвасон, является местом, где зародилось «Всемирное движение культуры уборных», и хорошо известен своими чистыми общественными туалетами, обустроенными в соответствии с потребностями разных категорий посетителей. Другими словами, это место на первый взгляд достойно иметь характеристику child-friendly. Тем не менее, удобств и услуг для маленьких детей, включая туалеты, по мнению авторов, здесь недостаточно. Авторы провели опрос 374 респондентов (туристов с детьми младше 6 лет), оценив доступность туристической зоны Сувонской крепостный стены по параметрам, приведенным в табл. 1. Как видим этот метод основан на изучении потребностей категории туристов в соотношении с текущим состоянием среды.

Таблица 1 - Пример оценки доступности среды для туристов с детьми ([24, 25], перевод и адаптация показателей авторов)

Параметры Уровни* Описание

Зона отдыха 1 Скамейки на улице

2 Скамейки на улице с навесом

3 Наличие внутренней зоны отдыха (с кондиционированием и отоплением, очисткой воздуха, укрытием от ветра)

Туалетные комнаты и удобства, предназначенные для детей (горячая вода, пункты смены подгузников, детские туалеты, (низкие) раковины для маленьких детей, детские сиденья). 1 Туалеты оборудованы удобствами для детей, но их недостаточно, они расположены преимущественно в женских туалетах

2 Достаточно количество удобств, но преимущественно в женских туалетах

3 Достаточно количество удобств в женских и мужских туалетах

Детский транспорт 1 Не предусмотрено (не функционирует прокат)

2 Прокат транспорта для передвижения (колясок и тележек)

3 Прокат транспорта для передвижения и развлечения (самокаты, велосипеды, в том числе коляски-велосипеды, машинки и пр.)

Наличие программ и специализированных курсов для детей и родителей с детьми 1 Не предусмотрены для детей (функционируют только для родителей с детьми)

2 Курсы для детей младшего возраста (отдельные, безопасные, невысокой сложности)

3 Специализированные курсы для детей младшего возраста с развлекательными активностями

Плата за вход 1 0,84 USD

2 1,69 USD

3 2,53-3,38 USD

* Уровень 1 отражает текущее состояние среды по изучаемому параметру, уровни 2 и 3 - желаемое по итогам опроса респондентов и требующее существенных инвестиций

Последняя строка отражает не столько финансовую доступность, сколько используется для расчета такого показателя как желание платить за удобства (Willingness to pay, WTP), который отражает силу потребности в той или иной услуге (в данном случае в обустройстве среды для детских посетителей или родителей с детьми). По итогам опроса авторы выявили, что туристы с детьми готовы заплатить больше за вход при условии обустройства туристической зоны удобствами для детей. Другими словами, усиливающаяся тенденция «омоложения» туристического потока, т.е. вовлечение в туризм маленьких детей, влияет на выбор дестинации и туристический спрос, что в свою очередь вынуждает дестинации планировать свою среду таким образом, чтобы она была доступна для детей разного возраста.

Еще один подход к оценке доступности туристского пространства можно найти в работах АСИ, посвященных изучению организации туризма в особо охраняемых территориях [7], где отобраны успешные практики организации туризма в национальных парках и проанализированы категории посетителей в них, их потребности и особенности, туристская инфраструктура и сервисная среда, со-цио-культурная программа и пр. Некоторые национальные парки (например, Дикая природа Тасмании) популярны у семей с детьми, и в отчете опосредовано отмечены подходы к формированию доступной среды для детей: доступные экологические тропы игровые активности (в том числе для детей 2-7 лет), образовательные программы, средства размещения и пр.

Интересный опыт изучения доступности среды для детской аудитории приведем из практики музеев [8]. Авторы проекта «Идеи для музеев» Анна Михайлова и Яна Дерендяева изучили доступность известных российских и зарубежных музеев для посетителей с маленькими детьми на основании изучения сайтов организаций. Основными критериями оценки доступности среды выступили такие:

- Информация об архитектурной доступности, возможности прохода с коляской;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Информация о специальной инфраструктуре (детские туалеты, пеленальные столы, детские комнаты, место для перекуса);

- Рекомендации по организации самостоятельного визита с детьми;

- Программы для малышей и образовательные материалы в открытом доступе.

Одним из недостатков, как указывают автор ы проекта, является отсутствие доступной информации о возможности по-

сещения на большинстве сайтов крупных музеев, или сложность ее поиска. Исключение составляют сайты Дарвиновского и Пушкинского музея, где в специальных вкладках есть информация о правилах и возможности посещения учреждений с коляской, о программах, квестах и экскурсиях, у Дарвиновского музея есть электронные буклеты для дошкольников. У большинства музеев нет информации и рекомендаций по самостоятельному посещению объекта с ребенком (в основном речь идет о групповых экскурсиях).

Сайты музеев Великобритании, США и Австралии в большинстве своем имеют схожую структуру меню, довольно простую. В целом, по сайтам создается впечатление, что музеи Великобритании и США лучше подготовлены к семейным визитам.

На основании проведенного исследования, авторы разработали чек-листы «Музей, удобный для родителей: пространство» и «Музей, удобный для родителей: сайт» (рис. 1).

А) Чек-лист «Музей, удобный для родителей: сайт»

Б) Чек-лист«Мууей, удобный для родтее-лей: прост рансузс»

□ □ □ □ □ □ □ □ □ □

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ ЛИФТОВ И ПАНДУСОВ, КУДА ИМЕННО ОНИ ПОЗВОЛЯТ ДОБРАТЬСЯ

ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОХОДА С ДЕТСКИМИ КОЛЯСКАМИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ С НИМИ ПО ТЕРРИТОРИИ МУЗЕЯ

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ ПЕЛЕНАЛЬНЫХ СТОЛИКОВ, КОМНАТ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ДЕТСКИХ ТУАЛЕТОВ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ; НАЛИЧИЕ КАФЕ, СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕСТ ДЛЯ ПЕРЕКУСОВ. ЕСЛИ КАФЕ, ТО ИМЕЕТСЯ ЛИ ДЕТСКОЕ МЕНЮ И МОЖНО ЛИ РАЗОГРЕТЬ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ. НЕ ЗАБУДЬТЕ СООБЩИТЬ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ ПРИЕМА ПИЩИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЭКСПОЗИЦИИ, ЕСЛИ ОНИ ИМЕЮТСЯ

