Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ'

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННОГО / ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ / ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Ольга Владимировна, Столяров Дмитрий Анатольевич

В статье, посвященной анализу отдельных положений УИК РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих оказание осужденным социальной помощи, приводится понятие социальных прав осужденных, а также называются их виды. Обращается внимание на коллизию тех нормативных положений, которые определяют порядок обязательного социального страхования осужденных к лишению свободы, в частности, предоставления беременным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, пособия по беременности и родам. В ходе анализа положений статьи 182 УИК РФ отмечается необходимость создания специального федерального закона, принятие которого позволит внести ясность в решение вопроса об обеспечении права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколова Ольга Владимировна, Столяров Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION CLARITY OF SOCIAL RIGHTS OF CONVICTS SERVING IMPRISONMENT

In the article devoted to the analysis of particular provisions of the Criminal Executive Code of the Russian Federation and other normative legal acts regulating the provision of social assistance to convicts, the concept of the social rights of convicts as well as their types are given. Special attention is paid to the conflict of those regulations that determine the procedure for compulsory social insurance of convicts sentenced to imprisonment, in particular, the provision of maternity benefits to pregnant women serving sentences in correctional facilities. While analyzing the provisions of Article 182 of the Criminal Code of the Russian Federation, the necessity to create a special federal law, the adoption of which will clarify the issue of ensuring the right of released convicts to labor and household arrangements and other types of social assistance, is pointed out.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-350-354 УДК 343.811

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Ольга Владимировна Соколова

и. о. декана юридического факультета

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,

кандидат юридических наук, доцент

E-mail: olgasokolova.067@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3002-2588

Дмитрий Анатольевич Столяров

доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Ивановского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», кандидат исторических наук E-mail: stoliarow.mitya@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3985-6311

Аннотация. В статье, посвященной анализу отдельных положений УИК РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих оказание осужденным социальной помощи, приводится понятие социальных прав осужденных, а также называются их виды. Обращается внимание на коллизию тех нормативных положений, которые определяют порядок обязательного социального страхования осужденных к лишению свободы, в частности, предоставления беременным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, пособия по беременности и родам. В ходе анализа положений статьи 182 УИК РФ отмечается необходимость создания специального федерального закона, принятие которого позволит внести ясность в решение вопроса об обеспечении права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

Ключевые слова: социальные права осужденного, виды социально-экономических прав, обеспечение прав осужденных, пособие по беременности и родам, социальное страхование осужденных, ресоциализация осужденных.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION CLARITY OF SOCIAL RIGHTS OF CONVICTS SERVING IMPRISONMENT

Olga V. Sokolova

Acting head of the Dean of Law Faculty

at Ivanovo State University,

PhD in Law, Associate professor

E-mail: olgasokolova.067@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3002-2588

Dmitiiy A. Stolyarov

Associate Professor of the Department of Theory of Law and State and Legal

Disciplines of the Ivanovo branch of private higher education

Institution «International Law Institute», PhD in History

E-mail: stoliarow.mitya@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3985-6311

350 _ ©Соколова О. В., Столяров Д. А., 2021

Abstract. In the article devoted to the analysis of particular provisions of the Criminal Executive Code of the Russian Federation and other normative legal acts regulating the provision of social assistance to convicts, the concept of the social rights of convicts as well as their types are given. Special attention is paid to the conflict of those regulations that determine the procedure for compulsory social insurance of convicts sentenced to imprisonment, in particular, the provision of maternity benefits to pregnant women serving sentences in correctional facilities. While analyzing the provisions of Article 182 of the Criminal Code of the Russian Federation, the necessity to create a special federal law, the adoption of which will clarify the issue of ensuring the right of released convicts to labor and household arrangements and other types of social assistance, is pointed out.

Key words: social rights of a convict, types of socio-economic rights, ensuring the rights of convicts, maternity benefits, social insurance of convicts, re-socialization of convicts.

Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» (распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р), по мысли ее разработчиков, должна «носить ярко выраженный социальный характер»1. Особое внимание планируется уделять реализации прав осужденных, относящихся к социально уязвимым группам населения, на охрану их здоровья; материально-бытовым условиям при отбывании наказания, материально-техническим вопросам организации обучения, привлечения к труду. Решение социально-ориентированных задач создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.