ЕСТЬ ЛИ ДЕТСКИЕ ПРОСТРАНСТВА, ИГРОВЫЕ ЗОНЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВИЗИТА С РЕБЕНКОМ: ЧТО МОЖНО ПОКАЗАТЬ МАЛЫШУ, КАК С НИМ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ, КАКОЙ МАРШРУТ ВЫБРАТЬ

ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧЕМ МОЖНО ЗАНЯТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА ЭКСПОЗИЦИИ: НАПРИМЕР, ГДЕ МОЖНО ВЗЯТЬ ПОДУШКУ, ЧТОБЫ СЕСТЬ НА ПОЛ, И МОЖНО ЛИ РИСОВАТЬ, ЕСЛИ ДА, ТО ЧЕМ

ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ СКАЧАТЬ/КУПИТЬ СЕМЕЙНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ, МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ИЛИ КВЕСТ

"РОДИТЕЛЬСКАЯ СТРАНИЦА", НА КОТОРОЙ СКОНЦЕНТРИРОВАНА ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ДАНЫ ССЫЛКИ НА РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ

□ □ □ □ □

П □

НАЛИЧИЕ ЛИФТОВ/ПАНДУСОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ БЕЗОПАСНО И УДОБНО ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ С КОЛЯСКОЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ВИЗИТА

ПЕЛЕНАЛЬНЫЕ СТОЛИКИ

ДЕТСКИЕ ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ / ДЕТСКАЯ "ЗАНИЖЕННАЯ" САНТЕХНИКА / ПОДСТАВКИ ИЗ ИКЕИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

КАФЕ (ХОРОШО, ЕСЛИ ЕСТЬ ДЕТСКОЕ МЕНЮ И ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗОГРЕВА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ) ИЛИ МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ПОЕСТЬ ПРИНЕСЕННОЕ С СОБОЙ

ДЕТСКАЯ КОМНАТА / НЕБОЛЬШИЕ ДЕТСКИЕ ЗОНЫ НА ЭКСПОЗИЦИЯХ

ПУТЕВОДИТЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ, ДЕТСКИЕ АУДИОГИДЫ

ПРОГРАММЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ И ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ К АУДИТОРИИ СОТРУДНИКИ

Рис. 1 - Чек листы «Музеи, удобные для родителей» ([8])

Вопросы доступности среды для детей рассматриваются и в контексте изучения гостиничной сферы. Например бzel, £.Н. [22] составил полный список методов детского маркетинга, предлагаемых детям в отелях, ориентированных на детей. Эти методы были разделены на пять основных категорий, которые называются «варианты комнат для

детей», «варианты питания и напитков для детей», «мероприятия для детей», «варианты цен» и «здоровье и безопасность детей». На основе этого исследования в дальнейшем был проведен ряд экспертных оценок путем опроса клубных менеджеров, работающих в важных дестинациях Турции, в частности, Анталии, Мугле, Измире, что позволило

проанализировать практики т.н. детского маркетинга, опирающиеся на вышеперечисленные методы. В итоге были получены оценены модели детского маркетинга в ряде турецких отелей по показателям оборудованности номерного фонда для детей (размер семейной комнаты, наличие детской мебели и удобств для младенцев и пр.), ориентации обслуживания в ресторане отеля (детское меню, напитки, оснащенность ресторанного пространства для детей), наличия и качества культурно-досуговых программ, ценовая политика в отношении гостей с детьми, обеспечение безопасности пребывания детей в отеле.

Еще одним подходом, позволяющим оценивать доступность среды, является работа с обратной связью, то есть с отзывами посетителей на разных ресурсах. Наиболее популярными у туристов являются такие ресурсы, как Google maps (позволяет оценить объект сразу после посещения при условии, если в смартфоне включен режим определения местоположения), TripAdvisor, Booking.com (для средств размещения). Отзывы туристов с маленькими детьми отражают как их потребности в тех или иных услугах, а также недостатки и проблемы в доступности среды.

Таким образом, можно видеть, что вопросы формирования удобной и доступной туристской среды для детей имеют важнейшее значение. Однако при этом нет единого понимания, что считать доступной средой для детской аудитории, в первую очередь для детей младше 6 лет. Показателями доступности туристского пространства выступают его качества, способные удовлетворить потребности туриста в той или иной туристской или рекреационной услуге. Как правило, доступность рассматривается с позиций транспортной, информационной и финансовой точек зрения, отдельно оценивается доступность для маломобильных категорий граждан. Однако, доступность туристского пространства в первую очередь исходят из потребностей конкретной категории туристов, для которой эта доступность рассчитывается. Для семей с грудными детьми важной потребностью является наличие комнаты матери и ребенка, возможность проехать с коля-

ской и оставить ее на время без страха, что ее украдут. Для детей постарше важны детские площадки и программы, позволяющие в игровой форме познать посещаемое туристское пространство. Поэтому важно выявить параметры оценки и методику, которая будет масштабируема и верифицируема на разных видах туристских пространств и охватывать разные категории детей как туристского сегмента потребителей.

В целом можно выделить такие типы туристских пространств в зависимости от их предназначения и общей доступности для детей младше 6 лет.

- предназначенные для детей (тематические парки, игровые зоны, анимационные музеи и развлекательные центры, концептуальные пространства, например, Вотчина Деда Мороза и пр.);

- предназначенные для семейного отдыха (например, пространства, где есть зоны для детского отдыха - парки с детскими площадками, веревочные парки с трассами разного уровня сложности, в том числе рассчитанные на детей и пр.)

- предназначенные для широкой категории посетителей, не всегда child-friendly (например, традиционные музеи разной тематики и уровня, объекты религиозного туризма, городские аттракции, национальные парки и пр.)

- не предназначенные для детей, рассчитанные на старший возрастной сегмент посетителей (например, объекты промышленного туризма, такие как шахты и карьеры, вовлеченные в туристическую сферу мемориалы, кладбища и пр.).

Для выявления параметров доступности среды для детской аудитории на основе изучения потребностей детской аудитории мы воспользовались методом изучения обратной связи по объектам из первых трех категорий туристских пространств в Российской Федерации, и отобрали объекты, которые наиболее часто встречаются в подборках «Топ лучших мест для семейного отдыха» и «Топ лучших мест для детей» в разных открытых источниках (социальных сетях, тематических группах, новостных порталах и информационных ресурсах туристического профиля). В

итоге для анализа были отобраны такие объекты: Сочи-Парк (Сочи), Остров Мечты (Москва), Вотчина Деда, развлекательные музеи (Музей Бабы-Яги в Измайловским комплексе, Дом Великана в Казани), национальный парк Лосиный остров, городские парки и комплексы (ВДНХ, ПКиО им. М. Горького), музеи-заповедник Царицыно. Системно встречающиеся отрицательные отзывы, а также положительные отзывы, содержащие рекомендации по улучшению качества услуг мы учли при выделении параметров оценки доступности среды для детей и посетителей с детьми. Некоторые отзывы или их группы мы приведем в контексте каждого конкретного параметра ниже.

Таким образом, на основе изученных подходов к оцениванию доступности среды, а также на основе изучения обратной связи по некоторым объектам, мы выделили ряд параметров, которые необходимо учитывать при оценки туристского пространства для потребностей туристов с детьми, в первую очередь младше 6 лет. Все показатели мы сгруппировали по видам доступности: информационной, архитектурно-планировочной, социокультурной, нормативно-правовой, транспортной и пр. Рассмотрим их подробнее.

Информационная доступность - это доступность среды с точки зрения информационного комфорта посетителя. Другими словами, это возможность получить информацию из доступных источников и спланировать свой визит. Информационная доступность важнейший показатель наряду с сервисной и архитектурно-планировочной доступностью среды, ведь именно она определяет возможность посещения объекта на этапе планирования. Разные исследования показывают, что туристы с детьми очень ответственны в выборе места посещения, поэтому много внимания уделяют изучению характеристик объекта на разных информационных ресурсах. Поэтому информационная доступность становится первым шагом на пути к привлекательности объекта и подчас определяет в итоге удовлетворенность от поездки.

Показателями информационной доступности выступают следующие.

Наличие сайта с информацией для посетителей с детьми, особенно маленькими, позволяющая оценить как и в какое время можно посетить объект (например, можно ли взять с собой детский транспорт или его можно арендовать, нужно ли брать с собой питание ребенку, есть ли возможность переодеть ребенка, есть ли возможность самостоятельной организации досу-говой программы для ребенка или нужно записываться на экскурсию и т.д.).

Широкая циркуляция путеводителей и общей справочной литературы для посетителей с детьми, наличие специализированных буклетов, образовательных материалов и пр. Например, ряд объектов формирует свою информационную доступность и привлекательность через разработку и распространение изданий справочно-познавательного характера. Как пример также можно привести издание Н.Голь, М. Халтуен «Кошкин дом в Эрмитаже», которая описывает не только историю появления эрмитажных котов, но и место кошек в мировой истории. Благодаря простоте подачи информации и интересному содержанию, книга может быть интересна дошкольникам. Вот описание книги «Очень многие думают, что Эрмитаж — это только музей. Некоторые знают, что это еще и серьезный научный центр, где изучают, реставрируют и сохраняют произведения искусства. И лишь для очень немногих, для избранных, Эрмитаж - родной дом. Эти избранные никогда не испытывали ни малейшего трепета перед царственными чертогами и не любовались хранящимися здесь шедеврами, а воспринимали все окружающее их великолепие как нечто само собой разумеющееся. Речь идет, конечно же, об экспонатах музейной коллекции - об эрмитажном «зверинце», о тех лукавых созданиях, которые подкарауливают посетителей музея, выглядывая из витрин и с полотен великих мастеров. В этой книге рассказывается лишь о некоторой части музейного «зверинца» - а именно о кошках. А еще о тех настоящих, живых котах и кошках, которые просто живут в Эрмитаже, растят здесь потомство и охраняют

свои, а заодно и наши сокровища. Они состоят на государственной службе при музее уже более 260лет» [5]. Такое издание сформирует познавательный интерес у детей, и станет фактором привлечения в музей дошкольной и младшей школьной аудитории.

Еще один пример формирования информационной доступности для детей - это разработка путеводителей, которые функциональны не только во время посещения того или иного туристского центра, но и в процессе подготовки к поездке или после нее. Сегодня можно особо отметить такие форматы детских путеводителей: творческие путеводители (по авторским экскурсиям, как правило по городским пространствам, они как правило, помимо интересной и наглядной информации содержат задания и загадки), путеводители-раскраски (интересный формат, который поможет ребенку вдумчиво изучить отдельные черты памятников и достопримечательностей, раскрашивая их, особенностью таких путеводителей является сочетание познавательной (всегда есть пояснительная информация к каждому объекту) и творческой компоненты (раскрашивание)), путеводители и буклеты с играми (например путеводители, построенные на основе загадок (Загадки в стихах для детей по Санкт-Петербургу)., игровые формы (например, буклет «Национальный парк Шульган-Таш. Памятка гостя» представил свое пространство в виде игры-бро-дилки), квест-буки (например, квест-бук по Омску, «Рождение Петербурга», автор Б.Г. Кипнис)), дневники путешественника и судовые журналы» (например, путеводитель по Золотому Кольцу в виде судового журнала (Золотое кольцо: иллюстрированный путеводитель для детей и родителей/ сост. Дупленская Е. СПб.: Из-во «Фордевинд», 2016)), и пр.

Помимо путеводителей сегодня активно разрабатываются комплекты информационных материалов, направленные на изучение тех или иных объектов или пространств. Например, проект «Мой Петербург» направлен на знакомство детей от 3 до 6 лет с городом Санкт-Петербургом и включает в себя карту путешествий, кар-

точки-экскурсии, материал для квеста, папка с заданиями для закрепления материала, лото, заготовки для творческих заданий (шнуровки, раскраски и пр.), а также материал в помощь родителям. Еще одной разновидностью подобных изданий являются «прогулки из шкатулки». Например, серия «Прогулки из шкатулки» от Хельги Патаки (от 7 лет). В нее входят обучающие игры-путешествия «Москва», «Санкт-Петербург» и «100 чудес света». В коробках есть по 90100 (в зависимости от набора) карточек с достопримечательностями и интересными фактами о них, проработанные и визуально оформленные маршруты, а также красочные карты городов (в случае с чудесами света - карта мира), фишки и кубики для того, чтобы путеводитель превратился в настольную игру.