Социальные права — это права, закрепленные в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах, реализуются в сфере производства и распределения материальных благ по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления, в социальной сфере, гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность каждой личности, активную роль в осуществлении которых играет государство2. К основным социально-экономическим правам осужденных относятся право на труд, право на образование, право на пенсионное обеспечение и социальные пособия, право на охрану здоровья, право на материально-бытовое обеспечение, право

1 Собрание законодательства РФ. 2017. № 2 (Часть II). Ст. 413.

2 Кириченко А. А. Понятие, система, юридическая природа и механизмы реализации социальных и экономических прав человека (гражданина) в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 1. С. 79.

на обязательное государственное социальное страхование3.

Процесс реализации социально-экономических прав осужденных к лишению свободы имеет специфическую особенность: он невозможен без содействия администрации места лишения свободы и совокупности некоторых других условий (обустройство мест проживания и работы в соответствии с установленными нормами, наличие образовательного учреждения на территории исправительного учреждения и пр.)4.

Отсутствие должного содействия со стороны администрации может быть связано с тем, что в уголовно-исполнительной системе разработан нечеткий механизм реализации отдельных социальных прав осужденных, а также представлен не весь алгоритм взаимодействия различных служб, участвующих в решении вопросов оказания осужденным социальной помощи.

Так, осужденная к шести месяцам лишения свободы, находясь в исправительной колонии, узнала, что беременна. Встала на учет по беременности в поликлинике уже после освобождения на 32 неделе. На ее требование взыскать единовременное пособие для женщин, вставших на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, представитель ответчика пояснил, что УФСИН России не имеет возможности осуществлять постановку осужденных на учет по беременности и родам, так как не является медицинским учреждением. В штатном расписании отсутствует медицинская часть5. Полагаем, что уголовно-

3 Грахова М. И. О некоторых аспектах обеспечения социально-экономических прав осужденных к лишению свободы // Юрист Юга России и Закавказья. 2018. № 1. С. 27.

4 Грахова М. И. Указ. соч. С. 28.

5 Решение Хабаровского районного суда Хабаровско-

го края от 5 апреля 2016 г. Дело № 2-119/2016 // Доступ

из СПС «КонсультантПлюс».

исполнительная система могла бы оказать помощь осужденной в данном вопросе, если бы располагала необходимыми организационными и правовыми ресурсами.

В литературе отмечается важность решения вопросов, связанных с финансированием программ социальной реабилитации и ресоциали-зации заключенных, предоставление им всех необходимых социальных услуг; подчеркивается, что обеспечение социальных гарантий осужденных, в частности, в сфере охраны здоровья, образования и реализации права на труд, на законодательном уровне следует регламентировать более детально6. Недопустимой, на наш взгляд, является коллизия тех нормативных положений, которые определяют порядок обязательного социального страхования осужденных к лишению свободы, в частности, предоставления беременным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, пособия по беременности и родам.

Согласно ч. 1 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации7 (далее — УИК РФ) осужденные к лишению свободы женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Положение о том, что пособие «выплачивается независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств», было включено в норму в декабре 2003 года.

Что касается позиции Правительства РФ, которому было делегировано раскрыть порядок обеспечения осужденных данным видом социальной помощи, то в своем постановлении исполнительный орган власти указал на право лиц, отбывающих лишение свободы, получать пособия, если до освобождения от работы в связи с беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы (п. 4 постановления Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду»8). Но уже

6 Климова Д. В. Механизм обеспечения социальных гарантий лиц, осужденных к лишению свободы // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 2-2. С. 147.

7 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

8 Собрании законодательства РФ. 2001. № 43. Ст. 4106; Собрании законодательства РФ. 2013. 1 апреля. № 13. Ст. 1559.

в 2006 году законодатель озвучивает совершенно противоположную к УИК РФ позицию: в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»9 перечисленные в законе виды пособий выплачиваются лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду.

В юридической доктрине представлены три разных подхода: 1) приоритет темпорального критерия преодоления коллизии; 2) равенство коллизионных правил, предопределяющее казуальное выявление воли законодателя; 3) приоритет содержательного критерия10. В частности, Н. В. Митин по вопросу соотношения вышеуказанных норм высказал позицию, согласно которой учитывать следует положения ФЗ № 255-ФЗ11, являющегося специальным для регулирования вопросов предоставления пособий по обязательному социальному страхованию, а также принятому позднее.