Также важным показателем информационной доступности является наличие объекта на ресурсах, позволяющих родителям изучить отзывы о нем: Google-maps, TripAdvisor, Отзовик.ру и пр. При этом важно, чтобы администрация объекта уделяла внимание работе с отзывами, чтобы негативные отзывы не оставались без ответа, или этот ответ не был формальной отпиской.

Возможность найти объект на интерактивных картах и спланировать маршрут - тоже важный показатель информационной доступности среды.

Еще один показатель информационной доступности - это удобная и грамотная навигация в месте пребывания: система маркировки, информационных щитов и указателей, наличие сервисов (например, приложений для навигации, а также с дополненной реальностью для навигации и развлечения) и картографических материалов [4].

Частью информационной доступности является привлекательность места для детской аудитории, понятность пространства (например, дошкольников не водят на кладбища даже с познавательными целями.

Нормативно-правовая доступность среды - это возможность посещения ее детьми в составе организованных групп без родителей. Например, дошкольники

имеют возможность посещать объекты туристской среды в основном только с родителями, детские дошкольные учреждения, как правило, не имеют нормативно-правовых оснований для организации выездных занятий и экскурсий.

Ряд музейных учреждений организовывает курсы, кружки и клубы на базе своей коллекции для дошкольников и детей младшего школьного возраста, формируя для этого нормативно-правовые основания.

Транспортная доступность среды -

это удобство и возможность добраться до места или объекта туристу с маленьким ребенком. Параметры транспортной доступности хорошо разработаны для людей с ограниченными возможностями (это и наличие специализированной стоянки, и общественного транспорта с удобствами, оборудованные остановки с лифтами с учетом расстояния до объекта и пр.). Однако для людей с детьми, особенно маленькими транспортная доступность - тоже важный вопрос планирования и осуществления посещения объекта. Транспортная доступность для туристов с детьми включает в себя возможность добраться общественным транспортом, удобство общественного транспорта, количество пересадок (чем меньше, тем лучше), время, затрачиваемое на поездку в одну сторону, расстояние от остановки общественного транспорта до объекта и пр.

Например, этнопарк «Кочевник» в Сергиево-Посадском районе Московской области - это уникальный этнографический проект под открытым небом, который позволяет посетителям познакомиться с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой кочевых народов разных стран. Помимо удачно спроектированного пространства, парк реализует социо-культурную программу, в которой особое внимание уделяется детской аудитории, на территории есть ряд активностей, интересных детям разного возраста, детская площадка, на сайте есть подробная информация для туристов с детьми (вкладка «Частному посетителю», раздел «Отдых с детьми», и вкладка «Группам», раздел «Всем классом»). На сайте есть под-

робная информация о том, как можно добраться до объекта.

Однако с точки зрения транспортной доступности этот объект имеет ряд недостатков. В первую очередь его месторасположение рассчитано на туристов с личным транспортом, добраться общественным транспортом сложно - например, туристу из Москвы или из Сергиева Посада необходимо доехать электричкой до станции Хотьково, после чего добираться 5 км до объекта либо на такси (что достаточно дорого), либо своим ходом. Можно доехать на велосипедах или самокатах, но дорога имеет крутые уклоны и не имеет велосипедной дорожки, ехать можно только по обочине, что создает сложности и препятствия как бывалым велосипедистам, так и начинающим дошкольникам и школьникам. Нужно отметить, что администрация этнопарка ответственно отнеслась к этому вопросу и долгое время пыталась договорится с местными властями о том, чтобы вблизи парка сделать остановку общественного транспорта (от станции электрички до Ярославского шоссе ходит рейсовый автобус, однако он не останавливается возле «Кочевника»).

Нужно отметить, что ориентация многих других объектов подобного плана на туристов с личным транспортом - это общая негативная черта, которая с одной стороны делает их подчас недоступными для туристов без автомобиля, и создает дополнительную антропогенную нагрузку на экосистемы.

Архитектурно-планировочная доступность - это оборудованность пространства для потребностей туристов с маленькими детьми. Для закрытых помещений (например, музеев и развлекательных учреждений) - это возможность проехать с коляской, наличие пандуса, игровых зон, для открытых пространств (парков, охраняемых территорий, городского пространства) - это наличие эргономичных скамеек, зон для отдыха и беседок.

Общим показателем для архитектурно-планировочной доступности среды является наличие зон отдыха и развлечения детей: детских игровых площадок (как внутри помещения, так и в открытых про-

странствах), где дети могут осуществлять познавательную и спортивную активность (рекреация через движение), социализироваться через организованные игры; зон отдыха (со спокойной обстановкой, где ребенок с родителями может отдохнуть, для маленьких детей возможен дневной сон).

Показателем архитектурно-планировочной доступности является также дизайн санитарных помещений (достаточное количество туалетов, из расчета среднего числа посетителей в день и размера территории, уровень и расположение раковин, унитазов, наличие отдельных детских туалетных комнат и пр.). Например, в большинстве случаев в современных общественных местах детские раковины оборудованы только в женских туалетах, хотя большинство ученых (как в области психологии, так и в области дизайна среды) склоняются к мысли о необходимости увеличения участия мужчин в обучении и уходе за детьми младшего возраста [37], это помогает улучшить связи между родителями и детьми и семейные отношения (корейские авторы). К тому же даже в аквапарках зачастую отсутствуют детские раздевалки, что порождает споры и конфликты между матерями мальчиков, которые не могут оставить ребенка в мужской раздевалке самого, и женщинами разного возраста, считающих, что присутствие лица мужского пола (в том числе и ребенка) в женской раздевалке не допустимо.

Еще одним показателем доступности среды выступает наличие удобств для детского передвижения, которое во многом упирается в использование детского транспорта (коляски, велосипеды, самокаты, роликовые коньки). Этот показатель отражает ответы на вопросы есть ли стоянка для детского транспорта, есть ли возможность им воспользоваться в месте посещения, можно ли взять напрокат. А, например, такая услуга. как прокат детского самоката, велосипеда или электромашинки имеет две важные функции - упрощение передвижения и развлечение. Во многих популярных национальных парках с развитой туристической инфраструктурой есть продуманные доступные маршруты с прокатом инвалидных колясок, это

делает такую среду доступной для лиц с ограниченной мобильностью. Как правило, такой прокат бесплатный [7]. Прокат же детского транспорта в большинстве национальных парков не предусмотрен. Хотя при этом администрации резерватов стремятся сократить использование личного транспорта и пересадить своих посетителей на общественный (с целью сокращения антропогенной нагрузки). А родители, приехавшие в общественном транспорте, скорее всего откажутся от провоза с собой детского транспорта, ми значит будут нуждаться в его прокате в месте назначения. В Диснейленде, например, туристы могут взять коляску для маленького ребенка напрокат, такая потребность возникает чаще всего из-за того, что посетители тематического парки приезжают на общественном транспорте, где везти коляску не всегда удобно. А вот в большинстве парков Москвы, прокат детского транспорта если и есть, то обходится родителям довольно дорого, хотя в крупных парках есть услуга по бесплатному прокату инвалидных колясок. То есть, при всей кажущейся ориентированности на детей (обилие детских площадок, игровых зон, музеев и развлекательных центров), базовые потребности детей в комфортном передвижении не всегда могут быть обеспечены.

Социокультурная программа как показатель доступности среды для детей выступает одним из основных способов презентации объекта и расширения его деятельности за счет вовлечения детской аудитории. Показатель включает в себя: наличие социо-культурных мероприятий для детей, их качество и иммерсивность, систематичность проведения, доступность не только для организованных групп, но и для индивидуальных посетителей, гейми-фикация всех активностей.

Различные туристические направления предлагают специализированные программы для маленьких детей. Многочисленные музеи (например, Музей Гуггенхайма в Соединенных Штатах, Remai Modern в Канаде) предлагают туры с колясками для семей с маленькими детьми (в Эрмитаже также разово проводилась такая

экскурсия), а некоторые общественные парки предлагают вспомогательные программы для маленьких детей (например, «Дети в движении» «в парках Нью-Йорка). В парках Москвы и Подмосковья активно проводятся квесты для детей, однако большинство таких активностей предполагает посещение объекта в составе организованной группы.

Однако просто наличие социокультурных программ для детей не может быть показателем доступности и эффективности среды. Например, знаменитая Вотчина Деда Мороза, привлекающая туристов с детьми уже самим названием, хоть и имеет разнообразные формы активности для детей, в высокий сезон не справляется с наплывом туристов и получает такие отзывы: «Дед Мороз работает как автомат: заученные фразы, стандартное приветствие, без души»; «Экскурсовод по дому совсем не понравился. Девушка просто читала заученный текст, абсолютно не заинтересовывая детей ... не хватило от неё эмоций совсем. От героев из тропы сказок тоже эмоций не хватило (кроме Бабы-Яги, она молодец). Вообще чувствуется, что персонал устал, и просто работает». Таких отзывов больше всего пишется в зимний сезон, непосредственно перед и после Нового года, но ведь именно это время является важным для детской аудитории, в это время родители стремятся привезти ребенка в сказку, в гости к Деду Морозу. Поэтому не только наличие и количество социокультурных программ, но и их качество является показателем доступности среды для детской аудитории.

Важной характеристикой социокультурных программ является их соответствие физиологическим и психологическим особенностям детей, например особенности детей дошкольного возраста накладывают ограничения на продолжительность формы обучения и требуют наличия сменяемых форм деятельности, продолжительность мероприятия должна быть не более 45 минут, для отдельных форм - не более одного часа, физическая активность должна сменяться умственной, и наоборот).

Приведем ещё один пример. Музей-заповедник «Царицыно» ряд актив-

ностей для детей, в частности для маленьких детей экскурсии, интерактивные программы, «Глиняные сказки бабушки Ульяны» (сказочные истории с глиняными игрушками, «В гостях у императорской семьи», «Прогулки по музею. Петергоф», детские программы с языковым уклоном, концерты, тематические детские дни рожденья и квесты. При этом квесты проходят без гида-сопровождающего, задания после покупки билета можно скачать на смартфон. Это положительный момент, который позволяет организовать качественный досуг для посетителей с маленькими детьми. Остальные программы проходят по записи, и учитывая большой поток посетителей, особенно в выходные и праздничные дни, не могут обеспечить даже малую часть туристов с детьми активностями. Большинство активностей проводится в музейных помещениях, и парковая зона практически полностью оказывается за пределами социокультурной программы объекта. Здесь есть всего три детских площадки, две из которых очень маленькие, рассчитанные на самых юных посетителей. Дорожки в парке очень узкие, очень тяжело проехать с коляской, а учитывая поток посетителей в выходные дни, и детям на самокатах и велосипедах. Также в парке действует запрет на использование велосипедов и самокатов (кроме детских), поэтому с подростковым велосипедом сюда посетителей уже не пропустят.

В связи с этим можно отметить еще одну характеристику доступности среды - это обеспеченность ее аудиогидами и аудоэкскурсиями, рассчитанными на детскую аудиторию.

Финансовая доступность включает в себя такие показатели:

• уровень цен на услуги (входные билеты, экскурсии, сопутсвующие сервисы - аренда детского транспорта, цены на питание, в том числе детское, мастер-классы, кве-сты, игровые зоны и пр.);

• соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;

• соответствие цен на услуги объекта уровню цен в подобных же

объектах, но в других регионах страны или за рубежом.

Мы изучили отзывы туристов на популярном ресурсе TripAdvisor о нескольких туристических объектах, ориентированным на детей, в частности о тематических парках (Сочи-Парк (Сочи), Остров Мечты (Москва), Вотчина Деда Мороза (Великий Устюг), нескольких развлекательных музеях на предмет финансовой доступности. В большинстве негативных отзывов так или иначе отмечаются проблемы финансовой доступности. Например, в тематических парках дети проходят по детскому билету, который не намного дешевле взрослого (в Сочи парк по росту, до 107 см бесплатно, от 107,1 см до 140 см - по детскому билету, в Остров мечты от 90 до 130 см по детскому билету ), однако посещение большинства основных аттракционов имеет ограничения по росту, и дети ростом 130-140 см не попадают на них. Для этой возрастной группы детей предусмотрена отдельная зона аттракционов, но, например, в Сочи-парке она не тематическая, и такие же аттракционы есть в большинстве городских парков. Это вызывает недовольство родителей, которые не могут кататься без детей (не предусмотрена услуга досмотра за детьми, пока родители катаются на аттракционе), и у которых дорогостоящее посещение парка сводится к посещению «детской», далеко не уникальной зоны. Нужно отметить, что в Сочи-парке есть семейные аттракционы, где маленькие дети могут покататься с родителями на лодочке, есть многочисленные тематические детские площадки, зоозона, есть возможность выйти за пределы парка для организации дневного сна и питания без потери билета. В Острове Мечты такой возможности нет. Другие дополнительные активности в парках платные. Сочи-парк обойдется туристам дешевле, чем Остров Мечты как по показателям стоимости входного билета, так и по дополнительным расходам. При этом. в последнем в большинстве отзывов (как положительных, так и отрицательных) отмечается несоответствие цены качеству и объему услуг.