Представляется целесообразным не преодоление, а устранение противоречия (коллизии) между УИК РФ и указанными выше нормативными актами. Следует внести изменения в п. 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 255-ФЗ, а также в постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727, исключив указание на получение данного вида пособий только осужденными женщинами, привлеченными к оплачиваемому труду. Такое решение, на наш взгляд, в большей степени соответствует идее гуманизации уголовно-исполнительной политики, направленной, в том числе на такие задачи, как: «укрепить психологическую связь матери и ребенка, ресоциализировать осужденных женщин, имеющих малолетних детей, осуществить профилактику социального сиротства» (раздел 1 Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)».

Исследователи один из аргументов в пользу приоритета lex specialis связывают с фундамен-

9 Российская газета. № 297. 2006. 31 декабря; Российская газета. № 126. 2020. 11 июня.

10 Петров А. А. Совпадение содержательной и темпоральной коллизий правовых норм // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 28-41. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11 Митин Н. В. Обеспечение пособиями по беремен-

ности и родам женщин, осужденных к лишению свободы // Законность. 2012. № 5. С. 42-45а. Доступ из СПС

«КонсультантПлюс».

тальным принципом правовой определенности: поскольку речь идет о коллизиях норм права одинаковой юридической силы, законодатель, формулируя новую общую норму, должен прямо выразить свою волю относительно изъятий из действий этой нормы, отменив ранее принятые по тому же вопросу специальные правила. Нет явно выраженной отмены — следует применять ранее принятую специальную норму, противное приведет к неоправданному росту уровня правовой неопределенности12.

Не меньше вопросов возникает относительно постпенитенциарной ресоциализа-ции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе, к ее законодательной регламентации.

В юридической литературе высказывается справедливая критика в адрес законодателя, который включил в уголовно-исполнительное законодательство «норму-фикцию». По мысли В. Е. Южанина, законодатель, определяя нормы-фикции, старается удовлетворить общественные запросы, требования международных норм права о демократизации и гуманизации исправительных процессов в местах изоляции, а на деле они не могут быть обеспечены из-за отсутствия соответствующих условий. Так, ст. 182 УИК РФ, устанавливающая право освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, декларирует право осужденных, но оно не всегда реализуется, не подкреплено корреспондирующей обязанностью соответствующих органов13. Как отмечает С. А. Шмелева, в России отсутствует скоординированная система распределения обязанностей и компетенций между различны-

12 Петров А. А. Указ. соч. // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

13 Южанин В. Е. Нормы-фикции в институте исполнения наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13 (1-4). № 2. С. 128.

ми органами и службами по вопросам оказания помощи лицам, которые уже отбыли наказание в местах лишения свободы14.

О. В. Климанова, поддерживая позицию, что трудности постпенитенциарной ресоциализа-ции во многом связаны с правовой скупостью законодателя и могут быть решены посредством принятия специального федерального закона, отмечает также важность внесения изменений в уже действующее законодательство, доведения до логического завершения намерения законодателя обособить в рамках ресоциализации работу именно с осужденными и освобожденными лицами, установив четкий объем пенитенциарных и постпенитенциарных мер, включенных в ресоциализацию, а также прямо перечислив основных субъектов, уполномоченных на их применение15.

Отметим, что авторы, в основном, комментируя положения данной статьи, распространяют ее содержание на уже освобожденных от лишения свободы лиц. Но, на наш взгляд, в ст. 182 УИК РФ четко обозначено, кому адресована норма — осужденному, т.е. тому, кто еще относится к категории субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В этой связи видится целесообразным разработать специальный нормативный акт (федеральный закон), нормы которого будут регламентировать и определять механизмы реализации права лица, освобожденного из исправительного учреждения, на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

14 Шмелева С. А. Организация работы по ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из исправительных учреждений в Ивановской области // Бюллетень Уполномоченного по правам человека. 2020. № 8. С. 78-81.

15 Климанова О. В. Ресоциализация лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, в нормативных актах: противоречия и пробелы // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4. № 2. С. 34-40.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грахова М. И. О некоторых аспектах обеспечения социально-экономических прав осужденных к лишению свободы // Юрист Юга России и Закавказья. 2018. № 1. С. 25-29.

2. Кириченко А. А. Понятие, система, юридическая природа и механизмы реализации социальных и экономических прав человека (гражданина) в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 1. С. 76-83.