Такие же результаты мы получили, анализируя отзывы туристов о развлека-

тельных музеях, в которых как правило, есть небольшое пространство и анимационно-развлекательная программа. Туристы отмечают несоответствие цены качеству услуг, а также стоимость дополнительных услуг - фотографий, сувениров и пр. Например, позиционирующий себя как музей «Дом Великана» в Казани, на самом деле представляет несколько комнат с огромной мебелью, без анимационной программы здесь можно только фотографироваться. Стоимость такого посещения с магнитом на память обойдется туристу по цене обзорной экскурсии по Казанскому кремлю.

В отзывах о Вотчине Деда Мороза также отмечаются отрицательные показатели финансовой доступности: «Из минусов цена-неоправданно дорого», «То что вы платите за вход туда входит и вход в терем дедушки с экскурсией, а вот за то чтобы он подарил вашему ребёнку грамоту платите отдельно, за то чтобы он подарил ребёнку ваши же подарки которые вы привезли с собой или купили на месте тоже нужно платить. Повторюсь приехать сюда стоит, но будьте готовы ко всему написанному сверху».

Важным показателем доступности среды для детской аудитории является физическая безопасность (безопасность передвижения, например, безопасность пешеходных зон в городском пространстве), оборудованность пешеходных и велосипедных зон, безопасность игровых зон (безопасность материалов, отсутствие острых краев у бордюров и отделочных частей детских объектов), показатели безопасности помещений, а также наличие врача или медицинской службы. Пандемии Covid-19 обратила внимание общественности на вопросы гигиены и санитарной безопасности, что также входит в понятие безопасности и доступности среды для детского туризма. Ограничения количества посетителей, одновременно пребывающих в тесном пространстве, регулярность санитарной обработки контактных поверхностей, наличие инфракрасных ламп, чистота воздуха и пр. - все эти показатели были всегда актуальны для детских пространств, однако эти нормы не всегда соблюдались, но в условиях пандемии они приобретают

первоочередное значение и скорее всего войдут в нормативную документацию всех типов объектов туристской индустрии.

Еще одним важным показателем доступности среды в современных условиях выступает организация управления потоками посетителей. Очереди - это важнейшая проблема популярных туристических объектов. Практически каждый тематический парк мирового уровня сталкивается с этой проблемой, в очередях к аттракционам туристам приходится проводить по несколько часов. Из отзывов туристов, посещающих тематические парки в России «Везде в парке плачут дети, потому что они устали стоять в очередях. Никакой радости на их лицах. Везде очереди-очереди-детский плач. Испорченный день отдыха, испорченные впечатления, обессиленный ребенок». Решением этого вопроса могли бы стать ограничения по продаже билетов (что скажется на прибылях объекта), логистика туристического потока (формирование альтернативных видов деятельности, маршрутов, аттракций), обустройство зоны ожидания (ведь в большинстве изучаемых объектов эта зона представляет собой коридор для стояния и турникеты, без возможности присесть, показать ребенку видео в гаджете, организовать ожидание детей так, чтобы им было не скучно и не утомительно).

Выводы. Таким образом, можно подвести следующие итоги. Важнейшим трендом современной туристской отрасли является изменение структуры туристического потока и вовлечение в сферу туризма маленьких детей, которые становятся важными потребителями туристских услуг и при этом зачастую влияют на выбор места отдыха всей семьи. И если многие объекты туристического интереса, а также средства размещения и объекты транспортной системы уже имеют широкий опыт работы с туристами школьного возраста, то на потребности маленьких детей в туризме обращать внимание стали сравнительно недавно. Тем не менее, уже накоплена практика как организации туристических пространств для потребностей маленьких детей, так и проведения досуговых и экскурсионных мероприятий. Однако, как по-

казывает опыт, даже те объекты, которые непосредственно предназначены для детского отдыха, имеют проблемы с теми или иными аспектами доступности среды. Все это обуславливает важность вопросов доступности туристических объектов разного уровня и ранга для туристов с маленькими детьми.

Анализ отечественной и зарубежной литературы в контексте изучения доступности среды показал значительный перекос в сторону доступного туризма в целом, вопросы организации отдыха детей с ограниченными возможностями активно изучаются российскими авторами, а понимание показателей доступности среды тесно связано с вопросами инклюзивной деятельности и доступного туризма. Зарубежная научная литература больше охватывает вопросы дизайна городского пространства и психологических факторов среды проживания ребенка в контексте реализации его конституциональных прав и свобод. И лишь несколько авторов поднимают вопросы доступности среды для туристов с маленькими детьми как групп граждан с ограниченной мобильностью и особыми потребностями. Наиболее широко вопросы доступности среды для детской аудитории рассматриваются в гостиничном секторе и публикациях, связанных с ним.

В музейном деле вопросы доступности среды больше изучаются в коммуникационном контексте (то есть, есть исследования, посвященные разработке детских экскурсий и квестов, лекций и мастер-классов, но не вопросам зонирования, дизайна и проектирования пространства), но есть практические разработки, которые направлены на изучение доступности среды для посетителей с грудными детьми [8].

Мы изучили существующие подходы к оценке доступности среды, и на основе их выделили виды доступности среды для посетителей с маленькими детьми (детьми дошкольного возраста): информационную, нормативно-правовую, транспортную, архитектурно-планировочную, социо-куль-турную, финансовую, а также безопасность среды как показатель доступности.

Вопросы продвижения объектов на рынке туризма сегодня имеют важное

значение, поэтому у объектов, предназначенных или потенциально интересных гостям и туристам с маленькими детьми в России в большинстве случаев показатели доступности среды лучшие именно по информационной доступности. Многие объекты имеют сайты с информацией для родителей с детьми, для муниципальных образований важным вопросом является вовлечение детей в сферу туризма, поэтому для их туристических пространств разработаны и разрабатываются разнообразные детские путеводители, сочетающие в себе информационную, развлекательную, творческую и образовательную функции.

Оценка архитектурно-планировочной и социокультурной доступности среды туристических объектов для туристов с маленькими детьми - это перспективная тематика дальнейших исследований. Эти две группы доступности среды с одной учитываются многими объектами и муниципальными образованиями, но при этом же зачастую формально и поверхностно. Анализ успешных зарубежных практик показывает, что архитектурно-планировочная доступность тесно связана с безопасностью и должна опираться даже на такие мелочи, как навесы над скамейками в парке, мягкие, но не скользкие покрытия, достаточно количество места для отдыха родителей у детских площадок и пр. Одной из проблем доступности российских туристических пространств для семей с детьми является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прокат и парковка детского транспорта, последняя предусмотрена только в детских поликлиниках (а это не туристические объекты), а прокат если и есть, то достаточно дорогой.

Наиболее проблемной оказалась финансовая доступность многих туристических объектов и пространств. Понимая значимость детских интересов в туристической сфере и тот факт, что за детские развлечения родители готовы платить больше, чем за собственные, многие операторы выставляют зачастую слишком высокие цены, которые не соответствуют объёму оказанных услуг и в итоге - полученному впечатлению. Изучение отзывов по наиболее популярным объектам отдыха и развлечения для детей, особенно маленьких, показывает, что основные претензии у туристов возникают не в связи с высокими ценами на входные билеты и дополнительные услуги, а потому, что оказанные в итоге услуги не соответствуют изначальному уровню ожиданий. Именно оправданные ожидания от поездки формируют положительное впечатление, которое и является конечным результатом, за который платит турист.

Поэтому одним из важных вопросов развития туристической сферы в России является формирование многосторонней доступности туристического пространства для родителей с маленькими детьми с учетом принципов экономики впечатлений.

Список источников

1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 38-46.

2. Афанасьев О.Е. Опыт разработки иммерсивных аудиоэкскурсий на Smart-платформе Qwixi // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1(88). С. 72-92.

3. Афанасьев О.Е. Экономика впечатлений в работе музейных учреждений: обзор кейс-практик // Наука -сервису: Мат. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. И.В. Бушуевой, О.Е. Афанасьева. 2018. С. 263-272.

4. Афанасьев О.Е., Троценко О.В. Информационно-ориентированная система туристской маркировки для городских территорий // Туризм и региональное развитие: Сб. тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, Вып. 7, 2014. С. 20-25.

5. Голь Н., Халтуен М. Кошкин дом в Эрмитаже. М.: Изд-во «Арка», 2008. 105 с.

6. Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика. Ч. 1: Монография / колл. авторов; под ред. О.Е. Афанасьева. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 544 с.

7. Международный опыт развития экотуризма на ООПТ: Руководство по развитию ООПТ. М.: ООО «СИТИ-МЭЙКЕРС», 2019. 258 с.

8. Михайлова А., Дерендяева Я. Дети и родители в музеях. Вып. 1. 2019. C. 3-20.

9. Потапова Н.В., Скребец С.А. «Музей ярких фонарей» для слепых и слабовидящих посетителей // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. №2. С.88-95.

10. Carroll P., Calder-Dawe O., Witten K., Asiasiga L.A. Prefigurative Politics of Play in Public Places: Children Claim Their Democratic Right to the City Through Play // Space and Culture. 2018. Vol. 22. Iss. 3. Pp. 294-307. doi: 10.1177/1206331218797546.

11. Francis M. Control as a Dimension of Public-Space Quality // In: Altman I., Zube E.H. (eds) Public Places and Spaces. Human Behavior and Environment (Advances in Theory and Research). 1989. Vol. 10. Pp. 147-172. doi: 10.1007/978-1-4684-5601-1_7.

12. Freeman C. Cities that encourage happiness / In book: C. Ergler, R. Kearns, K. Witten (Eds.) Children's health and wellbeing in urban environments. 2017. Pp. 84-99.

13. Freeman C., Tranter P. Children and their urban environment: Changing worlds. London: Earthscan, 2011.

14. Johansson M., Martensson F., Jansson M., Sternudd C. Urban space for children on the move // Transportation and Children's Well-Being. 2020. Pp. 217-235. doi: 10.1016/b978-0-12-814694-1.00012-9.

15. Kozak M., Duman T. Family members and vacation satisfaction: Proposal of a conceptual framework // International Journal of Tourism Research. 2012. Iss.14. Pp. 192-204.

16. Li M., Wang D., Xu W., Mao Z. Motivation for family vacations with young children: Anecdotes from the Internet // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2017. Iss.34:8. Pp. 1047-1057. doi: 10.1080/10548408.2016.1276007.

17. Curtale R. Analyzing children's impact on parents' tourist choices // Young Consum. 2018. Vol.19. Pp. 172-184.

18. Khoo-Lattimore C., Prayag G., Cheah B.L. Kids on board: Exploring the choice process and vacation needs of Asian parents with young children in resort hotels // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2015. Vol. 24. Pp. 511-531.

19. McNeal J.U., Herndon N.C., Yeh C. A Study of Children's Consumer Socialization in Hong Kong over a Five-Year Period: Income, Spending and Saving // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics. 1998. Vol. 10(3). Pp. 48-66.

20. Nyman E., Westin K., Carson D. Tourism destination choice sets for families with wheelchair-bound children // Tourism Recreation Research. 2018. 43. 26-38.

21. Oliver M., Witten K., Kearns R., Mavoa S., Badland H., Carroll P., Ergler C. Kids in the city study: Research design and methodology // BMC Public Health. 2011. Vol. 11. Pp. 587.

22. Ozel £.H. Marketing to Children in Tourism Industry: Descriptive Analysis of Kid-Friendly Hotels' Practices in Turkey', Marketing Places and Spaces // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. 2015. Vol. 10. Pp. 193-208.

23. Ozogul G., Baran G.G. Accessible tourism: The golden key in the future for the specialized travel agencies // Journal of Tourism Futures. 2016. Vol. 2. Pp. 79-87.

24. Song H., Park C., Kim M. Tourism Destination Management Strategy for Young Children: Willingness to Pay for Child-Friendly Tourism Facilities and Services at a Heritage Site // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. P. 7100.

25. Song H.A. Study on the Establishment of an Accessible Tourism Environment in Suwon Hwaseong Fortress for Children and Their Families. Suwon: Suwon Research Institute, 2019.