3. Климанова О. В. Ресоциализация лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, в нормативных актах: противоречия и пробелы // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4. № 2. С. 34-40.

4. Климова Д. В. Механизм обеспечения социальных гарантий лиц, осужденных к лишению свободы // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 2-2. С. 146-148.

5. Митин Н. В. Обеспечение пособиями по беременности и родам женщин, осужденных к лишению свободы // Законность. 2012. № 5. С. 42-45.

6. Петров А. А. Совпадение содержательной и темпоральной коллизий правовых норм // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 28-41.

7. Шмелева С. А. Организация работы по ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из исправительных учреждений в Ивановской области // Бюллетень Уполномоченного по правам человека. 2020. № 8. С. 78-81.

8. Южанин В. Е. Нормы-фикции в институте исполнения наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13 (1-4). № 2. С. 124-129.

REFERENCES

1. Grakhova M. I. O nekotorykh aspektakh obespecheniya sotsialno-ekonomicheskikh prav osuzhdennykh k lisheniyu svobody [On certain aspects of ensuring the socio-economic rights of convicted prisoners to imprisonment]. Yurist Yuga Rossii i Zakavkazia [Lawyer of the South of Russia and Transcaucasia]. 2018. № 1. Pp. 25-29. (In Russ.).

2. Kirichenko A. A. Ponyatiye, sistema, yuridicheskaya priroda i mekhanizmy realizatsii sotsialnykh i ekonomicheskikh prav cheloveka (grazhdanina) v Rossiyskoy Federatsii [The concept, system, legal nature and mechanisms for the realization of social and economic rights of a person (citizen) in the Russian Federation]. Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik [North Caucasus Legal Gazette]. 2016. № 1. Pp. 76-83. (In Russ.).

3. Klimanova O. V. Resotsializatsiya lits, otbyvshikh ugolovnoye nakazaniye i osvobozhdennykh ot nego, v normativnykh aktakh: protivorechiya i probely [Resocialization of persons who haveserved a criminal sentence and have been released from it in normative acts: contradictions and gaps]. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Law Journal of Samara University]. 2018. T. 4. № 2. Pp. 34-40. (In Russ.).

4. Klimova D. V. Mekhanizm obespecheniya sotsialnykh garanti y lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Mechanism for Ensuring Social Guarantees for Persons Sentenced to Imprisonment]. Novaya nauka: ot idei k rezultatu [New Science: from Idea to Result]. 2016. № 2-2. Pp. 146-148. (In Russ.).

5. Mitin N. V. Obespecheniyeposobiyamipo beremennosti i rodam zhenshchin, osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Provision of maternity benefits for women sentenced to imprisonment]. Zakonnost [Legality]. 2012. № 5. Pp. 42-45. (In Russ.).

6. Petrov A. A. Sovpadeniye soderzhatelnoy i temporalnoy kolliziy pravovykh norm [Coincidence of substantive and temporal conflicts of legal norms]. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian law]. 2017. № 8. Pp. 28-41. (In Russ.).

7. Shmeleva S. A. Organizatsiya raboty po resotsializatsii osuzhdennykh i lits, osvobodivshikhsya iz ispravitelnykh uchrezhdeniy v Ivanovskoy oblasti [Organization of work on the resocialization of convicts and persons released from correctional institutions in the Ivanovo region]. Byulleten Upolnomochennogo po pravam cheloveka [Bulletin of the Commissioner for Human Rights]. 2020. № 8. Pp. 78-81. (In Russ.).

8. Yuzhanin V. E. Normy-fiktsii v institute ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody [Norms-fictions in the institution of execution of punishment in the form of imrisonment]. Ugolovno-ispolnitelnoye pravo [Criminal Executive Law]. 2018. T. 13 (1-4). № 2. Pp. 124-129. (In Russ.).

Для цитирования:

Соколова О. В., Столяров Д. А. К вопросу определенности правовой регламентации социальных прав осужденных, отбывающих лишение свободы // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 350-354.

For citation:

Sokolova O. V., Stolyarov D. A. K voprosu opredelennosti pravovoj reglamentacii social'nyh prav osuzhdennyh, otbyvayushchih lishenie svobody [On the issue of the certainty of the legal regulation of the social rights of convicts serving imprisonment]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 350-354. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.