26. Thomson J., Philo C. Playful space? A social geography of children's play in Livingston, Scotland // Children's Geographies. 2004. Vol. 2. Pp. 111-130.

27. Woolley H., Spencer C., Dunn J., Rowley G. The child as citizen: Experiences of British town and city centres // Journal of Urban Design. 1999. Vol. 4. Pp. 255-282.

28. Yang Z., Jin F., Shou J., Yang Y. Landscape planning and design of tourist highway service area under the background of all-for-one tourism system // IOP Conf. Ser. Earth Environ. Sci. 2019. P. 304.

References

1. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).

2. Afanasiev, O. E. (2020). Opyt razrabotki immersivnyh audiojekskursij na Smart-platforme Qwixi [Experience in the developing immersive audio-tours on the Qwixi Smart platform]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 14(1), 72-92. (In Russ.).

3. Afanasiev, O. E. (2018). Ekonomika vpechatlenij v rabote muzejnyh uchrezhdenij: obzor kejs-praktik [The Economy of Impressions in the Work of Museum Institutions: An Overview of Case Practices]. Nauka -servisu [Science for service]. Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference, 263-272. (In Russ.).

4. Afanasiev, O. E., & Trotsenko, A. V. (2014). Informacionno-orientirovannaja sistema turistskoj markirovki dlja gorodskih territorij [Information-oriented tourist labeling system for urban areas]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and Regional Development]. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Smolensk, 7, 20-25. (In Russ.).

5. Gol', N., & Haltuen, M. (2008). Koshkin dom v Ermitazhe [The cat's house in Hermitage]. Moscow: Publishing house "Arka". (In Russ.).

6. Afanasiev O. E. (ed). and oth. (2020). Innovacii v ekskursionnoj rabote: koncepcii, tehnologii, praktika [Innovations in excursion affair: The concepts, technologies, practice]. P.1: A monograph. Moscow; Berlin: Direct-Media. (In Russ.).

7. Mezhdunarodnyj opyt razvitija ekoturizma na OOPT [International experience in the development of ecotourism in protected areas]: Guidelines for the development of protected areas (2019). Moscow: CITIMAKERS LLC. (In Russ.).

8. Mikhailova, A., & Derendjaeva, Ya. (2019). Deti i roditeli v muzejah [Children and parents in museums]. 1, 3-20. (In Russ.).

9. Potapova, N. V., & Skrebets, S. A. (2016). «Muzej jarkih fonarej» dlja slepyh i slabovidjashhih posetitelej ["Museum of Bright Lanterns" for the blind and visually impaired visitors]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 88-95. (In Russ.).

10. Carroll, P., Calder-Dawe, O., Witten, K., & Asiasiga, L. (2018). A Prefigurative Politics of Play in Public Places: Children Claim Their Democratic Right to the City Through Play. Space and Culture, 22(3), 294-307.

11. Francis, M. (1989). Control as a Dimension of Public-Space Quality. In: Altman, I., & Zube, E. H. (eds). Public Places and Spaces. Human Behavior and Environment (Advances in Theory and Research), 10, 147-172.

12. Freeman, C. (2017). Cities that encourage happiness. In C. Ergler, R. Kearns, & K. Witten (Eds.). Children's health and wellbeing in urban environments, 84-99.

13. Freeman, C., & Tranter, P. (2011). Children and their urban environment: Changing worlds. London: Earthscan.

14. Johansson, M., Martensson, F., Jansson, M., & Sternudd, C. (2020). Urban space for children on the move. Transportation and Children's Well-Being, 217-235. doi: 10.1016/b978-0-12-814694-1.00012-9.

15. Kozak, M., & Duman, T. (2012). Family members and vacation satisfaction: Proposal of a conceptual framework. Journal of Travel & Tourism Marketing, 14, 192-204.

16. Li, M., Wang, D., Xu, W., & Mao, Z. (2017). Motivation for family vacations with young children: Anecdotes from the Internet. Journal of Travel & Tourism Marketing, 34:8, 1047-1057. doi: 10.1080/10548408.2016.1276007.

17. Cúrtale, R. (2018). Analyzing children's impact on parents' tourist choices. Young Consum, 19, 172-184.

18. Khoo-Lattimore, C., Prayag, G., & Cheah, B. L. (2015). Kids on board: Exploring the choice process and vacation needs of Asian parents with young children in resort hotels. Journal of Hospitality Marketing & Management, 24, 511-531.

19. McNeal, J. U., Herndon, N. C., & Yeh, C. (1998). A Study of Children's Consumer Socialization in Hong Kong over a Five-Year Period: Income, Spending and Saving. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 10(3), 48-66.

20. Nyman, E., Westin, K., & Carson, D. (2018). Tourism destination choice sets for families with wheelchair-bound children. Tourism Recreation Research, 43, 26-38.

21. Oliver, M., Witten, K., Kearns, R., Mavoa, S., Badland, H., Carroll, P., & Ergler, C. (2011). Kids in the city study: Research design and methodology. BMC Public Health, 11, 587.

22. Ozel, H. (2015). Marketing to Children in Tourism Industry: Descriptive Analysis of Kid-Friendly Hotels' Practices in Turkey', Marketing Places and Spaces. Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, 10, 193-208.

23. Ozogul, G., & Baran, G. G. (2016). Accessible tourism: The golden key in the future for the specialized travel agencies. Journal of Tourism Futures, 2, 79-87.

24. Song, H., Park, C., & Kim, M. (2020). Tourism Destination Management Strategy for Young Children: Willingness to Pay for Child-Friendly Tourism Facilities and Services at a Heritage Site. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 7100.

25. Song, H. A (2019). Study on the Establishment of an Accessible Tourism Environment in Suwon Hwaseong Fortress for Children and Their Families. Suwon: Suwon Research Institute.

26. Thomson, J., & Philo, C. (2004). Playful space? A social geography of children's play in Livingston, Scotland. Children's Geographies, 2, 111-130.

27. Woolley, H., Spencer, C., Dunn, J., & Rowley, G. (1999). The child as citizen: Experiences of British town and city centres. Journal of Urban Design, 4, 255-282.

28. Yang, Z., Jin, F., Shou, J., & Yang, Y. (2019). Landscape planning and design of tourist highway service area under the background of all-for-one tourism system. IOP Conf. Ser. Earth Environ. Sci., 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.